Выпускающий редактор Sputnik Абхазия Изольда Хагба

танцевать хочу", или "печальные" танцы

1973
(обновлено 19:49 25.01.2017)
Колумнист Sputnik Изольда Хагба рассказывает забавную историю из жизни и о некоторых традициях абхазов, изживших себя так и не закрепившись.

Мы все приходим на этот свет, не зная, в какой семье мы родились, кто наши родители, какой мы национальности, каковы традиции народа, к которому нам предстоит принадлежать, да нас никто и не спрашивает, то есть за нас все это решается задолго до нашего появления. Со временем мы узнаем, кто мы и что. 

Так, естественно, случилось и со мной. Не то чтобы я жалуюсь, меня, как раз, все устраивает. С годами я стала понимать, в какой семье я родилась, позже я стала понимать, частью какого народа я стала, начала вникать в традиции этого народа. Как раз об одной из традиций, которая на сегодняшний день себя давно изжила, речь и пойдет далее.

Благодаря многим факторам в Абхазии происходило скрещение разных цивилизаций и культур, что не могло не сказаться и на уровне развития традиций в том числе. Сегодня уже никто и не вспомнит, да и вряд ли тогда, в те далекие  времена, когда многие из этих традиций зарождались, кто-то успел их подметить и зафиксировать. Это всегда происходит незаметно, как-то само собой.

Так вот, эти "ритуальные" действия, нравятся они тебе или нет, понимаешь ты их или нет, являются частью твоего народа, а значит, и тебя.

Дело было в начале 1980-х, когда мне было почти три года от роду. Ходить я начала рано, в девять месяцев, и почти сразу пыталась танцевать, чем дочь-пышечка вызывала неописуемый восторг всей семьи. В тот период моя мама находилась в Москве, где вскоре на свет должны были появиться мои братья-двойняшки. Единственным человеком, кто мог за мной присматривать, и кого я принимала, была моя ныне покойная бабушка. 

В этот самый период умер зять бабушки, муж ее сестры. У абхазов всегда было особое отношение к похоронам, к соболезнованию, тем более в те времена, когда смерть каждого из немногочисленного народа была горем всего народа. Мне кажется, что после войны, когда столько горя свалилось на нас единовременно, мы как-то проще что-ли стали относиться к "одиночным" смертям. Не знаю, это всего лишь мое субъективное наблюдение.

Если умирает близкий или дальний родственник семьи, то все родственники, как принято у абхазов, денно и нощно окружают ту семью, в которой непосредственно произошло горе, всячески ее поддерживая.

Настал день похорон, когда всем непременно нужно было быть на похоронах, а бабушке, чей зять покоился, тем более нужно было находиться в числе плакальщиц за гробом.  Но куда же деть внучку, которая больше ни к кому не идет?! О том, чтобы она совсем не показалась на похоронах, речи идти не могло, потому было решено, что внучку возьмут с собой, а там кто-то подержит ребенка, пока бабушка выполнит необходимый "обряд".

В те времена была такая традиция — близкие родственники семьи покойного заходили во двор в сопровождении траурной музыки, исполняемой "вживую" духовым оркестром. Оркестр заказывался специально для этой миссии. 

Все шло по плану: оркестр и вся семья в сборе дружно подошли к воротам, ребенка спешно передали в руки, стоявшей у ворот родственнице, а сами двинулись в сторону двора. Оркестр громко отбивает ритм, женщины в такт музыке произносят "амыткәма" (ред. — причитание).

В этот самый момент я выбиваюсь из рук малознакомой родственницы (а ребенком я была достаточно крупным, с увесистыми щечками, то есть остановить меня было не так легко), выбегаю на середину двора со словами "я танцевать хочу" и, не обращая внимания на заунывный ритм похоронного марша, пускаюсь в пляс, чем, естественно, привлекаю внимание всех вокруг. И только моя семья, увлеченная миссией, не ведает о том, что происходит за их спинами.

Нужно ли говорить, какой смех поднялся вокруг. Музыка не останавливается, ребенок вошел во вкус и пляшет, кто-то плачет… Одним словом, похороны я "отгуляла" на славу.

Абхазская народная пословица гласит "Ацәгьеи абзиеи рышьхәа еивҵоуп" (хорошее и плохое идут рука об руку — ред.). В тот день присутствовавшие на похоронах увидели это своими глазами – пожилой человек, уходящий в мир иной, и новая жизнь, которая бьет ключом.

1973
Теги:
юмор, рассказы, традиции, Абхазия

Террорист убил учителя, а Европа убивает себя сама

299
(обновлено 11:16 19.10.2020)
В пятницу во Франции около учебного заведения в коммуне Конфлан-Сент-Онорин произошло убийство преподавателя. Предполагаемый нападавший был застрелен сотрудниками полиции в соседней коммуне Эраньи.

После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев. Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

В общем, совершенно обычная история в современной Европе.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами. Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство. Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих. Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.
Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

299

Назад, к бедности: Всемирный банк грустит, Китай полон оптимизма

183
(обновлено 14:19 18.10.2020)
По данным Всемирного банка, обратно в нищету по итогам 2020 года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять.

Самый, наверное, обсуждаемый сейчас повсюду международный документ — это сообщение Всемирного банка о том, что в 2020 году мир резко обеднел и с этим надо что-то делать, пишет колумнист РИА Новости Дмитрий Косырев. Документ, и особенно итоговый призыв, явно обращен к предстоящей ежегодной встрече "Группы двадцати" (лидеров ведущих экономик мира), но в нем масса фактов, интересных также всем и каждому.

И самый эффектный факт в том, что мы, то есть мир, очень хорошо жили в последние два-три десятилетия, но мало кто это замечал: к хорошему привыкаешь. С начала 1990-х годов доля людей в мире, живущих за чертой абсолютной бедности (1,9 доллара в день), снизилась с 35 до 8,4%: фантастический успех, прежде всего благодаря Китаю, где разбогатели около 700 миллионов. На начало года "экстремально бедных" оставалось только 9,2% населения планеты, или 689 миллионов человек. Говорили о том, что к 2030 году будет полная победа — мир без нищеты.

И вот, сообщает нам ВБ, пришел 2020-й — и кривая на графике впервые надломилась. Обратно в нищету по итогам года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять (если повезет).

Причины банк обозначает так: сочетание военных конфликтов, перемен климата и пандемии. Важнее всего последний фактор. Здесь надо смотреть на детали: раньше типичный супербедный был жителем какой-то отдаленной деревни в Африке южнее Сахары. Сейчас больше всего пострадали совсем другие страны — "среднего дохода", где будет теперь помещаться до 82% только что обедневших.

Это прежде всего Индия, Бангладеш, Нигерия и прочие. Портрет отброшенных сегодня в нищету такой: это скорее городские жители, работали в "неформальном секторе" и на каких-то производствах, "на которые более всего оказали влияние локдауны и ограничения в перемещении". Индия, напомним, известна наиболее длительными и жесткими карантинами из всех прочих стран мира. Всего, получается у банка, на грани выживания в ближайшее время окажется в 150 раз больше людей, чем умерло от самой пандемии.

Все в целом по масштабу напоминает потери, которые мир обычно несет после какой-нибудь мировой войны. Собственно, множеством экспертов уже было сказано, что Третья мировая давно идет, просто она ведется новыми методами — без боевых действий как таковых (не считая региональных конфликтов). Это война ценностей и подходов к глобальному и местному управлению, неразрывно слитая с борьбой разных лобби и отраслей экономики за то, кто из них будет дальше диктовать людям, как им теперь следует жить.

Резкий рост крайней бедности — только часть такого процесса, можно было бы вспомнить обеднение среднего класса в относительно небольшой группе западных стран, называющих себя развитыми. Или очень странную кампанию по заселению Европы или США мигрантами под разговоры о "врожденном расизме белого человека". Или прочие кампании, направленные на уничтожение нормальной жизни обществ. Раньше такая перезагрузка всей системы происходила по итогам массовых боевых действий (пир победителей), сейчас обходится без них.

Беспрецедентность происходящего наводит на мысли, что призывы ВБ "что-то сделать" с рывком бедности не каждый в сегодняшнем мире услышит — не до того. Ну хотя бы США — кто-то еще думает, что Америка с ее нынешними проблемами способна улучшать мир? Хотя министры финансов G20 очень серьезно отнеслись к идее продлить мораторий на обслуживание внешнего долга наименее развитых стран еще и на 2021 год. Но это капля в море проблем.

Единственная из великих держав, делающая оптимистические заявления насчет способности человечества успешно и дружно пройти через нынешнюю черную полосу, — это Китай. Например, идея построить "процветающий, чистый и красивый мир" достаточно типична для китайских внешнеполитических заявлений (в данном случае речь об инициативах по части экологически дружественных технологий). Но Пекину удается в лучшем случае декларативно обозначить направление, в котором он хотел бы идти вместе с партнерами. Или возглавить движение, хотя лидерство — такая штука, которую нужно предлагать очень аккуратно.

А вот если речь о практических и результативных действиях, то с этим сложнее. На минувшей неделе Китай, например, провел акцию в ООН — инициировал совместное заявление 26 стран в Третьем комитете (по социальным и гуманитарным проблемам). Двадцать шесть (включая Россию) — это страны, против которых вводили санкции США с союзниками, хотя список неполный. Мысль заявления проста: санкции надо немедленно снять. Поскольку они всегда ухудшают положение населения стран, против которых вводятся. И нынешний момент — тот самый случай, когда с санкциями пора распрощаться.

Но всем же понятно, что никто ничего снимать сейчас не будет, сколько бы ни было "новых бедных". В конце концов, что там Третий комитет — 23 марта к тому же призывала комиссар ООН по правам человека, а 26 марта — Генеральный секретарь ООН. А потом и вся Генассамблея большинством голосов.

Да это уже, видимо, и физически невозможно — снимать санкции. Журнал The Atlantic насчитывает 7967 штук санкций США против каких угодно стран, правда, по состоянию на май 2019 года. А с тех пор добавились (в этом октябре) санкции, например, против 18 иранских банков, то есть, по сути, против тех, кто с ними будет иметь дело. И еще много других. Основания — да никому уже они давно не интересны. И как — с чисто технической точки зрения — можно отменить всю эту кучу документов, которые и перечислить-то не одного дня дело?
Обычно по итогам мировых войн все подобное старье разом сметают в прошлое. Но Третья мировая еще явно не закончена, так что и противостояние санкциям, и связанная с ним борьба с внезапно обострившейся бедностью еще не скоро завершатся.

183

Армения, Азербайджан и США объявили о гуманитарном перемирии в Карабахе

86
(обновлено 00:19 26.10.2020)
Министры иностранных дел Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов провели встречу с заместителем госсекретаря США Стивеном Биганом, по итогам которой объявили о гуманитарном перемирии в Нагорном Карабахе.

СУХУМ, 25 окт - Sputnik. Режим прекращения огня в Нагорном Карабахе начнется в 7.00 мск (8.00 по местному времени) в понедельник, говорится в совместном заявлении США, Армении и Азербайджана, которое распространил госдепартамент США, сообщает РИА Новости.

В заявлении ведомства отмечается, что 24 октября министры иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян и Азербайджана Джейхун Байрамов провели встречу с заместителем госсекретаря США Стивеном Биганом.

"(Они - ред.) подтвердили приверженность своих стран выполнению и соблюдению соглашения о гуманитарном прекращении огня, которое было согласовано в Москве 10 октября, что было подтверждено в заявлении в Париже 17 октября, в соответствии с совместным заявлением президента США Дональда Трампа, президента Франции Эммануэля Макрона и президента России Владимира Путина от 1 октября 2020 года", - говорится в заявлении, размещенном на сайте госдепартамента.

"Прекращение огня по гуманитарным соображениям вступит в силу в 8.00 по местному времени 26 октября 2020 года. США способствовали ведению интенсивных переговоров между министрами иностранных дел и сопредседателями Минской группы (ОБСЕ), для того чтобы Армения и Азербайджан приблизились к мирному разрешению нагорно-карабахского конфликта", - говорится в заявлении.

Госсекретарь США Майк Помпео в своем Twitter подтвердил факт достижения договоренности и подчеркнул, что главы МИД Армении и Азербайджана "обязались ввести и соблюдать режим прекращения огня с полуночи (по времени Вашингтона - ред.)".

Обострение конфликта на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе начались 27 сентября. В Армении и Азербайджане объявлено военное положение. Обе стороны обвиняют друг друга в развязывании военных действий. В Карабахе сообщают об артиллерийских обстрелах мирных населенных пунктов непризнанной республики, включая ее столицу Степанакерт. Лидеры России, США и Франции призвали противоборствующие стороны прекратить столкновения, обязаться начать переговоры без предварительных условий.

Первую попытку заключить перемирие стороны предприняли в ночь на 10 октября на консультациях в Москве. Министров иностранных дел Армении и Азербайджана в российскую столицу пригласил президент Владимир Путин. По итогам встречи Баку и Ереван договорились о прекращении огня с 12:00 10 октября — для обмена пленными и телами погибших. Однако почти сразу стороны начали обвинять друг друга в нарушении договоренностей.

Вторая попытка организовать гуманитарное перемирие была предпринята в ночь на 18 октября.

86