Инал Лазба: почему апсуара.

Инал Лазба: почему аԥсуара

1712
(обновлено 14:23 08.02.2017)
Об аԥсуара как об абхазской религии и об отношении к нормам аԥсуара в современном обществе рассуждает колумнист Инал Лазба.

Встретить человека, который переехал на постоянное место жительства в Абхазию из какой-либо другой страны, — уже нередкое явление.  Внешних причин для переезда может быть много, и все они очень разные. Казалось бы, все просто — тут тепло, чистый воздух, натуральные продукты, море. Человек может переехать жить в Абхазию, выйдя на пенсию, или, наоборот, в целях заработка — вложить средства в туристический бизнес, например, ну и так далее. Однако многих привлекает что-то совершенно иное.

"В Абхазии знают цену жизни, берегут семьи и не бросают своих родителей. Тут любят детей, уважают стариков, соседи помогают друг другу, такого в Европе давно уже нет", — заявил мне один из знакомых иностранцев.  Возможно, он немного преувеличивает, но переполненные детские дома и приюты престарелых, легализация однополых браков и прочие, не укладывающиеся в здоровой голове вещи, происходящие в последнее время в Старом Свете, не дают усомниться в его правоте. Однако подмена общечеловеческих ценностей — общемировая тенденция, которая не обошла стороной и нас с вами.

"Ԥхашьароуп" уже не работает

"Ԥхашьароуп" – это "грозное" слово, которое каждый ребенок часто слышал от своей бабушки или мамы, предостерегавшей его от неправильного поступка. Сотни лет наши предки, жившие по законам аԥсуара, показывали своим примером растущему поколению, как нужно жить, как поступать, как правильно соблюдать традиции. И так как дети практически не видели другой модели поведения, эта модель в них легко уживалась, наставления старших легко принимались на веру и не требовали особого объяснения, ведь по-другому человек и не мог себя повести, не рискуя услышать за спиной презрительное "Ԥхашьароуп". 

Ребенок, который рос в более или менее изолированном социуме, не задавался вопросом "почему он должен себя вести именно так". Но в современном обществе, когда он с самого детства слышит одно, а в телевизоре, компьютере, телефоне и даже уже на улице видит совсем другое, он уже не готов беспрекословно принять на веру то, что пытаются внушить старшие. Он уже идет по другому пути, он ищет ответы сам. И бабушкино "Ԥхашьароуп" уже не сработает, так как почти все вокруг уже давно так не считают.

К сожалению, многое у нас завязано как раз на общественном мнении, которое имеет свойство меняться, а сегодня общественное сознание еще более уязвимо. Даже я, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, могу назвать с десяток вещей, которые на моей памяти мы не могли себе позволить, а сейчас давно уже принимаем как должное.

Где искать объяснения?

Определенно, немало людей, которые приняли для себя апсуара и следуют ему, исходя из внутренних убеждений, и для которых страх перед общественным порицанием далеко не причина подобного поведения. Но в современных условиях, чтобы твои дети приняли эти "правила игры", им нужны объяснения, почему они должны поступать именно так, когда все вокруг этого не делают.

На мой взгляд, аԥсуара– это наша абхазская производная от общечеловеческих ценностей, которые закреплены во всех религиях мира. В аԥсуара нет ничего дикого или даже отличного от мирового начала. Аԥсуара — это наша абхазская религия. Мы не всегда знаем и помним детальное объяснение норм, заложенных в аԥсуара, но их можно легко восстановить, обратившись к другим религиям. Помню, как Владислав Ардзинба ответил на вопрос журналиста о его отношении к религии. "Я отношусь к религии как к разным путям постижения одной истины", — сказал он. Вот и я думаю, что нам есть где искать объяснения. 

"Почитай незваного гостя как бога"

Никогда не укладывалась в голове древняя абхазская традиция "Аԥҳәыс асас ишьапы нылыӡәӡәоз" (омовение ног гостю — ред.). Согласитесь, это выглядит дико и отвратительно, если перенести эту традицию в современный мир. Как же такое могли себе позволить гордые абхазы? Чтобы женщина мыла ноги какому-то незнакомцу, что за дикость, думал я, и никак не мог найти объяснение, откуда это у нас.

Совсем недавно один мой друг упомянул эту забытую традицию в разговоре, но совершенно под другим светом.  Омовение ног во многих религиях имеет особенное значение, этот элемент присутствует в христианском писании, где фигурирует женщина, совершившая омовение ног Иисусу ее слезами и вытирание их ее длинными волосами.

Этот элемент присутствует и в других религиях так или иначе, это знак высокого уважения, а все мы прекрасно знаем, как абхазы относились к гостю. Особое отношение к гостю — также часть общечеловеческих ценностей, которая уже многим чужда в современном мире. К слову, "почитай мать, отца и гостя как бога", гласит священный текст в индуизме. Есть и другие подобные примеры. 

Женщина, осуществлявшая омовение дорогому гостю, и мысли бы не допустила, что это ее как-то унижает, так же как и гость не посмел бы подумать такого о ней.

Оказывая особое почтение гостю, хозяева рассчитывали на божью милость. "Асас быжь насыԥк ицуп, данцо ак аанижьуеит", считалось у абхазов (У гостя семь счастий, одно он оставляет уходя — ред.).

Я привел этот полный противоречий для современного человека пример вовсе не потому, что призываю вернуться к этому – нет! Но мы видим, что даже те элементы наших традиций, которые сегодня мы в один голос называем абсурдными, имели легкое и доступное объяснение.  

Общество настолько динамично меняется, что, не получив подробного объяснения, любая традиция может с легкостью превратиться в такой же абсурд.

Люди должны почувствовать, что апсуара им нужно для того, чтобы быть счастливыми, для того, чтобы прожить достойную жизнь и обрести покой. Но для этого апсуара должно давать четкие ответы на все вопросы. Ответы на все вопросы содержатся, безусловно, в нем, только вот нужно правильное толкование.

Каждому "Ԥхашьароуп" есть объяснение, и, если мы его подзабыли, его можно найти в православии, мусульманстве или даже в науке, но объяснение есть, а без объяснения мы уже не готовы это принять, так как нам каждый день внушают и показывают, почему нам это не нужно….

Если человек обратится к другим источникам для поиска объяснений, это не приведет к потере духа аԥсуара. Так как есть вещи, которые нужно понять разумом, а аԥсуара всегда остается в сердце.

Известного в Абхазии Шалву Инал-ипа как-то спросили: 

— Шалва, уара уатеиступ, уцаны аныхаҿы амц узыҳәома? (Шалва, ты атеист, ты сможешь солгать на аныха?— ред.)

— Иухьи уара, саԥсыуами (Никогда, я же Абхаз —ред.) — ответил он. 

Возможно, как раз этот самый симбиоз аԥсуара и христианства, аԥсуара и мусульманства и позволил нам сохранить семейные ценности и добрые традиции на земле, которая, кстати сказать, досталась нам от бога именно за гостеприимство.

Тут, конечно, каждый вспомнит притчу о том, как абхазу досталась земля.

Любой турист из уст даже самого средненького экскурсовода получает в багаж впечатлений о стране эту прекрасную историю. Пересказывать не буду, только глухой не слышал. Может быть, эта легенда и привлекла моего знакомого иностранца в Абхазию. Буду у него в гостях и спрошу, а заодно узнаю, успел ли он перенять абхазское гостеприимство. 

P.S. Кстати, о науке и аԥсуара. По древней традиции, когда абхаз направлялся к дереву, чтобы срубить его, он прятал топор за спину и поглаживал дерево, возможно, прося прощения. В XX веке путем различных опытов наука стала находить подтверждения тому, что растения чувствуют. Приятно осознавать, что наши предки знали об этом гораздо раньше.

1712
Теги:
обычаи, современность, традиции, Инал Лазба, Абхазия

Террорист убил учителя, а Европа убивает себя сама

93
(обновлено 11:16 19.10.2020)
В пятницу во Франции около учебного заведения в коммуне Конфлан-Сент-Онорин произошло убийство преподавателя. Предполагаемый нападавший был застрелен сотрудниками полиции в соседней коммуне Эраньи.

После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев. Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

В общем, совершенно обычная история в современной Европе.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами. Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство. Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих. Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.
Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

93

Назад, к бедности: Всемирный банк грустит, Китай полон оптимизма

88
(обновлено 14:19 18.10.2020)
По данным Всемирного банка, обратно в нищету по итогам 2020 года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять.

Самый, наверное, обсуждаемый сейчас повсюду международный документ — это сообщение Всемирного банка о том, что в 2020 году мир резко обеднел и с этим надо что-то делать, пишет колумнист РИА Новости Дмитрий Косырев. Документ, и особенно итоговый призыв, явно обращен к предстоящей ежегодной встрече "Группы двадцати" (лидеров ведущих экономик мира), но в нем масса фактов, интересных также всем и каждому.

И самый эффектный факт в том, что мы, то есть мир, очень хорошо жили в последние два-три десятилетия, но мало кто это замечал: к хорошему привыкаешь. С начала 1990-х годов доля людей в мире, живущих за чертой абсолютной бедности (1,9 доллара в день), снизилась с 35 до 8,4%: фантастический успех, прежде всего благодаря Китаю, где разбогатели около 700 миллионов. На начало года "экстремально бедных" оставалось только 9,2% населения планеты, или 689 миллионов человек. Говорили о том, что к 2030 году будет полная победа — мир без нищеты.

И вот, сообщает нам ВБ, пришел 2020-й — и кривая на графике впервые надломилась. Обратно в нищету по итогам года будут отброшены 88-115 миллионов человек. И вернуться к исходной, вчерашней точке удастся разве что лет за десять (если повезет).

Причины банк обозначает так: сочетание военных конфликтов, перемен климата и пандемии. Важнее всего последний фактор. Здесь надо смотреть на детали: раньше типичный супербедный был жителем какой-то отдаленной деревни в Африке южнее Сахары. Сейчас больше всего пострадали совсем другие страны — "среднего дохода", где будет теперь помещаться до 82% только что обедневших.

Это прежде всего Индия, Бангладеш, Нигерия и прочие. Портрет отброшенных сегодня в нищету такой: это скорее городские жители, работали в "неформальном секторе" и на каких-то производствах, "на которые более всего оказали влияние локдауны и ограничения в перемещении". Индия, напомним, известна наиболее длительными и жесткими карантинами из всех прочих стран мира. Всего, получается у банка, на грани выживания в ближайшее время окажется в 150 раз больше людей, чем умерло от самой пандемии.

Все в целом по масштабу напоминает потери, которые мир обычно несет после какой-нибудь мировой войны. Собственно, множеством экспертов уже было сказано, что Третья мировая давно идет, просто она ведется новыми методами — без боевых действий как таковых (не считая региональных конфликтов). Это война ценностей и подходов к глобальному и местному управлению, неразрывно слитая с борьбой разных лобби и отраслей экономики за то, кто из них будет дальше диктовать людям, как им теперь следует жить.

Резкий рост крайней бедности — только часть такого процесса, можно было бы вспомнить обеднение среднего класса в относительно небольшой группе западных стран, называющих себя развитыми. Или очень странную кампанию по заселению Европы или США мигрантами под разговоры о "врожденном расизме белого человека". Или прочие кампании, направленные на уничтожение нормальной жизни обществ. Раньше такая перезагрузка всей системы происходила по итогам массовых боевых действий (пир победителей), сейчас обходится без них.

Беспрецедентность происходящего наводит на мысли, что призывы ВБ "что-то сделать" с рывком бедности не каждый в сегодняшнем мире услышит — не до того. Ну хотя бы США — кто-то еще думает, что Америка с ее нынешними проблемами способна улучшать мир? Хотя министры финансов G20 очень серьезно отнеслись к идее продлить мораторий на обслуживание внешнего долга наименее развитых стран еще и на 2021 год. Но это капля в море проблем.

Единственная из великих держав, делающая оптимистические заявления насчет способности человечества успешно и дружно пройти через нынешнюю черную полосу, — это Китай. Например, идея построить "процветающий, чистый и красивый мир" достаточно типична для китайских внешнеполитических заявлений (в данном случае речь об инициативах по части экологически дружественных технологий). Но Пекину удается в лучшем случае декларативно обозначить направление, в котором он хотел бы идти вместе с партнерами. Или возглавить движение, хотя лидерство — такая штука, которую нужно предлагать очень аккуратно.

А вот если речь о практических и результативных действиях, то с этим сложнее. На минувшей неделе Китай, например, провел акцию в ООН — инициировал совместное заявление 26 стран в Третьем комитете (по социальным и гуманитарным проблемам). Двадцать шесть (включая Россию) — это страны, против которых вводили санкции США с союзниками, хотя список неполный. Мысль заявления проста: санкции надо немедленно снять. Поскольку они всегда ухудшают положение населения стран, против которых вводятся. И нынешний момент — тот самый случай, когда с санкциями пора распрощаться.

Но всем же понятно, что никто ничего снимать сейчас не будет, сколько бы ни было "новых бедных". В конце концов, что там Третий комитет — 23 марта к тому же призывала комиссар ООН по правам человека, а 26 марта — Генеральный секретарь ООН. А потом и вся Генассамблея большинством голосов.

Да это уже, видимо, и физически невозможно — снимать санкции. Журнал The Atlantic насчитывает 7967 штук санкций США против каких угодно стран, правда, по состоянию на май 2019 года. А с тех пор добавились (в этом октябре) санкции, например, против 18 иранских банков, то есть, по сути, против тех, кто с ними будет иметь дело. И еще много других. Основания — да никому уже они давно не интересны. И как — с чисто технической точки зрения — можно отменить всю эту кучу документов, которые и перечислить-то не одного дня дело?
Обычно по итогам мировых войн все подобное старье разом сметают в прошлое. Но Третья мировая еще явно не закончена, так что и противостояние санкциям, и связанная с ним борьба с внезапно обострившейся бедностью еще не скоро завершатся.

88

Названа стоимость новогодних туров в Абхазию

416
(обновлено 21:27 19.10.2020)
Эксперты считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

СУХУМ, 19 окт - Sputnik. В продаже появились туры в Абхазию на Новый 2021 год, сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России.

Туристов не остановить: чем привлекает отдых в Абхазии>>

Несмотря на позднее открытие направления, 1 августа, спрос на туры в эту страну достаточно быстро восстановился, отмечает ресурс. Так, по данным туроператора "Интурист", продажи в августе уже соответствовали аналогичному периоду прошлого года.

Российские туроператоры осторожны в прогнозах о том, как вырастет спрос на туры в Абхазию в зимний период. Эксперты сходятся во мнении, что основополагающим фактором этого процесса станет эпидемиологическая ситуация.

"Сейчас глубина продаж достигает конца ноября. Зимний спрос будет зависеть от ограничительных мер на направлении и открытия других направлений на этот период", – отметили в "Интуристе".

Эксперты туроператора TUI Россия считают, что спрос на Абхазию этой зимой вырастет, чему поможет высокая загрузка отелей Сочи. Участники рынка надеются, что инфраструктура Абхазии справится с возможным увеличением турпотока зимой.

"В Абхазии открылись несколько новых здравниц в Гагре, Новом Афоне, Сухуме, которые могут быть востребованы в межсезонье и новогодние праздники", – говорят в "Дельфине". По мнению экспертов АЛЕАН, основный наплыв туристов зимой будет из соседнего Сочи на короткие поездки, и с этим инфраструктура Абхазии справится.

Гражданин и начальник: Барциц о первом месяце турсезона-2020 в Абхазии>> 

Российские туроператоры назвали стоимость новогодних туров в Абхазию.

  • У "Дельфина": отели без питания (8 дней/7н) - от 7800 рублей на двоих (без учета перелета). Отели с завтраком -  от 15000 рублей на двоих. Проживание с 3-х разовым питанием – от 25800 рублей на двоих.
  • TUI Россия: пакетный тур с 30.12.2020 на 6 ночей с питанием FB обойдется от 24 600 рублей на двоих.
  • "Интурист": недельный тур с авиаперелетом из Москвы и размещением в гостевом доме в Гагре  обойдется от 11 652 рублей на двоих без питания.
  • Национальный туроператор АЛЕАН: неделя проживания в Абхазии (без перелета) обойдется в 20 000 рублей. Дополнительно оплачивается новогодний банкет (6000 рублей) 
  • "Мультитур": новогоднее путешествие в Абхазию (заезд 31 декабря, 3 дня/2 ночи) обойдется от 12 600 рублей на двоих с 3-х разовым питанием (без дороги).
  • ANEXTour: тур с авиаперелетом на двоих обойдется от 38 000 рублей

По информации Ассоциации туроператоров России, осенью объекты размещения Абхазии работали с загрузкой 90%, при этом все популярные отели в Гаграх и Пицунде встали на stop sale еще в сентябре.

По оценкам российских экспертов, спрос на туры в Абхазию на бархатный сезон в годовом выражении вырос на 50%.

Смотрите также:

416