Инал Лазба: почему аԥсуара

© Sputnik / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкИнал Лазба: почему апсуара.
Инал Лазба: почему апсуара. - Sputnik Абхазия
Подписаться
Об аԥсуара как об абхазской религии и об отношении к нормам аԥсуара в современном обществе рассуждает колумнист Инал Лазба.

Встретить человека, который переехал на постоянное место жительства в Абхазию из какой-либо другой страны, — уже нередкое явление.  Внешних причин для переезда может быть много, и все они очень разные. Казалось бы, все просто — тут тепло, чистый воздух, натуральные продукты, море. Человек может переехать жить в Абхазию, выйдя на пенсию, или, наоборот, в целях заработка — вложить средства в туристический бизнес, например, ну и так далее. Однако многих привлекает что-то совершенно иное.

"В Абхазии знают цену жизни, берегут семьи и не бросают своих родителей. Тут любят детей, уважают стариков, соседи помогают друг другу, такого в Европе давно уже нет", — заявил мне один из знакомых иностранцев.  Возможно, он немного преувеличивает, но переполненные детские дома и приюты престарелых, легализация однополых браков и прочие, не укладывающиеся в здоровой голове вещи, происходящие в последнее время в Старом Свете, не дают усомниться в его правоте. Однако подмена общечеловеческих ценностей — общемировая тенденция, которая не обошла стороной и нас с вами.

Арда Ашуба. - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Ашуба: традиции приветствия у абхазов несут национальный характер

"Ԥхашьароуп" уже не работает

"Ԥхашьароуп" – это "грозное" слово, которое каждый ребенок часто слышал от своей бабушки или мамы, предостерегавшей его от неправильного поступка. Сотни лет наши предки, жившие по законам аԥсуара, показывали своим примером растущему поколению, как нужно жить, как поступать, как правильно соблюдать традиции. И так как дети практически не видели другой модели поведения, эта модель в них легко уживалась, наставления старших легко принимались на веру и не требовали особого объяснения, ведь по-другому человек и не мог себя повести, не рискуя услышать за спиной презрительное "Ԥхашьароуп". 

Ребенок, который рос в более или менее изолированном социуме, не задавался вопросом "почему он должен себя вести именно так". Но в современном обществе, когда он с самого детства слышит одно, а в телевизоре, компьютере, телефоне и даже уже на улице видит совсем другое, он уже не готов беспрекословно принять на веру то, что пытаются внушить старшие. Он уже идет по другому пути, он ищет ответы сам. И бабушкино "Ԥхашьароуп" уже не сработает, так как почти все вокруг уже давно так не считают.

К сожалению, многое у нас завязано как раз на общественном мнении, которое имеет свойство меняться, а сегодня общественное сознание еще более уязвимо. Даже я, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, могу назвать с десяток вещей, которые на моей памяти мы не могли себе позволить, а сейчас давно уже принимаем как должное.

Обручальные кольца. - Sputnik Абхазия
Традиции и современность абхазской свадьбы

Где искать объяснения?

Определенно, немало людей, которые приняли для себя апсуара и следуют ему, исходя из внутренних убеждений, и для которых страх перед общественным порицанием далеко не причина подобного поведения. Но в современных условиях, чтобы твои дети приняли эти "правила игры", им нужны объяснения, почему они должны поступать именно так, когда все вокруг этого не делают.

На мой взгляд, аԥсуара– это наша абхазская производная от общечеловеческих ценностей, которые закреплены во всех религиях мира. В аԥсуара нет ничего дикого или даже отличного от мирового начала. Аԥсуара — это наша абхазская религия. Мы не всегда знаем и помним детальное объяснение норм, заложенных в аԥсуара, но их можно легко восстановить, обратившись к другим религиям. Помню, как Владислав Ардзинба ответил на вопрос журналиста о его отношении к религии. "Я отношусь к религии как к разным путям постижения одной истины", — сказал он. Вот и я думаю, что нам есть где искать объяснения. 

"Почитай незваного гостя как бога"

Никогда не укладывалась в голове древняя абхазская традиция "Аԥҳәыс асас ишьапы нылыӡәӡәоз" (омовение ног гостю — ред.). Согласитесь, это выглядит дико и отвратительно, если перенести эту традицию в современный мир. Как же такое могли себе позволить гордые абхазы? Чтобы женщина мыла ноги какому-то незнакомцу, что за дикость, думал я, и никак не мог найти объяснение, откуда это у нас.

Совсем недавно один мой друг упомянул эту забытую традицию в разговоре, но совершенно под другим светом.  Омовение ног во многих религиях имеет особенное значение, этот элемент присутствует в христианском писании, где фигурирует женщина, совершившая омовение ног Иисусу ее слезами и вытирание их ее длинными волосами.

Божества традиционных верований абхазов

Этот элемент присутствует и в других религиях так или иначе, это знак высокого уважения, а все мы прекрасно знаем, как абхазы относились к гостю. Особое отношение к гостю — также часть общечеловеческих ценностей, которая уже многим чужда в современном мире. К слову, "почитай мать, отца и гостя как бога", гласит священный текст в индуизме. Есть и другие подобные примеры. 

Женщина, осуществлявшая омовение дорогому гостю, и мысли бы не допустила, что это ее как-то унижает, так же как и гость не посмел бы подумать такого о ней.

Оказывая особое почтение гостю, хозяева рассчитывали на божью милость. "Асас быжь насыԥк ицуп, данцо ак аанижьуеит", считалось у абхазов (У гостя семь счастий, одно он оставляет уходя — ред.).

Я привел этот полный противоречий для современного человека пример вовсе не потому, что призываю вернуться к этому – нет! Но мы видим, что даже те элементы наших традиций, которые сегодня мы в один голос называем абсурдными, имели легкое и доступное объяснение.  

Общество настолько динамично меняется, что, не получив подробного объяснения, любая традиция может с легкостью превратиться в такой же абсурд.

Люди должны почувствовать, что апсуара им нужно для того, чтобы быть счастливыми, для того, чтобы прожить достойную жизнь и обрести покой. Но для этого апсуара должно давать четкие ответы на все вопросы. Ответы на все вопросы содержатся, безусловно, в нем, только вот нужно правильное толкование.

Каждому "Ԥхашьароуп" есть объяснение, и, если мы его подзабыли, его можно найти в православии, мусульманстве или даже в науке, но объяснение есть, а без объяснения мы уже не готовы это принять, так как нам каждый день внушают и показывают, почему нам это не нужно….

Если человек обратится к другим источникам для поиска объяснений, это не приведет к потере духа аԥсуара. Так как есть вещи, которые нужно понять разумом, а аԥсуара всегда остается в сердце.

Абхазские народные игры: "Ахылпахас" (Ахылҧахас)

Известного в Абхазии Шалву Инал-ипа как-то спросили: 

— Шалва, уара уатеиступ, уцаны аныхаҿы амц узыҳәома? (Шалва, ты атеист, ты сможешь солгать на аныха?— ред.)

— Иухьи уара, саԥсыуами (Никогда, я же Абхаз —ред.) — ответил он. 

Возможно, как раз этот самый симбиоз аԥсуара и христианства, аԥсуара и мусульманства и позволил нам сохранить семейные ценности и добрые традиции на земле, которая, кстати сказать, досталась нам от бога именно за гостеприимство.

Тут, конечно, каждый вспомнит притчу о том, как абхазу досталась земля.

Любой турист из уст даже самого средненького экскурсовода получает в багаж впечатлений о стране эту прекрасную историю. Пересказывать не буду, только глухой не слышал. Может быть, эта легенда и привлекла моего знакомого иностранца в Абхазию. Буду у него в гостях и спрошу, а заодно узнаю, успел ли он перенять абхазское гостеприимство. 

P.S. Кстати, о науке и аԥсуара. По древней традиции, когда абхаз направлялся к дереву, чтобы срубить его, он прятал топор за спину и поглаживал дерево, возможно, прося прощения. В XX веке путем различных опытов наука стала находить подтверждения тому, что растения чувствуют. Приятно осознавать, что наши предки знали об этом гораздо раньше.

Лента новостей
0