Человек с ножом

Кровная месть: правосудие или расправа

2020
(обновлено 20:58 14.02.2017)
О том, каким традициям издревле следовали абхазы, осуществляя кровную месть, рассуждает колумнист Sputnik Саида Возба.

Кровная месть на Кавказе никогда не имела срока давности. И этот обычай существовал в Абхазии с незапамятных времен. За преступлением следовало неотвратимое наказание. Поэтому всегда считалось, что необходимо решать вопрос здесь и сейчас, чтобы ни в коей мере кровная месть не передавалась через поколения, то есть от отца к сыну.

Кровная месть обычно вступала в силу с того момента, когда ее объявляли. Она проходила несколько этапов. Обычно родственники убитого устанавливали виновного. После этого направляли самого старшего из семьи или со стороны родственников убитого для того, чтобы объявить кровную месть стороне убийцы. Принимала ли сторона обвинение или нет, она уже считалась виновной.

А если случалось, что родственники убитого жили в одном селе или в одном районе, то они все должны были покинуть место жительства. Так обеспечивалась безопасность членов семьи обвиняемого. Но бывало и такое, что родственники не дожидались стороны убитого и сами направляли старшего уважаемого человека с миссией примирения. 

Однако в период кровной мести и пострадавшие, и обидчики должны были придерживаться традиционных адатов. При вражде они ни в коей мере не должны были их переступать. Те, кто пренебрегал обычаями, подвергался всенародному осуждению.

В традиции абхазов считалось трусостью мстить в "неудачные моменты": во время сна, купания, еды, отдыха. Если представители пострадавшего рода и обидчика встречались, то право первого выстрела принадлежало мстителю.

Вспомним новеллу Михи Лакрба "Неудачный момент", где мститель Алиас хотел отомстить убийце (Гедлачу – авт.) своего родного брата еще до того, как тело брата предадут земле. Он ночью подошел к дому Гедлача и услышал в нем голоса. Он прислушался и вдруг узнал голос убийцы. Он решил подождать до удобного момента и покончить с этим. Однако он не мог стрелять, так как в апацхе были жена и дети. Их ранение грозило большим позором.

Алиас решил дождаться  утра. Была еще глубокая ночь, когда он услышал шорох и через щель в стене апацхи увидел Гедлача. "Сама судьба поставила его передо мной", — подумал Алиас. Он просунул в щель дуло ружья, взвел курок и стал целиться. Жена Гедлача в этот момент стала умолять мужа потушить свет, опасаясь, что его могла поджидать пуля мстителя. Гедлач ответил: "Ты что же, думаешь, я не знаю, что Алиас день и ночь, уже двое суток, охотится за мною, чтобы отомстить мне за брата? Знаю и то, что Алиас – отважный и смелый джигит, — и далее он продолжил  - я знаю также, что такой ахаца (мужчина – авт.) стрелять в безоружного, когда тот в одном белье и только что покинул постель, не будет". Услышав это, Алиас покинул засаду. Конечно, так поступить мог лишь истинный афырхаца (мужчина – герой — авт.), сын своего народа.

Если так случалось, что человек лишал жизни кого-то, то он, по законом Апсуара, не должен был бросать тело. Убийца обязательно должен был сообщить близким убитого о случившемся. Оставление тела расценивалось как двойное преступление. Для кровной мести необходимо было согласие всей родни, а главное, матери убитого. На это время мститель и виновник покидали общество. Мститель становился человеком "вне закона". Он отпускал бороду, не показывался на глаза, не участвовал в общественной жизни. 

При примирении привлекали и другие фамилии, которые были уважаемы враждующими сторонами. Народные судьи приглашали враждующие стороны. На такой суд приходили без оружия. После суда кровная месть прекращалась.

Врагов связывали узами молочного братства (ашьаҧсахәҧҳа). Примирение на народном суде сопровождалось следующими словами: "Присуждаем вам то же, что и присудили бы себе, если бы оказались в вашем положении! Внемлите закону народной мудрости – слово народа справедливо, оно врачует любую рану! Сильнее нет силы, чем материнское молоко: пуля не пробьет и одной капли его! Примите воспитание и примиритесь! И мы, весь народ, будем благодарны. Да сгинет отныне вражда между вами". 

Сегодня в Абхазии случаются факты кровной мести. Однако чаще это похоже на самосуд без правил и идет вразрез с вековыми традициями. Одно злодеяние порождает другое. И это замкнутый круг. Абхазия — современное и многонациональное государство со своей Конституцией, по которой правосудие осуществляется только судебной властью. Но если основной закон будет еще подкреплен и силой морального кодекса абхазов Апсуара, а действия тех, кто переступил черту и попрал все вековые нормы, будут самым бескомпромиссным образом осуждены обществом, то тогда, возможно, череда жестоких  расправ прекратится.

 

2020
Теги:
Абхазия

"Это нужно сделать немедленно": за что на самом деле США накажут Россию

80
(обновлено 19:40 03.07.2020)
Основными событиями минувшего дня в передовом мире стали заявление спикера конгресса США Нэнси Пелоси о необходимости срочно ввести новые санкции против России, а также новые рекорды ежедневного прироста новых инфицированных коронавирусом американцев.

Заявление Пелоси последовало в рамках вполне безумной истории со "сговором России с талибами* против американцев", пишет колумнист РИА Новости Виктор Мараховский.

В сухом остатке эта история представляет собой даже не информацию, полученную американскими спецслужбистами из своих источников, а "вывод, сделанный по итогам допросов талибов" некими аналитиками — о том, что кто-то в России с какого-то перепугу решил платить талибам, уже много лет убивающим американских военнослужащих, за убийства американских военнослужащих (с тем же успехом Россия могла бы доплачивать африканцам за рождаемость).

Этот мощный вывод не нашел, согласно заявлениям Пентагона и советника по национальной безопасности О'Брайена, подтверждений — в связи с чем о нем даже не стали в свое время докладывать президенту США. Как, видимо, и о множестве других не нашедших подтверждения вбросов и предположений, получение и отработка которых, собственно, и составляет прямую работу спецслужб.

Но фокус в том, что сегодняшняя Америка не живет более по обычным законам функционирования нормального государства ("В Вашингтоне происходит сейчас много необъяснимого", корректно описал ситуацию Дмитрий Песков). Она живет по закону смертельной внутренней битвы хайпов, и этот закон можно сформулировать так: "Никаких законов".

Поэтому глава палаты представителей ядерной державы, одно из первых лиц государства, к тому же провозглашающего своей идеологией правосудие и справедливость, реагирует на факт появления не подтвержденной ничем "оперативной информации" однозначным и практическим политическим выводом: надо вводить санкции против другой ядерной державы и это нужно сделать немедленно.

А СМИ, вбросившие саму информацию в общественное пространство, не заморачиваясь ее достоверностью, уже уличают действующего президента страны в том, что он "не любит, когда ему докладывают плохо о России". Тем самым отрабатывая на новом, так сказать, кейсе неоднократно провалившийся ранее тезис "Трамп — русский шпион".

Что касается второй "новости дня" — о том, что количество ежедневно выявляемых случаев COVID-19 в США выросло до рекордных 50 000+, то тут поразительно, как именно отрабатывают ее американские СМИ.

Вот, например, что пишет авторитетное издание Huffington Post: "Некоторые причины последнего всплеска можно проследить до празднования Дня памяти в конце мая".

CNN: "Антимасочный крестовый поход Трампа вернулся, чтобы укусить его".
The New York Times: "Опросы показывают, что многие американские мужчины считают ношение маски признаком слабости, и отказ президента Трампа носить маску предполагает, что он считает это делом для слабаков".

Если вам показалось, что в этих могучих примерах аналитики что-то упущено, то нет, вам не показалось.

В них наложено полное табу на то, что с конца мая и по сей день по всей Америке, наплевав на социальную дистанцию, призыв сидеть дома и все остальное, ходят многотысячными толпами представители прогрессивного и правильного движения Black Lives Matter, совершая много глубоко социализированных действий: громят магазины, поджигают здания, бьют машины, убивают людей (на данный момент, по самым скромным и далеко не полным подсчетам, на счету BLM более 25 трупов), преклоняют колена и моют ноги меньшинствам.

Сотни тысяч, если не миллионы американцев решительно забили на предосторожности и начали вести себя так, будто никакого коронавируса нет. Все сторонние наблюдатели отмечали, что это просто не может кончиться иначе, чем адским всплеском заболеваемости, но, когда этот всплеск наступил, оказалось, что говорить о нем правду просто нельзя.

Поэтому прогрессивные аналитики ругают токсичную мужественность народа (народ не тот), безответственность Трампа и майский День памяти, но упорно не желают видеть лежащую на поверхности, дудящую во все трубы и чадящую дымом пожарищ очевидную причину.

Что тут хотелось бы отметить.

Есть основания полагать, что эти два примера являются симптомами одного явления — масштабного и страшноватого.

Коротко его можно назвать "идеологией эмоциональной безопасности". Согласно этой идеологии, право на существование имеет только та логика и те факты, которые не ранят эмоциональный комфорт целевой аудитории и не противоречат ее взглядам.

Для целевой аудитории ведь не имеет никакого значения вопрос о том, насколько идиотской выдумкой является вброс о "русской оплате за американские скальпы". И вопрос о том, отчего на самом деле случился новый всплеск коронавируса в Америке, тоже не важен.

Мы имеем дело с какой-то чудовищной эмо-вариацией бритвы Оккама, согласно которой незачем искать истинных трактовок каких бы то ни было явлений, если имеется трактовка, эмоционально устраивающая и правильная.

Поэтому — "в любой трудной ситуации вини Россию и Трампа".

Это ни черта не поможет, разумеется, решить реально стоящие перед Америкой проблемы — утрату пресловутого мирового лидерства и неспособность справиться с пандемией.

Зато это удовлетворит боевой актив прогрессивных сил внутри американского общества и позволит противникам текущего американского президента его сковырнуть.

Кстати, это все происходит в стране, которую нам до сих пор кое-кто ставит в пример. Впрочем, судя по результатам всенародного голосования, на Россию магия фразы "Как в Америке" уже перестала действовать.

80

Чей голос в России имеет значение?

84
Народ поддержал поправки к Конституции. Вы согласны с этой фразой? В ближайшие дни мы услышим крики: нет, не поддержал, я был против, и вообще — итоги сфальсифицированы, явка нарисована, тех, кто голосовал за, обманули, не объяснили им настоящего смысла поправок!

 

Но "народ поддержал поправки к Конституции" — это не оценочное суждение, а факт, можно даже сказать, исторический факт, пишет колумнист РИА Новости Петр Акопов. Неоспоримое большинство проголосовало за при очень высокой явке (около двух третей) — это более чем убедительное одобрение поправок абсолютным большинством наших граждан. Что на это можно возразить?

Только то, что народ не тот. Ну и еще: мое мнение важнее, мой голос весит больше, мое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо для России, правильное. Одним словом — я умнее, я лучше.

К сожалению, именно это, по сути, мы слышим от тех, кто объявляет как само голосование, так и его итоги незаконными, антинародными и так далее.

Не от всех, конечно, — против проголосовали достаточно многие, и все они, хоть они и в меньшинстве, — наши граждане, которым никто не отказывает ни в патриотизме, ни в честности, ни в праве на свое мнение.

© Sputnik / Александр Кряжев

Но радикальное меньшинство из них говорит как раз о том, что только его голос имеет значение, что большинство — это быдло, тупые и зомбированные властью люди, обманутые и несчастные, которые стали игрушкой в руках диктатора.

Не понимая, что как раз такое отношение к народу и есть самая настоящая диктатура — диктатура меньшинства, которое считает себя вправе указывать народу, что хорошо, а что плохо, как он должен себя вести и кому доверять. Народ подтвердил свое доверие Путину и предложенным им поправкам в Основной закон, а еще и той поправке, что позволяет ему снова избираться президентом. Противники Путина высказались против поправок практически исключительно по одной простой причине: потому что им категорически не нравится президент. Что здесь непонятного и недемократичного?

Более того, в той же Москве возможность интернет-голосования привела к мобилизации оппозиционно настроенной части общества: иначе многие из них просто не пришли бы на участки для голосования.

В результате столица, по предварительным данным, показала едва ли не самый высокий процент голосования против поправок — это ли не демократия? Неважно, что на протестное голосование части москвичей из остальной России смотрят с удивлением: почему в самом богатом городе страны столько людей ненавидят власть как таковую?

Неважно — президента, мэра, чиновников. И ладно бы их ненавидели очень бедные или сильно идейные — нет, это ненависть куда чаще исходит от сытой и считающей себя элитой публики.

И хотя Москва — не Россия, но и в Москве большинство поддержало поправки. Притом что сами по себе поправки идеологически близки не просто абсолютному, а тотальному большинству наших граждан — их социальная, патриотическая, нравственная составляющие отвечают взглядам русского народа и, по сути, не допускают никакого двойного толкования или успешной агитации против. Только поправка о возможности для Владимира Путина снова избираться позволяла играть на страхах части народа, например пугать молодежь "застоем".

И она же позволяла мобилизовать весь антипутинский электорат — от коммунистов до либералов-западников. Причем первых, левых, на порядок больше, чем вторых. Тех, кто считает, что "Путин — слуга олигархов" (ну и что, что он их разогнал), куда больше чем тех, кто хотел бы вернуть время правления "лучших людей". Но и при мобилизации всех противников Путина получился абсолютный проигрыш.

Притом что Путин не хотел устраивать из голосования референдум о доверии к себе — это его противники сделали ставку на это. И тем самым — по итогам голосования — лишь укрепили позиции президента.

Народ поддерживает Путина. Это тоже не оценочное суждение: люди хотят, чтобы он руководил страной и после 2024 года. Вам не нравится Путин, вы считаете, что нужен новый человек во главе страны? Прекрасно, но с вами не согласно большинство вашего же народа (если, конечно, вы считаете его своим). Переубедите их — не получилось сейчас, сделайте это на выборах 2024 года, нанесите поражение Путину через четыре года. Но нет: вместо этого нам будут говорить, что народ дурак, ничего он не знает и не решает — и вообще у него нет своего мнения, ему лишь бы за власть.

Но мы прекрасно помним, как народ относился к власти в 90-е годы, да и к голосованию за Конституцию, которую принимали после расстрела парламента. Единственным доводом голосовать за нее у народа тогда было желание забыть ужас нависавшей гражданской войны, вылившейся в антиконституционный переворот и кровавые события в столице.

И тогдашние 58 процентов за (при явке в 55) не были голосами за Ельцина — это были голоса за окончание двоевластия и смуты.

Истинный рейтинг Ельцина был тогда в разы ниже, а его переизбрание в 1996-м стало возможно только благодаря манипуляциям и фальсификациям. К которым в открытую прибегали как раз те, кто сегодня кричит о диктатуре и перевороте.

Так что народ ничего не забыл, но многому научился. И не позволит манипулировать собой и своим мнением никаким самозваным защитникам его интересов — ни внешним, ни внутренним. Русский народ сказал свое слово — слушайте его, а если несогласны, то просто смиритесь с волей большинства.

Ведь демократия — это власть большинства? Или узурпировавшего право говорить от лица всех агрессивного меньшинства, отказывающего большинству даже в праве выражать свое мнение? На второй вариант русские не подписывались и никогда больше не согласятся — пускай сейчас американцы с ним разбираются.

84
Батал Кобахия

Такие обстоятельства: Кобахия о Сухуме своего детства

0
(обновлено 11:11 04.07.2020)
В первую субботу июля отмечается день города Сухум. Своими воспоминаниями о городе детства в эфире радио Sputnik поделился замминистра культуры Батал Кобахия, человек, который родился и вырос в Сухуме, освобождал его во время Отечественной войны народа Абхазии.

 

Такие обстоятельства: Кобахия о Сухуме своего детства

"Мы жили рядом с обезьяним питомником, и мы спускались по огромной лестнице сверху в город, помню свое восторженное состояние, когда я впервые почувствовал, что это город. Мои воспоминания о Сухуме связаны с абхазским театром, потому что мой отец и моя сестра работали там, они часто меня тащили. Это был такой огромный замок, я в нем терялся, потом меня искали, находили… Помню, как отец рассказывал про грифонов, что возле театра, которые меня пугали… Я очень любил гулять по городу, по старым улицам, по закоулкам. У меня совершенно безумная любовь к Сухуму, светлый город, со своим замечательным колоритом", - отметил Кобахия.          

Говоря о Сухуме будущего Батал Кобахия сказал, что город должен быть комфортным, каким он был всегда.

"Здесь жили люди разных национальностей, люди разного достатка, разных социальных уровней. Здесь было очень много академиков, много ученых, великолепных художников, были и просто рабочие, и я не помню, чтоб это мешало им общаться. Эти люди, выходя из дома, не несли на себе мантию своей величавости, общение было очень интеллигентным. Я о внутреннем состоянии души, более интеллигентных чем абхазские крестьяне я людей не встречал", – отметил Кобахия в эфире радио Sputnik Абхазия.

Комиссия по учреждению Дня города Сухум была создана в середине 2015 года. Для того чтобы определить дату праздника, в ноябре 2015 года была проведена Международная научно-практическая конференция "Древняя Диоскуриада".

4 декабря 2019 года в Абхазгосмузее прошла научно-практическая конференция, где обсуждался вопрос, как научно обосновать день образования города, зачитывались статьи, касающиеся этого вопроса. В процессе обсуждения, комиссией, созданной администрацией города Сухум, было решено отмечать День города в первую субботу июля.

Читайте также:

0