Развивавшийся в последние годы процесс вокруг Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) подошел, наконец, к своей закономерной и давно ожидавшейся развязке, пишет автор РИА Новости Ирина Алкснис.
Соединенные Штаты уведомили Россию о приостановке своего участия в соглашении, на что последовала молниеносная зеркальная реакция Москвы. Причем одновременно Владимир Путин потребовал больше не инициировать переговоры с США по поводу разоружения и поддержал предложения Минобороны по использованию пусковых установок морского базирования ракет "Калибр" в наземном варианте и по созданию наземных комплексов гиперзвуковых ракет средней и меньшей дальности.
Новости породили многочисленные комментарии о том, что, судя по реакции Москвы, она ничуть не расстроилась фактической ликвидацией крупнейшего в истории договора подобного рода. Это точка зрения тем более имеет право на существование, учитывая, что ДРСМД критически связывал руки именно России, поскольку из-за его ограничений она не имела права ничего противопоставить элементам системы ПРО, разворачиваемым в Европе.
Это в свою очередь порождает закономерный вопрос: а зачем тогда Штаты вообще сделали этот шаг? Да, Россия нашла легальные способы ослабить "удавку" договора, в частности, те же "Калибры", но в целом ДРСМД по-прежнему накладывал на нашу страну серьезные ограничения и обеспечивал ряд проблем. Какой смысл Вашингтону фактически лить воду на мельницу глобального политического конкурента?
Версии про "Трампа — агента Кремля", конечно, забавные, но все-таки относятся к области ненаучной фантастики, а в реальности нынешний хозяин Белого дома — американский патриот, опытнейший бизнесмен и очень жесткий переговорщик.
Разгадку решения США, скорее всего, стоит искать именно в этом.
Главной пострадавшей от решения Вашингтона, повлекшего за собой каскад решений Москвы, является — и это вполне очевидно — Европа. Именно ее в первую очередь прикрывал ДРСМД, и именно на нее нацелятся новые ракеты, которые будут разработаны Россией после прекращения действия договора.
Однако даже это не самое худшее для Европы. Главная проблема для нее — в другой, куда более близкой перспективе.
Отношения между трансатлантическими партнерами в последние годы представляют собой крайне увлекательный предмет для наблюдения.
Уже неоднократно подмечалось, что Европа — старая Европа — выбрала довольно оригинальный путь освобождения от вассальной зависимости от Штатов. По ряду вопросов — тех, где требуется главным образом "идеологически выдержанная" риторика, — она сохраняет полную приверженность американо-европейскому единству. Зато в массе тем, так сказать, практической направленности Европа упорно гнет самостоятельную линию, вступающую в откровенное противоречие с интересами и планами США.
Ярчайшим примером тут служит как раз отношение к России. С одной стороны, Европа по-прежнему беспощадно обличает глубоко недемократический характер российской политической системы и зловещие поползновения Кремля, а также старательно на публику боится русской агрессии. А с другой стороны — идет полномасштабное восстановление сотрудничества с Москвой, а на любые попытки помешать строительству "Северного потока — 2" старая Европа бьет по шаловливым ручкам и твердо заявляет, что это чисто экономический проект.
Решением приостановить участие США в ДРСМД Трамп нанес серьезный удар по этой очень удобной для Европы конструкции.
Просто потому, что угроза появления русских танков в Эстонии, Швеции или в каких-нибудь Нидерландах носит чисто фантазийный характер — и в Брюсселе, Берлине и Париже это прекрасно понимают. Однако когда новые российские ракеты средней и меньшей дальности встанут на боевое дежурство, это уже будет ситуация, от которой Еропа отвыкла за тридцать лет ДРСМД и уменьшить которую она не может, потому что ее создают военные базы НАТО и все та же инфраструктура ПРО на европейской территории.
В результате в руках Вашингтона появился очень серьезный аргумент, которым Трамп теперь может давить на Европу, требуя как дополнительных финансовых вливаний в НАТО и в американский ВПК (от которых та до сих пор успешно уклонялась), так и тех или иных политических уступок, в том числе и в отношении России.
В этом разрезе становится куда понятнее откровенно расстроенная, но на удивление аккуратная и сдержанная риторика Европы по поводу приостановки ДРСМД. Громкие заявления и хлесткие лозунги хороши в ситуациях, которые на самом деле тебя не затрагивают. Совсем другое дело, когда происходящее грозит тебе реальными проблемами, — тут поневоле начнешь выбирать слова.
Возникает закономерный вопрос: а не стоило ли России притормозить с приостановкой ДРСМД, чтобы сохранить для европейцев свободу маневра?
В конце концов, на кону действительно не только "Северный поток — 2" и другие российско-европейские проекты, но и в целом судьба Европы, пытающейся вырваться от американской зависимости, а Россия ведь в этом крайне заинтересована.
Ответ на этот вопрос очень прост.
Обретение (или восстановление) независимости и суверенитета невозможно без преодоления череды вызовов один другого сложнее, и никто не сможет это сделать за другого.
Европа за последние годы сделала несколько серьезных шагов на этом пути, и предстоящее давление Вашингтона после фактической ликвидации ДРСМД станет очередным испытанием в этом ряду.
Если Европа справится с новой атакой американцев, России останется только порадоваться за нее — и за себя. Ну а если нет, то России останется только посочувствовать тем, кто вынужден вечно играть с наглым гегемоном в поддавки. Присоединяться к поддающимся в этой игре у России нет оснований — безопасность страны важнее фантомных надежд на "оценят наше миролюбие и пойдут навстречу". Поэтому разработка "Калибров" наземного базирования — это единственно верный ответ на данный вызов.
А в пятницу урегулирование в Нагорном Карабахе Владимир Путин обсудил на оперативном совещании Совбеза, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.
Тем временем политический кризис в Армении продолжается. Оппозиция митингует у здания парламента. Армянская апостольская церковь призывает правоохранителей не применять против протестующих силу. А президент страны отказался отправить в отставку начальника Генерального штаба, на что премьер-министр Никол Пашинян вновь выдвинул данное требование.
Россия свое отношение к событиям в Ереване выразила однозначно: это внутреннее дело Армении, которое, как рассчитывает Москва, будет урегулировано в мирном русле и в рамках закона. Ну а на карабахскую тему — действительно актуальную для нашей страны — происходящее, очевидно, никак не влияет.
Если в прошлом подобное хладнокровное (если не сказать равнодушное) дистанцирование России от бурных событий на постсоветском пространстве нередко воспринималось многими как лицемерие, а то и откровенная ложь в попытке сохранить хорошую мину при плохой игре, то теперь практически никто не сомневается в искренности российского руководства.
Все последние годы реальность доказывает, что кризисы и волны дестабилизации у соседей не создают для России особых поводов для беспокойства.
Буквально за день до начала армянских событий Владимир Путин встретился в Кремле со своим новым киргизским коллегой Садыром Жапаровым, который занял высший пост в стране после очередной — третьей за пятнадцать лет — революции.
Впрочем, все внутриполитические пертурбации среднеазиатского государства уже вполне привычно никак не влияют на его внешнеполитический курс.
Пример Армении, где весной 2018 года победила цветная революция и пост премьер-министра занял представитель прозападных сил, ложится в ту же копилку. Хотя тогда повсеместными были трагические прогнозы о потере Россией "последнего союзника на Кавказе". Результаты прошедших почти трех лет оказались откровенно печальны для закавказской республики, но вполне неплохи для нашей страны, получившей новый форпост в регионе.
За последние десятилетия цветные революции стали важнейшим инструментом геополитической работы Запада по дестабилизации и ослаблению своих конкурентов. Правда, пик эффективности этой политической технологии остался в прошлом: она давно перестала быть не дающим осечки ноу-хау. Совсем недавно можно было наблюдать ее провалы в Гонконге и Белоруссии. Да и бесславно схлопнувшиеся протесты в России организовывались ровно по тем же лекалам.
Однако Запад использовал данную методу не только напрямую против своих геополитических противников, но и более тонко — против их союзников и партнеров. Россия служит тому, пожалуй, наиболее ярким примером, поскольку целенаправленное создание пояса русофобии и нестабильности вокруг нее никогда не скрывалось Штатами и Европой.
И им действительно в какой-то момент удалось добиться неплохих результатов на этом пути. Неслучайно упомянутая мантра про "потерю Кремлем последнего союзника" столь популярна у некоторых аналитиков уже много лет, и к кому она только не применялась.
Вот только чем дальше, тем большей головной болью это становится для самого Запада.
В теории замысел впечатляет своей безупречностью: можно безнаказанно расшатывать ситуацию в стране, где у власти находятся "пророссийские" силы, при этом любые действия или слова Москвы интерпретируются как вмешательство в дела суверенного государства и усугубляют ситуацию. Через этот сценарий — а в некоторых случаях даже неоднократно — прошла едва ли не большая часть бывших советских республик.
В основе представления, что у России нет и не может быть выхода из сплетенной паутины, лежал факт ее многообразных и прочных связей с соседями — и веры, что они, эти связи, будут существовать всегда. А раз так, значит, их можно будет до бесконечности использовать, чтобы политически и экономически сковывать Москву, шантажировать ее, качать из нее ресурсы и принуждать содержать даже самые русофобские режимы.
Однако на практике оказалось, что ничто не вечно — и в первую очередь эмоциональная привязанность России к тем, кого она привыкла считать братскими странами. А когда ушли чувства, их место заняли прагматика и принципиальное решение не кормить русофобов. С кем-то — как с Грузией или Прибалтикой — процесс шел постепенно и занял довольно много лет. С кем-то, как с Украиной, пришлось резать стремительно и по живому. Да, это было мучительно, но уже практически отболело.
Всем остальным максимально доходчиво разъяснено, что их судьба — как внутренние дела, так и отношения с Москвой — это исключительно их собственный выбор. Россия без них сможет. Смогут ли они без России — пусть решают и проверяют сами.
У этой стратегии оказался несколько неожиданный и даже ироничный эффект: самые большие победы Запада на ниве цветных революций на постсоветском пространстве превратились для него в чемодан без ручки. Страны, которые с помощью "бархатных революций" удалось поставить на последовательно антироссийские рельсы, ничуть не укрепили свои государственные системы.
Наоборот, незаконные методы политической деятельности по-прежнему регулярно оказывают свое решающее влияние на ситуацию там, подпитывая их внутреннюю нестабильность.
И если России теперь, в общем-то, все равно, как часто через беспорядки меняются власти в той же Киргизии, то Запад вынужден так или иначе вмешиваться в урегулирование очередного кризиса в странах, которые он сам сделал своими "витринами", будь то Украина или Грузия. Например, Германия в этом году впервые открывает свой рынок сезонных сельскохозяйственных работ для граждан Грузии, переживающей тяжелейший экономический кризис, — русофобия и коронавирус сделали свое черное дело.
То есть, попытавшись навсегда связать Россию обязанностью содержать недружественных соседей, Запад в итоге оказался сам перед необходимостью тратить на них свои собственные ресурсы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
В рамках продолжающегося на Украине разгула демократии 37 народных депутатов от правящей партии "Слуга народа" на этой неделе зарегистрировали законопроекты об уголовной ответственности за коллаборационистскую деятельность и об обеспечении ответственности лиц, занимавшихся ею, пишет Сергей Левченко для РИА Новости.
Законопроектами предусмотрены:
И это неполный перечень "подарков", предусмотренных законопроектами.
Их изучение, а равно и общий фон (политические репрессии, незаконные санкции, блокировка телеканалов и веб-сайтов и так далее) позволяют предположить, что вашингтонские кураторы дали окончательное добро построению на Украине профашистского государства по образу и подобию аналогичных государств Латинской Америки 70-80-х годов. Для местной верхушки это в первую очередь бизнес (в частности, перераспределение активов в свою пользу) и попытка зацементировать свою власть. Европа стыдливо отводит глаза, не замечая происходящего. А между тем закончиться все это для Украины может новой кровью, новыми потерями, как минимум населения, общей дестабилизацией, ну а окончательное снятие вопроса о возможности возвращения Донецка и Луганска в состав Украины практически неизбежно.
В декабре Зеленский и его окружение блокировали работу Конституционного суда, который вдруг принял пару решений, исходя из норм Конституции, а не подчиняясь внешним управляющим. Тогда на Украине такие действия обсуждались как нечто чрезвычайное. Хотя, справедливости ради, в 2014 году о Конституцию вытерли ноги, и ничего.
Но это был лишь пролог.
В конце января Зеленский своим указом ввел в действие санкции Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) в отношении китайских инвесторов "Мотор-Сич". Оснований для их введения, кроме заказа из Вашингтона, конечно, не было. Но законодательная база для санкций в отношении именно иностранных физических и юридических лиц на Украине есть.
Однако уже 2 февраля у Зеленского решили не обращать внимание на законы и Конституцию, гарантирующую права граждан страны, и через решение СНБО ввели санкции против своего гражданина Тараса Козака — соратника Виктора Медведчука и номинального владельца трех оппозиционных телеканалов. Решением была заблокирована и работа телеканалов. По сути, это стало ответом власти на обвальное падение рейтинга Зеленского и правящей партии.
Дальше — больше: было решено тотально зачистить политическое и информационное поле.
Восемнадцатого февраля СБУ возбудила уголовные дела против блогера, а с прошлого года и главы партии Анатолия Шария и его жены по подозрению в совершении государственной измены. В числе прочего Шарию инкриминируется "подрывная деятельность" в форме "пропаганды многоязычия".
Девятнадцатого февраля санкции СНБО были введены Зеленским уже против Медведчука, его жены и окружения. Под санкции попали и все его активы. Плюс началась экспроприация нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападтранс", де-юре принадлежащего близкому к Александру Лукашенко белорусскому бизнесмену Николаю Воробью, но реальным владельцем которого якобы является Медведчук.
Кстати, параллельно под санкции попали и не имеющие отношения к Медведчуку субъекты — например, сеть магазинов "Спортмастер". Якобы за то, что она осуществляет деятельность в Крыму. Но на самом деле в Крыму функционируют и другие сети, работающие на Украине — "Новус", "Ашан", "Окко". Их санкции не коснулись. Что наталкивает на подозрение о попадании "Спортмастера" в санкционный список по заказу конкурентов.
Двадцать четвертого февраля СБУ обвинила в государственной измене политического эксперта Юрия Дудкина. Это не говоря о том, что российских шпионов, пытающихся похитить украинские прорывные технологии, и агентов ФСБ, организовывающих протесты против растущих тарифов, с конца января хватают с пугающей регулярностью.
В тот же день Киевский районный суд Харькова обязал украинских провайдеров закрыть доступ к ряду Telegram-каналов, которые, по данным СБУ, занимались подрывной деятельностью по заказу спецслужб России.
При этом суд не рассказал, как это сделать технически.
На следующий день всплыло ранее принятое решение Голосеевского районного суда Киева о блокировании провайдерами доступа к 426 сайтам, включая весь "Живой журнал" и РБК. А СБУ устроила обыск микроавтобуса охранной фирмы, работающей на "Оппозиционную платформу — За жизнь".
В США всему этому громко аплодируют. Европа не видит ничего предосудительного.
Именно в этой атмосфере 24 февраля и были зарегистрированы законопроекты об ответственности за коллаборационизм. А скорее — закрепляющие особый украинский тоталитаризм.
В Уголовном кодексе должна будет появиться статья "Коллаборационистская деятельность". Таковой будет признаваться публичное отрицание вооруженной агрессии против Украины, временной оккупации части территории Украины или публичные призывы к:
1. "поддержке решений или действий государства-агрессора, вооруженных формирований или оккупационной администрации государства-агрессора" (то есть властей ЛДНР и Крыма);
2. сотрудничеству с ними;
3. непризнанию распространения суверенитета Украины над временно оккупированными территориями.
То есть, например, определение событий на востоке Украины в качестве гражданской войны или гражданского конфликта будет уголовно наказуемым.
Любой сотрудник органов власти ЛДНР и Крыма (даже уборщица) будет лишен права занимать должности на 10-15 лет. Учителям же светит в придачу еще и конфискация имущества — "за внедрение образовательных стандартов государства-агрессора".
Наказания за все прочие нарушения обязательно связаны с конфискацией имущества. Занимающих выборные должности или участвовавших в организации референдумов и выборов, а также занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, предлагается лишать свободы на три-пять лет. Предпринимателей, которые занимаются бизнесом не только в ЛДНР и Крыму, но и в России, предлагается сажать на срок до трех лет. А за "осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором или его оккупационной администрацией, направленной на поддержку государства-агрессора, оккупационной администрации или вооруженных формирований" предлагается давать до десяти лет. То есть, например, контакт с российскими СМИ уголовно наказуем.
Работников судов, силовых органов ЛДНР и Крыма предлагается лишать свободы на срок от десяти до двенадцати лет. А если их действия привели к гибели людей или наступлению тяжких последствий, то вплоть до пожизненного заключения.
При этом "уголовные деяния" определены так, что толковать их можно максимально широко. А преследовать людей предлагается в том числе заочно по упрощенной процедуре.
Кроме того, предлагается позволить украинской власти ликвидировать политические партии, общественные, благотворительные или религиозные организации, профсоюзы и общественные формирования на основании того, что их уполномоченные лица были осуждены по статье 111-1 "Коллаборационистская деятельность". С учетом широчайших возможностей "пришить" эту статью и неопределенностью понятия "уполномоченное лицо" закрывать, например, неугодные партии украинская власть сможет по щелчку пальцев. И не только партии — в случае принятия законов весьма вероятно так будет ликвидирована и Украинская православная церковь.
Пожалуй, единственным сдерживающим фактором для принятия этих законопроектов является бизнес, который крупные украинские предприниматели очень часто имеют в России. Но если будут внесены смягчающие правки в этой части, то шлюзы, ведущие к формированию на Украине несколько карикатурной банановой диктатуры, могут быть открыты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
СУХУМ, 28 фев - Sputnik, Бадрак Авидзба. Богослужения в храмах республики возобновились 27 февраля, сказал в интервью Sputnik глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион (Аплиаа).
Глава АПЦ ранее отмечал, что абхазские священнослужители надеются, что Московский патриархат решит церковную проблему в республике и будет определен статус Абхазской православной церкви вне Грузинской церкви.
"Московский патриархат будет нам помогать в нашей самостоятельной позиции. Российская православная церковь будет поддерживать становление автономной церкви в Абхазии, говорить об автокефалии еще рано, сначала надо восстановить автономию. У нас идет восстановление абхазского католикосата, это процесс очень долгий, кроме России на Кавказе никто не восстанавливал православие", - подчеркнул он.
По словам иерея, самое главное, чтобы Абхазию не связывали с Грузинской православной церковью.
"Этого мы добились. Конечно, грузины будут не согласны, но мы сами внутри Абхазии должны быть в единстве и это самое главное. Тогда наш вопрос будет решаться легко, потому что и Москва не может понять хотим мы Константинополь или восстанавливать православие с ними", - сказал он.
Для восстановления автономной Абхазской православной церкви Московский патриархат окажет помощь в организации служб на абхазском языке, для чего в России будет издаваться специальная литература, наладят работу переводческой комиссии, Абхазия будет получать церковной утварь и многое другое, заметил отец Виссарион.