Анатомия театра: абхазская колыбель культуры или место раздора

501
Всемирный день театра отмечается 27 марта. О том, какие театры работают в Абхазии, об их состоянии, что они предлагают зрителю и какие традиции сохраняют, размышляет колумнист Sputnik Абхазия Сария Кварацхелия.

Театр – хранитель культуры и языка народа, источник вдохновения и носитель общественных ценностей. Абхазия славится своими театральными традициями. Первые актеры – кечеки (ақьачақьцәа — клоун, шут – ред.) появились еще в средневековье. Активно театры в Абхазии начали развиваться в прошлом столетии, которое по праву можно считать золотым веком театров республики.

В Абхазии сегодня существуют четыре театра. Все они государственные. Для такой небольшой экономики, цифра немного смущает. Может ли наше государство жить на такую широкую культурную ногу? Но не об этом сейчас.

Театральное искусство в Абхазии крайне противоречиво и неоднозначно. Впрочем, как и сама жизнь.

Театральный лидер

Последние два с половиной года самым бурным ключом забила жизнь в Русском театре драмы. Отчаянные времена требуют отчаянных мер, и гендиректор Ираклий Хинтба отважился поставить учреждение культуры на коммерческие рельсы. И ведь получилось. Театр позволяет себе приглашать режиссеров, постоянно расширяет репертуар – есть и легкие комедии, и душераздирающие драмы. У РУСДРАМа есть и "пакет" постановка для детей. Другие театры таким диапазоном похвастать, увы, не могут.

Цифры, которыми апеллирует гендиректор, внушительные. За сезон в РУСДРАМе показывают более ста спектаклей. В течение года театр радует премьерами. Лишь только за прошлый год их было семь.

Но главная причина успеха, как признался в одном из интервью сам Ираклий Хинтба, - это то, что в театре нет коррупции. К его словам можно лишь добавить, что нет здесь и интриг, в РУСДРАМе сосредоточены на творчестве и успехе. И зритель это ценит.

Сказка для детей: РУСДРАМ показал "Сказку о том, как волк Абга стал рыбаком">>

Конфликт по традиции

Пока театр на проспекте Леона собирает аншлаги, Абхазский драматический театр сотрясают скандалы. Корни конфликтов уходят еще в прошлое столетие, но "традицию" продолжила ситуация с Молодежным театром. В ноябре 2018 года Абхазский драматический и Молодежный не поделили сцену. После серии пикетов и митингов все-таки был найден компромисс.

Казалось, теперь жизнь в главном культурном очаге страны должна была наладиться, но в конце февраля 2019 года часть коллектива, недовольная увольнением людей, которые вообще не имеют к творческому процессу никакого отношения, объявила забастовку и потребовала снять с должности генерального директора Нодара Чанба. Уж слишком, по их мнению, он притеснял труппу, даже курить запрещал в зале и на сцене.

Уже месяц работа в единственном в мире Абхазском драматическом театре парализована. Актеры не ходят на работу.

Пока в Абхазском театре идет "игра престолов", участники этой драмы не учитывают, что она уже оборачивается культурной трагедией - театр потерял зрителя.

Живая энергия Шекспира: Абхаздрам рассказал о подготовке к "Ромео и Джульетте">>

Театр на галерке

Пока в столичном театре не могут разобраться между собой, в городе шахтеров возрождается Ткуарчалский государственный театр комедии. В этом году он отправился в гастроли по республике. Так труппа решила отметить 105-летие со дня рождения Шараха Пачалиа. Театр выступает с его пьесой "Мазлоу зегь злоу" ("Всесильный Мазлоу").

Молодое поколение в Абхазии мало слышало про этот театр. Но старшие же с улыбкой могут вспомнить когда-то процветающий и не похожий на все остальные театр из Ткуарчала.

И снова возвращаемся к исходному, картина с абхазскими театрами действительно противоречивая. Но как зритель, который внимательно наблюдает за всеми перипетиями культурной жизни страны, я искренне не понимаю, почему, когда один театр может успешно развиваться, а другой делает попытки к этому, третий совершенно игнорирует место театра в жизни общества и погряз в раздорах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

501
По теме
Абхазский и Молодежный театры заключили договор о сотрудничестве
Поэтический спектакль по творчеству Мушни Ласуриа покажут в Абхазском театре
Джинсы, кеды и зажигательные танцы: Молодежный театр показал своего Шекспира

Развод на бабки: чета Гейтс расстается

30
(обновлено 20:06 05.05.2021)
Один из богатейших людей планеты — Билл Гейтс — объявил о разводе. Это хороший повод присмотреться к человеку, который считается весьма влиятельной персоной в мировой политике.

Несмотря на то что миллиардер неуклонно борется за права секс-меньшинств и трансгендеров, его собственная семья оказалась совершенно ортодоксальной. Первый и единственный брак у обоих супругов, никакой там полиамории или других глупостей вроде смены пола, пишет Виктория Никифорова для РИА Новости. Двадцать семь лет вместе. Трое прекрасных детишек.

Сто сорок шесть миллиардов долларов на двоих, не считая 50 миллиардов в благотворительном фонде — в сумме это больше, чем ВВП, например, Украины. Нереальное число домов, гостиниц, поместий по всему свету. Сто тысяч гектаров земли только в США. Парк частных самолетов.

В старые добрые времена, когда американцы еще называли вещи своими именами, таких, как Гейтс, считали filthy rich — "непристойно богатыми". Про них писали критические романы — типа "Железной пяты олигархии" — и снимали разоблачительные фильмы на манер "Гражданина Кейна".

Однако Билл Гейтс сделал то, чего не удавалось скоробогачам прошлого, — он подсадил на гранты своего благотворительного фонда практически все "прогрессивные" американские СМИ. Мировые массмедиа быстренько подтянулись вслед. Параллельно олигарх скупил и добрую часть политиков.

В результате реальная власть его в Штатах почти беспредельна. "Нет, я не хочу назначать американских президентов до конца своей жизни, — лениво сказал он в 2010 году. — Я бы лучше занялся обновлением энергетики".

Единственную неудачу в плане назначения президентов — явление Трампа народу — Гейтс скоренько исправил. Представитель Демпартии оказался в Белом доме вопреки воле миллионов американских избирателей.

В мировом информационном поле Гейтс — это нечто среднее между поп-звездой и папой римским. Он несет в массы благую весть, которая с поразительной скоростью становится сначала модой, а затем и приказом, обязательным к исполнению для очень многих правительств по всему миру. Как-то так само собой получается, что демократически избранные народные лидеры берут под козырек и делают ровно то, чего хочется Биллу Гейтсу.

Характерно при этом, что широким народным массам олигарх впаривает совершенно не тот лайфстайл, которого придерживается сам. Сын богатых и влиятельных родителей, классический мажор, получивший свою фирму и начальный капитал на блюдечке с голубой каемочкой, он неустанно топит за равенство и "инклюзивность". Образцовый семьянин, он неумолимо навязывает публике все более сложные модели сексуальных девиаций.

Такая же история с инновациями. Считается, что лидеры IT-гигантов — от Джобса до Цукерберга — создали монополии благодаря своей креативности и гениальности. На самом деле их методы были вполне старомодны и с инновациями ничего общего не имели. Это были взятки, госзаказ и уклонение от налогов.

Двадцать лет назад американское Министерство юстиции попыталось добиться признания Microsoft монополией, подвести ее под закон о трестах и раздробить. На тот момент корпорация контролировала более 90 процентов рынка софта. Юристы Microsoft проплатили — прошу прощения, пролоббировали — конгрессменов, и американские законодатели проголосовали за сокращение финансирования Министерства юстиции. Дело развалилось. Microsoft продолжила доминировать на рынке. Кстати, монополией ее признали впоследствии и Европейская комиссия, и российская ФАС.

На этой позиции корпорация скорее тормозит развитие новых технологий, а не инвестирует в них. Зачем монополии развитие? Ей нужно уничтожать конкурентов, чтобы они не роняли цены.
Параллельно Microsoft обзавелась госзаказами, начала обслуживать Пентагон, и больше уже никаких неудобных вопросов им никто не задавал. Незаметно ушла из инфополя и тема с налогами. Билл Гейтс (как и владелец Amazon Джефф Безос, кстати) прописан в штате Вашингтон, а там налога на крупные состояния нет, налога на дивиденды тоже нет.

Подоходный налог? Но ведь формально доходов у Гейтса — пока он не решит продать акции — как бы и нету. Именно чтобы вывести свои деньги из-под налогообложения, Гейтс в свое время ушел из Microsoft и перевел капиталы в благотворительный фонд.

Этот фонд — Bill and Melinda Gates Foundation — активно инвестирует, но неизвестно куда. Говорят, что только на акциях "большой фармы" в прошлом году фонд мог заработать десятки миллиардов. Однако получить информацию по этим прибылям невозможно. Равно как и обложить их налогами — это же "благотворительность".

"Они (фонд Гейтсов) вообще перед кем-то отчитываются? — задается вопросом Кейт Элджер из НКО "Врачи без границ". — У них даже управляющей структуры нет, чтобы это все контролировать. На наши вопросы они не отвечают..."

Влияние легенды про Гейтса — инноватора и филантропа — было огромным. На этой развесистой клюкве выросло во всем мире уже не одно поколение городской буржуазии. Она хочет инклюзивности, инноваций и 157 гендеров. Все это озарено для нее золотым сиянием миллиардов Гейтса. Нет, ну у человека только в вашингтонском поместье "Ксанаду 2.0" аж 24 ванные комнаты. Наверное, и у нас у всех так будет, если заведем гей-браки.

Кто же стоит на пути к буржуазному счастью? Да те неуклюжие, "авторитарные", патриархальные, далекие от новых технологий национальные правительства, которые по старинке берут с богачей налоги, сводят бюджет, платят зарплаты и пособия, поддерживают в рабочем состоянии армию, больницы, заводы, церкви, школы, центральное отопление, транспорт, ведут все это скучное, неповоротливое хозяйство, благодаря которому мы все только и живы. Что ж, давайте снесем правительство. Приедут эмиссары от Гейтса, будет счастье.
Знакомая песня? Но так думают не только в Москве, подобные прогрессоры есть и в Шанхае, и в Рио-де-Жанейро, и даже в Тегеране, вероятно, есть.

Небольшой спойлер: счастья не будет. У современных капиталистов закончились колонии, они хотят вплотную взяться за средний класс. Гейтс открытым текстом предлагает человечеству перейти на ответственное потребление, то есть по факту погрузиться в нищету. У него же все останется по-прежнему.

В своей новой книге "Как избежать климатической катастрофы" олигарх предлагает людям радикально сократить свой "углеродный след" — не есть мяса, не ездить на машинах, не летать в отпуск. Сам он продолжает летать больше всех знаменитостей в мире. Его личный стиль жизни — со всеми этими бесконечными поместьями, прислугой, потреблением бензина и электричества — вредит экологии так, как не под силу населению небольшой страны.

Инвесторам со всего мира Гейтс советует вкладываться в зеленую энергетику, особенно ему нравится водород. Сам же он сугубо по старинке инвестирует в нефтянку и вредные производства типа Caterpillar и ExxonMobil.

После развода супруги Гейтс намереваются поделить свой благотворительный фонд. Мелинда, чьей единственной профессией всегда было "жена богатого мужа", обещает раздавать гранты и поддерживать женщин, работающих в сфере высоких технологий. Все выглядит так, будто развод чета затеяла ради того, чтобы еще раз перепрятать капиталы, укрыть новые сверхприбыли, а потом потихоньку передать богатства своим детям.

Капитаны большого бизнеса могут быть весьма полезны для государства, если остаются при этом ответственными гражданами, платят налоги и инвестируют в развитие страны. Беда начинается, когда супербогачи пытаются приватизировать государство. Именно к этому беспределу и зовут фанаты Билла Гейтса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

30

Европе хаос": западные СМИ раскрывают хитрость России

129
(обновлено 17:12 04.05.2021)
О том, как и почему российская вакцина "Спутник V" стала "угрозой" политического единства Запада, читайте в материале колумниста Виктора Мараховского.

СМИ передовых стран анализируют действие новейшего инструмента России по расколу политического единства Запада. Таким инструментом назначена, как мы знаем, вакцина Sputnik V, рассуждает Виктор Мараховский в материале для РИА Новости.

The New York Times в свежей аналитической статье пишет: "остается неясным, является ли Sputnik V тем медицинским прорывом, который объявил в прошлом году Путин, но она уже доказала свою эффективность в распространении хаоса и раскола в Европе".

Статья (надо отдать должное — почти не отступая от фактов) излагает историю о том, как после пришествия русской вакцины в ЕС начался переполох и противоречия, в частности:

  • Президент Франции говорит с российским коллегой о возможности поставок "Спутника", а его собственный министр иностранных дел зовет вакцину "пропагандистским инструментом";
  • Канцлер Австрии сцепился с канцлером Германии: Себастьян Курц в гневе оттого, что европейские регуляторы тянут с одобрением "Спутника", и оспаривает программу вакцинации ЕС, в которой предусмотрены только западные вакцины;
  • Премьер-министр Словакии, у которого на руках был самый высокий в мире уровень смертности от ковида на душу населения, наивно решил обрадовать страну, заполучив 200 000 доз "Спутника", но напоролся на такое яростное противодействие прозападных сил, что в итоге лишился поста, а "Спутник" так и не применяют.

В общем, хаос и раздрай.

...Что показательно в статье NY Times: даже ее автор говорит, что в принципе в эффективности российской вакцины сомневаться не стоит ("большинство экспертов уверены, что она работает").

Он признает, что единственная причина раскола, раздрая и беспорядка в Европе в связи со "Спутником" — в том, что ее наотрез, резко, априори отвергают по политическим причинам антироссийски настроенные силы, политики и правительства.

Однако виноваты — не они со своей тупорылой иррациональной русофобией, нет. Виновна — сама вакцина. Почему? Ну она же, хотя было заведомо известно, что тупорылые русофобы обзовут ее инструментом российской пропаганды и российского влияния, — тем не менее взяла и появилась. Да еще и смеет предлагаться миру на удобных условиях. И, что отдельно обижает — ничего не известно о том, что от нее умирают, в отличие от какой-нибудь AstraZeneca.

С точки зрения здравого смысла этого просто не понять: "Ваше лекарство зло, потому что у нас вас многие ненавидят. Поэтому, когда вы предлагаете нам свое лекарство — у нас раскол и споры. Значит, в этом и была ваша цель".

Это даже не "готтентотская" логика. Это логика какого-то запредельного инфантилизма, утверждающего, что иррациональная безмозглая неприязнь части европейцев к России — нормально и хорошо, ее нужно уважать и с ней нужно считаться, а если Россия предлагает свою вакцину, то она тем самым оскорбляет чувства европейцев и их священное право не любить Россию, следовательно, она несет ответственность за все истерики, которые они по данному поводу катают.

...Но фокус в том, что понимать эту ситуацию следует не в пространстве здравого смысла.

Ее следует понимать в культурном, так сказать, контексте. Мы не поймем западного отношения к нам во всех наших проявлениях, если не будем помнить, из чего состоит Россия в их масскультурном сознании и какую роль она выполняет.

Тут надо отметить, что любая заграница в любой стране — это, безусловно, зеркало. Когда представители любой культуры смотрят на любую другую культуру — они видят там собственные черты, собственные проблемы и собственные хотелки, зачастую гипертрофированные.

Так, Вольтер в своем "Простодушном" видел совершенно не настоящих индейцев: он видел сугубо западную умозрительную концепцию "благородного дикаря", свободного от свойственного французскому сословному обществу лицемерия. Ганс Христиан Андерсен в своем "Соловье" изображал даже близко не настоящий Китай, а скорее европейское эстетство. Наконец, наш собственный "Шерлок Холмс" с Ливановым и Соломиным — это вовсе никакая не Англия, а мечта позднесоветской интеллигенции о цивилизованной стране независимых профессионалов, всеобщей учтивости, клубов, смокингов, дворецких и дам в огромных шляпах.

В случае с Россией в западном сознании — мы должны вообразить себе огромную державу невероятного шика и невероятного же зверства. То есть роскоши, превосходящей все представления западных домохозяек, и в то же время жестокости, превосходящей всю бытовую и историческую жесть западных стран (что, как мы понимаем, задача не из легких).

Чтобы не углубляться в историю клюквы, существующей уже лет двести (и магическим образом оказывающей влияние на российскую творческую интеллигенцию, воспринимающей собственную страну через западные культурные карикатуры), мы можем просто ознакомиться со своеобразной выжимкой в форме какого-нибудь модного сериала.

В этом смысле полезно посмотреть на свежий многосерийный телевизионный фильм "Тень и кость", созданный в оригинальном жанре "царь-панк" нетфликсовскими профи по книжке израильско-американской писательницы.

Те, кто уже ознакомился с шедевром, помнят, что дело там происходит в фантазийной стране Равке, списанной, как пишут в рецензиях, с России XIX века. На самом деле она списана с голливудско-европейского кино по "Войне и миру" и с потаенных фантазий упомянутых домохозяек о жестоких и необузданных Russians, которые, выпив водки, избив друг друга в кровь во имя звериной маскулинности и поправив папаху, надевают крутой мундир и идут во дворец, поражающий лепниной с наядами и дриадами, и там принимают решение завоевать какую-нибудь новую страну, подавить какое-нибудь восстание голодающих и прочее.

Российскому зрителю потребуется усилие для того, чтобы не взвыть от демонстрируемых пороков "русского" общества в данной картине (лично я взвыл на том месте, где девушке-рядовому с азиатскими чертами повар военно-полевой кухни отказывает в ее законной порции гречки, потому что расизм — и вообще вокруг всюду звучат выкрики про полукровок). Всех вокруг периодически отправляют на Верную Смерть, цветет жуткий сексуальный харрасмент, все страдают, всюду предубеждения и очень много Абсолютной Власти.

Легко видеть, что такая Россия есть не Россия, а Европа/Америка, грубо говоря, белый Запад, глядящийся в зеркало собственных бед, проблем и преступлений.

И поэтому ему, конечно, совершенно необходима Россия не настоящая, а та, в которой все его жутковатые черты гипертрофированы и доведены до карикатурного абсолюта.

И поэтому, выслушивая обвинения в том, что мы повинны в западной русофобии, мы имеем дело с простейшим психологическим переносом: даже худший европеец не может быть, конечно, так плох, как плоха Россия. Европейцы могут быть ксенофобами — но в России ксенофобия обязана быть чудовищной; европейские страны могут иметь в шкафах несколько сотен миллионов скелетов порабощенных и ограбленных стран — но жертвы России должны идти на миллиарды; у европейцев могут быть проблемы с социальным расслоением — но в России, конечно, олигархи и siloviki ездят в золотых бэтээрах прямо по одетым в мешковину прохожим.

Из России не может быть ничего доброго — не потому, что западный человек не верит в мощь российской науки (еще как верит), а потому, что "добрая Россия" звучит для западного базового сознания как "черствый закат" или "ездовой гусь": представить себе сани, запряженные гусями, оно не в состоянии.

"Национальная специализация" России в западном базовом сознании — быть складом и зеркалом западных грехов. Естественно, кривым и фантастическим — но нам с этим придется жить еще очень долго. А российские попытки (вольные и невольные) разбить или выпрямить это зеркало будут сами по себе восприниматься как злое зло — что мы и наблюдаем в истории с вакциной.

Хорошая новость тут в том, что дискредитация данного образа — вопрос времени. Чем больше будет появляться прорывов, подобных "Спутнику V", и чем дороже будет Западу обходиться упорное соблюдение собственных иллюзий в ущерб реальности (стоит вспомнить, что сейчас он уже расплачивается за это смертями от того же коронавируса) — тем более хрупким и нелепым будет кривое зеркало и тем меньше оно простоит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

129

Такие обстоятельства: Чанба рассказал, за что сегодня борются инвалиды в Абхазии

0
За какие права приходится бороться сегодня людям с ограниченными возможностями, стала ли комфортней и доступней среда для них, об этом в эфире радио Sputnik рассказал Темур Чанба.
Такие обстоятельства: Чанба рассказал, за что сегодня борются инвалиды в Абхазии

5 мая мировое сообщество отмечает Международный день борьбы за права инвалидов. Свою историю эта дата ведет с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение равных прав инвалидов и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. С того времени подобные мероприятия стали традиционными и также проводятся 5 мая.

"В 2001 году я попал в ДТП и с тех пор, я методично отношусь к своему положению и добиваюсь всего поэтапно. Закончив школу, я поступил в университет, получил образование, устроился на работу, но это все было не легко. Но, с поддержки родных близких и знакомых все удалось. Желание жить, не стоять на месте, при желании можно добиться многого", - отметил Чанба.

Полную версию интервью слушайте в аудиофайле.  

0