Соблазненная, или Как пережить "московские шедевры" в Сухуме

480
(обновлено 16:14 26.04.2019)
Чем скрасить отключение воды в столице, в чем особая атмосфера театра на Юго-Западе, чем второй показ "Портрета Дориана Грея" отличается от первого и почему РУСДРАМ стал маленьким "государством" Ираклия Хинтба, рассказывает колумнист Sputnik Амра Амичба.

В доброй половине Сухума отключили воду. Ни постирать, ни приготовить еду (правда, я уже сделала генеральную уборку накануне, в чистый четверг). Вода – это не только жизнь, но и хорошее настроение в доме. Что остается делать, когда берет тоска зеленая? Вспоминать три прекрасных вечера в РУСДРАМе, где показывали спектакли Театра на Юго-Западе в рамках проекта "Шедевры московской сцены".  

Спектакль Мастер и Маргарита Театра на Юго-Западе
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Мастер и Маргарита" Театра на Юго-Западе

Моя большая любовь к театру началась с редакционных заданий Sputnik, когда отправляли писать репортажи о репетициях и премьерах в РУСДРАМе, в Абхазском и Молодежном театрах. Потом уже потихоньку втянулась и начала посещать все спектакли, которые только возможно увидеть в Сухуме, а после бесед со знающими и понимающими театралами выработался и некоторой вкус.

Искушения в Страстную неделю: гастроли в Сухуме Театра на Юго-Западе>>

Звезда Геллы

Четвертый раз "Шедевры" в Абхазии, была на всех показах - для абхазского зрителя это действительно беспрецедентный шанс, никуда не выезжая, увидеть лучшие спектакли известных российских театров. Приобрела себе удобный абонемент "Престиж", а для друзей и родных еще и билеты отдельно. Три дня праздника прошли, оставив изысканное послевкусие.

 Спектакль Мастер и Маргарита Театра на Юго-Западе
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Мастер и Маргарита" Театра на Юго-Западе

В свой нынешний приезд Театр на Юго-Западе первым показал культовый спектакль "Мастер и Маргарита", которому уже 26 лет. Булгаковская история, переданная с книжной точностью, настолько заворожила, что зрители, по их признаниям, будто наяву стали гостями  бала в "нехорошей квартире" и свидетелями полета Маргариты. Монологи Карины Дымонт пробирали до дрожи. Алексей Ванин, Евгений Бакалов, Алексей Матошин, Антон Белов, Владимир Курцеба, Денис Нагретдинов и все-все -  невозможно выделить одного, так как каждый актер Театра на Юго-Западе – это запоминающийся, сильный образ Понтия Пилата, Иешуа, Мастера, Кота Бегемота, Азазелло и других.  

Танцы и немного магии: как московские "Мастер и Маргарита" зачаровали Сухум>>

И тем не менее, если предыдущий приезд Театра на Юго-Западе прошел для меня под звездой актера Алексея Матошина, исполнителя заглавной роли в спектакле "Дракула", то нынешний – под звездой Любови Воропаевой, сыгравшей Геллу в "Мастере и Маргарите" и Анджелу в "Портрете Дориана Грея". Вспомнила, что она же была Леди Макбет в спектакле на прошлогодних "Шедеврах московской сцены".  

© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "В поисках сокровищ"

 

Во второй день Театр на Юго-Западе показал детский спектакль "В поисках сокровищ". Моя девятилетняя племянница Ариана давно фанатеет от пиратов, как она их называла до недавнего времени, "калибского" моря, и не потому, что не выговаривает букву "р", а просто услышала именно так. Для нее московская постановка стала ожившей сказкой. После сказала мне: "Как много было пиратов. Но хорошо, что в конце они стали добрыми".

Дориан и девушки

Спектакль "Портрет Дориана Грея" смотрю уже во второй раз. Подруга не понимает моего стремления пересматривать одни и те же постановки. Например, за последние полгода пять раз посмотрела гениальный спектакль "Бег" режиссера Юрия Бутусова в Театре имени Вахтангова в Москве, а до этого в Сухуме раз восемь была на спектакле-жемчужине Абхазского театра "Дом Бернарды Альбы" Мадины Аргун и потеряла счет, сколько раз я смотрела любимые "Пять вечеров" режиссера Антона Киселюса в РУСДРАМе.

Как объяснить тому, кто не чувствует, что каждый показ – это новые игра и восприятие. Почему так бывает? Энергетика второго показа "Портрет Дориана Грея" в Сухуме зашкаливала.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Портрет Дориана Грей"

В прошлом году, по наблюдениям самих актеров, девушки смущенно опускали глаза, в том числе и я, в некоторых сценах. А в этом году решила быть смелее, смотрела во все глаза все сцены и почувствовала себя в некоторой степени соблазненной, столь откровенны были взгляды Дориана и Лорда Генри: Лорд Генри призывал поддаться темной стороне, самовлюбленный Дориан упивался своей красотой, стремясь к вечной молодости, предаваясь оргии.

Мне посчастливилось побывать на нескольких спектаклях на родной сцене Театра на Юго-Западе. Эмоционально заряженные, экспрессивные постановки давно стали фирменным стилем труппы. Небольшое помещение на проспекте Вернадского отличает особая атмосфера. Здесь по-домашнему уютно, и работники театра встречают как-то по-человечески тепло и просто. Наличие всего шести рядов кресел создает ощущение близости к артистам, которое усиливается еще и тем, что сцена не на возвышенности, как в других больших театрах, а на одном уровне со зрителями. И еще одна особенность "Юго-Запада": если  очень хочется побывать на спектакле, но вы не успели приобрести билет заблаговременно, так как они раскупаются за месяцы вперед, вас пропустят по входной контрамарке и бережно посадят на заветную ступеньку, заботливо подложив подушку. От ворот поворот еще никто не получал. Разместят всех.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Портрет Дориана Грей"

Благодаря проекту "Шедевры московской сцены" записываюсь в фан-клуб Театра на Юго-Западе, и нас таких, уверена, много в Абхазии: об этом свидетельствуют полные залы на показах в РУСДРАМе.

Абзац благодарности

Не люблю, когда публикация изобилует перечислением спонсоров и меценатов того или иного мероприятия, низводя материал до уровня пресс-релиза. Но надо отдать должное постоянным соорганизаторам проекта из "А-мобаила" Евгению Паланту и Борису Барциц, энергии гендиректора РУСДРАМа Ираклия Хинтба.  

О феномене Ираклия Хинтба стоит вообще сказать отдельно. После его прихода в искандеровском театре творческая жизнь забила ключом. Недавно прочла комментарий одной из зрительниц Айи Барцба, который очень емко отражает суть деятельности Театра Искандера. По ее мнению, "Ираклий Хинтба уже вписал свое имя в историю", а его "маленькое "государство" процветает, живет и трудится".

P.S. Крик души! Не знаю, к кому обратиться. Может в Министерство культуры? В день закрытия "Шедевров московской сцены" Абхазская филармония проводила замечательный благотворительный концерт уникального в своем роде ансамбля народных инструментов имени Отара Хунцариа. Но как же было обидно, что многим приходилось делать нелегкий выбор. Не впервые сталкиваюсь с ситуацией, когда приходится разрываться. Посидела час на концерте в филармонии и побежала на спектакль в театре. Надеюсь, что удастся послушать наших инструменталистов в ближайшее время. В Сухуме проходит не так много культурных событий, чтобы их нельзя было, к радости всех, развести во времени. Большая просьба к ответственным товарищам: неужели нельзя спланировать события так, чтобы они не перекрывали друг друга? 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

480

Война народа Абхазии 1992-1993 годов

Мифы и правда о сентябрьском наступлении на Сухум

858
(обновлено 17:12 16.09.2021)
Операция Абхазской армии по освобождению Сухума от грузинских формирований началась 16 сентября 1993 года.

Алексей Ломия, Sputnik

Вот и 28-я годовщина начала победного наступления абхазских войск на Сухум в 1993 году. Уже набила оскомину привычка прогрузинских СМИ именно в это время вбрасывать массу похожей на правду, а чаще всего просто лживой информации о том, как "десятки тысяч вооруженных до зубов боевиков напали на мирный Сухум, нарушив все договоренности о перемирии".

При этом все публикации смачно сдабриваются рассказами "очевидцев", что в рядах наступающих в основном были регулярные российские войска и банды наемников с Северного Кавказа. То бишь самих абхазов практически не было, они якобы выжидали, когда им расчистят дорогу.

Неуместное снисхождение

Первое время я с улыбкой читал эти фантазии. Я, как очевидец и участник всех этих событий, который прошел их от нижнего гумистинского моста до государственной границы на Ингуре, просто поражался изысканной лжи грузинских журналистов. Всегда старался снисходительно к этому относиться, просто не реагировать. Все же предельно ясно, им стыдно, что маленький, но гордый абхазский народ переломил хребет грузинской военной машине. Как-то надо оправдаться перед остальным миром, перед детьми, перед внуками. Ведь на самом деле никакой логике, военной науке не поддается то, что тогда произошло.

Очень хочется им заретушировать эту часть своей истории, найти хоть немного правдоподобные объяснения тому, что огромная по нашим масштабам боевая группировка оккупационных войск после двухнедельного сопротивления позорно бежала из Абхазии, бросив невероятное количество трофейной техники, вооружения и боеприпасов. Но, как показывает время, отдавать информационное поле на откуп этим фантазерам чревато последствиями.

Они  настолько часто и изощренно преподносят в нужном для себя свете те события, что не то что несведущий, а иногда даже и осведомленные о тех событиях люди могут усомниться в том подвиге, который совершили простые ополченцы. Такие вбросы девальвируют братскую помощь народов Кавказа и юга России. Поэтому считаю правильным доводить до читателя другую информацию, пусть даже черно-белую, но истину как она есть.

Неисполнимые намерения

Действительно, в ходе успешного июльского наступления на Сухум, когда Абхазской армии удалось провести ряд маневров и атак, в результате которых удалось захватить все господствующие высоты над столицей, в Сочи состоялась трехсторонняя встреча.

Представители Грузии и Абхазии заключили соглашение о перемирии. Гарантом выступала Россия. Не буду влезать в детали, но самым важным в этом документе было то, что боевые действия должны быть прекращены, и в столицу Абхазии возвращаются законные органы власти. Грузинская армия обязана была выйти из Абхазии, а все добровольцы должны были вернуться по домам.  Более того, наш сухумский батальон стали готовить к этому событию, даже особую форму выдали.

По договоренности в Сухуме восстанавливалась вся вертикаль власти, а мы были как бы гарантом их безопасного  функционирования. И если первая часть соглашения обеими сторонами выполнялась: начался отвод тяжелого вооружения и техники от линии соприкосновения, добровольческие отряды возвращались на родину, то вторая, как и предполагалось, никак - грузинская сторона всячески блокировала возврат в Сухум законных властей. От простого игнорирования взятых обязательств до проведения провокационного митинга в оккупированном Сухуме, где жители части Абхазии, контролируемой оккупационными войсками, высказали недовольство соглашением и призвали ни в коем случае не пропускать ни одного абхаза через Гумисту.

Линия обороны

Стало совершенно очевидно, что грузинская сторона не собирается исполнять соглашение и старается заморозить конфликт на тех позициях, которые были на тот момент. Такое естественно не устраивало абхазскую сторону. Инициатива в ходе самих боевых действий была полностью на нашей стороне. Контроль над столицей был тотальный, так как все стратегические высоты были за нами. За месяц с лишним после июльского наступления мы успели восстановить боеспособность практически всех подразделений. Нужен был последний рывок для долгожданного освобождения столицы, и мы его сделали.

Что касается мифа о "безоружных мирных жителях Сухума", то и тут фантазеры оконфузились. Приведу маленькие примеры и факты, которые наблюдал лично. По замыслу нашего командования, в первую очередь партизаны на Восточном фронте вышли к республиканской трассе и наглухо закрыли ее до воссоединения двух фронтов. Таким образом, столица оказалась в кольце. Тогда откуда у "мирных защитников" взялся  танк, который прямой наводкой утюжил нас из Нового района? У кого в гараже забыли БМП, которую мы встретили в районе Учхоза? Я уже не говорю о гаубицах и минометах, которые круглосуточно обстреливали наши позиции. И противостояли нам регулярные грузинские войска, достаточно хорошо экипированные. Бои были контактные, мы видели друг друга, перекрикивались в паузах между перестрелками. Уверен, что они не все погибли. Найдите их и пообщайтесь с ними. Может, они вам расскажут правду.

Вот что-что, а фальсифицировать историю, ее главные моменты наши восточные соседи научились чуть ли не лучше всех на постсоветском пространстве. Им в этом благоволил и покровительствовал сам Сталин. Тех, кто пытался говорить правду, планомерно уничтожал Берия. Ложь стала одним из главных инструментов переписывания истории Грузии. И надо выстраивать очень серьезную просветительскую, образовательную, информационную "линию обороны", чтобы противостоять этому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

858

Что делать России с трудовыми мигрантами