Будущий премьер Джонсон объявил о присоединении Великобритании к Украине

1977
До недавнего времени только страны ближнего зарубежья (и особенно Украина) отличались уникальным элементом политической системы: все важные внешнеполитические, а иногда и внутриполитические решения сверялись не с национальными интересами, а с мифическими представлениями об интересах и эмоциях президента России Владимира Путина.

Типичная схема принятия решений на уровне официального Киева (и это легко увидеть из заявлений и прошлой, и нынешней президентской администрации) выглядит примерно так: если Путин будет рад — плохо, а если нет — хорошо, причем представления об интересах и эмоциях российского лидера — исключительно иллюзорные и основываются на проекции собственных психологических комплексов, пишет автор РИА Новости Иван Данилов.

Казалось бы, ни одна страна не захочет воспроизводить у себя этот украинско-грузинский метод, но такая нашлась: к Украине и другим государствам, пораженным "ментальным антипутинизмом", решительно присоединилась Великобритания. Консервативный лидер Борис Джонсон, которого британские СМИ рассматривают как наиболее вероятного "сменщика" уходящей в отставку Терезы Мэй, выступил с открытым письмом в адрес российского лидера и заявил о том, что британцы "докажут, что Путин не прав, когда выйдут из Евросоюза 31 октября".

Показательно, что противники Бориса Джонсона из левой газеты The Guardian еще в декабре прошлого года писали: "Лучший способ противодействия Путину и Трампу? Отказаться от Brexit". "Украинизацию" британской политики можно считать завершенной: обе стороны политического конфликта в стране теперь сверяют свои позиции с предполагаемыми интересами российского президента и используют аргумент "надо насолить Путину" в качестве мощного политического инструмента.

Сам текст Джонсона, опубликованный в The Telegraph, по форме хотя и представляет собой письмо, адресованное президенту России (о чем свидетельствует формула "Владимир, я не хочу особо подчеркивать, но..."), по сути — политический манифест, обращенный к британскому избирателю в условиях Brexit. Но, помимо этого, Джонсон пытается надеть на себя цветные трусы супергероя (которого можно было бы назвать "Капитан Либерализм" или "Суперлиберал") и защитить современный западный либерализм от критики российского лидера. Публицистическая беспомощность британского политика выдает прискорбную неспособность написать нечто более качественное, чем школьный доклад пятиклассника, но текст все равно достоин максимального внимания и комментирования хотя бы ради иллюстрации уровня современного британского политического дискурса. Итак, будущий британский премьер объясняет читателям (и заодно Владимиру Путину), почему в Великобритании все хорошо: "И не может быть лучшего примера триумфа либеральных ценностей, конечно, чем Британия сегодня". С этим никто не спорит, только вот этот триумф не очень нравится самим британцам.

Джонсон продолжает: "Есть множество причин, по которым Лондон и юго-восток (Великобритании. — Прим. ред.) — наиболее продуктивные регионы всей Европы. Это часовой пояс. Это язык. Существуют исторические скопления талантов в сфере искусства, культуры, бизнеса и финансовых услуг. Но есть кое-что еще более важное, и это — британское чувство свободы жить по своему усмотрению, при условии, что вы не причиняете вреда другим, без страха преследования, осуждения или дискриминации".

Тут нужно сделать несколько заметок на полях. Лондон и юго-восток Великобритании очень богаты потому, что именно туда на протяжении столетий свозилось награбленное британскими джентльменами по всему миру. Именно в эти регионы вкладывала деньги Ост-Индская компания, именно туда стекались богатства, оплаченные кровью индийцев и зулусов. Именно в Лондон свозились деньги, полученные от продажи наркотиков в Азии, после того как британцы посадили на иглу миллионы китайцев (см. Опиумные войны). Как только Британская империя переформатировалась и перешла от военного грабежа к финансовому колониализму, Лондон стал эпицентром мирового отмывания грязных денег, а офшоры Ее Величества (Британские Виргинские Острова, Джерси, Доминика и др.) стали главным направлением вывоза капиталов из Азии, Африки, России и стран бывшего СССР. Открываем британскую The Times и читаем признание беглого российского миллиардера: "Лондон стал мировой столицей отмывания денег, и фирмы лондонского Сити помогают коррумпированным чиновникам и преступникам со всего мира скрывать триллионы долларов своих нечестных доходов".

Без грязных денег из России, Азии, Африки и Европы современный Лондон выглядел бы как бедный и опасный ближневосточный или африканский город, но благодаря офшорной финансовой империи Великобритании современный Лондон выглядит как очень богатый африканский или ближневосточный город.

"Ближневосточный или африканский" — в данном случае не риторический прием, а сухая констатация факта: согласно переписи 2011 года, коренные англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы составляют меньшинство в Лондоне, а 44% его населения вообще родились за пределами Великобритании. Легендарный британский комик (один из ключевых участников "Монти Пайтон") Джон Клиз недавно заявил, что "Лондон перестал быть английским городом", за что был подвергнут критике со стороны тех самых либералов западного образца, которые искренне ненавидят традиционную британскую культуру и радуются ее уничтожению во имя обанкротившихся идеалов мультикультурализма. Британская государственная корпорация BBC сообщает о том, что семьи сомалийских мигрантов, живущих в Лондоне, отправляют детей в Африку "из-за повышенной лондонской преступности": банды, вооруженные ножами, как и уличные нападения с использованием кислоты — это официально признанный бич британской столицы.

Та самая толерантность, которой так гордится мистер Джонсон, имеет очень странную направленность: мы уже выясняли, что британские власти весьма лояльно относятся к преступникам, которые отмывают в британской финансовой системе триллионы фунтов. Но, помимо этого, они максимально толерантно относятся к этнической преступности.

Например, как сообщают британские СМИ, банда педофилов из города Телфорд, в которую входили десятки представителей этнических меньшинств, на протяжении более десяти лет насиловала и вовлекала в детскую проституцию местных несовершеннолетних. Несмотря на то что количество жертв зашкаливало за сотню, а местная полиция была завалена жалобами, британские органы защиты правопорядка (которыми во время расцвета "телфордских педофилов" руководила коллега Джонсона по партии Тереза Мэй) отказывались проводить расследования и заводить дела, лишь бы избежать обвинений в расизме и неполиткорректности. Прокурор, которому хватило смелости вести аналогичное дело в городе Рочдейл, заявил BBC, что все это "лишь вершина айсберга". Кстати, "телфордские педофилы" оказались за решеткой исключительно из-за усилий нескольких отчаянных журналистов, а не из-за работы полиции.

Можно привести также свежий пример того, насколько британская система терпима к свободе мысли: недавно в интернет утек ролик, который снял британский школьник, подвергнутый психологической травле. Его вина заключается в том, что он посмел высказать на уроке страшную мысль о том, что есть всего два пола. Учитель мальчику объяснил, что такое мнение нужно "держать дома", а на уроке нужно говорить то, что за него уже решили и определили власти.

Либерализм, который так хвалит господин Джонсон, — это либерализм, который считает, что есть только два мнения: мнение британского правительства и неправильное мнение.

Поразительно, но Борис Джонсон — представитель страны, чье богатство зиждется на военных преступлениях прошлого и финансовых преступлениях настоящего, — отчитывает Россию за бедность и кичится тем, что Великобритания богаче, усматривая в этом преимущества либерализма. Проверим наглость будущего британского премьера цифрами Всемирного банка. В 1992 году, сразу же после развала СССР, ВВП по паритету покупательной способности России был примерно равен ВВП по покупательной способности Великобритании: 1,019 триллиона долларов и 1,004 триллиона долларов соответственно. По мере того как в России бесчинствовал "западный либерализм" (который активно поддерживался официальным Лондоном), ВВП по покупательной способности страны падал — и вот на пике продвижения "западного варианта либерализма" в 1998 году ВВП России по покупательной способности упал до 807,029 миллиарда долларов, а ВВП по покупательной способности Великобритании вырос за это время до 1,375 триллиона долларов.

А потом Россией начал руководить столь нелюбимый господином Джонсоном президент Владимир Путин — и ситуация начала резко исправляться: уже к 2006 году ВВП по покупательной способности России сравнялся с аналогичным ВВП Великобритании: 2,133 триллиона долларов и 2,103 триллиона долларов соответственно. Несмотря на то что Владимира Путина и его команду Запад обвинял в отходе от либеральных ценностей, а также вопреки санкциям и падению цены на нефть, ВВП по ППС России продолжал расти и отдалятся от британского уровня: Всемирный банк сообщает, что ВВП по ППС России в 2018 году составил 3,986 триллиона долларов, а ВВП по ППС Великобритании — 3,074 триллиона долларов. Так что уже исходя из этой статистики стоит сделать вывод о том, что рекомендации Бориса Джонсона — экономический яд, который ни в коем случае нельзя принимать за лекарство. Когда Россия следовала советам "западных либералов" — ее экономика не росла, а сжималась, а вот движение в обратном направлении оказало целительное воздействие: мы еще далеко от реализации своего потенциала, но, по крайней мере, направление движения однозначно правильное.

Кстати, российская экономика, при всех ее проблемах, которые было бы глупо отрицать, имеет перед британской одно долгосрочное преимущество: Россия живет на свои деньги, а Великобритании даже не хватает награбленного для того, чтобы поддерживать уровень жизни, и приходится брать в долг. По наиболее свежим данным, доступным в базе Всемирного банка, государственный долг России по отношению к ВВП страны составляет всего 14,17%, а Великобритании — 116,487%.

Нельзя не отметить и еще один забавный момент: господин Джонсон кичится британской промышленностью, но забывает о том, что британскими в Великобритании являются разве что лондонские банки, а все, что не предполагает отмывку денег через банки, офшоры или недвижимость, принадлежит иностранцам. В качестве яркого примера можно привести хваленый британский автопром: "Ягуар Лэнд Ровер" (Jaguar Land Rover) — это вообще-то индийская компания, эти бренды и соответствующие производственные мощности принадлежат индийскому конгломерату TATA Motors.

Крупнейшие акционеры компании Aston Martin, которая производит знаменитые "авто Джеймса Бонда", — итальянский инвестиционный фонд Investindustrial Advisors Ltd. и кувейтский олигарх Najeeb Al-Humaidhi.

Bentley Motors Limited принадлежит немецкому концерну Volkswagen Group, а Rolls-Royce Motor Cars Limited — немецкому концерну BMW.
В таком же ключе можно разобрать почти всю британскую экономику (за исключением финансового сектора и недвижимости), начиная от лондонского водоснабжения (компания Thames Water принадлежит канадско-кувейтско-китайско-австралийскому консорциуму) и заканчивая электрораспределительными сетями (которыми владеет кто угодно, кроме британцев: от гонконгских фондов до американских корпораций). Борис Джонсон, вероятно, будет премьером страны, в которой собственные граждане скорее арендаторы, нежели владельцы, если не считать, конечно, узкой прослойки наследственной финансово-административной аристократии. Вряд ли такая позиция позволяет читать нотации лидерам великих держав.

Со слезами на глазах: Тереза Мэй объявила об отставке>>

Связь между политической системой и экономическим ростом сильно преувеличена. История знает примеры как успешных экономик "гиперлиберальных" стран, так и успешного экономического развития в государствах, которые никак не вписываются в представления условного Джонсона о том, что такое либерализм. Достаточно вспомнить Сингапур, военные "диктатуры развития" в Южной Корее и Чили, а также совсем не либеральные в западном понимании этого термина современные Китай или Вьетнам. Но есть один политический фактор, который обладает железной предиктивной силой в экономическом смысле: как только политики какой-то страны начинают разговаривать с избирателями и миром на языке украинских политических агиток и требовать от них что-то доказать Путину или России, то жди беды. Прежде всего беды экономической. Если до власти в Лондоне все-таки доберутся те, для кого важнейшим приоритетом является желание "насолить Путину", то британцам можно будет только посочувствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1977

Полиция во время протестов в США

Америке предлагают выбирать между расизмом и анархией

20
(обновлено 09:18 03.06.2020)
Не было никаких сомнений, что гибель Джорджа Флойда и последовавшие протесты, перетекшие в беспорядки, активно используют в набирающей обороты предвыборной кампании в США.

Предполагалось, что главный удар нанесут по Трампу, на которого его оппоненты возлагают вину за расизм и жестокость белых полицейских, убивших очередного афроамериканца. Однако чем дальше развиваются события, тем яснее, что реальность вновь может преподнести сюрприз демократам, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.

Американский лидер устроил целое — прекрасно срежиссированное — представление. Он выступил с жесткой речью, в которой а) назвал участников беспорядков "бунтовщиками", б) обвинил власти ряда штатов в неспособности защитить мирных граждан от преступников и в) пообещал мобилизовать все федеральные ресурсы, включая армию, чтобы "положить конец разрушениям и поджогам".

Происходило все в Розовом саду Белого дома, куда доносились звуки разрывов светошумовых гранат и зарядов со слезоточивым газом. Это полиция освобождала от протестующих расположенную рядом Лафайет-сквер в связи с комендантским часом.

Затем Дональд Трамп вышел из резиденции и проследовал по зачищенной площади до церкви Святого Иоанна, которую за день до этого подожгли радикалы. Там он приподнял Библию и заявил, что "США — самая великая страна в мире", пообещав обеспечить безопасность государства.

Реакция на президентский "перфоманс" последовала молниеносно. Лидеры демократов в конгрессе выпустили совместное заявление, в котором охарактеризовали действия Трампа как "трусливые, малоэффективные и опасные".

Не менее резко выступили руководители нескольких штатов, также представляющие Демократическую партию, в частности губернаторы Нью-Йорка и Орегона. А мэр Вашингтона Муриэл Баузер назвала позором разгон "безоружных протестующих" на Лафайет-сквер, подчеркнув, что федеральная (а не местная — что очень важно!) полиция приступила к зачистке перед Белым домом за 25 минут до комендантского часа. После чего мэр добавила трогательное: "Жители Вашингтона, идите домой. Будьте в безопасности".

По российским меркам все выглядит очень странно. С одной стороны, очевидно, что принимаемых местными и региональными властями мер зачастую явно недостаточно для прекращения вакханалии. СМИ полны свидетельств, как полиция просто наблюдает за разгромом городских кварталов и разграблением магазинов. С другой стороны, президент все больше угрожает и обещает, но по существу пока ничего не делает для стабилизации положения.

Разгадка таится как в особенностях американской государственной системы, так и в жесткости текущего политического противостояния в стране.

В США довольно сложная система разграничения полномочий между федеральным центром и штатами, но в целом региональные власти несут полную ответственность за происходящее на их территории. Это касается и правоохранительной сферы, благодаря чему в Штатах весьма запутанная структура силовых ведомств.

Плюс надо иметь в виду, что в беспорядках, в первую очередь именно на расовой почве, для Америки нет ничего особенного. Они вспыхивают регулярно. Самый знаменитый, наверное, бунт в Лос-Анджелесе в 1992 году, но многие хорошо помнят и волнения в Фергюсоне в 2014-м.

Федералы вмешиваются только по просьбе властей штата, если те чувствуют, что сами не справляются. Также у президента есть полномочия для применения силы через голову губернатора, но в таком случае именно на него ложится вся ответственность.

А вот тут самое интересное: протесты из-за гибели Джорджа Флойда охватили большинство штатов (около 45 из 50), но очаги беспорядков с погромами, насилием и мародерством находятся преимущественно в вотчинах Демократической партии. Это регионы, где у Трампа нет ни малейшего шанса на победу.

Самый яркий пример — без сомнения, Нью-Йорк. Многонациональный, толерантный и подчеркнуто либеральный мегаполис продолжают громить, а руководство города и штата мямлит невнятицу. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что преступления, конечно, недопустимы, но погромщики "смешались с демонстрантами". Видимо, по его мнению, это достаточное основание для того, чтобы ничего не делать.

Неготовность губернаторов-демократов принимать жесткие меры легко объяснима: они опираются на электорат, значительная часть которого крайне негативно воспримет применение силы даже против мародеров. Более того, Демократическая партия в своей борьбе с "белым расистом, шовинистом и женоненавистником" Трампом собственными руками укрепила либеральную тенденцию снисходительного отношения к правонарушителям и преступникам, принадлежащим к "дискриминируемым меньшинствам".
Каждая из сторон гражданско-политического противостояния в Америке сделала свою ставку.

Демократы надеются, что волнения сами по себе постепенно выдохнутся и можно будет вновь максимально сосредоточиться на повестке борьбы с расизмом белых консерваторов.

Президент же явно рассчитывает на то, что штаты с губернаторами-республиканцами куда быстрее наведут у себя порядок, не допустив расползания погромов. Зато кадры пострадавших городов и неспособность политиков-демократов справиться с ситуацией не только усилят консолидацию республиканских штатов, но и качнут маятник колеблющихся регионов в сторону Трампа.

Однако показательно, что никто даже не пытается поднять вопрос о необходимости решать обе проблемы: и системного расизма в виде склонности американской правоохранительной системы к избыточному применению насилия, и необходимости решительно подавлять любые беспорядки, какими бы благородными лозунгами они ни прикрывались.

Видимо, для Америки это, как и во многие предыдущие десятилетия, остается непосильной задачей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

20
Такси

Зеленоглазое вези: правда о мире сухумского такси

2930
(обновлено 09:23 02.06.2020)
Такси - это особый мир города, нам доступна только видимая часть. Нам надо ехать, вот и все, что нам положено о нем знать.

Между тем таксисты, особенно если их послушать, все знают, все видят, обо всем имеют свое мнение, а их сарафанное радио заткнет за пояс любую группу в мессенджерах.

Алексей Шамба, Sputnik

Четыре года назад у меня было много свободного времени и мало денег. С работой в стране всегда непросто, и поэтому наиболее очевидным для меня вариантом на тот момент стала работа в такси. А что? Свободный график, всегда в движении, уютное урчание двигателя — дело мечты. Но пришлось туго.

Во-первых, мое знание города оказалось, мягко говоря, неполным. О существовании многих дворов и переулков я даже не подозревал, отродясь там не бывал. Просто надобности не возникало. Во-вторых, дорожная романтика обернулась тяжелым физическим трудом по 12-14 часов за рулем. Прибавьте к этому сложных клиентов, которые во многом считают, что за 150 рублей они купили и такси, и таксиста оптом. При этом некоторые считают, что таксист — это "три мешка денег — утром, в обед и вечером". Разочарую, работа в такси не приносит великих заработков. 

Я проработал несколько месяцев, романтика испарилась, а вслед за ней отправились нервы, которые стали расходниками, подобно деталям в машине, они расшатались, и я дезертировал. Но недалеко. Многим может показаться, что пошел на повышение - стал в той же фирме диспетчером. Это оказалось еще труднее. Находиться между клиентами и водителями, сидя на телефоне в прокуренной комнате сутками - удовольствие для совсем уж искушенных. В результате я совсем ушел из этого бизнеса. Но еще долгое время при виде таксомотора у меня начинала болеть спина, а на все телефонные звонки невольно отвечал:"Такси слушает".

Во время карантинных ограничений из-за коронавируса, когда остановили весь общественный транспорт, осталось только такси. Мне пришлось пользоваться им довольно часто. Нахлынули воспоминания, и я решил рассказать про свою работу в такси, а также описать основные типы диспетчеров, пассажиров и водителей. Уверен, что многие узнают себя и сделают выводы. 

Было бы желание

Стать таксистом в Абхазии легко. У этой профессии низкий порог входа – достаточно водительского удостоверения и автомобиля. Работать в такси вообще может кто угодно. Испытательного срока нет, экзамен на знание города не сдается, справку из психиатрического диспансера можно принести позже. Бюрократии минимум. Пришел - и работай.

На данный момент только в столице 68 зарегистрированных таксопарков, из которых 39 малых и 19 крупных. Таксисты со стажем хорошо знают друг друга. Многие начинали вместе, кто-то открыл свою фирму и пригласил своих бывших коллег, а есть и те, кто получает заказы от разных контор. Диспетчеры хорошо знают и друг друга, и таксистов. Активность этого бизнеса возрастает во время туристического сезона, осенью происходит спад. Отношения между фирмами скорее дружелюбно-нейтральные: часто при отсутствии свободных машин у одной фирмы заказ передают другим.  

Небольшие таксопарки работают постаринке: один класс обслуживания, отсутствие проверок и фиксации нарушений. Крупные постепенно переходят на более цивилизованные стандарты: различные классы (эконом, стандарт, бизнес), рейтинговая система, работа через приложение, тайные пассажиры и обязательный Wi–Fi в салоне.

Дороги, которые не выбираем

С чего начинается смена? Выходишь на линию и начинается бег белки в колесе. Сначала ты должен заработать 600-700 рублей на топливо для машины. Потом — от 200 до 300 рублей на оплату услуг диспетчера. Если машина от фирмы, то еще 1300 рублей на ее аренду. Ну, а уж потом начинаешь работать на себя. Только вот это "уж потом" может в этот день и не наступить, особенно в межсезонье. На это влияет возросшая за последние годы конкуренция, низкие доходы населения и высокие цены на топливо. Это тяжелая работа. Как физически, так и психологически. Испытано на себе.

Основное время таксист проводит между центром города и Новым районом, это основной маршрут, особенно к вечеру. Следующая отправная точка – рынок. Водители не любят это место. Часто приходится долго ждать клиента, а с парковками проблема. Сидишь и просишь диспетчера, чтобы он связался с клиентом и поторопил. Учитывая, что клиенты на этом направлении - это в основном женщины с сумками, ожидание может растянуться минут на 30, а то и больше. 

Особняком стоит маршрут на улицу Чанба. Это тоже город, но по сути, отшиб отшибом. Плохое дорожное покрытие, слабое освещение и пьяная компания в салоне превращают поездку туда в настоящий лабиринт, особенно ночью. Мой первый рейс был именно оттуда. Приехал, посадил клиентов и стал нарезать круги, периодически проезжая мимо одного и того же магазина. Я сдался и обратился за помощью к прохожим, когда понял, что топливо заканчивается. Моя просьба подсказать, как проехать к Красному мосту, который находился в 200 метрах, сильно удивила пассажиров. 

Но есть и позитив, конечно. Общительным людям, например, одно удовольствие постоянно менять собеседника. Интровертам сложнее, поэтому, если ваш водитель сидит с каменным лицом, не думайте, что  он высокомерен и безучастен. Для него вы просто работа и ничего личного. 

Сколько же "загребает" таксист в месяц? Если работать по 8 часов в день, то доход будет мизерным, поэтому приходится кататься значительно дольше. Работая по 12 часов, можно зарабатывать около двух тысяч рублей в день. Бывает, конечно, и больше, а иногда и намного больше, но рассчитывать на такую удачу не стоит. Таксисты суеверны. Очень часто, "сорвав куш", машина может выйти из строя, а то и попасть в аварию. Поэтому водители предпочитают не искушать судьбу дальше, а нащупав предел фортуны, просто сойти с линии. 

Работа в такси затягивает. Критичным является первый год. Если он прошел без серьезных проблем, то "баранку крутят", пока позволит здоровье. Ну а дальше — дальше стараются не загадывать.

Карету мне!

Каждая поездка начинается со звонка диспетчеру. Он принимает заказ и направляет машину по адресу. Кажется, что все просто, но это только на первый взгляд. Представьте, что вам надо ответить на четыре телефонных звонка, найти такое же количество свободных машин, правильно рассчитать время прибытия и учесть дополнительные требования пассажиров. И все это сделать вежливо, предупредительно и без ошибок. Хороший диспетчер должен прекрасно знать город и уметь объяснять. Ему необходимо все время держать в голове текущую ситуацию: сколько машин свободно, какие и где находятся.

Как правило, в смене один диспетчер и несколько водителей, которых надо контролировать, а это непросто. У каждого из них могут быть свои капризы и нюансы в поведении. Грамотный диспетчер – мозг этого бизнеса.

Среди них я встречал три основных типажа: "строгая тетя", "папина дочка" и "свой парень". В первом случае общение с таксистами и клиентами происходит по схеме "строгая учительница – непутевый ученик". Во втором – включается режим капризной девчонки, которой невозможно ни в чем отказать. Ну, а в третьем идут в ход и крепкие словечки, а иногда и не менее крепкая рука. Хочу отметить, что хороший диспетчер виртуозно владеет всеми способами и их любыми сочетаниями, поэтому успеха в этой профессии достигают в основном женщины с пластичной психикой.  

В общем, если вам нужен стрессоустойчивый сотрудник, умеющий быстро работать в режиме многозадачности, рекомендую присмотреться именно к ним. 

Кого везем

Ежедневно у таксиста минимум 20 рейсов в день. В месяц перевозит около 500 человек. Контингент один и тот же, но есть различия в зависимости от района и времени. Я попросил нескольких  опытных водителей поделиться своими наблюдениями и рассказать о своих пассажирах. Получились следующие типы клиентов. 

"Тормоза". Те, кого нужно ждать минут 10–15. О комфорте таких пассажиров обычно не беспокоятся. Везут их либо быстро, либо очень быстро. Время, как известно – деньги, а для таксиста тем более. Просьба к таким людям - если вы не служили в армии и не умеете одеваться за 45 секунд, то не надо вызывать машину, когда вы еще в трусах и в одном носке. 

"Торопыги". Эти вызывают сразу несколько машин с нескольких телефонов. Но если уж так случилось, что вы вызвали больше одной машины, не поленитесь и отмените остальные заказы. 

"Недопассажиры". Они вызывают машину и не выходят. Вообще. Для таких, по общему мнению знакомых таксистов, в аду приготовлен отдельный котел, и окунать их будут в него ровно столько раз, сколько раз они "кидали" таксистов. 

"Красавчики". Самые любимые клиенты. Подъезжаешь, а они уже стоят и ждут. Настроение сразу улучшается. А если еще и не хлопают дверью, то профессиональный экстаз таксисту гарантирован. С такими пассажирами всегда вежливы, везут их аккуратно и поддерживают беседу практически на любую тему. 

"Наркоманы-скунсы". Когда эти персонажи садятся в автомобиль, характерный запах заполняет все пространство вокруг, избавиться от него невозможно, и открытые окна не помогают. Часто они расплачиваются крупными купюрами (и откуда только деньги берут?), приходится искать размен. В целом, они безобидные и проблем не доставляют, но есть одно "но" - это запах!

"Спящий красавец".Такой товарищ обычно в подвыпившем состоянии, попадая с прохладной улицы в теплый салон, сразу сливается с сиденьем и становится похожими на какую-то желеобразную массу. Сказав конечный адрес, практически сразу засыпает и начинает храпеть, иногда обходится и без храпа, но сути это не меняет. В поворотах голова его перекатывается с одного плеча на другое, такое ощущение, что она живет своей жизнью, отдельной от всего остального туловища. То, что происходит в конце поездки, лучше, конечно, видеть, словами это трудно описать. В ход идут все способы, чтобы это тело проснулось: громкая музыка, удары по разным частям тела, хлопки по щекам, подергивания за волосы. После нескольких минут таких процедур происходит чудо – у него открывается один глаз. Самое главное в этот момент не останавливаться, тогда есть надежда на окончательное пробуждение. Секундное замешательство - и его снова можно "потерять". 

"Мозгоклюй". После обоюдного приветствия, короткий диалог превращается в длинный монолог. Почему-то этот человек думает, что таксист - это и водитель, и психолог в одном лице. Он начинает изливать свою душу, рассказывает обо всех своих проблемах. После поездки с таким типом водителю самому остро необходима психологическая дезинфекция. 

Кто везет

Пройдясь по пассажирам, будет справедливым остановиться на типажах таксистов. Они тоже очень занимательны. Так какие же бывают работники руля и рубля.

"Экс-олигарх". Такси для него — это так, временно. На самом деле он крутой, у него свой бизнес, большой дом и "гелик". Просто небольшой кризис в стране, сами понимаете, пришлось сесть за баранку, но скоро все утрясется. Понятное дело, что нет никакого бизнеса, да и "гелика" тоже. Пассажиры делают вид, что верят: нравится человеку грезить — пусть грезит. 

"Патриот". Вы еще не успели сесть, как вам уже рассказали: какой президент лучше, чей сыр вкуснее, а Европа в глубокой ж...е, короче, загнивает.  "Апсны-67" для своих и "Любэ" для отдыхающих. Некоторые пассажиры не выдерживают, вступают в дискуссию и даже ссорятся с патриотами. В лучшем случае дальше едут молча и холодно прощаются.

"Ностальгирующий". Сели, закрыли дверь, в машине негромко звучит голос Тимати, и вдруг: "Нет, ну совсем петь разучились! Вот раньше как хорошо было. А теперь — тьфу! Ни голоса, ни слуха, лишь бы на сцену пролезть". Затем начинаются воспоминания про автоматы с газировкой по три копейки с сиропом. Так что приготовьтесь, речь будет длинной. От вас требуется вздыхать и иногда кивать головой. 

"Нытик". Чем-то похож на предыдущего, но без отсылки к советскому прошлому. У него всегда все плохо. Фирма обнаглела и берет большой процент, на свою машину денег нет, заказы все на маленькие расстояния — не заработаешь, цены растут, жена ворчит, а ребенок подрался в школе. Чем вы можете помочь бедолаге, понять сложно. Потому что даже на доброе слово у него найдется тысяча оговорок, почему оно не очень-то и доброе. 

"Мачо". Куда ж без него! Герой-любовник в каждые новые пассажирские уши выливает истории своих горячих похождений. Парень он крутой, все его вожделеют, он только выбирает из тысяч покорившихся ему женщин. 

"Психолог". Умеет разговорить клиента, расположить к себе, проникнуться проблемами и нуждами пассажира и, как результат, оставить себе сдачу, а то и получить сверху. Это настоящие виртуозы в такси.

"Автомобильный чистюля". Болезненно переживает за чистоту своего драндулета. Обычно возит в салоне кучу разных жидкостей и тряпочек. Испытывает настоящую страсть к автомобильным "елочкам" с ядовитым амбре. Мне попался водитель, который работал в бахилах и даже выдавал их пассажирам. Сами таксисты считают таких самым неприятным типажом, и я с ними согласен.

"Верующий". В машине будет комплект икон в сочетании с монеткой для приманивая состоятельных пассажиров плюс несколько веточек чертополоха. Человек пытается объединить православие, язычество и фэн-шуй. Иногда у него получается. Про ремни и подушки безопасности, понятное дело, не будем.

"Альфа-таксист". Самый одиозный персонаж. Классика. Как правило, он возглавляет таксистскую династию. Лично знает всех в городе: от бомжей до министров. Считает себя одним из столпов общества, с которым вынуждены считаться люди такого полета, что их с земли не разглядишь. И вообще, это человек на своем месте, искренне любящий свое дело. Но это не мешает ему при первой возможности обдирать своих клиентов, как липку. 

Итог

Если вы любите активный, очень активный образ жизни, не боитесь рано вставать и поздно ложиться  - добро пожаловать в такси водителем. Максимальный стресс и высокий уровень адреналина вам гарантирован. Спустя всего один месяц, вы будете прекрасно знать город и сможете работать экскурсоводом, если с такси не сложится. 

Если вы умеете быстро решать несложные математические задачи, вас не смущает табачный дым и готовы упорядочить хаос - добро пожаловать в такси диспетчером. Через несколько месяцев упорного труда вы сможете работать в любом антикризисном центре. 
Берегите себя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

2930
Этери Басария.

"Абхазские" обеды и письма с юга: памяти Этери Басария

0
Писательница, прозаик, лауреат литературной премии имени Короленко Этери Федоровна Басария родилась 3 июня 1941 года.

Этери Басария родилась в абхазском селе Кутол, училась в Очамчырской средней школе имени Симона Басария, после поступила в Московский государственный университет, а в 1973 году в Литературный институт имени Горького.

Арифа Капба, Sputnik

"Тетя Этери"

Так сложилось, что большая часть ее жизни прошла в Киеве, где она проживала со своим мужем киевлянином Валерием Грузиным и сыном Юрием. "Они были очень гармоничной парой, красивые, яркие, остроумные… Одно загляденье", - так описывает Этери и ее мужа художник Ахра Аджинджал. Позже, когда сам Ахра в начале девяностых переехал жить в Киев, они стали очень близкими друзьями. Еще бы – и он, и Этери выходцы из села Кутол, более того, родственники  - ее отец и его бабушка родные брат и сестра. Ахра всегда обращался к ней исключительно на "Вы" и говорил "тетя Этери", хотя близкая дружба могла и стереть эти формальности, но оба, люди с исключительным чувством юмора, шутили, что чтобы перейти на "ты" надо было хотя бы "зарезать козленка", а козленочка было жаль.

Ту встречу с Этери Басария в стенах Сухумского художественного училища Ахра Аджинджал запомнил на всю жизнь, как и оригинальный этюдник, который подарили молодому художнику Этери и ее супруг Валерий. Позже Ахра стал для Этери Басария неотъемлемой частью "горсточки абхазов, живущих в Киеве", как она сама выразилась однажды.

Общение было постоянным, по телефону чуть ли не ежедневным, а раз в неделю Ахра приходил к Этери на так называемый "абхазский обед". За столом собиралась большая компания друзей, где каждый чувствовал себя своим. "Этери готовила прекрасно, никогда ничего невкусного у нее не помню, - вспоминает Ахра Аджинджал. – Кроме абхазских блюд, она придумывала еще много чего. Правда, я особенно налегал на акуд, а Этери шутила, мол, остановись, я еще не умерла, возьми и другие блюда" (акуд часто подают как основное блюдо на поминальных столах - ред.)

Щедрость, готовность прийти на помощь в любую минуту, беспредельная внутренняя свобода и нетерпимость к несправедливости были основными чертами характера Этери Басария, а еще сила и цельность характера. Рассуждая обо всем этом, Ахра вспоминает множество случаев из жизни – и о том, как легко она легко подарила собственные духи жене Ахры, когда той показался их аромат "интересным", и о том, как много звонков она сделала для того, чтобы художник наконец-таки получил украинское гражданство, необходимое ему для жизни в Киеве, и о ее поддержке в организации его выставки, продвижения его искусства.

"Меня Этери всегда называла Ахричек и многое сделала, чтобы мне здесь, в Киеве, было комфортно и не одиноко. Этери стала для меня родным и близким человеком. Она устроила в Союзе писателей Украины мою первую персональную выставку, познакомила со многими интересными людьми. Всегда радовалась моим скромным успехам, искренно любила мои работы, иногда незаслуженно превозносила меня".

Этери Басария. Архивное фото.
Из личного архива Этери Басария
Этери Басария. Архивное фото.

Главная тема текстов и мыслей

Писательская карьера  Этери Басария началась в 1972 году, когда в журнале "Юность" опубликовали ее первый рассказ. Ее произведения можно объединить под условным определением "лирическая проза". Басария – автор таких романов, как "Взгляд поверх ворот, выходящих на луг", "На перекрестке", повестей: "Хуторяне", "Первые километры", "Ги во владениях Обра"; рассказов: "Нар", "Жил-был ковбой", "И говорили они до утра", "На нашей стороне", "Память дорог" и многих других.

Для  прозы Басария характерен психологизм, а излюбленная тема – Абхазия и все, что вокруг нее или о ней. Находясь вдали от родины, она делала все, что возможно, чтобы ощущать биение сердца родного края, чтобы чувствовать все то, что волнует ее соотечественников. Одним из способов связи с родным краем она выбрала социальную сеть Фейсбук, в которой была очень активна. Она активно следила за всеми новостями, читала публикации простых людей из Абхазии.

Вот что она написала на своей странице в Фейсбуке 14 декабря 2012 года: "Завтра день рождения моего внука, сказавшего мне сегодня: "Как долго ты не приходила, со вчерашней зимы". Ему исполнится четыре года. А ведь его могло и вовсе не быть, если бы мой сын – тогда семнадцатилетний – вылетел бы из осажденного Ткуарчала всего лишь на сутки позже. Над тем, что произошло сутками позже, мы плачем сегодня. Очередная годовщина Латской трагедии. Но не только в годовщину боль о юных погубленных душах стучится в наши сердца. Сколько раз я просыпалась с криком оттого, что мне снилось – сбивают вертолет и там – мои родные. А потом плачу над тем, что для многих это не сон, что многие, дождавшись долго не наступающего утра, не смогут позвонить, чтобы услышать повзрослевшие голоса своих детей…". Человек, написавший такое, вне сомнения тонко чувствовал вообще и, конечно, слышал, как бьется сердце Абхазии.

Этери Басария.
фото из личного архива Этери Басария
Этери Басария.

По словам друга Этери Басария Ахры Аджинджал во всех последних ее текстах, как и в разговорах, чувствовалась "непреходящая любовь к родной Абхазии. Любовь и боль. И тоска. Тоска по родному дому". Известно, что Этери Басария была в переписке с некоторыми людьми на родине, например, с близкой подругой, журналисткой Светланой Корсая. Письма, которыми они обменивались друг с другом, они называли "спасланиями". Об одном из писем Этери написала очень короткий и трогательный пост в том же Фейсбуке, по сути, хокку:

Письмо друга с юга

Согрело мое сердце.

Вьюга декабря

Этери Басария была нежной любящей матерью для своего любимого сына Юры, а также трепетной бабушкой для внука Ива, Ивчика, как она его называла, а сейчас в этой семье растет еще один внук Ян.

Внезапный уход из жизни Этери Басария стал огромной потерей и ударом для всех, кто ее близко знал, и Ахра Аджинджал не исключение. Он отмечает, что если бы мог обратиться к ней в последний раз, то сказал бы так: "Этери, если можно один раз на "ты": мне очень, очень сильно тебя не хватает".

Ее не стало 13 мая 2013 года, но с нами ее проза, ее произведения, все лучшее о ней мы можем узнать оттуда.

0