Здание капитолия в Вашингтоне

"Сто рублей за доллар": конгресс США одобрил санкции против госдолга России

1079
(обновлено 13:34 16.07.2019)
Палата представителей конгресса ранее приняла поправку в проект оборонного бюджета на 2020 год о запрете на сделки с российским госдолгом.

СУХУМ, 16 июл — Sputnik. Как объясняют авторы поправки в проект оборонного бюджета на 2020 год, нужно "наказать Россию за действия на предыдущих выборах". Насколько серьезны очередные санкции для отечественной экономики — в колонке Натальи Дембинской для РИА Новости.

Что именно хотят ввести

О мерах против российского госдолга в США говорили с прошлого года. Эксперты выделяли два возможных сценария: запрет на уже выпущенные облигации федерального займа и лишь на приобретение новых.

Первый вариант расценивался как наиболее опасный и вместе с тем — наименее вероятный. Полный запрет нанес бы серьезные убытки американским и европейским финансовым компаниям. Влиятельное банкирское лобби в конгрессе всячески противодействовало бы такому законопроекту.

Однако, по мнению конгрессменов, у Вашингтона все же должен быть инструмент для "наказания России" за вмешательство в выборы. Поэтому предложения об ограничениях на операции с российским ценными бумагами продолжали звучать.

Одобренный нижней палатой парламента вариант можно считать компромиссом между политиками и финансистами: вводится запрет только на новые выпуски ОФЗ. Кроме того, документ впервые предусматривает механизм отмены ограничений, если администрация признает, что Россия не вмешивалась в выборы: президент в любой момент может снять санкции по своему усмотрению без дополнительных консультаций с конгрессом.

Путин: Москва готова к диалогу с США>>

По словам одного из авторов поправок, конгрессмена-демократа Брэда Шермана, это "по-настоящему серьезные санкции против российского государства". Но аналитики напоминают: куда жестче был бы запрет на уже выпущенные ОФЗ.

"Принят мягкий вариант, чтобы текущие выпуски не стали распродаваться с огромным дисконтом всеми, у кого они есть. Это никому не выгодно, в том числе и инициаторам санкций", — отмечает Сергей Королев, гендиректор компании "Капитал".

Последствия для рубля

Эксперты признают: запрет, безусловно, окажет давление на российский финансовый рынок, но реакция будет краткосрочной. Инвесторы понимают, что фундаментальных причин для паники нет. Платежеспособность экономики не ухудшится, ведь государственные резервы (518 миллиардов долларов) компенсируют весь внешний долг (482 миллиарда).

"Сейчас на руках у иностранцев порядка 30 процентов облигаций федерального займа. Это много, но не критично, если у вас резервов более чем на 500 миллиардов", — полагает Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра "Альпари".

Хотя сильного падения рубля, по мнению большинства аналитиков, ждать не приходится, некоторые все же не исключают, что под спекулятивными атаками российская валюта ненадолго может обвалиться и до 100 за доллар. Однако затем последует неизбежный отскок.

"В случае резкой девальвации российские товары и услуги на мировом рынке сильно подешевеют, спрос на экспорт вырастет, а на импорт упадет, такое искажение платежного баланса приведет к тому, что рубль в итоге укрепится", — объясняет Тимур Нигматуллин, портфельный менеджер "Открытие Брокер".

По его мнению, сильного ослабления вообще не будет — с учетом того, что рубль и сейчас несколько перегрет. "Справедливая цена — 64-65 за доллар, а 63-х достигли как раз по причине скупки нерезидентами госдолга. Таким образом, рубль должен вернуться к уровню, соответствующему состоянию платежного баланса", — уверен он.

Аналитики подчеркивают: у России достаточно механизмов для стабилизации валютного курса. Если ситуация обострится, Минфин сделает перерыв в закупках валюты в рамках бюджетного правила, как это уже было в августе прошлого года, — это смягчит негатив от санкций и поддержит рубль. Кроме того, в июле ЦБ, скорее всего, понизит ставку — сразу на 0,5 процентного пункта, чтобы поддержать рост экономики.

"С резервом больше 500 миллиардов долларов России не о чем беспокоиться в плане заимствований. С точки зрения финансов в стране все нормально. Бюджетное правило и консервативная финансовая политика как раз и страхуют от санкций в отношении ОФЗ", — говорит Разуваев.

Кстати, вероятность введения санкций против госдолга наблюдатели все равно оценивают как достаточно низкую. "Ограничительные меры рассматриваются уже год в различных конфигурациях, однако ни одно из предложений так и не приняли. Полагаю, новый вариант ждет та же судьба", — отметил Игорь Козак, руководитель направления по управлению активами с фиксированной доходностью "ТКБ Инвестмент партнерс".

Путин о международных санкциях: о примирении речь не идет>>

В том, что санкции вступят в силу, сомневается и глава Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексис Родзянко. Проект должна одобрить верхняя палата, а затем он отправится на подпись к президенту. Между тем Трамп сосредоточен на состоянии финансовых рынков и вряд ли решится подписывать закон, который ударит по американским инвесторам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1079
Теги:
санкции
По теме
Санкции выдыхаются, но громко говорить о них пока еще можно
Меркель назвала условие снятия санкций против России
"Крымский" пакет: Евросоюз продлил санкции против России

Страшная тайна гибели парома "Эстония" вскрыта

60
В день памяти жертв крушения парома "Эстония" премьер-министр прибалтийской республики Юри Ратас на специальной пресс-конференции заявил о необходимости нового расследования катастрофы, случившейся более четверти века назад.

Поводом для внезапного заявления политика стал вышедший в этот же день на телеканале Discovery документальный фильм "Эстония": находка, которая меняет все". Находка — это пробоина длиной около четырех метров и шириной примерно 1,2 метра в корпусе судна. Ее подводные съемки и были показаны в фильме.

А сенсацией это стало потому, что в официальном отчете расследования, которое было окончательно прекращено в 2009 году, нет ни единого упоминания о данном повреждении.

Чтобы попытаться понять, как такое вообще оказалось возможным, стоит напомнить ключевые факты, пишет колумнист РИА Новости Ирина Акснис.

Паром "Эстония", следовавший из Таллина в Стокгольм, потерпел крушение ночью 28 сентября 1994 года в финской зоне ответственности по поиску и спасанию на море. Из находившихся на борту 989 человек выжили 137. Остальные 852 человека погибли и/или считаются пропавшими без вести, поскольку были обнаружены лишь 94 тела. Кораблекрушение остается самым крупным из случившихся в Балтийском море в мирное время.

Итогом многолетнего расследования стали выводы комиссии, что причиной затопления парома стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм.

Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Это единственный подобный случай на планете.

Более того, шведами разрабатывались планы залить судно бетоном, превратив в саркофаг, но в итоге все ограничилось тем, что его засыпали несколькими тысячами тонн гравия.

Однако документалиста Хенрика Эвертссона не остановили запреты и год назад он спустил к остову судна робота, который и сделал те самые съемки, что ныне произвели эффект разорвавшейся бомбы.

Опрошенные кинематографистами эксперты дружно утверждают, что такая пробоина в корпусе не могла стать результатом взрыва на борту. По мнению профессора морских технологий Йоргена Амадала, подобные повреждения могли быть вызваны внешним ударом силой в 500-600 тонн.

Ну а бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм прямолинейно предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. Шведской подводной лодкой.
Кстати, в том районе тогда действительно проходили натовские военные учения.

Теперь властям трех стран, но в первую очередь Швеции, предстоит ответить на чрезвычайно неприятные вопросы, а для начала: почему и каким образом до сих пор не было известно о многометровой пробоине?

Повреждения находятся на участке корпуса, который был виден и в 1994 году, а значит, по словам Курма, либо паром тогда вообще не сочли нужным исследовать, либо пробоину зафиксировали, но не сообщили о ней общественности.

При этом политический антураж в виде уникального запрета приближаться к затонувшему парому и попытки засыпать его (особенно тот самый пострадавший правый борт) гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем — заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего.

Важное обстоятельство: 26 лет, прошедшие с 1994-го, — довольно большой срок, но не настолько, чтобы они стали седой древностью. По сей день жива значительная часть спасшихся с "Эстонии" и близких родственников жертв. Также здравствуют многие из государственных деятелей, принимавших непосредственное участие в тех событиях.

Например, премьер-министром тогда был Карл Бильдт. Да-да, тот самый Карл Бильдт, больше известный миру как бывший министр иностранных дел Швеции в 2006-2014 годах и яростный русофоб.

Он покинул премьерское кресло в начале октября 1994-го из-за поражения на выборах, прошедших в середине сентября, но было бы очень любопытно услышать в свете новой информации его комментарии о самых первых днях после катастрофы.

Вот только Бильдт — как и его преемник Ингвар Карлссон — уже отказался общаться на эту тему с прессой.
Интрига в том, зададут ли бывшим и действующим шведским руководителям неудобные вопросы так, что они будут обязаны отвечать, или же заинтересованным силам удастся в очередной раз все замять, как они это делали предыдущую четверть века.

60

Россия не допустит большой армяно-азербайджанской войны

183
Россия не может и не будет спокойно наблюдать за разгорающейся в Нагорном Карабахе войной, потому что она напрямую затрагивает ее национальные интересы.

Есть три главных причины, по которым Россия не допустит перерастания боевых действий между армянами и азербайджанцами в полноценную затяжную войну, пишет колумнист РИА Новости Петр Акопов.

Причина первая — самая простая: оба государства относятся не просто к сфере влияния России, но являются частью постсоветского пространства. То есть исторической России — будь то Российская империя или СССР.

Три десятилетия независимого существования не делают обе республики состоявшимися суверенными государствами — просто потому, что реальная устойчивая государственность возникает не благодаря случайному историческому вывиху (каковым был распад СССР), а становится результатом долгой и осознанной деятельности того или иного народа, в том числе и накапливаемых им традиций государственного строительства.

Армяне и азербайджанцы получили свои государства во многом случайно — в качестве республик в составе СССР они были автономиями в рамках единой страны, и местные элиты не занимались ни внешней политикой, ни военными делами, да и государственное управление, как и экономика, были лишь частью общесоюзного механизма.

Межнациональные проблемы омрачали отношения Армении и Азербайджана и в советские годы — но пока Москва крепко держала рычаги управления в своих руках, они не приобретали угрожающего характера.

Начавшееся в 1988 году движение за передачу Нагорного Карабаха (с большинством армянского населения) из состава Азербайджанской СССР в Армянскую привело к первому крупному межнациональному конфликту времен перестройки — во многом благодаря бездарной политике Горбачева.

К моменту распада СССР армяне и азербайджанцы уже пролили кровь друг друга, а став независимыми, сразу же погрузились в полноценную войну за Карабах. Война закончилась в 1994-м победой армян: за ними остался не только Карабах, но и еще семь районов Азербайджана — тех, что отделяли Карабах от Армении. Сотни тысяч беженцев с обеих сторон, обрушившиеся экономики и невнятные государственные устройства — вот что получили по итогам войны оба государства.

Но самое главное — оба они живут в ожидании новой войны. Которая кажется им неизбежной — азербайджанцам потому, что они не могут смириться с потерей территории, а армянам потому, что они это понимают. Выстроенные модели государственности в Армении и Азербайджане сильно отличаются — в Баку правит династия Алиевых, а в Ереване периоды относительной стабилизации внутриэлитной борьбы сменяются ожесточенными схватками за власть.

Но в одном оба государства едины: они очень сильно привязаны к России. Эта ориентация одновременно и осознанная, и вынужденная.

Осознанная потому, что в России давно уже живет больше армян, чем в Армении, да и азербайджанская община насчитывает несколько миллионов. Экономики обеих стран сильно завязаны на Россию — это не только торговля, но и тот бизнес (включая очень крупный), которым выходцы из республик занимаются в нашей стране.

Не имеющая общей границы с Россией Армения формально ближе к нам — она входит в ОДКБ и Евразийский союз, там располагается российская военная база. Но и граничащий с Россией Азербайджан может быть назван как минимум дружественным государством — с которым Россия также выстраивает самые тесные отношения. Обе республики нуждаются в России, но и для России важно нахождение их в нашей ближней орбите. Почему?

Хотя бы потому, что Кавказ един — неспокойное или находящееся под влиянием наших геополитических противников Закавказье самым серьезным образом скажется на нашем Северном Кавказе. Дружественные и спокойные Армения и Азербайджан выгодны России — но как быть с постоянной угрозой войны между ними?

Не давать им воевать — и пытаться принудить их к поиску мирного урегулирования территориального спора. Россия категорически против любых попыток военного решения карабахской проблемы — не только потому, что ей жалко оба народа, или потому, что войной ничего не решить.

Азербайджан тратит куда больше денег на перевооружение армии, у него больше население — но Армения в Карабахе находится в более выгодной с военной точки зрения позиции. Победы в войне быть не может: Азербайджан не может силой вернуть себе Карабах, а Армения не может разгромить Азербайджан. Но начав затяжную войну, они могут серьезно ослабить друг друга.

И самое главное для России — эта война не отвечает нашим национальным интересам. Уничтожающие друг друга Армения и Азербайджан ослабнут — вырастет нестабильность и в этих государствах, и в Закавказье в целом. Поэтому Россия не допустит никакой большой войны за Карабах, принудив Баку и Ереван к прекращению боевых действий.

Причем не будет разбираться, кто прав, а кто виноват: сейчас, похоже, наступление начали азербайджанцы, но до этого провоцировали и армяне. Это уже не принципиально — боевые действия должны быть прекращены как можно быстрее. Россия в данном случае выступает не просто в качестве миротворца — она играет роль старшего, запрещающего младшим выяснять отношения в его присутствии. А так как присутствие России никогда не исчезнет, то о силовом выяснении отношений не стоит и думать.

Однако боевые действия ведь начались? То есть Россию не слушаются? И это вторая причина, по которой Россия не может смотреть на конфликт со стороны: общее геополитическое влияние России, в том числе и в регионе Большого Ближнего Востока, к которому относится и Закавказье, требует активной политики.

Армения является российским военным союзником, но Россия не будет помогать ей в войне за Карабах. Точно так же не будет Москва помогать и Баку — поэтому аппеляции к России в данном случае бессмысленны. Но для России очень важно, чтобы никто из внешних игроков не пытался нагреть руки на армяно-азербайджанском конфликте — причем не только на его разжигании, но, как ни странно, и на попытках его урегулирования (в реальности просто невозможных без России).

В первом случае речь идет о Турции, однозначно вставшей на сторону братского Азербайджана. Два тюркских народа могут быть насколько угодно близки, а Азербайджан может быть сколько угодно прав в карабахском вопросе, но в Анкаре ни в коем случае не должны даже пытаться переходить от слов к делу. Любые громкие заявления Эрдогана (например, "терпению Азербайджана пришел конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации.

Настало время завершить кризис, начавшийся с армянской оккупации Карабаха") можно объяснить с точки зрения пиара — как внутри-, так и внешнеполитического, но прямая военная помощь (в том числе и "добровольцами", слухи о присутствии которых сейчас являются просто частью пропаганды воюющих сторон) со стороны Анкары имела бы катастрофические последствия для русско-турецких отношений. Впрочем, нет повода думать, что Эрдоган этого не понимает.

Он прекрасно осознает, что Карабах (да и Закавказье в целом) — это не Сирия или Ливия, где русские готовы самым серьезным образом считаться с турецкими интересами. Поэтому Анкара ограничит свое вмешательство в азербайджано-армянский конфликт словами (и поставками оружия), хотя Москва настойчиво просит ее воздержаться и от этого.

Третья причина озабоченности России угрозой войны Армении и Азербайджана — внутриполитическая. В России живут многие миллионы армян и азербайджанцев — как граждан страны, так и обладателей паспортов независимых государств.

Никому в России не нужны разборки между неуравновешенными представителями обеих диаспор — а в июле, когда были стычки на армяно-азербайджанской границе, мы уже видели конфликты на столичных продуктовых рынках. Теоретически Москва может более чем эффективно надавить на Баку и Ереван через живущих в России граждан этих стран — исключительно для принуждения к миру и в том случае, если бы остальные аргументы оказались недейственными. Но до этого дело не дойдет — и потому, что Алиев и Пашинян услышат Путина, и потому, что на самом деле ни Азербайджану, ни Армении большая война абсолютно не нужна. А чего же они хотят?

Переговоров. По крайней мере, Баку своим наступлением явно стремится добиться от Еревана согласия на серьезные переговоры. Относительная победа Азербайджана в короткой войне — а успехом станет сам факт занятия, даже временного, отдельных районов Нагорного Карабаха — должна напомнить Армении необходимость признать очевидное. Время работает против нее: Азербайджан гораздо богаче и будет постоянно наращивать свою армию. Да, Россия не допустит полноценной армяно-азербайджанской войны, но это не значит, что нужно бесконечно откладывать даже попытки решения карабахской проблемы. Ее нельзя снять полностью — но можно частично снять напряжение, решив отдельные важные вопросы.

Решать карабахский вопрос все равно придется, и не нужно надеяться на то, что Россия не даст Азербайджану расправиться с Арменией.

Не даст — но это не снимает с армянского руководства ответственности за свой народ. Даже за ту его меньшую часть, что проживает в Армении, даже такой ограниченной ответственности, как и сам армянский суверенитет. Или нужно отказаться от него — и предоставить России решить проблему в интересах всех народов: не только армянского и азербайджанского, но и русского, не заинтересованного ни в какой войне на своих южных границах, в зоне своих национальных интересов.

183

Праздник славы и памяти: День Победы в Абхазии

0
(обновлено 20:43 30.09.2020)
В Абхазии отметили 27-ю годовщину Дня Победы и Независимости. 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена от оккупационных грузинских сил.

В этом году в связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции в Абхазии было решено не проводить Парад Победы и акцию "Бессмертный полк".

По традиции утром в Парке Славы в Сухуме состоялась церемония возложения цветов, в которой приняли участие глава государства Аслан Бжания, руководители ведомств и министерств, ветераны и добровольцы.

Также в Абхазии прошла акция "Тропой героев". Более 120 человек прошли пешком от Сухума до границе по реке Ингур в дань уважения абхазским воинам.

Праздничный вечер закончился концертом на Набережной махаджиров, в котором приняли участие местные творческие коллективы.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В День Победы и Независимости в Парке Славы в Сухуме прошла церемония возложения цветов, в которой приняли участие посол России в Абхазии Алексей Двинянин, спикер парламента Валерий Кварчия, руководители министерств и ведомств.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Отдать дань уважения погибшим на войне пришел и президент Абхазии Аслан Бжания.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На церемонии присутствовали ветераны войны и добровольцы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Несмотря на ограничительные меры и сокращение торжественной части программы, в городе царила праздничная атмосфера.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На набережной махаджиров состоялся праздничный концерт с участием местных творческих коллективов.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На сцене исполняли песни военных лет и национальные танцы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Танец детского хореографического ансамбля с государственным флагом Абхазии.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На концерте присутствовали президент Аслан Бжания, вице-премьер Беслан Джопуа и глава администрации Сухума Беслан Эшба.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В особенности празднику были рады самые маленькие жители города.