Макрон выходит на тропу войны: под ударом Бразилия, Россия и США

725
(обновлено 11:13 26.08.2019)
Ранее Эммануэль Макрон внезапно предложил вернуть Россию в G-8, а его финский коллега практически разделил российскую позицию по ДРСМД.

Пока в российском инфополе обсуждаются причины и последствия внезапной атаки Эммануэля Макрона на российский Северный морской путь, в мировом инфополе поведение президента Франции обсуждается и осуждается в гораздо более широком контексте. Это как раз и может адекватно объяснить, зачем французский лидер решил выступить против российского логистического проекта, пишет Иван Данилов в колонке для РИА Новости.

Если называть вещи своими именами, то даже коллеги Макрона по "Большой семерке" крайне недовольны его поведением, его агрессией и его внезапным желанием сломать всю программу саммита G7 просто ради того, чтобы продемонстрировать свои (несогласованные даже с Ангелой Меркель) геополитические амбиции.

Список тех, кто попал под горячую руку (точнее, острый язык) президента Макрона, впечатляет своим размахом и разнообразностью: помимо критики Северного морского пути (и опосредованно России), Макрон набросился на президента Бразилии (которого он, помимо всего прочего, назвал "лжецом") и пошел на конфронтацию с президентом США Трампом по поводу снятия санкций с иранского нефтяного экспорта.

Разочарованию журналистов американского агенства деловой информации Bloomberg, которое в общем-то настроено против Трампа и симпатизирует Макрону, нет предела: "Макрон рвет повестку дня своего саммита G7 в приступе климатической ярости. Президенту Франции понадобилось менее 24 часов, чтобы обидеть своих ближайших партнеров и создать серьезные сложности в подготовке к саммиту "Большой семерки". Он сделал это, его коллеги-лидеры еще даже не приземлились. И все это произошло в то время, как Макрон должен был укрепить Европейский альянс для очередной конфронтации с Дональдом Трампом."

"Все прогрессивное человечество" (то есть обитатели редакций прогрессивных СМИ — от Нью-Йорка до Варшавы, — которым по партийной линии положено ненавидеть Трампа и Путина, а также жалеть о Брекзите и потере Крыма) возлагало на Макрона надежды в плане сколачивания твердой антитрамповской коалиции, по крайней мере на европейском уровне, и превращение саммита G7 в демонстрацию того, что объединенный Запад все еще жив и готов устроить показательную порку антиглобалисту Трампу. На практике все пошло не по сценарию, ибо президент Франции сошел с рельсов политической целесообразности еще до того, как саммит начался.

Макрон начал с того, что использовал встречу с высокопоставленными представителями частного бизнеса (предваряющую саммит G7), чтобы раскритиковать современный капитализм, пожаловаться на то, что современная экономическая система заржавела, и потребовать ее реформы в целях усиления демократии.

Несмотря на то что "антикапиталистическая" повестка является довольно модной политической темой в Европе и частях американской политической элиты, капитанам бизнеса вряд ли понравилось выслушивать нотации о социальной справедливости от экс-банкира с пониженной социальной ответственностью. И даже более того: французский бизнес в частности и европейский бизнес в целом хотели бы, вообще-то, получить от официального Парижа внятную поддержку в экономических войнах с США и поддержку в рамках борьбы за сохранение глобализации, выгодной европейским компаниям.

Вместо того чтобы бороться за глобализацию и открытие новых рынков для европейских капиталистов, Эммануэль Макрон решил торпедировать самое большое достижение европейских глобализаторов за последние десятилетия — соглашение о свободной торговле с южно-американским торговым блоком Mercosur, над которым европейская дипломатия и лоббисты работали целых 20 лет. Поводом для столь радикального решения стала онлайн-перепалка Макрона с президентом Бразилии Жаиром Болсонару.

Так как французский лидер пытается стать эдаким глобальным чемпионом в вопросе продвижения борьбы с изменениями климата, то он не только требует отказаться от использования (экономически выгодного) Северного морского пути, но еще и требует, чтобы Бразилия немедленно начала реально бороться с пожарами в амазонских лесах и перестала их вырубать для расширения сельского хозяйства страны.

После того как бразильские политики попросили французского президента отказаться от колониальной привычки что-то требовать от других стран, а также не обсуждать Бразилию на саммите, на котором не присутствуют представители Бразилии, Макрон пошел вразнос. Он назвал бразильского президента "лжецом" и намекнул, что никакого соглашения о свободной торговле с Mercosur (которое выгодно прежде всего Евросоюзу и европейскому бизнесу) не будет подписано до тех пор, пока Бразилия не капитулирует перед его требованиями.

Кстати, это поведение официального Парижа может указывать на схему, которая нас, вероятно, ждет в случае Северного морского пути, — в любой момент от Москвы могут просто потребовать закрыть Северный морской путь, чтобы не обижать экологические идеалы французского лидера, которому больно смотреть на то, как Россия зарабатывает деньги на изменении климата.

Взбешенные европейские лидеры выстроились в очередь, чтобы выразить неудовольствие экологической самодеятельностью, а если называть вещи своими именами — то "дипломатическим дебоширством" французского президента. Как подчеркивает Bloomberg, автором "первой публичной жесткой и уничижительной критики" стала лично Ангела Меркель. Ее вполне можно понять: вместо того чтобы "давить" Трампа и стать фактором европейского единства, Макрон решил поставить под угрозу главный глобализационный проект Евросоюза (цена вопроса — свободная торговля на 90 миллиардов долларов в год), который был как раз и призван показать, что мировая экономическая система работает без Трампа с его протекционистскими выходками.

Конечно, сам Макрон попробовал выправить ситуацию во время личной встречи с Трампом, которая вызвала недовольство американской делегации, но картина все равно получилась комичной. Вместо формата "Весь цивилизованный мир под лидерством успешного антипопулиста Макрона осуждает Трампа" саммит в Биаррице прошел в формате "Макрон косплеит Наполеона и воюет со всеми одновременно: с Бразилией, с США, с Россией, с Великобританией и даже с собственным бизнесом и коллегами по Евросоюзу".

Наблюдая за этой впечатляющей дипломатической катастрофой, нельзя отделаться от мысли, что есть в культурном коде французской политической элиты какой-то странный набор клише, повторяющийся с предсказуемо плохим результатом: невысокий лидер с высокими амбициями начинает войну на несколько фронтов, настраивает против себя всю Европу, а потом топит свои геополитические перспективы в холодной воде где-то очень далеко от французских границ. Холодные течения Северного морского пути — конечно, более статусное место, чем скромная речка Березина, и в большей степени подходит для того, чтобы торжественно утопить там геополитические амбиции нынешнего французского лидера. Но хотелось бы все-таки увидеть хоть маленькую надежду на то, что истории не обязательно повторятся столь ироничным образом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

725
Теги:
Бразилия, Россия, США, Эмманюэль Макрон

Площадь Независимости в Киеве.

Идеалы Майдана: Украина тратит треть своих денег на репрессивный аппарат

50
Для нищей, перманентно находящейся в экономическом кризисе страны — это очень много. Из уст поклонников нынешней версии украинского государства в качестве оправдания звучит: "Так ведь в стране война", пишет автор.

В проекте государственного бюджета Украины на 2021 год заложены рекордные расходы на репрессивно-силовой блок: 308 миллиардов гривен, что эквивалентно 29 процентам всех доходов государственного бюджета, пишет Сергей Левченко для РИА Новости. При этом на Украине почти 80 процентов доходов консолидированного бюджета получает именно бюджет государственный, в отличие, например, от России, где доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации примерно равны. То есть упомянутые 308 миллиардов гривен — это более 23 процентов доходов, получаемых суммарно государственным и всеми местными бюджетами Украины.

Для нищей, перманентно находящейся в экономическом кризисе страны — это очень много. Из уст поклонников нынешней версии украинского государства в качестве оправдания звучит: "Так ведь в стране война". На самом деле, и само это утверждение весьма спорно, да еще и расходы непосредственно на Министерство обороны составляют меньше 45 процентов от суммы, предусмотренной на весь репрессивно-силовой блок. Кроме Министерства обороны, на Украине сегодня существует немаленький перечень репрессивных органов, подавляющее большинство из которых не имеет вообще никакого отношения к так называемой войне, а некоторые практически неподконтрольны государству.

Необходимости не только предлагаемого объема финансирования, но даже существования ряда таких органов явно не наблюдается, но об этом точно не будут спрашивать у украинского налогоплательщика, а в ряде случаев — и у высших украинских чиновников.

Что же собой представляет украинский репрессивно-силовой блок. К нему, помимо Министерства обороны, относятся многочисленные правоохранительные структуры (включая антикоррупционные), прокуратура, судебные органы, органы исполнения наказаний и спецслужбы. Вот их перечень из проекта закона о госбюджете на 2021 год и предусмотренные на них расходы в миллиардах гривен:

— Министерство обороны Украины — 137,5;
— Министерство внутренних дел — 98,3;
— Государственная судебная администрация — 15,7;
— Служба безопасности Украины — 15;
— Офис генерального прокурора — 9,5;
— Государственная уголовно-исполнительная служба — 7,2;
— Служба внешней разведки — 4;
— Главное управление разведки Министерства обороны — 4;
— Администрация специальной службы защиты связи и информации — 3,9;
— Государственное бюро расследований — 2,5;
— Бюро экономической безопасности (вместе с налоговой милицией) — 2,5;
— Верховный суд Украины — 2,4;
— Управление государственной охраны — 1,7;
— Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции — 1,1;
— Национальное антикоррупционное бюро Украины — 1,1;
— Еще 6 органов — 1,6.

Нетрудно сосчитать, что всего таковых 21. И это еще не выделена отдельной строкой Специализированная антикоррупционная прокуратура — расходы на нее учтены в составе расходов Офиса генерального прокурора, хотя де-факто ему она не подчиняется, равно как не подчиняется она и государству Украина.

До наступления на Украине эры "тотальной демократии" таких органов было гораздо меньше. Не было антикоррупционного бюро, агентства по предупреждению коррупции, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Государственного бюро расследований и так далее. Другими были и аппетиты репрессивно-силового блока: в 2013 году расходы на него были равны 14,5 процента доходов госбюджета, в относительном измерении — аккурат в два раза меньше нынешних.

Увеличение количества правоохранительных органов точно не привело к улучшению ситуации с преступностью и соблюдением правопорядка на Украине. Наоборот, зачистка профессионалов из МВД и слабый интерес руководства государства к проблемам простых украинцев, сталкивающихся с преступностью (о чем не стесняются говорить прямо), превращение МВД в аппарат, обслуживающий интересы министра Авакова, и функционирование под крышей МВД и спецслужб парамилитарных формирований националистического толка (как правило, прикрывающих националистическими лозунгами еще и обычную преступную деятельность), избирательное преследование людей и правосудие — все это резко ухудшило криминальную ситуацию в стране. Случаи безнаказанных избиений и убийств людей, отжатия бизнеса, не говоря уж о кражах, грабежах и разбое, стали повседневным явлением на Украине.

Правда, согласно официальной статистике, в сравнении с последним спокойным 2012 годом выросло только количество убийств (в три раза) и похищений людей (почти в три раза), тогда как количество грабежей и разбоя даже сократилось. Но это особенности учета и квалификации нынешних преступлений, когда расстрел автобуса, брошенная граната и тому подобное зачастую квалифицируется как "хулиганство", а комментарий в социальных сетях как "измена", "сепаратизм" и "терроризм".

Отдельно стоит остановиться на антикоррупционной деятельности правоохранителей, которая формально была поставлена государством едва ли не во главу угла.

Блок антикоррупционных органов представлен Национальным антикоррупционным бюро, Национальным агентством по вопросам предупреждения коррупции, Специализированной антикоррупционной прокуратурой и Высшим антикоррупционным судом. Все эти органы были созданы по указке "западных партнеров" Украины. Соответствующие обязательства Украина брала на себя в ходе переговоров о предоставлении кредитов.

Кастинг будущие руководители этих органов проходили в посольстве США. Собственно, американскому послу или временному поверенному в делах США на Украине де-факто они и подчиняются. Любая попытка сместить руководителей этих органов с занимаемых должностей сопровождается гневной отповедью из американского посольства и в унисон из посольств стран — членов G7 и заканчивается ничем. Наиболее показательна тут история руководителя Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника.

Сытник активно участвовал во вмешательстве в прошлую избирательную компанию в США на стороне демократов. Именно он с помощью бывшего тогда депутатом Сергея Лещенко слил в СМИ компромат об "амбарной книге" Партии регионов и нанес удар по главе избирательного штаба Трампа Полу Манафорту. После победы Трампа на выборах он тем не менее усидел в своем кресле — во многом потому, что демократы де-факто сохранили контроль над посольством США на Украине. После этого Сытник вляпывался в один скандал за другим. В том числе был пойман на факте коррупции и даже официально признан украинским судом коррупционером. Но и это не привело к его отставке с должности главы антикоррупционного бюро. Да что там — не так давно его назначение на эту должность противоречащим Конституции признал Конституционный суд. И ничего: после очередной отповеди, сделанной послами G7, он продолжает занимать свой пост. В надежде на победу Байдена на ноябрьских выборах в США, которая могла бы решить все его проблемы.

Кстати, весь антикоррупционный блок с 2015 года смог посадить за решетку аж двух (!) безвестных чиновников даже не средней руки. Антикоррупционные ведомства при этом приписывают себе возврат в бюджет около 600 миллионов гривен, но расходы на их содержание за период деятельности были в десятки раз большими, даже если верить этим цифрам.

Разумеется, коррупции в стране при этом меньше не стало — наоборот. Еще и добавилась коррупция в рамках движения против коррупции.

Однако западных кураторов деятельность этих органов полностью устраивает, поскольку реальная их цель — поиск и слив компромата на местных политиков и бизнесменов "западным партнерам". Для, так сказать, лучшей управляемости.

Никаких шансов на изменение сложившейся ситуации не наблюдается. Скорее наоборот: в рамках новых кредитов Украина берет на себя все новые обязательства по передаче "западным партнерам" контроля над очередными силовыми (и не только силовыми) ведомствами. Но финансироваться они при этом продолжат из скудеющего украинского бюджета.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

50

Вышел из доверия: зачем Макрон слил в прессу свой разговор с Путиным

196
Французский президент Макрон в отношениях с Владимиром Путиным пережил свой "момент Меркель", уверяет европейская пресса.

Имеется в виду разговор двух президентов от 14 сентября, - точнее, та часть, что касалась "отравления" Навального, пишет Петр Акопов для РИА Новости. Детали беседы появились в газете Le Monde. Но вначале напомним, что такое "момент Меркель".

Второго марта 2014-го немецкий канцлер позвонила Владимиру Путину, чтобы обсудить с ним ситуацию, сложившуюся после переворота на Украине и в Крыму. Понятно, что Меркель не считала победу Майдана переворотом, — и ее очень беспокоила возможность того, что Россия вернет себе собравшийся к выходу из Незалежной Крым. Точно неизвестно, что сказал Путин (хотя можно предположить, что он высказал ей свое возмущение тем, что Европа не реагирует на киевский переворот), но после разговора с ним Меркель связалась с Бараком Обамой и рассказала американскому президенту, что "она сомневается в адекватном восприятии Путиным реальности" и вообще "Путин живет в другом мире". Эти подробности стали известны из публикации The New York Times — то есть утечка произошла из Белого дома. И хотя немецкие чиновники потом неофициально опровергали сообщение американской газеты, утверждая, что Меркель ничего подобного не говорила, в истории эта ее фраза сохранилась.

Для Запада "момент Меркель" — это столкновение с оторванным от реальности Путиным. Теперь, значит, пришла очередь Макрона: как пишет Libération, "Эммануэль Макрон пережил на прошлой неделе свой "момент Меркель", увидев Владимира Путина, который оторван от мира, укрылся в башне из слоновой кости и одурманен собственной пропагандой? Или же тот поднялся на новый уровень политического цинизма, открыто заявив, что ничто не истинно и все дозволено?"

Что же произошло? Дело в том, что, как и в 2014-м, случилась утечка содержания конфиденциального разговора, но если тогда речь шла о том, что сказала Меркель Обаме про Путина, то сейчас уже был пересказан разговор самого Путина. Содержание его беседы с Макроном каким-то образом стало известно Le Monde: речь шла о Беларуси, Украине, Ливии. Но главной темой публикации стал Навальный.

По данным издания, Путин "пренебрежительно" высказывался о Навальном и назвал его "простым возмутителем спокойствия в интернете", который "совершал незаконные действия и использовал созданный им Фонд борьбы с коррупцией, чтобы шантажировать чиновников и депутатов". Путин якобы сказал Макрону, что Навальный ранее уже симулировал болезни и "мог сам принять яд" (причину он не уточнил), что "Новичок" — далеко не такое сложное вещество, как утверждается, и что его применение, в принципе, не подтверждено". А отсутствие официального следствия в России обосновал "нежеланием французских и немецких экспертов делиться информацией с российскими коллегами". Кроме того, "Путин также посчитал возможным рассмотрение других следов — например, ведущего в Латвию, где сейчас проживает изобретатель "Новичка". На самом деле, в разработке вещества принимали участие несколько советских ученых, и нахождение одного из них за границей не означает возможность его производства, тем более при отсутствии видимого мотива".

Путина в пересказе Le Monde много — а вот Макрона совсем мало: "Макрон подчеркнул, что "Новичок" не мог быть использован частной организацией и что ситуация требует официальных объяснений. <...> Эммануэль Макрон, в свою очередь, сразу же отмел "латвийский след" и принятие яда самим Навальным".

После публикации разгорелся скандал — как из-за ее содержания, так и из-за самого факта разглашения конфиденциального разговора. Проверить, что в изложении Le Monde правда, а что нет, невозможно. Кремль тут же отреагировал, сообщив, что "газета совсем не точна в переданных формулировках" и, самое главное, "вряд ли она могла быть точна, ведь это означало бы, что наши французские партнеры сознательно поделились со СМИ записью беседы двух президентов, что не соответствует дипломатической практике". Пресс-секретарь президента России даже перешел на недипломатический язык, добавив: "Мы не можем поверить в то, что Елисейский дворец сознательно, ну, по-русски говоря, слил в прессу запись беседы двух президентов. Ну это же Франция. Франция не может такого делать".

Увы, может. Хотя французский МИД позже заявил, что "любая утечка внутренних конфиденциальных документов недопустима" и по поводу публикации в Le Monde "проводится расследование", можно практически не сомневаться, что содержание разговора было слито именно из Елисейского дворца. Причем с большой вероятностью — по инициативе самого Макрона. Который буквально в тот же день, когда появилась публикация в Le Monde, выступая с заранее записанной речью на сессии Генассамблеи ООН, заявил, что Франция "не потерпит применения химического оружия — в Европе, в России и в Сирии", а Россия должна "полностью пролить свет на попытку убийства политического оппозиционера с применением нервно-паралитического вещества "Новичок". Причем сделать это "быстро и безупречно", так как французы будут "добиваться соблюдения установленных ими "красных линий".

Макрон атакует Путина — а через утечки еще и подрывает остатки доверия, существовавшие между ними. То есть действует точно так же, как Меркель, — в этом и есть настоящий "момент Меркель", только уже для Путина. Наш президент убедился в том, что с Макроном нельзя говорить откровенно, — точно так же, как в 2014-м он убедился в том, что Меркель и Обама не держат слово.

Шесть лет назад Путин неоднократно рассказывал о том, как западные лидеры просили его убедить Януковича подписать с лидерами Майдана соглашение о конституционной реформе и досрочных выборах, которое в итоге было подписано в присутствии представителей Германии, Франции и Польши. И нарушено уже через два дня, когда Верховная рада отстранила Януковича от власти, а Запад сделал вид, что никакого соглашения и не было и никакого переворота не произошло. То есть попытался навязать России свою реальность — в которой Украина будет подвергнута евроинтеграции и атлантизации. Русское представление о собственной истории и реальности, естественно, было другим — отсюда и Крым, и дальнейшая конфронтация с Западом. Реальность Меркель и реальность Путина различаются — как различается немецкий план по собиранию вокруг себе единой Европы и русский план реинтеграции постсоветского пространства, собирания вокруг российской территории исторической России, не говоря уже о Малороссии — Украине. Россия будет сама определять свое будущее — и сопротивляться попыткам увести ее западные земли под разговоры о "европейском выборе", "демократии" и "признании реальности".

Спустя шесть лет от России требуют покаяться за отравление Навального — причем с применением химического оружия. Но когда в ответ Москва требует показать данные экспертиз, на основании которых кричат о "Новичке", ее как будто не слышат — мы все уже установили без вас, ваше дело признать свою вину и покаяться. Так же было и с Украиной: нет никакого русского мира, даже Януковича нет, теперь есть Турчинов и Яценюк, они ведут Украину к евроинтеграции, сидите в своей Москве и не дергайтесь.

История с отравлением Навального используется для открытого давления на Россию и подрыва европейско-российских отношений — причем игра идет откровенно жульническая и наглая. При этом европейские лидеры жестко ограничены в своих публичных заявлениях — сомневаться в "Новичке" они уже не могут — ведь это же "доказано", да и "Путин всегда так делает". Конечно, Макрон, как и Меркель, не верит в причастность Путина к отравлению — но оба вполне допускают, что Навального пытались убить какие-то "добровольные помощники Кремля". Поэтому они хотят, чтобы Путин помог им спасти российско-европейские отношения — признав вину России, разобравшись и наказав виновных. Но виновных в чем? В применении химического оружия? Но это голословные обвинения Запада, не подтверждаемые российскими врачами. Именно поэтому Путин относится к истории с отравлением как к провокации — пусть пока что и непонятно, чьей именно. И рассказывает об этом Макрону — упоминая самые разные версии. То есть реальность Путина выглядит куда более реальной, чем "точно установленное наличие "Новичка" у Макрона. Применение химического оружия? Ну да, мы помним провокации в Сирии — когда о применении Асадом химического оружия трубили связанные с западными разведками "Белые каски", а потом выяснялось, что это организованные ими постановки.

Франция при Макроне претендует на лидирующую позицию в Европе — да и в отношениях с Россией молодой президент пытался выйти из атлантической ловушки. В мае 2017-го, спустя всего две недели после вступления в должность, он принимал Владимира Путина в Версале — да и потом неоднократно говорил о том, как важны для Европы отношения с Россией, призывал к их развитию. "Необходим диалог, многое можно изменить, если есть воля", — это слова Макрона. Насчет наличия у Эммануэля воли в Кремле и раньше были сомнения, но даже диалог возможен только при факте хотя бы минимального доверия — а сливая в прессу свой разговор с Путиным, Макрон уничтожает и то, что от него осталось. Непорядочно? Да, но главное — очень недальновидно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

196

Сигареты с капсулами: мужчина задержан за ввоз в Абхазию психотропного вещества

218
(обновлено 09:59 29.09.2020)
Жителю Гагрского района вменяется незаконные приобретение, перевозка, хранение и незаконный ввоз на территорию Республики Абхазия запрещенного в свободном обороте психотропного вещества.

СУХУМ, 29 сен – Sputnik. Сотрудники Управления уголовного розыска МВД Абхазии совместно с сотрудниками уголовного розыска Цандрипшского отдела милиции УВД по Гагрскому району задержали на посту ГАИ "Псоу" жителя Гагрского района. 

В ходе осмотра автомобиля, которым управлял гражданин Аслан Чиковани, в кармане обшивки водительской двери сотрудниками милиции были обнаружены и изъяты спрятанные в сигаретную пачку капсулы запрещенного препарата, сообщает пресс-служба МВД Абхазии.

"Согласно материалам уголовного дела, гражданин Аслан Чиковани, 1991 года рождения, находясь на территории Российской Федерации, приобрел запрещенное в свободной реализации на территории республики психотропное вещество "Прегабалин" и незаконно ввез в Абхазию", - говорится в сообщении.

В отношении Аслана Чиковани Военной прокуратурой Абхазии возбуждено уголовное дело. Задержанный содержится на гауптвахте Минобороны. Решается вопрос об избрании меры пресечения.

Читайте также: 

218