"Театр во мне" и блистательная "Электра": сбор труппы и превью в РУСДРАМе

386
(обновлено 10:16 30.10.2019)
В Русском театре драмы имени Фазиля Искандера открылся 39-й театральный сезон, накануне прошел сбор труппы, а сегодня вечером, 29 октября, зрителям покажут первую премьеру – спектакль "Электра" режиссера Артема Устинова.

О том, как прошел сбор труппы театра, который начался с кофепития, на что настраивал актеров гендиректор, почему зритель в РУСДРАМе стоит на пьедестале, как прошел предпремьерный показ спектакля, чье платье на нем порвалось в клочья и от чего покраснели ладони у зрителей, рассказывает колумнист Sputnik Абхазия Амра Амичба.

Кому-то, чтобы унять разбушевавшиеся в душе эмоции, достаточно заварить себе мятный чай или выпить стопку коньяка, чтобы расслабиться, мне же нужно выговориться на бумаге, так как вслух о своих переживаниях никогда не скажу. Со стороны даже буду казаться чрезмерно холодной. Когда-то в юности потребность упорядочить внутренний мир и заставила вести личный дневник. Перенос на бумагу помогает утихомирить чувства. С тех пор как стала практикующим журналистом, написание текстов превратилось в рутинную работу, и этот "зуд" частично прошел. Но когда побываешь на мероприятии, которое вызывает больше впечатлений, чем может вместить формат редакционного задания, благо, свое личное можно выплеснуть в материале для Sputnik.

В предвкушении премьер

Три недели без РУСДРАМа в палитре культурных событий республики – это очень долго (прошедшие в октябре в театре два аншлаговых детских спектакля "Муха-Цокотуха" не в счет, там играли выпускники их детской студии). Именно столько прошло между закрытием 38-го театрального сезона и открытием нового, в честь которого и прошел накануне традиционный сбор труппы. Возможность увидеть вместе всех любимых актеров, по игре которых соскучилась, и шанс услышать одной из первых о предстоящих премьерах театра я не могла упустить.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Электра"

Первых актеров увидела уже на подходе к театру: сидели в близлежащем кафе за чашкой кофе. Наверняка молодые искандеровцы Осман Абухба, Саид Лазба и Руслан Ажиба пытались на кофейной гуще выведать, сколько и кому достанется ролей в премьерных спектаклях. Шучу, конечно, мужчины у нас не гадают друг другу в отличие от женщин.

Других актеров заметила у входа в театр, у которого их встречал гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба. На том же месте, где он по обыкновению неизменно уже на протяжении трех лет встречает зрителей. Кстати, за все это время из 322 сыгранных репертуарных спектаклей руководитель театра посмотрел почти все. Как признался позже гендиректор, пропустил всего два.

"И ничего! С ума не сошел. Все хорошо", - пошутил он на сборе труппы. 

Из года в год РУСДРАМ становится смелее, увереннее в себе и, можно сказать, амбициознее. Одни только названия произведений, намеченных для постановки в новом, 39-м сезоне, уже вызывают любопытство, не терпится скорее увидеть их на сцене.

Да и сами актеры не сдерживали удивленных возгласов. Каждое объявление премьер - по "Герою нашего времени", "Над пропастью во ржи", "12 стульям", "Кровавой свадьбе", "Оскару" и даже по "Приключениям Буратино" сопровождалось аплодисментами и одобрительными возгласами труппы. Видно, что хотят работать.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Электра"

В первом полугодии 39-го сезона премьера почти каждый месяц. После "Электры" в декабре будет новогодний спектакль, а первая премьера 2020 года состоится в феврале - комедия "Оскар" по пьесе Клода Манье. Многим известен одноименный фильм с Луи де Фюнесом. "Абхазский" Оскар тоже будет похож на французского, по крайней мере, визуально уж точно. Джамбул Жордания исполнит роль Бертрана Барнье.

"Не только политологи уходят в театр, но и финансовые деятели", - отметил Хинтба, рассказывая об авторе пьесы Клоде Манье (французский драматург получил коммерческое образование и работал в семейном бизнесе, но вскоре обнаружил в себе любовь к театру и занялся драматургией – ред.).

Поделиться внутренним миром

Обращаясь к труппе, Ираклий Хинтба напомнил, что в театре Искандера к зрителю относятся как к наивысшей ценности.

"Зритель - самый главный человек, его надо любить, а любовь мы можем проявить отношением, начиная с кассы и заканчивая спектаклем. Работа на 90 процентов для нас невозможна. Только на сто и даже больше. Нужно стараться, чем больше будет зрителей, тем больше будет у нас возможностей, тем больше будут у вас зарплаты, тем больше премьер в театре. Мы должны поставить на пьедестал зрителя, мы его уже поставили, для нас это главный принцип", - сказал гендиректор.  

Отвечая на вопрос журналистов, с какими проблемами сталкивается РУСДРАМ в своей работе, Хинтба заметил, что не любит говорить о проблемах. Кстати, поэтому, возможно, стороннему наблюдателю кажется, что театру все удается легко.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Предпремьерный показ спектакля "Электра"

"Можно найти много проблем, но не люблю загружать сознание проблемами, нужно думать о том, что можно эти проблемы решить, и к этому двигаться. Мы существуем в уникальном пространстве, которое мы создаем своими руками, это пространство недоступно другим людям. Наш внутренний мир, который мы создали, в котором мы живем. И давайте не будем его разрушать никоим образом. Давайте мыслить так: не я в искусстве, а искусство в себе, не я в театре, а театр во мне. Думать не только о себе, но и об интересах всего коллектива. И тогда все будет хорошо", - напутствовал гендиректор, открывая 39-й театральный сезон РУСДРАМа.  

Бешеный ритм "Электры"

На предпремьерных закрытых показах обычно не бывает аншлагов, букетов, оваций и криков "браво". Приходят на них журналисты, родственники актеров и коллеги. Но первый, закрытый показ "Электры" свел на нет все шаблоны: зал был полон, артистам дарили цветы, на поклон вызывали не менее десяти раз, криками "браво!" зрители выражали свое "спасибо", а от долгих аплодисментов у меня, например, покраснели ладони. Забегая вперед, скажу, что некоторые, не удержавшись, решили обнять в благодарность каждого актера.

После третьего звонка при входе в зал невольно замираешь. В центре небольшой сцены укрытые покрывалом с многовековой "пылью" сидят фигуры людей. Позже "пыль" окажется банальным целлофаном, но в театральных декорациях при правильном освещении все приобретает магию.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Репетиция спектакля "Электра"

Покров с фигур снимает "судьба", или похитительница душ – Кера, в исполнении Лоиды Тыркба. Кстати, своими дредами она немного напоминала темнокожего вампира из "Сумерек", который пытался убить Изабеллу. Как лиана, обвивая героев, Кера будто показывает метания их душ.

Лоида также исполняет вокальные номера в спектакле. А вообще, надо заметить, что в "Электре" актеры поют, танцуют, бегают, кричат, играют на гитарах и барабане, показывают чрезвычайную гибкость, выполняя сложные, почти акробатические трюки. Спектакль насыщен как эмоциями, которые он порождает, так и визуальным рядом. После понимаешь, почему постановка идет два часа без антракта. Как прервать действо, когда оно набирает космическую скорость, несясь к кульминации? И этот бешеный ритм оглушает зрителя, вводит в замешательство, недоумение, ступор. Невольно задаешься вопросом: а на планете ли Земля я нахожусь?

Всего шесть актеров: Мадлена Барциц, Милана Ломия, Осман Абухба, Инал Инапха, Наталья Папаскири и Лоида Тыркба – в камерном пространстве создали такой мир, с такими страстями и энергетикой, что кажется, древнегреческие герои перенеслись в веках на один вечер в РУСДРАМ.

Огромный круг на ножках, вокруг и на котором разворачивается действо, превращается то в трапезный стол, то в могилу, становится то площадкой для детских игр, то местом убийства. И все это достигается не сменой декораций, а игрой света, актеров, музыки, в спектакле "играют" даже костюмы. По смене их цветовой гаммы понимаешь настрой героев, неизменен костюм только Христофемиды в исполнении Миланы Ломия, она антипод Электры. Христофемида тоже скорбит по отцу, но не хочет мести. Чего не скажешь о жаждущей мести Электре в исполнении Мадлены Барциц. И в центре происходящего оказывается она, вдохновляющая брата Ореста (Осман Абухба - ред.) на смерть.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Предпремьерный показ спектакля "Электра"

Но начинается все с личных историй актеров, которые они рассказывают, обращаясь к зрителям. По задумке режиссера, эти истории должны выявить точки соприкосновения и различия актеров и создаваемых ими образов.

"Я – Электра! Я дочь Агамемнона!" – говорит Мадлена Барциц и на глазах преображается в древнегреческую женщину, переживающую за убийство отца.

Мадлена в роли "Электры" стала откровением для зрителей. В интервью она признавалась, что роль для нее стала во многом личной, а на предпремьерном показе стало понятно насколько. Гнев, который бушует в душе Электры, "рвет" не только голосовые связки, но и один из сценических нарядов – к концу спектакля он измазан известью, а его подол изодран в клочья. Наверное, к каждому показу ей предусмотрен новый комплект костюма. Невозможно было оторвать от нее глаза, когда она танцевала "танец гнева", как я его назвала, со светомузыкой. Она напоминала актрису из бутусовского спектакля "Гамлет. Кино".

© Sputnik / Томас Тхайцук
Предпремьерный показ спектакля "Электра"

Поразительно актуально звучат из уст героя Инала Инапха диалоги из платоновских трактатов о справедливости,  свободе, о чести и достоинстве, о семье и детях, об отношениях в государстве. Тот случай, когда отдельно взятая семья – это образец государства или, наоборот, в которой наблюдается та же иерархия. 

"Чтобы быть свободным, покорствуй власть имущим" - спорный совет. "Срам для благородных в сраме жить" - с этим не поспоришь. "Закон – есть справедливость" - а вот до этого хотелось бы дойти.

На превью незначительные оговорки в текстах актеров, совершенно не сбивали с линии происходящего. Герои были естественны - они оговаривались, спотыкались, перебивали друг друга, запыхавшись, тяжело дышали. Просто в РУСДРАМ зашли настоящие люди из античных времен, чтобы рассказать и показать произошедшую трагедию в греческой семье.

После кульминации - убийства матери, которое, кстати, остается за занавесом, в отличие от убийства ее любовника, - в мгновение ока из героев античной трагедии актеры преображаются в самих себя. И теперь уже Мадлена, Осман, Милана, Наталья Павловна, Лоида и Инал начинают обсуждать, кто как относится к поступку Электры, Ореста и других персонажей пьесы. И этот момент помогает зрителю вернуться в реальность. Без этого перехода, останови спектакль на кульминации, выйти из "жара" происходящего было бы сложно.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Предпремьерный показ спектакля "Электра"

До сих пор самыми сильными театральными впечатлениями у меня были российские спектакли "Три высокие женщины" и "Пролетный гусь". Отныне к ним добавилась русдрамовская "Электра".

Читайте также:

386
Теги:
РУСДРАМ, РУСДРАМ

Осип Брик

Эпоха остранения: формальная история Осипа Брика

0
(обновлено 15:19 16.01.2021)
16 января день рождения Осипа Брика. Колумнист Sputnik Абхазия делится своими студенческими воспоминаниями об ОПОЯЗе и русском авангарде.

Осип Брик широким массам скорее известен благодаря его браку с музой авангарда, возлюбленной Владимира Маяковского, Лилей Брик. До поры до времени и со мной было так. Несколько лет назад, когда проходила русскую литературу ХХ века, впервые услышала о любовной истории Лили Брик и Владимира Маяковского, тогда же узнала о том, что Лиля была замужем за Осипом Бриком, но это не мешало ей жить вместе с любовником. Точнее Маяковскому не мешало жить под одной крышей вместе с супружеской парой.

Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский
© Фото : wday
Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Причем Осип Брик не ревновал свою жену, напротив, с уважением относился к третьему и даже помог ему опубликовать поэму "Облако в штанах".

Отношения Бриков и Маяковского были более чем странные, но не будем забывать, что в Серебряном веке любовные треугольники были в норме у писательской среды.

И вот после ошеломляющей истории личной жизни Осипа Брика мне пришлось надолго забыть о нем. Но потом опять случайно вспомнить. Во время одной лекции я услышала напрочь забытое имя. А упоминалось оно в связи с русскими формалистами, которые тесно связаны с нарратологией – новым явлением в литературоведении второй половины ХХ века.

Осип Брик был одним из организаторов ОПОЯЗа (Общество по изучению поэтического языка) – научное объединение формалистов и одно из главных движений русского авангарда, существовавшее с 1916 по 1925 годы.

Рождению формальной школы в России способствовала эпоха Серебряного века, которая реабилитировала эстетические категории и обособила литературные поля, то есть отделила его от политической и социальной сфер.

Формалисты вообще не любили говорить о себе, но одно бесспорно – слово для них, как и для очень многих теоретиков литературы ХХ века, становится очень важным моментом в понимании литературы.

Как отмечал писатель и теоретик авангарда Илья Зданевич в докладе – объяснений французам, что значит для русских слово, "когда Маринетти только намеревался начать пропаганду так называемых "освобожденных слов" и "неподконтрольного воображения", в России уже пользовались сдвигом и окончательно разрушили синтаксис языка".

Шкловский, Эйхенбаум, Брик

В начале века Виктор Шкловский пишет манифест ОПОЯЗа "Искусство как прием", который становится одним из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве автора, но и в истории ОПОЯЗа. В ней Шкловский впервые сформулировал ключевые для русского формализма понятия – прием, остранение и автоматизация.

Виктор Шкловский
© Фото : liveinternet
Виктор Шкловский

Другой представитель ОПОЯЗа Борис Эйхенбаум пишет "Как сделана "Шинель" Гоголя". Статья становится одной из самых значительных документов Общества по изучению поэтического языка, она заняла место наряду с работами Проппа и Виноградова, которые стояли у истоков современной теории повествования. Эйхенбаум затрагивает проблемы взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью.

Борис Эйхенбаум
© Фото : studfiles
Борис Эйхенбаум

Хоть имя Осипа Брика сегодня не такое популярное, как имена Шкловского и Эйхенбаума, но его "Звуковые повторы" и "О ритмико-синтаксических фигурах", в которых литературовед развивает точку зрения динамического ритма, то есть ритма движения, отличного от архитектоники, открыли новую страницу в исследовании поэтического языка.

И это не последний вклад Брика в литературоведение. Он был издателем альманаха общества "Сборники по теории поэтического языка". Но стоит отметить, что работы Брика не развиваются наряду с работами других членов общества, а в начале 1919 года после его переезда в Москву он еще больше отдаляется от ОПОЯЗа. Затем он приходит в ЛЕФ как изгнанный формалист, сочувствующий остаткам футуризма, негласно позиционировавшего себя в ЛЕФе в качестве "конструктивиста-производственника".

С конца 1926 года Брик также активно работал в "Межрабпоме", возглавил сценарный отдел. А ОПОЯЗ свернул свою работу в 1925 году и, как это не печально, больше не возродился. На этой печальной ноте закончились мои скудные знания об обществе уже давно мертвых поэтов. Но несмотря на это, общество сделало невероятное в развитии повествовательного текста, благодаря чему сегодня даже такие дилетанты, как я, могут понимать или хотя бы попытаться понять романы "Улисс" Джойса или же "Школу для дураков" Саши Соколова и чувствовать себя хотя бы чуточку причастными к филологическому миру.

 

0

Новый 2021 год на постсоветском пространстве: Россия как миротворец

116
(обновлено 09:51 15.01.2021)
Алексей Токарев, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО прогнозирует будущее постсоветских конфликтов и отношений России и ее соседей.

У аналитиков МГИМО есть традиция. Каждый год в январе мы с коллегами публикуем прогноз "Международные угрозы", в котором пытаемся описать ключевые тенденции в международных отношениях. Мы не работаем "вангами", которые рассказывают о точных биржевых котировках и ставят диагнозы по фотографиям. Этот коллективный труд направлен на описание будущего международной системы большими штрихами.

Нынешний прогноз, конечно, направлен на анализ постковидного мира. Хотя с приставкой "пост" мы поторопились. Подзаголовок доклада "Международные угрозы-2021" - "Геополитика после пандемии". Хотя никакого "после" еще не существует. Мы живем во "второй волне", в Великобритании новая версия COVID-19, ежесуточный график заболевших никак не стремится к нулю. Тем не менее, мы заглядываем в ближайшее будущее планеты, рационально понимая, что пандемия в конце концов закончится. В нынешней версии прогноза постсоветскому пространству уделено до обидного мало места. Хороший повод исправиться.

Лейтмотив 2021 года: государства нужно больше. В предыдущие годы глобализация стремилась отменить национальные суверенитеты. Но, во-первых, основную тяжесть борьбы с пандемией несут именно государственные институты, а не частные корпорации; наднациональные организации (ВОЗ, например) и вовсе поминаются теперь как бессильные.

Во-вторых, 2020 год не стал годом мира. Россия в разном качестве (посредник, миротворец, непосредственный участник) вовлечена в международные и внутренние конфликты в Сирии, Нагорном Карабахе, Донбассе, Приднестровье, Беларуси. Интенсивность этих конфликтов различается.

Неизменно одно: ведущая широчайшую международную деятельность страна не может запереться внутри национальных окраин, даже если мир закрывает границы.

Кавказ и Турция

У 2021 года есть хороший шанс стать годом прорыва в самом тяжелом постсоветском конфликте. Российские дипломатические усилия в Нагорном Карабахе, конечно, оценены в Армении меньше, чем в Азербайджане. Они словно поменялись местами по сравнению с 1994 годом.

Теперь армянское общество чувствует себя проигравшим. Это значит, что конфликт не урегулирован. И, несмотря на все политические заявления, он может быть эскалирован. С одной стороны, российские миротворцы между воюющими не первый год сторонами – надёжная гарантия мира. С другой, их мандат ограничен пятилетним сроком, который может быть продлен.

К тому же в регионе действует активный внешний игрок. Во главе Турции сильный и амбициозный лидер, стремящийся тюркский мир сделать турецким, умеющий лавировать и во внутренних (вспомним "военный мятеж" 2016 года), и во внешних кризисах (от прокси в Сирии и торговли нефтью с террористами до обострения отношений с Россией из-за сбитого Су-24 и постоянных перепалок с французским президентом). Членство в НАТО, сохраняющееся, несмотря на все открытые и непубличные противоречия с Европой и США, и стремление быть мировым лидером мусульман делают из Турции абсолютно реальную силу, с которой будут считаться все игроки на Кавказе.

Амбициозный лидер решает силой разрешить многолетний территориальный и этнический конфликт, игнорируя российских миротворцев и полагаясь на поддержку внешней силы – кейс из недавнего прошлого постсоветского пространства.

Вспомним – это всего лишь 2008 год. Словно в противовес такому сценарию президент Азербайджана 12 января в Москве на встрече с российским коллегой говорил об инфраструктурных и экономических прорывах. Восстановление железнодорожного сообщения по южной границе Азербайджана и Армении, проход ветки в Нахичевань, а оттуда в Турцию, подключение Еревана к этой трассе и связь Армении с Ираном и Россией – экономический успех для всех. Конечно, армяно-азербайджанские политические отношения не потеплеют, но экономика, необходимость строительства инфраструктуры и взаимного решения транспортных проблем могут отложить желание реванша у Еревана и развитие наступательных успехов у Баку.

И если Ильхам Алиев во внутренней политике почивает на заслуженных лаврах победителя, реинтегрировавшего земли, которые его страна и международное сообщество считают своими, то у его армянского визави большие проблемы. Внутриполитический кризис в Армении продолжится ввиду того, что рейтинг Никола Пашиняна после проигранной войны падает, но сколько-нибудь значимой общенациональной силы, способной взять у него власть, сейчас в стране нет. 17 оппозиционных партий тянут одеяло на себя и отказываются от досрочных выборов, пока Пашинян остаётся премьером. Те, кто в 2018 году с восторгами участвовал в стотысячных митингах в поддержку новой власти, теперь истово ненавидят её, обвиняя в поражении на фронте и потере части Нагорного Карабаха.

Пока Азербайджан будет продвигать внутренние программы восстановления возвращённых районов, армянская внутренняя политика в 2021 году будет рефлексировать на тему поражения и искать ответственных. Не просто обида или разочарование, а боль и гнев – то, что чувствует Армения в отношении своего политического класса.

Страна, долгие годы чувствовавшая себя победителем в региональном конфликте, проиграла и теперь обречена на долгую рефлексию и принятие нового статуса массовым сознанием.

Другие страны

Грузия и Молдавия в 2021 году будут объединены усилением внешнего влияния. Показательное событие 2020 года – подписание в резиденции американского посла в Тбилиси соглашения между властью и оппозицией. Времена, когда российские министры в качестве вежливых приглашенных арбитров успешно разрешали грузинские внутриполитические споры, давно прошли. Теперь кризисы внутренней политики регулируются де-юре на территории другого государства. На этом фоне заявление Бидзины Иванишвили о том, что он уходит на покой, не добавляет стабильности политической системе.

В публичной политике грузинский политический класс, конечно, продолжит списывать все собственные просчеты на козни "северного соседа". Разоблачительные публикации о том, как "Кремль управляет грузинскими политиками", продолжатся. И обществу будет навязываться многолетний стереотип: прямое участие западных политиков во внутренних делах – это благо; попытки России поддержать отдельных одномандатников – страшное зло.

Смена первого лица в Молдове усилит антироссийскую, прозападную, прорумынскую риторику. Нового президента Майю Санду можно сравнить с Николом Пашиняном. Бэкграунд западный, ценности тоже. Москва и ее нравы понимаются ими хуже, чем бюрократия и нетворкинг в Брюсселе и Вашингтоне. Как и Пашинян, Санду будет повторять ожидаемые пассажи о многовекторности и необходимости развивать отношения со всеми центрами силы. Отличие в объективных обстоятельствах географии. Пашиняну некуда присоединять Армению. А Санду вполне представляет унионистов – тех, кто не воспринимает молдавскую государственность, историю и язык как самостоятельные и хочет жить в объединенной Румынии.

По всем каналам официальная Москва будет транслировать новому молдавскому руководству простой тезис: военного решения приднестровской проблемы не существует, а сохранение Молдовы в пространстве русского мира, то есть с суверенной столицей в Кишиневе вместо Бухареста и с соблюдением прав русскоязычного большинства – постоянный национальный интерес России.

Торговле Приднестровья с ЕС через Молдову или расширению связей самой Молдовы с Европой Москва препятствовать не будет. В отношении страны есть четкие красные линии: риторика о необходимости вывести российский миротворческий контингент не нравится, но допускается, но любые реальные попытки противодействовать ему вопреки договоренностям в формате "5+2" не принесут мира.

Собственно, и здесь стоит напомнить кейс Михаила Саакашвили, поверившего части американских неоконов и потерявшего собственную страну.

Братья-славяне

Наконец, братья-славяне, которые в последние годы братству рады не всегда. В Беларуси Россия заинтересована в мирном транзите власти. С одной стороны, Москва понимает степень участия спецслужб Польши и Литвы в эскалации протестов после очередного избрания Александра Лукашенко. С другой, сложно было не заметить то, что делали силовики с мирными протестующими. Реальную кадровую помощь России несколькими автобусами бойцов ОМОНа в рамках Союзного государства (которая, замечу, не понадобилась) не следует рассматривать как индульгенцию при организации работы изолятора на Окрестина.

© Sputnik / Евгений Одиноков

Россия не заинтересована в том, чтобы настроить против себя поколения молодых белорусов. Плавная подготовка транзита в результате принятия новой конституции и, например, досрочных парламентских и президентских выборов, когда судьба страны решается не на улицах и в телеграм-каналах, а на избирательных участках с соблюдением конкурентных и открытых процедур, - тот сценарий, в котором заинтересована и Москва.

Для Украины 2021 год не станет прорывом. Конечно, "ястребы" и националисты воодушевлены победой Азербайджана при поддержке Турции. Военная тактика с первоначальным подавлением беспилотниками и артиллерией ПВО и живой силы обороняющихся и дальнейшим продвижением собственных сухопутных войск в условиях горной местности принесла успех. Поставки вооружений из США и Турции создают в Киеве иллюзию о необходимости "натиска на восток".

Но Донбасс похож на Приднестровье, как минимум, наличием сильного государства-патрона. Военного решения не будет. Несмотря на 450 млрд. гривен внешнего долга, спад промышленного производства, вечный риск украинской политики – угрозу отставки правительства, возможное невыполнение обязательств перед бюджетниками, Украина продолжит увеличивать военные расходы (сейчас – 6 % ВВП). Под медиавбросы о строительстве британской военно-морской базы в Николаеве и американской в Мариуполе украинские политики продолжат объяснять обществу, что во всех бедах виновата "имперская агрессия". Кроме того, усилится тренд на десуверенизацию Украины. Санкции против части украинских расследователей отношений компании Burisma и сына президента Байдена уже ввели.

2021 не станет для постсоветского  пространства годом мира. Пандемия  не закончилась, в США новая администрация, гораздо более идеологизированная, чем предыдущая, конфликты не разрешены, национальные правительства слабы, национальные суверенитеты под угрозой.

Желание заокеанских партнеров использовать постсоветское пространство как буфер между Европой и Россией, которую надо втягивать в новые и новые конфликты, не ослабевает. Но миротворческие усилия России в Карабахе, Приднестровье и Донбассе дают надежду на то, что хотя бы на этих территориях стрелять будут меньше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

116

Под давлением: как в Европе утверждали вакцину Pfizer

43
(обновлено 23:07 17.01.2021)
В конце декабря Европе началась массовая вакцинация от коронавируса препаратом Pfizer-BioNTech. Одними из первых вакцину получили дома престарелых и медики.

СУХУМ, 17 янв – Sputnik. Европейское агентство лекарственных средств (ЕАЛС) столкнулось с давлением при утверждении вакцины Pfizer-BioNTech, судя по всплывшим данным, пишет французская Le Monde. Об этом сообщает ИноСМИ.

Конфиденциальные документы были украдены в ЕАЛС 9 декабря 2020 года, после чего попали в сеть. "Ле Монд" удалось получить доступ к некоторым из них, письма изучила команда европейских журналистов.

Материалы в основном относятся к досье утверждения вакцины Pfizer-BioNTech. В беседе с "Ле Монд" агентство признало, что "преданные огласке электронные письма отражают имевшие место проблемы и дискуссии".

Пять из 19 электронных писем позволяют судить о давлении, оказывавшемся на агентство для ускорения процесса утверждения первой вакцины от COVID-19, пишет издание. В ноябре европейское агентство сформулировало три "основных возражения" против этой вакцины:

  • отсутствие одобрения в отношении некоторых производственных площадок;
  • нехватку данных о коммерческих партиях вакцины;
  • факт выявления качественных различий между коммерческими партиями и теми, которые применялись в ходе клинических испытаний.

Этот последний пункт вызывал наибольшее беспокойство исследователей, занимавшихся оценкой качества вакцины.

Несмотря на это, некоторые высокопоставленные представители ЕС продолжали настаивать на скорейшем утверждении вакцины. В частности, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости одобрить вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna до конца года в ультимативной форме, цитирует издание одного из сотрудников ЕАЛС. При этом он подчеркивает, что с обоими препаратами "до сих пор имеются проблемы".

Больше всего трудностей возникло именно с вакциной Pfizer, говорится в статье. В особенности после того, как вскрылся факт несоответствия составов препарата в коммерческих партиях и тех, которые применялись в ходе клинических испытаний. "Камнем преткновения" стало снижение уровня целостности РНК –  важнейшего элемента вакцины, способствующего после его введения в клетки выработке спайк-протеина вируса.

Кроме того, беспокойство вызывало отсутствие одобрения в отношении некоторых производственных площадок и нехватка данных о коммерческих партиях вакцины, отмечается в материале.

Позже в ЕАЛС подтвердили, что проблему качества вакцины удалось решить. В агентстве добавили также, что нынешние технические требования, касающиеся уровня РНК, "считаются научно обоснованными и приемлемыми", подчеркнув малую вероятность того, что усеченные молекулы РНК могут способствовать формированию протеина или пептида, вызывая таким образом нежелательные последствия.

"Несмотря на срочность, во всем Евросоюзе всегда было понимание, что в вопросах высоких стандартов качества не может быть никаких компромиссов и любые рекомендации должны быть основаны исключительно на убедительных научных доказательствах, безопасности качества и эффективности вакцины", – приводит "Ле Монд" цитату ЕАЛС.

Кто может стоять за хакерской атакой – неизвестно. Украденные данные появились на "Рутор", где "Ру" означает "Россия", а "тор" – веб-браузер, позволяющий осуществлять анонимный просмотр страниц в интернете (браузер Tor не связан с Россией и был разработан в ВМС США – прим.). Это может говорить в пользу версии, что хакер был из России или придерживался русофильских взглядов, пишет издание. Не исключается и версия о промышленном кибершпионаже, тем более, учитывая, что при выборе документов преступники ориентировались именно на Pfizer.

Вне зависимости от возможного прочтения этих документов факты таковы: вакцина Pfizer-BioNTech будет окончательно одобрена ЕАЛС 21 декабря 2020 года, через три недели после одобрения в Великобритании и через две недели после Соединенных Штатов. Это говорит о том, что Европейскому агентству потребовалось, несмотря ни на что, некоторое время на решение проблемы качества перед ее одобрением, резюмирует "Ле Монд".

9 декабря в сеть попала переписка, раскрывающая близкие к афере подробности об утверждении вакцины Pfizer-BioNTech. Согласно документам, регулятор столкнулся с мощным давлением и необходимостью признать вакцину до нового года, хотя с препаратом имелись проблемы.

 

43