США ломают оружие, которым покорили Россию, и оно может достаться ей

67
(обновлено 19:12 05.11.2019)
Что делает Голливуд фабрикой грез? Какие из "вечных" сюжетов привлекают зрителя? Какими инструментами "киношники" будут влиять на нас в будущем.

Фильм "Терминатор: темные судьбы" стартовал в прокате заметно хуже, чем ожидалось. Причем и в Америке, и у нас. В России прогнозы обещали ему первое место, а он стартовал в пятницу на втором, в субботу съехав вообще на третье.
Почему это интересно для нас? Потому что темная судьба Терминатора вообще для нашей страны имеет значение.
Фраза о том, что СССР был побежден "не НАТО, а Голливудом", конечно, перебор — но не бред. Разумеется, нашу предыдущую государственность разрушила в первую очередь не внешняя сила, а слаженная работа сил внутренних. Однако роль, которую сыграли в "капитуляции русских" американские киногерои, переоценить невозможно.

Кто был подростком в 1980-х — начале 90-х (а я, например, был), тот помнит: основных поведенческих моделей у мальчишек было три. Шварценеггер, Сталлоне и, в несколько меньшей степени, Брюс Ли, приехавший к нам хоть и из Гонконга, но тоже через Америку. На девочек, кстати, тоже повлияло: они хоть и не пытались подражать конкретной Джулии Робертс, но мечта уехать в богатое безопасное Туда и выйти Там замуж за Ричарда Гира (он же, в мексиканском многосерийном варианте, Луис Альберто) тем не менее инфицировала целые поколения.

Эта сокрушительная культурная капитуляция, результаты которой ощущаются по сей день, была бы невозможна, если бы Голливуд действительно не был велик. А он, безусловно, был. Голливуд тридцатилетней давности был потрясающе эффективной машиной мечты. Грубо говоря, он рассказывал вечные истории всякий раз по-новому и использовал вечных героев, всякий раз надевая на них актуальный и привлекательный облик.
И эти истории, и эти герои настолько хорошо и давно знакомы большей части человечества, что они свободно проницали любые границы и многие культурные различия. И действовали почти безотказно.
Строго говоря, "Терминатор" 1984 года — это была очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения.

"Терминатор: Судный день" 1991 года тоже был очень древней историей — только чудовище-Шварценеггер там перековалось и стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон.

...Потом были какие-то невнятные фестивали ностальгии по былому Шварценеггеру (третий и пятый "Терминаторы") и неудачные попытки соорудить "расширенную вселенную" (четвертый "Терминатор"), и все это в каких-то альтернативных мирах, и никто ничего не понял.
А сейчас Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил. Но по дороге с ним случилась беда, которая в самой американской киноиндустрии, кажется, рассматривается как победа.

Если коротко, то рассказывать вечные истории с вечными героями там больше не рекомендуется. Рыцарь-защитник (или прекрасный принц) и дева-в-беде — это теперь устаревшие социальные конструкты. Более того, это механизм культурного подавления, в данном случае женщин мужчинами. И это механизм давления на мужчин и воспитания в них агрессии. И еще это навязывание патриархальных стереотипов.
А в Америке, как мы помним, идет большая Битва За Социальную Справедливость, которая у них означает не то, что нам кажется, а уничтожение прежней, традиционной системы ценностей и социальных ролей. И создание новых — расово, культурно и сексуально разнообразных. И большой кинематограф не может отсидеться в стороне.

В общем, в финальном "Терминаторе" все изуродовано по последнему слову социальной политкорректной справедливости.

Там имеется один откровенно старый и комичный Т-800, занимающийся исключительно делами, не попадающими под определение "токсичной мужественности": киборг женат (да), шьет шторы, вкусно готовит, надежен в быту и безропотно меняет подгузники, чем и ценен. Чтобы быть совсем безопасным, он даже не пристает к своей жене (и об этом сообщается с гордостью).
А вместо одной девы-воительницы имеются целых три. Это, во-первых, старушка-воительница, в свои 63 легко одолевающая в драке двоих крепких профессиональных силовиков. Это, во-вторых, киборгизированная тетя-воительница, женских черт лишенная и, судя по поведению, вообще ни в каких мужчинах не нуждающаяся (любовь она испытывает только к своей командирше). И в-третьих, наконец, спасительница будущего — мексиканская девица-воительница. Она поначалу совсем беззащитна, прямо как Сара Коннор в 1984 году. Но, в отличие от Сары Коннор, она превращается в бойца не через тяжелые испытания и не постепенно, а сразу и каким-то мистическим образом. Вот она не умела водить — но попробовала и получилось с первого раза. Вот она в первый раз в жизни берет в руки огромный автомат — и тут же попадает по всем мишеням.

И вся эта бредовая команда побеждает очередного жидкометаллического суперкиборга, надоевшего всем уже хуже редьки. В конце старушка-воительница увозит девицу-воительницу в закат готовить к ее великой миссии.

...И вот здесь начинается самое интересное.

Оказывается, если из Голливуда вынуть вечные сюжеты и вечных персонажей, то он перестает быть фабрикой грез и машиной мечты. Аудитории все-таки важно, чтобы ей рассказывали о ней — о ее мечтах, страхах и "образе себя". Аудитории важно, чтобы она могла отождествить себя с героями и вместе с ними пережить их превращение.
При этом вечные сюжеты и вечные герои потому так и называются, что они прошиты в подкорке у всего человечества. Обстоятельства могут меняться, исторические декорации могут меняться, чудовища могут быть с рогами или из металла, девы — в платьях или джинсах, а рыцари — с мечом, автоматом или даже в очках. Но вечные истории все равно про схватку защитника с монстром, про любовь и про то, как испытания изменяют героев и открывают будущее им и их детям.

А если это убрать, то останется просто зрелище. Кассу это все по-прежнему может собирать, но той власти над душами всей планеты, которая была у прежнего Голливуда, у него уже нет.
Новая сказка о будущем получается чертовски непривлекательной. Для девушек — потому что там их ждет только адская, кровавая мужская работа и никакой любви. Для парней — потому что им там места вообще нет, если они не умеют шить.

Говоря проще, воображая, что он отказывается от стереотипов, Голливуд убивает архетипы. По факту современная передовая Америка, заставляя свою киноиндустрию придушивать устаревшую вечность и конструировать "новые социальные роли", тем самым демонтирует то самое оружие, которым она в свое время покорила остальной мир. И нас в том числе.
...На этом месте можно было бы сказать, что, раз уж Голливуд сам себя демонтирует, то наша киноиндустрия в выигрыше. И что она получает шанс распространить наше культурное влияние по планете — ведь у нас по-прежнему можно снимать вечные истории.
Но проблема в том, что наша киноиндустрия, за некоторыми приятными исключениями, тоже передовая. В дурном смысле. То есть безмозгло тащится за последними трендами западного кино (не забывая, конечно, его ругать, но мечтая в него интегрироваться).
Поэтому скорее стоило бы открыть наш рынок для сценаристов и режиссеров того, прежнего Голливуда, которые отстранены сегодня от дел из-за своего несоответствия передовым американским идеям. Они, по крайней мере, не страдают нашими провинциальными комплексами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

67
Теги:
Россия, США, Голливуд

Акция в Лондоне в поддержку протестующих США

Хроники американского упадка: детей учат бояться и ненавидеть полицию

1361
(обновлено 12:00 05.06.2020)
Жутковатый эксперимент, который Запад ставит над своим молодым поколением, уже не удивляет. Все это — значимая часть раскола, разделяющего западное общество, взрослую его часть. Но все-таки детей политическая составляющаяся до недавнего времени напрямую не затрагивала.

На фоне ширящихся протестов из-за убийства Джорджа Флойда, когда, борясь против расизма американских полицейских, демонстранты в Лондоне пытаются штурмовать резиденцию британского премьера, в западном мире почти незаметно пал очередной бастион незыблемых общественных правил: недопустимость вовлечения юного поколения в острые политические конфликты. Решительный шаг на этот раз сделал бизнес, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Популярнейший детский телеканал Nickelodeon прервал вещание, и в течение восьми минут 46 секунд (именно столько, по официальным данным, полицейский давил на шею Флойду) на черном экране в такт звукам человеческого дыхания пульсировала фраза "Я не могу дышать". В финале ролика — призыв присоединиться к одной из организаций по защите гражданских прав.

В протестное движение также влилась корпорация Lego, заявившая о солидарности с чернокожим населением. Компания отказалась от рекламы своих наборов, в которых присутствуют здания полицейских участков и пожарных частей, патрульные машины, фигурки полисменов и преступников, а также другие ассоциированные с правоохранительной тематикой элементы.

Жутковатый эксперимент, который Запад ставит над своим молодым поколением, уже не удивляет. Привычными стали новости об очередном внедрении в детские умы (и тела) идеологии либеральной политкорректности в самой ее радикальной форме, будь то акции с публичным умерщвлением жирафа в зоопарке или медицинские процедуры по торможению полового созревания в рамках политики свободной гендерной идентификации.

Все это — значимая часть раскола, все глубже разделяющего западное общество, взрослую его часть. Но все-таки детей политическая составляющаяся до недавнего времени напрямую не затрагивала.

Либералы и консерваторы могли схлестываться в жестких схватках за влияние на юношество, однако для обеих сторон было важно, чтобы из детей выросли законопослушные граждане, живущие по установленным правилам. И неважно, идет ли речь о стереотипном техасском реднеке с легальным арсеналом в десяток стволов или рафинированном нью-йоркском хипстере-гендерфлюиде, чья тонкая душевная организация нуждается в ежедневной порции медицинской марихуаны. Ведь страна — одна на всех, и государство, кто бы его ни возглавлял в данный момент, — тоже одно на всех.

Именно эта логика в свое время позволила Соединенным Штатам создать впечатляюще эффективную систему политического и патриотического воспитания граждан, начиная с самого младшего возраста. В ней много десятилетий грамотно акцентировалось внимание на достоинствах и достижениях Америки, сглаживались недостатки и формировалось национальное единство.сш

Полицейская жестокость, в том числе с фатальными последствиями, а также другие нарушения закона со стороны людей, которые должны его защищать, случаются везде. Но правоохранительные институты служат опорой и важнейшим элементом государства, так что в обычной ситуации ни один американский политик, ни одна общественно-политическая сила не могли бы себе позволить шельмовать всю полицию. В подобных случаях традиционно подчеркивается, что по одному или нескольким инцидентам нельзя судить о системе в целом, а вскрывшийся масштабный порок не должен перечеркнуть главное — честное исполнение своего долга большинством сотрудников.

Впрочем, подобное правило работает не только в США, но и почти во всем мире.

Детей тем более принято ограждать от мрачных сторон действительности, внушая позитивное представление о структурах охраны правопорядка, будь то отечественное "моя милиция меня бережет" или американское "служить и защищать". По мере взросления у них еще будет возможность осознать и на более зрелом уровне мышления принять, что в жизни не всегда и не все обстоит так, как в лакирующих реальность детективах.

Действия Nickelodeon и Lego свидетельствуют о том, что и в этом вопросе происходят кардинальные перемены.

Почти девятиминутный ролик телеканала не обращает внимание детей на проблему расизма. На самом деле мрачное и пугающее видео транслирует маленьким зрителям простую мысль: "американская полиция убивает людей" — тем самым внушая им страх перед правоохранительными органами.

Ну а от целенаправленно сформированного детского страха рукой подать до ненависти и стремления уничтожить — в более взрослом и сознательном возрасте.

Вот только государство просто нежизнеспособно без структур, стоящих на страже порядка и его самого. Последовательные и масштабные усилия по воспитанию граждан в неприятии важнейшей части государственного механизма гарантируют массу сюрпризов в будущем.

Стало уже общим местом отмечать, что нынешнее политическое противостояние в США несет угрозу американской системе в целом, поскольку его участники активно отказываются от соблюдения базовых правил, на которых она стоит и благодаря которым пережила множество тяжелых кризисов (вплоть до череды убийств президентов). Все чаще в борьбе с Трампом его противники бьют уже по самому государству, ассоциируя с неугодным лидером целые институты и важнейшие сферы управления. А то, что в том же формате обладатели глобального медиаресурса начинают воспитывать новые поколения, подтверждает, насколько далеко зашла там ситуация.

Америка готова встать на рельсы самоненависти и самоуничтожения по логике, хорошо знакомой России: "неугодный президент — порочные государственные механизмы — проклятое государство, которое должно быть уничтожено, — обреченная страна". Такое представление определенные политические силы старательно пытаются навязывать нам настолько давно, что у общества уже выработался определенный иммунитет.

Теперь вопрос в том, удастся ли Соединенным Штатам остановиться. Если воспитание страха и ненависти к полиции у юных американцев продолжится, то шансы на это невелики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1361
Полиция во время протестов в США

Америке предлагают выбирать между расизмом и анархией

756
(обновлено 09:18 03.06.2020)
Не было никаких сомнений, что гибель Джорджа Флойда и последовавшие протесты, перетекшие в беспорядки, активно используют в набирающей обороты предвыборной кампании в США.

Предполагалось, что главный удар нанесут по Трампу, на которого его оппоненты возлагают вину за расизм и жестокость белых полицейских, убивших очередного афроамериканца. Однако чем дальше развиваются события, тем яснее, что реальность вновь может преподнести сюрприз демократам, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.

Американский лидер устроил целое — прекрасно срежиссированное — представление. Он выступил с жесткой речью, в которой а) назвал участников беспорядков "бунтовщиками", б) обвинил власти ряда штатов в неспособности защитить мирных граждан от преступников и в) пообещал мобилизовать все федеральные ресурсы, включая армию, чтобы "положить конец разрушениям и поджогам".

Происходило все в Розовом саду Белого дома, куда доносились звуки разрывов светошумовых гранат и зарядов со слезоточивым газом. Это полиция освобождала от протестующих расположенную рядом Лафайет-сквер в связи с комендантским часом.

Затем Дональд Трамп вышел из резиденции и проследовал по зачищенной площади до церкви Святого Иоанна, которую за день до этого подожгли радикалы. Там он приподнял Библию и заявил, что "США — самая великая страна в мире", пообещав обеспечить безопасность государства.

Реакция на президентский "перфоманс" последовала молниеносно. Лидеры демократов в конгрессе выпустили совместное заявление, в котором охарактеризовали действия Трампа как "трусливые, малоэффективные и опасные".

Не менее резко выступили руководители нескольких штатов, также представляющие Демократическую партию, в частности губернаторы Нью-Йорка и Орегона. А мэр Вашингтона Муриэл Баузер назвала позором разгон "безоружных протестующих" на Лафайет-сквер, подчеркнув, что федеральная (а не местная — что очень важно!) полиция приступила к зачистке перед Белым домом за 25 минут до комендантского часа. После чего мэр добавила трогательное: "Жители Вашингтона, идите домой. Будьте в безопасности".

По российским меркам все выглядит очень странно. С одной стороны, очевидно, что принимаемых местными и региональными властями мер зачастую явно недостаточно для прекращения вакханалии. СМИ полны свидетельств, как полиция просто наблюдает за разгромом городских кварталов и разграблением магазинов. С другой стороны, президент все больше угрожает и обещает, но по существу пока ничего не делает для стабилизации положения.

Разгадка таится как в особенностях американской государственной системы, так и в жесткости текущего политического противостояния в стране.

В США довольно сложная система разграничения полномочий между федеральным центром и штатами, но в целом региональные власти несут полную ответственность за происходящее на их территории. Это касается и правоохранительной сферы, благодаря чему в Штатах весьма запутанная структура силовых ведомств.

Плюс надо иметь в виду, что в беспорядках, в первую очередь именно на расовой почве, для Америки нет ничего особенного. Они вспыхивают регулярно. Самый знаменитый, наверное, бунт в Лос-Анджелесе в 1992 году, но многие хорошо помнят и волнения в Фергюсоне в 2014-м.

Федералы вмешиваются только по просьбе властей штата, если те чувствуют, что сами не справляются. Также у президента есть полномочия для применения силы через голову губернатора, но в таком случае именно на него ложится вся ответственность.

А вот тут самое интересное: протесты из-за гибели Джорджа Флойда охватили большинство штатов (около 45 из 50), но очаги беспорядков с погромами, насилием и мародерством находятся преимущественно в вотчинах Демократической партии. Это регионы, где у Трампа нет ни малейшего шанса на победу.

Самый яркий пример — без сомнения, Нью-Йорк. Многонациональный, толерантный и подчеркнуто либеральный мегаполис продолжают громить, а руководство города и штата мямлит невнятицу. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо заявил, что преступления, конечно, недопустимы, но погромщики "смешались с демонстрантами". Видимо, по его мнению, это достаточное основание для того, чтобы ничего не делать.

Неготовность губернаторов-демократов принимать жесткие меры легко объяснима: они опираются на электорат, значительная часть которого крайне негативно воспримет применение силы даже против мародеров. Более того, Демократическая партия в своей борьбе с "белым расистом, шовинистом и женоненавистником" Трампом собственными руками укрепила либеральную тенденцию снисходительного отношения к правонарушителям и преступникам, принадлежащим к "дискриминируемым меньшинствам".
Каждая из сторон гражданско-политического противостояния в Америке сделала свою ставку.

Демократы надеются, что волнения сами по себе постепенно выдохнутся и можно будет вновь максимально сосредоточиться на повестке борьбы с расизмом белых консерваторов.

Президент же явно рассчитывает на то, что штаты с губернаторами-республиканцами куда быстрее наведут у себя порядок, не допустив расползания погромов. Зато кадры пострадавших городов и неспособность политиков-демократов справиться с ситуацией не только усилят консолидацию республиканских штатов, но и качнут маятник колеблющихся регионов в сторону Трампа.

Однако показательно, что никто даже не пытается поднять вопрос о необходимости решать обе проблемы: и системного расизма в виде склонности американской правоохранительной системы к избыточному применению насилия, и необходимости решительно подавлять любые беспорядки, какими бы благородными лозунгами они ни прикрывались.

Видимо, для Америки это, как и во многие предыдущие десятилетия, остается непосильной задачей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

756

Главврача Галской больницы оштрафовали за употребление метадона

539
(обновлено 22:30 05.06.2020)
Результаты медицинского освидетельствования показали, что главный врач Галской ЦРБ употребил метадон.

СУХУМ, 5 июн - Sputnik. Главный врач центральной районной больницы города Гала, он же главный санитарный врач Галского района Георгий Шония оштрафован на более чем 40 тысяч рублей за употребление наркотиков, сообщается на сайте МВД Абхазии. 

Сотрудниками ОУР ОВД по Галскому району в рамках проведенных оперативных мероприятий по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, в республиканский наркологический диспансер был доставлен главный врач центральной районной больницы города Гал Шония Георгий Аполлонович 1974 года рождения, согласно акту медицинского освидетельствования установлен факт потребления наркотического вещества "метадон", - говорится в сообщении.

"За незаконное потребление наркотического вещества Шония решением суда Галского района подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 700 минимальных размеров оплаты труда - на 42 тысячи рублей", - отметили в МВД. 

Читайте также:

539