В своем выступлении бундестаге Германии, вскоре после теракта 11 сентября 2001 года, Владимир Путин акцентировал положение России как европейской державы, чье мнение, однако, не учитывают в Европе при принятии важнейших решений. Он тогда призвал отказаться от стереотипов холодной войны и выстраивать с Москвой равноправные партнерские отношения, пишет Ирина Алкснис в колонке для РИА Новости.
Комментарий Кнайсль перекликается с недавней статьей бывшего министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина. В публикации он обвиняет Запад в том, что тот много лет "был ослеплен своей гордыней" и совершенно не интересовался будущим собственных отношений с Россией. Это замкнуло ситуацию в порочный круг, для выхода из которого Европе "необходимо осознать, какие отношения нам нужны с великим соседом, и разобраться в том, имеют ли только США право на их пересмотр".
В России подобные заявления бывших высокопоставленных лиц западных государств частенько принято воспринимать со снисходительным пренебрежением, мол, где вы раньше были и почему молчали, когда занимали соответствующие кресла.
Однако тут в обоих случаях упрек будет несправедлив.
Карин Кнайсль регулярно обвиняли в "русофилии" и чуть ли не работе на Москву еще во время ее пребывания в должности. Будучи главой австрийского МИД, она открыто проводила курс на выстраивание конструктивных отношений с Россией. А летом прошлого года в фокус внимания всего мира — и под огонь жесткой критики антироссийских сил — попала ее свадьба, на которой гостем был Владимир Путин.
Что касается Юбера Ведрина, то с ним ситуация еще интереснее.
За два десятилетия текущего века европейская политика заметно измельчала в глазах России. Франции это касается особенно. Влиятельная мировая держава превратилась в спутника Германии, а быстро сменяющие друг друга президенты, чьи имена порой иностранная публика просто не успевала запомнить, — в поддакивающих партнеров Ангелы Меркель. Оставалось только вздыхать об ушедшей эпохе политических титанов Пятой республики.
Так вот, Юбер Ведрин относится как раз к той самой эпохе. Представитель французской политический династии, карьерный дипломат, сподвижник президента Франсуа Миттерана, глава МИД в 1997-2002 годах и блестящий государственный ум, по признанию других представителей национального истеблишмента. Семидесятидвухлетний Ведрин уже более 15 лет как отошел от активной политической деятельности, сосредоточившись на консалтинге и публицистике.
В общем, Юбер Ведрин — настоящий политический тяжеловес. К его помощи и советам прибегали все последние президенты. Более того, злые языки утверждают, что именно влияние Ведрина сыграло не последнюю роль в совершенном Макроном "развороте к Москве".
Экс-глава французского МИД последовательно продвигает идею о необходимости активного восстановления отношений с Россией. Его нынешняя статья — далеко не первое выступление такого рода. Летом он высказал аналогичную мысль в интервью газете Figaro. Причем самое важное, что Ведрин обосновывает свою позицию не высокими гуманитарными соображениями, а национальными интересами Франции.
По его мнению, с Россией нужно договариваться не потому, что она хорошая и несправедливо наказанная, а потому, что она просто есть — слишком большая и слишком влиятельная, чтобы ее можно было игнорировать. Запад откровенно сглупил, пойдя выбранным путем, и теперь вынужден расхлебывать последствия. Причем для Парижа важно перехватить инициативу, потому что иначе это сделает Трамп, который "вновь запустит динамику между США и Россией, не принимая во внимание интересы Европы".
В новой публикации Ведрин активно защищает политику Эммануэля Макрона и опять-таки апеллирует к рациональности. Не имеет значения, хороший Путин или плохой, важно, что США и европейские страны своей предыдущей политикой в отношении России зашли в "бессмысленный тупик".
А у Франции есть реальный шанс вывести из него не только себя, но и весь Запад — и "было бы глупо не делать этого". Между строк прозрачно читается, что, если это удастся, Париж заметно укрепит свое державное влияние на международной арене.
Все это пишет человек с прочной репутацией прагматика, французского патриота и сторонника национального суверенитета. Причем данными заявлениями он не пытается пробить лбом стену, а просто подкрепляет своим авторитетом уже реализуемую руководством страны политику.
Стоит признать, что ситуация с Кнайсль и с Ведриным заметно отличается от привычно-ироничного "все они становятся умными, когда превращаются в бывших".
Впрочем, теперь и прежние истории предстают в несколько новом свете. Тогда многим в России подобные высказывания бывших западных ВИПов казались бесполезными и бессмысленными. А упорные попытки Москвы достучаться до европейских партнеров оценивались как оскорбительное для страны унижение и просто неэффективная политика.
Однако теперь становится очевидным, что Россия добилась своего.
Все больше стран обнаруживают, что Кремль был прав, когда долгие годы твердил им: не надо любить Россию — вы себя полюбите (и снова начните уважать собственный суверенитет), и тогда нам будет куда проще договориться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
А в пятницу урегулирование в Нагорном Карабахе Владимир Путин обсудил на оперативном совещании Совбеза, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.
Тем временем политический кризис в Армении продолжается. Оппозиция митингует у здания парламента. Армянская апостольская церковь призывает правоохранителей не применять против протестующих силу. А президент страны отказался отправить в отставку начальника Генерального штаба, на что премьер-министр Никол Пашинян вновь выдвинул данное требование.
Россия свое отношение к событиям в Ереване выразила однозначно: это внутреннее дело Армении, которое, как рассчитывает Москва, будет урегулировано в мирном русле и в рамках закона. Ну а на карабахскую тему — действительно актуальную для нашей страны — происходящее, очевидно, никак не влияет.
Если в прошлом подобное хладнокровное (если не сказать равнодушное) дистанцирование России от бурных событий на постсоветском пространстве нередко воспринималось многими как лицемерие, а то и откровенная ложь в попытке сохранить хорошую мину при плохой игре, то теперь практически никто не сомневается в искренности российского руководства.
Все последние годы реальность доказывает, что кризисы и волны дестабилизации у соседей не создают для России особых поводов для беспокойства.
Буквально за день до начала армянских событий Владимир Путин встретился в Кремле со своим новым киргизским коллегой Садыром Жапаровым, который занял высший пост в стране после очередной — третьей за пятнадцать лет — революции.
Впрочем, все внутриполитические пертурбации среднеазиатского государства уже вполне привычно никак не влияют на его внешнеполитический курс.
Пример Армении, где весной 2018 года победила цветная революция и пост премьер-министра занял представитель прозападных сил, ложится в ту же копилку. Хотя тогда повсеместными были трагические прогнозы о потере Россией "последнего союзника на Кавказе". Результаты прошедших почти трех лет оказались откровенно печальны для закавказской республики, но вполне неплохи для нашей страны, получившей новый форпост в регионе.
За последние десятилетия цветные революции стали важнейшим инструментом геополитической работы Запада по дестабилизации и ослаблению своих конкурентов. Правда, пик эффективности этой политической технологии остался в прошлом: она давно перестала быть не дающим осечки ноу-хау. Совсем недавно можно было наблюдать ее провалы в Гонконге и Белоруссии. Да и бесславно схлопнувшиеся протесты в России организовывались ровно по тем же лекалам.
Однако Запад использовал данную методу не только напрямую против своих геополитических противников, но и более тонко — против их союзников и партнеров. Россия служит тому, пожалуй, наиболее ярким примером, поскольку целенаправленное создание пояса русофобии и нестабильности вокруг нее никогда не скрывалось Штатами и Европой.
И им действительно в какой-то момент удалось добиться неплохих результатов на этом пути. Неслучайно упомянутая мантра про "потерю Кремлем последнего союзника" столь популярна у некоторых аналитиков уже много лет, и к кому она только не применялась.
Вот только чем дальше, тем большей головной болью это становится для самого Запада.
В теории замысел впечатляет своей безупречностью: можно безнаказанно расшатывать ситуацию в стране, где у власти находятся "пророссийские" силы, при этом любые действия или слова Москвы интерпретируются как вмешательство в дела суверенного государства и усугубляют ситуацию. Через этот сценарий — а в некоторых случаях даже неоднократно — прошла едва ли не большая часть бывших советских республик.
В основе представления, что у России нет и не может быть выхода из сплетенной паутины, лежал факт ее многообразных и прочных связей с соседями — и веры, что они, эти связи, будут существовать всегда. А раз так, значит, их можно будет до бесконечности использовать, чтобы политически и экономически сковывать Москву, шантажировать ее, качать из нее ресурсы и принуждать содержать даже самые русофобские режимы.
Однако на практике оказалось, что ничто не вечно — и в первую очередь эмоциональная привязанность России к тем, кого она привыкла считать братскими странами. А когда ушли чувства, их место заняли прагматика и принципиальное решение не кормить русофобов. С кем-то — как с Грузией или Прибалтикой — процесс шел постепенно и занял довольно много лет. С кем-то, как с Украиной, пришлось резать стремительно и по живому. Да, это было мучительно, но уже практически отболело.
Всем остальным максимально доходчиво разъяснено, что их судьба — как внутренние дела, так и отношения с Москвой — это исключительно их собственный выбор. Россия без них сможет. Смогут ли они без России — пусть решают и проверяют сами.
У этой стратегии оказался несколько неожиданный и даже ироничный эффект: самые большие победы Запада на ниве цветных революций на постсоветском пространстве превратились для него в чемодан без ручки. Страны, которые с помощью "бархатных революций" удалось поставить на последовательно антироссийские рельсы, ничуть не укрепили свои государственные системы.
Наоборот, незаконные методы политической деятельности по-прежнему регулярно оказывают свое решающее влияние на ситуацию там, подпитывая их внутреннюю нестабильность.
И если России теперь, в общем-то, все равно, как часто через беспорядки меняются власти в той же Киргизии, то Запад вынужден так или иначе вмешиваться в урегулирование очередного кризиса в странах, которые он сам сделал своими "витринами", будь то Украина или Грузия. Например, Германия в этом году впервые открывает свой рынок сезонных сельскохозяйственных работ для граждан Грузии, переживающей тяжелейший экономический кризис, — русофобия и коронавирус сделали свое черное дело.
То есть, попытавшись навсегда связать Россию обязанностью содержать недружественных соседей, Запад в итоге оказался сам перед необходимостью тратить на них свои собственные ресурсы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
В рамках продолжающегося на Украине разгула демократии 37 народных депутатов от правящей партии "Слуга народа" на этой неделе зарегистрировали законопроекты об уголовной ответственности за коллаборационистскую деятельность и об обеспечении ответственности лиц, занимавшихся ею, пишет Сергей Левченко для РИА Новости.
Законопроектами предусмотрены:
И это неполный перечень "подарков", предусмотренных законопроектами.
Их изучение, а равно и общий фон (политические репрессии, незаконные санкции, блокировка телеканалов и веб-сайтов и так далее) позволяют предположить, что вашингтонские кураторы дали окончательное добро построению на Украине профашистского государства по образу и подобию аналогичных государств Латинской Америки 70-80-х годов. Для местной верхушки это в первую очередь бизнес (в частности, перераспределение активов в свою пользу) и попытка зацементировать свою власть. Европа стыдливо отводит глаза, не замечая происходящего. А между тем закончиться все это для Украины может новой кровью, новыми потерями, как минимум населения, общей дестабилизацией, ну а окончательное снятие вопроса о возможности возвращения Донецка и Луганска в состав Украины практически неизбежно.
В декабре Зеленский и его окружение блокировали работу Конституционного суда, который вдруг принял пару решений, исходя из норм Конституции, а не подчиняясь внешним управляющим. Тогда на Украине такие действия обсуждались как нечто чрезвычайное. Хотя, справедливости ради, в 2014 году о Конституцию вытерли ноги, и ничего.
Но это был лишь пролог.
В конце января Зеленский своим указом ввел в действие санкции Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) в отношении китайских инвесторов "Мотор-Сич". Оснований для их введения, кроме заказа из Вашингтона, конечно, не было. Но законодательная база для санкций в отношении именно иностранных физических и юридических лиц на Украине есть.
Однако уже 2 февраля у Зеленского решили не обращать внимание на законы и Конституцию, гарантирующую права граждан страны, и через решение СНБО ввели санкции против своего гражданина Тараса Козака — соратника Виктора Медведчука и номинального владельца трех оппозиционных телеканалов. Решением была заблокирована и работа телеканалов. По сути, это стало ответом власти на обвальное падение рейтинга Зеленского и правящей партии.
Дальше — больше: было решено тотально зачистить политическое и информационное поле.
Восемнадцатого февраля СБУ возбудила уголовные дела против блогера, а с прошлого года и главы партии Анатолия Шария и его жены по подозрению в совершении государственной измены. В числе прочего Шарию инкриминируется "подрывная деятельность" в форме "пропаганды многоязычия".
Девятнадцатого февраля санкции СНБО были введены Зеленским уже против Медведчука, его жены и окружения. Под санкции попали и все его активы. Плюс началась экспроприация нефтепродуктопровода "ПрикарпатЗападтранс", де-юре принадлежащего близкому к Александру Лукашенко белорусскому бизнесмену Николаю Воробью, но реальным владельцем которого якобы является Медведчук.
Кстати, параллельно под санкции попали и не имеющие отношения к Медведчуку субъекты — например, сеть магазинов "Спортмастер". Якобы за то, что она осуществляет деятельность в Крыму. Но на самом деле в Крыму функционируют и другие сети, работающие на Украине — "Новус", "Ашан", "Окко". Их санкции не коснулись. Что наталкивает на подозрение о попадании "Спортмастера" в санкционный список по заказу конкурентов.
Двадцать четвертого февраля СБУ обвинила в государственной измене политического эксперта Юрия Дудкина. Это не говоря о том, что российских шпионов, пытающихся похитить украинские прорывные технологии, и агентов ФСБ, организовывающих протесты против растущих тарифов, с конца января хватают с пугающей регулярностью.
В тот же день Киевский районный суд Харькова обязал украинских провайдеров закрыть доступ к ряду Telegram-каналов, которые, по данным СБУ, занимались подрывной деятельностью по заказу спецслужб России.
При этом суд не рассказал, как это сделать технически.
На следующий день всплыло ранее принятое решение Голосеевского районного суда Киева о блокировании провайдерами доступа к 426 сайтам, включая весь "Живой журнал" и РБК. А СБУ устроила обыск микроавтобуса охранной фирмы, работающей на "Оппозиционную платформу — За жизнь".
В США всему этому громко аплодируют. Европа не видит ничего предосудительного.
Именно в этой атмосфере 24 февраля и были зарегистрированы законопроекты об ответственности за коллаборационизм. А скорее — закрепляющие особый украинский тоталитаризм.
В Уголовном кодексе должна будет появиться статья "Коллаборационистская деятельность". Таковой будет признаваться публичное отрицание вооруженной агрессии против Украины, временной оккупации части территории Украины или публичные призывы к:
1. "поддержке решений или действий государства-агрессора, вооруженных формирований или оккупационной администрации государства-агрессора" (то есть властей ЛДНР и Крыма);
2. сотрудничеству с ними;
3. непризнанию распространения суверенитета Украины над временно оккупированными территориями.
То есть, например, определение событий на востоке Украины в качестве гражданской войны или гражданского конфликта будет уголовно наказуемым.
Любой сотрудник органов власти ЛДНР и Крыма (даже уборщица) будет лишен права занимать должности на 10-15 лет. Учителям же светит в придачу еще и конфискация имущества — "за внедрение образовательных стандартов государства-агрессора".
Наказания за все прочие нарушения обязательно связаны с конфискацией имущества. Занимающих выборные должности или участвовавших в организации референдумов и выборов, а также занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, предлагается лишать свободы на три-пять лет. Предпринимателей, которые занимаются бизнесом не только в ЛДНР и Крыму, но и в России, предлагается сажать на срок до трех лет. А за "осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором или его оккупационной администрацией, направленной на поддержку государства-агрессора, оккупационной администрации или вооруженных формирований" предлагается давать до десяти лет. То есть, например, контакт с российскими СМИ уголовно наказуем.
Работников судов, силовых органов ЛДНР и Крыма предлагается лишать свободы на срок от десяти до двенадцати лет. А если их действия привели к гибели людей или наступлению тяжких последствий, то вплоть до пожизненного заключения.
При этом "уголовные деяния" определены так, что толковать их можно максимально широко. А преследовать людей предлагается в том числе заочно по упрощенной процедуре.
Кроме того, предлагается позволить украинской власти ликвидировать политические партии, общественные, благотворительные или религиозные организации, профсоюзы и общественные формирования на основании того, что их уполномоченные лица были осуждены по статье 111-1 "Коллаборационистская деятельность". С учетом широчайших возможностей "пришить" эту статью и неопределенностью понятия "уполномоченное лицо" закрывать, например, неугодные партии украинская власть сможет по щелчку пальцев. И не только партии — в случае принятия законов весьма вероятно так будет ликвидирована и Украинская православная церковь.
Пожалуй, единственным сдерживающим фактором для принятия этих законопроектов является бизнес, который крупные украинские предприниматели очень часто имеют в России. Но если будут внесены смягчающие правки в этой части, то шлюзы, ведущие к формированию на Украине несколько карикатурной банановой диктатуры, могут быть открыты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
СУХУМ, 28 фев - Sputnik, Бадрак Авидзба. Богослужения в храмах республики возобновились 27 февраля, сказал в интервью Sputnik глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион (Аплиаа).
Глава АПЦ ранее отмечал, что абхазские священнослужители надеются, что Московский патриархат решит церковную проблему в республике и будет определен статус Абхазской православной церкви вне Грузинской церкви.
"Московский патриархат будет нам помогать в нашей самостоятельной позиции. Российская православная церковь будет поддерживать становление автономной церкви в Абхазии, говорить об автокефалии еще рано, сначала надо восстановить автономию. У нас идет восстановление абхазского католикосата, это процесс очень долгий, кроме России на Кавказе никто не восстанавливал православие", - подчеркнул он.
По словам иерея, самое главное, чтобы Абхазию не связывали с Грузинской православной церковью.
"Этого мы добились. Конечно, грузины будут не согласны, но мы сами внутри Абхазии должны быть в единстве и это самое главное. Тогда наш вопрос будет решаться легко, потому что и Москва не может понять хотим мы Константинополь или восстанавливать православие с ними", - сказал он.
Для восстановления автономной Абхазской православной церкви Московский патриархат окажет помощь в организации служб на абхазском языке, для чего в России будет издаваться специальная литература, наладят работу переводческой комиссии, Абхазия будет получать церковной утварь и многое другое, заметил отец Виссарион.