Тянуть за язык: как поднять престиж абхазского

1424
(обновлено 15:18 31.08.2020)
За неделю до начала учебного года министр просвещения и языковой политики Абхазии Инал Габлия издал приказ, по которому этнические абхазы могут быть приняты только в абхазские школы республики.

Инициатива молодого министра вызвала активное и далеко не очень миролюбивое обсуждение в обществе. Этот приказ обнажил одну из самых больших проблем Абхазии – перспективу развития государственного языка. Через несколько дней спорное решение было отменено премьер-министром, страсти постепенно улеглись, но повод прямо посмотреть на то, что происходит с абхазским языком, остался. И вот что я увидел.

Не рубите сгоряча

Самое печальное заключается в том, что у государства нет четкой позиции по языковому вопросу. Доказать это просто. Последние решения в Министерстве просвещения были приняты явно на основе эмоций. А ведь все механизмы для сохранения и развития родного языка существуют. Есть закон об абхазском языке, и его никто не отменял, финансируются многочисленные программы по развитию государственного языка. Если вся эта система работает, то зачем тогда принимать столь нервные решения, да еще накануне нового учебного года? Других проблем мало? Если же эти механизмы не работают, то зачем тогда тратить на них деньги? Неувязочка, однако. Обычно так бывает, когда нет ясной цели. Если она есть, то проблему можно свести к задаче и поэтапно ее решать. Но ничего похожего на это не происходит. К сожалению.

Надо прежде всего сформулировать четкую и реальную цель: через 10 лет большинство выпускников школ должны владеть абхазским языком. Теперь задача: государство должно обеспечить каждому школьнику возможность выучить абхазский язык.

Начнем с нуля

Далеко не у всех есть возможность нанять ребенку репетитора, поэтому сделаем ставку на групповые занятия и будем считать, что уровень знаний языка у всех первоклашек равен нулю. Сформируем из всех детей три возрастные группы: ученики младших классов, ученики средней школы и старшеклассники.

Первый вопрос касается места для занятий. Очевидно, что проводить занятия надо в школах, но нагрузка на педагогов должна распределяться равномерно. Поэтому посчитаем количество учеников в каждом районе и количество образовательных учреждений, чтобы понять, хватит ли мест всем желающим. Сделать это можно в течение одной недели. Ну, ладно, учитывая нашу энергетику, любовь к цифрам и анализу, дадим на это три месяца. Как раз за лето можно успеть. Хорошо. Посчитали, сравнили, определили ресурсы и возможности. Поехали дальше.

Кто будет преподавать? Необходимы специалисты с безупречным знанием языка, у которых хватит терпения не переходить на русский при каждом неудобном для абхазского языка моменте. Есть такие? Есть, но их надо найти, объективно протестировать и заинтересовать. Срок тот же – три месяца.

Дальше появляется другая проблема. Она заключается в том, что существующие подходы к изучению абхазского языка рассчитаны на тех, кто и так им владеет. Остальным не позавидуешь. К концу школы они будут знать всего несколько десятков слов с чудовищным произношением. В результате получается профанация. Представьте, что вы, не зная ни одной буквы английского языка, должны рассуждать в Лондоне об особенностях поэзии Шекспира на языке оригинала. Примерно так чувствует себя добрая половина абхазов. Особенно это заметно на свадьбах, когда  произносятся бесконечные тосты. Приходится стоять, слушать и кивать, делая вид, что понимаешь, о чем идет речь. Кого мы обманываем?

Чтобы никого не обманывать, необходима принципиально новая программа обучения. Это и методические рекомендации воспитателям, и наглядные пособия детям. Все это нужно разработать с учетом особенностей языка и менталитета под руководством профессионалов. Следующий шаг - обучение преподавателей работе с этим материалом. На разработку и последующую адаптацию такой программы уйдет больше времени, чем на анализ количества школьников и школ. Торопиться здесь нельзя, но и долго раскачиваться тоже нежелательно. Формулируем требования, объявляем конкурс, а потом сравниваем все проекты, корректируем и утверждаем. Срок на подготовку программы – девять месяцев, на обучение кадров – три месяца.

Следующий шаг – определить уровень интеграции изучения языка в процесс школьного обучения. Давайте посмотрим на ситуацию объективно. В каждой школе на абхазском языке преподают только родной язык и литературу, а все остальные предметы – на русском. То есть абхазский язык здесь существует просто как отдельный предмет, а не полноценное средство коммуникации и получения знаний. А в чем тогда разница между школами? Более того, в русских школах дети часто усваивают абхазский язык лучше, так как программа там рассчитана на самый начальный уровень. Я часто слышу, как было бы хорошо вести на абхазском языке все предметы. Это фантазии, особенно при нынешней ситуации. Преподавать физику, химию, алгебру и другие предметы все равно будут на русском языке, по крайней мере, в ближайшие 20 лет. Я слабо представляю, как будет звучать на абхазском доказательство теоремы Пифагора, особенно числительные. Эта тема уже для другой статьи, возможно, научно-фантастической.

"Начальная" школа

Давайте исходить из того, что при зачислении детей в первый класс знания языка у них нет. Поэтому результат обучения напрямую зависит от преподавателя и семьи.

Необходимо изначально сделать программу легкой и доступной для восприятия, а также установить минимальный предел владения языком. Важно, чтобы существовала единая программа для всех школ. В этом случае даже при переходе на другое место учебы детям удастся избежать стресса. Из каких блоков будет состоять эта программа, на каких принципах реализуется необходимый минимум знаний – это тема для специалистов.

"Средняя" школа

Если в начальной школе дети, предположительно, были равны по уровню владения языком, то к пятому классу их знания могут так различаться, что даже в пределах одной группы найдутся те, которым будет скучно, и те, которые вообще ничего не понимают. Учить их всех вместе – утопия. Что делать? Выход тот же – установление следующего минимума знаний, но уже на новом, более развернутом уровне.

"Старшая" школа

При грамотной работе "начальной" и "средней" мы должны прийти к тому, что большинство учеников 10-х – 11-х классов смогут вполне сносно общаться на абхазском. Для тех, кому и после школы будет необходим язык, можно проводить углубленные занятия. Для остальных учеников занятия должны быть направлены на повторение и закрепление пройденных ранее этапов.

Существует общая проблема для всех групп школьников. В каждом следующем классе слабое владение языком будет чувствоваться острее, а любые попытки форсировать обучение приведут к отторжению. Проверено на себе. Поэтому и нужна принципиально новая программа.

В глушь, в деревню         

Как только минимальные знания усвоены, необходимо их закрепить. Это можно реализовать с помощью погружения в языковую среду, например, в сельской  местности. Создать там центры изучения языка без скучных уроков, диктантов и зубрежки. Только живое общение, совместный труд и отдых.

Программу пребывания в таких центрах можно сделать интересной за счет совмещения со спортом и этнотуризмом. Посмотрите, сколько подростков бесцельно шатается возле пляжей, теряя голову от вида отдыхающих в купальниках и без. Это же не дело! В деревне их энергию можно направить в созидательное русло. От государства требуется обеспечить безопасность нахождения детей в этих центрах, создать выгодные условия организаторам и контролировать результаты этого погружения в среду.

Кадры решают все

Основа всех образовательных процессов - кадры. В АГУ есть прекрасная кафедра абхазского языка и литературы, на которой обучаются около 100 студентов. Во время летних каникул можно привлечь их для работы в сельских языковых центрах. Это позволит совместить как языковую подготовку, так и воспитательную. Я уверен, что многие согласятся.

Чем их заинтересовать? Вариантов масса: зарплата, перевод с коммерческого отделения на бюджетное, зачисление трудового стажа, дотация за аренду жилья во время учебы, оплата связи и много других "плюшек". Можно работать с каждым студентом отдельно и предлагать индивидуальный социальный пакет в зависимости от потребностей. 

Дела семейные

Не секрет, что многие абхазы, особенно живущие в городах, почти не говорят на родном языке дома. В этих условиях у детей мало шансов хорошо освоить абхазский. В то же время самый эффективный способ выучить язык – заниматься всей семьей и подтягивать друг друга.

Существуют наработки для решения таких задач. Например, у заслуженного артиста Абхазии Джамбула Жордания на YouTube есть канал с мультфильмами. В них в очень доступном и игровом формате даются азы абхазского языка, начиная с первой буквы алфавита.

Система построена таким образом, что заниматься можно всей семьей сразу, причем в фоновом режиме, не отвлекаясь от обычных домашних дел. И все это было сделано на одном голом энтузиазме одним человеком, поэтому, когда чиновники жалуются на отсутствие денег, кризис и коронавирус, это лукавство.

Я уверен, что все поставленные выше задачи государство решить способно. Это не потребует космических расходов. Достаточно честного аудита тех структур, которые не справляются с этой задачей сегодня. Нужно лишь трезво взглянуть на проблему в практической плоскости, а не нокаутировать общество надуманными приказами. Конечно, рассчитывать на быстрый результат нельзя, надо быть реалистами. Родители не должны оставаться в стороне. Чиновники не будут бегать за нашими детьми и заставлять их учить абхазский язык. Предстоит тяжелая и кропотливая совместная работа, рассчитанная на десятилетия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1424

Мусик, Мама и Рок-н-Ролл: однажды вечером 8 марта

105
(обновлено 12:24 08.03.2021)
Своими воспоминаниями об одном московском вечере на Восьмое марта поделился колумнист Sputnik Алексей Ломия.

Вот не вспомню, на третьем или четвертом курсе я учился, когда произошло просто чудо. В то время, когда у меня гостила мама, в Москву приехал мой дядя -  Мусик. Это настоящий праздник, так событие пришлось на начало марта.

"Московский" прием

Мусик, как обычно, устроился в гостинице "Москва", куда позвал нас с мамой. Мало того, и день был примечательный - 8 марта. С одной стороны Всемирный женский день, с другой - памятная для нашей семьи дата - день смерти Туты,  младшей сестры мамы, которая совсем молодой ушла из жизни.

В назначенное время мы подъехали к гостинице, где нас ждал красавец Мусик. Швейцары любили его, видимо, за щедрость и очень старались угодить. Маме, как английской королеве, открыли дверь и любезно подали руку. После теплых объятий мы прошли в ресторан, в самом элитном уголке которого был накрыт шикарный стол со всем размахом. Мусик не особо любил обильно поесть, но заказывал все по полной программе. Множество закусок, салатиков, сырные и мясные нарезки, икра черная и красная, одним словом, не просто праздник, а какой-то невероятный пир для студента. Я помаленьку начал налегать на еду, не забывая осматриваться. В таких советских ресторанах собиралась особая публика. Прямо с улицы и, особенно на 8 марта, попасть сюда практически невозможно было. Или надо было быть завсегдатаем, или находить общий язык с швейцарами. Заветный червонец (советская купюра в 10 рублей - прим.) в карман был проходным билетом. Ну, и конечно, надо учесть управляющего в самом ресторане, чтобы получить свободный столик. Зал был забит гостями почти под завязку. Хватало и москвичей и гостей столицы.

Очень тепло и запредельно громко

 Мусик несказанно радовался встрече, очень громко разговаривал, смеялся, чем привлекал внимание окружающих. Мама даже ему сделала замечание.

- Да оставь ты это, Чимса! Пусть смотрят! Я сегодня гуляю с сестрой и племянником! Кому не нравится, пусть идут отдыхать! - аргументировал  Мусик.

Мне нравилось, что он называл ее Чимсой. Этим он напоминал мне Родину, величественное село Дурипш, откуда родом были они. Именно тут принято, как у всех бзыбских абхазов, давать людям вторые имена. Мусик - Сергей. Чимса - Нелли. Умершая сестра Людмила - Тута. И обстановка для меня была очень теплая. Я любовался их отношениями. Сколько тепла было! Какая трепетная любовь объединяла брата и сестру. Они просто светились от радости, что они в далекой Москве и рядом. Видимо, суровые испытания, через которые они прошли вместе по жизни, усиливали втрое их чувства.

- Нелли! Сегодня мы с тобой жахнем шампанского! - опять неприлично громко сказал Мусик.

- Ну можно же потише! - взмолилась мама.

- Не переживай, Чимса! Все будет хорошо! Давай выпьем за Лешку! -предложил он.

А если Пресли?

Я попытался встать, как полагается, когда за тебя пьют.

- Сиди, слушай! Мы в Москве! Тут разрешаю не стоять, - осадил меня дядя и обратился к сестре,  -  Чимса, я самый скромный и самый воспитанный у тебя,  скажи, какие песни тебе заказать? Сегодня твой день, согласен, Лешка? - заручился он моей мужской поддержкой на всякий случай.

Мама попросила необычную песню. Мусик сунул мне в карман пять рублей и делегировал к оркестру. Мне пришлось потрудиться, чтобы объяснить музыкантам, какую именно песню хочу услышать в их исполнении. Им пришлось собрать маленький консилиум и даже наигрывать мне на рояле, пока наконец я не утвердил заказ.

- А следующая песня от брата посвящается сестре Нелли из солнечной Абхазии! - анонсировали музыканты и зал наполнился звуками песни Элвиса Пресли. Но это был не зажигательный рок-н-ролл, а грустная баллада. Я поразился сходству. Пели очень прилично, играли тоже. Мама сияла!

- Когда я умру, пусть эта песня играет на моих похоронах, хорошо, сычкун (сын - абх.)? - ошарашила она меня.

- Ну мааама! Какие похороны ты сейчас вспомнила?! Так хорошо сидим! - возмутился я. На мое удивление, Мусик вдруг блеснул:

- Это Элвис Пресли?

- Да, Мусик.

- Знаю я его! Но другую его музыку. Из-за которой, чуть не вылетел с учебы, - заявил дядя.

Урок танцев

Мусик поведал очень интересную историю. Оказывается на танцевальных вечерах, где студенты вальсировали под строго определенный репертуар, иногда пробивались современные веяния и самые отчаянные ребята отжигали под Пресли. Танцевали запрещенный бдительным руководством рок-н-ролл. На один из таких вечеров нагрянула комиссия, которая застала группу студентов в тот самый момент, когда они лихо и озорно крутили виражи на танцплощадке под запрещенную музыку. Чуждая нам музыка и чуждые нам танцы! Разразился скандал! Всех смельчаков, в том числе и Мусика, вызвали на заседание комсомольского бюро. Там им устроили разнос, обвинили в пристрастии к вредным музыке и танцам, в пропаганде вражеской культуры, чуть ли не в предательстве.

- Почти всех из группы танцоров исключили без права восстановления, - вспоминал Мусик, - меня спасло то, что я посетовал на свое простое деревенское происхождение из далекой Абхазии, и понятия не имел, что это запрещено. Просто подражал городским по наивности. Ну и, конечно, помогло то, что я отлично учился! - резюмировал Мусик.

- Надо же! - очень удивился я, даже не верится, что за такое могли исключить. Ну и времена…- Мусик! Ты хочешь сказать, что умеешь танцевать рок-н-ролл?!

- Еще как! Равных мне не было! - похвастался дядя, - Все девчонки института без ума были от моих пируэтов! Как я вертел их, как подкидывал!

- А можешь сейчас станцевать? - мне стало любопытно. Плюс ко всему я сам немного знал этот танец, - Или уже не тот возраст? Сейчас-то тебя точно не исключат из института! - провоцировал я.

- Иди, закажи! Увидишь! - заявил Мусик.

Как дядя танцует

И вот я уже опять иду к музыкантам с очередной пятирублевкой. Еще один маленький консилиум, и зал взрывается лихим рок-н-роллом! Мусик уже на танцполе, я рядом. Что тут началось! Кто бы мог поверить, что убеленный сединой мужчина, уже в летах, будет вытворять такое! Если я хорошо чувствовал ритм, правильно слышал музыку, то мои ноги не поспевали. У Мусика все было в гармонии. Он как бы порхал, ноги то заплетались, то расплетались. Уследить за его пируэтами было невозможно! Порой казалось, что его ноги и руки ему не принадлежат, его выкрутасы были необъяснимы ни логикой, ни физикой. Это был самый настоящий рок-н-ролл! Темпераментный, энергичный, просто фантастический! Нас обступили, образовали круг и любовались танцующим Мусиком. Мама, как ребенок хлопала в ладоши и смеялась. Единственное, чего Мусику не хватало, так это достойной пары. Песня закончилась, танец остановился. Нас проводили бурными аплодисментами.

- Ну что, фраер македонский! Убедился?! -  Мусик смаковал свое превосходство, обращаясь ко мне.

- Мусиииик! Слов нет! Просто убил! Теперь верю, что тебя могли исключить! Красавчик! - неподдельно восхитился я.

Вечер удался на славу. Мама и я были счастливы. Мусик торжественно нас проводил на такси. И как заведено, сунул в карман хрустящую купюру:

- Расскажешь своей девушке, как дядя танцует! - подмигнул он мне.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

105
Улица Крещатик в Киеве.

Украина разрешит не платить налоги своим гражданам

177
(обновлено 11:47 07.03.2021)
На днях от имени Владимира Зеленского в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о налоговой амнистии.

Обычно налоговая амнистия — это предоставляемая государством возможность в течение ограниченного периода времени легализовать без штрафов и других видов преследования, только с уплатой специального сбора (как правило, по сниженной относительно обычных налогов ставке), доходы (активы), с которых ранее налоги уплачены не были, пишет Сергей Левченко для РИА Новости.

Главной целью мероприятия является начало взаимодействия государства и налогоплательщиков-уклонистов с чистого листа. Что нередко сопровождается усилением налогового контроля и санкций за нарушение налогового законодательства и происходит в рамках налоговой реформы. Еще одна важная цель — привлечение в страну ранее выведенных из нее гражданами капиталов. Налоговая амнистия, как правило, направлена на вовлечение в правовое поле наиболее богатой прослойки граждан. Некоторая фискальная выгода от легализации активов является приятным довеском, но целью обычно не является.

Но Украина — страна необычная. Зарегистрированные от имени Зеленского законопроекты направлены прежде всего на получение дополнительных доходов бюджетом. Причем в первую очередь за счет широких слоев населения, имеющих какие-то накопления и активы, путем фактического введения презумпции виновности. При этом налоговая реформа параллельно не проводится.

Результат такой налоговой амнистии наверняка будет провальным. Тем более что для нее нет и необходимых условий, о которых будет сказано ниже. Выиграют разве что сотрудники создаваемого Бюро экономической безопасности, которые после ее завершения смогут произвольно предъявлять претензии не участвовавшим в амнистии гражданам. Доказывать свою правоту при этом придется последним.

Налоговые амнистии не являются явлением совсем уж диковинным. Они проводились в разное время в самых разных странах. Едва ли не наиболее успешными считаются налоговые амнистии, проведенные в 1999 году в Ирландии и в 2006-2007 годах в Казахстане. В Ирландии амнистии сопутствовало усиление налогового контроля и увеличение штрафов на фоне либеральной в рамках ЕС налоговой системы. Налоговая амнистия привела к саморазоблачению почти 3,7 тысячи уклонистов, от которых бюджет получил 227 миллионов евро. В Казахстане были легализованы активы на сумму, составляющую 8,7 процента ВВП страны. Изюминкой кампании было то, что все поданные декларации подлежали уничтожению после ее завершения.

Вслед за Казахстаном по его лекалам налоговую амнистию попыталась провести Киргизия. Результат получился ошеломительным: в мероприятии не принял участие ни один человек. Причины очевидны: в стране отсутствовали необходимые условия — экономическая и политическая стабильность, доверие к власти.

Что же касается Украины, то тут в наличии целый букет неблагоприятных условий:

  • Тотальное недоверие населения и бизнеса к власти, отягощенное принятием ею решений о применении санкций к собственным гражданам и внесудебном блокировании/изъятии активов.
  • Абсолютная политическая и экономическая нестабильность, да еще и с возможным скатыванием к горячей фазе противостояния в Донбассе.
  • Отсутствие какой-либо конфиденциальности информации в стране, в которой уже столько лет функционирует сайт "Миротворец", а переговоры президента страны с президентом США "сливаются" в открытый эфир.

Именно в таких условиях на Украине решили провести налоговую амнистию. Да еще и на каких условиях!

Декларированию подлежат денежные активы, имущество и имущественные права. При этом наличные денежным активом не считаются. Деньги в наличной форме задекларировать будет просто нельзя: если они не выведены за границу, их нужно будет нести в украинский банк. Это притом что Национальный банк с 2014 года уничтожил более сотни коммерческих банков — больше половины от всех, работавших до Майдана. И процесс этот, хоть и пошел на спад, но не остановился: в декабре НБУ "прихлопнул" очередной банк. При этом государство в случае банкротства банка гарантирует вкладчикам возврат всего 200 тысяч гривен, то есть чуть больше семи тысяч долларов. Можно себе представить очередь из желающих легализовать свои миллионы, играя в банковскую рулетку.

Стоимость неденежных активов декларанту придется подтверждать за свой счет путем проведения их оценки.

Декларантами не смогут быть лица, которые в любом периоде начиная с 1 января 2005 года подавали или должны были подавать декларации в рамках законодательства о предупреждении коррупции. Другими словами, из круга декларантов выпадают чиновники, судьи, прокуроры и тому подобные. Хотя, конечно, это не исключает возможности декларирования их активов на родственников.

Даже если человек хочет и имеет право подавать декларацию, то его активы не будут восприняты государством в качестве объектов декларирования в случае проведения в их отношении досудебного следствия по признакам уклонения от уплаты налогов. Разумеется, человек вполне может не знать, что в отношении каких-то его активов такое следствие ведется. То есть появляется еще одна рулетка.

Любопытны и нюансы, связанные с налогообложением задекларированного. Пять процентов придется заплатить от денежных средств, размещенных в украинских банках, а также от стоимости прочих активов, находящихся на Украине. Девять процентов в отношении того же, но размещенного за рубежом. А вот в случае покупки декларантом облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), он отделается уплатой 2,5 процента. Это притом что выплата ОВГЗ гарантируется государством в полном объеме и по ним можно будет получить около десяти процентов дохода, не облагаемого налогом в отличие от доходов по депозитам. Фишка тут в том, что ОВГЗ не продаются с прилавков как пирожки. Из-за особенностей приобретения ОВГЗ (плата за открытие и сопровождение инвестиционного счета, оплата комиссий за проведенные операции) овчинка хоть как-то стоит выделки только на крупных суммах — скажем, от миллиона гривен. То есть этот вариант будет интересен и доступен ограниченному кругу лиц.

Предусмотренное в рамках налоговой амнистии декларирование активов — дело добровольное. Но есть нюанс. Если лицо декларацию не подало, то состав и объем активов, по которым государство считает налоги уплаченными по умолчанию, ограничен наличием:

—  или одной квартиры площадью до 120 квадратных метров, или дома до 240 квадратных метров на территории Украины (измерением площади здесь и далее гениально уравнивается недвижимость на Крещатике и где-нибудь в Крыжополе);

— объектом нежилой недвижимости площадью до 60 квадратных метров;

— земельного участка до двух гектаров в селах и до 0,1 гектара в городах;

— легкового транспортного средства с объемом двигателя до трех литров и стоимостью до 80 тысяч долларов;

— стоимости всех остальных активов, включая денежные сбережения, в сумме до 400 тысяч гривен (14 тысяч долларов).

Уплата налогов со всех активов, имеющихся у лица сверх перечисленного, государством подвергается сомнению. То есть вводится презумпция виновности — причем отнюдь не для толстосумов, а для довольно широких слоев населения.

В итоге именно перед широкими слоями населения ставится выбор: декларировать активы и платить с них налоги (даже в случае законного получения доходов) или же иметь риск столкнуться с интересом силовых органов. Дотянуться до иностранных активов более обеспеченных сограждан у них вряд ли получится: руки коротки.

То есть конечная цель законопроекта — максимально ограбить население и, по возможности, политических оппонентов. Что совпадает с целями других инициатив власти вроде законопроекта о коллаборационизме или бесконечных санкций Зеленского.

Впрочем, в украинских условиях люди скорее рискнут столкнуться с презумпцией виновности, чем побегут декларировать активы.

177

"Мужские" профессии женщинам

0
8 Марта — повод вспомнить о борьбе женщин за свои права. В России с каждым годом сокращается список "мужских" профессий.

Список действует с 1974 года, сейчас в нем 100 пунктов вместо изначальных 456. Так, в январе этого года в московском метро впервые с 60-х годов прошлого века на работу вышли девушки-машинисты.

0