Конституция РА.

Реформа Конституции Абхазии: время пришло

1867
Президент Аслан Бжания в интервью российским СМИ заявил, что изменения в Конституцию Абхазии будут внесены, возможно, уже в 2021 году.

Бжания может стать первым президентом в новейшей истории республики, который справедливо перераспределит полномочия между ветвями власти, что будет способствовать стабилизации политической ситуации в стране, пишет в колонке для Sputnik Нателла Акаба, председатель правления Ассоциации женщин Абхазии, соавтор Конституции Абхазии.

Политические кризисы, периодически охватывающие Абхазию, несут в себе серьезную угрозу будущему страны. Нашему обществу так и не удалось преодолеть раскол, возникший в 2004 году. Вследствие этого уже более 15 лет продолжается борьба двух политических групп за президентскую власть, почти ничем не ограниченную и, по сути дела, абсолютную.

При этом следует признать - побеждающие команды не слишком преуспевают на поприще строительства устойчивого государства, эффективной экономики, реформирования правоохранительной системы, создания привлекательного инвестиционного климата и улучшения международного имиджа страны.

Действительно, на фоне имеющей место политической нестабильности в стране сохраняется непростая криминогенная ситуация, масштабная коррупция, углубление социального расслоения и рост теневого бизнеса.

Все это, в конечном счете, приводит к падению уровня жизни рядовых граждан. К тому же социальные проблемы сильно обострились в связи с распространением коронавирусной инфекции. Бюджетники даже перестали своевременно получать заработные платы, а пенсионеры – пенсии. 

К сожалению, в пространстве Евразии Республика Абхазия остается в числе стран с относительно слабой государственной системой. Мы никак не можем эффективно использовать наш потенциал. А он, безусловно, есть. Значит, есть и надежда на лучшее будущее.

Какие основные запросы нашего общества существуют на данный момент? Чего хочет наш народ? 

1. Экономический рост, создание рабочих мест, рост зарплат и пенсий.

2. Успешная борьба с криминалом и коррупцией.

3. Политическая стабильность, способствующая спокойной жизни и устойчивой внутриполитической ситуации, исключающей неконституционную смену власти.

4. Появление новых лиц во власти – честных и образованных, обладающих опытом государственного управления.

Чтобы решить все эти задачи, необходимо реализовать серьезные реформы в системе госуправления, а значит, требуется продуманное реформирование Конституции. Можно использовать опыт общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений, вносимых в Конституцию Российской Федерации. Оно проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 года и показало впечатляющие результаты – явка почти 70%, голосов "за" - почти 80%. Конечно, следует признать, что у нас в Абхазии своя специфика, но тем не менее российский опыт следует учитывать.

Для успешного реформирования Конституции Абхазии следует:

  • запустить процесс широкого открытого общественного обсуждения конституционной реформы;
  • создать рабочую группу по разработке пакета изменений Основного закона с привлечением экспертов-правоведов, государственных и общественных деятелей, депутатов Парламента Абхазии;
  • после проработки изменений, целесообразно провести в стране референдум. Как известно, для проведения в стране референдума необходимо создать инициативную группу и собрать не менее 10 тысяч подписей граждан. Вызовы текущего времени требуют максимально демократических и легитимных подходов к изменению жизни государства. Судьбу страны должен решать народ. 

Я была депутатом Парламента Республики Абхазия первого созыва и принимала участие в разработке нашей первой Конституции. Основной закон был принят в 1994 году в особо экстремальных обстоятельствах, когда Абхазия жила в условиях послевоенной блокады и под угрозой возобновления военных действий.

Сегодня ситуация в стране изменилась, и Основной закон нуждается в модернизации. Конечно, у Конституции есть незыблемые фундаментальные основы, которые менять не следует.

Республика Абхазия - суверенное правовое государство, где права и свободы гражданина имеют приоритетное значение. Но при этом мы должны понимать, что Основной закон – это живой организм, который должен быть гибким и соответствовать вызовам времени.

Надо признать, что на сегодняшний день многие положения нашей Конституции устарели и не соответствуют нынешнему контексту. С этим согласны многие люди, которые принимали участие в разработке текста Основного закона, да и подавляющее большинство наших граждан.

Какие положения Конституции устарели?

Прежде всего, это касается распределения полномочий между президентом, Парламентом и Правительством. Нам нужно сбалансировать полномочия, справедливо перераспределить часть полномочий от президента к Парламенту и Кабинету министров. Нам нужна современная справедливая система "сдержек и противовесов".

И тогда мы сможем избавиться от политической турбулентности и будем нормально развиваться.

Сегодня институционально президент Абхазии обладает чрезмерно широкими полномочиями, что, разумеется, предполагает слишком большую нагрузку на одного отдельно взятого человека. Однако глава государства должен иметь возможность сфокусироваться на наиболее важных направлениях.

По моему мнению, основная концентрация полномочий и ответственность за экономический и социальный блок должна быть возложена на Правительство и премьер-министра, в назначении которого должно принимать участие Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия.

Это в свою очередь позволит президенту Абхазии сфокусироваться на национальной безопасности, обороне, правоохранительной системе, внешнеполитической деятельности. На мой взгляд, это абсолютно логичные и необходимые поправки к Конституции, которые позволят нашей государственной системе стать более эффективной и гибкой. 

Концентрация сил в одних руках не способствует формированию гармоничной независимой политической системы, адекватной и ответственной политической элиты. Свежий пример Белоруссии дает ясное представление об этом.

Зачем нам доводить дело до очередного кризиса или внешнего управления? Было бы более правильно принять превентивные меры, что позволит создать сбалансированное суверенное государство и активное общество. Абсолютная власть – это пережиток прошлого, а ее результаты непредсказуемы, и могут быть разрушительны. Нам нужна коллективная ответственность. И тогда вся власть, а также и все недовольство не будут концентрироваться на одной личности – президенте. 

Страна живет "от выборов к выборам", но, если мы не поменяем эту концепцию жизни, нам будет трудно добиться позитивных результатов.

Несомненно, все мы, граждане Абхазии, хотим, чтобы наша страна процветала. Я убеждена, что широкая общественность, политические партии, ветеранские организации, научная интеллигенция, молодежь, как и все сознательные граждане, готовы оказать максимальную поддержку по совершенствованию Основного закона. Давайте все вместе предпримем усилия по модернизации нашей Конституции, что позволит укрепить нашу государственность и консолидировать наше общество.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1867

Предупреждение футбольной Суперлиги: за русофобию придется платить

27
(обновлено 17:13 22.04.2021)
20 апреля вечером журналистам стало известно, что футбольные клубы "Челси" и "Манчестер Юнайтед" готовятся к выходу из европейской Суперлиги, о создании которой было объявлено буквально два дня назад.

Более того, по сведениям СМИ, решение о роспуске турнира обсуждают все участники, поскольку они попали в эпицентр грандиознейшего скандала, пишет Ирина Алкснис для РИА Новости.

"Бомба" была взорвана в воскресенье вечером, когда двенадцать клубов заявили о запуске новой футбольной организации — альтернативной существующей системе соревнований.

В списке участников оказались самые-самые — наиболее успешные, популярные, богатые и титулованные клубы мира. Такие названия, как "Манчестер Юнайтед", "Барселона", "Ливерпуль", "Реал", "Милан" или "Ювентус", известны даже людям, крайне далеким от спорта и совершенно не интересующимся футболом.

Инициатива вызвала яростно негативную реакцию со всех сторон. На Суперлигу обрушились не только действующие футбольные организации (которым, понятное дело, есть что терять), но также государственные власти и медиа.

Эммануэль Макрон выразил поддержку французским клубам, отказавшимся от участия в новой ассоциации. Борис Джонсон пообещал сделать все возможное, чтобы предотвратить создание Суперлиги в предлагаемом формате.

УЕФА грозит страшными карами "отступникам", в том числе исключением изо всех турниров (включая национальные чемпионаты), запретом футболистам играть за сборные и иском на 50 миллиардов евро.

Доминирующее большинство мировых СМИ — вне зависимости от идеологических пристрастий — разносят проект. Журналисты не стесняются в выборе слов, среди прочего прибегая к таким эпитетам, как "зловонный капитализм".

И они правы: в основе всего — банальная жажда наживы.

При всех недостатках существующей системы мирового футбола она нацелена на поддержание разнообразия и конкуренции, на содействие развитию более слабых участников, которые, соревнуясь с сильнейшими, получают шанс на движение вперед.

Ну, а Суперлига должна замкнуть друг на друге самых лучших (и самых богатых, соответственно). Клубы-участники будут еще больше богатеть, выкачивать потенциальных звезд из команд, оставшихся за бортом, обрекая те на профессиональный и финансовый упадок.

Это весьма эффективная бизнес-схема, обещающая астрономические барыши, — неудивительно, что под нее нашлись инвесторы. Согласно пресс-релизу о запуске Суперлиги, клубы-учредители получат 3,5 миллиарда евро для вложений в инфраструктуру и в качестве компенсации негативного эффекта пандемии. По имеющейся информации, в новую ассоциацию готов вкладываться банк JP Morgan, а в разработке проекта активно участвовала финансовая компания Key Capital.

Однако, дружно возмущаясь жадностью и аморальностью дельцов, западные страны не замечают — и не хотят замечать — политическую составляющую нынешних процессов. А именно она — политика — лежит в основе происходящего.

В самой идее Суперлиги нет ничего принципиально нового. Данный проект регулярно обсуждался во влиятельных футбольных кругах уже более двадцати лет, с 1990-х годов, но каждый раз оставался на бумаге.

Так почему же именно сейчас было заявлено о переходе от слов к делу, причем сделано это в максимально скандальном и конфронтационном виде?

Главная причина — нарастающий кризис всей мировой системы большого спорта. И винить в нем Западу некого, кроме самого себя.

За десятилетия холодной войны мировой спорт, вынужденный балансировать между противоборствующими геополитическими силами, превратился во многом в самостоятельного политического игрока. Международные спортивные организации, формально разрозненные, по существу были прочно спаяны общими корпоративными интересами. Их влияние в профильной сфере было непоколебимым, и с ними были вынуждены считаться даже самые могущественные державы планеты.

По окончании холодной войны ситуация исподволь, почти незаметно менялась, в результате чего Запад взял под контроль и подчинил себе львиную долю мировых спортивных структур. А начиная со второй половины 2010-х он стал активно их использовать как инструмент геополитической борьбы, в первую очередь против России, проявления чего теперь можно наблюдать практически в ежедневном режиме.

Данный процесс сравним с вытаскиванием кирпичей из стен дома: один-два, скорее всего, не нанесут ущерба его надежности и прочности. Вот только все уже давно поставлено на поток, и многочисленные дыры зияют в некогда целостной системе, на глазах утратившей субъектность, самостоятельность и просто чувство самосохранения.

В момент, когда мировой спорт позволил сделать себя инструментом антироссийской политики, дальнейшая его деградация стала неизбежной. Теперь закономерно активизировались другие, уже не государственные силы, заинтересованные рвать его на куски дальше и использовать в собственных целях.

Очевидно, для Европы и в целом мировой спортивной бюрократии стало потрясением, что алчные бизнес-акулы нацелились на футбол, хотя это вполне логично, учитывая "золотоносность" данного вида спорта.

Что касается России, то она давно предупреждала, что ничем хорошим политизация спорта не кончится.

И даже если на этот раз идею Суперлиги удастся похоронить, это ничего принципиально не изменит — ящик Пандоры открыт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

27

Мы сами будем определять национальные интересы и красную черту

34
(обновлено 10:37 22.04.2021)
Владимир Путин впервые выступал с президентским посланием в новом, постпандемийном мире — и хотя борьба с ковидом все еще продолжается, уже можно уверенно говорить даже не о свете в конце туннеля, а об уверенном преодолении невиданного испытания.

Президент начал свое выступление именно с этого — причем отметив, что уже в самом начале пандемии коронавируса, когда многие оценивали ситуацию в стране и в мире в целом как абсолютную неопределенность, у него, наряду с тревогой, была твердая уверенность в том, что мы обязательно преодолеем все испытания.

В этом воспоминании не было никакой самоуверенности или самовосхваления — наоборот, Путин хотел подчеркнуть, что верит в наши силы в любых, даже самых тяжелых и непонятных ситуациях. Потому что, когда мы едины, мы непобедимы — это действительно работает. На протяжении всей истории наш народ побеждал, преодолевал испытания благодаря своему единству, напомнил Путин, отметив, что и сейчас "граждане, общество, государство действовали ответственно и солидарно, сплотившись, мы смогли сработать на опережение". На первый план для нас вышли семья, дружба, взаимовыручка, милосердие, сплоченность — то есть те самые скрепы, над которыми так любят подшучивать "прогрессивные" индивидуалисты. Эти духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, заявил Путин, нас, напротив, сделали сильнее — "и эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать".

Защищать не на словах, а делами, то есть новыми мерами социальной поддержки семей и детей, о которых объявил в своем послании глава государства. Эта поддержка нужна даже не потому, что кризис ударил в первую очередь по самым бедным, — нет, это стратегический курс на сбережение и приумножение народа, который, как снова подчеркнул Путин, является нашим высшим национальным приоритетом. Коронакризис лишь усугубил главную проблему России — демографическую. Президент прямо назвал ситуацию в сфере демографии чрезвычайной. И предложил целый ряд мер, которые должны позволить нам вновь выйти на устойчивый рост численности населения. Причем только ими все не ограничится — для решения этой сложнейшей задачи правительство должно будет, в частности, уже к 1 июля подготовить целостную систему мер поддержки семей с детьми. Тут стоит задача свести к минимуму угрозу бедности для таких семей — потому что иначе никакие меры по стимулированию повышения рождаемости не сработают.

Что уже сейчас предложил Путин? Во-первых, увеличить прямую поддержку семьям с детьми, которые находятся в сложной ситуации, то есть имеют доход ниже двух прожиточных минимумов — в дополнение к уже существующим выплатам на детей до семи лет, ввести с 1 июля ежемесячные выплаты на детей от восьми до 16 лет в неполных семьях. Это затронет миллионы подобных семей — тех, где изначально не было отца или родители разведены.

Во-вторых, будет положительная дискриминация работающих молодых мам: теперь больничный по уходу за ребенком в возрасте до семи лет будет оплачиваться в размере 100 процентов от заработка вне зависимости от трудового стажа.

В-третьих, впервые вводятся ежемесячные выплаты беременным — тем из них, кто находится в трудной материальной ситуации. Будущие мамы должны чувствовать поддержку государства — не только моральную и медицинскую, но и материальную.

Будут продолжены и прошлогодние всеобщие разовые выплаты на детей — тут уже невзирая на уровень доходов: в августе будет выплачено по десять тысяч рублей на каждого школьника.

Все эти меры важны не только сами по себе — принципиальна тенденция. Путин последовательно продвигает политику поддержки семьи и детей, которая теперь еще и подкреплена прошлогодними поправками в Конституции. Можно не сомневаться, что и в следующих посланиях будут вводиться новые формы социальной поддержки детей и семей, потому что нашей главной национальной целью сейчас является добиться такого положения дел, чтобы семья с тремя детьми стала нормой, стала самой массовой в России. Без этого нам не переломить действительно чрезвычайную демографическую ситуацию. Которая и является главным вызовом для России — а вовсе не международная ситуация. Ее тоже, конечно, можно назвать чрезвычайной — но никакие ее завихрения не угрожают самому существованию России.

Потому что мы понимаем, с чем и с кем имеем дело, и способны обеспечить свою безопасность и гарантировать себе мирное развитие. Внешнеполитическая часть послания была совсем небольшой, но эмоциональной и откровенной.

Заявив, что эгоистичный и высокомерный тон в разговоре с нами бесполезен — мы всегда найдем путь отстоять свою позицию и защитить свои интересы, — Путин прямо посоветовал не провоцировать, не задирать Россию:

"В некоторых странах завели пренеприличный обычай: по любому поводу, а чаще всего вообще без всякого повода цеплять Россию. Спорт, какой-то новый вид спорта — кто громче что-то скажет.

Мы ведем себя в этой связи в высшей степени сдержанно, прямо без иронии скажу — можно сказать, скромно. Часто вообще не отвечаем не только на недружественные акции, но и на откровенное хамство. Мы хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения. А мы видим, что происходит в реальной жизни: как я уже сказал, цепляют Россию то тут то там без всяких причин. И конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие "мелкие Табаки", все, как у Киплинга: подвывают, чтобы задобрить своего суверена. Киплинг великий писатель был.

Мы действительно хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения, в том числе, кстати, и с теми, с кем отношения в последнее время у нас, мягко говоря, не складываются. Мы действительно не хотим сжигать мосты. Но если кто-то воспринимает наши добрые намерения как безразличие или слабость и сам намерен окончательно сжечь или даже взорвать эти мосты, должен знать, что ответ России будет асимметричным, быстрым и жестким".

Эта формулировка, казалось бы, сама по себе исчерпывающая — но Путин решил усилить даже ее. Получилось еще доходчивей и жестче:

"Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалели".

При этом ведь Путин никому не угрожает — он лишь отвечает на нападки тех, кто постоянно прочерчивает для России красные линии, причем проводя их исключительно там, где проходят наши коренные национальные интересы. Да и насчет красных линий Путин сказал предельно понятно:

"Надеюсь, что никому не придет в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами".

Да, мы сами будем определять, что является нашими национальными интересами, интересами русского мира — что внутри страны, что на мировой арене. Это может нравиться или нет — но с этим придется считаться всем и всегда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

34

"Сохраняем бдительность": НАТО прокомментировала завершение учений в России

0
(обновлено 19:44 22.04.2021)
Министр обороны России Сергей Шойгу в четверг приказал до 1 мая вернуть в места постоянной дислокации войска, которые были задействованы в ходе учений на юге РФ.

СУХУМ, 22 апр - Sputnik. НАТО считает "любые шаги по деэскалации со стороны России" важными, пишет РИА Новости со ссылкой на заявление представителя альянса, который прокомментировал объявление о завершении учений России на юге страны.

"Любые шаги по деэскалации со стороны России можно считать важными и давно назревшими… НАТО сохраняет бдительность, и мы продолжим внимательно следить за неоправданным наращиванием военной мощи России на территории и у границ Украины", - сказал собеседник агентства.

При этом он отметил, что альянс поддерживает Украину и призывает Россию к соблюдению международных обязательств, а также к выводу всех сил с украинской территории.

В активной фазе межвидового учения в Крыму принимали участие более 10 тысяч военнослужащих, задействовано 1,2 тысячи единиц вооружения и военной техники из состава общевойскового объединения ЮВО, Черноморского флота, Каспийской флотилии и соединений ВДВ.

Читайте также:

0