Конституция РА.

Реформа Конституции Абхазии: время пришло

1692
Президент Аслан Бжания в интервью российским СМИ заявил, что изменения в Конституцию Абхазии будут внесены, возможно, уже в 2021 году.

Бжания может стать первым президентом в новейшей истории республики, который справедливо перераспределит полномочия между ветвями власти, что будет способствовать стабилизации политической ситуации в стране, пишет в колонке для Sputnik Нателла Акаба, председатель правления Ассоциации женщин Абхазии, соавтор Конституции Абхазии.

Политические кризисы, периодически охватывающие Абхазию, несут в себе серьезную угрозу будущему страны. Нашему обществу так и не удалось преодолеть раскол, возникший в 2004 году. Вследствие этого уже более 15 лет продолжается борьба двух политических групп за президентскую власть, почти ничем не ограниченную и, по сути дела, абсолютную.

При этом следует признать - побеждающие команды не слишком преуспевают на поприще строительства устойчивого государства, эффективной экономики, реформирования правоохранительной системы, создания привлекательного инвестиционного климата и улучшения международного имиджа страны.

Действительно, на фоне имеющей место политической нестабильности в стране сохраняется непростая криминогенная ситуация, масштабная коррупция, углубление социального расслоения и рост теневого бизнеса.

Все это, в конечном счете, приводит к падению уровня жизни рядовых граждан. К тому же социальные проблемы сильно обострились в связи с распространением коронавирусной инфекции. Бюджетники даже перестали своевременно получать заработные платы, а пенсионеры – пенсии. 

К сожалению, в пространстве Евразии Республика Абхазия остается в числе стран с относительно слабой государственной системой. Мы никак не можем эффективно использовать наш потенциал. А он, безусловно, есть. Значит, есть и надежда на лучшее будущее.

Какие основные запросы нашего общества существуют на данный момент? Чего хочет наш народ? 

1. Экономический рост, создание рабочих мест, рост зарплат и пенсий.

2. Успешная борьба с криминалом и коррупцией.

3. Политическая стабильность, способствующая спокойной жизни и устойчивой внутриполитической ситуации, исключающей неконституционную смену власти.

4. Появление новых лиц во власти – честных и образованных, обладающих опытом государственного управления.

Чтобы решить все эти задачи, необходимо реализовать серьезные реформы в системе госуправления, а значит, требуется продуманное реформирование Конституции. Можно использовать опыт общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений, вносимых в Конституцию Российской Федерации. Оно проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 года и показало впечатляющие результаты – явка почти 70%, голосов "за" - почти 80%. Конечно, следует признать, что у нас в Абхазии своя специфика, но тем не менее российский опыт следует учитывать.

Для успешного реформирования Конституции Абхазии следует:

  • запустить процесс широкого открытого общественного обсуждения конституционной реформы;
  • создать рабочую группу по разработке пакета изменений Основного закона с привлечением экспертов-правоведов, государственных и общественных деятелей, депутатов Парламента Абхазии;
  • после проработки изменений, целесообразно провести в стране референдум. Как известно, для проведения в стране референдума необходимо создать инициативную группу и собрать не менее 10 тысяч подписей граждан. Вызовы текущего времени требуют максимально демократических и легитимных подходов к изменению жизни государства. Судьбу страны должен решать народ. 

Я была депутатом Парламента Республики Абхазия первого созыва и принимала участие в разработке нашей первой Конституции. Основной закон был принят в 1994 году в особо экстремальных обстоятельствах, когда Абхазия жила в условиях послевоенной блокады и под угрозой возобновления военных действий.

Сегодня ситуация в стране изменилась, и Основной закон нуждается в модернизации. Конечно, у Конституции есть незыблемые фундаментальные основы, которые менять не следует.

Республика Абхазия - суверенное правовое государство, где права и свободы гражданина имеют приоритетное значение. Но при этом мы должны понимать, что Основной закон – это живой организм, который должен быть гибким и соответствовать вызовам времени.

Надо признать, что на сегодняшний день многие положения нашей Конституции устарели и не соответствуют нынешнему контексту. С этим согласны многие люди, которые принимали участие в разработке текста Основного закона, да и подавляющее большинство наших граждан.

Какие положения Конституции устарели?

Прежде всего, это касается распределения полномочий между президентом, Парламентом и Правительством. Нам нужно сбалансировать полномочия, справедливо перераспределить часть полномочий от президента к Парламенту и Кабинету министров. Нам нужна современная справедливая система "сдержек и противовесов".

И тогда мы сможем избавиться от политической турбулентности и будем нормально развиваться.

Сегодня институционально президент Абхазии обладает чрезмерно широкими полномочиями, что, разумеется, предполагает слишком большую нагрузку на одного отдельно взятого человека. Однако глава государства должен иметь возможность сфокусироваться на наиболее важных направлениях.

По моему мнению, основная концентрация полномочий и ответственность за экономический и социальный блок должна быть возложена на Правительство и премьер-министра, в назначении которого должно принимать участие Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия.

Это в свою очередь позволит президенту Абхазии сфокусироваться на национальной безопасности, обороне, правоохранительной системе, внешнеполитической деятельности. На мой взгляд, это абсолютно логичные и необходимые поправки к Конституции, которые позволят нашей государственной системе стать более эффективной и гибкой. 

Концентрация сил в одних руках не способствует формированию гармоничной независимой политической системы, адекватной и ответственной политической элиты. Свежий пример Белоруссии дает ясное представление об этом.

Зачем нам доводить дело до очередного кризиса или внешнего управления? Было бы более правильно принять превентивные меры, что позволит создать сбалансированное суверенное государство и активное общество. Абсолютная власть – это пережиток прошлого, а ее результаты непредсказуемы, и могут быть разрушительны. Нам нужна коллективная ответственность. И тогда вся власть, а также и все недовольство не будут концентрироваться на одной личности – президенте. 

Страна живет "от выборов к выборам", но, если мы не поменяем эту концепцию жизни, нам будет трудно добиться позитивных результатов.

Несомненно, все мы, граждане Абхазии, хотим, чтобы наша страна процветала. Я убеждена, что широкая общественность, политические партии, ветеранские организации, научная интеллигенция, молодежь, как и все сознательные граждане, готовы оказать максимальную поддержку по совершенствованию Основного закона. Давайте все вместе предпримем усилия по модернизации нашей Конституции, что позволит укрепить нашу государственность и консолидировать наше общество.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

1692

Страшная тайна гибели парома "Эстония" вскрыта

63
В день памяти жертв крушения парома "Эстония" премьер-министр прибалтийской республики Юри Ратас на специальной пресс-конференции заявил о необходимости нового расследования катастрофы, случившейся более четверти века назад.

Поводом для внезапного заявления политика стал вышедший в этот же день на телеканале Discovery документальный фильм "Эстония": находка, которая меняет все". Находка — это пробоина длиной около четырех метров и шириной примерно 1,2 метра в корпусе судна. Ее подводные съемки и были показаны в фильме.

А сенсацией это стало потому, что в официальном отчете расследования, которое было окончательно прекращено в 2009 году, нет ни единого упоминания о данном повреждении.

Чтобы попытаться понять, как такое вообще оказалось возможным, стоит напомнить ключевые факты, пишет колумнист РИА Новости Ирина Акснис.

Паром "Эстония", следовавший из Таллина в Стокгольм, потерпел крушение ночью 28 сентября 1994 года в финской зоне ответственности по поиску и спасанию на море. Из находившихся на борту 989 человек выжили 137. Остальные 852 человека погибли и/или считаются пропавшими без вести, поскольку были обнаружены лишь 94 тела. Кораблекрушение остается самым крупным из случившихся в Балтийском море в мирное время.

Итогом многолетнего расследования стали выводы комиссии, что причиной затопления парома стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм.

Швеция, Эстония и Финляндия ратифицировали специальное соглашение о могильном покое, согласно которому приближение к погибшему парому запрещено и наказуемо. Это единственный подобный случай на планете.

Более того, шведами разрабатывались планы залить судно бетоном, превратив в саркофаг, но в итоге все ограничилось тем, что его засыпали несколькими тысячами тонн гравия.

Однако документалиста Хенрика Эвертссона не остановили запреты и год назад он спустил к остову судна робота, который и сделал те самые съемки, что ныне произвели эффект разорвавшейся бомбы.

Опрошенные кинематографистами эксперты дружно утверждают, что такая пробоина в корпусе не могла стать результатом взрыва на борту. По мнению профессора морских технологий Йоргена Амадала, подобные повреждения могли быть вызваны внешним ударом силой в 500-600 тонн.

Ну а бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм прямолинейно предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой. Шведской подводной лодкой.
Кстати, в том районе тогда действительно проходили натовские военные учения.

Теперь властям трех стран, но в первую очередь Швеции, предстоит ответить на чрезвычайно неприятные вопросы, а для начала: почему и каким образом до сих пор не было известно о многометровой пробоине?

Повреждения находятся на участке корпуса, который был виден и в 1994 году, а значит, по словам Курма, либо паром тогда вообще не сочли нужным исследовать, либо пробоину зафиксировали, но не сообщили о ней общественности.

При этом политический антураж в виде уникального запрета приближаться к затонувшему парому и попытки засыпать его (особенно тот самый пострадавший правый борт) гравием дают повод думать не о халатности следствия, а о куда худшем — заговоре на самом высоком государственном уровне с целью скрыть истинные причины произошедшего.

Важное обстоятельство: 26 лет, прошедшие с 1994-го, — довольно большой срок, но не настолько, чтобы они стали седой древностью. По сей день жива значительная часть спасшихся с "Эстонии" и близких родственников жертв. Также здравствуют многие из государственных деятелей, принимавших непосредственное участие в тех событиях.

Например, премьер-министром тогда был Карл Бильдт. Да-да, тот самый Карл Бильдт, больше известный миру как бывший министр иностранных дел Швеции в 2006-2014 годах и яростный русофоб.

Он покинул премьерское кресло в начале октября 1994-го из-за поражения на выборах, прошедших в середине сентября, но было бы очень любопытно услышать в свете новой информации его комментарии о самых первых днях после катастрофы.

Вот только Бильдт — как и его преемник Ингвар Карлссон — уже отказался общаться на эту тему с прессой.
Интрига в том, зададут ли бывшим и действующим шведским руководителям неудобные вопросы так, что они будут обязаны отвечать, или же заинтересованным силам удастся в очередной раз все замять, как они это делали предыдущую четверть века.

63

Россия не допустит большой армяно-азербайджанской войны

187
Россия не может и не будет спокойно наблюдать за разгорающейся в Нагорном Карабахе войной, потому что она напрямую затрагивает ее национальные интересы.

Есть три главных причины, по которым Россия не допустит перерастания боевых действий между армянами и азербайджанцами в полноценную затяжную войну, пишет колумнист РИА Новости Петр Акопов.

Причина первая — самая простая: оба государства относятся не просто к сфере влияния России, но являются частью постсоветского пространства. То есть исторической России — будь то Российская империя или СССР.

Три десятилетия независимого существования не делают обе республики состоявшимися суверенными государствами — просто потому, что реальная устойчивая государственность возникает не благодаря случайному историческому вывиху (каковым был распад СССР), а становится результатом долгой и осознанной деятельности того или иного народа, в том числе и накапливаемых им традиций государственного строительства.

Армяне и азербайджанцы получили свои государства во многом случайно — в качестве республик в составе СССР они были автономиями в рамках единой страны, и местные элиты не занимались ни внешней политикой, ни военными делами, да и государственное управление, как и экономика, были лишь частью общесоюзного механизма.

Межнациональные проблемы омрачали отношения Армении и Азербайджана и в советские годы — но пока Москва крепко держала рычаги управления в своих руках, они не приобретали угрожающего характера.

Начавшееся в 1988 году движение за передачу Нагорного Карабаха (с большинством армянского населения) из состава Азербайджанской СССР в Армянскую привело к первому крупному межнациональному конфликту времен перестройки — во многом благодаря бездарной политике Горбачева.

К моменту распада СССР армяне и азербайджанцы уже пролили кровь друг друга, а став независимыми, сразу же погрузились в полноценную войну за Карабах. Война закончилась в 1994-м победой армян: за ними остался не только Карабах, но и еще семь районов Азербайджана — тех, что отделяли Карабах от Армении. Сотни тысяч беженцев с обеих сторон, обрушившиеся экономики и невнятные государственные устройства — вот что получили по итогам войны оба государства.

Но самое главное — оба они живут в ожидании новой войны. Которая кажется им неизбежной — азербайджанцам потому, что они не могут смириться с потерей территории, а армянам потому, что они это понимают. Выстроенные модели государственности в Армении и Азербайджане сильно отличаются — в Баку правит династия Алиевых, а в Ереване периоды относительной стабилизации внутриэлитной борьбы сменяются ожесточенными схватками за власть.

Но в одном оба государства едины: они очень сильно привязаны к России. Эта ориентация одновременно и осознанная, и вынужденная.

Осознанная потому, что в России давно уже живет больше армян, чем в Армении, да и азербайджанская община насчитывает несколько миллионов. Экономики обеих стран сильно завязаны на Россию — это не только торговля, но и тот бизнес (включая очень крупный), которым выходцы из республик занимаются в нашей стране.

Не имеющая общей границы с Россией Армения формально ближе к нам — она входит в ОДКБ и Евразийский союз, там располагается российская военная база. Но и граничащий с Россией Азербайджан может быть назван как минимум дружественным государством — с которым Россия также выстраивает самые тесные отношения. Обе республики нуждаются в России, но и для России важно нахождение их в нашей ближней орбите. Почему?

Хотя бы потому, что Кавказ един — неспокойное или находящееся под влиянием наших геополитических противников Закавказье самым серьезным образом скажется на нашем Северном Кавказе. Дружественные и спокойные Армения и Азербайджан выгодны России — но как быть с постоянной угрозой войны между ними?

Не давать им воевать — и пытаться принудить их к поиску мирного урегулирования территориального спора. Россия категорически против любых попыток военного решения карабахской проблемы — не только потому, что ей жалко оба народа, или потому, что войной ничего не решить.

Азербайджан тратит куда больше денег на перевооружение армии, у него больше население — но Армения в Карабахе находится в более выгодной с военной точки зрения позиции. Победы в войне быть не может: Азербайджан не может силой вернуть себе Карабах, а Армения не может разгромить Азербайджан. Но начав затяжную войну, они могут серьезно ослабить друг друга.

И самое главное для России — эта война не отвечает нашим национальным интересам. Уничтожающие друг друга Армения и Азербайджан ослабнут — вырастет нестабильность и в этих государствах, и в Закавказье в целом. Поэтому Россия не допустит никакой большой войны за Карабах, принудив Баку и Ереван к прекращению боевых действий.

Причем не будет разбираться, кто прав, а кто виноват: сейчас, похоже, наступление начали азербайджанцы, но до этого провоцировали и армяне. Это уже не принципиально — боевые действия должны быть прекращены как можно быстрее. Россия в данном случае выступает не просто в качестве миротворца — она играет роль старшего, запрещающего младшим выяснять отношения в его присутствии. А так как присутствие России никогда не исчезнет, то о силовом выяснении отношений не стоит и думать.

Однако боевые действия ведь начались? То есть Россию не слушаются? И это вторая причина, по которой Россия не может смотреть на конфликт со стороны: общее геополитическое влияние России, в том числе и в регионе Большого Ближнего Востока, к которому относится и Закавказье, требует активной политики.

Армения является российским военным союзником, но Россия не будет помогать ей в войне за Карабах. Точно так же не будет Москва помогать и Баку — поэтому аппеляции к России в данном случае бессмысленны. Но для России очень важно, чтобы никто из внешних игроков не пытался нагреть руки на армяно-азербайджанском конфликте — причем не только на его разжигании, но, как ни странно, и на попытках его урегулирования (в реальности просто невозможных без России).

В первом случае речь идет о Турции, однозначно вставшей на сторону братского Азербайджана. Два тюркских народа могут быть насколько угодно близки, а Азербайджан может быть сколько угодно прав в карабахском вопросе, но в Анкаре ни в коем случае не должны даже пытаться переходить от слов к делу. Любые громкие заявления Эрдогана (например, "терпению Азербайджана пришел конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации.

Настало время завершить кризис, начавшийся с армянской оккупации Карабаха") можно объяснить с точки зрения пиара — как внутри-, так и внешнеполитического, но прямая военная помощь (в том числе и "добровольцами", слухи о присутствии которых сейчас являются просто частью пропаганды воюющих сторон) со стороны Анкары имела бы катастрофические последствия для русско-турецких отношений. Впрочем, нет повода думать, что Эрдоган этого не понимает.

Он прекрасно осознает, что Карабах (да и Закавказье в целом) — это не Сирия или Ливия, где русские готовы самым серьезным образом считаться с турецкими интересами. Поэтому Анкара ограничит свое вмешательство в азербайджано-армянский конфликт словами (и поставками оружия), хотя Москва настойчиво просит ее воздержаться и от этого.

Третья причина озабоченности России угрозой войны Армении и Азербайджана — внутриполитическая. В России живут многие миллионы армян и азербайджанцев — как граждан страны, так и обладателей паспортов независимых государств.

Никому в России не нужны разборки между неуравновешенными представителями обеих диаспор — а в июле, когда были стычки на армяно-азербайджанской границе, мы уже видели конфликты на столичных продуктовых рынках. Теоретически Москва может более чем эффективно надавить на Баку и Ереван через живущих в России граждан этих стран — исключительно для принуждения к миру и в том случае, если бы остальные аргументы оказались недейственными. Но до этого дело не дойдет — и потому, что Алиев и Пашинян услышат Путина, и потому, что на самом деле ни Азербайджану, ни Армении большая война абсолютно не нужна. А чего же они хотят?

Переговоров. По крайней мере, Баку своим наступлением явно стремится добиться от Еревана согласия на серьезные переговоры. Относительная победа Азербайджана в короткой войне — а успехом станет сам факт занятия, даже временного, отдельных районов Нагорного Карабаха — должна напомнить Армении необходимость признать очевидное. Время работает против нее: Азербайджан гораздо богаче и будет постоянно наращивать свою армию. Да, Россия не допустит полноценной армяно-азербайджанской войны, но это не значит, что нужно бесконечно откладывать даже попытки решения карабахской проблемы. Ее нельзя снять полностью — но можно частично снять напряжение, решив отдельные важные вопросы.

Решать карабахский вопрос все равно придется, и не нужно надеяться на то, что Россия не даст Азербайджану расправиться с Арменией.

Не даст — но это не снимает с армянского руководства ответственности за свой народ. Даже за ту его меньшую часть, что проживает в Армении, даже такой ограниченной ответственности, как и сам армянский суверенитет. Или нужно отказаться от него — и предоставить России решить проблему в интересах всех народов: не только армянского и азербайджанского, но и русского, не заинтересованного ни в какой войне на своих южных границах, в зоне своих национальных интересов.

187

Праздник славы и памяти: День Победы в Абхазии

0
(обновлено 20:43 30.09.2020)
В Абхазии отметили 27-ю годовщину Дня Победы и Независимости. 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена от оккупационных грузинских сил.

В этом году в связи с опасностью распространения коронавирусной инфекции в Абхазии было решено не проводить Парад Победы и акцию "Бессмертный полк".

По традиции утром в Парке Славы в Сухуме состоялась церемония возложения цветов, в которой приняли участие глава государства Аслан Бжания, руководители ведомств и министерств, ветераны и добровольцы.

Также в Абхазии прошла акция "Тропой героев". Более 120 человек прошли пешком от Сухума до границе по реке Ингур в дань уважения абхазским воинам.

Праздничный вечер закончился концертом на Набережной махаджиров, в котором приняли участие местные творческие коллективы.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В День Победы и Независимости в Парке Славы в Сухуме прошла церемония возложения цветов, в которой приняли участие посол России в Абхазии Алексей Двинянин, спикер парламента Валерий Кварчия, руководители министерств и ведомств.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Отдать дань уважения погибшим на войне пришел и президент Абхазии Аслан Бжания.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На церемонии присутствовали ветераны войны и добровольцы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Несмотря на ограничительные меры и сокращение торжественной части программы, в городе царила праздничная атмосфера.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На набережной махаджиров состоялся праздничный концерт с участием местных творческих коллективов.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На сцене исполняли песни военных лет и национальные танцы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Танец детского хореографического ансамбля с государственным флагом Абхазии.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    На концерте присутствовали президент Аслан Бжания, вице-премьер Беслан Джопуа и глава администрации Сухума Беслан Эшба.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В особенности празднику были рады самые маленькие жители города.