Запад готов воевать за вакцину

132
(обновлено 10:37 29.01.2021)
О ситуации с вакцинами для профилактики коронавирусной инфекции в Европе и США – читайте в материале Ирины Алкснис.

Выступая на Всемирном экономическом форуме, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала к справедливому распределению вакцин от COVID-19 в мире.

Тем самым она формально поддержала Всемирную организацию здравоохранения, которая бьет тревогу по поводу отчетливо наблюдаемой неравномерности в доступе к препаратам от коронавируса в зависимости от уровня богатства страны. По заявлению главы ВОЗ, в данный момент вакцинация идет приблизительно в 50 государствах — и почти все они относятся к богатым, а 75 процентов всех доз были применены всего в десяти странах.

Правда, солидарность германского лидера с ВОЗ похожа на лукавство, поскольку справедливость есть понятие относительное и ее можно понимать очень по-разному. Практически одновременно с выступлением Меркель в Давосе министр здравоохранения ФРГ выразил поддержку инициативе Брюсселя по лицензированию экспорта произведенных в Евросоюзе вакцин. Йенс Спан был прямолинеен, сказав, что "в конце концов, мы авансировали несколько сотен миллионов евро почти по всем контрактам, подписанным ЕС, чтобы можно было расширить производственные мощности".

Он выразительно отметил, что "дело не в том, чтобы быть первым, это вопрос справедливости". И действительно, какой подход более правильный в подобной ситуации: всем поровну или приоритет должен быть у тех, кто больше вложился в процесс?

Впрочем, расколом по линии "бедные страны — богатые страны" проблемы не исчерпываются. Более того, они являются вторичными, потому что самая главная схватка за вакцину развернулась внутри Запада.

Евросоюз все громче скандалит с англо-шведской компанией AstraZeneca. Та уведомила Брюссель, что вынуждена сократить оговоренные договором поставки на 60 процентов из-за производственно-логистических трудностей. Европу такие перспективы категорически не устраивают, и она требует выполнения контрактных обязательств.

Однако для этого потребуются поставки на континент препарата, произведенного на британских предприятиях. Но у Лондона по собственному соглашению с AstraZeneca приоритетное право на данную продукцию. В свою очередь, у Европы есть козыри в рукаве, поскольку она может перекрыть экспорт в Британию вакцин, произведенных на своей территории. В общем, замкнутый круг.
К тому же Великобритания уже находится в заметно более выгодном положении. Сейчас на острове привито около десяти процентов населения — против двух процентов на континенте. Прогнозируется, что в первом квартале королевство получит в три раза больше доз вакцины, чем Евросоюз.

Ситуацию усугубляет политический контекст. В свете только что завершившегося Brexit все это выглядит болезненным щелчком по носу Брюсселю и подкрепляет аргументы евроскептиков, что британцы правильно сделали, что вышли из союза. В общем, по совокупности обстоятельств СМИ говорят о возможности полномасштабной "вакцинной войны" между сторонами.

Главная проблема Запада заключается не том, что масштабы производства вакцины физически не позволяют быстро удовлетворить спрос на нее — из-за чего и идет толкание локтями. С этой трудностью в том или ином виде сталкиваются и другие страны, в том числе разработавшие собственные препараты, например Россия и Китай. Всем бы хотелось больше и быстрее, но есть объективные лимиты производственных мощностей.

Самая большая проблема — а правильнее, наверное, даже будет сказать ошибка — Запада заключается в том, что именно на вакцинирование как панацею им была сделана решающая ставка в борьбе с COVID-19. Европа (включая Британию) в этом смысле выступает наиболее чистым образцом данного подхода, который свелся к незамысловатому: локдаун — главный метод работы властей в ожидании вакцины.

Итог такой политики прекрасно виден на улицах европейских городов: общество уже просто в бешенстве от бесконечных жестких ограничений. На днях особенно отличились Нидерланды. И конца-края этому не видно.

Параллельно в тех же России и Китае государство проявляет куда больше гибкости в своей политике. Большая часть населения испытывает минимальные неудобства из-за введенных противоэпидемических мер. Ограничения смягчаются. Ситуация в целом стабильна и постепенно улучшается. Система здравоохранения не трещит по швам. Наполненность COVID-стационаров потихоньку снижается. Специалисты выражают осторожный оптимизм в своих прогнозах.

В таком антураже европейский подход "держать и не пущать, пока всех не привьем" выглядит вопиюще неэффективным. Однако, судя по всему, власти соответствующих стран то ли не могут себе позволить сменить политику, то ли просто не понимают, как можно действовать по-другому.

В результате все, что им остается, это яростно рвать друг у друга дефицитные вакцины.

Ну и, конечно, пришлось забыть о недавней информационной войне против российских разработок — как это сделала Ангела Меркель, предложившая Владимиру Путину поддержку Германии в процедуре одобрения "Спутник V" в Евросоюзе.

 

132
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19 (1015)

Отражение мужчины на фоне флага ЕС

Европе не дают избавиться от обязательств по сдерживанию России

50
Запад запускает новую серию санкций против России: в понедельник Евросоюз согласовал введение персональных санкций против ряда российских чиновников, ответственных за "преследование Навального".

Конкретный список появится через несколько дней, а в Штатах завершается подготовка целого пакета "санкций и других мер" уже не только за Навального, но и хакерские атаки (названные SolarWinds) на американские ведомства и компании, в которых обвиняют Россию, пишет Петр Акопов для РИА Новости. 

Все это было предсказуемо — не говоря уже о том, что санкционное давление на нашу страну идет (в масштабной форме, а не в виде отдельных американских акций) уже семь лет. Можно бы и привыкнуть? Конечно — но всегда интересны те доводы, которыми подкрепляют свои действия наши западные "партнеры".

Именно доводы, аргументы, а не мотивы, которые ими движут. Мотивы как раз совершенно понятны — и о них в среду напомнил, выступая на коллегии ФСБ, Владимир Путин.

"Мы сталкиваемся с так называемой политикой сдерживания России. Речь здесь идет не о естественной для международных отношений конкуренции, а именно о последовательной и весьма агрессивной линии, направленной на то, чтобы сорвать наше развитие, затормозить его, создать проблемы по внешнему периметру, спровоцировать внутреннюю нестабильность, подорвать ценности, которые объединяют российское общество, и в конечном итоге ослабить Россию и поставить ее под внешний контроль, как, это мы видим, знаем это, происходит в некоторых странах на постсоветском пространстве".

Эти цели вовсе не из разряда тайных: как заметил Путин, "достаточно познакомиться с публичными стратегическими документами и весьма откровенными заявлениями государственных деятелей целого ряда стран".

"Недружественное отношение к России, к ряду других самостоятельных, суверенных центров мирового развития даже не пытаются скрывать".

Хорошо известны и все способы сдерживания, Путин просто перечислил их: "Нас пытаются сковать экономическими и иными санкциями, блокировать крупные международные проекты, в которых заинтересованы, кстати говоря, не только мы, но и наши партнеры, прямо вмешиваться в общественную и политическую жизнь, в демократические процедуры нашей страны. И, конечно же, активно используются инструменты из арсенала спецслужб".

Все это уже не раз было в нашей истории: в разных комбинациях против нас использовали все названные методы, так что мы научились противодействовать и отвечать.

Именно поэтому Путин и сказал, что "подобная линия в отношении России абсолютно бесперспективна" — нас никаким давлением не получится ни заставить пойти на уступки, ни подорвать изнутри. При этом Россия заявляет о своей роли обороняющегося, защищающего свой суверенитет и свои интересы — а не агрессора.

Более того, мы все время подчеркиваем свою готовность к развитию отношений со всеми, к открытому диалогу на основе взаимного доверия и уважения, как и в этот раз напомнил Путин. Но что мы слышим в ответ?

Россия не заинтересована в сотрудничестве с Европейским союзом, а российские власти ведут страну по пути к авторитаризму — к такому выводу пришли министры иностранных дел стран ЕС на встрече, в ходе которой они приняли решение о новых санкциях.

А глава европейской демократии Жозеп Боррель назвал Россию "соседом, который решил вести себя как противник", подчеркнув, правда: "Мы должны определить модель, чтобы избежать постоянной конфронтации с соседями, которые решили действовать противоположным образом".

То есть Европа в частности и Запад в целом представляют дело так, что это Россия ищет конфронтации и не хочет развивать отношения. Более того, Россия, оказывается, постоянно вмешивается в европейские дела и давит на ЕС. Поэтому Евросоюз теперь будет выстраивать отношения с Москвой исходя из трех принципов.

Вот как их описал Боррель: давать отпор в случае нарушения Москвой международного права и прав человека, заниматься сдерживанием в том случае, если Россия будет увеличивать давление на ЕС, и сотрудничать с Россией по тем направлениям, в которых будет заинтересован Евросоюз.

Отпор, сдерживание, сотрудничество там, где выгодно ЕС, — боевой набор европейской дипломатии. Но о чем идет речь?

Под "нарушение международного права и прав человека" подверстывается практически все — от Крыма и Навального до любой другой темы, причем как внутрироссийской, так и международной. Санкции за отсутствие в России гей-браков — то есть за нарушение прав человека? Пожалуйста.

Санкции за отказ "вернуть" Абхазию Грузии? Несомненно. Санкции за очередного убитого в Европе эмигранта или беженца из России, да и вообще кого-либо (как в раскручиваемой уже давно истории с чеченцем из Грузии, убитым в Берлине) — в любой момент. Взломали компьютерную систему немецкого бундестага? Конечно, нужно наказать Россию.

Точно так же и давлением на ЕС можно назвать вообще все, что угодно. Сепаратисты голосуют за отделение Каталонии? Ищем русский след. В Москву приезжают представители парламентской фракции "Альтернатива для Германии"? Русские копают под Меркель. Москва заявляет протест против демонтажа памятников советским воинам в Польше или Чехии? Давят на несчастных и свободолюбивых восточноевропейцев. Строят газопровод? Хотят расколоть Европу. Отказываются от стройки? Хотят заморозить Европу. Абсурд? Нет, вполне просчитываемая реакция.

То есть ЕС хочет обладать односторонним правом регулировать отношения с Россией, правом карать и миловать по своему усмотрению — а Россия должна это принять как данность и не возмущаться, и еще быть готовой, как только позовут, к сотрудничеству, но только в тех сферах, которые выгодны добрым европейцам.

Но в реальности все ровно наоборот: это ЕС является соседом, который ведет себя как противник. Давит на Россию, ставит нам условия, поучает и демонизирует, вмешивается в наши внутренние дела (даже сейчас Боррель сообщил, что "союз расширит поддержку гражданского общества в России") и считает это само собой разумеющимся.

Это ЕС (пусть и по атлантической инициативе) пытается оторвать Украину от России, изменить исторические границы Востока и Запада, расширить свое жизненное пространство за счет русской цивилизации — и хочет, чтобы Россия спокойно смирилась с этим?

Подобная наглость еще могла быть объяснима четверть века, даже 15 лет назад, когда Россия боролась за собственное выживание и не могла ни заниматься всем русским миром, ни требовать от европейцев вести себя прилично, но смешно сейчас ждать от России покорности нерадивого ученика.

Россия в любом случае перестроит отношения с Европой на приемлемых для себя условиях — и чем раньше это поймут в ЕС, тем легче и быстрее пройдет этот процесс. Никакой альтернативы этому у Европы все равно нет: она просто не может себе позволить ни отгородиться от России, ни превратиться из соседа в нашего противника. Точнее, позволить-то может — но только в последний для себя раз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

50

Оружие в законе: что произойдет после 1 марта

4142
(обновлено 14:45 24.02.2021)
Колумнист Sputnik Алексей Ломия в своей второй колонке о вступающем в силу 1 марта законе "Об оружии" обращает внимание на самые важные детали документа.

В предыдущем анализе я затронул некоторые аспекты, связанные с введением в действие нового закона "Об оружии", который вступает в силу с 1 марта 2021 года. Отмечая положительные моменты, связанные с тем, что впервые за все послевоенное время предпринята попытка четко регламентировать эту немаловажную сферу и упорядочить оборот оружия в республике, хочется заострить внимание читателя на некоторых самых важных деталях закона.

Важно знать

Что же важно знать гражданам и особенно тем, кто является обладателями оружия, из нового закона? Не буду вдаваться в скучные вводные моменты, которые всегда наличествуют в законодательных актах такого типа, но обязательно пройдусь по самому актуальному.

Что очень важно - это то, что законодатель разъяснил, что именно подразумевается под словом "оружие" , что такое "боеприпасы", что такое "холодное оружие". Любой человек, которые не поленится и прочитает закон, точно будет знать, что именно он хранит или носит и, соответственно, какие могут быть последствия.

Думаю, что читателю важно знать, что подразумевается под "гражданским оружием". Государство вводит обязательные ограничения для этой категории, такие как невозможность вести огонь очередями и емкость магазина не свыше 17 патронов. Сюда входит: оружие для самообороны, спортивное оружие, охотничье, сигнальное, старинное, антикварное, представляющее культурную ценность и списанное. Учитывая нашу ментальность и обычаи, законодатель ввел понятие "холодного клинкового оружия, носимого с абхазской национальной одеждой".

Обладателям гражданского оружия необходимо знать, что, к примеру, на него нельзя устанавливать приспособления для бесшумной стрельбы, прицельные устройства (за исключением охотничьего), приборы ночного видения, нельзя носить его заряженным в населенных пунктах и во время митингов, парадов, массовых шествий, в нетрезвом виде, в объектах богослужения, образовательных учреждениях.

Приобретать гражданское оружие на территории Абхазии могут только лишь граждане республики, с некоторыми оговорками для лиц, зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели и представители организаций.

Кому, что и когда можно

Отдельно следует подчеркнуть, что лицо, не являющееся резервистом Вооруженных сил Республики Абхазия, не может владеть автоматом, автоматической винтовкой, боевым оружием и пулеметом.

Особого внимания заслуживают возрастные цензы, которые ввел законодатель. Общепринятый момент дееспособности наступает по достижении 18-летнего возраста. Но приобрести с этого момента можно только гладкоствольное охотничье оружие. С 21-летнего возраста уже можно владеть и нарезным охотничьим оружием, и только лишь с 27-летнего возраста почти все ограничения снимаются, а гражданин получает право пополнить свой личный арсенал пистолетами и револьверами. Эти возрастные ограничения всегда были предметом споров и дискуссий. Бытовало мнение, что если мы призываем в армию с 18 лет, доверяем право управления автомобилем, который тоже является источником повышенной опасности, то почему нельзя снять все барьеры начиная с этого возраста. Видимо, возобладала та точка зрения, что личность должна устояться, достичь определенного уровня ответственности и самосознания.

Права и правила

Основанием для приобретения оружия является лицензия, которая выдается уполномоченным органом, которым, как и было раньше, осталось Министерство внутренних дел. Выдается на 10 лет. Требования стандартные: наличие прописки, медицинские показатели, знание правил безопасного обращения с оружием. Естественно, что закон ограничил выдачу лицензий лицам, состоящим на учете в психоневрологическом диспансере, наркоманам, лицам отбывающим наказание и с непогашенной судимостью, лишенным такого права судом и злостным нарушителям закона.

Лицензия не требуется для приобретения травматического, газового, пневматического оружия, электрошокеров, газовых распылителей и национального холодного оружия.

Особое внимание законодатель уделил правилам ношения гражданского оружия для самообороны. Если для ношения при себе травматического, газового, пневматического оружия не требуется специального разрешения, то в случае ношения нарезного оружия такое разрешение обязательно. Причем оговорены конкретные правила ношения, такие как ношение в кобуре, с недосланным в боевую часть патроном и скрытно.

Новым законом закрыты такие пробелы в законодательстве, где не совсем ясно и четко были отражены правила продажи и передачи оружия, а также его наследования.

Вполне прозрачно и понятно в законе отражены все нюансы, связанные с оборотом наградного оружия.

Таковы основные моменты нового закона "Об оружии". Хочется верить, что правильное и единообразное исполнение этого закона внесет положительный вклад в укрепление правопорядка.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

4142

Оппозиционеры в Армении провели вторую ночь в палатках у парламента

15
(обновлено 08:57 27.02.2021)
После заявления премьер-министра Никола Пашиняна, что причиной потери Карабаха стало плохое российское вооружение, Генеральный штаб Министерства обороны Армении поставил ультиматум премьер-министру с требованием немедленно уйти в отставку.

СУХУМ, 27 фев - Sputnik. Противники премьера Армении Никола Пашиняна провели вторую ночь в палаточном лагере около здания парламента в Ереване, сообщает РИА Новости.

Сегодня днем на этом месте оппозиция анонсировала свой очередной митинг.

В лагере ночевали два-три десятка человек, они всю ночь грелись у костров, сейчас занимаются уборкой. Единомышленники привезли им завтрак.

Подъезды к лагерю перекрыты полицией. Также цепь полицейских выстроилась вдоль забора парламента.

Очередной политический кризис разгорелся в Ереване после неосторожных слов Пашиняна о российских "Искандерах". Замначальника генштаба Армении, по данным СМИ, высмеял премьера, за что был отправлен в отставку, следом за ним подать в отставку было предложено и начальнику генштаба.

Утром в четверг ВС Армении выступили с заявлением, в котором потребовали отставки самого Пашиняна. Премьер расценил это как попытку переворота и призвал своих сторонников выйти на улицы. Тем временем оппозиция возвела баррикады и разбила палаточный лагерь возле парламента, они не настроены на переговоры с властью и требуют отставки премьер-министра.

15