Памятники архитектуры.Общественная кампания защиты памятников архитектуры начнется в июне

Надежда Венедиктова: город нуждается в нашей любви

249
(обновлено 15:28 14.08.2015)
Город нуждается в нашей инициативе, сказала журналист Надежда Венедиктова на публичной лекции общественной кампании по сохранению архитектурных памятников Сухума.

CУХУМ, 13 авг – Sputnik, Астанда Ардзинба. Журналист и общественный деятель Надежда Венедиктова провела публичную лекцию на тему: "Человек и город – искусство дружбы". Встреча прошла в рамках общественной кампании по сохранению архитектурных памятников Сухума. 

По мнению Венедиктовой, город – это живой организм, который требует внимания его жителей.

"Мы должны воспринимать город именно как живой организм, а не как чужеродную среду, к которой мы относимся потребительски. Это целая культура общения с городом, который требует нашей любви и инициативы. Только такое отношение помогает городу развиваться, иначе окружающая среда будет деградировать, что мы сейчас и наблюдаем. Взаимный живой диалог человека и города, вот это я и называю культурой",- отметила Венедиктова.

Помогать городу развиваться, как отметила журналист можно различными способами.

"Это можно делать и профессионально, как, например наши архитекторы, но, кроме того, каждый человек на своем уровне может внести свой вклад и создать маленький комфортный кусочек Сухума", — сказала Венедиктова.

Общественная кампания по сохранению архитектурных памятников столицы стартовала в июне под эгидой Центра гуманитарных программ и общественных активистов. Цель проекта, по словам организаторов, необходимость привлечь максимальное внимание общества и руководства к проблеме сохранения памятников архитектуры Сухума. 

В рамки общественной кампании входит серия публичных лекций, а также викторина, квест и субботник. 

249
Теги:
Абхазия, Сухум, Сухумский район, Весь мир, Азия, Центр гуманитарных программ, памятники, общество, культура

Как закалялась сталь: фестиваль кузнецов-оружейников открылся в Гудауте

482
(обновлено 16:00 25.09.2021)
Фестиваль кузнецов-оружейников открылся в этнографическом парке "Апсны", расположенном в селе Мгудзырхуа, в пятницу 24 сентября.

О том, кто приехал на фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца" в Гудауту, над чем они будут работать, как железную руду превращают в сталь и какое холодное оружие оказалось самым популярным, читайте в материале корреспондента Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Железная руда и технология

В кузне этнопарка "Апсны" громче, чем обычно, застучали молоты, с десяток горнов наполнились ярким пламенем, огнедышащие печи приняли в свои жаркие "объятия" добытую в горах железную руду.

В эту пятницу там открылся первый в Абхазии фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца", который будет проходить три дня. В нем участвуют не только местные мастера, но также из регионов России.

Александр Куксин из Белгорода вместе с братом Андреем взял на себя обязательство превратить железную руду в булат. Для этой задачи построили две печи, где при температуре около 1200 градусов все это происходит.

"Вчера мы провели пробную плавку, и мы получили хороший сплав булата. Как только мы закончим переплавку кричного железа, мы вытянем его в пластину и постараемся сделать из него какое-нибудь изделие", – вкратце поделился технологией Куксин.

  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 7
© Sputnik / Томас Тхайцук
Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"

Железная руда оказалась в центре внимания как участников фестиваля, так и посетителей. Многие назвали это историческим событием, так как уже много десятилетий в Абхазии ее не использовали. Напомним, что председатель Ассоциации кузнецов-оружейников Абхазии Тимур Дзидзария вместе с коллегами два раза поднялись на гору Бырзыщха, где в советское время добывали этот природный элемент, и спустили около трех центнеров руды.

Ее также будут плавить в горнах на кожаных мехах, которые "задышали" всего несколько дней назад. Построил их абхазский художник Батал Джапуа по архивным описаниям и чертежам.

"Сами печи построили наши гости, металлурги из Якутии. В них кладутся слоями руда и уголь. Все это выжигается в течение пяти-шести часов, и после этого стенки разбираются, вынимается готовая крица – такое губчатое железо. Его можно расплавить или использовать при ковке", – уточнил Джапуа.

Единственный минус горна по старинным технологиям, если сравнивать с современными их аналогами, в том, что без сторонней помощи их использовать тяжело. Для доведения руды до оптимального состояния нужно около шести часов, и от частых подкачек мехов устают руки.

Мастер из Якутска Александр Данилов впервые побывал в Абхазии в 2016 году вместе с сыном. Гостили они у Тимура Дзидзария.

"Помню, как мы в разговорах мечтали найти местную руду и поработать с ней. Сегодня этот день настал. Я пока не решил, над чем именно буду трудиться на этом фестивале. Сейчас для нас самое главное – это получить хорошую крицу", – отметил металлург.

Данилов занимается кузнечным делом около 20 лет. Примерно 15 лет назад он стал работать с рудой. В Якутии этого добра предостаточно, но без углубленного изучения технологий производства не обошлось.

Абхазский нож и дамасская сталь

Абхазский нож был самым популярным изделием на фестивале. Кузнец из Гулрыпша Гурам Чкадуа все три дня будет изготавливать такие ножи из дамасской стали. При этом использует несколько видов стали с высоким содержанием углерода.

"Дамасская сталь, можно сказать, – это кузнечная сварка. То есть несколько видов металла нагревают и сваривают между собой. Тем самым клинок становится еще прочнее. Я хочу сделать два клинка абхазских ножей – один большой, а другой поменьше. Рукоятки к ним я вряд ли успею подготовить. Скорее всего, завершу работу уже у себя в кузне", – рассказал он.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Открытие фестиваля кузнецов "Аихамца"

Участник фестиваля, член Гильдии оружейников России Александр Белый из Бреста тоже планирует выковать клинки к абхазским ножам. Если успеет, то их будет четыре. Это не первый его опыт в изготовлении традиционного абхазского холодного оружия.

При этом мастер признался, что он только кует клинки, но рукоятки к ним не делает. В этом ему помогли абхазские друзья и в день открытия фестиваля ему передали уже готовое изделие.

Ковка абхазского клинка – дело не сложное, но требует длительного времени, подчеркнул Белый. Работа по его методике занимает не меньше недели.

Первый свой нож Белый сделал из куска металла в 16 лет, но этому предшествовали знаменитые на весь мир литературные произведения, герои которых ходили с ножами. Была для него некая творческая романтика во всем этом.  

"После школы я пошел в армию, и там мне подарили нож. Хранил его в сапоге постоянно. Восемь месяцев провел в тайге, а в лесу без ножа делать нечего. Как-то прикипело это ко мне, но тот нож у меня конфисковал командир. Уже после службы я начал работать на заводе фрезеровщиком, где мужики делали ножи. Мне было интересно, и я стал учиться. Затем устроился работать в кузню. Так все и пошло", - поделился Александр.

Изделия мастера из Бреста известны по всей России и за ее пределами. Некоторые из них даже были выставлены в Эрмитаже. Например, кинжал из шевронной дамасской стали. По словам Александра, он был первым в стране, кто выковал такое изделие.

"Эту сталь делали 300 лет назад в Индии. Потом три века никто этим не занимался. Когда мне было около 20 лет, я увидел фотографию такого клинка, и она запала мне в душу. После того, как начал работать в кузне, я в течение нескольких лет его изготовил. Получился шедевр", - рассказал Белый и добавил, что, по оценке специалистов, стоимость этого кинжала не меньше 50 тысяч долларов.   

В самой кузне этнопарка тоже "колдовали" над дамасской сталью. Мастер Дато Гергедава также собирается сделать клинок абхазского ножа. В работе он вместе с напарником использует обычный и пневматический молоты, в очищении стали от излишек помогает "болгарка", а соединяет он пластины до момента доведения их до однородной массы сварочным аппаратом.   

Стрелы и возрождение традиций   

Шамиль Апба из села Аацы самый молодой участник фестиваля. Ему всего 14 лет. Если раньше он ковал под руководством мастеров в ачандарской кузне, то сейчас он решил проявить самостоятельность и сделать абхазской нож в одиночку из автомобильного рессора.

"Сегодня точно клинок успею отковать. Рукояти тоже делаю сам, но, скорее всего, это будет не здесь. Мне очень приятно, что пригласили меня на этот фестиваль и в основном я приехал сюда для того чтобы перенять опыт у талантливых мастеров, посоветоваться с ними", - сказал Апба.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Шамиль Апба участник фестиваля

Кузнец Давид Джопуа из Сухума поставил перед собой задачу изготовить наконечники стрел. В качестве наглядного примера он принес с собой образцы, которые были найдены во время археологических раскопок.

Они будут разных форм, но все боевые. Часть наконечников будет с двумя лезвиями, напоминающие рога горного тура, а часть каплевидные - более привычные для обывательского глаза.

"Я увлекаюсь стрельбой из лука и состою в клубе лучников "Афырхы" и бывает, что я вместе с коллегами делаю такие наконечники. Всего их будет шесть. Также хочу украсить их резьбой и, если останется время, сделаю насечки", - пояснил Давид.

Он также добавил, что древко стрел сделаны из сосны, а перья на их концах гусиные. Собрал эти снаряды художник Батал Джапуа.  

Посетитель "Аихамца" Дмитрий Сангулия из Гудауты остался под впечатлением от увиденного и того, как ловко мастера обращаются с раскаленным металлом, какую методику они используют в работе и как зрелищно все это выглядит со стороны. У Дмитрия даже появилось желание обустроить собственную небольшую кузню дома и начать постигать это ремесло.

Ролан Зантария, 76-летний физик-математик из села Хуап, называет себя мастером-любителем. Он тоже изготавливает абхазские ножи, но для себя. Проведение такого фестиваля пенсионер назвал настоящим праздником, который позволит возродить древние абхазские традиции и технологии.

482

Гастроли на арбах и спектакли в селах: как создавался абхазский театр

259
(обновлено 11:44 24.09.2021)
Об истории создания передвижного театра в Абхазии, который стал основой для развития театрального искусства в республике, читайте в материале Sputnik.

Спустя месяц после установления советской власти в Абхазии (4 марта 1921 года – ред.) Ревком создал комиссию, которая должна была детально изучить состояние искусства в республике. По решению этой комиссии был создан передвижной театр, руководителем которого стал основоположник абхазской литературы Дмитрий Гулиа.

Бадрак Авидзба, Sputnik  

Как создавался передвижной театр

Несмотря на то, что официальное решение о создании абхазского передвижного театра было принято после восстановления советской власти в Абхазии в 1921 году, фактически он возник еще в 1918 году, когда патриарх абхазской литературы Дмитрий Гулиа организовал передвижной театр на арбах.

"Хорошо осознавая роль искусства, особенно театрального, в деле пропаганды новых идей и роста сознания трудящихся, правительство срочно ставит вопрос об организации передвижного абхазского театра. Для осуществления этого решения был приглашен преподаватель Сухумской учительской семинарии Дмитрий Иосифович Гулиа. Любимый народом поэт, один из образованнейших людей абхазской интеллигенции, Дмитрий Гулиа возглавил это важное и нужное начинание. Он сам был в восторге от этого предложения", – пишет театровед Алексей Аргун в своей книге "История абхазского театра".

Искусствовед, директор Госмузея Дмитрия Гулиа Светлана Корсая говорит, что о создании абхазского театра Гулиа задумывался и до установления советской власти в Абхазии.

"В 1918 году Дмитрий Иосифович Гулиа, будучи педагогом учительской семинарии, задумался о создании абхазского театра. Об этом наверняка он думал раньше, потому что в его статьях, письмах мы узнаем о том, что без своего национального театра, нация существовать не может. Для всестороннего развития и существования культуры должен быть свой профессиональный театр", – отмечает она.

В том же 1918 году известный педагог Платон Шакрыл в городе Очамчыра поставил написанную им первую абхазскую трехактную пьесу "Из темноты на свет".

С 1918 по 1919 годы передвижной абхазский театр гастролировал в селах Очамчырского и Гудаутского уездов Абхазии. В репертуаре коллектива было два одноактных спектакля.

"Любой театр любого народа не может возникнуть из ничего. Когда мы говорим, что Дмитрий Гулиа является зачинателем абхазской литературы, мы забываем о том, что он является основателем абхазского национального театра. В 1918 году в учительской семинарии, объединив группу студентов, которые интересовались театром, он организовал передвижную труппу", - подчеркнула Корсая.

"По инициативе большого энтузиаста театрального искусства Антона Шакая при Сухумской учительской семинарии был организован абхазский литературно-драматический кружок. Вдохновителем кружка естественно был Дмитрий Гулиа, это была его идея, он занимался переводами русских и грузинских водевилей и одноактных пьес для постановок. Репертуар передвижного театра, конечно, был небольшой, всего два спектакля", – отмечает искусствовед.

Передвигались артисты-любители на арбах, выступать могли под большим ветвистым деревом, на большой поляне, где собирались местные жители и наблюдали за представлениями.

"Никто из них не был профессиональным актером, но Дмитрий Гулиа привлекал людей из профессионального русского театра, где ставили спектакли по роману Мордовцева "Прометеево потомство", это два спектакля – "Келешбей" и "Сафарбей". Их ставили приезжие профессиональные режиссеры, они дружили с Дмитрием Гулиа, Самсоном Чанба", - говорит Светлана Корсая.     

Дмитрий Гулиа глубоко изучал театральное искусство, поэтому любительский передвижной театр получал знания от своего создателя.

"Они назывались любительскими, но тот же Антон Шакая был очень профессиональным человеком, он специально не обучался режиссерскому искусству, но спектакли ставил он. Передвижной театр имел очень большой успех у публики", – заметила директор Госмузея Дмитрия Гулиа.

После установления советской власти

После установления советской власти в Абхазии одна из первых директив руководителя Центрального Исполнительного Комитета ССР Абхазии Нестора Лакоба касалась создания национального театра.

С любимой женой Сарией
© Фото : из книги Адиле Аббас-оглы “Моя Абхазия... Моя судьба”

"В очень тяжелое время, после гражданской войны, разрухи Лакоба понимал, что для того, чтобы сохранить народ, надо дать ему образование и возможность развивать культуру, то есть чтобы было национальное самосознание, должна быть национальная культура", – заметила Светлана Корсая.

Развивать культуру абхазского народа в то время было непростой задачей, так как большая ее часть не умела писать и читать. Чтобы поднять уровень культуры населения, руководители республики стали предпринимать меры.

"Руководство Абхазии стремилось поднять культурный уровень людей. К тому же после революции и установления советской власти они хотели внедрить свои идеи, сделать это проще всего через искусство. Советская власть установилась в марте, а уже в июне началась организация абхазского театра, основной которого были выпускники Сухумской учительской семинарии", – сказала искусствовед.

В своем произведении "Повесть о моем отце", сын Дмитрия Гулиа Георгий с юмором писал о том, как собиралась труппа театра.

"Это было очень интересно, потому что там еще нужны были женщины. Дмитрия Гулиа настолько уважали, что родители под его честное слово отдали в театр двух девушек. Это были Валентина Ачба и Вера Алания, обе сухумские, из очень хороших семей", – говорит Корсая.

Репертуар передвижного театра пополнился новыми постановками, в том числе пьесой "Да здравствует свобода!", которую Дмитрий Гулиа перевел с русского на абхазский язык.

"15 июня 1921 года по заданию "Главполитпросвета" Дмитрий Гулиа создал абхазскую труппу и подготовил репертуар, после чего выехали в районы Абхазии. За очень короткое время он перевел революционную пьесу и комедию "Я умер". В работе была задействована даже супруга Гулиа Елена Андреевна, которая собственноручно сшила занавес для этого театра. Самое интересное, что олень, который изображен на занавесе Абхазского драмтеатра, был нарисован Георгием Дмитриевичем Гулиа, и этот олень стал символом театра", - сказала Светлана Корсая.

  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Архивные фотографии абхазского театра
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 6
© Sputnik / Томас Тхайцук
Архивные фотографии абхазского театра

В отличие от театра, который был создан в 1918 году, театр, появившийся в 1921 году, уже обладал суфлером, занавесом и другими атрибутами.    

"Суфлером работал писатель Мушни Хашба, который в своих мемуарах вспоминал о создании театра. Начиная с 1921 года, увеличивая репертуар и труппу, этот театр занимался плодотворной работой, Дмитрий Гулиа был духовным отцом этого театра, он занимался очень многим – наукой, литературой и в то же время это был передвижной театр Гулиа", – заметила Корсая.

Жители сел практически ничего не знали о театре, поэтому перед выступлением труппы Дмитрий Гулиа выступал перед собравшимися.

"Перед началом спектакля он выступал перед жителями села. Гулиа уважали во всей Абхазии, он был величайшим авторитетом, люди в первую очередь собирались потому, что к ним приезжает Дмитрий Иосифович Гулиа, да еще со своим театром. Это было событие для села, и, конечно же, все село собиралось", - подчеркнула Корсая.

Выступая перед сельчанами, Дмитрий Гулиа говорил не только о театре, он рассказывал им о новостях, о культуре, о проблемах Абхазии.

"Когда он говорил, все слушали, затаив дыхание. Дмитрий Гулиа выступал, представлял спектакль, который будут показывать, после этого показывали постановку. Каждое выступление передвижного театра было большим событием, и это продолжалось до 1925 года, пока стационарно театр не стал абхазской труппой Сухумкого театра", – говорит она.

Театр, который был организован в 1918 году как любительский, перерос в профессиональный, была создана первая абхазская театральная студия под руководством Василия Домогарова. Выпускники этой студии стали корифеями абхазского театрального искусства, отметила Светлана Корсая.  

259

Палатка, костер и рыбалка: отпуск Путина в сибирской тайге

0
(обновлено 17:12 26.09.2021)
Владимир Путин отдохнул в тайге с Сергеем Шойгу. Они ловили рыбу, гуляли по горам и сплавлялись по реке на катере.

Отдых прошел в начале сентября после поездки главы государства на Дальний Восток. Путин часто выбирает тайгу для отпуска, который длится обычно несколько дней.

Как отмечал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, лидер России действительно "прикипел душой к Сибири" и любит этот регион.

0