Композитор Надежда Савенко

Композитор Савенко: всю красоту абхазских песен представлю домрой

599
(обновлено 19:17 12.10.2015)
Лауреат международных конкурсов, композитор из Адыгеи Надежда Савенко написала абхазскую сюиту.

СУХУМ, 2 окт – Sputnik, Анжелика Бения. В первое посещение Абхазии композитора из Адыгеи Надежду Савенко заинтересовала национальная культура, народные мелодии и напевы. У нее возникло желание собрать воедино находящийся по соседству, бесценный материал.

Приезжая в Абхазию, изучая фольклор и записывая народные песни, она переложила их на ноты для домры.

"В своей сюите "Сердце Абхазии" я попыталась выразить страдание, величие, любовь, гордость народа, народа с непростой и интересной историей, традициями", – сказала Савенко.

На домре Савенко играет уже 18 лет. Помимо этого народного инструмента, Савенко исполняет известные композиции на  гитаре, фортепиано, а сейчас осваивает еще и кларнет.

Савенко отметила, что перед тем как написать абхазскую рапсодию, ей нужно было знать смысл песен, которые она взяла за основу, прикоснуться к диалекту.

"Для того чтобы написать национальную музыку, нужно изучить культуру и знать язык. Я родилась в Адыгее и знаю адыгейский язык, а абхазский — нет, но они похожи. Мне помогают в Абхазии с переводами песен. Я уже знакома с абхазскими национальными инструментами, которые по звучанию заинтересовали меня", – сказала Савенко.

Как отметила музыкант, найти первоисточник старинных абхазских песен  очень сложно, а это очень важно в ее работе.

"В моей рапсодии есть известные в Абхазии мелодии песен "Антица", "Рица", "Ишпазури", мотивы лезгинки. Сложно, обрабатывать старинные песни, которые предназначены для голоса, не потеряв их основу, самобытность, раскрыть цветной палитрой на своем инструменте", – сказала Савенко.

© Sputnik Томас Тхайцук, Анжелика Бения
Сюиту на абхазские народные песни и мотивы сыграла Надежда Савенко

Созданная абхазская сюита уже была презентована в Сухуме. Надежда Савенко продолжает работу по изучению и сохранению культуры Абхазии, сейчас она планирует концерт в Сухуме.

"Хочу, чтобы абхазская сюита, которой я сейчас занимаюсь, прозвучала в Абхазии. Каждая часть должна быть узнаваема. Моя цель, сохранить и представить абхазские песни в новом ракурсе и свете, показать эту музыку другим народам, донести частичку Апсны по средствам музыки до каждого сердца, чтобы ее исполняли на разных инструментах не только в Абхазии", – сказала она.

Надежда Савенко учится на 4 курсе Ростовской академии имени Сергея Рахманинова. За время учебы она стала лауреатом международных конкурсов. Она поет в хоре православного собора святого Иоанна Кронштадтского в Ростове на Дону, выступает с оркестром русских народных инструментов "Дон". По словам композитора из Адыгеи, изучением абхазской культуры она занимается уже шестой год.

599
Теги:
национальные инструменты, музыка, Азия, Весь мир, Абхазия

Саид Гобечия

Сольный концерт абхазского оперного певца Саида Гобечия состоялся в Вене

488
(обновлено 15:06 19.10.2020)
Саид Гобечия – выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных, художественный руководитель музыкального фестиваля "Grand Opera Gala" в Абхазии.

СУХУМ, 19 окт – Sputnik. Сольный концерт оперного певца из Абхазии Саида Гобечия прошел в церкви Святого Петра в Вене, поделился сам артист со Sputnik.

"Я очень давно планировал концерт в Вене, но получилось только сейчас, в это непростое время, и я очень рад, что пришло много людей, собрался зал", - рассказал певец.

По его словам, концерт организован по его инициативе вместе с органисткой Татьяной Щербой.

"Татьяна является органисткой Собора Святого Петра, организуются эти концерты обществом органистов Собора", - рассказал Гобечия.

Певец исполнил на концерте произведения Баха, Генделя, Шуберта и других композиторов эпохи романтизма.

Впервые этот концерт Саид Гобечия представил в Абхазии летом 2020 года, в своем родном городе Пицунда.

Сейчас оперный певец приступил к работе над ролью Графа из оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта. На эту роль Гобечия получил приглашение от венского театра Ан дер Вин. Премьера спектакля состоится 22 ноября.

Саид Гобечия – оперный певец из Абхазии, окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных и обучается в Венской консерватории.

Гобечия – художественный руководитель ежегодного музыкального фестиваля "Grand Opera Gala" в Абхазии.

488

В камерной обстановке: РУСДРАМ подвёл итоги 39-го театрального сезона

265
(обновлено 21:23 17.10.2020)
В РУСДРАМе подвели итоги 39-го театрального сезона в субботу 17 октября впервые без присутствия зрителей в зале.

39-й театральный сезон в РУСДРАМе планировали завершить одним из последних спектаклей, "Кровавой свадьбой" режиссера Марии Романовой ещё в четверг 15 октября. Но новые ограничения из-за пандемии коронавируса внесли коррективы в планы театра. И торжественную церемонию закрытия сезона пришлось провести в онлайн-формате для зрителей.

Сария Кварацхелия, Sputnik

Вмешался карантин

Впервые за последние годы Русский театр имени Искандера подводит итоги непривычно без зрителей. Из-за новых ограничений в республике заключительный спектакль этого сезона, "Кровавую свадьбу", пришлось отменить. Но церемонию награждения актеров и друзей театра – никто не отменял. И потому в РУСДРАМе решили провести его в камерной обстановке. Конечно, не без зрителей. На этот раз они могли смотреть церемонию в прямом эфире на страничках театра в соцсетях.

© Sputnik / Томас Тхайцук
РУСДРАМ подвёл итоги 39-го театрального сезона. На фото: директор театра Ираклий Хинтба

"Обычно закрытие сезона и подведение итогов зрительского голосования проходит после показа спектакля. В планы вмешался карантин. Завершаем 39-й театральный сезон. Несмотря на все сложности и обстоятельства непреодолимой силы сезон был чрезвычайно интересным и успешным", - начал приветственное слово гендиректор театра Ираклий Хинтба.

Именно в 39-м сезоне театр выпустил премьеры "Электра", "Приключения Буратино", "Оскар", "Кровавя свадьба", "Радость вопреки всему", которые пользуются успехом у зрителей.

Хоть у актеров более трёх месяцев не было возможности играть на сцене, за весь сезон РУСДРАМ сыграл 104 репертуарных спектакля. 

"104-м был гастрольный показ "Кьоджинских перепалок" в Липецке, где мы получили диплом как лауреаты старейшего театрального фестиваля в престижной номинации "Лучший актерский ансамбль". Хочу сказать, что это не диплом какого-то фестиваля. У людей девальвированное восприятие, потому что часто наши коллективы выезжают привозят дипломы, но пусть они не обижаются, надо правду говорить, что есть серьезные фестивали, жюри, которым нужно доказывать профессиональный уровень. И победа на фестивале в Липецке показатель нашего уровня", - подчеркнул Хинтба. 

Гендиректор отметил, что театр выдержал уровень предыдущего сезона, и это, по его мнению, – большое достижение. 

"Мы не оправдывали свое бездействие какими-либо обстоятельствами, мы действовали, мы работали и преодолевали эти обстоятельства. Мы не жаловались. И старались быть на плаву. Старались сделать так, чтобы коллектив не растренировывался. Старались погружаться в непривычные формы работы – выпустили несколько онлайн-проектов, сделали качественные телеверсии наших спектаклей", – напомнил Хинтба. 

По его словам, сезон не был насыщенным с точки зрения поездок, но были "Большие гастроли" в несколько российских городов. 

Ираклий Хинтба поделился и планами на предстоящий театральный год, в котором запланировано много и фестивалей, и гастролей.

"Но год непредсказуемый, поэтому не хочу даже конкретные планы озвучивать. Масштабные премьеры запланированные на конец нынешнего года, такие как рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда" и документальный спектакль о Владиславе Ардзинба, переносятся на 2021 год. Завершим 2020 год двумя премьерами моноспектаклей "Последний из ушедших" по Баграту Шинкуба и "Ниоткуда с любовью" по Бродскому. Мы перешли на камерный формат. Соблюдаем все предписания, театр не работает на зрителя. Извлекаем из этого тоже положительное для себя", - добавил он.

Выбор зрителей

Перед тем, как перейти к церемонии награждения актеров и режиссеров, Ираклий Хинтба отметил друзей театра, которые поддерживали РУСДРАМ в 39-м сезоне.

Специальными грамотами были награждены предприниматели Николай Ачба, Евгений Палант, Борис Барциц, оперная певица Хибла Герзмава, журналисты Марианна Котова, Надежда Боровикова, Мадина Бганба, Индира Барциц и Манана Гургулия. Грамоты удостоился и шеф-редактор информационного агентства и радио Sputnik Абхазия Дмитрий Нездоровин. 

"Спасибо дорогие журналисты за то, что вы с нами. Культура – то, что нас спасает", – отметил Хинтба и перешёл к награждению работников театра. 

Впервые вручили диплом лучшему работнику театра в сезоне – художнику-бутафору Аслану Куркунава. 

Лучшим онлайн-проектом стал мюзикл на крыше РУСДРАМа "Иисус Христос – супер звезда" Дэниела Яковиди. 

Победа в номинации "Лучшая мужская роль второго плана" досталась Саиду Лазба за исполнение роли Луны в спектакле "Кровавая свадьба". А лучшей женской ролью второго плана выбрали роль Марины Сичинава в спектакле "Оскар".

© Sputnik / Томас Тхайцук
РУСДРАМ подвёл итоги 39-го театрального сезона. На фото: актер Саид Лазба

Лучшей работой художника-постановщика зрители выбрали Юлиану Лайкову за спектакль "Электра". В номинации "Лучший режиссер" победила Мария Романова.

"Лучшая мужская роль" досталась Джамбулу Жордания за исполнение роли в спектакле "Оскар". А "Лучшая женская роль" – Мадлене Барциц за роль в "Кровавой свадьбе". Лучшим спектаклем 39-го сезона зрители выбрали "Кровавую свадьбу" режиссера Марии Романовой.

© Sputnik / Томас Тхайцук
РУСДРАМ подвёл итоги 39-го театрального сезона. На фото: актириса Мадлена Барцыц

"Большая благодарность этому театру, коллективу. На самом деле огромное счастье и любовь – творить с вами, совершать какие-то подвиги над собой", – отметила Романова. 

39-й театральный сезон Русского театра драмы имени Искандера открылся премьерой спектакля "Электра" 29 октября 2019 года.

265

Имперские амбиции Польши и повторение ошибок: из последнего интервью Анджея Валицкого

35
(обновлено 11:53 20.10.2020)
Историк идей, профессор Анджей Валицкий (скончался в августе 2020 года – ред.) в последнем интервью, рассказывал о наполовину восточной, наполовину западной Польше, имперской ностальгии страны, авантюризме и заблуждениях.

СУХУМ, 20 окт – Sputnik. Развитию Польши главным образом мешает комплекс неполноценности по отношению к Западу, компенсирующийся комплексом превосходства по отношению к Востоку, приводит слова историка Анджея Валицкого "Коммерсантъ".

"Мы занимаемся самообманом, убеждая себя в том, что являемся частью Запада. Не являемся и никогда не были. Мы наполовину восточные, наполовину западные. В каждом из нас это есть. И еще имперская ностальгия. Мы хвалимся, что у нас была страна многих культур. Но это была всего лишь страна нескольких отдельных культур, существовавших обособленно, не вместе. А мы хотели эту страну сделать сарматской", - говорил он.

Кроме того, по мнению Валицкого, у польского общества развиты имперские мечтания.

"Польша, которая однажды уже спасла мир от коммунизма, должна быть избранным, стратегическим партнером США, по-прежнему защищающим мир от коммунизма и левацких идей, воплощением которых является Россия. Таким образом мы заменили миф стремления к свободе мифом русофобского союза под знаменами реакции. И очень гордимся этим. Люди, которыми овладели такие мечтания, переживают отношения с миром в форме великого страха. Поэтому мы продолжаем искать похвал и одобрения", - заметил историк.

Имперские амбиции также присущи Польше, что мешает налаживанию отношений с соседними государствами, говорил он.

"Даже с украинцами мы не смогли построить ничего долговечного. Мы заботились только о земельных владениях. Мы относились к русинам как к невольничьей черни. Не хотели строить с ними совместно империю. Мы хотели, чтобы они были подданными нашей империи. Мы не в состоянии ничего делать совместно. Мы продолжаем стремиться к какой-то конфронтации и доминированию. Вовне и внутри", - сказал Анджей Валицкий.

Польша как страна живет с ощущением страшной обиды за то, что ей не удалось спихнуть Россию в Азию — туда, где место потомкам Чингисхана, подчеркнул он.

"Но мы не хотим быть на рубежах Запада. Мы хотим быть в центре. Поэтому пытаемся отделиться от Востока государствами, которые станут порубежьем. Поэтому после Литвы, Латвии, Эстонии мы хотим присоединить к Западу Белоруссию и Украину. Это — наша официальная государственная доктрина", - отметил историк.

Польша, продолжил ученый, не может по-партнерски договориться не только с русскими, но и с украинцами, белорусами, литовцами.

"Мы продолжаем относиться к ним потребительски, с позиций превосходства, патерналистски. Они это чувствуют, видят, слышат. А нас не хватает хотя бы на один добрый жест. Даже когда после катастрофы самолета русские вели себя сердечно, с сочувствием, доброжелательно. В газете Березовского напечатали дифирамбы Леху Качиньскому, поскольку в речи, которую он не успел произнести, он признал, что Катынь — это наша общая трагедия, одно из многих преступлений "большой чистки", - сказал он.

Анджей Валицкий (15 мая 1930 года — 20 августа 2020 года) был последним из живших столпов варшавской школы истории идей, которую кроме него в 50–60-е годы XX века создавали в Варшавском университете Бронислав Бачко, Лешек Колаковский и Ежи Шацкий. Так же как и остальные (кроме Шацкого), он был вынужден заниматься научной деятельностью в основном за пределами Польши, в том числе в университетах Австралии и США.

35