Незаконный ребенок и любимое дитя: тайна рождения Леонардо да Винчи

328
(обновлено 12:27 02.05.2019)
2019 год объявлен Годом Леонардо да Винчи, 2 мая исполняется 500 лет со дня смерти великого художника и ученого эпохи Возрождения.

СУХУМ, 2 мая - Sputnik. Итальянский художник, ученый, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, во всем мире 2019 год объявлен годом "универсального человека", Леонардо.

В Италии уже стартовала большая выставочная программа — основные мероприятия пройдут во Флоренции и Милане. Масштабная экспозиция откроется осенью в Лувре.

Еще один шаг к расшифровке кода да Винчи сделал бывший министр иностранных дел Абхазии, ученый Вячеслав Чирикба. В июне 2018 года в свет вышла книга под названием "Загадка Катерины. Кем была мать Леонардо да Винчи?". В ней Чирикба исследует абхазские корни матери Леонардо, предполагая, что она была белой рабыней с побережья Кавказа, и более того, возможно, была абхазкой.

Ученый объясняет, что на черноморском побережье в то время было 39 факторий, из них 19 в Абхазии. Главным экспортом, по его словам, были белые рабы, которые поставлялись на рынки Италии, Испании, Египта и Сирии.

На исследование этой теории его натолкнула прочитанная книга, в которой говорилось о Катерине абхазке, жившей во Флоренции и служившей домашней рабыней в доме у нотариуса, а отец Леонардо да Винчи был нотариусом. По словам Чирикба, Катерина-абхазка появилась в доме у нотариуса за три года до рождения Леонардо.

© CC0
«Джоконда» — картина Леонардо да Винчи

Ученый подчеркивает, что его работа - историческое эссе, в котором изложена одна из самых многообещающих версий.

Исследователи продолжают изучать жизнь и творчество легендарного мастера, сообщая новые подробности его биографии.

В издательстве МИФ на русском языке выходит книга итальянского искусствоведа Алессандро Веццози "Леонардо да Винчи и его вселенная". С разрешения издательства РИА Новости публикует отрывок из работы одного из крупнейших знатоков творчества да Винчи.

Недавняя находка — документ, которым Антонио да Винчи, дед Леонардо, утверждает связь ребенка с семьей и устраняет таким образом все двусмысленности и мнимые тайны, связанные с детством художника.

Нам известно точное время, когда родился Леонардо: три часа ночи — через три часа после чтения молитвы Ave Maria (в современных сутках это 22 часа 30 минут), суббота, 15 апреля 1452 года...

Он родился не в законном браке, однако его появление на свет и происхождение не стали скрывать.

По всей видимости, это дитя считалось рожденным не во грехе, а в любви. И об этом напоминает серия анатомических рисунков Леонардо, дополненных комментариями художника.

Два отца, пять матерей и восемнадцать братьев

Все соседи съехались в поместье да Винчи, чтобы отпраздновать рождение Леонардо и окрестить его. Невероятно, но факт: у ребенка пять крестных матерей и пять крестных отцов, все из той же деревни. Среди них Ариго ди Джованни Тедеско, управляющий Ридольфи, аристократического флорентийского семейства, которому принадлежали земли и дома в Винчи. С самых первых дней ребенок принят в отцовском доме, что напротив ратуши, и никоим образом не исключается из семьи.

Мать мальчика зовут Катерина, фамилия ее до сих пор точно не известна. Благородных ли она кровей, как о том пишет первый биограф Леонардо? Или это дочь лесоруба Боскайоло ди Черетто Гуиди? С уверенностью можно сказать только одно: она из круга близких отца Леонардо.

Через несколько месяцев ее выдали замуж, но не за сера Пьеро, а за его друга, Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка да Винчи. Он работал в гончарной мастерской монастыря Святого мученика Петра. (Позднее отец Леонардо и его дядя Франческо восстановят эту обитель и будут ею управлять.)

Антонио дель Вакка носит красноречивое прозвище Аккаттабрига (Спорщик). Супруги уезжают в Кампо-Дзеппи, что в соседнем приходе Сан-Панталео. Через год после Леонардо Катерина родила девочку Пьеру, а затем еще четверых детей. Отец Леонардо — сер Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи. Ему двадцать пять лет, и как минимум уже четыре года он служит нотариусом, в основном в Пизе и Флоренции.

Через несколько месяцев после рождения Леонардо он женился на шестнадцатилетней Альбьере дельи Амадори, девушке из богатой флорентийской семьи. В 1464 году во Флоренции она умерла при родах. На следующий год сер Пьеро снова вступил в брак.

Его новая жена, Франческа ди сер Джулиано Ланфредини, умерла в 1473 году, не оставив детей. Антонио, первый брат Леонардо по отцовской линии, появился на свет в 1477 году. Его матери Маргарите ди Франческо ди Джакопо на тот момент было восемнадцать лет, впоследствии она родила еще пятерых детей.

© CC0
Чертежи Леонардо да Винчи

Наконец в 1485 году сер Пьеро женился на Лукреции ди Гульельмо Кортигиани, от которой у него будет семеро детей. Пятидесятипятилетний Леонардо обращался к ней "дорогая и милая мама".

Винчи: имя и эмблема

Леонардо был незаконнорожденным, однако в архивных документах он всегда упоминается как ди сер Пьеро да Винчи, то есть сын Пьеро да Винчи. Под этой фамилией его, двадцатилетнего профессионального художника, внесли в реестр Гильдии святого Луки.

"Да Винчи" не означает, что он родился в деревне Винчи. Родись он во Флоренции, его бы назвали так же.

Семья Да Винчи связана с этой местностью с XIII века. Прадед Леонардо, тоже сер Пьеро да Винчи, был известен как нотариус, хранитель печати и посол Флорентийской республики. Винчи — сельская коммуна.

Территорию между Монтальбано и долиной Арно занимали сначала этруски, потом римляне. Здесь находятся средневековый замок графов Гвиди, церковь Санта-Кроче, богадельня и немногочисленные дома.

"Винчи — это замок, происхождение которого восходит к гигантам. С великой яростью и гордыней ополчились они против неба, которое наказало их и пристыдило". Эта цитата из приложения к старинным уставам коммуны напоминает басни, сочиненные Леонардо.

В небольших нравоучительных аллегориях о наказании гордыни он использует вычурные театральные метафоры, смешивает научные знания и народную мудрость.

Один из примеров — "метеорологическое" определение морской воды, которая вознамерилась вознестись выше небес, однако пролилась дождем и в наказание была поглощена землей, где и несла покаяние.

Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор присутствует в его рукописях и некоторых картинах, например "Даме с горностаем" и "Джоконде".

Любознательность и крестьянский быт

В детстве в воспитании Леонардо практика преобладала над теорией. Он жил в семье нотариуса, при этом постоянно контактировал с селянами, делавшими вино, масло, муку, и знал о крестьянском быте не понаслышке.

Его дед Антонио владел землями, которые иногда обрабатывал своими руками. Любимый дядя Франческо приобрел мельницу, а брат Джованни стал трактирщиком и мясником. Будущий изобретатель механических конструкций всматривается в землю под ногами, в "мельчайшие капли росы" — и стремится понять природу Вселенной.

Левша

С малых лет у Леонардо был так называемый зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа — как в письменах древних цивилизаций. В наше время так пишут, например, арабы и евреи.

Чаще всего в тетрадях он сначала заполнял правую страницу, затем левую. Однако в этих записях нет никакого скрытого, а тем более "дьявольского" смысла.

© Sputnik / РИА Новости
Скульптура "Леонардо да Винчи". Художник Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский

Довольно часто встречающуюся особенность письма не стали корректировать в детстве. Это свидетельствует одновременно и о свободе воспитания, и о его ограниченности — незаконнорожденный сын не получает системного образования.

"Нормальный" почерк дается Леонардо не так легко. Он пользуется "общепринятым" методом, если важна четкость изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца.

Свои официальные и личные письма Леонардо также старательно выписывает. Рисует же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника. По мнению графологов, зеркальный почерк говорит о сильном стремлении к власти.

328
По теме
Код да Винчи: абхазский след в судьбе итальянского художника
Чирикба о матери Леонардо да Винчи: есть вероятность, что она абхазка

Открылась экспозиция конкурсных проектов на создание памятника Сергею Багапш

487
(обновлено 16:31 24.02.2021)
Выставка конкурсных работ на создание памятника второму президенту Абхазии продлится в Сухуме до 3 марта.

СУХУМ, 24 фев – Sputnik, Бадрак Авидзба. Экспозиция конкурсных проектов памятников второму президенту Абхазии Сергею Багапш открылась в Центральном выставочном зале Союза художников в среду 24 февраля.

"В конкурсе принимают участие десять проектов, девять из которых связаны с Сухумом, один - с Очамчырой. Будет определен лучший памятник для установления на площади имени Сергея Багапш. Также памятник будет установлен на площади перед администрацией Очамчырского района", - сказал министр культуры Абхазии Гудиса Агрба.

Все желающие могу посетить Центральный выставочный зал Союза художников, чтобы оценить представленные работы, отметил он. 

"Третьего марта Государственная монументальная комиссия проведет заседание, где будет выбран лучший проект. В Госкомиссию входит 14 человек - это скульпторы, художники, профессионалы в своем деле", - сказал Агрба.

  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
1 / 9
© Sputnik / Марианна Кубрава
Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ

Кроме того, на сайте Министерства культуры пройдет онлайн голосование представленных конкурсных работ, итоги будут приравнены к одному голосу участника конкурсной комиссии, проинформировал министр.

Член конкурсной комиссии Нугзар Логуа отметил, что представленные работы выполнены с хорошим вкусом.

"Радует, что в конкурсе приняли участие молодые архитекторы и дизайнеры, они использовали новые методы и формы. Думаю, что из представленных проектов есть что выбрать", - сказал он.

Конкурс на памятники второму президенту был объявлен 1 июля 2019 года. Второй президент Абхазии Сергей Багапш родился 4 марта 1949 года. В 2005 году был избран президентом Абхазии, в 2009 году переизбран на второй срок. Ушел из жизни 29 мая 2011 года. 

 

487
Писатель Константин Александрович Федин

Советский писатель Федин об Абхазии: "пастила, люди там - карамель"

422
(обновлено 12:50 24.02.2021)
В день рождения советского классика Константина Федина Sputnik вспоминает, как часто писатель гостил в Абхазии, которая вдохновила его на создание нескольких новелл о ней, ярко передающих атмосферу и национальные особенности той эпохи.

Sputnik

Старый Сухум

"Белое облачко проплывало над ним, он вгляделся, ему почудилось, что белые домики столицы убегают в розовое море. Он зажмурился… Как белое облачко в небе – так Сухум-Кале во вселенной". Так заканчивается рассказ Федина "Соук-Су" из абхазского цикла. Писатель  впервые приехал в Абхазию в 1924 году. Он тогда только закончил свой самый известный роман "Города и годы", отдыхал, путешествовал по Кавказу. Впечатления об Абхазии выросли в две новеллы. Сухум Федина – город на перекрестке цивилизаций, смешение языков и национальностей, экзотичный восток с ломаной русской речью.

"Время шло своим чередом, и Хасай думал: "Недаром я учился в Сухум-Кале, такая бочка, туда-сюда, десять червонцев потянет, одной работы сколько…"

Но коли много работы – не грех и отдохнуть. Хасай прикрывал дверь и накалывал на гвоздик записочку: "Ажiдай голюбчик немножка" (фрагмент рассказа "Бочки").

Главный герой "Суок-су" – абхаз Измаил, решивший летом торговать холодной водой на сухумском рынке. В двадцатые годы это была востребованная работа. Торговцы набирали в бочонок холодную воду в источнике недалеко от храма и продавали ее кружками в солнцепек на рынке и набережной. Торговали водой в основном турки, абхазы считали такую работу ниже собственного достоинства. "Суок-Су" — холодная вода на ломаном турецком, крик уличного торговца.  Начав торговать "Суок-Су", Измаил встречает осуждение и насмешки соотечественников. Как отомстить обидчикам, когда советская власть отменила кровную месть, и за одну угрозу смерти могут потащить в местный комитет?

Хасай из "Бочек" – турок или перс. Национальность Федин не оговаривает, лишь указывает, что он не абхаз. Нелепый старик не знает, чем заняться, открывает лавку и не может решить, чем торговать.

Потом передумывает с торговлей и опять встает в ступор: сделать бочку под вино или лестницу, чтобы оборвать виноград.

"Хасай нанял абхаза, у которого нет своего сада, собирать виноград. Условие было простое: половина сбора – Хасаю, половина – абхазу. Тот собрал, что можно было достать с табуретки. Запас вволю вина, насушил, потом бросил.

– А как же наверху? – спросил Хасай.

– Мне больше не надо, – сказал абхаз. – Хочешь, пришлю мальчишек, пусть себе сломят голову.

Но мальчишки не пришли: им было скучно лазить по крыше и деревьям, когда винограду было сколько хочешь на изгородях".

Через одиннадцать лет писатель снова вернулся в Абхазию и дописал в абхазский цикл еще одну новеллу "Член делегации". Председателя табаксовхоза из Лыхны отправляют делегатом в Армению. Он всю дорогу учит речь, боится ее забыть, но на съезде забывают об абхазском делегате.

Опальный художник

Первые две новеллы вышли под общей обложкой в 1927 году с названием "Абхазские рассказы". Иллюстрации к книге делал ученик Петрова-Водкина, друг Шостаковича и Хармса, театральный художник и график Борис Эрбштейн. Сейчас эта книга – библиографическая редкость. В Национальной библиотеке Абхазии ее нет. Найти первое издание "Абхазских рассказов" удалось только на сайте Российской государственной детской библиотеки. Но увидеть  иллюстрации Эрбштейна, как выяснилось, не судьба. В описании книги сказано, что сохранился единственный экземпляр и он доступен только для посетителей библиотеки.

Сборник рассказов Константина Федина
© Sputnik
Сборник рассказов Константина Федина

Чтобы понять, почему эта книга больше не переиздавалась с иллюстрациями этого художника, нужно обратиться к биографиям Эрбштейна и Федина.

Судьба у Бориса Эрбштейна трагическая. Он учился в театральной студии Мейерхольда и параллельно занимался живописью. Создавал декорации спектаклей и иллюстрировал книги. В 1932 году арестован по 58-й статье "Контрреволюционная деятельность", пункт 10 "Призыв к свержению советской власти". Отделался ссылкой. Через четыре года разрешили вернуться в Ленинград. Эрбштейн снова работал в театре до следующего ареста в сентябре 1941 года. В этот раз та же статья, только пункт 6 "Шпионаж", приговор – десять лет лагерей. После двух лет на спецстройке в Сибири его перевели в живописный цех мебельной фабрики МВД (был и такой). Освободился художник в 1946 году, реабилитирован в 1958-ом. В 1964 году, оставшись без средств к существованию, он пытался оформить пенсию. Ему в ней отказали, и Борис Михайлович покончил с собой.

В судьбе художника и скрывается загадка неизвестных ныне иллюстраций. Константин Федин был талантливым писателем, но личностные качества у него, скажем прямо, страдали. Он был человеком нерешительным, постоянно боялся ареста. Выступал против Солженицына, пальцем не пошевелил, чтобы помочь своему другу Пастернаку, хотя на момент его травли был уже крупным функционером и имел вес в СССР. Скорее всего, Федин постарался забыть, что первое издание "Абхазских рассказов" иллюстрировал опальный Эрбштейн. Больше новеллы с этими рисунками не издавались. Нам остается только разглядывать обложку и гадать, каким же Эрбштейн изобразил старый Сухум.

Антон Чехов
© Sputnik / РИА Новости

Шакалы под окном

Остается только добавить, что в 1970 году "Абхазские рассказы" вышли на абхазском языке в переводе Алексея Гогуа. Федин после войны зачастил в Абхазию. Он приезжал на восьмидесятилетний юбилей Дмитрия Гулиа. Сохранилось письмо писателя к старейшей работнице Ботанического сада Надежде Величко, с которой он подружился в Сухуме. Для нас оно представляет мало интереса. Гораздо любопытней его послание Горькому от 7 декабря 1924 года с впечатлениями от первого визита: "Это не страна, а какая-то пастила, и люди там, как карамель. И – конечно – это не Россия! Мы там даже не гости, а так, какие-то пассажиры: дышим, пока нас не стряхнул под откос возница. Я жил некоторое время в Гудаутах, где к моему дому в сумерки подбирались стаями шакалы и выли всю ночь напролет. Бродил по реке Келасури (под Сухумом) и был в гостях у честных абхазских разбойников, которые платят налоги на украденные табуны скота".

В последние годы Федин об Абхазии не писал, хотя приезжал часто. Останавливался в Гудауте на даче писательницы Евдокии Никитиной или в ныне разрушенной гостинице "Абхазия" в Сухуме.

Русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент Константин Федин родился 24 февраля 1892 года в Саратове.

422

Такие обстоятельства: Дбар о проблеме утилизации мусора в Абхазии

0
(обновлено 10:03 26.02.2021)
Директор института экологии АН Абхазии Роман Дбар в эфире радио Sputnik рассказал о проблеме мусорных свалок в мире, в частности в Абхазии, и как можно минимизировать влияние на окружающую среду.

Проблема утилизации твердых бытовых отходов с каждым годом становится острее, и острота ее не снижается, сказал Дбар в беседе на радио.  

Такие обстоятельства: Дбар о проблеме утилизации мусора в Абхазии

"Проблема только накапливается, это связано с тем, что современное общество потребляет много разных продуктов, которые упакованы в так называемую гиперупаковку. Если сравнить ситуацию с советским временем, картина была совершенно иной, потому что в большей части использовались натуральные материалы. Сегодня же любая вещь, которую мы покупаем в магазине, она многократно упакована, в большей части это пластик, трудно разлагаемые материалы, которые в природной среде могут оставаться очень длительное время. Естественно, что все это реками выносится в море, в океан, и если брать Абхазию, то картина у нас выглядит также остро, как и во всем мире", - рассказал Дбар.

Строительство полигона твердых бытовых отходов в Абхазии само по себе проблему мусора не решит, отметил директор Института экологии АН Абхазии.

"Проблема останется такой же острой, если наряду с полигоном твердых бытовых отходов не будет создана вообще вся система. Надо начать разделять этот мусор. Мусор, будучи разделенным, он должен быть компактирован, просто принести и выбросить, как это сейчас делается, или на полигон твердых бытовых отходов, это ничего не изменит. Для того чтобы картина поменялась, мусор нужно сортировать, и это нужно делать в близости от места образования этого мусора, в городах и поселках. В районе должна быть одна сортировочная станция, которая будет сортировать мусор и там же его компактировать так, чтобы объем его уменьшился и затем его свозить на мусорный полигон. Мусор должен быть предназначен для длительного хранения в надежде на то, что в ближайшей перспективе удастся его переработать", - сказал Дбар.

Полную версию интервью слушайте в аудиофайле.

 

 

 

0