На сцене "иностранцы": второй день вокального конкурса "Абжьы зхоу"

739
(обновлено 15:58 26.06.2019)
О том, как прошел второй день вокального конкурса "Абжьы зхоу", с каким репертуаром вышли на сцену молодые исполнители, какие образы они выбрали для выступлений, и как на это реагировало жюри, читайте в материале корреспондента Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Поколение "некст"

К семи вечера вторника зрители уже заняли места в зале Госфилармонии и стали дожидаться начала выступлений участников второго дня конкурса "Абжьы зхоу", но концерт все никак не начинался. Публика аплодисментами намекнула на то, что пора поднимать занавес и, спустя пару минут, под яркие огни прожекторов на сцене появились ведущие.

Во второй день конкурса "Абжьы зхоу" 16 молодых вокалистов исполнили зарубежные песни в различных жанрах. За день до этого они пели исключительно на абхазском языке. То, что программа будет разнообразной и даже оригинальной, можно было заподозрить  по сценическим костюмам конкурсантов.

Особенно выделился мальчик лет десяти в кожаной безрукавке, штанах и напульсниках с металлическими шипами, в солнцезащитных очках. В том, что он будет исполнять рок-композицию, сомнений не было.

Второй день вокального конкурса Абжьы зхоу
© Sputnik / Томас Тхайцук
Десятилетний "рокер" Алан Кархалава

В состав жюри "Абжьы зхоу" вошли музыкант, автор песен и продюсер Анри Гумба, музыкант, участник проекта "Голос" Денис Хагба, шоумен Эрик Микаа, лауреат международных конкурсов, ученица Ларисы Долиной Саида Агрба. Судейская коллегия оценивает выступления конкурсантов по десятибалльной системе, набравшие наибольшее количество баллов будут претендовать на победу на Гала-концерте 26 июня.

Конкурсанты старались не только покорить сердца зрителей и жюри своим вокалом, но и удивить хореографией. С обеими задачами прекрасно справились сестры Арина и Наина Отырба, которые исполнили песню американской артистки Джесси Джи "Price Tag".

Жюри похвалило конкурсанток за отличное исполнение и подбор репертуара. Денис Хагба признался, что дуэт напомнил ему его собственное выступление вместе с родным братом Тимуром на сцене российского телепроекта «Голос».

Затем на сцену вышел десятилетний "рокер" Алан Кархалава. Энергичный юноша спел песню легендарной рок-группы AC/DC "Highway To Hell" и сделал он это довольно зажигательно. Образ, который Алан решил на себе примерить, жюри оценили по достоинству.

"Алан, какая мощь. Это просто невероятно. Если человек в свои десять лет чувствует себя так свободно на сцене, я не представляю, что будет дальше", - поделилась впечатлениями Саида Агрба.

Молодая артистка Алиса Бутба выбрала для выступления довольно сложную композицию победительницы "Евровидения - 2012"  Лорен "Euphoria". В этой песне, отметил Анри Гунба, много "ловушек" для исполнителя.

"Я эту песню никому не советую выбирать для конкурса, так как в ней много "ловушек". Исполнять ее может очень профессиональный артист с четким слухом, потому что в куплетах там нет счета. Аранжировка сделана для конкретного человека", - сказал Гунба.

Эрик Микаа, который еще вначале вечера объявил себя "добряком", назвал выступление Алисы мощным, смелым и красивым.

Второй день вокального конкурса Абжьы зхоу
© Sputnik / Томас Тхайцук
Эрик Микаа

На опыте

Проект "Абжьы зхоу" разбит на два блока, вернее на две группы – младшую и старшую. Самому взрослому конкурсанту 16 лет, а младшему девять. Выступления более взрослых участников, конечно же, во многом отличались от коллег по цеху более молодого поколения. Чувствовались уверенность и опыт.

Первой в старшей группе на сцену вышла София Аслояни с песней Эллы Фиджеральд "All оf me". После выступления жюри долго не отпускало молодую вокалистку. Помимо профессиональной оценки,  ей дали немало полезных советов на будущее, в том числе, по импровизации, одной из основ джаза.

Второй день вокального конкурса Абжьы зхоу
© Sputnik / Томас Тхайцук
София Аслояни с песней Эллы Фиджеральд "All оf me".

"София легких путей не ищет", - выразил мнение Анри Гунба, но при этом похвалил конкурсантку за то, что она проявила характер и не побоялась взяться за такое сложное музыкальное произведение.

Восторг и бурю аплодисментов вызвало в зале и среди судейской коллегии выступление Николь Анкваб. Под приглушенный свет молодая певица в белом платье вышла на сцену из "тумана" и спела песню "Russian rullet" Рианны. Это ее выступление было намного лучше, чем за день раньше, сказал Микаа и признался, что его "зацепило".

Второй день вокального конкурса Абжьы зхоу
© Sputnik / Томас Тхайцук
Николь Анкваб

Конкурсантке Венере Миносян  удалось по-настоящему вжиться в образ российской певицы Анжелики Варум . У жюри даже сложилось впечатление, что вот-вот на сцену выйдет Леонид Агутин и поддержит вокалистку игрой на гитаре.

Едва поместились в обеих руках букеты, которые подарили поклонники Валерии Перцхелия за ее исполнение песни "Chandelier" певицы Сии. Свою долю аплодисментов получила и полуфиналистка проекта НТВ "Ты Супер! Танцы" Милена Тачулия, которая танцем поддержала выступление Валерии.

"До мурашек", - так оценила выступление Перцхелия член жюри Саида Агрба.

Второй день вокального конкурса Абжьы зхоу
© Sputnik / Томас Тхайцук
Валерия Перцхелия

Девочки, сидевшие в первых рядах, пришли поддержать Валерию Перцхелия с плакатом, который они пытались поднять как можно выше над головой, чтобы артистка смогла разглядеть. Они рассказали, что выступление одноклассницы им очень понравилось и надеются, что она выиграет в конкурсе.

В завершение второго дня "Абжьы зхоу" жюри поставило оценки конкурсантам. Было много "десяток" и "девяток", но не обошлось без оценок пониже.  Ведущие конкурса Хибла Мукба, Ялса Зантария, Сания Тания, Есения Бутба пригласили всех на Гала-концерт, который состоится в Абхазской Государственной филармонии имени Рождена Гумба в среду, 26 июня. Обещали много сюрпризов.

739
Теги:
конкурсы
По теме
Жюри конкурса "Абжьы зхоу" оценит не только вокальные данные участников
Попасть в "голос": как прошел кастинг музыкального конкурса "Абжьы зхоу"
За кулисами праздника: Sputnik побывал на репетиции "Абжьы зхоу"

- мертвец!": премьера комедии "Цилиндр" прошла в Абхаздрамтеатре

232
(обновлено 17:13 08.07.2020)
В Абхазском драматическом театре имени Самсона Чанба прошла премьера спектакля "Цилиндр" по пьесе итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо в постановке молодого режиссера Бенара Кове.

О том, как прошла премьера комедии "Цилиндр", для скольких людей постановка стала первой в жизни, где находятся места настоящих театралов и почему в спектакле оживают мертвецы, читайте в материале Sputnik Абхазия.

Амра Амичба, Sputnik

Ряд театралов

"Бзиала шэаабеит! (Добро пожаловать - абх.)", - приветствовали билетеры зрителей у дверей Абхазского драмтеатра.

Пришедшим на первый после карантина спектакль руки у входа обрабатывали антисептиком.

"Я подготовилась, прочла пьесу Эдуардо де Филиппо. У него же все такое юмористичное. И пьеса "Цилиндр" веселая", - поделилась зрительница, поднимаясь по красивой лестнице театра.

Другая зрительница в зале пожаловалась, что далековато от сцены оказались места.

"Это места настоящих театралов. Не надо считать, что далеко сидим", - пояснила ей подруга.

Режиссер спектакля "Цилиндр" - молодой актер, выпускник Театрального института имени Щукина, стажер Вахтанговского театра Бенар Кове. Художник по декорациям - Батал Джапуа.

Соблазнительница и "мертвец" в постели

Действие в спектакле происходит в итальянском Неаполе. Двум бедным семьям, делящим общий кров, грозит опасность остаться без жилья, если они не погасят долг по квартплате. Герои пьесы пытаются раздобыть денег необычным способом. 

Молодая женщина Рита в исполнении актрисы Кристины Цимцба за прозрачной шторкой весьма соблазнительно купается в импровизированной умывальной комнатке, заманивая в ловушку ищущих романтических приключений мужчин. Но вошедших в комнату ждет "сюрприз": безутешная вдова оплакивает мужа на смертном одре.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Премьера спектакля - Цилиндр в абхаздраме

Обескураженные мужчины выбегают из коморки, забывая о заплаченных деньгах и непредоставленной услуге. Все складывается удачно для аферистов. До того момента, пока очередной клиент вдруг не нарушает отработанный сценарий.

"Я - мертвец!" -  говорит он, и история принимает неожиданный поворот.

Рассказывая о причинах, по которым молодого режиссера привлекла для постановки итальянская пьеса, Бенар Кове заметил, что комедии давно не ставились в Абхазском театре. 

"Мне кажется, и актеры соскучились по игре в комедии. Эдуардо де Филиппо -  великий драматург. В своей драматургии он затрагивает нравственные вещи. Нельзя прятаться за современными стилизациями. Он затрагивает вечные темы, которые нашли воплощение в моем решении спектакля. Как мне кажется, я приблизился к Эдуардо де Филиппо", - сказал молодой режиссер.

По его словам, при подборе актеров для спектакля сложностей не возникло, потому что со многими из них играет на сцене в текущем репертуаре.

"Практически все актеры, которые участвовали у меня в спектакле, с ними же я и играю в других спектаклях. Я им благодарен за доверие, не каждый ведь актер согласится работать с начинающим режиссером. Настороженность может быть. Они со всеми этими событиями, с карантином, выдержали, и мы с ними что-то такое сотворили, что сегодня вынесли на суд зрителей. За что им очень сильно благодарен", - отметил Бенар Кове.

Династия Кове

Символично, что первая режиссерская работа начинающего специалиста осуществлена на сцене Абхазского драматического театра имени Самсона Чанба. Дедушка Бенара – Михаил Кове – один из основоположников Абхазского театра. Его отец – Валерий Кове – режиссер этого театра, мать – Мзия, актриса. Дядя – Адгур Кове – известный в России режиссер.

"Бенар - очень хороший парень, очень хороший актер, и, как выяснилось, у него есть способности к режиссуре. Тьфу-тьфу-тьфу, я думаю, он продолжит династию режиссеров в семье. Все в его руках", - сказал Адгур Кове.  

По словам Бенара, он вырос в театре, а театральные люди окружали его всю жизнь. А сам он вышел на большую сцену в шестилетнем возрасте в спектакле своего отца "Пешком", затем играл в спектаклях "Гуарапский писарь", "Махаз". А одна из последних работ - роль Ромео в шекспировской трагедии.

"Абхазский театр – один из моих любимых. В этом театре я вырос. Играл немало ролей в спектаклях. В первом классе был мой первый выход на сцену, и с этим спектаклем мы поехали на фестиваль в Швейцарию", - вспоминает Бенар Кове.

Актер Гудиса Тодуа исполняет в комедии роль Антонио, по его словам, показанная история в спектакле "неординарная для Абхазии".

"Мне кажется, спектакль удался, и он будет иметь большой успех. И кто не успел на первый премьерный показ, обязательно должны прийти на второй показ. Зритель после карантина испытает новые ощущения, новые эмоции, - уверен Тодуа. - Актеры, которые первыми выходят на сцену, задают тон и ритм спектаклю. Много задач от режиссера, по которым нужно было в точку попасть, здесь нельзя промахнуться. Первый выход на широкую публику, и я не ожидал, что столько реакции будет у зрителей".

© Sputnik / Томас Тхайцук
Премьера спектакля - Цилиндр в абхаздраме

Актер отметил, что репетиции начались еще в октябре прошлого года, когда прошли первые читки после распределения ролей.

"Потом мы наработали этюды. В условиях ограничений репетировали по два человека. Конечно, более массовые репетиции начались уже после карантина. В течение полутора месяцев мы работали на малой сцене, потом - на большой. Интенсивная работа шла", - сказал Гудиса Тодуа.

Зрительнице Фатиме Джинджолия спектакль понравился.

"Режиссеру Бенару Кове удалось воплотить итальянскую комедию на абхазской сцене. Оправдал надежды зрителей. Бенар и актер прекрасный. Смотрела его в спектакле в Москве в Театре Вахтангова. Была горда увидеть его на московской сцене. Тем не менее, хочется, чтобы профессионально реализовался здесь, чтобы талантливая молодежь возвращалась в Абхазию", - сказала Джинджолия.

Другая зрительница, Камилла Квициния, пришла на премьеру в Абхазский театр со всей семьей, чтобы посмотреть первую постановку молодого режиссера Бенара Кове.

"Нам очень понравился спектакль. И именно то, что была комедия. Он молодец. Мы им городимся. Он может реализоваться в Абхазии, но ничего не может помешать стать востребованным и за границей. Желаю ему, чтобы у него так и получилось в будущем", - сказала Камилла.

Пять премьер

В спектакле "Цилиндр", по словам генерального директора Абхазского драмтеатра Нодара Чанба, совпало много событий с характеристикой "первый".

"Это первый спектакль после карантина. Первый спектакль молодого режиссера Бенара Кове. Первая большая роль актрисы Кристины Цимцба. Первый спектакль нашего молодого звуковика Даниила Миквабиа, который филигранно работал. И первая работа световика Евстафия Иосифиди, который только месяц назад приступил к обязанностям, - сказал Чанба. - Для меня стал открытием талант молодого актера Аляса Колбая, который обладает прекрасными актерскими и вокальными данными. Как всегда пластичный, интересный, понимающий что и зачем делает, актер Гудиса Тодуа. Ну, и конечно, замечательные наши мастера Кесоу Хагба, Теймураз Чамагуа и Адгур Малия, который мне показался более убедительным. Даже эпизодические роли Лаврика Ахба и Гарри Аджинджал были достаточно рельефными. Спектакль родился, он должен расти. Зрителям понравился".

  • Премьера спектакля - Цилиндр в абхаздраме
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • Премьера спектакля - Цилиндр в абхаздраме
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 2
© Sputnik / Томас Тхайцук
Премьера спектакля - Цилиндр в абхаздраме

Чанба отметил, что хотя "ситуация, в которой происходит действие, не характерна для нашего общества, но тема актуальна".

"Тема актуальна для нас - языком юмора автор показывает уродство и низость людей, которые ради денег готовы терять свою совесть. Театр должен постепенно вернуться к своему прямому предназначению, не развлекать, а увлекать человека, вести его к незыблемым ценностям, которые отличают человека от животного. Театр должен ставить серьезные задачи духовного оздоровления общества разножанровыми постановками, от высокой трагедии до комедии.  Думаю, что Абхазский театр на этом пути, - считает гендиректор Нодар Чанба.  - Подготовка спектакля проходила во время карантина, поэтому благодарю всех, кто рисковал ради искусства. Все службы работали с полной самоотдачей. Не могу обойти вопрос материального обеспечения - пока ни рубля не отпущено на этот спектакль, многое взято в долг".

Второй премьерный показ комедии "Цилиндр" в постановке режиссера Бенара Кове пройдет в Абхазском драмтеатре 8 июля.

232

Спектакль-наваждение: в РУСДРАМе рассказали о премьере "Кровавой свадьбы"

387
(обновлено 21:41 07.07.2020)
Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Кровавая свадьба" по пьесе Федерико Гарсии Лорки прошла в РУСДРАМе во вторник, 7 июля.

Создатели спектакля – режиссер-постановщик, исполнители главных ролей – а также гендиректор театра рассказали о готовящейся премьере спектакля "Кровавая свадьба", которую они назвали долгожданной.

Амра Амичба, Sputnik

Кровь как жизнь

Премьера спектакля "Кровавая свадьба" должна была состояться в РУСДРАМе в апреле прошлого года, но по ряду причин была перенесена на апрель 2020 года. Репетиции начались еще в феврале этого года, но премьере опять не суждено было осуществиться: вмешалась пандемия коронавируса, карантин и ограничения на проведение культурно-массовых мероприятий.

Однако создатели спектакля находят во всем этом положительные стороны и считают, что растянувшаяся подготовка пошла на пользу и помогла глубже изучить не только материал, пьесу Лорки, но и проникнуться личностью самого автора.

"Это чудо, что мы его сейчас выпускаем. И вообще, что все репетиции пришлись на странный период, мне кажется это неслучайным, потому что происходят перемены с человечеством, - отметила режиссер спектакля Мария Романова. - И мне стало казаться, что пьеса так актуальна, не впрямую, как у самого Лорки, который написал пьесу в период гражданской войны. Это о некоем пути души человека, некоем очищении. Еще два года назад это был бы другой спектакль. Но, прикоснувшись к дневникам Лорки, вдруг стало понятно, что по-другому все заложено в пьесе, настолько он жизнерадостный, жизнелюбивый. Там столько пронзительной, почти детской открытости и удивления миру. Изначально меня смущали название "Кровавая свадьба" и тема мести. Сейчас я смотрю на это название, и оно меня радует. Потому что "кровавая" в смысле кровь - жизненность, когда кровь бьет ключом. Горизонты чувств бескрайних".

© Sputnik / Марианна Кубрава
Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Кровавая свадьба"

Как заметил генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба, на протяжении последних пяти месяцев вся труппа "жила миром Лорки, читали, изучали его поэзию, его дневники и тексты, пытались постичь планету под именем Федерико Гарсиа Лорка".

"Это спектакль наполнен внутренним погружением и в материал, и в эстетику, и в личность автора. В этом его особенность, что он вызревал на протяжении длительного времени через определенные мучения – менялись решения, оценка, образы, даже распределения ролей было другое. Я смотрю прогоны спектакля, несмотря на то, что он необыкновенно красив визуально, роскошь эстетики театральной, но он еще очень умно сделан. Как театральный человек, много видевший на своем веку, скажу, что там от начала до конца все сходится, все символы, образы", - сказал Хинтба.

Он рассказал, что актеры также готовили самостоятельно этюды к репетициям, и некоторые из этих решений попали в спектакль.

"Актерски – это самый сложный спектакль в репертуаре нашего театра. Задачи перед актерами, даже перед теми, кто играет небольшие роли, стоят важные. Ответственность на всех при этом большая", - сказал Ираклий Хинтба.

Над новым спектаклем в РУСДРАМе работает талантливая постановочная команда, возглавляемая режиссером Марией Романовой из Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета. Художник-постановщик - Мария Филаретова, художник по костюмам - Наталья Шпанова, режиссер по пластике - Римма Саркисян, музыкальное оформление - Владимир Бычковский. Художник по свету - известный российский мастер, лауреат высшей театральной премии "Золотая маска" Денис Солнцев.

Без испанщины

В 60-е годы прошлого века в Абхазском драматическом театре шел спектакль "Кровавая свадьба" в постановке Хуты Джопуа. В нем играли Минадора Зухба, Шалва Гицба, Лео Касландзия, Нурбей Камкия и другие.

"В спектакле играли все великие актеры Абхазского театра в эпоху его расцвета. Этот спектакль до сих пор в памяти тех, кто его видел, - напомнил гендиректор Русского театра. - Все спектакли по пьесе "Кровавая свадьба", которые я видел в записи, либо это этнографизм, бытовая, сельская мелодрама, либо что-то, что не дает пробиться к кристальной, очищенной непостижимости и недостижимой поэтической силы произведения Федерико Гарсии Лорки. В этом спектакле режиссер Мария Романова пошла правильным путем – чувственным, символическим, мифологическим, образным, эмоциональным, поэтическим, красивым, по пути красоты подлинных чувств, подлинных страстей. Здесь нет испанщины, которая связана всегда с гитарой, с фламенко. Здесь абсолютно поэтизированная история, которая абсолютна ясна и действует на зрителя".

© Sputnik / Марианна Кубрава
Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Кровавая свадьба"

Генеральный директор РУСДРАМа предупредил тех, кого может оттолкнуть жанр спектакля, что постановка не похожа на "доморощенные интерпретации трагедии".

"Те, кто боится трагедии, - это не трагедия провинциальных театров с завываниями, заламыванием рук. Это совершенно другая эстетика, это будет хороший спектакль хорошего театра. Посмотрев спектакль, вы сами поймете, о чем я говорю. При этом спектакль действует гораздо сильнее, чем любая доморощенная интерпретация трагедии", - сказал Ираклий Хинтба.

Мираж, ставший реальностью

В спектакле "Кровавая свадьба" заняты разные поколения артистов театра Искандера. Вместе с заслуженными артистами Абхазии Наталией Папаскири и Джамбулом Жордания, актрисой Анной Гюрегян, роли в спектакле исполняют Мадлена Барциц (роль Невесты), Осман Абухба (Леонардо), Рубен Депелян (Жених), Саид Лазба (Луна), Лоида Тыркба (жена Леонардр), Милана Ломия (Смерть), Эмиль Петров, Руслан Жиба и выпускницы Детской студии РУСДРАМа - Валерия Латария и София Квачахия.

"Спектакль, который мы давно ждем. После снятия ограничений продолжили работу над спектаклем, не стали откладывать премьеру до осени, потому что он долго репетировался. Он стал своего рода наваждением, как мираж, к миражу приближались, и он все время растворялся. Вот через три дня, наконец, премьера состоится. Мы сейчас находимся на стадии генеральных прогонов", - сказал гендиректор театра.

Заслуженная артистка Абхазии Наталия Папаскири играет одну из важных ролей в мировом театральном репертуаре 20 века - роль Матери. Она поделилась, что после первого прочтения пьесы она показалась ей мрачной.

© Sputnik / Марианна Кубрава
Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Кровавая свадьба"

"Показалась тяжелой историей, которую, чтобы вынести и прожить, нужно сдохнуть – и все. Я думала, как мы это все будем делать? Но! Когда мы начали работать, распахивать все и погружаться в Лорку, это изменило и перевернуло все мое первое впечатление. Потому что не каждый материал дает такое постижение. Мы настолько погрузились в Лорку в последние месяцы, мы ни с одним автором так не работали. Вся эта работа столько всего внутри подняла. Понимаете, мы же идем по жизни и идем. А тут задумываешься. Когда женщина сталкивается с трудностями, кто-то поступает так, как принято, кто-то поступает вопреки этому. И принять правильно решение в состоянии аффекта или других особых обстоятельствах очень сложно. И здесь все это переплетается, и интересно во всем этом разбираться", - отметила Наталия Папаскири.

Говоря о репетиционном процессе, артистка рассказала, что при создании образа Матери и других ролей проходили разные пути в решении.

"Интересно было работать, нескольких ключевых сцен менялись по ходу репетиций. И мне кажется, тот путь, который в результате определился, – самый верный. Он созвучен законам космическим и природы, которые мы должны понимать и чувствовать, что они верные. Столько смыслов, что успевай только считывать. Смыслы идут параллельно тому, что доносит визуальный ряд через твои эмоции, через музыку, свет – надо только успевать все это понимать. Завидую тем, кто будет это смотреть и испытывать счастье от того, во что они окунутся. Я рада и счастлива и благодарна всем, что есть в нашей жизни, в нашем театре такой спектакль", - сказала Наталия Папаскири.

Абхазская пьеса

Спектакль "Кровавая свадьба" очень близок мировосприятию, мироощущению абхазов, считает гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба, что и стало одной из причин выбора пьесы Лорки для постановки в театре.

"Основной принцип в репертуарной политике – постановки шедевров мировой литературы и драматургии, знаменитые русские, западные и абхазские пьесы. Но главное, чтобы они все попадали в абхазского зрителя, который приходит на спектакли. Чтобы они вызывали какую-то узнаваемость, ассоциации у каждого со своим опытом, со своими представлениями. В этом в том числе один из главных секретов популярности нашего театра. Что наши спектакли – зеркала, в которые смотрится зритель и узнает в них себя. "Кровавая свадьба" в этом отношении абсолютно абхазская пьеса, как будто она написана про нас и для нас. Думаю, что юноши и девушки, мужчины и женщины, которые будут смотреть спектакль, испытают очень сильные эмоции", - отметил Хинтба.

Актер Рубен Депелян, вернувшийся на сцену после определенной паузы, исполняет одну из главных ролей – роль Жениха.

"Для всех наших актеров и для меня - это было новое существование на сцене, новый путь, и мы старались пройти его достойно. Все эти препятствия с переносом премьеры нам помогли, у нас было время вызреть, принять и уже смелее во всем этом работать, - подчеркнул Рубен. - Спектакля такого в нашем репертуаре не было. И для зрителя это будет абсолютно что-то новое. Я могу только посоветовать идти смотреть, впитывать и наслаждаться, наполняться этим всем".

© Sputnik / Марианна Кубрава
Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Кровавая свадьба"

Исполнитель еще одной главной роли – роли Леонардо – актер Осман Абухба поделился, что с произведениями Лорки соприкасался в годы учебы в Театральном институте имени Щукина.

"Но тогда как-то прошел мимо, либо я, либо он. Студенческие годы, впервые в Москве – мысли были заняты другим. Потом, когда приехал сюда, опять столкнулся с Лоркой, у нас с коллегой был выбор между двумя авторами, и я опять от него отвернулся, сказал, к Лорке вернемся потом. И вот сейчас вернулся. Достаточно долгое время репетируем "Кровавую свадьбу" и так влюбились в Лорку, сейчас на репетициях царит такая атмосфера, и в театре. Кто интересуется театром, увидят нечто необычное, вы почувствуете атмосферу, это словами не объяснить. Удивительная атмосфера, в которую мы все окунулись", - сказал Абухба.

Премьерные показы спектакля "Кровавая свадьба" в постановке режиссера Марии Романовой состоятся в РУСДРАМе 10 и 11 июля.

387

Вскрытые раны: рынок труда и соцзащиту в условиях пандемии обсудили в Сухуме

215
(обновлено 21:43 08.07.2020)
В Центре социально-экономических исследований в рамках научно-практической конференции "Новая фаза кризиса: вызовы и возможные ответы" обсудили проблемы поддержки населения во время кризиса.

Проблемы в сфере трудоустройства в Абхазии и связанные с этой темой вопросы обсудили в Сухуме ученые, чиновники, экономисты, предприниматели, представители сферы образования, а также благотворительные организации страны. О том, в каком состоянии сегодня пребывает местный бизнес, как помочь гражданам с трудоустройством, почему в стране нет понятия "безработного" и как из потребителя стать производителем, читайте в материале Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Научный подход

Участники конференции, исходя из собственного опыта и наблюдений, пришли к выводу, что пандемия коронавируса существенно ударила по итак неустойчивой в Абхазии сфере труда и социальной защиты. Депутат Парламента Алхас Джинджолия отметил, что страна должна быть в некотором смысле благодарна вирусу, так как он вскрыл "раны", на которые долгое время не обращали внимание.

Абхазия сегодня находится между двумя противоположными и по сути несуществующими системами, когда старой советской системы уже нет, а новая рыночная еще не сложилась, такое мнение высказал руководитель Центра социально-экономических исследований Олег Дамениа.

"Общество, в котором мы живем, представляет некую смесь, как одной, так и другой системы, но эти элементы еще не сложились в единую, эффективно функционирующую систему, в которой все ее структурные элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга", - уверен Дамениа.

Модератор конференции, экономист ЦСЭИ Илона Мерцхулава подчеркнула, что новая фаза кризиса, вызванная пандемией коронавируса, коснулась почти всех отраслей народно-хозяйственного комплекса, в том числе промышленного производства, логистики, торговли, курортной и туристической сфер. Однако наиболее уязвимым, считает она, оказался рынок труда и социальной защиты населения.

Мерцхулава, ссылаясь на статистические данные, рассказала, что прирост занятости в Абхазии за последние пять лет сокращается. По ее словам, в среднем за этот период в республике трудоустроилось чуть больше 450 человек, в негосударственном секторе работает 23% от всего числа занятых, а в частном секторе наблюдается сокращение количества занятых на 471 человека за пять лет.

По данным социального опроса населения, по словам Мерцхулава, количество бедных и беднейших жителей страны составляет 33% от общего числа. Прожиточный минимум составляет примерно семь тысяч рублей, МРОТ - 60 рублей, а среднемесячная зарплата за прошедшую пятилетку почти не изменилась и осталась на уровне около десяти тысяч рублей. Эти и многие другие показатели свидетельствуют об отсутствие новых производств, росте неформального сектора на рынке труда, разрастания теневой экономики и неэффективности системы управления, подчеркнула Мерцхулава. 

"Если ранее большой проблемой на рынке труда была непредсказуемость регуляторных условий, то сегодня эта непредсказуемость связана с неопределенностью сроков действующих ограничений и в первую очередь, связанных с закрытием границ. Подобная ситуация ведет к тому, что определенная часть занятого населения, особенно в частном секторе, может оказаться под угрозой проявления практически всех форм безработицы", - поделилась неутешительными прогнозами Мерцхулава.

Экономист также выразила мнение о том, что изменения на рынке труда приведут к "отмиранию" старых профессий и появлению новых. В зоне риска могут оказаться работающие пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Они могут быть вытеснены с рынка труда, прежде всего молодежью, которая сегодня тоже пребывает в не лучших условиях и испытывает проблемы с адаптацией на рынке труда.

Мерцхулава также отметила, что в Абхазии по-прежнему наблюдается "неформальная занятость", которая остается неучтенной государством. Это говорит о вынужденной адаптации населения к сложившейся социально-экономической обстановке. Но в этом есть и плюсы, так как "неформальная занятость" сдерживает резкое падение уровня жизни населения.

Бизнес и образование

Работодатели в Абхазии часто сталкиваются с нехваткой кадров и переоценить значение рынка труда в республике невозможно, уверена член Общественной палаты, директор пансионата "Сосновая роща" Людмила Лолуа. По ее рассказу, введение ограничительных мер и наступление туристического сезона без туристов, сильно ударили по бизнесу и коллективу. Лолуа призналась, что ей не удалось удержать персонал и многие из-за отсутствия доходов были вынуждены искать новые места работы.

На своем примере Лолуа отметила, что в сфере гостиничного бизнеса существует острый дефицит в квалифицированных кадрах - сантехники, электрики, слесари, повара, специалисты по лифтам, мастера холодильников и горничные.

Лолуа также с сожалением сказала, что зачастую отельеры вынуждены пользоваться услугами гастарбайтеров, выполняющих работу, которую не желают делать местные жители. На рынок труда напрямую влияет действующий на КПП "Псоу" режим, считает она, выражая недовольство тем, что граница с Россией уже тридцать лет не похожа на ту, которая должна быть между дружественными государствами.

Депутат первого созыва Народного Собрания Абхазии, предприниматель и руководитель одной из столичных столовых Давид Пилия признался, что не видит перспектив в сложившейся в стране экономической ситуации, но пытается при всем этом оказать поддержку своему коллективу. Пока это выражается только в обеспечении их трехразовым питанием и выплате третьей части зарплат.

Долгий путь восстановления: как карантин повлиял на общепит в Абхазии>>

Он не исключает, что коронавирусу когда-нибудь придет конец, но это не значит, что в будущем не будет угрозы от какого-либо другого вируса и, может быть, даже более опасного, чем COVID-19. Пилия предложил подготовиться к такому развитию событий и сделать упор на поддержании сел Абхазии. Он также уверен, что властям необходимо проводить встречи с населением и говорить с ним о насущных проблемах, поддерживать и выслушивать людей.

По словам замгендиректора по управлению персоналом компании "Вина и воды Абхазии" Астанды Садзба, в период карантина от работы были освобождены все сотрудники старше 65 лет, и им выплачивалась заработная плата. Работа остановилась только на одну неделю и возобновилась по согласию коллектива при соблюдении всех мер защиты от вируса.

Нехватки персонала, по словам Садзба, также не наблюдается. При этом она подчеркнула, что за исключением одного или двух человек, все 300 работников местные жители. 

Директор Сухумского открытого института Валерий Кварчия со ссылкой на Госстатистику рассказал, что в Абхазии 145 тысяч трудоспособного населения, но трудоустроено только около 43 тысяч человек и примерно 23% из них заняты в сфере производства. Кварчия согласился с мнением коллег о важности поддержания сельского хозяйства, которому сопутствует ряд проблем, мешающих его развитию. 

Единственными на сегодня методами обеспечения людей рабочими местами в сфере сельского хозяйства, он считает субсидирование и кредитование, а также гарантии от государства по сбыту продукции.

Государственный Сухумский колледж готовит специалистов по семи направлениям - гостиничный сервис, банковское дело, экономика и бухгалтерский учет, техническое обслуживание - ремонт автомобильного транспорта, радиосвязь, радиовещание и телевидение, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, монтаж и наладка эксплуатации оборудования предприятий гражданских зданий. Об этом на конференции рассказала директор колледжа Светлана Габлия.

"У нас 60% студентов из бедных и семей со средним достатком. Это дети, которые не хотят учиться дальше в школе, а хотят получить специальность и начать работать на таких специальностях как электрик, сантехник. Это хорошие дети. Проблемы с дисциплиной бывают очень редко. Ну и также у нас есть ребята, заканчивающие на красный диплом, которые хотят продолжить обучение в высших учебных заведениях", - отметила Габлия.

Директор колледжа также выразила надежду, что вскоре появится возможность принимать абитуриентов на курсы по подготовке сварщиков, сантехников или маляров. Курсы эти могут проводиться в течение шести месяцев или одного года. Этот вопрос она намерена обсудить с новым министром просвещения Абхазии Иналом Габлия.

"В поисках подходящей работы"

Некоторые жители Абхазии обращаются по вопросам трудоустройства в Министерство соцобеспечения и демографической политики, где им объясняют, что в целом ведомство задействовано в этих вопросах, но оно не выполняет функции биржи труда, которой в республике нет. Об этом на встрече рассказала начальник управления по труду и занятости этого министерства Кама Адзинба.

"На сегодняшний день биржи труда в Абхазии не существует. Насколько это возможно, мы пытаемся содействовать этому процессу, но, честно говоря, как правило, единицы обращаются в министерство и заполняют анкеты, оставляют заявки на трудоустройство. Каждый трудоустроенный человек для нас - это как личная победа", - призналась Адзинба.

По новому трудовому кодексу каждое госучреждение должно информировать Министерство соцобеспечения и демографической политики о появившихся вакансиях, но по факту они этого не делают, заявила на конференции Адзинба. При этом рычагов давления на эти организации у ведомства нет, кроме штрафа в размере около 200 рублей, что никого насторожить не может.

Адзинба не разделяет мнение экономиста Илоны Мерцхулава, которая видит плюсы в "неформальном трудоустройстве". По ее мнению, это темная пропасть, которая не содействует налоговым поступлениям в бюджет страны. В республике много самозанятых людей, которые официально признаны безработными и получили об этом справки в Минсоцобеспечения безо всяких доказательств отсутствия у них работы, так как это сложно проверить.

"Персонифицированного учета нет. Он позволил бы в дальнейшем отслеживать, какие есть отчисления, кто трудоустроен, кто самозанят, какими видами работ занимаются граждане", - сказала она.

Как сказала Адзинба, в трудовом кодексе не прописано понятия "безработный", так как государство на сегодняшний день не в состоянии выплачивать пособия по безработице.

"Гражданин в поисках подходящей работы. Эта та формулировка, которой мы сейчас пользуемся", - отметила Адзинба.

Далеко не все безработные жители Абхазии хотят трудоустроиться, и конкретные примеры такого нежелания известны депутату Парламента Алхасу Джинджолия.

"Я слышал историю о том, как представители одной иностранной организации по своей программе оплатили обучение ребят с гарантией предоставления рабочего места. Был некий конкурс, при котором из трех человек один будет точно трудоустроен. Наши люди просто не ходили на эти занятия. Им оплачивали обучение, предлагали работу, а они не проявили к этому интерес", - сказал Джинджолия и задал риторический вопрос о том, чего вообще хотят жители страны, если отказались от такой возможности.

Это не единственный подобный случай, который известен Джинджолия. Исходя из всего этого, депутат Парламента выразил непонимание по поводу того, как подстроить абхазское законодательство под нужды и предпочтения граждан.

Доцент кафедры политологии и социологии Абхазского Госуниверситета Далила Пилия решение этих вопросов видит во внедрении системы трудового воспитания в республике, как это было в советские годы. При этом она обратила внимание участников конференции на то, что в Абхазии слишком много выпускников одних и тех же факультетов и с учетом такого количество профильных специалистов работу найти им крайне сложно. Более того, некоторые ее студенты не раз с ней делились тем, что специальность за них выбирали родители. Хотя сами они хотели выучиться по другим направлениям.

Потребители, ставшие производителями 

Пандемия и ограничительные меры отразились на своевременных выплатах пенсий в стране и, по словам председателя пенсионного фонда Дениса Гулария, в 2019 году объем собранных налогов был больше, чем в нынешнем году.

"Есть еще множество причин, из-за которых мы отодвинули выдачу пенсий, если раньше ее выдавали каждый месяц 19 числа, то сейчас выдают 25 числа. Все эти причины отражаются на работе пенсионного фонда, да и на других фондах тоже. Вы говорите, что есть сложности у тех, кто занимается бизнесом, что они платят большой процент, но при этом мы говорим, что у пенсионеров маленькая пенсия. Надо понимать, что система устроена так, что чем меньше платишь, тем меньше получаешь", - заявил Гулария. 

Он также уточнил, что государство помогает пенсионному фонду, когда обладает финансовыми резервами. Средняя пенсия в Абхазии на сегодня составляет 1816 рублей, но есть категории, которые получают от 5500, 7500, десять тысяч рублей.

"Не оплачивая налоги, получать большую пенсию очень сложно. Стоит отметить, что многие выплаты мы осуществляем за счет пенсионного фонда. Если говорить о фонде занятости, то я считаю, что это устаревшая советская программа, к которой возвращаться нет смысла. Людям  больше помогают найти работу социальные сети. Конечно, государственная программа должна быть для инвалидов, для тех, кто не слышит, не видит", - уверен Гулария.

По мнению председателя фонда соцстрахования Бакура Бебия, многое зависит от заработных плат.

"Сегодня в условиях пандемии это большая проблема. В связи с тем, что у людей нет работы, и зарплаты не обеспечиваются. И эта вся нагрузка, конечно же, легла на нас. Люди хотят, чтоб им выплатили пособия, кто-то хочет, чтоб это было быстро, а кто-то вообще хочет, чтобы за один день ему сделали", - объяснил Бебия и добавил, что еще одна проблема, с которой сталкивается организация, связана с отсутствием отчислений в фонд страхования от индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на это, подчеркнул он, сбоев по выплатам пособий не происходит, и существенных задолженностей у фонда перед гражданами нет.

Замруководителя администрации президента Джансух Нанба считает, что роль государства в вопросах рынка труда заключается в создании четкой системы организации всего этого процесса. Абхазия также может пойти по пути других стран, где успешно функционируют специализированные компании, занимающиеся подбором кадров по заказу от той или иной компании.

"Это не вопрос, касающийся только органов государственного управления. Я в этом вижу участие и общества, бизнеса в том числе", - сказал он. 

Соучредитель благотворительного фонда "Киараз" Кама Квициния вкратце рассказала участникам конференции о проделанной работе фонда в рамках проектов по поддержанию малоимущих семей страны, как до карантина, так во время и после него. Исходя из результатов, у нее сформировалось мнение о том, что лучшей мерой поддержки может стать стимулирование населения на зарабатывание денег своим трудом.

"После некоторых наших проектов, к примеру, по обеспечению подопечных фонда домашними птицами, курятниками или же семенами овощей, они из потребителей переросли в производителей", - отметила она.

Квициния считает, что единовременные выплаты или различная помощь в еде, одежде не дадут ожидаемого результата.

Сквозь карантин: как помогают нуждающимся в Абхазии в период пандемии>>

215
Темы:
Коронавирус в Абхазии: экономика и социальная сфера