Не конец света: где театры Абхазии берут "особенных" художников

359
(обновлено 14:14 11.07.2019)
11 июля отмечается День художника по свету. О том, что это за профессия, почему в Абхазии нет художников по свету и как театры справляются с этой проблемой, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

Яркий солнечный день, сумрачный вечер, дождь и даже снег. Все это работа художника по свету, который рисует на сценическом полотне с помощью софитов и прожекторов.

В Абхазии профессиональных художников по свету, по словам гендиректора РУСДРАМа, вовсе нет. Театрам приходится искать профессионалов за рубежом.

В Русском драматическом театре уже три года сотрудничают с российскими художниками по свету.

"Наш театр задал новые стандарты отношения к качеству работы художника по свету. Все наши спектакли делают суперпрофессиональные художники по свету из лучших театров России. К нам приезжают такие прекрасные специалисты, как Евгений Лисицын, Алексей Крючков, Ольга Равич, Андрей Ребров, Сергей Мартынов, Наталья Кузнецова. Это мастера высшего класса, которые работали с ведущими режиссерами России", – объяснил ситуацию генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба.

Художник по свету придумывает световую партитуру спектакля, которая записывается на специальный пульт. После выхода премьеры свет на спектакле воспроизводят уже осветители. Но и они, по словам Хинтба, на вес золота. В Русском драмтеатре есть осветитель Илларион Пилия. Но и сам гендиректор нередко садится за пульт.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Нередко и сам гендиректор РУСДРАМа садится за пульт

"По уставу нашего театра, гендиректор несет ответственность за все, что происходит в театре. Он отвечает и за творческую часть. Поэтому мне кажется, что неплохо разбираться в разных вопросах. Я с удовольствием иногда сажусь за пульт и провожу спектакли. Это очень интересно. Свет создает магию театра. А театр – волшебство, то, что поднимает нас над обыденностью", – отметил он.

В Абхазском драмтеатре, как и в Русском, нет профессионального художника по свету. Световую партитуру к новому спектаклю создает приглашенный профессионал. Затем вся эта композиция поддерживается осветителями.

© Sputnik / Томас Тхайцук
В целом Абхазский театр хорошо оснащен аппаратурой для того, чтобы создавать даже самые сложные световые композиции

Михаил Манджгаладзе уже пять лет работает осветителем в Абхаздраме. За это время он сотрудничал не с одним художником по свету. Иногда самому Михаилу приходится создавать световую партитуру. Обычно во время театрализованных шоу или концертов. К спектаклям же световую картинку создает исключительно художник.

"Художник по свету на премьере ставит свет. Это все записывается и на пульте воспроизводится. Наша задача следить за тем, чтобы свет был в первозданном виде. Это действительно непросто. Если ухо легко обмануть, то глаз сложно", – рассказал Манджгаладзе.

В целом, добавил Манджгаладзе, Абхазский театр хорошо оснащен аппаратурой для того, чтобы создавать даже самые сложные световые композиции. Главное, чтобы был специалист, который смог бы это сделать.

Учиться в России, работать в Абхазии

По мнению Ираклия Хинтба, проблема в том, что молодые люди не интересуются специальностью художника по свету или осветителя.

"Хотя это одна из самых востребованных и интересных профессий. Хотелось бы, чтобы эта профессия стала более распространенной, чтобы молодые люди поступали на факультеты постановочного освещения в лучших вузах России", – отметил гендиректор РУСДРАМа.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Хотелось бы, чтобы эта профессия стала более распространенной, говорит Ираклий

В то же время Хинтба считает, что в Абхазии заниматься подготовкой таких специалистов на постоянной основе не имеет смысла. Каждому театру, уверен он, достаточно всего по одному профессиональному художнику по свету и по два грамотных осветителя.

"На сегодняшний день есть все возможности, чтобы поступить по этому направлению в вузы России. Есть Россотрудничество. В этом году, в частности, были даже заявки на поступление на факультеты художественного освещения. Но, к сожалению, ребята не прошли, не сдали экзамены по русскому языку", - рассказал Ираклий Хинтба

"Но, в принципе, есть возможность поступить либо в высшие учебные заведения, либо в средне-специальные учебные заведения. Например, при Московском художественном театре есть колледж, который готовит хороших специалистов художников по свету. Главное, чтобы кто-то направил ребят по этому пути", – добавил он.

359
По теме
Хинтба: у меня особая любовь к качественному сценическому свету

Бродский, Шинкуба и Лорка: какие премьеры готовит РУСДРАМ

383
Генеральный директор Русского театра драмы Ираклий Хинтба рассказал о том, над какими спектаклями работали актеры театра в последнее время и какие премьеры смогут увидеть зрители во втором полугодии 2020-го.

Гендиректор РУСДРАМа анонсировал сразу несколько премьер, работа над которыми идет в театре и постановки которых состоятся уже совсем скоро.

Sputnik

Новые проекты

Открывая пресс-конференцию, генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба рассказал, что пандемия внесла свои коррективы в годовой план театра - часть проектов реализовать не удалось. 

"Что-то может быть перенесено на следующий год, что-то не получится. Но при этом появились новые интересные проекты. Вообще, пандемия, ситуация с карантином, которую мы все пережили, не только наш театр, но и вся страна, при всех минусах, сложностях и потерях, которые мы понесли, научила нас многому. Она нас научила тому, что можно переосмысливать свою деятельность, искать новые творческие пути и идти по ним, можно более активно работать в информационном пространстве", - подчеркнул он.

За два месяца в театре реализовали девять крупных онлайн-проектов, кроме того, подготовили три видеоверсии спектаклей в формате HD со стереозвуком.

"Спектакли несколько дней назад были презентованы в российском онлайн-кинотеатре "Okko". После того, как мы отправили им запись "Хаджи-Мурата", они попросили еще несколько записей наших спектаклей. Сейчас на этом ресурсе размещены записи "Хаджи-Мурата", "Широколобого" и "Электры", эти спектакли смотрят тысячи людей по всему миру", - сказал Хинтба.

Размещение спектаклей в популярном онлайн-сервисе позволяет рекламировать как сам театр, так и всю Абхазию, заметил он.

"Более того, через некоторое время эти спектакли перейдут в платную подписку, и, может быть, театр будет на этом зарабатывать", - подчеркнул гендиректор РУСДРАМа. 

Достойный сезон

Ираклий Хинтба отметил, что нынешний театральный сезон начался в начале ноября 2019 года и завершится в октябре нынешнего года. Несмотря на пандемию и связанные с ней трудности, удалось сделать сезон достойным, говорит он.

"Мы выпустили премьеру "Электра", затем была премьера спектакля "Королевский новый год", затем "Оскар", "Приключения Буратино", тоже популярный спектакль, который поставил Джамбул Жордания, "Кровавая свадьба" в постановке Марии Романовой, нашумевший спектакль, зрители выражали много различных эмоций", - сказал Хинтба.

Еще одна премьера должна состояться 11 сентября, однако дата может измениться. Гендиректор РУСДРАМа пояснил, что речь идет о вечере поэзии Федерико Гарсии Лорки, в рамках которого также пройдет показ спектакля "Радость вопреки всему".

Несмотря на пандемию, в театре в этом сезоне уже сыграли 80 репертуарных спектаклей, до конца сезона РУСДРАМ планирует порадовать зрителей еще 20 постановками.

Премьеры в театре

Ираклий Хинтба также рассказал о том, что РУСДРАМ готовит одну грандиозную премьеру, еще несколько состоятся в камерном формате на площадке арт-фойе.

"Финансово в этом сезоне мы можем вытянуть одну премьеру, но очень серьезную и дорогостоящую. Мы должны делать такие прорывные вещи для того, чтобы разнообразить наш репертуар", - сказал он.

В числе премьер, которые готовятся в театре – постановка спектакля "Ниоткуда с любовью" по произведениям Иосифа Бродского, в главной роли Милана Ломия. Спектакль будет выпущен на площадке арт-фойе в начале нового сезона в октябре этого года, режиссер-постановщик Мария Романова, сообщил Хинтба.

В конце октября-начале ноября покажут моноспектакль по роману Баграта Шинкуба "Последний из ушедших".

"В этом году юбилей Владислава Григорьевича Ардзинба, и мы должны до конца года выпустить документальный камерный спектакль, в основе которого стенограмма московской встречи 3 сентября 1992 года, которая любезно была нам предоставлена Русланом Хашиг", - поделился он.

10 декабря этого года на сцене РУСДРАМа планируется показать премьеру рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда".

"Это грандиозный и беспрецедентный проект не только для нашего театра, но и вообще для культурной жизни Абхазии. У нас будет абсолютно живой звук на сцене, что касается исполнителей, у нас в театре есть немало поющих актеров", - заметил Ираклий Хинтба. 

Следующий сезон, который начнется в конце октября, для РУСДРАМа станет юбилейным - сороковым.

"7 сентября 2021 года состоится юбилейный вечер посвященный сорокалетию нашего театра, режиссером вечера будет Джамбул Жордания", - отметил гендиректор РУСДРАМа.

Кроме того, гендиректор РУСДРАМа рассказал, что из-за коронавируса было отменено множество поездок театра за пределы республики. Однако пока остаются планы на поездку со спектаклем "Кровавая свадьба" на фестиваль, который будет проходить в Ярославле. Его планируют провести в ноябре этого года, если в Ярославле не будет карантина, то РУСДРАМ примет участие в фестивале, сообщил Хинтба. 

Также театр включен в программу "Большие гастроли" с несколькими спектаклями, поездки в Россию запланированы в ноябре. 

383
Маргарита Ладария

"Тургеневская аристократка": в память о Маргарите Ладария

333
(обновлено 14:47 13.08.2020)
Сегодня выдающемуся литературоведу, доктору филологических наук, профессору Абхазского государственного университета, академику Академии наук Абхазии Маргарите Глебовне Ладария исполнилось бы 95 лет.

Маргарита Глебовна родилась 13 августа 1925 года в городе Гудаута. Ее дед, по имеющейся информации, был священнослужителем и просветителем, потому во многом просветительская деятельность, которой Маргарита Глебовна посвятила всю жизнь, передалась ей, можно сказать, по наследству.

Арифа Капба, Sputnik

В своей автобиографии Ладария пишет, что после окончания Сухумской второй средней школы в 1943 году ее сразу же зачислили на русское отделение филологического факультета Сухумского пединститута, но в 1945 году она перевелась в Московский городской педагогический институт имени Потемкина. В 1948 году выпускница этого учебного заведения начала работать преподавателем русского языка и литературы в 64-й московской школе. Позже она стала аспиранткой вышеупомянутого вуза и в 29 лет защитила кандидатскую диссертацию по роману Тургенева "Накануне".

Тургенев навсегда

С тех пор и был определен вектор ее исследовательской литературоведческой жизни – она начала подробнейшим образом изучать творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Посвятила ему множество статей и четыре монографии, сделала сравнительный анализ и провела параллели между творчеством классика русской литературы и произведениями выдающихся французских писателей.

"Я думаю, ее интерес к творчеству Тургенева появился потому, что язык Тургенева - это образец русского литературного языка, и она, как человек понимающий, разбирающийся в языках, она поняла, что именно Тургенев даст ей возможность провести какие-то интересные изыскания и исследования в этой области. Тургенев всегда был на пике популярности, его часто экранизировали, ставили в театре, было у него написано несколько прекрасных пьес. Это все ее и подвигло на дальнейшую разработку творчества Тургенева", - считает преемница Маргариты Глебовны на кафедре русской и зарубежной литературы АГУ, заведующая и доцент кафедры Нателла Бахия.

И с главной темой своих литературных изысканий Маргарита Ладария действительно не прогадала – она считалась одним из авторитетнейших исследователей творчества Тургенева, это сделало ее очень известным литературоведом в России, ее приглашали на всевозможные конференции, форумы, всегда прислушивались к ее мнению.

Именно Маргарита Глебовна впервые подробно изучила и придала широкой огласке тему творческих и личных отношений Ивана Тургенева с известной французской писательницей Жорж Санд. Также она провела литературные параллели между произведениями русского писателя с французскими, такими как Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Проспер Мериме.

Как литературовед Маргарита Глебовна Ладария, помимо исследования творчества Тургенева, (свою докторскую диссертацию она также посвятила этой теме) занималась исследованием литературных произведений абхазских писателей: Дмитрия Гулиа, Георгия Гулиа, Баграта Шинкуба, Джумы Ахуба, Даура Зантария, конечно, Фазиля Искандера. Когда в журнале "Новый мир" появилась повесть Фазиля Абдуловича "Созвездие козлотура", она ответила разгромной статьей на некоторые критические отзывы на повесть, появившиеся в абхазской прессе. 

Статью Маргариты Глебовны напечатали в газете "Советская Абхазия". В ней, в частности, она выражает сомнение в объективности критиков Искандера, обвиняет их в предвзятости, а ее личный разбор "Созвездия козлотура" говорит о том, что она считает эту повесть литературной удачей Фазиля Абдуловича, и уверена, что уж земляки-то точно должны за него порадоваться.

Выбрав главное исследовательское направление, в 1953 году Маргарита Глебовна также определилась навсегда с местом жизни и деятельности – она вернулась в Абхазию и до последних дней жизни работала ведущим преподавателем, литературоведом в Абхазском государственном университете. Когда-то она начинала работать еще в Сухумском государственном пединституте, а в 1955 году возглавила кафедру русской и зарубежной литературы и, оставаясь на этой должности более пятидесяти лет, она умела высокопрофессионально организовывать преподавательскую деятельность. 

Демократизм и аристократичность

Нателла Бахия вспоминает, что ее общение с Маргаритой Глебовной началось в восьмидесятых годах, когда, выйдя замуж, она переехала жить из Ленинграда в Абхазию.

"Меня, как молодого специалиста, пригласили на работу в Абхазский государственный университет. Там я встретилась с Маргаритой Глебовной. Она меня радушно приняла, но при этом загрузила достаточно сложными курсами лекций. Я даже была немного обижена этим, что так меня загрузили, а потом поняла, что она сделала очень правильный профессиональный ход - дала мне возможность проявить себя в разных лекционных курсах и накопить определенный научный багаж, чтобы в дальнейшем успешно работать. Сейчас я за это ей очень признательна", - говорит Нателла Бахия.

Преподавательскую манеру Маргариты Глебовны многие ее студенты и коллеги считали демократичной. На лекциях ее часто интересовало мнение студентов, она у них его спрашивала, обсуждала с ними какие-то вопросы, иногда эти вопросы касались нравственности.

"Ведь литература - это школа нравственности для любого грамотного человека, и потому ее интересовали эти проблемы нравственности. А еще она давала образец чистой литературной речи, в которой не было никаких засорений, никаких ненужных слов, ненужных вздохов, охов ахов, это была чистая, академическая грамотная речь", - рассказывает Нателла Бахия.

Однажды увидев Маргариту Глебовну, ее можно было запомнить навсегда. Настолько ее внешний образ, манера поведения и, конечно, манера речи отличались от того, что многие из нас привыкли видеть каждый день.

"В ней всегда было некое благородство и аристократизм, но это всегда был не сделанный или придуманный аристократизм, а это была ее природная установка, такое поведение, она по-другому вести себя просто не умела. С любым человеком говорила одинаково, будь это дворник, профессор или академик, она находила правильный, выдержанный тон в общении", - отмечает Нателла Бахия.  

Маргарита Ладария награждена многими высокими правительственными наградами, но ей самой особенно дороги были орден "Знак почета" от России и орден "Ахьдз-Апша" II степени от Абхазии.

Маргариты Глебовны не стало в апреле 2017 года, ей было 92 года. В одной из своих статей под названием "Напутствие молодым" для студенческой газеты Абхазского государственного университета она написала такие строчки:"Пожалуй, самое сложное в вашем возрасте – понять смысл своей жизни, определить ее цель, и, значит, направить свои силы в нужное русло. И здесь на помощь вам приходит народная мудрость: "Узнай, что тебе нужно сделать, узнаешь, что тебе нужно знать". А это очень важно, потому что нельзя "объять необъятное". И только, поставив перед собой четкую цель, определишь границы знаний, необходимых для тебя".

333

Третий день поисков: МЧС Абхазии ищут пропавшую туристку из Петербурга

0
(обновлено 16:19 14.08.2020)
Поиски проходят при участии и под контролем министра по чрезвычайным ситуациям Льва Квициния, помощь спасателям оказывают волонтеры.

СУХУМ, 14 авг – Sputnik. Специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям Абхазии третьи сутки продолжают поиски туристки, пропавшей после ДТП по дороге на озеро Рица, сообщил Sputnik замминистра по чрезвычайным ситуациям Тигран Делибалтян.

По его словам, продолжительность поисков законодательно никак не закреплена, поиски девушки будут продолжаться до тех пор, пока она не будет найдена. 

"Если начнутся сильные дожди или другие условия, препятствующие поискам, тогда отменим, а пока будем каждый день мониторить", - добавил он.

В поисках пропавшей без вести задействованы сотрудники пожарно-спасательного отряда Гагрского и Гудаутского районов, водолазы Государственной инспекции по маломерным судам, сотрудники отдела психологического сопровождения МЧС, на труднодоступных участках была задействована авиация.

Молодой человек и девушка, оба 1998 года рождения, приехали на отдых в Абхазию из Санкт-Петербурга и ездили в республике на арендованном квадроцикле.

В районе девятого километра дороги, ведущей к озеру Рица, на проселочной дороге, молодой человек не справился с управлением, квадроцикл опрокинулся и упал с обрыва в реку. Водитель получил незначительные травмы, квадроцикл обнаружили на берегу реки Бзыбь.

Девушку на месте ДТП найти не удалось.

Читайте также:

0