Благотворительный концерт Сила музыки

Капелла и художники: Минкульт Абхазии проведет серию мероприятий в Москве

397
(обновлено 19:07 18.09.2019)
25 сентября Абхазская государственная хоровая капелла выступает в большом зале Московской консерватории, а уже 27 сентября в Российском институте стратегических исследований откроется выставка абхазских художников.

СУХУМ, 18 сен – Sputnik, Сария Кварацхелия. Министерство культуры Абхазии в рамках сотрудничества с Минкультом России проведет в Москве серию культурных мероприятий, сообщила корреспонденту Sputnik министр культуры и охраны историко-культурного наследия Эльвира Арсалия.

25 сентября Абхазская государственная хоровая капелла выступает в большом зале Московской консерватории имени Чайковского в рамках в XV Международного осеннего хорового фестиваля имени профессора Тевлина, который в 2019 году носит название "Планета Шнитке".

"Конечно, мы были рады, что в 2019 году нашу капеллу пригласили на такой фестиваль, важная идея которого – формирование культурного пространства. В ней участвует несколько стран. То, что наша хоровая капелла, которая является такой хранительницей нашего музыкального наследия, коллектив с богатой историей, будет представлять нашу страну на этом фестивале, это очень здорово. На наш взгляд, это очень важное культурное событие, которое мы проводим за пределами нашей родины", – сказала Арсалия. 

В фестивале также примет участие оперная певица из Абхазии Алиса Гицба, музыкант Барас Куджба и Народный артист Абхазии, дирижер Нодар Чанба.

26 сентября капелла из Абхазии выступает в Туле, концерт пройдет в Тульской областной филармонии.

27 сентября в 14:00 в Российском институте стратегических исследований откроется выставка абхазских художников. На ней будет представлено сто работ, выполненных в разных жанрах и направлениях.

"Для абхазских художников 2019 год – юбилейный. 80 лет как был основан Союз художников Абхазии. Такую юбилейную историю совершенно не случайно Союз художников Абхазии и Минкульт республики, объединив усилия, проводят в Москве. У истоков формирования Союза художников Абхазии вместе с абхазскими художниками были художники из России, которые помогали создавать здесь образовательную базу, формировали профессиональную среду. Посетители смогут увидеть работы Виталия Джения, Батала Джапуа, Сергея Цвижба, Лаши Габелия и многих других", – отметила министр. 

Культурные мероприятия, которые запланированы в Москве, проходят в рамках культурного сезона "Абхазия - Россия". Ранее в рамках этого сотрудничества на фестиваль в консерваторию имени Чайковского были приглашены молодые музыканты из Абхазии Эмилия Терзян-Хагба и Барас Куджба.

В конце 2018 года в Абхазию с мастер-классами приехали ведущие художники из консерватории имени Чайковского, которые прошли в Музучилище и сухумской музыкальной школе. Эльвира Арсалия добавила, что главная цель культурных сезонов – это, чтобы они не носили разовый характер, а имели продолжение.

Читайте также:

397
Теги:
Эльвира Арсалия, министерство культуры абхазии

Открылась экспозиция конкурсных проектов на создание памятника Сергею Багапш

452
(обновлено 16:31 24.02.2021)
Выставка конкурсных работ на создание памятника второму президенту Абхазии продлится в Сухуме до 3 марта.

СУХУМ, 24 фев – Sputnik, Бадрак Авидзба. Экспозиция конкурсных проектов памятников второму президенту Абхазии Сергею Багапш открылась в Центральном выставочном зале Союза художников в среду 24 февраля.

"В конкурсе принимают участие десять проектов, девять из которых связаны с Сухумом, один - с Очамчырой. Будет определен лучший памятник для установления на площади имени Сергея Багапш. Также памятник будет установлен на площади перед администрацией Очамчырского района", - сказал министр культуры Абхазии Гудиса Агрба.

Все желающие могу посетить Центральный выставочный зал Союза художников, чтобы оценить представленные работы, отметил он. 

"Третьего марта Государственная монументальная комиссия проведет заседание, где будет выбран лучший проект. В Госкомиссию входит 14 человек - это скульпторы, художники, профессионалы в своем деле", - сказал Агрба.

  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
1 / 9
© Sputnik / Марианна Кубрава
Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ

Кроме того, на сайте Министерства культуры пройдет онлайн голосование представленных конкурсных работ, итоги будут приравнены к одному голосу участника конкурсной комиссии, проинформировал министр.

Член конкурсной комиссии Нугзар Логуа отметил, что представленные работы выполнены с хорошим вкусом.

"Радует, что в конкурсе приняли участие молодые архитекторы и дизайнеры, они использовали новые методы и формы. Думаю, что из представленных проектов есть что выбрать", - сказал он.

Конкурс на памятники второму президенту был объявлен 1 июля 2019 года. Второй президент Абхазии Сергей Багапш родился 4 марта 1949 года. В 2005 году был избран президентом Абхазии, в 2009 году переизбран на второй срок. Ушел из жизни 29 мая 2011 года. 

 

452
Писатель Константин Александрович Федин

Советский писатель Федин об Абхазии: "пастила, люди там - карамель"

397
(обновлено 12:50 24.02.2021)
В день рождения советского классика Константина Федина Sputnik вспоминает, как часто писатель гостил в Абхазии, которая вдохновила его на создание нескольких новелл о ней, ярко передающих атмосферу и национальные особенности той эпохи.

Sputnik

Старый Сухум

"Белое облачко проплывало над ним, он вгляделся, ему почудилось, что белые домики столицы убегают в розовое море. Он зажмурился… Как белое облачко в небе – так Сухум-Кале во вселенной". Так заканчивается рассказ Федина "Соук-Су" из абхазского цикла. Писатель  впервые приехал в Абхазию в 1924 году. Он тогда только закончил свой самый известный роман "Города и годы", отдыхал, путешествовал по Кавказу. Впечатления об Абхазии выросли в две новеллы. Сухум Федина – город на перекрестке цивилизаций, смешение языков и национальностей, экзотичный восток с ломаной русской речью.

"Время шло своим чередом, и Хасай думал: "Недаром я учился в Сухум-Кале, такая бочка, туда-сюда, десять червонцев потянет, одной работы сколько…"

Но коли много работы – не грех и отдохнуть. Хасай прикрывал дверь и накалывал на гвоздик записочку: "Ажiдай голюбчик немножка" (фрагмент рассказа "Бочки").

Главный герой "Суок-су" – абхаз Измаил, решивший летом торговать холодной водой на сухумском рынке. В двадцатые годы это была востребованная работа. Торговцы набирали в бочонок холодную воду в источнике недалеко от храма и продавали ее кружками в солнцепек на рынке и набережной. Торговали водой в основном турки, абхазы считали такую работу ниже собственного достоинства. "Суок-Су" — холодная вода на ломаном турецком, крик уличного торговца.  Начав торговать "Суок-Су", Измаил встречает осуждение и насмешки соотечественников. Как отомстить обидчикам, когда советская власть отменила кровную месть, и за одну угрозу смерти могут потащить в местный комитет?

Хасай из "Бочек" – турок или перс. Национальность Федин не оговаривает, лишь указывает, что он не абхаз. Нелепый старик не знает, чем заняться, открывает лавку и не может решить, чем торговать.

Потом передумывает с торговлей и опять встает в ступор: сделать бочку под вино или лестницу, чтобы оборвать виноград.

"Хасай нанял абхаза, у которого нет своего сада, собирать виноград. Условие было простое: половина сбора – Хасаю, половина – абхазу. Тот собрал, что можно было достать с табуретки. Запас вволю вина, насушил, потом бросил.

– А как же наверху? – спросил Хасай.

– Мне больше не надо, – сказал абхаз. – Хочешь, пришлю мальчишек, пусть себе сломят голову.

Но мальчишки не пришли: им было скучно лазить по крыше и деревьям, когда винограду было сколько хочешь на изгородях".

Через одиннадцать лет писатель снова вернулся в Абхазию и дописал в абхазский цикл еще одну новеллу "Член делегации". Председателя табаксовхоза из Лыхны отправляют делегатом в Армению. Он всю дорогу учит речь, боится ее забыть, но на съезде забывают об абхазском делегате.

Опальный художник

Первые две новеллы вышли под общей обложкой в 1927 году с названием "Абхазские рассказы". Иллюстрации к книге делал ученик Петрова-Водкина, друг Шостаковича и Хармса, театральный художник и график Борис Эрбштейн. Сейчас эта книга – библиографическая редкость. В Национальной библиотеке Абхазии ее нет. Найти первое издание "Абхазских рассказов" удалось только на сайте Российской государственной детской библиотеки. Но увидеть  иллюстрации Эрбштейна, как выяснилось, не судьба. В описании книги сказано, что сохранился единственный экземпляр и он доступен только для посетителей библиотеки.

Сборник рассказов Константина Федина
© Sputnik
Сборник рассказов Константина Федина

Чтобы понять, почему эта книга больше не переиздавалась с иллюстрациями этого художника, нужно обратиться к биографиям Эрбштейна и Федина.

Судьба у Бориса Эрбштейна трагическая. Он учился в театральной студии Мейерхольда и параллельно занимался живописью. Создавал декорации спектаклей и иллюстрировал книги. В 1932 году арестован по 58-й статье "Контрреволюционная деятельность", пункт 10 "Призыв к свержению советской власти". Отделался ссылкой. Через четыре года разрешили вернуться в Ленинград. Эрбштейн снова работал в театре до следующего ареста в сентябре 1941 года. В этот раз та же статья, только пункт 6 "Шпионаж", приговор – десять лет лагерей. После двух лет на спецстройке в Сибири его перевели в живописный цех мебельной фабрики МВД (был и такой). Освободился художник в 1946 году, реабилитирован в 1958-ом. В 1964 году, оставшись без средств к существованию, он пытался оформить пенсию. Ему в ней отказали, и Борис Михайлович покончил с собой.

В судьбе художника и скрывается загадка неизвестных ныне иллюстраций. Константин Федин был талантливым писателем, но личностные качества у него, скажем прямо, страдали. Он был человеком нерешительным, постоянно боялся ареста. Выступал против Солженицына, пальцем не пошевелил, чтобы помочь своему другу Пастернаку, хотя на момент его травли был уже крупным функционером и имел вес в СССР. Скорее всего, Федин постарался забыть, что первое издание "Абхазских рассказов" иллюстрировал опальный Эрбштейн. Больше новеллы с этими рисунками не издавались. Нам остается только разглядывать обложку и гадать, каким же Эрбштейн изобразил старый Сухум.

Антон Чехов
© Sputnik / РИА Новости

Шакалы под окном

Остается только добавить, что в 1970 году "Абхазские рассказы" вышли на абхазском языке в переводе Алексея Гогуа. Федин после войны зачастил в Абхазию. Он приезжал на восьмидесятилетний юбилей Дмитрия Гулиа. Сохранилось письмо писателя к старейшей работнице Ботанического сада Надежде Величко, с которой он подружился в Сухуме. Для нас оно представляет мало интереса. Гораздо любопытней его послание Горькому от 7 декабря 1924 года с впечатлениями от первого визита: "Это не страна, а какая-то пастила, и люди там, как карамель. И – конечно – это не Россия! Мы там даже не гости, а так, какие-то пассажиры: дышим, пока нас не стряхнул под откос возница. Я жил некоторое время в Гудаутах, где к моему дому в сумерки подбирались стаями шакалы и выли всю ночь напролет. Бродил по реке Келасури (под Сухумом) и был в гостях у честных абхазских разбойников, которые платят налоги на украденные табуны скота".

В последние годы Федин об Абхазии не писал, хотя приезжал часто. Останавливался в Гудауте на даче писательницы Евдокии Никитиной или в ныне разрушенной гостинице "Абхазия" в Сухуме.

Русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент Константин Федин родился 24 февраля 1892 года в Саратове.

397
Социальная сеть Фейсбук

"Россия не Австралия": чем закончится противостояние с Facebook

0
Канада и Австралия объявили войну Facebook, обязав соцсеть делиться доходами от рекламы. Марк Цукерберг вызов принял, но пострадали пользователи.

СУХУМ, 25 фев - Sputnik. Больше недели они не могут читать новости местных изданий через соцсеть. Противостояние интернет-компаний с Канберрой, как выяснила Галия Ибрагимова для РИА Новости, внезапно затронуло и Россию.

Канадская формула

"Оттава в авангарде битвы против Facebook и Google. Мы не отступим, даже если технологические гиганты заблокируют весь контент. Канада пойдет дальше Австралии", — пообещал министр наследия Канады Стивен Гильбо, курирующий разработку закона о взаимодействии новостных интернет-агрегаторов с местными издателями.

Законодатели создадут так называемую канадскую формулу — свод юридических положений, обязывающий интернет-гиганты платить "справедливую цену" за размещение публикаций локальных СМИ. Гильбо пояснил: канадские журналисты давно бьют тревогу и жалуются на падение доходов из-за действий соцсетей и новостных агрегаторов.

"Если мы обяжем "большую двойку" — Facebook и Google — платить, то наши СМИ заработают дополнительно до 490 миллионов долларов. Обратная ситуация, особенно в условиях пандемии, чревата дальнейшим падением доходов и рабочих мест в медиасфере", — объяснил канадский министр.

Опыт Австралии, обязывающий Facebook и Google заключать сделки с новостными агентствами и отчислять им средства за контент, канадцы хотят взять за основу. Но, учитывая специфику местных СМИ, адаптируют "австралийский кейс" под себя.

Гильбо отметил и подход Франции к этой теме — более деликатный, в отличие от ультиматумов австралийских властей. Париж призывает "большую двойку" заранее договариваться с местными журналистами об использовании контента.

"Мы пока решаем, какая модель для нас лучше. Полагают, что скоро пять, десять, пятнадцать стран примут аналогичные правила. Пойдет ли Facebook на разрыв отношений с Германией или Францией так же легко, как с Австралией или Канадой?" — задался вопросом Гильбо.

Цифровой кодекс Канберры

"Австралийский случай", на который ссылаются канадские власти, всколыхнул медиаиндустрию в начале февраля. Канберра разработала законопроект, обязывающий социальные сети и поисковые сервисы платить СМИ за показ местных новостей. Документ под названием "Кодекс ведения переговоров с новостными медиа и цифровыми платформами" призывает "большую двойку" заключать с австралийскими СМИ контракты и выплачивать авторские гонорары. Бонусы полагаются даже за размещение ссылок на новостные статьи.

Знамя Победы на здании Рейхстага в Берлине, архивное фото
© Sputnik / Владимир Гребнев

Facebook и Google сперва возмутились и обвинили австралийские власти в лоббировании интересов медиамагната Руперта Мердока. Он владеет ведущими СМИ в Америке и Европе, но наиболее весомые активы у него в Австралии. Мердок из Мельбурна, на родине ему легче отстаивать бизнес-интересы и влиять на власть. Пользователи соцсетей не раз язвительно называли австралийское правительство "подразделением медиахолдинга Мердока News Corp". Интернет-гиганты заявили, что магнат хочет нажиться на новом законе.

Австралийские власти пояснили: разработку закона ведут с подачи комитета по надзору за конкуренцией и потребительскими правами. Этот орган много лет наблюдает и оценивает, как Google и Facebook действуют на местном онлайн-рынке. В 2019 году его сотрудники представили доклад о том, как интернет-гиганты отбирают прибыль у локальных СМИ. Больше всего австралийских журналистов возмущает то, что рекламодатели отказываются от сотрудничества с медиа в пользу соцсетей и поисковиков, говорится в документе.

"Большая двойка" парировала: такая ситуация характерна для любой страны. Пользователи делятся на страницах новостями. Как правило, большинство ссылок — медиаконтент стран, откуда люди ведут аккаунты. В таком случае Google и Facebook во всех государствах присваивают себе доходы от рекламы, сделала вывод Канберра.

"Сложный выбор" Facebook

Законопроект прошел все этапы обсуждения и в ближайшие дни австралийские парламентарии планируют его утвердить. Правки возможны, но о серьезном пересмотре не может быть и речи, предупредили они. Google согласился на уступки: на той неделе он заключил трехлетний контракт с News Corp.

Мердок получит отчисления за выдачу в поисковике материалов собственных СМИ. Речь не только об австралийских медиа. Google добился права на использование контента ведущих американских и британских медиа, принадлежащих медиамагнату. Австралийские журналисты выяснили: за три года интернет-гигант заплатит News Corp до десяти миллионов долларов.

Facebook не уступил и пошел на обострение. Закон пока не принят, но соцсеть заблокировала австралийским пользователям доступ к новостям. Поделиться контентом местных СМИ они тоже не смогут. В бан попали страницы медучреждений и ведомств, отвечающих за ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Власти обвинили платформу в шантаже, но она объяснилась.

"Непонимание австралийских властей, как строятся отношения между Facebook и издателями, завело всех в тупик. Мы оказались перед выбором: выполнять странный закон или перекрыть доступ к новостному контенту на наших платформах в Австралии. С тяжелым сердцем мы выбираем последнее", — говорится в сообщении соцсети.

Временный компромисс все же нашли. Австралийские власти пообещали не давить на соцсеть и позволить ей самостоятельно договариваться со СМИ. Марк Цукерберг переговорами доволен.

Случайный удар по России

Блокировка в Facebook австралийских СМИ неожиданно затронула и Россию. Так, главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля обнаружил, что все ссылки на публикации издания в соцсети попали в бан.

"Facebook ошибочно посчитал Russia Beyond австралийским изданием. Почему? Сложный вопрос даже для самой соцсети. Мы обратились в техподдержку, но долго дожидались ответа. Постили на странице издания мемы типа: "Facebook, выучи географию: Россия — это не Австралия". Подключили специалистов российского представительства. Но это мало помогло. Трафик просел на сорок процентов", — рассказывает Пуля.

Через неделю Facebook наконец ответил журналистам. Специалисты техподдержки признали ошибку, но пояснили: разблокируют ресурс не сразу, а после того, как бан снимут со всех австралийских СМИ. До сих пор, по признанию Пули, доступ к изданию закрыт, хотя австралийские власти и соцсеть пришли к компромиссу.

"Facebook проще перестраховаться и заблокировать все, что связано с Австралией. Единственное, что у Russia Beyond с этой страной общего, — один из наших админов несколько лет работал из Канберры. Сейчас он сотрудничает с нами из Венгрии. Но все эти детали мы указали на странице. Поэтому странно, почему нас приняли за австралийский медиаресурс", — недоумевает Пуля.

 

Цифровой суверенитет

Старший научный сотрудник Института США и Канады Павел Кошкин полагает, что дискуссия между властями и технологическими гигантами обострилась после блокировки Дональда Трампа в Twitter и Facebook.

"Интернет-компании дискредитировали себя неоднозначной политикой. Кейс с баном Трампа показал государствам, что такое технологическое давление и цензура. По сути, частные компании отправили в политическое небытие бывшего президента и уничтожили его как информационную личность. Опасения австралийских и канадских властей связаны как раз с тем, что соцсети фрагментируют интернет. А это чревато политическими последствиями", — рассуждает Кошкин.

Бан Трампа подтолкнул государства объявить борьбу с монополиями цифровых гигантов, полагает собеседник агентства. "Джо Байден пытается отыграть ситуацию и говорит о доверии в интернете. Но конфликт слишком далеко зашел, и быстро объединить людей хотя бы в соцсети невозможно. Нужно общественное обсуждение. Причем участвовать должны все стороны: и политики, и интернет-гиганты, и пользователи".

Собеседники агентства сходятся во мнении, что пока конструктивный диалог о будущем между странами и интернет-компаниями не получается: все прибегают к шантажу. Но очевидно главное — власти продолжат очерчивать границы государств и в цифровом пространстве. 

0