Фестиваль Органные вечера в Пицунде

Король инструментов в Пицунде: знаменитому органу 44 года

1192
(обновлено 10:24 01.11.2019)
Первого ноября 1975 года в соборе Андрея Первозванного в Пицунде впервые зазвучал уникальный орган, сделанный специально на заказ у знаменитого органного мастера Ганса Иоахима Шуке.

44 года назад в музыкальной и культурной истории Абхазии появилась новая страница. В республике впервые услышали звучание короля музыкальных инструментов. С тех пор орган, сконструированный немецкими мастерами высочайшего класса специально для здания собора в Пицунде, собирает вокруг себя музыкантов международного уровня и, конечно же, сотни благодарных слушателей.

Наала Авидзба, Sputnik.

Есть идея

Курорт Пицунда был одним из самых любимых мест для отдыха жителей Советского Союза. С 70-х годов в гостиничных комплексах на набережной весь год могли оставаться до трех тысяч гостей. Любили бывать здесь и высокие гости. Так, во время приезда в Пицунду председатель Совета Министров СССР Косыгин высказал пожелание установить в Пицундском соборе орган. Сложно сказать, была ли это обычная поездка или же специальный визит для оценки храма как будущего концертного зала, но вскоре эта идея стала реализовываться.

В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен знаменитый педагог, органист, профессор Московской консерватории Леонид Ройзман. Он же и посоветовал обратиться к прославленной органостроительной фирме "A. Schuke". Ее руководитель Ганс Иоахим Шуке прибыл в Пицунду в конце 1973 года. Господина Шуке сравнивали с великим мастером Готфридом Зильберманом, современником Баха. Шуке даже называли "Зильберманом XX века".  Он высоко оценил "благородную и смелую простоту стиля" собора. В итоге, контракт по изготовлению и установке органа был подписан.

Секретная миссия  

В феврале 1975 года заместителя директора Объединения пансионатов курорта Пицунда, инженера-строителя Валерия Джонуа неожиданно вызвали в Москву, в Центральный Совет по управлению курортами профсоюза. 

Ему поручили срочно выехать в Германию, в Потсдам, где от него требовалось уговорить руководство фирмы "A. Schuke" установить орган на полгода раньше указанного в договоре срока. Валерию Джонуа также сообщили, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро Кириленко, но ему запретили упоминать это имя в Германии.

В Потсдаме экскурсию для него проводил главный конструктор фирмы господин Тилль. В подходящий момент Джонуа стал говорить о необходимости ускориться. Он взял на себя обязательства провести все необходимые подготовительные работы в храме. Представители фирмы пошли навстречу, с трудом согласившись завершить работы на четыре-пять месяцев раньше срока, но не более.

"Пройдет 10-20 лет, слушатели вашего органа не будут спрашивать, орган был построен до обеда или после обеда, они будут спрашивать о качестве звучания", — справедливо отметил тогда Тилль.

Строгая комиссия

После установки органа последовал осмотр принимающей комиссии. Пицундский орган принимала солидная комиссия, куда входили профессор Ройзман и заведующая органной мастерской Московской консерватории, концертирующая органистка Наталья Малина.

С немецкой стороны комиссию представлял сам Шуке. Члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, удачная и интересная диспозиция создает пицундскому органу исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей в основном XIV века уже к началу концерта будут располагать зрителей к глубокому восприятию божественных звуков. 

Органы открываются, как правило, концертами. 1 ноября 1975 года состоялось торжественное открытие органа в Пицунде. Первыми на инструменте сыграли органисты высочайшего класса — неизменный художественный эксперт-консультант фирмы "А. Schuke", профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма святого Томаса Ханес Кестнер.

Пицундские фестивали

С тех пор началась пора сентябрьских фестивалей и концертов в Пицунде, куда съезжались органисты со всей большой страны и из-за рубежа. Все друг друга знали, обстановка была дружная и радостная.

"Вы знаете, есть такое понятие "муки творчества". Так вот здесь никаких мук не было. Просто от души игралось, потому что все кругом великолепно. Откроешь в семь утра окно, из храма несется музыка – это Гарри Коняев играет, он всегда занимается с утра. Под окном цветут кусты граната, все благоухает, птицы летают, климат изумительный, место прекрасное совершенно", — вспоминает сегодня Наталья Малина.

Гарри Коняев, дипломант Лейпцигского конкурса имени Иоганна Себастьяна Баха, окончивший Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и органа, стал первым органистом Пицунды.

"Пицундский орган настолько замечателен, что, поиграв на нем однажды, музыканты были готовы приезжать вновь и вновь, чтобы еще раз пообщаться с этим инструментом. Этот инструмент — редкая жемчужина, которой владеет Абхазия", — говорит Коняев.

С конца 80-х годов в Пицунде стали проводиться и летние фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. В концертах участвовали мастера искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев. Он дал свой первый органный концерт именно в Пицундском храме.

"Пригласил меня в Пицунду мой друг Нодар Чанба, тогда он руководил хоровой капеллой. На концерте я должен был сыграть на виолончели, но попутно я тогда увлекся органом. Я спросил, могу ли поиграть на органе, Нодар ответил согласием, и вот так я первый раз в жизни сел за орган, я запомнил даже день, это было 2 сентября, и вот с тех пор я занимаюсь органной музыкой", — рассказывает Александр Князев.

"Абхазия" в органной музыке

Во время учебы в Москве первая абхазская органистка Марина Шамба загорелась идеей переложить для органа народные трагические произведения "Песнь ранения", "Песнь о скале" и колыбельную композитора Лакрба "Шьишь нани".

Этой идеей она поделилась с друзьями, молодыми композиторами со своего курса. Марина снабдила их материалами по истории Абхазии, пластинками с народной музыкой, и вскоре стало ясно, что молодые коллеги смогут справиться с такой задачей.

Елена Бутузова и Марина Невская переложили абхазские мотивы для органа. Сегодня ни одно выступление Марины Шамба не обходится без исполнения этих произведений, которые она любя называет просто "Абхазия". Она до сих пор играет по тем самым нотам, которые написаны от руки Еленой Бутузовой и Мариной Невской. Елена написала еще одно произведение, "Маленькую рапсодию", и посвятила ее своей абхазской подруге. В ней собраны все три трагичных мотива, но в ней звучит и танцевальная тема. Это очень красивая, очень симпатичная вещь, рассказывает Марина Николаевна сегодня. Но исполняет она ее редко… Не любит, когда на концертах объявляют, что это посвящение Марине Шамба.

После войны

Пицундский орган молчал три года. Трагичное время было в Абхазии. Разрушенная республика с трудом оправлялась от ран, нанесенных ей войной. Грузино-абхазская война принесла горе почти в каждый дом в Абхазии. Не обошла стороной беда и семью единственной в то время органистки в стране Марины Шамба. За 10 дней до окончания войны убили ее супруга, известного ученого, физика, кавалера ордена Леона Адгура Инал-ипа.

Вынести боль утраты близких людей ей помогли музыка и орган, который не удалось бы сохранить без материнской заботы со стороны Марины.

Придя в первый раз после войны в храм, она открыла двери органа и, к ее ужасу, оттуда выбежала большая крыса. Внутри все было съедено, повреждены меха и даже железные трубы.

Восстановить орган – непростое дело и затратная задача. В Абхазии и сегодня нет нужных специалистов. В тяжелое время не остались в стороне российские коллеги и друзья Марины Николаевны. В 1994 году был проведен маленький ремонт органа. Олег Янченко, Юрий Крячко и Андрей Шаталов – имена органистов и мастеров, которые первыми в послевоенное время приехали в Абхазию. Помогала своей коллеге Наталья Малина и другие специалисты.

Марина Шамба провела очень много благотворительных концертов. Ей хотелось обрадовать детей, школьников, которые не могли толком что-то увидеть и услышать в послевоенной республике.

"Хотелось дать им надежду на то, что жизнь не закончилась, что будет много радости и веселья. Приезжало много гостей. Хотелось показать им, что нас никто не убил до конца, что мы выжили и будем жить", — говорит она.

Постепенно Марина Шамба собрала вместе всех абхазских музыкантов, и в Пицундском храме зазвучал не только орган, но и голоса солистов филармонии, капелла и другие профессионалы. 

Маленький ремонт большому, но хрупкому инструменту нужен каждые пять-семь лет, но на это средств у республики долгое время не было. В 2011 году мастера немецкой органостроительной фирмы "А. Schuke" провели большой ремонт органа. Огромные фуры с техникой, едва ли не полный цех, находились в Абхазии, группы мастеров попеременно сменяли друг друга.

После этого в стране возобновились фестивали именно органной музыки. Инструмент жив, он звучит.

При подготовке статьи использованы материалы книги "Орган (краткий исторический очерк). Пицундский орган" Хотелашвили-Инал-ипа М.К. 

Читайте также:

1192
Теги:
музыкальные инструменты, музыканты, фестивали, 40-летие Пицундского органа, марина шамба, Пицунда, Абхазия

Полвека на Абхазском радио: история жизни Семена Адлейба

104
(обновлено 18:31 05.05.2021)
Семен Адлейба проработал корреспондентом Абхазского радио более 50 лет. В творчестве его наиболее интересовали темы, связанные с историей, памятниками архитектуры, туризмом.

Заслуженный журналист Абхазии, кавалер ордена "Ахьдз-Апша" (Честь и Слава) lll степени, участник национально-освободительного движения абхазского народа Семен Адлейба ушел из жизни 3 мая. О том, какой след Семен Адлейба оставил в отечественной журналистике и какими человеческими качествами он обладал, читайте в материале Sputnik.

Sputnik

Народный журналист

Говоря о своем старшем коллеге, председатель Союза журналистов Абхазии и руководитель телекомпании "Абаза-ТВ" Руслан Хашиг отметил, что Семен Адлейба был по-настоящему народным журналистом.

"Благодаря работе Семена Михайловича, государство присвоило ему звание "Заслуженный журналист Абхазии", но если говорить иначе, то он народный журналист, потому что он был очень близок к жизни людей. Семен Адлейба не был журналистом, который с утра до вечера сидел в редакции, для него выше всего было с утра взять необходимое оборудование и отправиться на самое важное событие дня, записать актуальные интервью и дать необходимую информацию слушателям", - говорит он.

  • Сотрудники АР в 70-е годы, старший редактор Артем Амкуаб, корреспонденты Владимир Хашба, Елена Гунба, Семен Адлейба, выпускающая программ Тамара Хишба
    © Foto / из архива Екатерины Бебия
  • Олег Шамба, Николая Садзба,Людмила Цобехиа,Екатерина Бебия,Семен Адлейба, Анатолий Лагвилава
    © Foto / из архива Екатерина Бебия /
  • Сотрудники абхазского радио в 70-е годы: старший редактор Артем Амкуаб, корреспонденты Владимир Хашба, Елена Гунба, Семен Адлейба, выпускающая программ Тамара Хишба
    © Foto / из архива Екатерины Бебия
1 / 3
© Foto / из архива Екатерины Бебия
Сотрудники АР в 70-е годы, старший редактор Артем Амкуаб, корреспонденты Владимир Хашба, Елена Гунба, Семен Адлейба, выпускающая программ Тамара Хишба

В конце 70-х годов прошлого века, когда абхазское национальное движение вело усиленную борьбу с грузинской колониальной политикой, Семен Адлейба сделал репортаж, в котором рассказал о попытке грузин исказить абхазскую топонимику.

За "бзыбский" репортаж Семен Адлейба был снят с должности и направлен в высокогорное село Псху. Материал был посвящен революционно-крестьянской дружине "Киараз". А поводом для материала послужила попытка властей назвать дорогу, ведущую на Рицу, именем грузинского генерала Леселидзе. 

"В ответ на это художник, скульптор Тариэл Ампар изготовил табличку с абхазским названием улицы — Киаразаа. Привели единственного живого киаразовца Куна Гицба, собрались у дороги, он выступил и рассказал о дружине. Приехал в Сухум, написал текст, и там была фраза, что киаразовцы изгнали из Абхазии меньшевиков. Без подписи главлита ни одно слово в эфир не могло пройти, а я, ни с кем не согласовав, зачитал это в эфире. Налетели на меня потом: разве были грузинские меньшевики? О чем ты говоришь?!" — вспоминал Семен Адлейба. 

В Псху он провел четыре года, помимо журналистской работы, он занимал директорскую должность в школе.

"Без радиорепортажей Семена Адлейба невозможно представить обзор событий, которые происходили в Абхазии за последние 50 лет. Поэтому сейчас самое главное - сохранить интервью, которые он готовил для Абхазского радио, так как они являются большим наследием абхазской журналистики", - заметил председатель Союза журналистов Абхазии.

Свидетель исторических событий

Семен Адлейба стал свидетелем многих исторических событий, например, дня начала Отечественной войны народа Абхазии 14 августа 1992 года.

"Я помню репортаж Семена Адлейба, тогда заседал Верховный Совет Абхазии во главе с Владиславом Ардзинба. В результате встречи было принято решение об оказании отпора агрессору, созданию военных отрядов. Журналист присутствовал при всех самых важных событиях в стране", - сказал Руслан Хашиг.

Он также отметил, что Семен Адлейба с 1957 года участвовал в национально-освободительном движении абхазского народа, в 1977 году подписал ставшее знаковым "Письмо ста тридцати" в ЦК КПСС. "Нужно было обладать мужеством и решительностью, чтобы подписать такое письмо человеку, который работал в государственной организации", - подчеркнул он.

В интервью Sputnik Семен Адлейба говорил, что отношение грузин к абхазам будущий радиожурналист почувствовал, еще когда был учеником младших классов.

"Когда я учился во втором классе, обучение перевели на грузинский язык. Помню, учитель математики, тоже, кстати, из нашего села Члоу, его фамилия была Кермантиди, а потом он переделал свою фамилию на грузинский лад — Кермантия, встанет над нами и говорит: "Обезьяны безымянные, лесные люди, дикари". Сейчас удивляюсь, что некоторые не говорят на родном абхазском языке. А тогда нам этот учитель троекратно повторял, что и в школе, и во дворе, и дома следует говорить "на грузинском, на грузинском, на грузинском", - отмечал он.

Сотрудники абхазского радио в 70-е годы: старший редактор Артем Амкуаб, корреспонденты Владимир Хашба, Елена Гунба, Семен Адлейба, выпускающая программ Тамара Хишба
© Foto / из архива Екатерины Бебия

Одно из главных качеств Семена Адлейба, которое он провел через всю жизнь, – отстаивание правды в жизни и в репортажах, говорит Руслан Хашиг.

"В коллективе к нему всегда относились как к отцу и деду, заслужить такое отношение в коллективе дорогого стоит, это говорит о его качествах как человека", - сказал председатель Союза журналистов.

Семен Адлейба был награжден медалью "За отвагу", проработал репортером Абхазского радио более 50 лет. В творчестве его наиболее интересовали темы, связанные с историей, памятниками архитектуры, туризмом. В беседе с корреспондентом Sputnik он признавался, что побывал в каждом уголке Абхазии и знает месторасположение некоторых памятников, которые неизвестны даже специалистам.

104

Стал известен обладатель гран-при фотоконкурса "Абхазия в фокусе-2021"

603
(обновлено 17:14 05.05.2021)
В конкурсе, организованном совместно с фондом "Амшра" и Министерством культуры Абхазии, принимали участие в основном любители, люди творческих профессий.

СУХУМ, 5 мая – Sputnik. Обладателем гран-при фотоконкурса "Абхазия в фокусе – 2021" стал видеооператор телеканала "Абаза-ТВ" Эдуард Ежов, рассказала Sputnik руководитель и автор проекта Фаина Кондратьева

Открытие выставки по итогам фотоконкурса состоялось в Центральном выставочном зале 5 мая, было представлено 76 фотографий в категориях "Портрет современника", "Окружающая среда", "Повседневная жизнь", "Мобильная фотография" и "Новости".

По словам Ежова, решение принять участие в конкурсе было принято спонтанно, после уговоров жены, которая часто хвалила работы. На суд жюри Эдуард отправил 15 работ – по большей части снимки ландшафта и природы.

  • Эдуард Ежов. Победитель II фотоконкурса "Абхазия в фокусе" в номинации "Окружающая среда". Зимний пляж.
    © Foto / Эдуард Ежов
  • Победитель конкурса "Абхазия в фокусе"
    © Foto / Эдуард Ежов
  • Эдуард Ежов. Сон.
    © Foto / Эдуард Ежов
  • Победитель конкурса "Абхазия в фокусе"
    © Foto / Эдуард Ежов
  • Победитель конкурса "Абхазия в фокусе"
    © Foto / Эдуард Ежов
1 / 5
© Foto / Эдуард Ежов
Эдуард Ежов. Победитель II фотоконкурса "Абхазия в фокусе" в номинации "Окружающая среда". Зимний пляж.

"Информация о том, что победил в номинациях, была известна давно, но гран-при было неожиданным. Безусловно, эмоции от победы отличные, конкурс прекрасный. Хочется, чтобы таких конкурсов было больше. Они мотивируют людей на создание работ, а на создание фотографии мотивирует желание поймать момент и сохранить его с помощью кадра", - добавил он.

Сейчас для Эдуарда фотография больше хобби, но он планирует построить жизнь так, чтобы в ней было больше времени на творчество.

В номинации "Портрет современника" победу одержала журналист и фотограф Эля Цишба, в номинации "Новости" – фотограф Эльза Чанба, в номинации "Окружающая среда" – оператор телеканала АбазаТВ Эдуард Ежов, в номинации "Повседневная жизнь" – видеооператор Давид Чакаберия, в номинации "Мобильная фотография" – Анатолий Качалов.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Стал известен обладатель гран-при фотоконкурса "Абхазия в фокусе-2021"

В состав жюри второго конкурса входят: Виталий Джения, Тьерри Кергроак из Франции, Сергей Лидов и Наталья Лидова, Павел Волков из России, Инар Нармания, Асида Ахуба и Амина Джонуа.

Второй фотоконкурс прошел при финансовой поддержке Абхазского общественного фонда развития "Амшра" и Министерства культуры Абхазии.

603

Такие обстоятельства: Чанба рассказал, за что сегодня борются инвалиды в Абхазии

0
За какие права приходится бороться сегодня людям с ограниченными возможностями, стала ли комфортней и доступней среда для них, об этом в эфире радио Sputnik рассказал Темур Чанба.
Такие обстоятельства: Чанба рассказал, за что сегодня борются инвалиды в Абхазии

5 мая мировое сообщество отмечает Международный день борьбы за права инвалидов. Свою историю эта дата ведет с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение равных прав инвалидов и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. С того времени подобные мероприятия стали традиционными и также проводятся 5 мая.

"В 2001 году я попал в ДТП и с тех пор, я методично отношусь к своему положению и добиваюсь всего поэтапно. Закончив школу, я поступил в университет, получил образование, устроился на работу, но это все было не легко. Но, с поддержки родных близких и знакомых все удалось. Желание жить, не стоять на месте, при желании можно добиться многого", - отметил Чанба.

Полную версию интервью слушайте в аудиофайле.  

0