Южный "Визит" к северному зрителю: РУСДРАМ завершил гастроли в Сыктывкаре

225
(обновлено 14:06 06.11.2019)
РУСДРАМ с триумфом отыграл спектакли в Сыктывкаре, впереди гастроли в Кирове и Москве. Как принимали южных актеров северные зрители и чего зря боялась театральная труппа, в материале Sputnik Абхазия.

Что делать, если чихнул актер, почему уборщица мешала проведению репетиции, а режиссер Антон Киселюс напутствовал любить сцену сыктывкарского театра, кто гримирует актрису Анну Гюрегян, отчего паниковал исполнитель роли Илла, а кто держал в тонусе зрителей и доставил им бешеное удовольствие.  

Амра Амичба, Sputnik

Новый зритель и новая сцена

- Я не знаю, что делать, я не знаю, как это играть, - обреченно выдохнула в одной из мизансцен на репетиции актриса Марина Сичинава. На новую роль жены Илла в спектакле "Визит старой дамы" ее ввели накануне отъезда в срочном порядке. До этого она исполняла роль журналистки, которая теперь поручена Мадлене Барциц.

Два ввода, сделанных без режиссера, требовали доработок, и Антон Киселюс до общей репетиции шлифовал их игру.

Четверо актеров: Осман Абухба, Аслан Киут, Лоида Тыркба и Инал Инапха - играют во всех трех спектаклях, которые показывает РУСДРАМ на гастролях в России. Нагрузка у всех большая, требует много сил и энергии. Но смотришь на них и даже на репетиции видишь людей, которые получают удовольствие от своей профессии, никакой халтуры.

Во время генерального прогона Осман Абухба неожиданно чихнул, что вовсе не прописано в его роли. На что Анна Гюрегян, не выходя из образа Клары Цаханассьян, сказала ему: "Будь здоров!". Ну, а что? Ничто человеческое актерам не чуждо, а здоровый партнер – залог и твоей успешной карьеры.

Сцену убийства Барса актеру Аслану Киут пришлось повторять четырежды. И не по своей вине, оператор по свету никак не мог вовремя включить необходимые лампочки. Режиссер Антон Киселюс беспощаден: его детище - спектакль - должен быть показан в лучшем виде.

© Foto / Даут Логуа
Спектакль "Визит старой дамы"

"Не пользуется, а пользует", - на ходу поправляет своего партнера заслуженная артистка Абхазии Наталия Папаскири молодого актера Аслана Киут. Многолетний опыт, наряду с превосходным знанием языка и безупречной дикцией, дает ей право делать замечания.

По мнению Папаскири, гастроли театра помогают открыть новую сторону спектаклей.

"Это очень интересно. Мы знаем свою публику, мы ее чувствуем. А здесь другие зрители. Люди все одинаковые, по эмоциям, чувствам, но есть различия. Есть чужие и свои. Наши зрители по несколько раз приходят к нам в театр, наши на что-то одно реагируют, а тут, возможно, на что-то другое отреагируют, - сказала актриса. - Я поняла, что тут театральный город, судя по всему. Были на комедии местного театра, и зал был полон".

В техническом плане спектакль "Визит старой дамы" на сцену сыктывкарского театра вписался идеально. Даже "балкон", на котором Клара Цаханассьян общается со своим восьмым мужем, на новой площадке выглядел органичнее: он чуть ниже, чем в РУСДРАМе. 

"Сложно был понять, как работать на сцене голосом. Мне всегда больше всего это волнует в работе. Но быстро привыкли, она напоминала нашу по географии, и зрительный зал тоже напоминал наш. И было легко адаптироваться. И режиссер, и наши монтировщики, и художник по свету сделали все практически так, как у нас на сцене. Пару выходов поменяли, но они были незначительны", - пояснила Анна Гюрегян.

В театре имени Савина есть проектор, о котором мечтает и гендиректор Ираклий Хинтба для театра имени Искандера. В спектакле он очень нужен, и в Сыктывкаре сцена с его использованием выглядела завораживающе. 

© Sputnik
Спектакль "Визит старой дамы"

Прогон спектакля затягивался, совсем скоро зрителей начнут запускать в театр. Уборщица несколько раз заглядывала в зал со шваброй в руках, придя в третий раз, уже не стала дожидаться конца, приступила к работе и начала копошиться у авансцены, внося неожиданный диссонанс в происходящее.

В гримерной Анны

Выезжая на гастроли с коллективом, тебе становятся известны подробности, о которых не узнаешь, побывав на двухчасовом спектакле театра. Закулисье – неизведанный мир. По словам актрисы Анны Гюрегян, в РУСДРАМе отсутствуют штатные единицы, без которых невозможна работа в любом другом театре. Вы можете себе представить театр без гримера? Представьте. Это РУСДРАМ. В театре, в репертуаре которого 19 спектаклей, каждый актер красится и гримируется сам.

Анна Гюрегян, готовясь в гримерной к спектаклю, вспоминает, что раньше помогала всем и красила их сама, но с расширением репертуара, когда у всех появились много ролей, уже не успевает.

"Я даже собиралась учиться этому. Но уже нет времени на это. Да у нас и нет таких специалистов, девушка, которая делает в салоне мейкап, не театральный гример,  - замечает она. – Когда встал вопрос, какой макияж делать Мадлене Барциц, играющей журналистку, не хотелось чего-то вызывающего и вульгарного, и кто-то сказал "на Амру посмотрите".

Я не эталон того, как должен выглядеть корреспондент, но "попасться под руку" в тот момент актрисам было приятно.

Анна Гюрегян отметила, что впервые столкнулась с сыктывкарским зрителем на "Хаджи-Мурате".

"Я специально пришла посмотреть, как реагирует зал, северный народ отличается от южного. Но Сыктывкар оказался теплым, внимательным и чутким", - говорит Анна. 

На сцене же Анна замечать зрителей начинает только, когда в конце слышит аплодисменты.

"На сцене не думаю о зрителе, я его не вижу. Даже в Сухуме, когда какая-то реакция в зале, мне потом коллеги рассказывают, как реагировали зрители", - сказала исполнительница роли Клары Цаханассьян.

Впрыгнуть в спектакль

По словам исполнителя роли Илла актера Джамбула Жордания, с адаптацией на новой сцене и у него проблем не было, сложность возникла иного рода.

"Адаптироваться сложно было в связи с климатом. У всех актеров голоса охрипшие. Возможно, плохо выспались с дороги, возможно, из-за того что в холод перетаскивали декорации из фуры в театр. Видимо, вот это утомление сказалось. Морально-то готовы к выступлению, но физически не все выдерживаешь. Репетиция закончилась за сорок минут до спектакля, и мы буквально, чуть отдышались, впрыгнули в спектакль", - заметил Жордания. 

Перед началом спектакля артисты, режиссер и гендиректор собрались в круг по традиции в центре сцены. Напутствие Антона Киселюса - заполнить сцену энергией, так как она непривычно большая. По его словам, следует полюбить ее, чтобы она полюбила в ответ.

После того как побываешь на репетиции с подробным разбором каждой сцены, смотреть в зале спектакль как обычный зритель не получается. Зная все нюансы, начинаешь переживать, успеет ли вовремя помощник режиссера спустить штанкетки с окнами Гюллена, сможет ли остановить круг прямо посередине сцены.

На одном дыхании

После завершения спектакля в зале зрители один за другим поднимались, аплодируя артистам стоя.

Театрал Сыктывкара Юлия Чубова рассказала, что уже на втором спектакле театра из Абхазии ее поразили декорации, сценография, и, по ее словам, "какая-то восточная изюминка".

"Задумываешься, когда смотришь такие спектакли, о жизни, о ценностях наших. После первого акта мы, зрители, ходили, общались, говорили друг другу:"слишком затянут", но тем не менее никто не ушел, все хотели посмотреть, чем же закончилось. После второго акта понимаешь, что затянутость – это режиссерская задумка, чтобы зритель больше думал, поразмышлял. Спасибо, что театр приехал, спасибо "Большим гастролям", что пригласили этот театр. Это что-то совершенно другое, это отличается. До этого у нас проходил фестиваль "Северный", приезжают труппы из Архангельска и других северных территорий, поэтому чувствуется, что сейчас приехали южане. Чувствуется южный колорит, особенно на "Хаджи-Мурате". Многим понравился. Тем, кто не читал, возможно, было сложно, а вот когда знаешь историю, мне, например, было очень понятно. Было здорово, что было мало слов, и больше показано через пластику и танцы", - отметила Чубова.

По словам зрительницы Татьяны Поповой артисты РУСДРАМа очень характерные, завораживают их пластика, хореография.

"Эмоции просто захватывают зал, настолько все ярко, впечатляет, настолько это отличается от других театров. Мы увидели то, что хотели увидеть именно от Абхазии. Отличается ваш театр незабываемым характером", - сказала она.

После спектакля актер Джамбул Жордания признался, что до конца спектакля, пока не услышал шквал аплодисментов, думал, что зрителям что-то не нравится.

© Foto / Даут Логуа
Спектакль "Визит старой дамы"

"В театре аплодисментами обычно подмечают какой-то хороший монолог, вставной номер или когда на сцене происходит что-то очень интересное. Бывает люди благодарят за этот маленький отрывочек аплодисментами, не дожидаясь конца всего спектакля. Тут этого практически не было. Это было немного странно и страшно. Момент внутренней паники был. У нас есть опыт работы на такую молчаливую публику. И в конце мы дожидаемся уже реакции и комментариев, - сказал он.  - Женщина, которая поднялась ко мне с цветами, сказала: "Вы нас так тронули, я этого долго не забуду".

Отзывы зрителей после спектакля говорят об успешных гастролях РУСДРАМа в Сыктывкаре. Наталья Асташкина на впечатления о спектакле ответила очень эмоционально.

"Вывернули наизнанку, честно. Мы очень часто ходим на спектакли, но это было очень сильно. Есть над чем подумать, переварить увиденное. Очень хотели попасть на "Хаджи-Мурата", но билетов не было, пришли на "Визит". Я не читала пьесу, пришли с мамой, она знала, папа смотрел экранизацию, но и для него было что-то новое. Интересно очень, и пластика актера (Джамбул Жордания – ред.), хореография", - сказала она. 

"Очень понравилось, восхитила игра актеров. Хоть и длился спектакль больше двух часов, но прошел на одном дыхании", - поделилась после спектакля зрительница Елена Заболоцкая.

"Хорошо играют, но дымно и накурено", - сказали две грузинки, которые не преминули поставить в известность, что они распознали национальную принадлежность интервьюера.

Театральный дым прорисовывает лучи, наполняет пространство сцены насыщенным светом, благодаря чему и создается целостная картина спектакля. Художник по свету в "Визите" Евгений Лисицын словно рисует светом, зрители отмечали красоту светового оформления постановки. 

"Все отработали на сто. Но техническое сопровождение спектакля вообще вне всяких похвал – свет, декорации. Свет просто фантастический. И на "Хажди-Мурате" и на "Визите старой дамы". Поэтому пиетет и спасибо за приезд", - сказала Валентина Магомедова.

Еще одна зрительница, Алла Дмитриенко, рада была провести вечер в театре имени Савина на спектакле театра имени Искандера.

"Здорово. Я здесь случайно. Подруга купила билет, мы довольны, что провели такой шикарный вечер", - сказала она. 

Светлана Наймушина часто бывает на отдыхе в Абхазии, и когда на ее родину приехали артисты из южной республики, решила поддержать их и прийти на спектакль.

"Понравилось очень. Абхазия всегда впечатляет. Не забудьте о том, что это южный темперамент. Настолько они публику держали в тонусе. Получили бешеное, максимально бешеное удовольствие. Браво артистам, это было супер", - сказала Светлана.  

Читайте также:

  • РУСДРАМ подвел итоги театрального сезона
  • Сделка с совестью на сцене РУСДРАМа: в Сухуме показали премьеру по пьесе Островского
  • Древнегреческие страсти в трех цветах: "Электра" на сцене РУСДРАМа - фотолента
225
Теги:
РУСДРАМ, гастроли

Кинопленка

Мини-сериал с участием абхазского продюсера взял кинопремию в России

780
(обновлено 22:18 02.06.2020)
Мини-сериал "Батальон" был снят группой компаний ГПМ "КИТ" и киностудией IKa film по заказу телеканала НТВ в 2018 году. Премьера сериала состоялась 9 июня 2019 года. 

СУХУМ, 2 июн - Sputnik. Сериал "Батальон", исполнительным продюсером в котором выступил уроженец Абхазии Айнар Лабахуа, одержал победу в номинации "Лучший-мини сериал" премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России.

По словам Лабахуа, четырехсерийная картина рассказывает о событиях, происходивших в Югославии в июне 1999 года, когда сводный батальон ВДВ ВС России, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, был переброшен в город Приштина для установления контроля над аэропортом "Слатина".

"Это история о том, как 200 российских десантников оказались один на один против всего НАТО. Это очень интересная история, и я считаю, что нам удалось очень качественно осветить события того времени. Всего в номинации стояли три российских сериала. Для кого-то победа, возможно, была неожиданной, но я в победе был уверен", - отметил он.

Съемки картины проходили в течение полутора месяцев в 2018 году в Адыгее, в аэропорту Майкопа и поселке Каменномостский.

"Изначально мы планировали съемки в Абхазии, так как находили много схожих объектов, режиссер и художник были в восторге, все влюбились в Абхазию. Но в 2018 году в России проходил Чемпионат мира по футболу, и были введены определенные ограничения. Мы были вынуждены перенести съемки в Адыгею", - сказал Лабахуа.

Для молодого продюсера сериал "Батальон" стал четвертым проектом в карьере.

"Я отвечал за все производство, за бюджет и качество проекта, а также за создание комфортных условий для съемочной группы. Работа в кино очень интересна, и меня она сразу затянула. Это очень большая ответственность, но работа приносит мне удовольствие", - добавил он. 

В съемках сериала принимали участие актеры Максим Щеголев, Дмитрий Ульянов, Александр Бухаров, Михаил Бабичев, Полина Ястребова, Андрей Стоянов. Режиссер картины - Алексей Быстрицкий, художник - Игорь Топченюк. Посмотреть сериал можно в интернете, в том числе на платформе YouTube.

Читайте также:

780
Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ

Фокус на Люпчо: съемки спектакля "Широколобый" прошли в РУСДРАМе

472
(обновлено 11:45 01.06.2020)
В Государственном Русском театре драмы имени Фазиля Искандера прошли съемки кинотеатральной версии спектакля "Широколобый" в постановке петербургского режиссера Искандэра Сакаева.

О том, как проходили съемки спектакля, по чьей вине они затянулись и кого актеры называют героем вечера, читайте в материале Sputnik Абхазия.

Амра Амичба, Sputnik

"Интереснее заседания Парламента"

"Широколобому" уже два года. Его постановка в РУСДРАМе была приурочена к Международному фестивалю Фазиля Искандера "Стоянка человека" в Сухуме.

"Широколобого" мечтал поставить года с 1994-го, когда впервые его прочел. Случилось. Чему несказанно рад, так как это произошло в нужном месте и в нужное время, именно в том театре и с той труппой, где этот текст оказался наиболее органичен", - сказал режиссер спектакля Искандэр Сакаев.

За несколько дней до съемок режиссер из Санкт-Петербурга провел онлайн-репетиции с труппой. По его мнению, абсолютный перенос и соответствие снятого на видео спектаклю, который зрители увидят вживую в атмосфере театра, невозможны.

"В "Широколобом" важно сделать хорошо и качественно с точки зрения чистоты картинки и звука, внятности и органичности монтажа и точности применения тех или иных возможностей камеры", - отметил Сакаев.

Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Широколобый" в РУСДРАМЕ

До начала съемок актеры разминались как перед генеральным прогоном нового спектакля, когда спектакль играется, как и сейчас, без зрителей, но в условиях приближенных к премьерному показу.

По словам актрисы Анны Гюрегян, на таких прогонах исполнители "выкладываются в полную силу".

"Зависимости от камеры не чувствую. Буду играть, как на репетиции, мы и тогда без зрителей, но никогда не халтурим. Я вообще и во время спектаклей не вижу зрителей, только в конце, когда начинают аплодировать", - заметила она.

В то время, когда актеру Осману Абухба звукорежиссер Василий Ерлих закреплял на поясе гарнитуру микрофона, актеры Анна Гюрегян и Люпчо Спасов репетировали друг с другом полушепотом одну из сцен спектакля.

Воронье "кар-кар" послышалось справа от сцены - актриса Мадлена Барциц вживалась в образ. А недалеко раздался радостный возглас актера Кирилла Шишкина: "Все-таки влез! И не просто влез, а влетел!". Это он о своем сценическом костюме.

Увидев себя со стороны на экране после съемок киноверсии "Хаджи-Мурата" актер был уверен, что сильно поправился в период самоизоляции.

"Но нет! Не поправился. Я узнал, что экран добавляет шесть-восемь килограмм, и этим успокоился. А сейчас уже есть возможность позаниматься спортом, поплавать. Открыл купальный сезон на море", - поделился Кирилл.

По словам режиссера Джано Цурцумия, киноверсия спектакля будет максимально приближена по восприятию к театральной за счет ракурса съемок.

"Мы решили не делать из спектакля кинопродукт, а сделать именно театральный. Можно было расположить камеры на сцене, брать планы поближе к актерам, но это было бы другое, ближе к кино, а здесь театр. Решили расположить все камеры по центру зала, чтобы зрителям у монитора передать ощущение самого театра, как будто они сидят на лучших местах в партере. Даже свет в комнате при просмотре лучше выключить для полного погружения в атмосферу театра", - посоветовал он.

Режиссер распределил съемочный план между операторами, и каждый знает, какого актера встречает при появлении на сцене. "Диафрагма 4:0, баланс 4 тысячи, ISO 18", - звучат команды, которые для непрофессионального уха сродни абракадабре.

"Мы выстраиваем свет по яркости, по балансу, по температуре", - пояснил оператор Георгий Кутарба.

Другой оператор Валерий Кокоскир заметил: "Мы вчера были на репетиции. Спектакль о свободе. О стремлении к свободе именно человека. Несмотря на то, что в спектакле говорится о судьбе буйвола".

"Спектакль интереснее снимать, чем заседания сессии Парламента", - сказал бывший оператор Абхазского телевидения Саид Айба, который уже несколько лет работает в составе творческой съемочной группы Джано Цурцумия.

Как пять великанов, по зрительному залу расставлены штативы с камерами, к которым подведены десятки метров проводов разных цветов и толщины, они подключаются к монитору на рабочем столе главного человека на съемочной площадке – режиссера Джано Цурцумия.

"От энергии актеров плавится железо"

Нарушая традицию, которой следуют на любой другой съемочной площадке, на съемках в театре отмашку на начало актерам давал гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба.

"Фокус на Люпчо", - скомандовал своим операторам режиссер Джано Цурцумия.

Все камеры нацелены на того, кто сидит в глубине сцены в полумраке - 51-летнего македонца, актера Люпчо Спасова, который исполняет главную роль Широколобого. За весь спектакль он ни разу не уходит за кулисы, он в центре всего происходящего, действие разворачивается вокруг него, актер находится в постоянном движении - это требует недюжинной физической силы.

Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Широколобый" в РУСДРАМЕ

"Люпчо – главный герой вечера! Как он переживает, знаем только он и мы. Люпчо добрый, отзывчивый, и я уверен, что внутренне брал вину на себя, когда что-то тормозилось", - сказал Кирилл Шишкин.

А действие на сцене прерывалось отнюдь не по вине актеров. В отличие от натренированных артистов РУСДРАМа нагрузку не выдерживала техника - петличные микрофоны то и дело выходили из строя. Режиссер останавливал съемку, потому что безупречный звук, наряду с картинкой, – важное условие его качественной работы.

"От энергии этих актеров уже даже "железо" плавится", - пошутил за спиной один из операторов.

Режиссер Джано Цурцумия пояснил, что на съемках звук записывали не с театральных микрофонов, а петличных, которые обычно используются в кино для записи дублирующего звука.

"Изначально планировали использовать театральные микрофоны, которые подвешены в зале для охвата звука. Но еще на съемках "Хаджи-Мурата" мы поняли, что этого явно недостаточно, потому что даже в зале не все слышно, что уж говорить о камерах. Прикрепили к актерам петлички, попытались их максимально спрятать под сценическим костюмом. Но их база с батарейками соскакивала, когда актеры слишком активно двигались или намокала от пота", - сказал Цурцумия.

Актер Люпчо Спасов признался, что испытывал огромную ответственность и стремился не подвести коллег, а слова гендиректора из зала о том, что все идет хорошо, "подбадривали его и помогли пережить волнение".

"Как пастух Барбуша подбадривал буйвола Широколобого и давал ему любимую соль, так и слова Ираклия Ревазовича подбадривали меня, - сказал он. – Если ты не испытываешь волнение, тебе незачем выходить на сцену. А ошибок не делает только тот, кто ничего не делает. Русский язык для меня не родной, но я с первых дней начала работы в театре ощущал максимальную поддержку коллег, всегда подскажут как надо".

Люпчо рассказал, что еще до распределения ролей в спектакле прочел новеллу-притчу "Широколобый" и испытал неимоверную грусть.

"Грустно было читать. Много человеческого заложено в произведении. Фазиль Искандер через буйвола показал все человеческие чувства – любовь и предательство, жажду свободы и горечь смерти. Одна из самых эмоциональных сцен для меня, когда Широколобый вспоминает своих родителей. Даже если матери уже нет в живых, ты мысленно обращаешься к ней. Когда она рядом, никто, как она, тебя не поддержит и не пожалеет, - с дрожью в голосе сказал актер. – Из закромов памяти вытаскиваю воспоминания из жизни, поэтому многие сцены несут отпечаток личного".

Когда актеры, отыграв спектакль, ушли за кулисы, заветного "Стоп! Снято!" операторы ждали от режиссера. Фразу он произнес, только пересмотрев и переслушав последний кадр.

Теперь предстоит монтаж. Режиссер Джано Цурцумия поделился, что с предыдущих съемок "Хаджи-Мурата" у него появились секретные задумки по постпродакшну.

Кинотеатральную версию спектакля "Широколобый" по новелле-притче Фазиля Искандера в постановке петербургского режиссера Искандэра Сакаева РУСДРАМ покажет 10 июня в 19 часов на своем YouTube канале.

Зрители могут оказать поддержку театру, купив виртуальные билеты на сайте РУСДРАМа.

Читайте также:

472

Главврача Галской больницы оштрафовали за употребление метадона

53
(обновлено 22:30 05.06.2020)
Результаты медицинского освидетельствования показали, что главный врач Галской ЦРБ употребил метадон.

СУХУМ, 5 июн - Sputnik. Главный врач центральной районной больницы города Гала, он же главный санитарный врач Галского района Георгий Шония оштрафован на более чем 40 тысяч рублей за употребление наркотиков, сообщается на сайте МВД Абхазии. 

Сотрудниками ОУР ОВД по Галскому району в рамках проведенных оперативных мероприятий по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, в республиканский наркологический диспансер был доставлен главный врач центральной районной больницы города Гал Шония Георгий Аполлонович 1974 года рождения, согласно акту медицинского освидетельствования установлен факт потребления наркотического вещества "метадон", - говорится в сообщении.

"За незаконное потребление наркотического вещества Шония решением суда Галского района подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 700 минимальных размеров оплаты труда - на 42 тысячи рублей", - отметили в МВД. 

Читайте также:

53