Фазиль Искандер

К 90-летию Искандера: фестиваль "Стоянка человека" пройдет в Сухуме

129
(обновлено 15:21 25.11.2019)
V Международный фестиваль культуры Фазиля Искандера "Стоянка человека" состоится с 25 по 26 ноября в Сухуме.

СУХУМ, 25 ноя – Sputnik. V Международный фестиваль "Стоянка человека" в память о Фазиле Искандере пройдет в Сухуме 25-26 ноября.

В рамках фестиваля в РУСДРАМе состоится премьера заключительной части документальной трилогии Ибрагима Чкадуа "День жизни, или Фазиль Искандер", посвященного творчеству писателя.

Программа V Международного фестиваля искусств "Стоянка человека:

  • 25 ноября в 15:00 в Центральном выставочном зале Союза художников Абхазии откроется фотовыставка "Фазиль и его окрестности".
  • 25 ноября в 19:00 в Государственном Русском театре драмы имени Искандера пройдет премьера фильма "День жизни, или Фазиль Искандер" - заключительная часть документальной трилогии о Фазиле Искандере.
  • 26 ноября в 16:00 в Сухумском Доме юношества состоится ежегодный конкурс детского рисунка "Грушевый компот" по произведениям Фазиля Искандера.
  • 26 ноября в 12:00 посадка участниками фестиваля саженцев эвкалипта на набережной.

Писатель Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуме. В 1950 году Искандер переехал в Москву, где в 1954 году окончил Литературный институт. Первые стихотворные сборники — "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) — получили признание критиков и читателей, а настоящую известность ему принесла публикация повести "Созвездие Козлотура" (1966) в журнале "Новый мир".

С 1956 года регулярно печатался в журналах: "Смена", "Неделя", "Костер", "Сельская молодежь" и других. Первый сборник стихов Искандера "Горные тропы" вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме.

В 1966 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая повесть писателя "Созвездие Козлотура". Самое известное произведение Искандера "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание — 1989) — роман на автобиографической основе.

Среди известных произведений, написанных Искандером, роман-эпопея "Сандро из Чегема", эпос "Детство Чика", повесть-притча "Кролики и удавы", эссе-диалог "Думающий о России и американец", повести "Человек и его окрестности", "Школьный вальс, или Энергия стыда", "Поэт", "Стоянка человека", "Софичка", рассказы "Тринадцатый подвиг Геракла", "Начало" и другие.

Читайте также:

129
Теги:
Сухум, Абхазия, РУСДРАМ, Ибрагим Чкадуа, Фазиль Искандер

Осип Брик

Эпоха остранения: формальная история Осипа Брика

0
(обновлено 15:19 16.01.2021)
16 января день рождения Осипа Брика. Колумнист Sputnik Абхазия делится своими студенческими воспоминаниями об ОПОЯЗе и русском авангарде.

Осип Брик широким массам скорее известен благодаря его браку с музой авангарда, возлюбленной Владимира Маяковского, Лилей Брик. До поры до времени и со мной было так. Несколько лет назад, когда проходила русскую литературу ХХ века, впервые услышала о любовной истории Лили Брик и Владимира Маяковского, тогда же узнала о том, что Лиля была замужем за Осипом Бриком, но это не мешало ей жить вместе с любовником. Точнее Маяковскому не мешало жить под одной крышей вместе с супружеской парой.

Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский
© Фото : wday
Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Причем Осип Брик не ревновал свою жену, напротив, с уважением относился к третьему и даже помог ему опубликовать поэму "Облако в штанах".

Отношения Бриков и Маяковского были более чем странные, но не будем забывать, что в Серебряном веке любовные треугольники были в норме у писательской среды.

И вот после ошеломляющей истории личной жизни Осипа Брика мне пришлось надолго забыть о нем. Но потом опять случайно вспомнить. Во время одной лекции я услышала напрочь забытое имя. А упоминалось оно в связи с русскими формалистами, которые тесно связаны с нарратологией – новым явлением в литературоведении второй половины ХХ века.

Осип Брик был одним из организаторов ОПОЯЗа (Общество по изучению поэтического языка) – научное объединение формалистов и одно из главных движений русского авангарда, существовавшее с 1916 по 1925 годы.

Рождению формальной школы в России способствовала эпоха Серебряного века, которая реабилитировала эстетические категории и обособила литературные поля, то есть отделила его от политической и социальной сфер.

Формалисты вообще не любили говорить о себе, но одно бесспорно – слово для них, как и для очень многих теоретиков литературы ХХ века, становится очень важным моментом в понимании литературы.

Как отмечал писатель и теоретик авангарда Илья Зданевич в докладе – объяснений французам, что значит для русских слово, "когда Маринетти только намеревался начать пропаганду так называемых "освобожденных слов" и "неподконтрольного воображения", в России уже пользовались сдвигом и окончательно разрушили синтаксис языка".

Шкловский, Эйхенбаум, Брик

В начале века Виктор Шкловский пишет манифест ОПОЯЗа "Искусство как прием", который становится одним из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве автора, но и в истории ОПОЯЗа. В ней Шкловский впервые сформулировал ключевые для русского формализма понятия – прием, остранение и автоматизация.

Виктор Шкловский
© Фото : liveinternet
Виктор Шкловский

Другой представитель ОПОЯЗа Борис Эйхенбаум пишет "Как сделана "Шинель" Гоголя". Статья становится одной из самых значительных документов Общества по изучению поэтического языка, она заняла место наряду с работами Проппа и Виноградова, которые стояли у истоков современной теории повествования. Эйхенбаум затрагивает проблемы взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью.

Борис Эйхенбаум
© Фото : studfiles
Борис Эйхенбаум

Хоть имя Осипа Брика сегодня не такое популярное, как имена Шкловского и Эйхенбаума, но его "Звуковые повторы" и "О ритмико-синтаксических фигурах", в которых литературовед развивает точку зрения динамического ритма, то есть ритма движения, отличного от архитектоники, открыли новую страницу в исследовании поэтического языка.

И это не последний вклад Брика в литературоведение. Он был издателем альманаха общества "Сборники по теории поэтического языка". Но стоит отметить, что работы Брика не развиваются наряду с работами других членов общества, а в начале 1919 года после его переезда в Москву он еще больше отдаляется от ОПОЯЗа. Затем он приходит в ЛЕФ как изгнанный формалист, сочувствующий остаткам футуризма, негласно позиционировавшего себя в ЛЕФе в качестве "конструктивиста-производственника".

С конца 1926 года Брик также активно работал в "Межрабпоме", возглавил сценарный отдел. А ОПОЯЗ свернул свою работу в 1925 году и, как это не печально, больше не возродился. На этой печальной ноте закончились мои скудные знания об обществе уже давно мертвых поэтов. Но несмотря на это, общество сделало невероятное в развитии повествовательного текста, благодаря чему сегодня даже такие дилетанты, как я, могут понимать или хотя бы попытаться понять романы "Улисс" Джойса или же "Школу для дураков" Саши Соколова и чувствовать себя хотя бы чуточку причастными к филологическому миру.

 

0
 Коктейль по случаю выхода  рейтинга 100 самых стильных по версии GQ

Сценарист "Софички" снимет эпизод сериала по известной игре для HBO

138
(обновлено 11:34 16.01.2021)
Кантемир Балагов - российский режиссер, ученик мастерской Александра Сокурова, автор фильмов "Теснота" и "Дылда". Он выступил сценаристом фильма по одноименной повести Фазиля Искандера.

СУХУМ, 16 янв - Sputnik. Режиссер Кантемир Балагов снимет пилотный эпизод сериала по игре The Last of Us, который покажут на платформе HBO. Эту информацию подтвердил сам Балагов в своем Instagram.

"Мечты сбываются. Я большой фанат The Last of Us и никогда не забуду, как эта игра открыла во мне что-то новое, показала то, чего я раньше в себе не видел. Я до последнего не верил, что это станет возможным", - написал Балагов на своей странице в Instagram.

Издание Hollywood Reporter написало, что изначально этот эпизод должен был снимать режиссер сериала "Чернобыль" Юхан Ренк, но он покинул проект из-за несовпадения графиков.

Кадр из фильма Дылда
предоставлено пресс-службой фильма / Liana Mukhamedzyanova

Над сценарием к сериалу работают Крейг Мэйзин, создатель сериала "Чернобыль", и креативный директор видеоигры Нил Дракманн.

Сюжет рассказывает о мире спустя 20 лет после того, как современная цивилизация была уничтожена глобальной пандемией.

Балагов, ученик мастерской режиссера Александра Сокурова, его дебютный фильм "Теснота" был представлен на Каннском кинофестивале в 2017 году и получил приз международной федерации кинопрессы FIPRESCI. 

Вторая режиссерская работа "Дылда" была показана в официальной конкурсной программе "Особый взгляд" 72-го Каннского кинофестиваля, где фильм получил сразу две награды - приз за лучшую режиссуру и приз FIPRESCI международной федерации кинопрессы с формулировкой: "За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме".

В 2017 году Балагов выступил одним из сценаристов российского художественного фильма "Софичка"Киры Коваленко по одноименной повести Фазиля Искандера. 

Картина была в российском прокате в рамках программы КАРО.Арт "Новое молодое кино".

Премьера  состоялась в самом большом московском кинотеатре "Октябрь" 6 марта 2017 года. 21 июня 2017 года прошла премьера и обсуждение "Софички" в прямом эфире Абхазского телевидения 21 июня.

138

Под давлением: как в Европе утверждали вакцину Pfizer

43
(обновлено 23:07 17.01.2021)
В конце декабря Европе началась массовая вакцинация от коронавируса препаратом Pfizer-BioNTech. Одними из первых вакцину получили дома престарелых и медики.

СУХУМ, 17 янв – Sputnik. Европейское агентство лекарственных средств (ЕАЛС) столкнулось с давлением при утверждении вакцины Pfizer-BioNTech, судя по всплывшим данным, пишет французская Le Monde. Об этом сообщает ИноСМИ.

Конфиденциальные документы были украдены в ЕАЛС 9 декабря 2020 года, после чего попали в сеть. "Ле Монд" удалось получить доступ к некоторым из них, письма изучила команда европейских журналистов.

Материалы в основном относятся к досье утверждения вакцины Pfizer-BioNTech. В беседе с "Ле Монд" агентство признало, что "преданные огласке электронные письма отражают имевшие место проблемы и дискуссии".

Пять из 19 электронных писем позволяют судить о давлении, оказывавшемся на агентство для ускорения процесса утверждения первой вакцины от COVID-19, пишет издание. В ноябре европейское агентство сформулировало три "основных возражения" против этой вакцины:

  • отсутствие одобрения в отношении некоторых производственных площадок;
  • нехватку данных о коммерческих партиях вакцины;
  • факт выявления качественных различий между коммерческими партиями и теми, которые применялись в ходе клинических испытаний.

Этот последний пункт вызывал наибольшее беспокойство исследователей, занимавшихся оценкой качества вакцины.

Несмотря на это, некоторые высокопоставленные представители ЕС продолжали настаивать на скорейшем утверждении вакцины. В частности, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости одобрить вакцины Pfizer/BioNTech и Moderna до конца года в ультимативной форме, цитирует издание одного из сотрудников ЕАЛС. При этом он подчеркивает, что с обоими препаратами "до сих пор имеются проблемы".

Больше всего трудностей возникло именно с вакциной Pfizer, говорится в статье. В особенности после того, как вскрылся факт несоответствия составов препарата в коммерческих партиях и тех, которые применялись в ходе клинических испытаний. "Камнем преткновения" стало снижение уровня целостности РНК –  важнейшего элемента вакцины, способствующего после его введения в клетки выработке спайк-протеина вируса.

Кроме того, беспокойство вызывало отсутствие одобрения в отношении некоторых производственных площадок и нехватка данных о коммерческих партиях вакцины, отмечается в материале.

Позже в ЕАЛС подтвердили, что проблему качества вакцины удалось решить. В агентстве добавили также, что нынешние технические требования, касающиеся уровня РНК, "считаются научно обоснованными и приемлемыми", подчеркнув малую вероятность того, что усеченные молекулы РНК могут способствовать формированию протеина или пептида, вызывая таким образом нежелательные последствия.

"Несмотря на срочность, во всем Евросоюзе всегда было понимание, что в вопросах высоких стандартов качества не может быть никаких компромиссов и любые рекомендации должны быть основаны исключительно на убедительных научных доказательствах, безопасности качества и эффективности вакцины", – приводит "Ле Монд" цитату ЕАЛС.

Кто может стоять за хакерской атакой – неизвестно. Украденные данные появились на "Рутор", где "Ру" означает "Россия", а "тор" – веб-браузер, позволяющий осуществлять анонимный просмотр страниц в интернете (браузер Tor не связан с Россией и был разработан в ВМС США – прим.). Это может говорить в пользу версии, что хакер был из России или придерживался русофильских взглядов, пишет издание. Не исключается и версия о промышленном кибершпионаже, тем более, учитывая, что при выборе документов преступники ориентировались именно на Pfizer.

Вне зависимости от возможного прочтения этих документов факты таковы: вакцина Pfizer-BioNTech будет окончательно одобрена ЕАЛС 21 декабря 2020 года, через три недели после одобрения в Великобритании и через две недели после Соединенных Штатов. Это говорит о том, что Европейскому агентству потребовалось, несмотря ни на что, некоторое время на решение проблемы качества перед ее одобрением, резюмирует "Ле Монд".

9 декабря в сеть попала переписка, раскрывающая близкие к афере подробности об утверждении вакцины Pfizer-BioNTech. Согласно документам, регулятор столкнулся с мощным давлением и необходимостью признать вакцину до нового года, хотя с препаратом имелись проблемы.

 

43