Владимир Делба стал лауреатом премии имени Фазиля Искандера

398
(обновлено 10:36 03.12.2019)
Торжественная церемония вручения Международной литературной премии имени Фазиля Искандера состоялась в Москве в понедельник 2 декабря в Большом зале Библиотеки искусств имени Боголюбова.

МОСКВА, 2 дек – Sputnik, Анжелика Бения. В номинации "Проза" лучшими были признаны двое финалистов Международной премии имени Фазиля Искандера: Владимир Делба за сборник прозаических произведений "Звездная пыль моих воспоминаний" и Анатолий Курчаткин за роман "Минус 273 градуса по Цельсию".

Владимир Делба отметил, что для него попасть в шорт-лист финалистов уже было гордостью и достижением.

"Получить диплом финалиста было бы для меня большой наградой, то, что меня удостоили звания лауреата, большая неожиданность. Я буду стараться продолжать писать и участвовать в этом конкурсе. Спасибо не только за праздник, но и за память о Фазиле. Мне в жизни повезло, я был с ним знаком. Мы все на него равняемся", – добавил Владимир Делба.

Премию имени Фазиля Искандера вручали в Москве за произведения, написанные на русском языке и вышедшие отдельными книгами или в виде журнальных публикаций в 2017, 2018 и 2019 годах в трех номинациях: "проза", "поэзия", "киносценарий и драматургия".

В поэзии лучшим был отмечен сборник стихотворений Алексея Остудина "Вишневый сайт". В номинации "Драматургия, киносценарий" победителем стала рукопись Евгении Декиной "Страх" – сценарий анимационного фильма по одноименному рассказу Фазиля Искандера.

Премия имени Фазиля Искандера была учреждена Русским ПЕН-центром в 2016 году. С каждым годом она обретает все большую популярность среди литераторов, широко освещается в СМИ и становится по-настоящему известной в российском обществе. Многие маститые и молодые писатели участвовали и участвуют в конкурсе на премию сами или выдвигают на ее соискание достойных прозаиков, поэтов, киносценаристов и драматургов.

Президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов отметил, что выбрать лучших в трех номинациях – было сложной задачей для жюри.

"Назови я Фазиля несколько лет тому назад великим, поймал бы его укоризненный взгляд. Он жил так же, как и писал, неторопливо, никогда не становился на цыпочки, ни перед кем не унижался, от нечего делать не оскорблял, перечислять можно бесконечно. Образцовый писатель, создатель большого мира, равнозначный миру Маркеса и Фолкнера. Имперский писатель. В его языке чувствуется дыхание Кавказа, чем и обогащается русский язык. Его можно узнать по маленькому кусочку произведения", – добавил Евгений Попов.

На вечере также были вручены дипломы финалистов и специальные дипломы за наиболее яркие и своеобразные произведения, за новизну и верность традициям.

Такого диплома удостоился Артемий Леонтьев за роман "Варшава, Элохим! Рай". Писатель, выступая, отметил, что творчество Фазиля Искандера близко и дорого ему.

"Я, будучи уральцем, могу сказать, что Абхазия Искандера стала и моей республикой. Не важно, где живет читатель, знакомясь с творчеством Искандера, погружаясь в его страницы, так глубоко проникаешься, так ярко чувствуешь Абхазию! Все становится родным", – сказал Артемий Леонтьев.

Диплом финалиста и специальный диплом в номинации "поэзия" были также вручены поэту Владимиру Пучкову за сборник "Косточка мира".

"Я служил в шестидесятых годах. Мое знакомство с Фазилем Искандером произошло в армии. "Созвездие козлотура", которое я тогда взял в руки, потрясло меня. До сих пор помню этот восторг и ощущение творческого полета, которые и должно дарить искусство", –  отметил Владимир Пучков.

Директор библиотеки искусств имени Боголюбова, член исполкома премии Владимир Семенов отметил, что проведение подобных литературных мероприятий – одна из основных задач библиотеки.

"Видеть премию имени Искандера сегодня в нашей библиотеке – не просто большая честь, но и радость. Мы поставили перед собой миссию – на первом месте у нас слово. Такие литературные вечера у нас в приоритете. Русский ПЕН-центр стал нашим хорошим другом. Еженедельно мы видим у нас больших писателей. Надеюсь, наша библиотека и дальше будет вашим верным помощником", – Сказал Владимир Семенов.

Писатель, сценарист и поэт Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуме. В 1950 году Искандер переехал в Москву, где в 1954 году окончил Литературный институт. Первые стихотворные сборники — "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) — получили признание критиков и читателей, а настоящую известность ему принесла публикация повести "Созвездие Козлотура" (1966) в журнале "Новый мир".

Среди известных произведений, написанных Искандером, роман-эпопея "Сандро из Чегема", эпос "Детство Чика", повесть-притча "Кролики и удавы", эссе-диалог "Думающий о России и американец", повести "Человек и его окрестности", "Школьный вальс, или Энергия стыда", "Поэт", "Стоянка человека", "Софичка", рассказы "Тринадцатый подвиг Геракла", "Начало" и другие.

Читайте также:

398

Кинопленка

Мини-сериал с участием абхазского продюсера взял кинопремию в России

780
(обновлено 22:18 02.06.2020)
Мини-сериал "Батальон" был снят группой компаний ГПМ "КИТ" и киностудией IKa film по заказу телеканала НТВ в 2018 году. Премьера сериала состоялась 9 июня 2019 года. 

СУХУМ, 2 июн - Sputnik. Сериал "Батальон", исполнительным продюсером в котором выступил уроженец Абхазии Айнар Лабахуа, одержал победу в номинации "Лучший-мини сериал" премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения России.

По словам Лабахуа, четырехсерийная картина рассказывает о событиях, происходивших в Югославии в июне 1999 года, когда сводный батальон ВДВ ВС России, входивший в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, был переброшен в город Приштина для установления контроля над аэропортом "Слатина".

"Это история о том, как 200 российских десантников оказались один на один против всего НАТО. Это очень интересная история, и я считаю, что нам удалось очень качественно осветить события того времени. Всего в номинации стояли три российских сериала. Для кого-то победа, возможно, была неожиданной, но я в победе был уверен", - отметил он.

Съемки картины проходили в течение полутора месяцев в 2018 году в Адыгее, в аэропорту Майкопа и поселке Каменномостский.

"Изначально мы планировали съемки в Абхазии, так как находили много схожих объектов, режиссер и художник были в восторге, все влюбились в Абхазию. Но в 2018 году в России проходил Чемпионат мира по футболу, и были введены определенные ограничения. Мы были вынуждены перенести съемки в Адыгею", - сказал Лабахуа.

Для молодого продюсера сериал "Батальон" стал четвертым проектом в карьере.

"Я отвечал за все производство, за бюджет и качество проекта, а также за создание комфортных условий для съемочной группы. Работа в кино очень интересна, и меня она сразу затянула. Это очень большая ответственность, но работа приносит мне удовольствие", - добавил он. 

В съемках сериала принимали участие актеры Максим Щеголев, Дмитрий Ульянов, Александр Бухаров, Михаил Бабичев, Полина Ястребова, Андрей Стоянов. Режиссер картины - Алексей Быстрицкий, художник - Игорь Топченюк. Посмотреть сериал можно в интернете, в том числе на платформе YouTube.

Читайте также:

780
Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ

Фокус на Люпчо: съемки спектакля "Широколобый" прошли в РУСДРАМе

472
(обновлено 11:45 01.06.2020)
В Государственном Русском театре драмы имени Фазиля Искандера прошли съемки кинотеатральной версии спектакля "Широколобый" в постановке петербургского режиссера Искандэра Сакаева.

О том, как проходили съемки спектакля, по чьей вине они затянулись и кого актеры называют героем вечера, читайте в материале Sputnik Абхазия.

Амра Амичба, Sputnik

"Интереснее заседания Парламента"

"Широколобому" уже два года. Его постановка в РУСДРАМе была приурочена к Международному фестивалю Фазиля Искандера "Стоянка человека" в Сухуме.

"Широколобого" мечтал поставить года с 1994-го, когда впервые его прочел. Случилось. Чему несказанно рад, так как это произошло в нужном месте и в нужное время, именно в том театре и с той труппой, где этот текст оказался наиболее органичен", - сказал режиссер спектакля Искандэр Сакаев.

За несколько дней до съемок режиссер из Санкт-Петербурга провел онлайн-репетиции с труппой. По его мнению, абсолютный перенос и соответствие снятого на видео спектаклю, который зрители увидят вживую в атмосфере театра, невозможны.

"В "Широколобом" важно сделать хорошо и качественно с точки зрения чистоты картинки и звука, внятности и органичности монтажа и точности применения тех или иных возможностей камеры", - отметил Сакаев.

Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Широколобый" в РУСДРАМЕ

До начала съемок актеры разминались как перед генеральным прогоном нового спектакля, когда спектакль играется, как и сейчас, без зрителей, но в условиях приближенных к премьерному показу.

По словам актрисы Анны Гюрегян, на таких прогонах исполнители "выкладываются в полную силу".

"Зависимости от камеры не чувствую. Буду играть, как на репетиции, мы и тогда без зрителей, но никогда не халтурим. Я вообще и во время спектаклей не вижу зрителей, только в конце, когда начинают аплодировать", - заметила она.

В то время, когда актеру Осману Абухба звукорежиссер Василий Ерлих закреплял на поясе гарнитуру микрофона, актеры Анна Гюрегян и Люпчо Спасов репетировали друг с другом полушепотом одну из сцен спектакля.

Воронье "кар-кар" послышалось справа от сцены - актриса Мадлена Барциц вживалась в образ. А недалеко раздался радостный возглас актера Кирилла Шишкина: "Все-таки влез! И не просто влез, а влетел!". Это он о своем сценическом костюме.

Увидев себя со стороны на экране после съемок киноверсии "Хаджи-Мурата" актер был уверен, что сильно поправился в период самоизоляции.

"Но нет! Не поправился. Я узнал, что экран добавляет шесть-восемь килограмм, и этим успокоился. А сейчас уже есть возможность позаниматься спортом, поплавать. Открыл купальный сезон на море", - поделился Кирилл.

По словам режиссера Джано Цурцумия, киноверсия спектакля будет максимально приближена по восприятию к театральной за счет ракурса съемок.

"Мы решили не делать из спектакля кинопродукт, а сделать именно театральный. Можно было расположить камеры на сцене, брать планы поближе к актерам, но это было бы другое, ближе к кино, а здесь театр. Решили расположить все камеры по центру зала, чтобы зрителям у монитора передать ощущение самого театра, как будто они сидят на лучших местах в партере. Даже свет в комнате при просмотре лучше выключить для полного погружения в атмосферу театра", - посоветовал он.

Режиссер распределил съемочный план между операторами, и каждый знает, какого актера встречает при появлении на сцене. "Диафрагма 4:0, баланс 4 тысячи, ISO 18", - звучат команды, которые для непрофессионального уха сродни абракадабре.

"Мы выстраиваем свет по яркости, по балансу, по температуре", - пояснил оператор Георгий Кутарба.

Другой оператор Валерий Кокоскир заметил: "Мы вчера были на репетиции. Спектакль о свободе. О стремлении к свободе именно человека. Несмотря на то, что в спектакле говорится о судьбе буйвола".

"Спектакль интереснее снимать, чем заседания сессии Парламента", - сказал бывший оператор Абхазского телевидения Саид Айба, который уже несколько лет работает в составе творческой съемочной группы Джано Цурцумия.

Как пять великанов, по зрительному залу расставлены штативы с камерами, к которым подведены десятки метров проводов разных цветов и толщины, они подключаются к монитору на рабочем столе главного человека на съемочной площадке – режиссера Джано Цурцумия.

"От энергии актеров плавится железо"

Нарушая традицию, которой следуют на любой другой съемочной площадке, на съемках в театре отмашку на начало актерам давал гендиректор РУСДРАМа Ираклий Хинтба.

"Фокус на Люпчо", - скомандовал своим операторам режиссер Джано Цурцумия.

Все камеры нацелены на того, кто сидит в глубине сцены в полумраке - 51-летнего македонца, актера Люпчо Спасова, который исполняет главную роль Широколобого. За весь спектакль он ни разу не уходит за кулисы, он в центре всего происходящего, действие разворачивается вокруг него, актер находится в постоянном движении - это требует недюжинной физической силы.

Спектакль Широколобый в РУСДРАМЕ
© Sputnik / Томас Тхайцук
Спектакль "Широколобый" в РУСДРАМЕ

"Люпчо – главный герой вечера! Как он переживает, знаем только он и мы. Люпчо добрый, отзывчивый, и я уверен, что внутренне брал вину на себя, когда что-то тормозилось", - сказал Кирилл Шишкин.

А действие на сцене прерывалось отнюдь не по вине актеров. В отличие от натренированных артистов РУСДРАМа нагрузку не выдерживала техника - петличные микрофоны то и дело выходили из строя. Режиссер останавливал съемку, потому что безупречный звук, наряду с картинкой, – важное условие его качественной работы.

"От энергии этих актеров уже даже "железо" плавится", - пошутил за спиной один из операторов.

Режиссер Джано Цурцумия пояснил, что на съемках звук записывали не с театральных микрофонов, а петличных, которые обычно используются в кино для записи дублирующего звука.

"Изначально планировали использовать театральные микрофоны, которые подвешены в зале для охвата звука. Но еще на съемках "Хаджи-Мурата" мы поняли, что этого явно недостаточно, потому что даже в зале не все слышно, что уж говорить о камерах. Прикрепили к актерам петлички, попытались их максимально спрятать под сценическим костюмом. Но их база с батарейками соскакивала, когда актеры слишком активно двигались или намокала от пота", - сказал Цурцумия.

Актер Люпчо Спасов признался, что испытывал огромную ответственность и стремился не подвести коллег, а слова гендиректора из зала о том, что все идет хорошо, "подбадривали его и помогли пережить волнение".

"Как пастух Барбуша подбадривал буйвола Широколобого и давал ему любимую соль, так и слова Ираклия Ревазовича подбадривали меня, - сказал он. – Если ты не испытываешь волнение, тебе незачем выходить на сцену. А ошибок не делает только тот, кто ничего не делает. Русский язык для меня не родной, но я с первых дней начала работы в театре ощущал максимальную поддержку коллег, всегда подскажут как надо".

Люпчо рассказал, что еще до распределения ролей в спектакле прочел новеллу-притчу "Широколобый" и испытал неимоверную грусть.

"Грустно было читать. Много человеческого заложено в произведении. Фазиль Искандер через буйвола показал все человеческие чувства – любовь и предательство, жажду свободы и горечь смерти. Одна из самых эмоциональных сцен для меня, когда Широколобый вспоминает своих родителей. Даже если матери уже нет в живых, ты мысленно обращаешься к ней. Когда она рядом, никто, как она, тебя не поддержит и не пожалеет, - с дрожью в голосе сказал актер. – Из закромов памяти вытаскиваю воспоминания из жизни, поэтому многие сцены несут отпечаток личного".

Когда актеры, отыграв спектакль, ушли за кулисы, заветного "Стоп! Снято!" операторы ждали от режиссера. Фразу он произнес, только пересмотрев и переслушав последний кадр.

Теперь предстоит монтаж. Режиссер Джано Цурцумия поделился, что с предыдущих съемок "Хаджи-Мурата" у него появились секретные задумки по постпродакшну.

Кинотеатральную версию спектакля "Широколобый" по новелле-притче Фазиля Искандера в постановке петербургского режиссера Искандэра Сакаева РУСДРАМ покажет 10 июня в 19 часов на своем YouTube канале.

Зрители могут оказать поддержку театру, купив виртуальные билеты на сайте РУСДРАМа.

Читайте также:

472

Главврача Галской больницы оштрафовали за употребление метадона

106
(обновлено 22:30 05.06.2020)
Результаты медицинского освидетельствования показали, что главный врач Галской ЦРБ употребил метадон.

СУХУМ, 5 июн - Sputnik. Главный врач центральной районной больницы города Гала, он же главный санитарный врач Галского района Георгий Шония оштрафован на более чем 40 тысяч рублей за употребление наркотиков, сообщается на сайте МВД Абхазии. 

Сотрудниками ОУР ОВД по Галскому району в рамках проведенных оперативных мероприятий по выявлению лиц, употребляющих наркотические вещества, в республиканский наркологический диспансер был доставлен главный врач центральной районной больницы города Гал Шония Георгий Аполлонович 1974 года рождения, согласно акту медицинского освидетельствования установлен факт потребления наркотического вещества "метадон", - говорится в сообщении.

"За незаконное потребление наркотического вещества Шония решением суда Галского района подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 700 минимальных размеров оплаты труда - на 42 тысячи рублей", - отметили в МВД. 

Читайте также:

106