Предпремьерный показ спектакля На всякого мудреца довольно простоты в РУСДРАМе

РУСДРАМ откроет фестиваль в Мордовии пьесой Островского

226
(обновлено 10:22 14.02.2020)
XV международный фестиваль русских драматических театров "Соотечественники" пройдет в Саранске с 28 марта по 3 апреля.

СУХУМ, 14 фев – Sputnik, Асмат Цвижба. Государственный Русский театр драмы имени Фазиля Искандера откроет международный театральный фестиваль "Соотечественники" в Мордовии спектаклем "На всякого мудреца довольно простоты", сообщил Sputnik генеральный директор театра Ираклий Хинтба.

РУСДРАМ принимает участие в фестивале в Саранске во второй раз. В 2019 году спектакль "Хаджи-Мурат" был признан лучшей постановкой фестиваля по результатам зрительского голосования и получил высокие оценки экспертной комиссии фестиваля.

"Нам очень приятно, что мы открываем фестиваль. Спектакль отличается живым и современным прочтением классики, с прекрасными декорациями и великолепной актерской игрой. Думаю, наша интерпретация заметно отличается от многих других постановок по этой пьесе в лучшую сторону", - отметил Хинтба.

Режиссер-постановщик спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" в РУСДРАМе - выпускник ГИТИСа Алексей Размахов.

По словам директора театра, в международном фестивале также примут участие театры из Армении, Казахстана, Белоруссии, городов России и стран дальнего зарубежья.

XV международный фестиваль русских драматических театров "Соотечественники" пройдет в Саранске с 28 марта по 3 апреля. Главная цель фестиваля – развитие культурных международных связей, пропаганды театрального искусства посредством показа лучших спектаклей русских драматических театров России и стран зарубежья, укрепления творческих контактов театральных работников.

Читайте также:

226

Из числа избранных: история актера Ивана Кокоскир

3964
(обновлено 21:13 27.05.2020)
27 мая исполняется 105 лет со дня рождения Народного артиста Абхазии Ивана Харитоновича Кокоскир.

Иван Кокоскир был обычным пятнадцатилетним юношей из села Отхара, когда его встретил известный просветитель Кондрат Дзидзария и, обнаружив в нем хорошие способности к музыке, забрал учиться в Сухум.

Арифа Капба, Sputnik

Учиться музыке

Этот был далеко не единственный такой случай: дело в том, что с 1928 года Кондрат Дзидзария по поручению высшего руководства ССР Абхазия занимался поиском талантливой молодежи в селах. Объездив много деревень, он выбирал самых музыкальных, тех, кто умел играть на инструментах, кто хорошо танцевал, кто отличался хорошим голосом, тембром, в конце концов, тех, кто был просто необычайно красив и выделялся своей внешностью. Впоследствии все эти юноши и девушки, найденные Кондратом Дзидзария в абхазских селах, стали цветом национальной музыкальной и театральной культуры.

© Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
Двадцатилетний Иван Кокоскир
"Я считаю, ему посчастливилось, что он попал в это число избранных, - рассказывает дочь Ивана Кокоскир - Зуля Ивановна Кокоскир, - когда его проверили, обнаружилось, что он великолепно пел, великолепно танцевал, и пятнадцатилетним юношей он приехал в Сухум, поступил в музыкальное училище".

Это был 1931 год. При училище существовала драматическая студия, в которой Иван Кокоскир также учился до 1935 года. Директором студии был Иван Кортуа. Получалось, что Иван Кокоскир одновременно учился и музыке, и актерскому мастерству. В дальнейшем в его профессиональной деятельности эти два вида искусства всегда были неразрывно связаны друг с другом.

© Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
Иван Кокоскир с друзьями и их детьми

Сценические роли

На сцену Иван Кокоскир а впервые вышел в 1936 году в роли Кубрыца в спектакле "Сеидык" по произведению Самсона Чанба.

Дальше было еще много разных ролей в постановках Абхазского драматического театра - от комедийных, до трагедийных.

Среди образов Кокоскир - Кассио в "Отелло" по Уильяму Шекспиру, Коте в спектакле "Ханума", роль Вурма в постановке по Шиллеру "Коварство и любовь", Асланбей в спектакле "Черный гости" по Гулиа и несколько десятков других. О том, как играл Иван Харитонович в этих спектаклях, сегодня мы прежде всего можем судить по отзывам знатоков истории театра, таких как Михаил Лакербай или Алексей Аргун.

Лакербай особо отмечал игру Кокоскир в спектакле "Черные гости", который поставил один из корифеев абхазского театра режиссер Азиз Агрба.

  • Сценические роли Ивана Кокоскериа
    © Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
  • Сценические роли Ивана Кокоскериа
    © Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
  • Сценические роли Ивана Кокоскериа
    © Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
1 / 3
© Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
Сценические роли Ивана Кокоскериа
"В его исполнении Аслан - озлобленный бесчестный выродок, готовый идти на самое гнусное преступление в интересах своих хозяев. Приятно отметить, что у артиста на высоком уровне культура речи, отточенность, непринужденность и легкость дикции", - пишет об игре Кокоскир Михаил Лакербай.

В свою очередь Алексей Аргун особо выделял из всех ролей, сыгранных Кокосериа, роль Вурма из спектакля "Коварство и любовь" по Шиллеру, считая, что Иван Харитонович сумел блестяще воссоздать особо яркий, выпуклый характер своего героя.

Музыкальные роли

Дочь Ивана Харитоновича Зуля Кокоскир считает для себя невозможным и неправильным давать какие-то оценки работе отца, его ролям, но с удовольствием вспоминает, как отец приводил ее с сестрами в театр, сажал в определенные места и просил их вести себя как можно тише. Впрочем, нужды в этом не было, зная довольно строгий характер отца, а также законы театра, в котором они многократно бывали, девочки понимали, что по-другому невозможно.

Зуля Ивановна смотрела много, если не все, спектакли с участием ее отца, но  особенно хорошо врезалась в память постановка "Медвежий лог", в которой Иван Кокоскир играл роль Иразана, а также его роль в спектакле "Голый король". Обе эти роли музыкальные – актер, который их исполняет, должен был петь на сцене, а петь Кокоскир и любил, и по-настоящему умел.

"Я помню, как дирижер из оркестровой ямы дал ему знак палочкой "вступай", и он исполнил свою партию, а в "Голом короле" у него был прекрасный дуэт с Софой Агумаа", - рассказывает Зуля Ивановна.

© Foto / из архива театра
Хор Абхазского педагогического училища

Музыка, народные песни и игра на народном музыкальном инструменте апхиарца были другой важнейшей составляющей жизни Ивана Кокоскир. Он виртуозно играл на апхиарца и обучал этому студентов училища.

Также под управлением Ивана Харитоновича в Абхазском педагогическом училище существовал абхазо-грузинский хор. Сохранилась фотография 1940 года, на которой в центре сидит молодой, красивый, статный Иван Харитонович в окружении своих учениц и учеников из хора.

Времена, когда Иван Кокоскир играл в театре, были эпохой звезд абхазского театра, таких как Леварса Касландзиа, Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Анна Аргун-Коношок, Минадора Зухба и многих других. Спектакли шли и по субботам, и по воскресеньям, были и утренними, и вечерними, что называется, театральная жизнь била ключом, но жизнь артистов была яркой и вне театра. Они много общались семьями, бывали друг у друга в гостях, за долгими застольями, где умели рассказать историю и хорошо пошутить.

Из жизни в "итальянском дворике"

Иван Кокоскир был красивым, статным человеком. Он был трижды женат. От первого брака у него были дочь и сын, и четыре дочери от последнего брака, одной из которых и является Зуля Ивановна. Она говорит, что в их семье никогда не разделяли детей от разных браков, все любили друг друга и очень уважали.

© Foto / из архива Абхазского государственного драматического театра
Иван Кокоскир с женой, сестрой жены, тещей и дочерью Зулей

"Отец был человеком строгих правил, воспитывал нас согласно абхазским обычаям, никогда ничего не повторял дважды, нам было все понятно с первого раза. Тогда в новинку был кофе, пили его больше на набережной мужчины, чаще армяне, греки, турки, мы, абхазцы, тогда еще не пили кофе, он был такой непонятной новинкой для нас, и помню отец даже часто говорил, когда хотел отругать:"Может, еще кофе начнешь пить?!" - улыбается Зуля Ивановна.

Еще она с большой любовью вспоминает так называемый "итальянский дворик" в Сухуме, где они жили. Их квартира была продолжением того дома, в которой некогда фасадную часть занимала семья Нестора Лакоба.

"Папа был очень аккуратным человеком. К завтраку он всегда приходил уже полностью одетым, даже в галстуке", - вспоминает Зуля Ивановна.

Также она рассказывает любопытные истории из детства в том самом дворе. Например, о продавщице-гречанке, которая часто заглядывала в их дворик с корзинкой, закрепленной на спине. Там у нее были на продажу мацони, рыба, свежая зелень, все разложено аккуратно, пот отсекам, разделенным фанерой. Довольно тяжелая ноша для хрупкой женщины. "Так вот она приносила свои продукты в наш двор и кричала: "Мацони! Рыба!". А мы, дети, любители пошалить, кричали ей сверху:"Сюда, сюда, к нам!" И она, бедная, поднималась наверх со своей тяжелой ношей, уверенная, что нашла покупателей. И когда отец обнаружил наши эти выходки, он был очень сердит, отругал нас, сказал:"Ей ведь так тяжело ходить с этой корзинкой, а вы чем тут занимаетесь?!" Пристыженные, мы больше так не делали".

Хранительница театральной истории

Сегодня дочь Ивана Кокоскир Зуля Ивановна работает в доме-музее Дмитрия Гулиа, а также уже много лет трудится в театральном музее. Именно к ней приходят все те, кому интересно увидеть старые фотографии с постановок, услышать историю актеров, увидеть их на снимках.

Много раз я лично обращалась к ней за информацией и уточнениями, и каждый раз поражаюсь тому, как аккуратно и любовно у нее хранятся фотографии всех актеров. Каждый актер имеет свою папку, в папке отдельно завернуты в бумагу фото разных типов: одни сценические, другие семейные, третьи с гастролей, четвертые с коллегами – и так на каждого артиста.

Я часто слышу от нее фразу:"Каждый раз, приходя сюда, я извиняюсь перед этими великими актерами, что их фото еще не висят на стенах театра, а стоят тут". Такое трепетное отношение ведь неспроста, для нее это и часть личной семейной истории, истории ее отца и его потрясающих друзей и коллег, старших товарищей.

Актер Иван Кокоскир прожил по кавказским меркам недолгую жизнь, всего 62 года. Его не стало в марте 1978 года – подвело сердце. До конца жизни он служил родному театру, а это более сорока лет.

Читайте также: 

3964

Искусство для каждого: как танцор из Турции занялся стрит-артом в Абхазии 

5814
(обновлено 10:36 26.05.2020)
Репатриант из Турции Кадыр Тванба - один из немногих уличных художников в Абхазии. В интервью Sputnik он рассказал о том, почему на стене работать сложнее, чем на холсте, и как к нему приходят идеи для рисунков. 

С репатриантом из турецкого городка Дюздже, молодым художником и танцором Кадыром Тванба мы познакомились в апреле 2018 года. К тому времени он жил в Абхазии чуть больше полугода, но уже был знаком активным пользователям Instagram, куда он выкладывал авторские рисунки абхазских пейзажей, к тому же уже солировал в нескольких номерах госансамбля "Кавказ".

Кадир Танба
© Фото : предоставлено Кадиром Тванба

Асмат Цвижба, Sputnik

Настенные фантазии 

Спустя год после нашего знакомства у Кадыра появилось новое увлечение. Творческие фантазии молодого художника уже "не вмещались" в холст, и он решил освоить стрит-арт. Первая работа - яркая желтая улитка на стене по проспекту Аиааира. Для проходящих это все лишь красочный рисунок. На самом деле, улитка - частый персонаж работ Кадыра. Художник ассоциирует ее с абхазами, которых насильственно депортировали на кораблях в страны Ближнего Востока в годы Кавказской войны.

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Желтая улитка на стене по проспекту Аиааира

"Дело в том, что если "посыпать" улитку солью, она практически моментально умрет. Люди, которые на кораблях переезжали в Турцию, были вынуждены пить морскую воду из-за нехватки пресной. Многие умирали", — объяснил нам Кадыр в 2018-м.

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Берлинский арт-проекте "Street Art Berlin”

По словам Кадыра, интерес к уличной живописи появился у него еще в студенческие годы на лекциях по настенной росписи. Позже художнику посчастливилось принять участие в берлинском арт-проекте "Street Art Berlin”, где он представил свою работу на тему махаджирства - портрет девушки в национальном абхазском костюме. 

На один рисунок у художника уходит в среднем семь дней. Кадыр признается, что рисовать на стене намного сложнее - она может быть повреждена или просто быть старой. 

"Но на улице у каждого человека есть возможность увидеть произведение искусства и таким образом быть ближе к искусству", - считает он.

Образы и идеи для будущего рисунка появляются сами собой - это отрывок из прочитанного произведения, событие, эмоция, музыка. Но большинство работ Кадыра посвящены истории Абхазии и махаджирству. Недаром последний рисунок под названием "Приветствие ласточки" был сделан на улице Убыхская. 

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Работа Кадыра Тванба на одной из улиц города Сухум

"Наша культура содержит много элементов, которые можно отражать в искусстве. Искусство - язык, который обеспечивает мне диалог с сердцами людей. Именно таким образом я могу донести нашу культуру до большего числа людей. Когда я работаю на улице, то постоянно слышу в свой адрес: "Мы хотим видеть больше рисунков на улицах". До сих пор я никогда не слышал негативных комментариев. Улыбки на лицах людей стоят всей проделанной работы", - сказал он. 

© Sputnik
Процесс создания работы "Приветствие ласточки"

В планах у Кадыра новые уличные проекты. Секреты художник раскрывать не стал, но пообещал, что новые рисунки обязательно приятно удивят жителей Абхазии и заставят их взглянуть на стрит-арт с новой стороны.Спустя три года проживания в Абхазии Кадыр признается, что уже может легко общаться на русском языке и почти не чувствует языкового барьера. В этом ему помогли друзья из университета и ансамбля. 

Читайте также:

5814
Российские рубли

План перевыполнен: Министерство по налогам и сборам отчиталось о поступлениях в мае

166
Сумма поступлений в бюджет за пять месяцев месяцев отличается от плановых показателей на 52 миллионов 460 тысяч, однако достигла уровня 2019 года.

СУХУМ, 28 мая - Sputnik. Премьер-министр Республики Абхазия Александр Анкваб провел встречу с министром по налогам и сборам Дауром Курмазия, который представил данные о налоговых поступлениях в бюджет республики за 26 дней мая.

Курмазия сообщил, что по ситуации на 26 мая план за 5 месяцев по всем видам налоговых поступлений выполнен на 94 %. Поступления за 5 месяцев составили 818 миллионов рублей при плане 871 миллион рублей.

По словам министра, сумма поступлений 5 месяцев отличается от плановых показателей на 52 млн. 460 тысяч, однако достигла уровня 2019 года.

Он пояснил, что за счет уплаты налогоплательщиками начислений по итогам 2019 года и первого квартала 2020 года план за май уже перевыполнен.

Так, за 26 дней мая в бюджет республики поступили средства в качестве налоговых поступлений в объеме 235 миллионов рублей при плане 189 миллионов.

Министр добавил, что перевыполнение плана в мае значительно в городе Сухум, Сухумском и Очамчырском районах. При этом отставание от плана наблюдается в Галском, Ткуарчалском и Гудаутском районах.

Он напомнил, что начисления за апрель по всем налоговым платежам составляют порядка 60% от уровня прошлого года.

Читайте также: 

166