Русдрам

В режиме офлайн: РУСДРАМ готовится к премьере "Кровавой свадьбы"

577
(обновлено 11:26 17.05.2020)
Премьера спектакля по пьесе Федерико Гарсиа Лорки "Кровавая свадьба" планируется в Русском театре драмы имени Искандера 25 июня.

СУХУМ, 16 мая - Sputnik, Сария Кварацхелия. Русский театр драмы имени Искандера готовится к премьере спектакля по пьесе Федерико Гарсиа Лорки "Кровавая свадьба", рассказал корреспонденту Sputnik гендиректор театра Ираклий Хинтба.

По его словам, подготовка к этому спектаклю шла давно, еще до введения ограничительных мер из-за коронавируса. Премьеру планировали показать в апреле.

"Но карантин и ограничения, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции, помешали нам осуществить эти планы. Театр до сих пор закрыт, не имеет возможности работать на зрителя, продавать билеты. К счастью, режиссер этого спектакля Мария Романова находится здесь, в Абхазии, и продолжает работу с нашими артистами", - сказал Хинтба.

Гендиректор РУСДРАМа уверен, "Кровавая свадьба" станет одним из самых тонких и прекрасных спектаклей театра.

"Потому что это Лорка, это высокая поэтизированная трагедия. История о человеческом духе, о красоте, о любви, о смерти. Это потрясающее произведение мировой литературы. В Абхазском театре, кстати, в 70-е годы был спектакль "Кровавая свадьба" в постановке Хуты Джопуа. Сейчас эта пьеса возвращается на театральные подмостки нашей страны", - отметил он.

В театре уже определились и с датой премьеры. Это 25 июня. Актеры надеются, что к этому времени ограничения на работу театра будут сняты. Но в случае "экстраординарной ситуации", как отметил Хинтба, театру придется корректировать свои планы.

"Но, наблюдая как развивается ситуация, мы все-таки рассчитываем на то, что с 1 июня ограничения в отношение театров будут ослаблены, либо сняты полностью", - сказал Ираклий Хинтба.

При этом Хинтба отметил, что в театре пока не планируют видеоверсию спектакля "Кровавая свадьба", как это было с "Хаджи-Муратом", который накануне показывали по многим интернет-ресурсам России, в том числе по "Культуре". По его словам, работа театра зависит от зрителя, от продажи билетов.

"Естественно "Кровавую свадьбу" мы будем играть в том случае, если мы можем продавать билеты и в нашем зале будут наши любимые зрители", - подчеркнул Хинтба.

Актеры РУСДРАМа после двух месяцев простоя заждались и ждут встречи со зрителем.

"Актеры - особые люди, они не могут без работы. Если это настоящий артист, то он испытывает мучение во время простоя, может потерять профессиональную форму, может отчаяться. Поэтому моей задачей сегодня остается поддержание в них желания творить. Наш театр очень активно всегда работал, и для нас остановка деятельности - просто катастрофа. Поэтому мы сейчас делаем множество онлайн-проектов, пытаемся актеров занять, мы репетируем спектакли фактически в ежедневном режиме, мы репетируем вечер поэзии Федерико Гарсиа Лорки. Это будет такая интересная форма музыкально-поэтического вечера. Будет что-то необычное, невероятное. Это мы покажем в преддверии премьеры "Кровавой свадьбы", - добавил он.

Читайте также:

Читать далее: 

577

Бродский, Шинкуба и Лорка: какие премьеры готовит РУСДРАМ

383
Генеральный директор Русского театра драмы Ираклий Хинтба рассказал о том, над какими спектаклями работали актеры театра в последнее время и какие премьеры смогут увидеть зрители во втором полугодии 2020-го.

Гендиректор РУСДРАМа анонсировал сразу несколько премьер, работа над которыми идет в театре и постановки которых состоятся уже совсем скоро.

Sputnik

Новые проекты

Открывая пресс-конференцию, генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба рассказал, что пандемия внесла свои коррективы в годовой план театра - часть проектов реализовать не удалось. 

"Что-то может быть перенесено на следующий год, что-то не получится. Но при этом появились новые интересные проекты. Вообще, пандемия, ситуация с карантином, которую мы все пережили, не только наш театр, но и вся страна, при всех минусах, сложностях и потерях, которые мы понесли, научила нас многому. Она нас научила тому, что можно переосмысливать свою деятельность, искать новые творческие пути и идти по ним, можно более активно работать в информационном пространстве", - подчеркнул он.

За два месяца в театре реализовали девять крупных онлайн-проектов, кроме того, подготовили три видеоверсии спектаклей в формате HD со стереозвуком.

"Спектакли несколько дней назад были презентованы в российском онлайн-кинотеатре "Okko". После того, как мы отправили им запись "Хаджи-Мурата", они попросили еще несколько записей наших спектаклей. Сейчас на этом ресурсе размещены записи "Хаджи-Мурата", "Широколобого" и "Электры", эти спектакли смотрят тысячи людей по всему миру", - сказал Хинтба.

Размещение спектаклей в популярном онлайн-сервисе позволяет рекламировать как сам театр, так и всю Абхазию, заметил он.

"Более того, через некоторое время эти спектакли перейдут в платную подписку, и, может быть, театр будет на этом зарабатывать", - подчеркнул гендиректор РУСДРАМа. 

Достойный сезон

Ираклий Хинтба отметил, что нынешний театральный сезон начался в начале ноября 2019 года и завершится в октябре нынешнего года. Несмотря на пандемию и связанные с ней трудности, удалось сделать сезон достойным, говорит он.

"Мы выпустили премьеру "Электра", затем была премьера спектакля "Королевский новый год", затем "Оскар", "Приключения Буратино", тоже популярный спектакль, который поставил Джамбул Жордания, "Кровавая свадьба" в постановке Марии Романовой, нашумевший спектакль, зрители выражали много различных эмоций", - сказал Хинтба.

Еще одна премьера должна состояться 11 сентября, однако дата может измениться. Гендиректор РУСДРАМа пояснил, что речь идет о вечере поэзии Федерико Гарсии Лорки, в рамках которого также пройдет показ спектакля "Радость вопреки всему".

Несмотря на пандемию, в театре в этом сезоне уже сыграли 80 репертуарных спектаклей, до конца сезона РУСДРАМ планирует порадовать зрителей еще 20 постановками.

Премьеры в театре

Ираклий Хинтба также рассказал о том, что РУСДРАМ готовит одну грандиозную премьеру, еще несколько состоятся в камерном формате на площадке арт-фойе.

"Финансово в этом сезоне мы можем вытянуть одну премьеру, но очень серьезную и дорогостоящую. Мы должны делать такие прорывные вещи для того, чтобы разнообразить наш репертуар", - сказал он.

В числе премьер, которые готовятся в театре – постановка спектакля "Ниоткуда с любовью" по произведениям Иосифа Бродского, в главной роли Милана Ломия. Спектакль будет выпущен на площадке арт-фойе в начале нового сезона в октябре этого года, режиссер-постановщик Мария Романова, сообщил Хинтба.

В конце октября-начале ноября покажут моноспектакль по роману Баграта Шинкуба "Последний из ушедших".

"В этом году юбилей Владислава Григорьевича Ардзинба, и мы должны до конца года выпустить документальный камерный спектакль, в основе которого стенограмма московской встречи 3 сентября 1992 года, которая любезно была нам предоставлена Русланом Хашиг", - поделился он.

10 декабря этого года на сцене РУСДРАМа планируется показать премьеру рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда".

"Это грандиозный и беспрецедентный проект не только для нашего театра, но и вообще для культурной жизни Абхазии. У нас будет абсолютно живой звук на сцене, что касается исполнителей, у нас в театре есть немало поющих актеров", - заметил Ираклий Хинтба. 

Следующий сезон, который начнется в конце октября, для РУСДРАМа станет юбилейным - сороковым.

"7 сентября 2021 года состоится юбилейный вечер посвященный сорокалетию нашего театра, режиссером вечера будет Джамбул Жордания", - отметил гендиректор РУСДРАМа.

Кроме того, гендиректор РУСДРАМа рассказал, что из-за коронавируса было отменено множество поездок театра за пределы республики. Однако пока остаются планы на поездку со спектаклем "Кровавая свадьба" на фестиваль, который будет проходить в Ярославле. Его планируют провести в ноябре этого года, если в Ярославле не будет карантина, то РУСДРАМ примет участие в фестивале, сообщил Хинтба. 

Также театр включен в программу "Большие гастроли" с несколькими спектаклями, поездки в Россию запланированы в ноябре. 

383
Маргарита Ладария

"Тургеневская аристократка": в память о Маргарите Ладария

334
(обновлено 14:47 13.08.2020)
Сегодня выдающемуся литературоведу, доктору филологических наук, профессору Абхазского государственного университета, академику Академии наук Абхазии Маргарите Глебовне Ладария исполнилось бы 95 лет.

Маргарита Глебовна родилась 13 августа 1925 года в городе Гудаута. Ее дед, по имеющейся информации, был священнослужителем и просветителем, потому во многом просветительская деятельность, которой Маргарита Глебовна посвятила всю жизнь, передалась ей, можно сказать, по наследству.

Арифа Капба, Sputnik

В своей автобиографии Ладария пишет, что после окончания Сухумской второй средней школы в 1943 году ее сразу же зачислили на русское отделение филологического факультета Сухумского пединститута, но в 1945 году она перевелась в Московский городской педагогический институт имени Потемкина. В 1948 году выпускница этого учебного заведения начала работать преподавателем русского языка и литературы в 64-й московской школе. Позже она стала аспиранткой вышеупомянутого вуза и в 29 лет защитила кандидатскую диссертацию по роману Тургенева "Накануне".

Тургенев навсегда

С тех пор и был определен вектор ее исследовательской литературоведческой жизни – она начала подробнейшим образом изучать творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Посвятила ему множество статей и четыре монографии, сделала сравнительный анализ и провела параллели между творчеством классика русской литературы и произведениями выдающихся французских писателей.

"Я думаю, ее интерес к творчеству Тургенева появился потому, что язык Тургенева - это образец русского литературного языка, и она, как человек понимающий, разбирающийся в языках, она поняла, что именно Тургенев даст ей возможность провести какие-то интересные изыскания и исследования в этой области. Тургенев всегда был на пике популярности, его часто экранизировали, ставили в театре, было у него написано несколько прекрасных пьес. Это все ее и подвигло на дальнейшую разработку творчества Тургенева", - считает преемница Маргариты Глебовны на кафедре русской и зарубежной литературы АГУ, заведующая и доцент кафедры Нателла Бахия.

И с главной темой своих литературных изысканий Маргарита Ладария действительно не прогадала – она считалась одним из авторитетнейших исследователей творчества Тургенева, это сделало ее очень известным литературоведом в России, ее приглашали на всевозможные конференции, форумы, всегда прислушивались к ее мнению.

Именно Маргарита Глебовна впервые подробно изучила и придала широкой огласке тему творческих и личных отношений Ивана Тургенева с известной французской писательницей Жорж Санд. Также она провела литературные параллели между произведениями русского писателя с французскими, такими как Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Проспер Мериме.

Как литературовед Маргарита Глебовна Ладария, помимо исследования творчества Тургенева, (свою докторскую диссертацию она также посвятила этой теме) занималась исследованием литературных произведений абхазских писателей: Дмитрия Гулиа, Георгия Гулиа, Баграта Шинкуба, Джумы Ахуба, Даура Зантария, конечно, Фазиля Искандера. Когда в журнале "Новый мир" появилась повесть Фазиля Абдуловича "Созвездие козлотура", она ответила разгромной статьей на некоторые критические отзывы на повесть, появившиеся в абхазской прессе. 

Статью Маргариты Глебовны напечатали в газете "Советская Абхазия". В ней, в частности, она выражает сомнение в объективности критиков Искандера, обвиняет их в предвзятости, а ее личный разбор "Созвездия козлотура" говорит о том, что она считает эту повесть литературной удачей Фазиля Абдуловича, и уверена, что уж земляки-то точно должны за него порадоваться.

Выбрав главное исследовательское направление, в 1953 году Маргарита Глебовна также определилась навсегда с местом жизни и деятельности – она вернулась в Абхазию и до последних дней жизни работала ведущим преподавателем, литературоведом в Абхазском государственном университете. Когда-то она начинала работать еще в Сухумском государственном пединституте, а в 1955 году возглавила кафедру русской и зарубежной литературы и, оставаясь на этой должности более пятидесяти лет, она умела высокопрофессионально организовывать преподавательскую деятельность. 

Демократизм и аристократичность

Нателла Бахия вспоминает, что ее общение с Маргаритой Глебовной началось в восьмидесятых годах, когда, выйдя замуж, она переехала жить из Ленинграда в Абхазию.

"Меня, как молодого специалиста, пригласили на работу в Абхазский государственный университет. Там я встретилась с Маргаритой Глебовной. Она меня радушно приняла, но при этом загрузила достаточно сложными курсами лекций. Я даже была немного обижена этим, что так меня загрузили, а потом поняла, что она сделала очень правильный профессиональный ход - дала мне возможность проявить себя в разных лекционных курсах и накопить определенный научный багаж, чтобы в дальнейшем успешно работать. Сейчас я за это ей очень признательна", - говорит Нателла Бахия.

Преподавательскую манеру Маргариты Глебовны многие ее студенты и коллеги считали демократичной. На лекциях ее часто интересовало мнение студентов, она у них его спрашивала, обсуждала с ними какие-то вопросы, иногда эти вопросы касались нравственности.

"Ведь литература - это школа нравственности для любого грамотного человека, и потому ее интересовали эти проблемы нравственности. А еще она давала образец чистой литературной речи, в которой не было никаких засорений, никаких ненужных слов, ненужных вздохов, охов ахов, это была чистая, академическая грамотная речь", - рассказывает Нателла Бахия.

Однажды увидев Маргариту Глебовну, ее можно было запомнить навсегда. Настолько ее внешний образ, манера поведения и, конечно, манера речи отличались от того, что многие из нас привыкли видеть каждый день.

"В ней всегда было некое благородство и аристократизм, но это всегда был не сделанный или придуманный аристократизм, а это была ее природная установка, такое поведение, она по-другому вести себя просто не умела. С любым человеком говорила одинаково, будь это дворник, профессор или академик, она находила правильный, выдержанный тон в общении", - отмечает Нателла Бахия.  

Маргарита Ладария награждена многими высокими правительственными наградами, но ей самой особенно дороги были орден "Знак почета" от России и орден "Ахьдз-Апша" II степени от Абхазии.

Маргариты Глебовны не стало в апреле 2017 года, ей было 92 года. В одной из своих статей под названием "Напутствие молодым" для студенческой газеты Абхазского государственного университета она написала такие строчки:"Пожалуй, самое сложное в вашем возрасте – понять смысл своей жизни, определить ее цель, и, значит, направить свои силы в нужное русло. И здесь на помощь вам приходит народная мудрость: "Узнай, что тебе нужно сделать, узнаешь, что тебе нужно знать". А это очень важно, потому что нельзя "объять необъятное". И только, поставив перед собой четкую цель, определишь границы знаний, необходимых для тебя".

334

Третий день поисков: МЧС Абхазии ищут пропавшую туристку из Петербурга

84
(обновлено 16:19 14.08.2020)
Поиски проходят при участии и под контролем министра по чрезвычайным ситуациям Льва Квициния, помощь спасателям оказывают волонтеры.

СУХУМ, 14 авг – Sputnik. Специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям Абхазии третьи сутки продолжают поиски туристки, пропавшей после ДТП по дороге на озеро Рица, сообщил Sputnik замминистра по чрезвычайным ситуациям Тигран Делибалтян.

По его словам, продолжительность поисков законодательно никак не закреплена, поиски девушки будут продолжаться до тех пор, пока она не будет найдена. 

"Если начнутся сильные дожди или другие условия, препятствующие поискам, тогда отменим, а пока будем каждый день мониторить", - добавил он.

В поисках пропавшей без вести задействованы сотрудники пожарно-спасательного отряда Гагрского и Гудаутского районов, водолазы Государственной инспекции по маломерным судам, сотрудники отдела психологического сопровождения МЧС, на труднодоступных участках была задействована авиация.

Молодой человек и девушка, оба 1998 года рождения, приехали на отдых в Абхазию из Санкт-Петербурга и ездили в республике на арендованном квадроцикле.

В районе девятого километра дороги, ведущей к озеру Рица, на проселочной дороге, молодой человек не справился с управлением, квадроцикл опрокинулся и упал с обрыва в реку. Водитель получил незначительные травмы, квадроцикл обнаружили на берегу реки Бзыбь.

Девушку на месте ДТП найти не удалось.

Читайте также:

84