Итоги "Кинотавра": почему фестиваль в Сочи всех удивил

146
На "Кинотавре" раздали призы: "досталось" в основном фильмам с колоритными и самобытными женскими персонажами (даже если они на втором плане).

Среди лауреатов — резонансное "Пугало", венецианский счастливчик "Китобой", абсурдистский фарс "Человек из Подольска". О чем эти картины, почему достойны внимания, станут ли они культовыми — в материале корреспондента РИА Новости Анна Нехаевой.

Якутия начинает и выигрывает

Один из самых резонансных фильмов этого фестиваля — якутская мистическая драма "Пугало" Дмитрия Давыдова. Она получила главный приз, Гран-при, и была отмечена за лучшую женскую роль.

"Потрясающее наитие актеров и режиссера, щедрость таланта, который льется из этих людей, — это и есть то якутское чудо, о котором мы кричим уже три года! Здорово, что после "Кинотавра" можно будет уже не кричать", — поделился с РИА Новости кинокритик Егор Москвитин сразу после церемонии закрытия.

К слову, пару лет назад на ММКФ тоже победило якутское кино — золотого "Святого Георгия" тогда получил фильм "Царь-птица".

Главная героиня "Пугала" — знахарка-отшельница (Валентина Романова-Чыскыырай, это ее дебют в кино). Жители деревни сторонятся ее, но по ночам приходят с просьбой помочь избавиться от болезней. Знахарка знает, что целительский дар однажды ее погубит, но продолжает делать добрые дела.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Пугало"

 

Кинокритики абсолютно солидарны с жюри. Вероника Скурихина назвала "Пугало" прекрасным фильмом "с филигранной режиссурой, выдержанным качественным сюжетом от начала и до конца, в котором сохранена аутентичность якутской деревни".

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Церемония закрытия фестиваля "Кинотавр"

 

А Ефим Гугнин считает картину любопытной и классно сделанной. "Хорошо, что у нас, в европейской части России, наконец начали на фестивальном уровне замечать самобытный якутский кинематограф — с его переплетениями этнических сюжетов и чисто жанровых повествовательных конструкций", — рассказал он.

Особенно интересна эта тенденция тем, что, например, на западных фестивалях жанрового кино подобные фильмы далеко не редкость.

Из Венеции в Сочи

Режиссерский дебют Филиппа Юрьева "Китобой" сначала с восторгом приняли на недавнем Венецианском кинофестивале (дали главный приз в параллельной программе Мостры). А теперь у него две награды "Кинотавра": за лучшую режиссуру и мужскую роль (Владимир Онохов).

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Церемония закрытия фестиваля "Кинотавр"

 

"В потрясающем "Китобое" аутентичная кинематография, Чукотка, подростковая драма, — отмечает кинокритик Вероника Скурихина. — Картина полна простого понятного юмора. Снято и выдержано это просто невероятно".

Егор Москвитин отмечает, что в "Китобое" восхищает естественное существование актера в кадре и сочетание мифа и документалистики в истории.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Китобой"

 

Главный герой драмы, молодой охотник Лешка, влюбляется в молчаливую девушку из эротического видеочата. Потом он узнает, что она живет далеко, в Америке. Это его не пугает: после недолгого общения с таинственной незнакомкой парень решается на необычный поступок.

Сам режиссер считает, что центральная тема фильма — погоня за мечтой, которая ведет к взрослению.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Китобой"

 

По словам продюсера картины и наставника Юрьева во ВГИКе, Алексея Учителя, получился не просто экзотический рассказ про Чукотку, а сильная человеческая история, соединяющая в себе необычность и универсальность.

 

Неоднозначная "Конференция"

Фильм, по мнению Скурихиной, говорит о самом важном, о чем долго молчали. "О трагедии, причем не в "слезовыжимательной" манере. Твердовский проделал огромную работу, с какой не справились бы очень многие" (предыстория картины такова, что от проекта режиссера отказались почти все российские продюсеры, сказав, что этот фильм вообще нельзя снимать).

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". День пятый

"Конференция" рассказывает о трагических событиях в Театральном центре на Дубровке, о том, как они воспринимаются 17 лет спустя. В Москву из монастыря приезжает Наталья (Наталья Павленкова). Она собирает бывших заложников "Норд-Оста" для проведения вечера памяти трагедии, которая произошла 23-26 октября 2002 года. Воссоздавая детали и хронологию событий, всем предстоит, преодолевая посттравматический синдром, еще раз пережить случившееся.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Церемония закрытия фестиваля "Кинотавр"

Иван И. Твердовский признавался в интервью РИА Новости, что замысел фильма возник два с половиной года назад, а когда он писал сценарий, то собирал интервью, из которых брал эмоциональные вещи. "Не с точки зрения исторического факта, как это происходило в начале, середине и в конце, а что человек ощущал", — пояснил режиссер.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Конференция"

Кинокритик Влад Шуравин считает эту картину лучшей из всех, снятых Иваном И. Твердовским, а Егор Москвитин отмечает деликатнейшую сценарную работу, в которой "художественное рождается из документального, а образы разных людей объединяются в коллективную судьбу".


Новая легенда

Больше всего говорили на "Кинотавре" о "Человеке из Подольска". Но комедию Семена Серзина отметили только за лучшую музыку, хотя многие считают, что лента достойна и Гран-при, и приза за мужскую роль. Возможно, картину ждет такой же статус культовой, как победителя "Кинотавра" 2006 года, "Изображая жертву".

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". День шестой

Фильм снят по пьесе Дмитрия Данилова, которую уже поставили во многих театрах страны. Обычный парень из Подольска возвращается с работы из Москвы. На Курском вокзале полицейские без объяснения забирают его в участок. Там начинают происходить совершенно фантасмагоричные дела: представители закона оказываются требовательными интеллектуалами и краеведами.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Человек из Подольска"

"В этой абсурдной кинопьесе парня в отделении полиции начинают допрашивать о том, в каком году Подольск получил статус города и, в общем, творят какой-то сюрреалистичный беспредел. Кино остросоциальное, при этом очень смешное и креативное, с сильным литературным текстом в основе", — рассказывает Влад Шуравин.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". День шестой

А Вероника Скурихина считает, что Серзин умудрился не провалить одно из самых сложнейших испытаний для режиссера — снять чистопородный абсурд.

"У нас с этим немногие справляются — либо скатываются в черную комедию, либо в реализм", — поясняет она.

Что еще?

"Женский след" остался в номинациях за лучший дебют и операторскую работу.

Фильм Анастасии Пальчиковой "Маша" с Полиной Гухман, Анной Чиповской и Максимом Сухановым стал первым среди дебютов.
"Маша" — это потрясающий очерк о взрослении в непростое время, а еще это фильм, благодаря которому на экране, что называется, звезда родилась, — считает Москвитин. — Полина Гухман — удивительная актриса, так что лучших дебютов в "Маше" сразу два".

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Полина Гухман в фильме "Маша"

Фильм рассказывает о 13-летней девочке, которая растет между боксерским рингом и улицей. Ее друзья — грабители и убийцы. В 90-е их ненавидят все, но для Маши они лучшие люди, потому что любят и защищают. Но однажды она узнает, кто они на самом деле, что сделали с ее семьей. Маша уезжает в Москву, пытаясь оторваться от прошлого (но все не так просто).

Мелодраму Анны Меликян "Трое" отметили за операторскую работу. Фабула такова: муж, жена и другая женщина. Это история про телеведущего (Константин Хабенский), его супругу (Виктория Исакова) и поэтессу (Юлия Пересильд). Любовная история, в которой герой мечется между Москвой и Санкт-Петербургом и двумя женщинами.

© Foto / Пресс-служба "Кинотавра"
Хабенский в фмльме "Трое"

"Все фильмы Анны Меликян бесконечно красивы, но операторская работа в нем — это и правда целая система ощущений, не возможная ни в одной другой картине", — отмечает Москвитин.
Специальный приз жюри "За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям" получил фильм "Глубже!" Михаила Сегала с Александром Палем, Любовью Аксеновой, Олегом Гаасом. Это история молодого режиссера и знатока системы Станиславского, который попадает в порно-индустрию и, как поясняют прокатчики картины, "меняет мир к лучшему".
Изменят ли мир кино фильмы, которые стали звездами этого "Кинотавра", можно будет узнать, когда они выйдут в прокат.

146

Самсон Кобахия

Просвещенный и талантливый: история актера Самсона Кобахия

649
(обновлено 11:52 29.10.2020)
Народный артист Абхазии Самсон Кобахия родился 29 октября 1914 года в селе Лыхны Гудаутского района. Об истории жизни и творчества своего отца рассказал бывший заместитель министра культуры Абхазии Батал Кобахия.

Sputnik.

Танцы под прицелом

Как рассказал Батал Кобахия, по документам его отцу Самсону 29 октября исполняется 108 лет, но на самом деле ему бы исполнилось 106 лет. Все дело в том, что он хотел, чтобы его взяли танцевать в ансамбль песни пляски, поэтому попросил в сельсовете, чтобы ему переправили свидетельство о рождении с 1914 года на два года назад. 

"Так и осталось в анналах истории. Он и сам привык к этой дате, да и мы все привыкли отмечать его юбилей так, как это принято официально", — рассказал он.

Семья Самсона Кобахия родом из села Лыхны, где расположена знаменитая поляна, на которой абхазы издревле изъявляли свою волю.

"Украшением священной поляны, одной из семи главных святынь абхазов, являются сохранившийся в первозданной красоте храм Успения Богородицы 8-10 века, позже ставший усыпальницей последних абхазских владетельных князей, развалины царской резиденции и величественные липы по краям поляны", — говорит Батал Кобахия.

Разанбей Агрба во время спектакля
© Фото : предоставлено музеем Абхазгосдрамтеатра имени Чанба
По его словам, еще в раннем детстве Самсон Кобахия прекрасно танцевал. Его дядя, знаменитый Селым, отличавшийся буйным нравом и упрямством, взял на себя обязанности семейного балетмейстера.

"Был он глуховат на одно ухо. Так вот, дед Селым решил взяться за воспитание своего любимого племянника. У него было семь прекрасных дочерей, но поскольку так и не родился желанный наследник, всю свою воспитательную страсть он обрушил на маленького Самсона, именно так звали моего отца", – отметил он.

Продолжая рассказ, Батал Кобахия добавил, что иногда вечерами, когда в доме у деда собирались гости, Селым, демонстрируя свои способности постановщика танцев, заставлял племянника плясать на столе, выделывая пируэты на носках.

"Для остроты ощущений он вытаскивал охотничье ружье и нацеливался на стол с танцующим племянником. Возражать был бесполезно, а главное, небезопасно. Все знали, что он может пальнуть по ногам, если отец во время танца невзначай зацепит посуду или разольет вино. К счастью, сервировка абхазского стола в те архаические времена была не столь обильной и изысканной, так что бьющейся посуды было немного", — говорит Батал Кобахия.

На учебе в студии Домогарова и работа в театре

Впоследствии весть о танцующем на носках мальчике стала известна многим и не могла быть не услышанной знаменитым хореографом Паатой Патарая, который к тому времени уже создал первый танцевальный мужской ансамбль, частенько дававший представления перед первыми лицами государства, как местными, так и приезжими.

"Так в 14 лет, в 1928 году, папа попал в знаменитый ансамбль, тем самым господь сберег его от возможных непредсказуемых последствий танцевальных вечеров в отцовском доме. Бабушка моя облегченно вздохнула, как говорится, от греха подальше, хотя не по душе ей был фривольный выбор единственного сына. Параллельно он закончил и Сухумский педагогический колледж, раз уж дата рождения была исправлена", — рассказал Кобахия.

Сцена из спектакля Аламыс
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Аламыс"

В ансамбле Самсон Кобахия танцевал около пяти лет, а потом сбежал оттуда в Абхазскую драматическую студию, для одаренных абхазских детей, открытую в тридцатых годах известным русским режиссером и меценатом Домогаровым, потом был Абхазский театр на долгие годы.

"В 1932 году, кажется, был второй набор. Именно его выпускники стояли у истоков создания первой абхазской профессиональной труппы, в которой непревзойденной примой на все времена была красавица Екатерина Шакирбай, жена и подруга маэстро Домогарова, первая и самая легендарная абхазская актриса", — подчеркнул он.

Всего Домогаров успел выпустить два потока, Самсон Кобахия учился во втором. Практически все выпускники впоследствии стали кумирами публики, будущими корифеями Абхазского театра, войдя в историю как самые первые, просвещенные, прекрасные и талантливые.

"Это Азиз и Разанбей Агрба, Лео Касландзия, Мыта Кове, Михаил Кове, Джарнас Анкуаб, Минадора Зухба, Анна Аргун-Коношок, Шарах Пачалиа и Марица, и многие другие. Каждый из них стал легендой еще при жизни. Среди них, легендарных, был и мой отец", — сказал Кобахия.

Сцена из спектакля Призраки
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Призраки"

Там он и познакомился с Азизом Агрба, который в тот период считался наиболее знаменитым актером в первой абхазской труппе. Славился он еще и тем, что похитил красавицу жену у своего учителя Домогарова, с которой и прожил вместе до конца своих дней, отметил Батал Кобахия.

"Домогаров вскоре уехал. То ли не вынес разлуки с любимой женщиной, то ли посчитал, что сделал уже все для того, чтобы абхазский национальный театр состоялся. У Азиза было много братьев и сестер. Жили они в соседней деревне, и при первых же гастролях труппы в их родное село Куланурхуа отец влюбился в самую младшую из его сестер", — рассказывает Батал.

Самсон Кобахия со старшей дочерью Майей, которая тогда играла уже в театре, с мамой, сыном и сестрой. г. Сухум. 1956
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия со старшей дочерью Майей, которая тогда играла уже в театре, с мамой, сыном и сестрой. г. Сухум. 1956

Они поженились и прожили в счастливом браке всего четыре года.

"За это время она успела родить отцу трех моих старших сестер и брата. Однако рождение младшей, четвертой, дочери подкосило ее здоровье, и в течение месяца она скончалась. К тому времени все сестры отца давно повыходили замуж, так как в основном были старше него", — подчеркнул Кобахия.

По его рассказу, отец в ту пору был незаменим в театре, а бабушка едва справлялась с воспитанием четырех погодков. 

"Моя мама родилась в горном селе вблизи пещеры, где был прикован Абраскил, абхазский Прометей. Открыл в свое время эту пещеру ее дед, известный долгожитель Маджагва. Поляна у пещеры по сию пору называется его именем. Мама была третьей из шести дочерей моего деда Махаза, и к тому времени, побывав около семи лет в замужестве, она вернулась в отчий дом", — рассказал он.

Детей у нее не было, что и стало причиной проявленного к ней интереса.

"Выбор моего отца, а вернее его друзей и родни, пал именно на нее. Причем, увиделись они впервые только на своей собственной свадьбе. Сватовством занялся Джарнас, поскольку он был родом, как и моя мама, из восточной Абхазии и был немного вхож в семью моего деда Махаза", — говорит Кобахия. 

По его словам, никто толком не знал и не поинтересовался, почему у нее не было детей после семи лет замужества.

Самсон Кобахия с Лео Касландзия в спектакле «Гибель эскадры»
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия с Лео Касландзия в спектакле «Гибель эскадры»

"И когда она вышла замуж, то родила ему еще шестерых детей и воспитала четверых от его предыдущего брака. Папа иногда шутил, что у американского комика Чарли Чаплина было 12 детей, а у него, абхазского, всего 10, и поэтому он значительно от него отстал", — отметил Батал.

Несмотря на то, что прошло очень много лет с тех пор, как не стало отца, но Батал Кобахия в мельчайших деталях помнит те 30 своих лет, которые имел счастье быть рядом с ним.

"Он был весьма позитивный. Силен был духом. Дома очень спокойный, уравновешенный, в преклонном возрасте стал сентиментален. На людях — фейерверк, фонтан красноречия, просто ураган. Так вот бывает. Но я рад тому, что мне удалось зафиксировать эти его две ипостаси. Красив был. И баловень. Его все любили. Он никогда не позволял недоброжелательных отзывов ни о ком, даже о тех, кто сыграл в его жизни не самую лучшую роль, о которой я знал. А многое я узнал потом, от других. Но не от него", — сказал Батал Кобахия.

Самсон Кобахия
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия

Он говорит, что благодарен ему за то, что он с рождения впитал в своих детей любовь к театру, к искусству, к культуре, которой он никак не может насытиться и всегда ищет новых впечатлений. 

"Как ни странно, но вспоминая его, я начинаю улыбаться. Тепло и счастье вползает во все поры моей души. Такой он был, что спустя многие годы его магнетизм действует и помогает выдержать самые сложные испытания", — подчеркнул Кобахия.

В 1964 году Самсон Кобахия ушел из театра. Потом работал в разные годы в Госансамбле песни и пляски, Абхазской государственной капелле, Доме культуры имени Горького, даже, было время, около года работал в Бюро оркестровых музыкантов.

"Помню, что играл во многих спектаклях, но в голову приходят "Семейство Волковых", "Падение эскадры", "Родина", "Джордж Данден", "Судьба рода Гечба", "Наследники героев", "Без вины виноватые", "Труфальдино из Бергама". Кстати, назвал меня по имени Батал, ибо в день моего рождения отец играл роль Батала в спектакле "Черные гости" Георгия Гулия", — подчеркнул он.

Дочери Самсона Кобахия – Мая и Нателла – тоже играли в театре.

"Мая с 14 до 27 лет. Сестра Нателла в детстве, около двух лет, в роли мальчика пионера, поскольку в театре не было травести", — вспоминает Батал Кобахия.

По словам Батала Кобахия, на старости лет отец играл в спектаклях "Малая земля" и "Кукла".

Сцена из спектакля Перед восходом солнца
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Перед восходом солнца"

"Я это помню, так как сопровождал его на гастролях в Ткуарчал, Очамчыру, Гудауту. В моей памяти остались спектакли "Без вины виноватый" и "Труффальдино из Бергамо". Также я помню, что отец играл в спектакле связанном с Великой Отечественной войной, он там играл фрица", — говорит он. 

Батал Кобахия говорит, что счастлив тому, что ощутил дух Абхазского театра, который был раньше.

"Я вас уверяю, что был период, начиная с 30-х годов по 80-е годы, когда театр являлся главной культурной площадкой страны. Именно театр вдохновлял нас и во время национального освободительного движения, он вдохновлял на изучение родного языка, мы становились лучше, чем были", — отметил Кобахия.

Кобахия об актере Самсоне Кобахия: дома спокойный, а на людях — фейерверк>>

Самсона Кобахия не стало 17 февраля 1985 года. Как вспоминает сын, его похоронили в Лыхны 21 числа, в день похорон был жуткий снег, и очень многие не смогли прийти с ним проститься из-за снегопада.

Читайте также:

 

649
Теги:
театр, Абхазия
Церемония вручения музыкальной премии BraVo

Хибла Герзмава даст сольный концерт в Московской консерватории

611
(обновлено 22:51 25.10.2020)
Мероприятие пройдет в рамках юбилейного года певицы, начавшегося с праздничного гала-концерта в Кремлевском дворце.

СУХУМ, 25 окт - Sputnik. Народная артистка Абхазии и России, оперная певица Хибла Герзмава выступит с сольным концертом в Большом зале Московской консерватории 10 ноября в рамках своего юбилейного года, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу организаторов мероприятия.

"10 ноября в Большом зале консерватории состоится сольный концерт известной оперной певицы Хиблы Герзмава. Народная артистка России, народная артистка Абхазии, сегодня Хибла - одна из самых востребованных российских певиц в мире", - говорится в сообщении.

Организаторы отмечают, что концерт артистки состоится в сопровождении государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы", дирижировать будет Владимир Ланде.

В концерте также примет участие заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра и Новой оперы, баритон Игорь Головатенко.

Мероприятие пройдет в рамках юбилейного года певицы, начавшегося с праздничного гала-концерта в Кремлевском дворце в Москве.

611

Врачи из Москвы готовы приехать в Абхазию для оказания помощи

1
(обновлено 16:47 30.10.2020)
Общее число выявленных случаев коронавируса в Абхазии на сегодняшний день составляет 4126 человек. 38 летальных случаев. Выздоровели 2170 человек.

СУХУМ, 30 окт – Sputnik. Большинство абхазских врачей из Москвы готовы поехать в Абхазию для оказания помощи с COVID-19, рассказала Sputnik врач неонатолог-реаниматолог Виктория Тарба.

"Большинство врачей уже готовы, ждут официальных бюрократических нюансов и, наверное, так как это будет организовано Министерством здравоохранения Республики Абхазия, в этом режиме будут приезжать и оказывать помощь на месте", - сказала Тарба.

По ее словам, врачи должны направить официальный запрос в Министерство здравоохранения России, чтобы их отпустили в командировку на родину.

"Так как большинство наших коллег являются госслужающими, заведуют отделениями, руководят учреждениями и просто взять и уехать, к сожалению, они не могут, это должен быть официальный запрос и командировка на родину для оказания помощи на месте", - пояснила она.

Сама Виктория готова поехать в Абхазию, но сложности возникают из-за того, что у нее трое маленьких детей, но по возможности, если семья ей поможет и в этом будет острая необходимость, она направится в Абхазию для оказания помощи.

Президент Абхазии Аслан Бжания в ходе своего визита в Москву встретился с абхазскими врачами. На встрече обсуждались вопросы, связанные с борьбой с COVID-19 в Абхазии и организацией медицинской помощи населению республики.

Читайте также:

1
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии