Так задумано: ошибки художников по костюмам в советском и российском кино

106
(обновлено 11:45 20.09.2020)
Художники по костюмам переживают, когда слышат, что неправильно одели актеров в фильме: действительно, иногда такие промахи происходят по недосмотру, но чаще это сознательный ход.

О том, как героини картины "Москва слезам не верит" задали модный тренд в США, зачем на колготках балерин в "Матильде" рисовали некрасивый шов и как в "Кавказской пленнице" отстирали полоски на футболке Натальи Варлей, — в материале корреспондента РИА Новости Ольги Распоповой.

Миграция галстуков и рубашек

"Художник по костюмам — это ведь не реконструктор. Если зритель хочет максимальной аутентичности, можно пойти в исторический музей. А кино — художественное произведение, где возможны определенные вольности", — говорит Катерина Крупнова, сооснователь и один из авторов проекта о кино и моде CineModa.

Случайные ошибки, или "киноляпы", бывают, когда фильм снимают по частям в разные дни, а то и месяцы. "Такие оплошности возникают, если команда не уследила за тем, чтобы костюм в стыковочных сценах вернулся в кадр без изменений", — отмечает Анна Баштовая, создатель телеграм-канала "Кинокостюм для чайников".

В советском кинематографе подобных примеров довольно много, и вот почему.

"Сейчас наряды героев можно спокойно зафиксировать на камеру смартфона и все. Или просмотреть отснятый эпизод на экране. А раньше работали с пленкой, которую нужно было проявить. Спасал личный фотоаппарат, но он не всегда был под рукой", — объясняет Баштовая.

Так что художники по костюмам вынуждены были все детали записывать или даже зарисовывать — немногие обладали феноменальной памятью. А достать и застолбить для съемок в эпоху дефицита модные вещи уже было подвигом.

© Foto / Госкино (1966)
Кадр из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Забавные метаморфозы происходят в "Кавказской пленнице" с футболкой героини Натальи Варлей: после купания и сушки она внезапно превращается из полосатой в белую. В "Берегись автомобиля" Юрий Деточкин каким-то образом успевает за секунды переодеться на лестнице бара: приходит в светлой рубашке в клеточку, а на улице оказывается в однотонной темной.

В "Служебном романе" во время беседы с Новосельцевым жакет "мымры" то распахнут, то застегнут. А в самом начале "Девчат", когда Илья замечает, что Тосе грозит опасность, "ушки" его шапки уже через секунду развязываются — видимо, от испуга за девушку.

"Рейтинг самых проблемных предметов гардероба в кино мог бы с отрывом возглавить галстук", — считает Анна Баштовая.

Так, в картине "Служебный роман" у героя Олега Басилашвили в одной и той же сцене он постоянно завязан по-разному, что отчетливо видно из-за сложной полосатой расцветки.

Миграция галстука произошла в фильме "Покровские ворота": Костик приходит на свидание с шарфиком на шее, а потом там — галстук. В ленте "Любовь и голуби" и вовсе получился скачок во времени. Когда в тренажерном зале Вася говорит с Раисой Захаровной, он в синем галстуке — и чуть позже именно такой она посоветует ему купить на рынке как более модный.

"Чаще всего в кадре перемещаются или исчезают аксессуары: шарфы, шляпки, перчатки", — указывает художник по костюмам "Сибирского цирюльника" Алла Оленева.

Яркий герой и серая толпа

Помимо киноляпов, есть "исторические неточности": с нарядом вроде бы все в порядке, но он не соответствует эпохе — по разным причинам. Так, у военных историков много вопросов к "Гусарской балладе", костюмами в которой занималась легендарная в своих кругах Ольга Кручинина. Работать ей приходилось в тяжелых условиях: не было ни консультантов по истории военной формы, ни материалов, ни портных, которые умели бы шить по лекалам того времени. Головные уборы французской армии, например, зимой она одна разыскивала на складах в Голицыно.

Когда бравый поручик Ржевский бросает Шурочке "Мундир на вас, я вижу, павлоградский", он садится в лужу: на самом деле это форма Сумского полка — и в то время это было все равно что сейчас спутать, например, пилота с пограничником.

Но Кручинина намеренно не стала одевать Ларису Голубкину по канону, в сине-зеленый цвет: сочетание серого и розового ей, во-первых, показалось более подходящим для образа героини, а во-вторых, создавало нужный контраст между хрупкой Шурочкой и остальными.

"Для "Стиляг" Валерия Тодоровского художник по костюмам Александр Осипов разработал образы, максимально приближенные к эпохе — 50-м годам. Однако режиссер остался недоволен, потому что различия в одежде простых советских граждан и "советских хипстеров" были не так очевидны. Пришлось утрировать: в итоге "жлобы" слились в неразличимо-серую толпу, а "чуваки" щеголяют в настолько попугайско-ярких нарядах, какие настоящие стиляги не носили", — рассказывает Катерина Крупнова.

© Foto / Красная Стрела (2008)
Кадр из фильма "Стиляги"

© Красная Стрела (2008)
Кадр из фильма "Стиляги"

"В случае с сильным характером я люблю показать, что герой чужд своему окружению", — признается художник по костюмам Дмитрий Андреев, работавший, в частности, над "Анной Карениной" Карена Шахназарова и лентой "Грех" Андрея Кончаловского.

В сериале по детективу Бориса Акунина "Пелагия и белый бульдог", действие которого происходит в самом конце XIX века, он одел героиню Виктории Исаковой Наину по моде 1910-х годов. "Сдвинул" образ на десять лет, чтобы современный зритель сразу почувствовал инаковость девушки: "Она как с другой планеты. Ее костюм — это вызов обществу, как и в случае с Анной Карениной, которая тоже сознательно "выламывается" из общего контекста".

"Но некоторые режиссеры стремились к максимальной достоверности — Сергей Герасимов в "Юности Петра", Станислав Ростоцкий в "Герое нашего времени". Там как раз художники по костюмам были реконструкторами", — уточняет Катерина Крупнова.

© Sputnik / РИА Новости
Сцена из фильма "Юность Петра" по роману А. Толстого "Петр I".

Капризы актеров и белые носочки

Иногда авторы фильма просто идут на поводу у актера. В сериале "Место встречи изменить нельзя" герой Евстигнеева, Ручечник, одет совсем не по послевоенной моде, а в современный чешский костюм 70-х, когда снималась лента. "Артиста, как и положено, хотели нарядить по моде 1945 года — и уже сшили для роли однобортный пиджак с большими плечами и широкие брюки. Евстигнеев, примерив все это, наотрез отказался", — рассказывает Баштовая. Режиссер Станислав Говорухин спорить не стал.

© Foto / Студия: Гостелерадио СССР
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

В "Матильде" основное действие разворачивается в 1890-х, но балерины выходят на сцену в нейлоновых колготках, которые появились только в 1939 году. Художник по костюмам Надежда Васильева решила, что они смотрятся в кадре лучше толстых трико, в которых тогда выступали танцовщицы. А главное — не сковывают движения, потому что хореографию в фильме осовременили. Правда, Васильева пошла на хитрость, сделав на каждой паре сзади искусственный кривоватый шов, чтобы визуально "состарить" колготки.

© Foto / Киностудия ТПО "Рок"
Кадр из фильма "Матильда" 2017

Вряд ли художник по костюмам Жанна Мелконян, которая также сознательно допустила неточность, работая над фильмом "Москва слезам не верит", знала, что спровоцирует модный тренд в Америке. Для съемок ей удалось найти обувь 1958 года, но туфли были в плохом состоянии, и, чтобы они не натирали ноги актрисам, Мелконян предложила надеть их на белые носки.

"Такие носили в послевоенное время, но в конце 50-х, когда наши провинциалки по сюжету приезжают в столицу, ходить так уже стеснялись", — говорит Анна Баштовая.

Однако художница поняла, что эта трогательная деталь очень кстати, потому что молодит актрис, которые на четвертом десятке играли 19-летних. "Когда картину показали в США, дамы там бросились скупать белые носки — и местные фабрики даже наладили производство", — отмечает Баштовая.

© Foto / Киностудия "Мосфильм"1979
Кадр из фильма "Москва слезам не верит" 1979

По словам Дмитрия Андреева, точное соответствие эпохе в костюме героя не всегда хорошо, поэтому незначительные "подвижки" допускаются — если это работает на образ и атмосферу фильма.

"Мы не просто повторяем платье из музея: нужно пропустить этот образ через свое сердце, наделить его индивидуальными чертами. Цель — создать характер, и порой все равно на историю: главное, чтобы случилось рождение цельного художественного образа", — делится секретами профессии художник по костюмам Дмитрий Андреев.

106

Самсон Кобахия

Просвещенный и талантливый: история актера Самсона Кобахия

0
(обновлено 11:52 29.10.2020)
Народный артист Абхазии Самсон Кобахия родился 29 октября 1914 года в селе Лыхны Гудаутского района. Об истории жизни и творчества своего отца рассказал бывший заместитель министра культуры Абхазии Батал Кобахия.

Sputnik.

Танцы под прицелом

Как рассказал Батал Кобахия, по документам его отцу Самсону 29 октября исполняется 108 лет, но на самом деле ему бы исполнилось 106 лет. Все дело в том, что он хотел, чтобы его взяли танцевать в ансамбль песни пляски, поэтому попросил в сельсовете, чтобы ему переправили свидетельство о рождении с 1914 года на два года назад. 

"Так и осталось в анналах истории. Он и сам привык к этой дате, да и мы все привыкли отмечать его юбилей так, как это принято официально", — рассказал он.

Семья Самсона Кобахия родом из села Лыхны, где расположена знаменитая поляна, на которой абхазы издревле изъявляли свою волю.

"Украшением священной поляны, одной из семи главных святынь абхазов, являются сохранившийся в первозданной красоте храм Успения Богородицы 8-10 века, позже ставший усыпальницей последних абхазских владетельных князей, развалины царской резиденции и величественные липы по краям поляны", — говорит Батал Кобахия.

Разанбей Агрба во время спектакля
© Фото : предоставлено музеем Абхазгосдрамтеатра имени Чанба
По его словам, еще в раннем детстве Самсон Кобахия прекрасно танцевал. Его дядя, знаменитый Селым, отличавшийся буйным нравом и упрямством, взял на себя обязанности семейного балетмейстера.

"Был он глуховат на одно ухо. Так вот, дед Селым решил взяться за воспитание своего любимого племянника. У него было семь прекрасных дочерей, но поскольку так и не родился желанный наследник, всю свою воспитательную страсть он обрушил на маленького Самсона, именно так звали моего отца", – отметил он.

Продолжая рассказ, Батал Кобахия добавил, что иногда вечерами, когда в доме у деда собирались гости, Селым, демонстрируя свои способности постановщика танцев, заставлял племянника плясать на столе, выделывая пируэты на носках.

"Для остроты ощущений он вытаскивал охотничье ружье и нацеливался на стол с танцующим племянником. Возражать был бесполезно, а главное, небезопасно. Все знали, что он может пальнуть по ногам, если отец во время танца невзначай зацепит посуду или разольет вино. К счастью, сервировка абхазского стола в те архаические времена была не столь обильной и изысканной, так что бьющейся посуды было немного", — говорит Батал Кобахия.

На учебе в студии Домогарова и работа в театре

Впоследствии весть о танцующем на носках мальчике стала известна многим и не могла быть не услышанной знаменитым хореографом Паатой Патарая, который к тому времени уже создал первый танцевальный мужской ансамбль, частенько дававший представления перед первыми лицами государства, как местными, так и приезжими.

"Так в 14 лет, в 1928 году, папа попал в знаменитый ансамбль, тем самым господь сберег его от возможных непредсказуемых последствий танцевальных вечеров в отцовском доме. Бабушка моя облегченно вздохнула, как говорится, от греха подальше, хотя не по душе ей был фривольный выбор единственного сына. Параллельно он закончил и Сухумский педагогический колледж, раз уж дата рождения была исправлена", — рассказал Кобахия.

Сцена из спектакля Аламыс
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Аламыс"

В ансамбле Самсон Кобахия танцевал около пяти лет, а потом сбежал оттуда в Абхазскую драматическую студию, для одаренных абхазских детей, открытую в тридцатых годах известным русским режиссером и меценатом Домогаровым, потом был Абхазский театр на долгие годы.

"В 1932 году, кажется, был второй набор. Именно его выпускники стояли у истоков создания первой абхазской профессиональной труппы, в которой непревзойденной примой на все времена была красавица Екатерина Шакирбай, жена и подруга маэстро Домогарова, первая и самая легендарная абхазская актриса", — подчеркнул он.

Всего Домогаров успел выпустить два потока, Самсон Кобахия учился во втором. Практически все выпускники впоследствии стали кумирами публики, будущими корифеями Абхазского театра, войдя в историю как самые первые, просвещенные, прекрасные и талантливые.

"Это Азиз и Разанбей Агрба, Лео Касландзия, Мыта Кове, Михаил Кове, Джарнас Анкуаб, Минадора Зухба, Анна Аргун-Коношок, Шарах Пачалиа и Марица, и многие другие. Каждый из них стал легендой еще при жизни. Среди них, легендарных, был и мой отец", — сказал Кобахия.

Сцена из спектакля Призраки
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Призраки"

Там он и познакомился с Азизом Агрба, который в тот период считался наиболее знаменитым актером в первой абхазской труппе. Славился он еще и тем, что похитил красавицу жену у своего учителя Домогарова, с которой и прожил вместе до конца своих дней, отметил Батал Кобахия.

"Домогаров вскоре уехал. То ли не вынес разлуки с любимой женщиной, то ли посчитал, что сделал уже все для того, чтобы абхазский национальный театр состоялся. У Азиза было много братьев и сестер. Жили они в соседней деревне, и при первых же гастролях труппы в их родное село Куланурхуа отец влюбился в самую младшую из его сестер", — рассказывает Батал.

Самсон Кобахия со старшей дочерью Майей, которая тогда играла уже в театре, с мамой, сыном и сестрой. г. Сухум. 1956
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия со старшей дочерью Майей, которая тогда играла уже в театре, с мамой, сыном и сестрой. г. Сухум. 1956

Они поженились и прожили в счастливом браке всего четыре года.

"За это время она успела родить отцу трех моих старших сестер и брата. Однако рождение младшей, четвертой, дочери подкосило ее здоровье, и в течение месяца она скончалась. К тому времени все сестры отца давно повыходили замуж, так как в основном были старше него", — подчеркнул Кобахия.

По его рассказу, отец в ту пору был незаменим в театре, а бабушка едва справлялась с воспитанием четырех погодков. 

"Моя мама родилась в горном селе вблизи пещеры, где был прикован Абраскил, абхазский Прометей. Открыл в свое время эту пещеру ее дед, известный долгожитель Маджагва. Поляна у пещеры по сию пору называется его именем. Мама была третьей из шести дочерей моего деда Махаза, и к тому времени, побывав около семи лет в замужестве, она вернулась в отчий дом", — рассказал он.

Детей у нее не было, что и стало причиной проявленного к ней интереса.

"Выбор моего отца, а вернее его друзей и родни, пал именно на нее. Причем, увиделись они впервые только на своей собственной свадьбе. Сватовством занялся Джарнас, поскольку он был родом, как и моя мама, из восточной Абхазии и был немного вхож в семью моего деда Махаза", — говорит Кобахия. 

По его словам, никто толком не знал и не поинтересовался, почему у нее не было детей после семи лет замужества.

Самсон Кобахия с Лео Касландзия в спектакле «Гибель эскадры»
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия с Лео Касландзия в спектакле «Гибель эскадры»

"И когда она вышла замуж, то родила ему еще шестерых детей и воспитала четверых от его предыдущего брака. Папа иногда шутил, что у американского комика Чарли Чаплина было 12 детей, а у него, абхазского, всего 10, и поэтому он значительно от него отстал", — отметил Батал.

Несмотря на то, что прошло очень много лет с тех пор, как не стало отца, но Батал Кобахия в мельчайших деталях помнит те 30 своих лет, которые имел счастье быть рядом с ним.

"Он был весьма позитивный. Силен был духом. Дома очень спокойный, уравновешенный, в преклонном возрасте стал сентиментален. На людях — фейерверк, фонтан красноречия, просто ураган. Так вот бывает. Но я рад тому, что мне удалось зафиксировать эти его две ипостаси. Красив был. И баловень. Его все любили. Он никогда не позволял недоброжелательных отзывов ни о ком, даже о тех, кто сыграл в его жизни не самую лучшую роль, о которой я знал. А многое я узнал потом, от других. Но не от него", — сказал Батал Кобахия.

Самсон Кобахия
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Самсон Кобахия

Он говорит, что благодарен ему за то, что он с рождения впитал в своих детей любовь к театру, к искусству, к культуре, которой он никак не может насытиться и всегда ищет новых впечатлений. 

"Как ни странно, но вспоминая его, я начинаю улыбаться. Тепло и счастье вползает во все поры моей души. Такой он был, что спустя многие годы его магнетизм действует и помогает выдержать самые сложные испытания", — подчеркнул Кобахия.

В 1964 году Самсон Кобахия ушел из театра. Потом работал в разные годы в Госансамбле песни и пляски, Абхазской государственной капелле, Доме культуры имени Горького, даже, было время, около года работал в Бюро оркестровых музыкантов.

"Помню, что играл во многих спектаклях, но в голову приходят "Семейство Волковых", "Падение эскадры", "Родина", "Джордж Данден", "Судьба рода Гечба", "Наследники героев", "Без вины виноватые", "Труфальдино из Бергама". Кстати, назвал меня по имени Батал, ибо в день моего рождения отец играл роль Батала в спектакле "Черные гости" Георгия Гулия", — подчеркнул он.

Дочери Самсона Кобахия – Мая и Нателла – тоже играли в театре.

"Мая с 14 до 27 лет. Сестра Нателла в детстве, около двух лет, в роли мальчика пионера, поскольку в театре не было травести", — вспоминает Батал Кобахия.

По словам Батала Кобахия, на старости лет отец играл в спектаклях "Малая земля" и "Кукла".

Сцена из спектакля Перед восходом солнца
© Фото : из личного архива Батала Кобахия
Сцена из спектакля "Перед восходом солнца"

"Я это помню, так как сопровождал его на гастролях в Ткуарчал, Очамчыру, Гудауту. В моей памяти остались спектакли "Без вины виноватый" и "Труффальдино из Бергамо". Также я помню, что отец играл в спектакле связанном с Великой Отечественной войной, он там играл фрица", — говорит он. 

Батал Кобахия говорит, что счастлив тому, что ощутил дух Абхазского театра, который был раньше.

"Я вас уверяю, что был период, начиная с 30-х годов по 80-е годы, когда театр являлся главной культурной площадкой страны. Именно театр вдохновлял нас и во время национального освободительного движения, он вдохновлял на изучение родного языка, мы становились лучше, чем были", — отметил Кобахия.

Кобахия об актере Самсоне Кобахия: дома спокойный, а на людях — фейерверк>>

Самсона Кобахия не стало 17 февраля 1985 года. Как вспоминает сын, его похоронили в Лыхны 21 числа, в день похорон был жуткий снег, и очень многие не смогли прийти с ним проститься из-за снегопада.

Читайте также:

 

0
Теги:
театр, Абхазия
Церемония вручения музыкальной премии BraVo

Хибла Герзмава даст сольный концерт в Московской консерватории

612
(обновлено 22:51 25.10.2020)
Мероприятие пройдет в рамках юбилейного года певицы, начавшегося с праздничного гала-концерта в Кремлевском дворце.

СУХУМ, 25 окт - Sputnik. Народная артистка Абхазии и России, оперная певица Хибла Герзмава выступит с сольным концертом в Большом зале Московской консерватории 10 ноября в рамках своего юбилейного года, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу организаторов мероприятия.

"10 ноября в Большом зале консерватории состоится сольный концерт известной оперной певицы Хиблы Герзмава. Народная артистка России, народная артистка Абхазии, сегодня Хибла - одна из самых востребованных российских певиц в мире", - говорится в сообщении.

Организаторы отмечают, что концерт артистки состоится в сопровождении государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы", дирижировать будет Владимир Ланде.

В концерте также примет участие заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра и Новой оперы, баритон Игорь Головатенко.

Мероприятие пройдет в рамках юбилейного года певицы, начавшегося с праздничного гала-концерта в Кремлевском дворце в Москве.

612

ВКонтакте и Telegram могут "заговорить" на абхазском

168
(обновлено 21:10 30.10.2020)
Основная деятельность общественной организации "Молодая гвардия Абхазии" - улучшение состояния экологии, развитие спорта и культуры Абхазии.

СУХУМ, 30 окт – Sputnik. Команда ребят из общественной организации "Молодая гвардия Абхазии" планирует сделать доступной на абхазском языке социальную сеть ВКонтакте и мессенджер Telegram, об этом рассказал Sputnik создатель организации Илья Чехерия.

"С нами связался наш знакомый, который работает ВКонтакте, ему нравится Абхазия. Он сейчас живет в Сухуме и изучает абхазский язык, он и предложил нам эту идею", - рассказал Чехерия.

Он разъяснил, что администрация ВКонтакте предоставила ключи для перевода страницы, но проблема состоит в том, что им не хватает переводчиков, которые бы могли ежедневно заниматься этим.

"Мы собрали две команды, одна из которых занималась переводом VK, а другая - переводом Telegram, все это на инициативных началах, поэтому сложно получается, часто люди начинают помогать команде, а потом теряются, поэтому у нас существует нехватка переводчиков. Работа несложная, но требует усидчивости", - объясняет Чехерия.

Цель данного проекта - популяризация абхазского языка. Ранее уже были попытки разработки абхазской версии социальной сети VK, но проекты так и не довели до конца.

Основная деятельность общественной организации "Молодая гвардия Абхазии" - улучшение состояния экологии, развитие спорта и культуры Абхазии.

Читайте также:

168