Алиса Гицба исполняет роль Леоноры в серии спектаклей Трубадур

О творческом пути и любимых ролях: к юбилею Алисы Гицба

138
(обновлено 13:32 05.12.2020)
Народная артистка Абхазии, Заслуженная артистка России, солистка Московского музыкального театра "Геликон-опера" Алиса Гицба родилась 5 декабря. В 2020 году оперная певица отмечает свой юбилей.

Оперная певица из Абхазии Алиса Гицба – одна из самых ярких исполнителей классической музыки, без которой сегодня невозможно представить современный "Геликон-опера". Как начинался ее творческий путь, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

В 1989 году Алиса Гицба окончила вокальное отделение Сухумского музыкального училища и поступила  в Российскую академию музыки имени Гнесиных.

Алиса Гицба в 1993 году решила участвовать в конкурсе молодых вокалистов в Перми, где познакомилась с Дмитрием Хворостовским.

Алиса Гицба
© Фото : страница Алисы Гицба в Facebook

"Я тогда впервые в жизни принимала участие в конкурсе. Мне было всего 20 лет. Это был послевоенный 1993 год. В Абхазии очень тяжелое было время. Хворостовский состоял тогда в жюри конкурса. Когда меня не пропустили в третий тур, он ко мне подошел и поговорил по-человечески. А тогда он уже был известен, у него тогда уже была хорошая карьера", – рассказала в интервью Sputnik оперная дива.

В том же году ее пригласили в труппу нового Московского музыкального театра "Геликон", где она выступает и ныне.

Певица из Абхазии ведет активную концертную деятельность, участвует в таких престижных музыкальных фестивалях, как "Декабрьские вечера" в ГМИИ имени Пушкина, фестиваль русского искусства и кино в Монте-Карло, фестиваль "Русские музыкальные сезоны в Ницце" и другие.

В ее репертуаре музыка всех художественных стилей, начиная от эпохи барокко, заканчивая авангардной музыкой ХХ столетия.

На лучших концертных площадках Москвы она исполнила партии сопрано в "Страстях по Матфею" Баха, "Симфонии № 9" Бетховена, "Реквиеме" Верди.

Выступление Алисы Гицба в спектакле Моцарт и Сальери. Реквием
Выступление Алисы Гицба в спектакле "Моцарт и Сальери. Реквием"

Алиса Гицба участвовала в первом для "Геликон-опера" исполнении таких произведений, как опера "Альцеста" - Люлли, "Житие Марии" - П. Хиндемита, оратория "Смерть поэта" - Сидельникова, "Песня земли и неба" - Мессиана, опера "Слепая ласточка" - Щетинского, Симфония № 5 - Рыбникова, вокальной музыки Эдисона Денисова. А также создавались фондовые записи современной музыки.

В рамках независимого театрального проекта исполнила роль Шэрон Грэхем в драматическом спектакле "Мастер-класс Марии Каллас" (1999).

В 2007 году в театре "Геликон-опера" состоялся бенефис Гицба, в котором она исполнила монооперу Пуленка "Человеческий голос" и светскую кантату Пуленка "Бал-маскарад".

Оперная певица из Абхазии выступала на лучших сценах США, Франции, Германии, Испании, Италии и Ливана. Однако, несмотря на богатую историю ее гастролей, Алиса Гицба больше всего любит свои выступления в Абхазии.

"Любой выход на сцену — это всегда полжизни, потому что хочется предстать в самом лучшем виде, хочется показать все, на что ты способен. И просто хочется расположить публику к себе, отдать частичку своей души, это потребность. Это происходит всегда, где бы я ни выступала. А когда я приезжаю домой, это чувство усиливается во сто крат, потому что здесь не просто родные стены, здесь люди, с которыми я росла, которые наблюдают за моим ростом, за карьерными свершениями, гордятся, критикуют, любят", – призналась в одном из интервью Sputnik оперная певица.

Оперная певица из Абхазии однажды даже спасла эстонскую оперу. По просьбе коллег из Национальной  оперы Эстонии, Алиса Гицба без репетиции влилась в постановку "Пиковая дама", где она исполнила партию Лизы.

"С Эстонией у меня всегда связаны очень интересные истории. Стоит рассказать, как я в самый первый раз туда попала. Мой дебют в Эстонии был связан с оперой "Пиковая дама" Петра Ильича Чайковского. Сам спектакль шел в Таллинне довольно давно и успешно. Он был очень хорошо поставлен в классическом, традиционном стиле. И так получилось, что неожиданно, за день до спектакля, заболела исполнительница партии Лизы. Отменить спектакль было нельзя, но и заменить Лизу — некем. Нужна была такая певица, которая смогла бы спеть эту партию без репетиций. Прямо сразу. Что называется, с лету. Не оставалось времени для каких-то спевок", – призналась Гицба.

Новая версия спектакля Пиковая дама в театре Геликон-опера
© Sputnik / Максим Блинов
Новая версия спектакля "Пиковая дама" в театре "Геликон-опера"

В 2015 году, на 40-летие Пицундского органа Алиса Гицба выступила в Пицундском храме вместе с другими исполнителями "Геликон-опера".

В 2015 году на заброшенной железнодорожной станции "Гума" Алиса Гицба вместе с труппой "Геликон-опера" сыграла спектакль "Кофейная кантата".

В конце января 2017 года в московском театре "Геликон-опера" состоялась долгожданная премьера. Роскошные декорации, фантастические костюмы, потрясающая акустика – все это здорово, но этим никого не удивишь. А вот то, что принцесс Турандот в новой постановке две, и то, что спектакль не имеет хэппи-энда – стало сенсацией. Заглавную партию в "Турандот" исполнила оперная певица, уроженка Абхазии Алиса Гицба.

Алиса Гицба. Архивное фото.
© Фото : сайт Алисы Гицба
Алиса Гицба. Архивное фото.

Как и нет знаменательных выступлений, так для певицы нет и знаменательных ролей, которые она любила бы больше остальных.

"Сложно сказать. Если, например, у меня десять детей. Есть ли среди них любимый? Каждого любишь по-своему. То же самое с моими ролями", — ответила в интервью Sputnik она.

Алиса Гицба предпочитает жить настоящим и впечатлениями сегодняшнего дня.

В декабре 2017 года Гицба спела главную партию в "Пиковой даме". Сама артистка назвала оперу Чайковского мистической и одной из величайших, когда-либо написанных за все время музыкальной культуры.

В 2019 году Абхазская государственная хоровая капелла под управлением Нодара Чанба выступила в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского в рамках в XV Международного осеннего хорового фестиваля имени профессора Тевлина. Солистка Московского музыкального театра "Геликон-опера" Алиса Гицба исполнила соло в Духовном концерте и произведение Сезара Франка "Panis Angelicus".

Читайте также:

138

Осип Брик

Эпоха остранения: формальная история Осипа Брика

0
(обновлено 15:19 16.01.2021)
16 января день рождения Осипа Брика. Колумнист Sputnik Абхазия делится своими студенческими воспоминаниями об ОПОЯЗе и русском авангарде.

Осип Брик широким массам скорее известен благодаря его браку с музой авангарда, возлюбленной Владимира Маяковского, Лилей Брик. До поры до времени и со мной было так. Несколько лет назад, когда проходила русскую литературу ХХ века, впервые услышала о любовной истории Лили Брик и Владимира Маяковского, тогда же узнала о том, что Лиля была замужем за Осипом Бриком, но это не мешало ей жить вместе с любовником. Точнее Маяковскому не мешало жить под одной крышей вместе с супружеской парой.

Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский
© Фото : wday
Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Причем Осип Брик не ревновал свою жену, напротив, с уважением относился к третьему и даже помог ему опубликовать поэму "Облако в штанах".

Отношения Бриков и Маяковского были более чем странные, но не будем забывать, что в Серебряном веке любовные треугольники были в норме у писательской среды.

И вот после ошеломляющей истории личной жизни Осипа Брика мне пришлось надолго забыть о нем. Но потом опять случайно вспомнить. Во время одной лекции я услышала напрочь забытое имя. А упоминалось оно в связи с русскими формалистами, которые тесно связаны с нарратологией – новым явлением в литературоведении второй половины ХХ века.

Осип Брик был одним из организаторов ОПОЯЗа (Общество по изучению поэтического языка) – научное объединение формалистов и одно из главных движений русского авангарда, существовавшее с 1916 по 1925 годы.

Рождению формальной школы в России способствовала эпоха Серебряного века, которая реабилитировала эстетические категории и обособила литературные поля, то есть отделила его от политической и социальной сфер.

Формалисты вообще не любили говорить о себе, но одно бесспорно – слово для них, как и для очень многих теоретиков литературы ХХ века, становится очень важным моментом в понимании литературы.

Как отмечал писатель и теоретик авангарда Илья Зданевич в докладе – объяснений французам, что значит для русских слово, "когда Маринетти только намеревался начать пропаганду так называемых "освобожденных слов" и "неподконтрольного воображения", в России уже пользовались сдвигом и окончательно разрушили синтаксис языка".

Шкловский, Эйхенбаум, Брик

В начале века Виктор Шкловский пишет манифест ОПОЯЗа "Искусство как прием", который становится одним из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве автора, но и в истории ОПОЯЗа. В ней Шкловский впервые сформулировал ключевые для русского формализма понятия – прием, остранение и автоматизация.

Виктор Шкловский
© Фото : liveinternet
Виктор Шкловский

Другой представитель ОПОЯЗа Борис Эйхенбаум пишет "Как сделана "Шинель" Гоголя". Статья становится одной из самых значительных документов Общества по изучению поэтического языка, она заняла место наряду с работами Проппа и Виноградова, которые стояли у истоков современной теории повествования. Эйхенбаум затрагивает проблемы взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью.

Борис Эйхенбаум
© Фото : studfiles
Борис Эйхенбаум

Хоть имя Осипа Брика сегодня не такое популярное, как имена Шкловского и Эйхенбаума, но его "Звуковые повторы" и "О ритмико-синтаксических фигурах", в которых литературовед развивает точку зрения динамического ритма, то есть ритма движения, отличного от архитектоники, открыли новую страницу в исследовании поэтического языка.

И это не последний вклад Брика в литературоведение. Он был издателем альманаха общества "Сборники по теории поэтического языка". Но стоит отметить, что работы Брика не развиваются наряду с работами других членов общества, а в начале 1919 года после его переезда в Москву он еще больше отдаляется от ОПОЯЗа. Затем он приходит в ЛЕФ как изгнанный формалист, сочувствующий остаткам футуризма, негласно позиционировавшего себя в ЛЕФе в качестве "конструктивиста-производственника".

С конца 1926 года Брик также активно работал в "Межрабпоме", возглавил сценарный отдел. А ОПОЯЗ свернул свою работу в 1925 году и, как это не печально, больше не возродился. На этой печальной ноте закончились мои скудные знания об обществе уже давно мертвых поэтов. Но несмотря на это, общество сделало невероятное в развитии повествовательного текста, благодаря чему сегодня даже такие дилетанты, как я, могут понимать или хотя бы попытаться понять романы "Улисс" Джойса или же "Школу для дураков" Саши Соколова и чувствовать себя хотя бы чуточку причастными к филологическому миру.

 

0
 Коктейль по случаю выхода  рейтинга 100 самых стильных по версии GQ

Сценарист "Софички" снимет эпизод сериала по известной игре для HBO

88
(обновлено 11:34 16.01.2021)
Кантемир Балагов - российский режиссер, ученик мастерской Александра Сокурова, автор фильмов "Теснота" и "Дылда". Он выступил сценаристом фильма по одноименной повести Фазиля Искандера.

СУХУМ, 16 янв - Sputnik. Режиссер Кантемир Балагов снимет пилотный эпизод сериала по игре The Last of Us, который покажут на платформе HBO. Эту информацию подтвердил сам Балагов в своем Instagram.

"Мечты сбываются. Я большой фанат The Last of Us и никогда не забуду, как эта игра открыла во мне что-то новое, показала то, чего я раньше в себе не видел. Я до последнего не верил, что это станет возможным", - написал Балагов на своей странице в Instagram.

Издание Hollywood Reporter написало, что изначально этот эпизод должен был снимать режиссер сериала "Чернобыль" Юхан Ренк, но он покинул проект из-за несовпадения графиков.

Кадр из фильма Дылда
предоставлено пресс-службой фильма / Liana Mukhamedzyanova

Над сценарием к сериалу работают Крейг Мэйзин, создатель сериала "Чернобыль", и креативный директор видеоигры Нил Дракманн.

Сюжет рассказывает о мире спустя 20 лет после того, как современная цивилизация была уничтожена глобальной пандемией.

Балагов, ученик мастерской режиссера Александра Сокурова, его дебютный фильм "Теснота" был представлен на Каннском кинофестивале в 2017 году и получил приз международной федерации кинопрессы FIPRESCI. 

Вторая режиссерская работа "Дылда" была показана в официальной конкурсной программе "Особый взгляд" 72-го Каннского кинофестиваля, где фильм получил сразу две награды - приз за лучшую режиссуру и приз FIPRESCI международной федерации кинопрессы с формулировкой: "За невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме".

В 2017 году Балагов выступил одним из сценаристов российского художественного фильма "Софичка"Киры Коваленко по одноименной повести Фазиля Искандера. 

Картина была в российском прокате в рамках программы КАРО.Арт "Новое молодое кино".

Премьера  состоялась в самом большом московском кинотеатре "Октябрь" 6 марта 2017 года. 21 июня 2017 года прошла премьера и обсуждение "Софички" в прямом эфире Абхазского телевидения 21 июня.

88

"Суду врали все": в США рассекретили "русское дело"

0
(обновлено 15:33 16.01.2021)
"Одно из самых некомпетентных и коррумпированных расследований в истории ФБР и Минюста США" — так сенатор Линдси Грэм прокомментировал публикацию секретных документов, связанных с предполагаемым сговором Дональда Трампа с Россией.

СУХУМ, 16 янв - Sputnik. Уходя, старая администрация Дональда Трампа пытается громко хлопнуть дверью и показать истинное лицо демократов. Лгут под присягой, совершают неправомочные действия, отправляют под суд невиновных. О чем именно идет речь, читайте в материале Софьи Мельничук для РИА Новости.

Провал системы

"Суду врали. От тех, кого обвиняли, скрывали показания, оправдывающие их. Следователи, за некоторыми исключениями, были предвзяты и пользовались властью в политических целях", — заявил конгрессмен. Линдси Грэм — сторонник Трампа, дистанцировавшийся от него в последнее время.

Общественности представили транскрипты допросов, которые проводил возглавляемый Грэмом юридический комитет сената с 3 марта по 29 октября 2020-го. Опубликованные документы еще предстоит изучать заинтересованным сторонам.

По словам Грэма, расследование о сговоре — "масштабный провал системы, допущенный высокопоставленными руководителями". Бывший глава Федерального бюро расследований Джеймс Коми и его зам Эндрю Маккейб либо были "чрезвычайно некомпетентны", либо "осознанно допустили колоссальные нарушения". "Глаза закрывали на любые объяснения, помимо того что Трамп был в сговоре с иностранными властями", — пояснил сенатор.

"Трудно поверить, что такое могло произойти в Америке", — заключил Грэм. Системе предстоит реформа, нужно больше сдержек и противовесов, когда дело касается политических расследований. Иначе правосудие лишится общественного доверия.

Расследование расследования

Сенсаций будет еще больше. В октябре Трамп сообщил, что рассекретит все документы по делу без купюр.

Правда, в министерстве юстиции тогда заявили, что мистер президент что-то напутал, а из Белого дома в ведомство поступила просьба игнорировать посты лидера в твиттере, который тогда еще был для него доступен.

Заявление Трампа связали с его призывами арестовать политических противников — Барака Обаму, Джо Байдена и Хиллари Клинтон за "планы заговора" — обвинения президента в сговоре с Кремлем. Трамп называл это расследование "охотой на ведьм" и требовал разобраться, кому и зачем на самом деле оно потребовалось.

С 2019-го этим занимался прокурор Джон Дарем. Генпрокурор Уильям Барр попросил его "покопаться" в российском деле. Вскоре тот доложил, что там не все чисто, нужно выяснить, не нарушали ли федеральные служащие закон и не превышали ли полномочия.

Выяснилось, что бывший сотрудник ФБР Кевин Клинсмит подделал электронное письмо, на основе которого в 2016-м суд одобрил слежку за одним из членов команды Трампа. Клинсмит это признал.

В декабре 2020-го Барр сделал Дарема специальным советником — чтобы преемнику Барра в новой администрации было сложнее замять разоблачения.

Сговор без доказательств

Спецпрокурор Роберт Мюллер несколько лет пытался выявить особые отношения Трампа с Москвой, доказать, что русские помогли ему победить на выборах. На это потратили 32 миллиона долларов, но так ничего не доказали.

В разгар предвыборной гонки в мае 2020-го республиканцы перешли в контратаку. Линдси Грэм призвал выяснить, не пытались ли демократы "делом о сговоре" саботировать приход к власти неугодного им лидера. Начался так называемый Обамагейт.

Вспомнили об опальном бывшем советнике Трампа по нацбезопасности Майкле Флинне, который в конце 2016-го якобы попросил Москву через посла в Вашингтоне Сергея Кисляка не реагировать резко на прощальные санкции администрации Обамы — мол, скоро придет новая власть и все уладится. Флинн дважды признавался, что соврал ФБР, поскольку давал показания под давлением.

Его дело закрыли. Незадолго до этого общественности представили список чиновников — шефов ФБР, разведки, генеральной прокуратуры, причастных, как полагают в Республиканской партии, к политически мотивированному расследованию о сговоре с Кремлем. Они четыре года назад и раскрыли личность Флинна, дискредитировав еще не приступившую к работе новую администрацию.

В мае, казалось, сенсационное разоблачение повлияет на исход президентской гонки, однако этого не случилось.

С прицелом на будущее

На фоне проигрыша на выборах, второго за президентский срок импичмента и штурма Капитолия Трамп пытается хоть как-то поправить репутацию перед уходом из Белого дома, полагают собеседники РИА Новости.

"Он понимает: даже если на каждом углу расклеют листовки о том, что он невиновен, это ничего не изменит, — говорит политолог-американист Дмитрий Дробницкий. — Но есть и "сладкая месть", кроме того, публикация поможет трампистам завтрашнего дня".

Эксперт указывает, что по "рашагейту" обнародовали уже достаточно много материалов, и все, на чем держались обвинения против Трампа, разрушено. Это касается и показаний, которые давали на закрытых слушаниях в конгрессе. "В частности, выяснилось, что на самом деле у подрядчика, обслуживавшего сервера Демпартии, нет убедительных свидетельств причастности ко взлому хакерской группировки CosyBear, как утверждали спецслужбы США, — напоминает Дробницкий. — Есть лишь предположения о том, что могли предпринять хакеры, заметая следы". То есть разведка ссылалась на подрядчика, который под присягой заявил, что доказательств нет.

Демократы возражают: отсутствие доказательств не означает, что преступления не было, добавляет старший научный сотрудник Центра исследований США и Канады Павел Кошкин. Их ничем не пронять. Но цель публикации засекреченных документов — реабилитировать Трампа и Республиканскую партию. "Главное показать: сговора не было, — говорит эксперт. — Трамп уходит, ему нечего терять. Но если допустить возможность его выдвижения в 2024 году, то, возможно, он таким образом пытается подстелить соломку".

Собеседники агентства сходятся во мнении, что вряд ли общественности представят все и сразу. Материалы будут публиковать "по мере необходимости".

"Игра не закончена. Документы имеют свойство полежать-полежать, а потом проявиться из-под сукна, — рассуждает Дмитрий Дробницкий. — Туз есть — это хорошо, вопрос в том, когда он сыграет. Возможно, не прямо сейчас, но эта партия долгая. Некоторые вещи вскрываются не когда что-то становится известно, а когда обстоятельства к тому располагают".

Павел Кошкин также считает, что документы будут предавать гласности избирательно, порционно и у публикаций будет какая-то логика. "В первую очередь обнародуют информацию, выгодную Трампу", — говорит он.

Трампа рано списывать со счетов. Поддержка у него была большая. Но прогнозы делать невозможно — события в США развиваются непредсказуемо. И какой эффект произведут разоблачения, еще только предстоит узнать.

0