Cкончался экс-руководитель Госансамбля Василий Царгуш

1193
(обновлено 19:33 28.01.2021)
На 83-м году жизни скончался Народный артист Абхазии, худрук, главный дирижер и директор Государственного заслуженного ансамбля народной песни и танца Абхазии, кавалер ордена "Ахьдз-Апша" II степени, лауреат Государственной премии имени Дмитрия Гулиа Василий Царгуш.

О том, какую роль сыграл Василий Царгуш в развитии абхазской культуры, читайте в материале Sputnik Абхазия.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Путь в Госансамбль

Василий Царгуш родился в селе Ачандара Гудаутского района Абхазской АССР. В 1947 году поступил в Ачандарскую среднюю школу, которую окончил в 1958 году. После окончания школы поступил в Сухумское музыкальное училище на дирижерский факультет. В 1963 году окончил полный курс хоро-дирижерского факультета и был направлен на работу в Государственный ансамбль песни и танца Абхазии в качестве дирижера-хормейстера.

Любовь к народной музыке и танцам Василий Царгуш приобрел в детстве. Василий Царгуш был назначен художественным руководителем и главным дирижером Государственного ансамбля песни и танца в 1968 году.

Государственный ансамбль народной песни и танца посещал в разные годы с гастролями Америку, европейские страны, Африку, Турцию и многие другие страны. 

В одном из своих интервью он говорил, что двое братьев его отца танцевали в ансамбле во времена Нестора Лакоба.

"Младший долгое время выступал, ежегодно его отправляли на конкурсы в Грузию, ему не было равных, но был еще один танцор из Кутаиси, им обоим всегда давали вторые места. Грузинскому танцору нельзя было давать первое место, так как он значительно уступал, но они не могли дать первое место абхазу, поэтому их ставили на один уровень", - вспоминал Василий Царгуш.

Василий Царгуш в 1977 году поступил в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, который окончил в 1982 году и получил квалификацию "руководитель народного хора, дирижер".

Все свое детство Царгуш прожил в родном селе Ачандара. Во времена учебы в Музыкальном училище он руководил школьным хором, он также увлекался волейболом.

"В Ачандаре всегда была хорошая волейбольная команда, приезжали команды из других сел, из Лыхны, Дурипша, затем мы ездили в другие села, соревновались", - рассказывал при жизни Царгуш.

Скорбь по Василию Царгуш

Художественный руководитель Абхазской государственной филармонии Эсма Джениа в интервью радио Sputnik сказала, что опечалена вестью о кончине руководителя Государственного ансамбля Василия Царгуш.

"Он был близким другом моего отца, нашей семьи. Когда мы потеряли отца, он очень сильно нас опекал, поддерживал и всегда вспоминал добрым словом дружбу, и для меня это потеря родного человека", - отметила она.

Также Джениа добавила, что Василий Царгуш был выдающимся деятелем культуры Абхазии, обогатившим и популяризовавшим хоровое искусство в республике.   

"Василий Царгуш был выдающимся композитором, обогатившим абхазскую хоровую музыкальную литературу. Очень многое из того, что мы слышим в исполнении хоров, это вышло из-под его пера", - говорит худрук Госфилармонии.

Руководитель Государственной хоровой капеллы Абхазии Нора Аджинджал заметила, что абхазская культура понесла большую потерю.

"Его никогда не забудут, надеюсь, что в будущем Государственный ансамбль Абхазии будет носить его имя", - сказала она.

Аджинджал отметила, что Василий Царгуш, будучи руководителем Госансамбля, объездил множество стран со своим коллективом, тем самым продвигая самобытную абхазскую культуру.

В 2001 году за создание кантат "О трех героях", "Память о погибших" и "Мать Абхазия" Василий Царгуш стал лауреатом Государственной премии имени Дмитрия Гулиа.

1193

Анна Аргун-Коношок

Театр без меры: жизнь и творчество Анны Аргун-Коношок

469
(обновлено 11:43 08.03.2021)
8 марта актрисе Абхазского драмтеатра имени Самсона Чанба Анне Аргун-Коношок исполнилось бы 107 лет.

О том, как Анна Аргун-Коношок попала в театр, какие роли она сыграла, как она относилась к своей профессии, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

"…Вот она нежная, голубоглазая, воздушная, озаренная дыханием жизни Дездемона или страдающая Гулиза, ставшая жертвой буйного княжеского двора. А вот сильная, мужественная, преданная делу революции Оксана или тихая, робкая, влюбленная Шазина. Их сменяют коварные изменницы Саида, Рукая", – так точно и всего в трех предложениях искусствовед Алексей Аргун описывает актрису широкого диапазона, создавшую на сцене разнохарактерные лирические, драматические, сатирические образы, Анну Аргун-Коношок.

Анна Бидовна Аргун родилась в селе Куланырхуа Гудаутского района. Маленькая с любопытным взглядом девочка очень любила читать стихи. Она, как пишет Алексей Аргун в своей книге "Талант и вдохновение", без запинки, с большим волнением то тихо, то громко и гневно читала поэмы "Абаата Беслан" и "Навей и Мзауч" классика абхазской поэзии Иуа Когония.

Анна Аргун-Коношок
© Foto / Музей абхазского театра
Анна Аргун-Коношок

"Вечерами после работы, поужинав, садились у костра в доме гостеприимного Биды Аргун и начинали просить маленькую "артистку" прочесть что-нибудь. Первое время Аня стеснялась, но постепенно привыкла, а впоследствии даже сама начинала читать новые стихи, которые ей особенно нравились", – рассказывает о ней искусствовед. 

Со сценой Анна Аргун познакомилась уже в школьном возрасте. Родители заметили талант дочери и отдали ее для продолжения учебы в сухумскую школу-интернат. Там был организован драматический кружок, в котором ставили спектакли и готовили концерты. Одной из первых участниц драмкружка стала Анна Аргун. 

Во время летних каникул школьники со своими спектаклями и концертами ездили в города и села Абхазии.

"Не везде можно было встретить зрительный зал со сценой. Порой даже давали представление прямо на балконе правления колхоза или сельсовета", – вспоминала сама актриса.

Однажды в школе-интернате Анну вызвали к директору. Оказалось, что за ней приехал сам Василий Домогаров – преподаватель первой профессиональной Абхазской театральной студии. На следующий день Анна уже прощалась со своими школьными друзьями и держала путь в город, где ее ждала другая школа. Под руководством Домогарова.

"Анна Бидовна всегда с теплом отзывалась о Василии Домогарове. Для нее он был подобен богу, очень любила и уважала его",  – вспоминает театровед Светлана Корсая.

Совсем юная, с пухлыми розовыми щечками, с коротко подстриженными пышными волосами Анна Аргун села за парту с Шарахом Пачалиа, Разанбеем Агрба, Лео Касландзия, Азизом Агрба, которые впоследствии станут прославленными мастерами абхазской сцены.

Впервые  в театре Анна Аргун  появляется в 1931 году в массовых сценах в спектакле "Киараз" Самсона Чанба и в роли слесарши в комедии "Ревизор" Гоголя. Вскоре Домогаров занимает ее в роли Вишневской в спектакле "Доходное дело" по пьесе Островского.

Спектакль Доходное дело
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Доходное дело"

Человек-весна

Анна Аргун-Коношок была не только хорошей актрисой, но и замечательным человеком.

"Помнится мне, она любила приглашать к себе домой, угощать блюдами собственного приготовления. Во время этих посиделок она с нами делилась интересными историями, театральными байками. У нее было удивительное чувство юмора и умение красиво рассказывать истории", – вспоминает Светлана Корсая.

Анна Бидовна была необычайной красоты актриса. Для многих, кто с ней был знаком, она ассоциируется с зеленым цветом – с весной и возрождением.

"Анна Бидовна была ярким человеком, она была очень красивой, женственной и интеллигентной. Есть женщины, которые никогда не стареют, независимо от возраста. Анна Бидовна всегда была молодой. Из сегодняшних актрис такая Вика Маан. Вот когда человек не теряет свежесть, сочность. Это зависит от человеческих качеств, от интеллекта, от природы человека, – отметил Кесоу Хагба. – Это счастье было репетировать и выступать на одной сцене с актрисой такого уровня".

Чувство меры

Анна Аргун-Коношок была актрисой широкого диапазона. За свою творческую карьеру она создала образы разнохарактерных героинь. Играла в произведениях как абхазских, так и зарубежных драматургов.

"У нее было очень много ролей, все и не вспомнишь. Но во всех она была разной. Часто за ее театральным образом невозможно было разглядеть природную красоту Анны Бидовны, потому что в образе появлялись совершенно другие черты", – вспоминает Светлана Корсая.

На сцене важно иметь чувство меры, уметь все взвешивать и не переигрывать. В особенности в комедийных жанрах. Иногда даже талантливые актеры грешат – начинают слишком много импровизировать. Но Аргун-Коношок обладала удивительным чувством меры. По мнению Светланы Корсая, Анна Бидовна всегда чувствовала границу и немного со стороны смотрела на те роли, которые исполняла. И потому на сцене она никогда себе не позволяла лишнего. На сцене она возвышала образ женщины, воспевала ее ум, умение, человечность, ее любовь.

Для Аргун-Коношок важно было всегда сохранять имидж актрисы. Она считала, что зритель не должен видеть ее в повседневной жизни. Поэтому ее невозможно было застать на рынке за покупками продуктов или с тяжелыми пакетами.

"Поэтому я встаю в шесть утра и иду на рынок за покупками, чтобы никто не увидел", – признавалась она театроведу Светлане Корсая.

Для многих коллег Анна Бидовна стала ярким примером того, как надо служить своему театру и как надо работать над собой. По словам Кесоу Хагба, Аргун-Коношок всегда самосовершенствовалась, читала мировую литературу, слушала музыку.

"Впрочем, эта замечательная черта самосовершенствоваться была у актеров старшего поколения. Поэтому они могли великолепно играть в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, Шиллера, – считает Хагба. – Как бы ни менялась форма театрального искусства, ритм, темп, всегда важно трепетное, увлеченное отношение к профессии. Конечно, и у них были проблемы, конфликты, но когда дело касалось профессии, они всегда забывали обо всем, ни на секунду невозможно было почувствовать, что между ними что-то происходит. Они в профессии были едины. Очень жаль, что этих качеств сегодня нам всем не хватает".

Спектакль Абраскил
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Абраскил"

Театр до конца жизни

В разные годы ей достались роли Шазины в драме "Амхаджир" Самсона Чанба, Кайматхан в пьесе "66-й год" Георгия Гулия, Анжелики в комедии "Жорж Данден". Но вершиной ее творчества, безусловно, стала роль Дездемоны в "Отелло" Шекспира.

"Я сама не застала этот спектакль на сцене Абхазского драмтеатра. Но Анна Бидовна, да и все актеры старшего поколения всегда высоко оценивали этот спектакль, этот образ, который смогла создать на сцене Анна Аргун-Коношок. Эта роль самая главная в ее творчестве", – уверена театровед.

В финальной сцене Отелло (Лео Касландзия) и Дездемоны (Анна Аргун-Коношок), по словам театроведа, актриса смогла с помощью пластики передать все чувства Дездемоны, и зритель невольно сочувствовал не столько Дездемоне, сколько Отелло за то, что ему приходится убивать ее.

"Там есть такой эпизод, когда Отелло говорит Дездемоне: "Когда ты за собою какой-нибудь припомнить можешь грех". Дездемона же отвечает: "Мои грехи - любовь моя к тебе. Смерть за любовь с природой не согласна", - то есть то, что с природой не согласно – это ведь недоразумение. Анна Бидовна с такой любовью смотрела на Отелло, что жалко становилось не Дездемону, а Отелло, что ему приходится ее убивать. Это очень значимый момент, – отметила Корсая. – Я много расспрашивала ее про роль Дездемоны, потому что это важная роль. Но она всегда говорила не о себе, а о том, как Лео Касландзия исполнял роль Отелло. Она говорила, что настолько верила его игре, настолько он правдоподобно играл, что иногда ей даже казалось, что он ее и в действительности душит".

Спектакль Ревизор
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Ревизор"

В конце 70-х годов режиссер Валерий Кове берется за постановку "Горе от ума" Грибоедова. Анне Бидовне досталась роль княгини.

"В спектакле Валерия Михайловича Кове "Горе от ума" я играл Молчалина, а она княгиню. Это для меня было счастьем, – вспоминает актер театра Кесоу Хагба. – Анна Бидовна никогда не опаздывала на репетиции, она всегда с улыбкой встречала нас и всегда, как ребенок, смущалась".

Проект "Жизнь и театр">>

По его словам, репетиции "Горе от ума" проходили динамично, и Аргун-Коношок, несмотря на то, что тогда ей было 65, играла, словно 18-летняя девушка.

"Она выкладывалась на репетициях, хотя у нее были проблемы с давлением. Она перед репетициями посещала больницу, делала капельницы, а затем приходила в театр. Но никому о своих проблемах не рассказывала. Это мы узнали только после смерти Анны Бидовны. Валерий Михайлович до сих пор признается, что преследует чувство вины за то, что не смог вычислить ее болезнь", – сказал Хагба.

Анна Аргун-Коношок так и не успела выйти к зрителю со спектаклем "Горе от ума". Она скончалась на 66 году жизни.

"Можно сказать, что она на сцене и умерла, как Разанбей Агрба. После ее внезапного ухода вся труппа не могла прийти в себя. Ее очень не хватало. Ее место трудно было заполнить", – добавил Кесоу Хагба.

469
Кадр из фильма Фрида

Семь фильмов о сильных и неординарных женщинах

322
Как отметить Международный женский праздник, каждый решает сам. Можно, к примеру, посмотреть фильмы о прекрасных и сильных женщинах.

СУХУМ, 8 мар - Sputnik. Художницы, фотографы, писательницы, модельеры, королевы - женщинам под силу любая роль, о чем свидетельствует подборка фильмов о ярких женщинах, прославившихся на весь мир, несмотря ни на что отстаивающих себя и свое дело, даже когда некоторым из них приходилось жертвовать интересами и талантом ради карьеры знаменитых мужей.

"Фрида" (2002)

Одна из культовых картин - драма американского режиссера Джули Тэймор о жизни мексиканской художницы Фриды Кало, которую сыграла Сальма Хайек. Фильм рассказывает о нелегкой судьбе Кало. После страшной аварии в раннем детстве Фрида перенесла не одну болезненную операцию, но нашла успокоение в холсте и красках. Художница прославившейся на весь мир эксцентричными, порой непристойными выходками, безумными взаимоотношениями с мужем Диего Риверой и странным, но завораживающим творчеством.

"Коко до Шанель" (2009)

История жизни еще одной выдающейся женщины - Коко Шанель - легла в основу сразу нескольких фильмов. Один из них - "Коко до Шанель", рассказывающий о жизни знаменитой француженки в исполнении Одри Тоту еще до того, как она стала одевать сначала Париж, а затем и весь мир.

Жизнь Габриэль Шанель заслуживала экранизации не только из-за того, что она стала основательницей великого модного дома, но и потому, что провинциальная девочка, работающая певичкой в кабаре, смогла достичь небывалых высот, добравшись до олимпа стиля.

"Жизнь в розовом цвете" (2007)

Жизнь "французского воробышка" - Эдит Пиаф - была совсем не похожа на "розовый цвет". Ее судьба наполнена блистательными триумфами и сокрушительными ударами. С юного возраста ей приходилось зарабатывать на жизнь, выступая на улице вместе с отцом и забавляя публику звонким голоском. Пиаф добилась колоссального успеха, ее имя тянется через десятилетия, отдаваясь в памяти не одного поколения.

Исполнившая в фильме главную роль француженка Марион Котийяр так точно попала в образ великой артистки, что была удостоена "Оскара".

"Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус" (2006)

Картина Стивена Шейнберга рассказывает художественную версию жизни великого американского фотографа-документалиста Дианы Арбус, ее путь к своему гению.

"Принцесса Монако" (2014)

Еще одна актриса Грейс Келли запомнилась миру не только яркими ролями в голливудских фильмах, но и решением оставить карьеру ради возлюбленного - князя Монако Ренье III.

Ее судьба стала воплощением классических сказок, где героиня выходит замуж за принца. Фильм "Принцесса Монако", где главную роль исполнила Николь Кидман, показывает не только красивую жизнь княгини, но и сложности, с которыми ей приходится сталкиваться: амбиции, самореализация с одной стороны и обязательства перед государством с другой.

"7 дней и ночей с Мэрилин" (2011)

Фильм британского режиссера Саймона Кертиса о легендарной блондинке Мэрилин Монро, основанный на мемуарах Колина Кларка, работавшего вместе с актрисой на съемках фильма "Принц и танцовщица". В центре сюжета – целеустремленный молодой человек, одержимый кинематографом. Он устраивается на должность третьего помощника режиссера на студию, где идут съемки "Принца и танцовщицы". Юноша очарован главной звездой картины – Мэрилин Монро, которая в это время страдает от непонимания окружающих.

"Эвита" (1996)

История помнит еще одну женщину, отказавшуюся от своей карьеры ради карьеры супруга. Фильм "Эвита" повествует о первой леди Аргентины Эве Перон - непоколебимой и свободолюбивой женщине, которая благодаря этим качествам стала одной из влиятельных персон в стране.

Успешно реализовав себя на актерском поприще, Эва вышла замуж за полковника Хуана Перона, ставшего впоследствии президентом Аргентины.

Фильм, где роль Эвы сыграла Мадонна, рассказывает о пути человека, который, преодолев сложности, сумел заставить мир слышать себя и говорить о себе.

322
По теме
Букетный период: как Сухум готовится к 8 марта
Прекрасный не слабый пол: женщины, командующие армиями крупнейших держав
Как не прогадать: читатели Sputnik выбрали лучший подарок на 8 Марта

Названы курорты Абхазии, на которых выросло число бронирований на лето

0
(обновлено 08:54 09.03.2021)
Список составлен на основании данных бронирований жилья туристами в Абхазии в 2020 и 2021 годах.

СУХУМ, 9 мар - Sputnik. Сервис бронирования жилья TVIL.RU назвал курорты Абхазии, на которых больше всего выросло число бронирований на лето.

Отмечается, что туристы бронируют отдых в Абхазии от 8 до 15 ночей и тратят от 1,3 до 2,7 тысячи рублей в сутки.

При этом дешевле всего отдохнуть в Гудауте - 1,3 тысячи рублей в сутки, дороже – в Пицунде - 2,7 тысячи рублей в сутки.

Число бронирований на лето относительно прошлого года выросло на семи курортах Абхази: 

  • Гагра – 2419 рублей / 11,5 ночи 
  • Пицунда – 2683 рубля / 11 ночей
  • Новый Афон -1984 рубля / 8 ночей
  • Сухум – 2441 рубль / 15 ночей
  • Цандрыпш – 2399 рублей / 13 ночей
  • Алахадзы – 2579 рублей / 10 ночей
  • Гудаута – 1305 рубля / 14 ночей

Читайте также:

0