Наедине со сценой: в РУСДРАМе показали современного Бродского

304
(обновлено 18:19 23.02.2021)
Пресс-показ моноспектакля "Бродский" на основе поэмы Иосифа Бродского "Шествие" состоялся в РУСДРАМе в понедельник 22 февраля. Корреспондент Sputnik была одной из первых зрителей и рассказывает о своих впечатлениях.

В РУСДРАМе снова эксперименты, в этот раз с Иосифом. Нет, не Сталиным, Бродским. Актриса Милана Ломия предстала перед зрителем в новом "одиноком" амплуа. Об этом "беспорядке" по порядку.

Асмат Цвижба, Sputnik

Арт-фойе театра за свою короткую жизнь пережило немало трансфигураций. Чтобы передать "бродскую" атмосферу, оно превратилось в небольшую тусклую комнату. Минимум декораций создали максимум атмосферы – тусклый свет лампы, сверкающий и погасающий в зависимости от разгорающихся на сцене эмоций, низкий деревянный стул, вешалка и деревянный ящик с "сюрпризами" в углу да разбросанные клочки бумаги на полу – вот все, что было необходимо актрисе для рассказа истории и выплеска чувств.

Но прежде чем погрузиться в эту магическую атмосферу, нужно пройти круг реальности. Как и было предписано правительством, в театре соблюдают все санитарные нормы – измеряют температуру, обрабатывают руки антисептиком и выдают маски.

Если верить градуснику, то в театр я зашла с температурой 33,5°С, но уже с первых минут спектакля она стала стремительно расти. Под звуки грома и мерцание лампы в комнату входит Милана Ломия и не дает зрителю ни единого шанса отвлечься от происходящего.

Актрисе не понадобились союзники на сцене, чтобы рассказать о том, что Бродский описал в поэме "Шествие" в 1961 году, но что слишком актуально и в 2021-м.

Про индивидуальность, любовь, войну, ее необходимость для кого-то и разрушающий эффект для других, о правящих и управляемых, об одиночестве, индивидуальности, отцах и детях вещает молодая актриса в маленьком черном платье и черных "солдатских" сапогах.

© Sputnik
Пресс-показ моноспектакля "Бродский" на основе поэмы Иосифа Бродского "Шествие"

В какой-то момент мне показалось, что я наблюдаю за чьей-то очень интересной шизофренией, настолько быстро менялась мимика и эмоции на лице Миланы. Был даже реп от "короля", а  танец с "любимым" в какой-то момент заставил забыть, что актриса на сцене одна.

Найти "ключи"

По словам директора РУСДРАМа Ираклия Хинтба, идея поставить в театре Бродского принадлежит самой актрисе.

"Она долго вынашивала ее и боялась ко мне подойти с таким предложением, потому что это сложный материал. Но, когда она зашла ко мне, я сразу же согласился, потому что понимаю, что Бродский - это актуально, глубоко, то, что может сразу откликнуться в сердцах наших зрителей", - рассказал он.

По мнению Хинтба, спектакль можно с уверенностью назвать европейским качеством и показывать любой аудитории. Репетиции шли несколько месяцев, к концу 2020 года он был готов к показу, только вот пандемия помешала.

Режиссер постановки - Мария Романова, она же была режиссером спектакля "Кровавая свадьба" в РУСДРАМе. По словам Хинтба, перед ней стояла сложная задача – придумать для актрисы точки опоры, благодаря которым она будет держать спектакль.

  • Пресс-показ моноспектакля "Бродский"
    © Sputnik / Леон Адлейба
  • Пресс-показ моноспектакля "Бродский"
    © Sputnik / Леон Адлейба
  • Пресс-показ моноспектакля "Бродский"
    © Sputnik / Леон Адлейба
  • Пресс-показ моноспектакля "Бродский"
    © Sputnik / Леон Адлейба
  • Пресс-показ моноспектакля "Бродский"
    © Sputnik / Леон Адлейба
1 / 5
© Sputnik / Леон Адлейба
Пресс-показ моноспектакля "Бродский"

Сама Мария отметила, что было сложно найти способы передачи материала зрителю и рассказать то, как строки, написанные Бродским, соприкасаются с современностью и с современной Абхазией.

"Это поиск, в который было интересно погрузиться и найти ключи. Надеюсь, нам удалось. Этот спектакль бездонен, если получается здесь и сейчас погружаться, вести диалог со зрителем, то рождаются смыслы, каждый раз он может открывать новые горизонты", - рассказала она.

Мечта выступить с Бродским возникла у Миланы, когда она была еще студенткой.

"Я начала знакомиться с творчеством Бродского, и мне попалась эта поэма. Она произвела на меня большое впечатление. Есть вещи, которые мы читаем, и они отвечают нам на личные вопросы и дают ответы. Мне показалось, что я прочла и нашла эти ответы", - рассказала она.

Шаг вперед

В зрительном зале то и дело ахали, смеялись, а иногда и всхлипывали. Кто-то даже вслед за Миланой беззвучно повторял слова поэмы.

Среди зрителей была и журналист Надежда Венедиктова. По ее мнению, то, что театр взялся за Бродского, говорит об "очень здоровых амбициях", а сценическое пространство местами даже интереснее, чем само содержание.

"Сама актриса тоже растет, она стала более филигранно работать, меньше пережимов, игра стала более утонченной. Я поздравляю театр, и это, конечно, шаг вперед. Зрители должны, конечно, ценить это непрерывное движение, потому что, когда его нет, театр стагнирует", - сказала она.

Премьера моноспектакля "Бродский" состоится в РУСДРАМе 23 февраля. 

Читайте также:

304

Открылась экспозиция конкурсных проектов на создание памятника Сергею Багапш

494
(обновлено 16:31 24.02.2021)
Выставка конкурсных работ на создание памятника второму президенту Абхазии продлится в Сухуме до 3 марта.

СУХУМ, 24 фев – Sputnik, Бадрак Авидзба. Экспозиция конкурсных проектов памятников второму президенту Абхазии Сергею Багапш открылась в Центральном выставочном зале Союза художников в среду 24 февраля.

"В конкурсе принимают участие десять проектов, девять из которых связаны с Сухумом, один - с Очамчырой. Будет определен лучший памятник для установления на площади имени Сергея Багапш. Также памятник будет установлен на площади перед администрацией Очамчырского района", - сказал министр культуры Абхазии Гудиса Агрба.

Все желающие могу посетить Центральный выставочный зал Союза художников, чтобы оценить представленные работы, отметил он. 

"Третьего марта Государственная монументальная комиссия проведет заседание, где будет выбран лучший проект. В Госкомиссию входит 14 человек - это скульпторы, художники, профессионалы в своем деле", - сказал Агрба.

  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ
    © Sputnik / Марианна Кубрава
1 / 9
© Sputnik / Марианна Кубрава
Выставка по конкурсу на памятник Сергею Багапш открылась в ЦВЗ

Кроме того, на сайте Министерства культуры пройдет онлайн голосование представленных конкурсных работ, итоги будут приравнены к одному голосу участника конкурсной комиссии, проинформировал министр.

Член конкурсной комиссии Нугзар Логуа отметил, что представленные работы выполнены с хорошим вкусом.

"Радует, что в конкурсе приняли участие молодые архитекторы и дизайнеры, они использовали новые методы и формы. Думаю, что из представленных проектов есть что выбрать", - сказал он.

Конкурс на памятники второму президенту был объявлен 1 июля 2019 года. Второй президент Абхазии Сергей Багапш родился 4 марта 1949 года. В 2005 году был избран президентом Абхазии, в 2009 году переизбран на второй срок. Ушел из жизни 29 мая 2011 года. 

 

494
Писатель Константин Александрович Федин

Советский писатель Федин об Абхазии: "пастила, люди там - карамель"

429
(обновлено 12:50 24.02.2021)
В день рождения советского классика Константина Федина Sputnik вспоминает, как часто писатель гостил в Абхазии, которая вдохновила его на создание нескольких новелл о ней, ярко передающих атмосферу и национальные особенности той эпохи.

Sputnik

Старый Сухум

"Белое облачко проплывало над ним, он вгляделся, ему почудилось, что белые домики столицы убегают в розовое море. Он зажмурился… Как белое облачко в небе – так Сухум-Кале во вселенной". Так заканчивается рассказ Федина "Соук-Су" из абхазского цикла. Писатель  впервые приехал в Абхазию в 1924 году. Он тогда только закончил свой самый известный роман "Города и годы", отдыхал, путешествовал по Кавказу. Впечатления об Абхазии выросли в две новеллы. Сухум Федина – город на перекрестке цивилизаций, смешение языков и национальностей, экзотичный восток с ломаной русской речью.

"Время шло своим чередом, и Хасай думал: "Недаром я учился в Сухум-Кале, такая бочка, туда-сюда, десять червонцев потянет, одной работы сколько…"

Но коли много работы – не грех и отдохнуть. Хасай прикрывал дверь и накалывал на гвоздик записочку: "Ажiдай голюбчик немножка" (фрагмент рассказа "Бочки").

Главный герой "Суок-су" – абхаз Измаил, решивший летом торговать холодной водой на сухумском рынке. В двадцатые годы это была востребованная работа. Торговцы набирали в бочонок холодную воду в источнике недалеко от храма и продавали ее кружками в солнцепек на рынке и набережной. Торговали водой в основном турки, абхазы считали такую работу ниже собственного достоинства. "Суок-Су" — холодная вода на ломаном турецком, крик уличного торговца.  Начав торговать "Суок-Су", Измаил встречает осуждение и насмешки соотечественников. Как отомстить обидчикам, когда советская власть отменила кровную месть, и за одну угрозу смерти могут потащить в местный комитет?

Хасай из "Бочек" – турок или перс. Национальность Федин не оговаривает, лишь указывает, что он не абхаз. Нелепый старик не знает, чем заняться, открывает лавку и не может решить, чем торговать.

Потом передумывает с торговлей и опять встает в ступор: сделать бочку под вино или лестницу, чтобы оборвать виноград.

"Хасай нанял абхаза, у которого нет своего сада, собирать виноград. Условие было простое: половина сбора – Хасаю, половина – абхазу. Тот собрал, что можно было достать с табуретки. Запас вволю вина, насушил, потом бросил.

– А как же наверху? – спросил Хасай.

– Мне больше не надо, – сказал абхаз. – Хочешь, пришлю мальчишек, пусть себе сломят голову.

Но мальчишки не пришли: им было скучно лазить по крыше и деревьям, когда винограду было сколько хочешь на изгородях".

Через одиннадцать лет писатель снова вернулся в Абхазию и дописал в абхазский цикл еще одну новеллу "Член делегации". Председателя табаксовхоза из Лыхны отправляют делегатом в Армению. Он всю дорогу учит речь, боится ее забыть, но на съезде забывают об абхазском делегате.

Опальный художник

Первые две новеллы вышли под общей обложкой в 1927 году с названием "Абхазские рассказы". Иллюстрации к книге делал ученик Петрова-Водкина, друг Шостаковича и Хармса, театральный художник и график Борис Эрбштейн. Сейчас эта книга – библиографическая редкость. В Национальной библиотеке Абхазии ее нет. Найти первое издание "Абхазских рассказов" удалось только на сайте Российской государственной детской библиотеки. Но увидеть  иллюстрации Эрбштейна, как выяснилось, не судьба. В описании книги сказано, что сохранился единственный экземпляр и он доступен только для посетителей библиотеки.

Сборник рассказов Константина Федина
© Sputnik
Сборник рассказов Константина Федина

Чтобы понять, почему эта книга больше не переиздавалась с иллюстрациями этого художника, нужно обратиться к биографиям Эрбштейна и Федина.

Судьба у Бориса Эрбштейна трагическая. Он учился в театральной студии Мейерхольда и параллельно занимался живописью. Создавал декорации спектаклей и иллюстрировал книги. В 1932 году арестован по 58-й статье "Контрреволюционная деятельность", пункт 10 "Призыв к свержению советской власти". Отделался ссылкой. Через четыре года разрешили вернуться в Ленинград. Эрбштейн снова работал в театре до следующего ареста в сентябре 1941 года. В этот раз та же статья, только пункт 6 "Шпионаж", приговор – десять лет лагерей. После двух лет на спецстройке в Сибири его перевели в живописный цех мебельной фабрики МВД (был и такой). Освободился художник в 1946 году, реабилитирован в 1958-ом. В 1964 году, оставшись без средств к существованию, он пытался оформить пенсию. Ему в ней отказали, и Борис Михайлович покончил с собой.

В судьбе художника и скрывается загадка неизвестных ныне иллюстраций. Константин Федин был талантливым писателем, но личностные качества у него, скажем прямо, страдали. Он был человеком нерешительным, постоянно боялся ареста. Выступал против Солженицына, пальцем не пошевелил, чтобы помочь своему другу Пастернаку, хотя на момент его травли был уже крупным функционером и имел вес в СССР. Скорее всего, Федин постарался забыть, что первое издание "Абхазских рассказов" иллюстрировал опальный Эрбштейн. Больше новеллы с этими рисунками не издавались. Нам остается только разглядывать обложку и гадать, каким же Эрбштейн изобразил старый Сухум.

Антон Чехов
© Sputnik / РИА Новости

Шакалы под окном

Остается только добавить, что в 1970 году "Абхазские рассказы" вышли на абхазском языке в переводе Алексея Гогуа. Федин после войны зачастил в Абхазию. Он приезжал на восьмидесятилетний юбилей Дмитрия Гулиа. Сохранилось письмо писателя к старейшей работнице Ботанического сада Надежде Величко, с которой он подружился в Сухуме. Для нас оно представляет мало интереса. Гораздо любопытней его послание Горькому от 7 декабря 1924 года с впечатлениями от первого визита: "Это не страна, а какая-то пастила, и люди там, как карамель. И – конечно – это не Россия! Мы там даже не гости, а так, какие-то пассажиры: дышим, пока нас не стряхнул под откос возница. Я жил некоторое время в Гудаутах, где к моему дому в сумерки подбирались стаями шакалы и выли всю ночь напролет. Бродил по реке Келасури (под Сухумом) и был в гостях у честных абхазских разбойников, которые платят налоги на украденные табуны скота".

В последние годы Федин об Абхазии не писал, хотя приезжал часто. Останавливался в Гудауте на даче писательницы Евдокии Никитиной или в ныне разрушенной гостинице "Абхазия" в Сухуме.

Русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент Константин Федин родился 24 февраля 1892 года в Саратове.

429

Жизнь в карантинных отелях в Великобритании

0
(обновлено 20:57 26.02.2021)
В Великобритании выявлено свыше четырех миллионов случаев заражения коронавирусом, локдаун продлен до апреля, авиасообщение с королевством приостановили многие страны.

Все ограничения в Англии, введенные в связи с пандемией, могут быть сняты к 21 июня в зависимости от ситуации, объявил, выступая в парламенте, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.

Первый этап снятия ограничений начнется 8 марта с открытия школ и разрешения на встречи под открытым небом с одним посторонним человеком.

12 апреля смогут открыться непродовольственные магазины, террасы ресторанов в Англии, салоны красоты, парикмахерские, музеи, библиотеки и зоопарки.

17 мая, возможно, смогут распахнуть свои двери пабы, рестораны, кинотеатры, гостиницы, а семьям разрешат встречаться в помещении.

Для каждого этапа ослабления ограничений необходимо будет соблюдение четырех условий: успешное продолжение программы вакцинации, наличие свидетельств того, что вакцинация влечет за собой сокращение числа госпитализаций и смертей среди вакцинированных, уровень распространения вируса не должен создавать риск роста числа госпитализаций, а новые штаммы COVID-19 не должны значительно повышать риск для населения.

Между этапами должно проходить не менее четырех недель, и перед каждым из них будет производиться оценка ситуации, так что озвученные даты означают самые ранние сроки, когда подобные смягчения могут произойти.

0
  • © REUTERS / Henry Nicholls

    Женщина с табличкой в окне отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Carl Recibe

    Пассажиры в аэропорту Бирмингема.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Пассажир с ребенком выходит из автобуса по прибытии в отель Holiday Inn возле аэропорта Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Отель Holiday Inn возле аэропорта Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Человек с табличкой в окне отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Henry Nicholls

    Люди в окнах отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Toby Melville

    Мужчина смотрит из окна отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Henry Nicholls

    Женщина смотрит из окна отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Henry Nicholls

    Вывеска в окне отеля Renaissance London Heathrow в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Журналисты обмениваются сообщениями с постояльцем отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Henry Nicholls

    Путешественнику помогает служба безопасности возле отеля Novotel в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Женщина машет рукой из окна отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Бумажный пакет с написанным на нем сообщением виден в окне отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Hannah McKay

    Женщина с ребенком смотрит из окна отеля Radisson Blu в аэропорту Хитроу.

  • © REUTERS / Carl Recibe

    Аэропорт Бирмингема.

Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19