Анна Аргун-Коношок

Театр без меры: жизнь и творчество Анны Аргун-Коношок

530
(обновлено 11:43 08.03.2021)
8 марта актрисе Абхазского драмтеатра имени Самсона Чанба Анне Аргун-Коношок исполнилось бы 107 лет.

О том, как Анна Аргун-Коношок попала в театр, какие роли она сыграла, как она относилась к своей профессии, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

"…Вот она нежная, голубоглазая, воздушная, озаренная дыханием жизни Дездемона или страдающая Гулиза, ставшая жертвой буйного княжеского двора. А вот сильная, мужественная, преданная делу революции Оксана или тихая, робкая, влюбленная Шазина. Их сменяют коварные изменницы Саида, Рукая", – так точно и всего в трех предложениях искусствовед Алексей Аргун описывает актрису широкого диапазона, создавшую на сцене разнохарактерные лирические, драматические, сатирические образы, Анну Аргун-Коношок.

Анна Бидовна Аргун родилась в селе Куланырхуа Гудаутского района. Маленькая с любопытным взглядом девочка очень любила читать стихи. Она, как пишет Алексей Аргун в своей книге "Талант и вдохновение", без запинки, с большим волнением то тихо, то громко и гневно читала поэмы "Абаата Беслан" и "Навей и Мзауч" классика абхазской поэзии Иуа Когония.

Анна Аргун-Коношок
© Foto / Музей абхазского театра
Анна Аргун-Коношок

"Вечерами после работы, поужинав, садились у костра в доме гостеприимного Биды Аргун и начинали просить маленькую "артистку" прочесть что-нибудь. Первое время Аня стеснялась, но постепенно привыкла, а впоследствии даже сама начинала читать новые стихи, которые ей особенно нравились", – рассказывает о ней искусствовед. 

Со сценой Анна Аргун познакомилась уже в школьном возрасте. Родители заметили талант дочери и отдали ее для продолжения учебы в сухумскую школу-интернат. Там был организован драматический кружок, в котором ставили спектакли и готовили концерты. Одной из первых участниц драмкружка стала Анна Аргун. 

Во время летних каникул школьники со своими спектаклями и концертами ездили в города и села Абхазии.

"Не везде можно было встретить зрительный зал со сценой. Порой даже давали представление прямо на балконе правления колхоза или сельсовета", – вспоминала сама актриса.

Однажды в школе-интернате Анну вызвали к директору. Оказалось, что за ней приехал сам Василий Домогаров – преподаватель первой профессиональной Абхазской театральной студии. На следующий день Анна уже прощалась со своими школьными друзьями и держала путь в город, где ее ждала другая школа. Под руководством Домогарова.

"Анна Бидовна всегда с теплом отзывалась о Василии Домогарове. Для нее он был подобен богу, очень любила и уважала его",  – вспоминает театровед Светлана Корсая.

Совсем юная, с пухлыми розовыми щечками, с коротко подстриженными пышными волосами Анна Аргун села за парту с Шарахом Пачалиа, Разанбеем Агрба, Лео Касландзия, Азизом Агрба, которые впоследствии станут прославленными мастерами абхазской сцены.

Впервые  в театре Анна Аргун  появляется в 1931 году в массовых сценах в спектакле "Киараз" Самсона Чанба и в роли слесарши в комедии "Ревизор" Гоголя. Вскоре Домогаров занимает ее в роли Вишневской в спектакле "Доходное дело" по пьесе Островского.

Спектакль Доходное дело
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Доходное дело"

Человек-весна

Анна Аргун-Коношок была не только хорошей актрисой, но и замечательным человеком.

"Помнится мне, она любила приглашать к себе домой, угощать блюдами собственного приготовления. Во время этих посиделок она с нами делилась интересными историями, театральными байками. У нее было удивительное чувство юмора и умение красиво рассказывать истории", – вспоминает Светлана Корсая.

Анна Бидовна была необычайной красоты актриса. Для многих, кто с ней был знаком, она ассоциируется с зеленым цветом – с весной и возрождением.

"Анна Бидовна была ярким человеком, она была очень красивой, женственной и интеллигентной. Есть женщины, которые никогда не стареют, независимо от возраста. Анна Бидовна всегда была молодой. Из сегодняшних актрис такая Вика Маан. Вот когда человек не теряет свежесть, сочность. Это зависит от человеческих качеств, от интеллекта, от природы человека, – отметил Кесоу Хагба. – Это счастье было репетировать и выступать на одной сцене с актрисой такого уровня".

Чувство меры

Анна Аргун-Коношок была актрисой широкого диапазона. За свою творческую карьеру она создала образы разнохарактерных героинь. Играла в произведениях как абхазских, так и зарубежных драматургов.

"У нее было очень много ролей, все и не вспомнишь. Но во всех она была разной. Часто за ее театральным образом невозможно было разглядеть природную красоту Анны Бидовны, потому что в образе появлялись совершенно другие черты", – вспоминает Светлана Корсая.

На сцене важно иметь чувство меры, уметь все взвешивать и не переигрывать. В особенности в комедийных жанрах. Иногда даже талантливые актеры грешат – начинают слишком много импровизировать. Но Аргун-Коношок обладала удивительным чувством меры. По мнению Светланы Корсая, Анна Бидовна всегда чувствовала границу и немного со стороны смотрела на те роли, которые исполняла. И потому на сцене она никогда себе не позволяла лишнего. На сцене она возвышала образ женщины, воспевала ее ум, умение, человечность, ее любовь.

Для Аргун-Коношок важно было всегда сохранять имидж актрисы. Она считала, что зритель не должен видеть ее в повседневной жизни. Поэтому ее невозможно было застать на рынке за покупками продуктов или с тяжелыми пакетами.

"Поэтому я встаю в шесть утра и иду на рынок за покупками, чтобы никто не увидел", – признавалась она театроведу Светлане Корсая.

Для многих коллег Анна Бидовна стала ярким примером того, как надо служить своему театру и как надо работать над собой. По словам Кесоу Хагба, Аргун-Коношок всегда самосовершенствовалась, читала мировую литературу, слушала музыку.

"Впрочем, эта замечательная черта самосовершенствоваться была у актеров старшего поколения. Поэтому они могли великолепно играть в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, Шиллера, – считает Хагба. – Как бы ни менялась форма театрального искусства, ритм, темп, всегда важно трепетное, увлеченное отношение к профессии. Конечно, и у них были проблемы, конфликты, но когда дело касалось профессии, они всегда забывали обо всем, ни на секунду невозможно было почувствовать, что между ними что-то происходит. Они в профессии были едины. Очень жаль, что этих качеств сегодня нам всем не хватает".

Спектакль Абраскил
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Абраскил"

Театр до конца жизни

В разные годы ей достались роли Шазины в драме "Амхаджир" Самсона Чанба, Кайматхан в пьесе "66-й год" Георгия Гулия, Анжелики в комедии "Жорж Данден". Но вершиной ее творчества, безусловно, стала роль Дездемоны в "Отелло" Шекспира.

"Я сама не застала этот спектакль на сцене Абхазского драмтеатра. Но Анна Бидовна, да и все актеры старшего поколения всегда высоко оценивали этот спектакль, этот образ, который смогла создать на сцене Анна Аргун-Коношок. Эта роль самая главная в ее творчестве", – уверена театровед.

В финальной сцене Отелло (Лео Касландзия) и Дездемоны (Анна Аргун-Коношок), по словам театроведа, актриса смогла с помощью пластики передать все чувства Дездемоны, и зритель невольно сочувствовал не столько Дездемоне, сколько Отелло за то, что ему приходится убивать ее.

"Там есть такой эпизод, когда Отелло говорит Дездемоне: "Когда ты за собою какой-нибудь припомнить можешь грех". Дездемона же отвечает: "Мои грехи - любовь моя к тебе. Смерть за любовь с природой не согласна", - то есть то, что с природой не согласно – это ведь недоразумение. Анна Бидовна с такой любовью смотрела на Отелло, что жалко становилось не Дездемону, а Отелло, что ему приходится ее убивать. Это очень значимый момент, – отметила Корсая. – Я много расспрашивала ее про роль Дездемоны, потому что это важная роль. Но она всегда говорила не о себе, а о том, как Лео Касландзия исполнял роль Отелло. Она говорила, что настолько верила его игре, настолько он правдоподобно играл, что иногда ей даже казалось, что он ее и в действительности душит".

Спектакль Ревизор
© Foto / Музей абхазского театра
Спектакль "Ревизор"

В конце 70-х годов режиссер Валерий Кове берется за постановку "Горе от ума" Грибоедова. Анне Бидовне досталась роль княгини.

"В спектакле Валерия Михайловича Кове "Горе от ума" я играл Молчалина, а она княгиню. Это для меня было счастьем, – вспоминает актер театра Кесоу Хагба. – Анна Бидовна никогда не опаздывала на репетиции, она всегда с улыбкой встречала нас и всегда, как ребенок, смущалась".

Проект "Жизнь и театр">>

По его словам, репетиции "Горе от ума" проходили динамично, и Аргун-Коношок, несмотря на то, что тогда ей было 65, играла, словно 18-летняя девушка.

"Она выкладывалась на репетициях, хотя у нее были проблемы с давлением. Она перед репетициями посещала больницу, делала капельницы, а затем приходила в театр. Но никому о своих проблемах не рассказывала. Это мы узнали только после смерти Анны Бидовны. Валерий Михайлович до сих пор признается, что преследует чувство вины за то, что не смог вычислить ее болезнь", – сказал Хагба.

Анна Аргун-Коношок так и не успела выйти к зрителю со спектаклем "Горе от ума". Она скончалась на 66 году жизни.

"Можно сказать, что она на сцене и умерла, как Разанбей Агрба. После ее внезапного ухода вся труппа не могла прийти в себя. Ее очень не хватало. Ее место трудно было заполнить", – добавил Кесоу Хагба.

530

Многоликая экспрессионистка шестидесятых: памяти Ахмадулиной

388
  • Белла Ахмадулина
  • Ахмадулина подписывает читателям книгу
  • Ахмадулина во время выступления
  • Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина
  • Орест Верейский, Белла Ахмадулина
  • Белла Ахмадулина
  • Белла Ахатовна Ахмадулина
  • Народная артистка СССР Майя Плисецкая и поэт Белла Ахмадулина
  • Борис Ельцин, Белла Ахмадулина
  • Поэтесса Белла Ахмадулина
  • 10-я церемония вручения российской независимой премии Триумф-2001
  • Президент России вручил государственные награды в Кремле
  • Гражданская панихида в Центральном Доме Литераторов
10 апреля исполнилось бы восемьдесят четыре года одному из крупнейших поэтов XX века Белле Ахмадулиной, ее многое связывало с Абхазией, она провела здесь медовый месяц с Евтушенко, переводила абхазских поэтов и написала стихотворение "Абхазские похороны".

Судьба Ахмадулиной – слепок с истории XX века: исключение из литинститута за отказ участвовать в травле Пастернака (потом, правда, восстановили), недолгий брак с одним из самых громких поэтов эпохи (Евтушенко), съемка у Шукшина в фильме "Живет такой парень", который получил "Золотого льва" в Венеции, участие вместе с Фазилем Искандером и Василием Аксеновым в неподцензурном альманахе "МетрОполь", выступления в защиту Сахарова и Войновича… Ну, и главное, конечно: стихи, стихи, стихи. 

Ее голос среди поэтов-шестидесятников не был таким громким и не вещал о социальном, как голос Евтушенко, Вознесенского, Высоцкого. Это была тихая лирика, поэтический экспрессионизм, как окрестили ее творчество критики и коллеги по поэтическому цеху, пытаясь подобрать хоть какое-то определение. 

Читайте также:

388
  • Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Василий Малышев

    Внешность Ахмадулиной напоминает о том, что она наполовину татарка (по отцу).

  • Ахмадулина подписывает читателям книгу
    © Sputnik / Александр Невежин

    Белла Ахмадулина: раздача автографов.

  • Ахмадулина во время выступления
    © Sputnik / Юрий Абрамочкин

    Белла Ахмадулина во время одного из поэтических выступлений перед публикой.

  • Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина
    © Sputnik / РИА Новости

    Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина на съемках фильма Василия Шукшина "Живет такой парень", 1964 год. Фильм получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале.

  • Орест Верейский, Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Михаил Озерский

    Художник Орест Верейский пишет портрет Ахмадулиной.

  • Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Тейтельбаум

    Ахмадулина-автомобилистка.

  • Белла Ахатовна Ахмадулина
    © Sputnik / Василий Малышев

    Бродский называл Ахмадулину наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии.

  • Народная артистка СССР Майя Плисецкая и поэт Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Владимир Вяткин

    Белла Ахмадулина и Майя Плисецкая на пресс-конференции.

  • Борис Ельцин, Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Владимир Родионов

    Борис Ельцин награждает Беллу Ахмадулину орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

  • Поэтесса Белла Ахмадулина
    © Sputnik / Дмитрий Коробейников

    Поэтическое видение мира Беллы Ахмадулиной многие литературоведы сравнивали с импрессионизмом в живописи.

  • 10-я церемония вручения российской независимой премии Триумф-2001
    © Sputnik / Дмитрий Коробейников

    Художник Борис Мессерер, писатель Василий Аксенов, поэтесса Белла Ахмадулина и писатель Владимир Войнович на вручении премии "Триумф-2001".

  • Президент России вручил государственные награды в Кремле
    © Sputnik / Владимир Родионов

    Владимир Путин награждает Беллу Ахмадулину орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени 9 октября 2007 года.

  • Гражданская панихида в Центральном Доме Литераторов
    © Sputnik / Владимир Вяткин

    Одно из последних появлений на публике. Белла Ахмадулина на панихиде по Василию Аксенову в Центральном доме литераторов в Москве 9 июля 2009 года.

Конкурс имени Левитана среди журналистов вышел на международный уровень

58
(обновлено 14:09 07.04.2021)
Конкурс проходит в четырех номинациях: авторская телевизионная программа, авторская радиопрограмма, аудиоподкаст и видеоблог.

СУХУМ, 7 апр - Sputnik. Конкурс медиагруппы "Россия сегодня" для журналистов и блогеров "Герои нашего времени" стал международным, творческие работы поступают не только из России, но и Белоруссии, Киргизии и Узбекистана, сообщают организаторы.

Больше всего заявок приходит в номинациях "авторская телевизионная программа" и "видеоблог".

"Те работы, которые мы получаем на конкурс, отлично иллюстрируют тенденции развития медиа. Даже то, что сейчас больше всего видеоработ, показывает, насколько востребован такой формат. Под него приходится подстраиваться СМИ – даже газетам и радиостанциям", - сказал член жюри конкурса Алексей Орлов, руководитель русскоязычного радиовещания Sputnik.

При этом он обратил внимание, что оцениваться будут не герои присланных работ, а журналистское мастерство авторов, их умение выстраивать беседу, передать эмоцию, способность найти свежие углы и добиться полного раскрытия темы, а также владение языком, отсутствие в речи канцеляризмов и штампов.

Шорт-лист лучших работ будет опубликован 15 июня на странице конкурса, победители будут объявлены на церемонии награждения 24 июня 2021 года в онлайн-формате.

Подать заявку на участие можно в четырех номинациях: авторская телевизионная программа, авторская радиопрограмма, аудиоподкаст и видеоблог. Призовой фонд составит 80 тысяч рублей в каждой номинации. Принять участие в конкурсе можно до 5 мая 2021 года на странице проекта на сайте ria.ru.

Представитель жюри конкурса Алексей Орлов рассказал, что чаще всего участники конкурса в своих работах говорят о самопожертвовании, взаимовыручке, помощи, особенно в условиях пандемии COVID-19.

По его мнению, из всех присланных работ можно представить полноценный срез общественного мнения, кого считают героями нашего времени. Они спасают людей из воды и пожара, возрождают редкие породы овец и сеют пшеницу, не сдаются, столкнувшись с тяжелым заболеванием, продолжают бороться и помогают другим в похожей ситуации.

Среди героев очерков и интервью, поступивших на конкурс, есть именитые спортсмены - олимпийцы и паралимпийцы, тренеры, разработчики новых программ и технологий, врачи, отдавшие свою жизнь в борьбе с коронавирусом, и студенты, работающие младшим медперсоналом в "красной зоне".

Проведение конкурса "Герои нашего времени" приурочено к 80-летию Советского информбюро (Совинформбюро), конкурс является частью юбилейных мероприятий медиагруппы "Россия сегодня" к этой дате. От Советского информбюро, которое было основано через два дня после начала Великой отечественной войны, 24 июня 1941 года, ведут свою историю крупнейшие международные новостные агентства России - Агентство печати "Новости", РИА Новости и международная медиагруппа "Россия сегодня". В течение года на ресурсах медиагруппы и внешних площадках будут реализованы проекты, посвященные истории агентств и тех, кто работал в них в разные годы.

Читайте также:

58

Выборы в местные органы: как проходило волеизъявление в Абхазии

0
(обновлено 21:47 11.04.2021)
Выборы в органы местного самоуправления прошли в Абхазии в воскресенье 11 апреля. Граждане республики могли проголосовать в 161 избирательном округе, на 198 избирательных участках.

Это уже седьмые выборы местного самоуправления в современной истории Абхазии. Первые выборы депутатов Собраний состоялись 14 марта 1998 года. В дальнейшем выборы проходили каждые три года в 2001, 2004, 2007, затем срок действия полномочий депутатов был продлен на четыре года, в соответствии с этим выборы проходили в 2011 и 2016 годах.

Выборы 2016 года были проведены без участия Галского района, из-за того, что в 2014 году подавляющее большинство населения района лишилось абхазского гражданства. В настоящее время правом голоса в районе обладают менее 900 человек, но тем не менее было решено, что выборам местного самоуправления быть. При этом стоит отметить, что с учетом малого количества избирателей, руководство и бывший состав Собрания района сократили количество депутатов до 11 человек, как это позволяет Конституция. Было создано шесть округов в селах и пять в городе.

Всего в Абхазии более 125 тысяч избирателей, 161 избирательный округ и 198 избирательных участков. Больше всего голосующих в столице республики – около 40 тысяч человек. В августе 2020 года местные депутаты решили, что сравнительное количество избирателей в округах сильно разнится, и в связи с этим они сократили число округов с 26 до 19. Также это было вызвано тем, что депутатов в Собрании должно быть нечетное количество.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В Абхазии состоялось голосование в местные органы власти.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Всего в республике более 125 тысяч избирателей, обладающих правом голоса.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Некоторые приходили исполнить свой гражданский долг вместе с детьми.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    А эта собака зашла на избирательный участок, видимо, чтобы погреться.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Столичные избирательные участки оборудовали видеокамерами.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Временно исполняющий обязанности премьер-министра Владимир Делба сделал свой выбор.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Люди могли голосовать на 198 избирательных участках, открытых по всей республике.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Больше всего голосующих в столице республики – около 40 тысяч человек, но именно в Сухуме выборы по явке не состоялись в четырех округах.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Члены избирательной комиссии соблюдалит меры предосторожности, чтобы избежать заражения коронавирусом.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Если в округе не победил ни один кандидат или же выборы будут признаны несостоявшимися, назначаются повторные выборы.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Повторные выборы проводятся не позднее чем через два месяца.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В 20:00 все избирательные участки в стране закрылись – начался процесс подсчета голосов. Предварительные итоги голосования объявят в понедельник 12 апреля.