Театральный "сериал": о премьерном спектакле "Солярис" рассказали в РУСДРАМе

259
(обновлено 00:31 04.04.2021)
Премьера спектакля "Солярис", состоящего из трех актов, проходит в Государственном Русском театре драмы имени Фазиля Искандера 3 и 4 апреля.

СУХУМ, 3 апр – Sputnik, Бадри Есиава. Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля "Солярис", прошла в РУСДРАМе в субботу 3 апреля.

Как рассказал журналистам гендиректор Государственного Русского театра драмы Ираклий Хинтба, еще несколько лет назад невозможно было представить, что в Абхазии мог появиться спектакль такого уровня, типа и специфики. Как показывает практика, не каждый режиссер и не каждый театр отважится взяться за такую работу.

"На постсоветском пространстве есть только хореографический, невербальный спектакль по знаменитому роману Станислава Лема в Санкт-Петербурге. Так получается, что никто не отважился взяться за этот материал, осмыслить его и превратить в спектакль, который был бы интересен зрителю, который затрагивал бы не только что-то рациональное в человеке, но и чувства, эмоции. Мне кажется, что наш спектакль, в отличие от его экранизации, в первую очередь режиссера Андрея Тарковского, в большей степени приближен к тексту романа", - отметил он.

По мнению Хинтба, "Солярис" призван привлечь зрителя высоким качеством, глубоким смыслом и нацелен на привлечение интереса публики к произведению Лема, который может помочь человеку разобраться в самом себе.
Номинант на российскую Национальную премию "Золотая маска" режиссер-постановщик "Соляриса" Артем Устинов признался, что ему было довольно сложно отказаться от предложения поработать над этой постановкой.

"Сложные, неоднозначные темы, требующие вдумчивого и пристального чтения – это вещи, которые не часто появляются в театре. Поэтому мне изначально это было интересно в качестве исследовательской работы. Фантастика также – редкий жанр в репертуаре театров, и это почему-то осталось как детское, в подростковом чтении, либо совсем уж для фанатов этого жанра. Как оказалось, "Солярис" очень интересная вещь, охватывающая в себе так много тем, что поначалу даже было сложно понять, о чем именно делать спектакль", - сказал Устинов.

Несмотря на неоднозначность и сложность жанра, выход был найден. Режиссер решил отойти от фантастики и применить другие приемы, которые предстоит оценить зрителям. Продолжительность спектакля – три часа, и состоит он из трех актов и двух антрактов. "Солярис" в РУСДРАМе покажут в двух сюжетных линиях. Главную роль Криса Кельвина играют два актера – Эмиль Петров и Саид Лазба.

В Абхазии продолжается энергокризис и в любой момент подача электроэнергии может прекратиться, но Ираклий Хинтба пообещал, что такая нестабильность не помешает спектаклю и дизельный генератор не позволит застать актеров и зрителей врасплох.

За огни на сцене отвечает лауреат "Золотой маски", художник по свету Денис Солнцев, который подчеркнул, что показать "Солярис" на сцене намного сложнее, чем в кино. 

"Сделать это очень сложно, и это немногим удавалось. Я участвую в нескольких таких проектах – у себя в "Балтийском доме", где мы переделывали подобные сценарии, но эти спектакли не пользовались успехом, как фильмы", - сказал Солнцев и добавил, что "Солярис", поставленный Устиновым, сильно отличается от одноименного кино. 

Солнцев также высоко оценил качество и подборку музыкального ряда в постановке. В спектакле звучит оригинальная музыка композитора Анастасии Дружининой, которая, считает он, оказывает психологическое воздействие, что в сочетании со светом помогает артистам в работе.

"Музыка в "Солярисе" – это действующее лицо спектакля", - констатировал Солнцев и выразил уверенность в том, что этот спектакль будет успешен не только в Абхазии, но и за границей.

По словам Ираклия Хинтба, идея поставить "Солярис" в РУСДРАМе возникла неслучайно. Отчасти она связана с непростой ситуацией в мире, связанной с пандемией коронавируса, что на сегодняшний день одна из наиболее актуальных тем.

"Дело в том, что мы уже больше года живем в таком странном времени – в период пандемии. Название "Солярис" тоже неслучайное – это некое неуютное пространство, токсичное, пространство отчуждения. Оказавшись в таких условиях, получается, мы можем, наконец, заняться поисками самих себя, углубиться в себя, начать размышлять о вопросах смысла жизни, о том, кто мы, что мы сделали в жизни, ради чего живем и какие ошибки допустили, что терзает нашу советь. Многие в условиях самоизоляции оказались в такой ситуации, и многие стали сходить с ума от невозможности отвлечься от этих вопросов", - поделился Хинтба. 

Гендиректор "РУСДРАМа" также рассказал прессе о предстоящих гастрольных планах театра. 13 мая в театре "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге абхазские артисты сыграют "Кровавую свадьбу", позже представят "Электру" тоже в северной столице России. Хинтба уточнил, что все эти проекты финансируются Министерством культуры России и нагрузки на абхазский бюджет в связи с гастролями не будет.

259

Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Георгий Чачба: наследник престола, писатель и изгнанник

5543
(обновлено 17:43 17.09.2021)
Первый абхазский писатель, сын последнего владетельного князя Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе родился 175 лет назад в селе Лыхны.

Георгий Чачба-Шервашидзе родился в 1846 году в семье последнего владетельного князя Абхазии генерал-адъютанта Михаила Шервашидзе и Александры Георгиевны Дадиани.

Sputnik, Бадрак Авидзба

Защитник абхазских интересов

Георгий Михайлович Чачба-Шервашидзе – первый абхазский писатель, поэт и публицист. Он писал на грузинском и русском языках произведения, носившие национальный характер и ставшие неотъемлемой частью абхазской литературы.

Сухум 1908.
© Фото : из архива Анзора Агумаа

Георгий Чачба не писал на родном языке не потому, что не знал его - в тот период не было национальной литературы, отсутствовала литературная и творческая среда, в которую он мог бы влиться как один из писателей и поэтов, утверждает Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа.

"Георгий Чачба был незаурядной личностью и в истории, и в культуре нашего народа. Его судьба была тяжелой, особенно после Лыхненского восстания 1866 года, когда ему пришлось жить вне Абхазии, большей частью в грузинской среде. Он прекрасно владел абхазским, грузинским и русским языками. На грузинском и русском он писал свои художественные произведения. В те времена в Абхазии еще не было творческой и научной среды", — рассказал Ласуриа.

В грузинской среде его уважали и чтили как абхаза, так как он часто выступал защитником абхазских интересов и интересов народов Кавказа.

Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.
© Foto / public domaine
Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.

Георгий Чачба за свою жизнь написал не так много стихотворений, из них самым любимым для абхазских читателей стало произведение "Уарада", переведенное с грузинского языка на абхазский Народным поэтом Абхазии Багратом Шинкуба.

"Его стихи прекрасны, особенно хочу отметить то, которое перевел Баграт Шинкуба, это бессмертное "Уарада", где он выразил свою любовь и свое горе из-за разлуки с Абхазией", — добавил Ласуриа.

Все произведения, написанные Георгием Чачба, были переведены на абхазский язык поэтом, литературным критиком Борисом Гургулия.

Георгий Чачба был хорошо образован, помимо абхазского, грузинского и русского, он владел турецким, английским, французским, немецким языками.

Академик Симон Джанашиа отозвался о стихотворении "Уарада" как о шедевре, зародившемся на почве "глубокого чувства и понимания своеобразия родной среды".

Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.
© Foto / Public domain
Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Наследник престола

В 1864 году Абхазское княжество было упразднено, и отец Георгия Михаил был сослан в Воронеж. В 1866 году народный сход, начавшийся 26 июля на историческом месте Лыхнашта, перерос в восстание, получившее в исторической науке название Лыхненское восстание.

Восстанию способствовало то, что в 1864 году Абхазское княжество было упразднено, к тому же на это время пришлось окончание Кавказской войны, и значительная часть горцев западного Кавказа была вынуждена покинуть свою родину. Еще одним фактором, способствовавшим народному волнению, стала попытка проведения крестьянской реформы царскими властями.

В разгар этого восстания 29 июля общественный деятель, поэт, сын последнего владетельного князя Михаила Шервашидзе-Чачба Георгий был провозглашен владетельным князем Абхазии. Однако восстание было подавлено войсками под командованием Кутаисского генерал-губернатора князя Святополка-Мирского.

Георгий был отправлен на службу в Оренбургское казачье войско, а затем в Одесский военный округ. В 1872 году он вышел в отставку, но вернулся на службу через три года.

Георгий Чачба был адъютантом наместника на Кавказе, а затем в чине штаб-ротмистра служил в лейб-гвардии гусарском полку.

Возвращение

Право вернуться на родину поэт получил лишь в 1905 году. До того времени он проживал вместе со своей женой, дочерью действительного статского советника Еленой Андриевской, в Грузии, где играл большую роль в общественной и литературной жизни страны.

Георгий Чачба-Шервашидзе скончался 19 февраля 1918 года. Накануне смерти он оставил "обращение к братьям-абхазам", в котором призвал народ оставаться единым, не разобщаться по наущению завистников и клеветников, защищая дорого доставшуюся свободу, не отдавая ее в чужие руки и держась за свою самобытность.

Читайте также:

5543
Теги:
георгий чачба
По теме
Невероятные приключения абхазского челюскинца Николая Чачба
Валентина Чачба рассказала, как отец охотился на белых медведей, чтобы спасти челюскинцев

"Дюна": возможно, последняя грандиозная кинопремьера в новейшей истории

111
(обновлено 11:10 17.09.2021)
Премьеру фильма "Дюна" много раз переносили. За это время все уже успели что-то услышать о картине, но не до конца понятно, что же ждет зрителя в момент релиза.

После ажитации на Венецианском кинофестивале (вне конкурса, но все же со звездами на красной дорожке) поступили противоречивые отзывы критиков. О том, почему выход в прокат одного полнометражного фильма так много значит для целой индустрии и что нужно знать об этой ленте перед просмотром, читайте в материале Егора Беликова для РИА Новости.

Подготовка к переезду на Арракис

Прежде всего "Дюна" — не совсем тот блокбастер, в смысле крупнобюджетный фильм, к которым зритель привык за последние несколько лет. Здесь режиссер Дени Вильнев (а он вообще не прогибается под изменчивый мир), несмотря на доступ к большим студийным бюджетам, не наводняет экранное действие бессмысленным и беспощадным экшеном и отсылками к предыдущим частям. Хотя это просто потому, что ранее подобных фильмов не было — этот первый.

Пусть студия Warner Bros. и мечтала, что благодаря правам на экранизацию могучего фантастического литературного цикла Фрэнка Герберта вырастет мультимедийная вселенная, Вильнев решил под зрителя по большей части не подстраиваться, а снять ленту в стиле классической — максимально неторопливой — киноэпопеи наподобие "Лоуренса Аравийского". И к этому нужно быть готовым.

Заседание герцога Атрейдеса

Сюжет романа в фильме упрощают, но все же пересказывают доходчиво. Наверное, в данном случае пригодится некий словарик терминов и понятий, которых в картине, посвященной разросшемуся на всю вселенную человечеству, слишком много.

Арракис — пустынная планета с тяжелыми условиями существования.

Меланж, специя — вещество (выдуманное, разумеется), которое добывают в песках Арракиса, психоактивное и очень ценное — как нефть будущего.

Шай-Хулуд — гигантский червяк, что водится на том же Арракисе и мешает добывать меланж.

Бене Гессерит — тайный женский евгенический орден, который ведет сложную работу по выведению юноши-пророка по имени Квизац Хадерах. Там же представителей знатных домов обучают дару убеждения — Голосу.

Атрейдесы — герцогский род, которому император однажды отдает в управление планету Арракис. Состоит из герцога Лето (Оскар Айзек), его наложницы и матери ребенка, состоящей в Бене Гессерит леди Джессики (Ребекка Фергюсон), а также подающего надежды наследника-тинейджера Пола (Тимоти Шаламе) — есть ощущение, что он и есть Квизац Хадерах. Все они переезжают на Арракис.

Харконнены — знатный и злодейский дом, ранее управлял планетой Арракис и попытается после назначения туда Атрейдесов вернуть себе при помощи нечестной многоходовочки эту кормушку.

Фримены — арракисские аборигены, живущие в пустыне, боготворящие Шай-Хулудов и потребляющие растворенный в воздухе меланж (вследствие чего посинели белки глаз). Среди них — загадочная девушка Чани (Зендая), которая постоянно снится страдающему от снотворческих пророчеств Полу.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Венецианский кинофестиваль. День третий

Если у вас все это уложится, дальше "Дюна" дается просто. Главным героем оказывается Пол, он становится заложником ситуации: именно его привилегированная семья попадает на мистическую планету, где можно неслабо подзаработать. С этим, правда, связан риск мести Харконненов — и еще сложно выстроить вменяемые отношения с фрименами.

К сожалению, всю эту изысканно придуманную Гербертом геополитику и философию в кино сводят к истории очередного избранного (вроде Гарри Поттера), который попадает в уникальные обстоятельства — по колено в меланжевый песок. Наверное, от "Дюны" можно было бы ожидать большего.

Меланжевая казна

И в этом, как кажется, главная проблема — возможное падение ниже уровня неоправданных ожиданий. Это в среднем неплохой фильм. Может, не лучший у Дени Вильнева, прославившегося умными блокбастерами, такими как "Прибытие" или "Бегущий по лезвию 2049". Все же лента завораживает (хотя бы иногда, в моментах) причудливой пустынной магией, эксплуатирует нашу извечную тягу к дальним странствиям, познанию неизвестных, наверняка чарующих, земель.

  • Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
  • Дэйв Батиста в фильме "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
  • Кадр из фильма "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
1 / 3
© Foto / Warner Bros
Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"

Но, наверное, из "Дюны" не получится прорыва, хотя продавали ее мировой киноаудитории именно так.

В этом смысле "Дюна" вполне может стать последним мегаломанским проектом олдскульного Голливуда. Warner Bros. — одна из немногих студий-мейджоров, хотя бы пытающихся не меняться в угоду стриминговому буму. Впрочем, и там все чаще делают гибридные релизы, когда фильм сначала выходит в умирающих от недостатка аудитории кинотеатрах, а потом — онлайн в HBO Max.

Надежда студии — на то, что из "Дюны" вырастет целый франчайз, а ведь это не такое уж кино для всех. И если картина все же недособерет кассу, то, вполне возможно, и другие компании не решатся вкладываться в подобные проекты. Но все эти выводы делать придется через пару месяцев. А пока вполне стоит рискнуть и попытаться выручить "Дюну" из ее положения рублем — авось и вырастет из этого любопытная серия фильмов и сериалов.

 

111

Бжания поздравил президента и народ Южной Осетии с Днем республики

0
(обновлено 13:43 20.09.2021)
Ровно 31 год назад, 20 сентября 1990 года, Совет народных депутатов Южной Осетии принял решение повысить статус автономной области до Юго-Осетинской Советской Демократической Республики в составе СССР.

СУХУМ, 20 сен - Sputnik. Президент Абхазии Аслан Бжания поздравил главу Южной Осетии Анатолия Бибилова и югоосетинский народ с Днем республики. Об этом сообщает пресс-служба Бжания.

"Позвольте поздравить Вас и весь братский югоосетинский народ с государственным праздником – Днем Республики Южная Осетия. 20 сентября 1990 года был сделан первый шаг на пути к независимости и международному признанию. Южная Осетия подтвердила свое право на строительство суверенного, демократического государства. Сегодня республика твердо идет курсом укрепления своей государственности, социально-экономического, оборонного и культурно-образовательного развития", – отмечается в поздравительной ноте.

Бжания отметил, что недавний визит делегации Абхазии в Южную Осетию еще раз подтверждает намерения абхазской стороны развивать и укреплять взаимоотношения на благо народов обеих республик.

Президент Абхазии пожелал своему югоосетинскому коллеге крепкого здоровья, успехов на высоком государственном посту, а братскому народу Южной Осетии – благополучия, мира и процветания.

День республики широко отмечается в столице и районах Южной Осетии. В Цхинвале утром прошел военный парад, на котором присутствовали делегации из России, Абхазии, Сирии, ДНР и ЛНР. В течение дня пройдут соревнования по плаванию, а вечером праздничный концерт. Завершится День республики фейерверком.

0