Двор абхаза: национальный исторический парк "Апсны" открылся в Гудауте

3698
(обновлено 17:09 28.07.2021)
Официальное открытие национального исторического этнопарка "Апсны" в селе Мгуыдзырхуа Гудаутского района прошло во вторник 27 июля.

О том, что можно увидеть на территории этнографического парка в селе Мгудзырхуа, какие экспонаты собраны в его музеях, как зародился и реализовывался проект, где в былые времена жили молодожены, что изготавливают в кузне и гончарной мастерской, а также где запустят на воду традиционные абхазские галеры, читайте в материале Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Абхазский дом

Этнопарк "Апсны" расположен возле республиканской трассы в селе Мгудзырхуа, и атрибуты абхазского уклада жизни можно увидеть, не выходя из автомобиля. Первое, что выдает это место – собранные на высоких деревянных балках стога сена и чала (солома от кукурузы - прим.), что смотрится довольно непривычно в условиях современной дорожной инфраструктуры.

Покрытый аккуратно постриженной травой двор парка огорожен плетеным забором из прутьев рододендрона, а ворота с навесом также сделаны в традиционном абхазском стиле. Центральное место, конечно же, занимают акуаскьа – тип абхазского дома второй половины XIX века и апацха – абхазская кухня. Соединены они деревянной резной лестницей тоже с навесом для того, чтобы в непогоду можно было попасть из одного строения в другое и не промокнуть.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Этнопарк "Апсны" расположен возле республиканской трассы в селе Мгудзырхуа.

Первый этаж акуаскьи поднят из эшерского камня. Местные мастера вручную обработали каждый камень кладки. Стены второго этажа сделаны из лиственницы, а опорные балки из каштана. На первом этаже обустроили выставочный зал с копиями архивных фотографий, на которых изображены абхазские воины, выдающиеся личности, есть и семейные снимки. В скором времени также там появится оружейная выставка.  

Абхазский дом будет служить музеем, где собраны элементы интерьера, утвари и мебели, которые использовали столетия назад. Конечно, далеко не каждый в былые времена мог себе позволить такой дом. Чаще всего в таких хоромах жили дворяне и зажиточные люди,  но авторы столь масштабного проекта не могли себе позволить приглашать гостей в менее скромное жилище, которое, вероятно, мало кого впечатлило бы.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Центральное место во дворе занимает акуаскьа – тип абхазского дома второй половины XIX века.

Заведующая музеем этнопарка "Апсны" и экскурсовод по совместительству Илона Квициния отметила, что при строительстве абхазского дома намеренно не стали использовать каштан и дуб, которые традиционно применялись раньше, так как этих видов деревьев в республике осталось не так много и их нужно защищать от вырубки.

Что касается экспонатов, они их искали по всей стране. Кое-что пришлось выкупать у местных жителей, часть им подарили, некоторые элементы интерьера воссоздали, но были и те, что просто валялись под открытым небом.

"У этой агары (колыбель – прим.) печальная история, но со счастливым концом. Она не такая старая, как другие, которые есть у нас в фонде, но она близка нашему сердцу. Наш художник Батал Джапуа увидел ее на окраине дороги в селе Акармара. Она просто стояла на улице, и вокруг не было ни одного жилого дома. Он понимал, что будет неправильно оставить ее там и забрал к себе в мастерскую. Вдохнул в нее новую жизнь, и теперь она у нас", - рассказала Квициния.

© Sputnik / Томас Тхайцук
С воспитанием детей у абхазов связаны различные обряды, один из них – изготовление и применение традиционной люльки – агара.

У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан. Ценной находкой для работников объекта стала простыня, изготовленная еще в период существования Абхазской советской социалистической республики – еще до ее вхождения в состав Грузии в качестве автономного государства. На простыне даже есть своя печать с надписью "Наркомздрав АССР". Этот артефакт предоставила музею одна из местных жительниц по фамилии Чкотуа, которой, сказала Квициния, было непросто с ним расстаться.

  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
  • У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.
    © Sputnik / Томас Тхайцук
1 / 7
© Sputnik / Томас Тхайцук
У каждого музейного экспоната есть свой паспорт с информацией о том, откуда он, когда примерно был создан.

Квицния подчеркнула, что жителям страны порой бывает тяжело отдать в чужие руки предметы, хранившиеся в их семьях в течение десятилетий, но после того, как люди узнают, для чего артефакты понадобились и где будут храниться, отдают со спокойной душой. Конечно же, предварительно уточнив, не будут ли их семейные реликвии перепроданы.

Среди экспонатов также есть старинные антресоли, шкафы, столы и стулья, кровати и посуда. Эскиз деревянной спальной кровати, как и многое другое в музее, создал художник Батал Джапуа, а выполнил работу мастер из Мгуыдзырхуа Беслан Жиба.

Удачно в общую палитру вписалась традиционная мужская и женская одежда, сделанные по чертежам пресс-секретаря Центризборкома Абхазии Елены Лабахуа. Как выяснилось, она давно увлекается созданием исконно абхазской одежды по старинной методике, и многие их элементы сделаны ее руками, в том числе свадебный женский костюм необычного для наших дней цвета – черного.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Традиционная мужская и женская одежда, сделанные по чертежам Елены Лабахуа.
"В 20-х годах ХХ века женщины носили платья только черного цвета. Вот в этой черной косынке выходила замуж моя бабушка, и под эту косынку мы сшили этот костюм", - рассказала Лабахуа.

Абхазская кухня и "номер" для молодоженов

Традиционный абхазский двор не бывает без апацхи (абхазская кухня – прим.), и при создании этнопарка этот важный момент учли. Также не упустили из вида то, что пол в простом абхазском быту был глиняным, а не бетонным, как стало принято делать в наши дни. В центре апацхи горело пламя, а над ним надочажные цепи с крюками и железные прутья, на которых обычно коптят сыр и мясо. То есть, музейное предназначение этого помещения не лишило ее прямой функциональности.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Апацха-традиционный вид строения абхазов

На стене висят образцы древних топоров, кинжалов, копий, ножей и щит. Среди коллекции холодного оружия есть и настоящие артефакты из прошлого, которых время не пощадило. Датируются они ранними и средними веками. Все это парку передала Ассоциация кузнецов Абхазии, члены которой обещали и впредь радовать сотрудников музея новыми экспонатами, сказала Илона Квициния.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Образцы древних топоров, копий и кинжалов

"Также здесь будут предметы, обнаруженные на месте сожженного во время войны Государственного архива – перстни, глиняные курительные трубки, удивительной красоты бусы, серьги, диадемы, браслеты", - отметила Кивицния и добавила, что не менее видное место займут луки и стрелы абхазских умельцев.

Приготовление аджики в селе Ачандара
© Sputnik / Томас Тхайцук

Заведующая парком не стала скрывать, что испытывает слабость к стрельбе из лука. По ее рассказу, она однажды попробовала пустить несколько стрел в цель и после этого не может отказать себе в таком удовольствии. Она даже заказала собственный лук, а на ногте ее указательного пальца нарисована стрела. Думаю, сомнений в том, что Квициния будет частым посетителем уже готового в парке стрельбища из этого вида оружия, нет.

Мало кто знает, что бесценным подарком для девушки, которая выходила замуж, в былые времена была ахакьа (камень, на котором делали аджику – прим.). Обычно их "вручала" самая старшая женщина в семье. Таких камней в той апацхе два, один из которых выглядит довольно "уставшим". Судя по углублениям, в нем явно протерли не один центнер перца.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Ахакьа - камень, на котором делали аджику

Особое внимание Квициния уделила странному предмету из дерева необычной формы, состоящего из двух одинаковых частей. Без объяснений никто из присутствующих не смог понять, что же это.

Оказалось, что это аталкы – приспособление для обработки сыромятной кожи, из которой, в том числе, делали абхазские акамчы (плеть наездников – прим.). Этнопарку его передал сын мастера из Пакуаща Гулика Пачлиа.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Аталкы – приспособление для обработки сыромятной кожи

"Он был очень известен в Очамчырском районе, но он уже ушел из жизни. Эта реликвия висела у него дома и, когда его сын узнал, для чего мы посетили их семью, помимо аталкы, он подарил нам акамчы своего отца со словами: я знаю, что этот предмет не будет просто так где-то лежать, его будут видеть люди, и к нему будут прикасаться", - поделилась Квициния.

Она также подчеркнула, что верхом раньше ездили не только мужчины, но и абхазские женщины. Поэтому, надеется она, удастся пополнить коллекцию плетью наездницы.

В далеком прошлом в Абхазии была традиция строить помещение для молодоженов, где они проводили около одного месяца до церемонии приглашения в основной дом, но при этом не были лишены всех благ, которыми пользовались другие члены семьи.  

"У абхазов было принято некоторые время не беспокоить молодоженов и им давали время побыть наедине, лучше узнать друг друга. Для этого строили легкую конструкцию из рододендрона, но в холодное время года стены завешивали шкурами животных, коврами, циновкой", - объяснила Квициния.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Амхара – помещение, которое строилось специально для молодоженов в преддверии свадьбы.

В амхаре царит минимализм. Из мебели только небольшой столик с парой стульев и кровать, размеры которой сильно уступают привычным нам "двуспалкам". Как уточнила экскурсовод, предкам вполне было достаточно такой узкой кровати. Если в доме больше не было женихов, предназначение амхара менялось – ее использовали для разных бытовых нужд.

Гончарная и оружейная

Этнопарк "Апсны" раскинулся на территории около восьми гектаров. В нем разбиты зоны для отдыха, есть кафе, где подают исключительно абхазские блюда, школы верховой езды и стрельбы из лука. Также есть своя гончарная мастерская, кузня и цех по обработке дерева.

Беслан Тарба занимается гончарным делом не так давно, но с каждым днем он набирается опыта. В мастерской он вместе с напарниками изготавливает глиняные кувшины, стаканы, стопки, свистульки для детей. По его рассказу, глину они привозят из села Отхара. Природный материал разливают по гипсовым формам, дают отстояться несколько суток и обжигают в печи.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Гончарное производство.

В кузне, которая также находится в парке, работает всего два человека – Леван Лиховченко и Дмитрий Дзюба. У них есть все необходимое для изготовления абхазского холодного оружия.

Для Лиховченко это ремесло когда-то было просто хобби, но после того как он устроился на работу в этнопарк, стало ответственной работой.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Кузня в национальном историческом парке "Апсны"

"Раньше я в домашних условиях делал абхазские ножи. Использовал интернет для обучения, знакомые подсказывали кое-какие моменты. Здесь у нас есть все для того, чтобы сделать абхазские ножи, топоры, клинки, различные боевое холодное оружие, а также предметы быта. Самым сложным для меня было овладеть техникой изготовления абхазских ножей, но со временем становится все легче и легче", - поделился он и добавил, что ставит перед собой цель овладеть всеми видами материалов, которые применяются в ковке.

Рукоятки в основном делают из капов разных деревьев, грецкого ореха, эвкалипта, платана, рогов горных коз, буйвола, быка. Металл для этих работ умельцы покупают, но не так давно им удалось достать немного железной руды. На каждом изделие будет свое клеймо с изображением ястреба. Оно же "герб" парка.

По рассказу Левана, группа мастеров во главе с председателем Союза оружейников Абхазии Темура Дзидзария и в сопровождении геологов поднялись на гору Бердзыщха выше села Псху и добыли около 60 килограммов руды. После переработки и обжига при температуре примерно 1500 градусов ожидают получить не больше 15 килограммов железа.

Леван отметил, что на той горе добывали руду еще в советский период и технику туда перебрасывали вертолетами. Некоторые запчасти той техники все еще можно обнаружить в том месте.   

Глиняную продукцию и холодное оружие смогут приобрести посетители парка.

Проект и пресс-конференция

Открывшийся этнопарк окружен лесом. Рядом протекает река Хьзыр, но направление ее удивляет. Течет она в сторону гор, а не от них. Как объяснили сотрудники парка, она огибает парк и вливается немного выше в реку Мчыщ, которая впадает в море.

В парке также возвели четырехэтажное здание в виде башни. Оно пока достраивается, и по проекту на стенах башни появятся сюжеты разных исторических событий, произошедших в Абхазии. О них гиды будут рассказывать посетителям.

В здании оборудуют винный погреб, магазин продукции собственного производства, например, сувениров и домашние продукты питания, которые местные крестьяне смогут там сдавать. Один этаж выделят под арт-площадку, где молодые художники из Абхазии смогут творить. На верхнем этаже будут кабинеты для сотрудников. Всего в парке пока работает 20 человек, но штат будет увеличиваться и работников планируют набирать из местных жителей.

Директор исторического парка "Апсны" и архитектор Ращ Зантария рассказал, что при создании объектов использовались архивные чертежи, предоставленные художником Баталом Джапуа.

Стройка заняла несколько лет, и прошла она не без проблем. Зантария с сожалением отметил, что во время работ приходилось не раз менять бригады мастеров, так как не все относились к работе ответственно.

На холме вблизи парка во время работ обнаружили древние развалины. Приглашенные специалисты определили, что это храм Х века. Руководство парка будет облагораживать эту территорию и откроет исторический объект для посещения паломниками. Помимо этого, они планируют воссоздать абхазские дольмены и кромлехи с последующей их установкой в парке.

Пандемия коронавируса не утихает, и в Абхазии ежедневно выявляют сотни новых случаев заражения. Зантария подчеркнул, что в парке будет действовать масочный режим, и гостям будут предлагать обрабатывать руки антисептиками. Задачу облегчает и то, что основная часть экскурсии проводится на открытом воздухе, а музейные помещения довольно просторные и хорошо проветриваются.

Автор проекта - житель Гудауты Мзауч Пилия. На пресс-конференции, посвященной открытию исторического парка "Апсны", он рассказал, что идею эту он вынашивал давно и во многом благодаря своему деду, который с детства знакомил его с абхазским бытом и традициями.

"Цели и задачи этого проекта заключаются в сохранении, приумножении и распространении того, что у нас было в прошлом и что передали нам наши старшие. Основой работы были научные материалы и люди, которые сумели сохранить знания о нашей культуре и традициях. Они приезжали сюда и делились с нами знаниями, улучшали качество нашей работы", - сказал он.

Пилия также подчеркнул, что проект этот обладает национальным характером и не несет за собой ничего, кроме пропаганды абхазской культуры и быта, в первую очередь, направленную на воспитание подрастающего поколения по абхазским канонам и ознакомления их с историей своей страны. Для жителей республики и семей российских военнослужащих в Абхазии посещение парка бесплатное.

По словам Пилия, этнопарк позволит продемонстрировать культуру абхазского гостеприимства, которая заключается не только в почтительном отношении к гостям, но и экологической полезной для здоровья еде. Он намерен сделать так, чтобы национальный парк "Апсны", построенный по международным нормам, стал известен далеко за пределами республики.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Мзауч Пилия

"Иногда идея и финансовые возможности не играют основную роль для реализации проекта. Должны быть единомышленники и люди, которые верят в твой проект и дают тебе уверенность. Есть множество вопросов, на которые у нас, к сожалению, нет ответов, но задача данного проекта не только показать, заработать и остановиться, а развиваться дальше, взаимодействовать с разными странами, научными сообществами и приобретать информацию о своей истории", - уверен Пилия.

Председатель "Союза оружейников Абхазии" Темур Дзидзария раскрыл некоторые планы на ближайшее будущее. В конце сентября в парке пройдет фестиваль кузнецов-оружейников, на который приглашены местные, российские и белорусские мастера. На фестивале также покажут фильм о том, как группа оружейников поднималась в горы за железной рудой, из которой на предстоящем событии изготовят оружие.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Тимур Дзидзария

Экс-министр образования Абхазии, председатель клуба традиционной стрельбы из лука "Афырхы" Адгур Какоба был одним из тех, кто помогал в реализации идеи по созданию парка, который, считает он, обладает большим значением для всей страны.

Особняк купца Нинуа
© Foto / Министерство культуры и охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия

"Как педагог, могу сказать, что в воспитании молодежи этот проект имеет важное значение. Вышло так, что то, чему мы по книгам обучаем наших детей, они не могут увидеть своими глазами. Со временем все это может остаться в истории, и мы можем это потерять. Сегодня нашу историю, язык в качестве примера и практики смогут изучать ученики школ и студенты", - сказал Какоба.

Что касается стрельбища из лука в этно-парке, отметил он, оно отвечает высоким стандартам и там можно проводить состязания международного уровня.

Вопрос создания абхазского двора и этнографического парка в Абхазии обсуждался еще с советских времен, но реализовать так и не удалось, с сожалением отметил лауреат премии имени Дмитрия Гулия, заслуженный художник Адыгеи Батал Джапуа.
Попытки были предприняты и в послевоенное время, но из-за экономических сложностей снова не вышло.

"В итоге это дело взвалилось на Мзауча Пилия. Он нам сказал: вы говорите, что надо, а я сделаю. Сначала мы подумали, что дальше разговоров дело не пойдет – сейчас такие времена, но буквально на следующее утро он мне прислал видео, где уже работали тракторы. Темп такой задал, что мы за ним не успевали", - поделился Джапуа.

Он также рассказал, что в ближайшее время в парке появятся две традиционные абхазские галеры, которые строят в Петрозаводске по его чертежам и схемам. Ожидалось, что работы завершатся в мае, но российским мастерам настолько понравилось абхазское плавсредство, что они решили потратить на него больше времени для более тщательной проработки всех деталей.

Одна галера уже готова. В среду 28 июля Батал Джапуа, Мзауч Пилия и Адгур Какоба вылетают в Россию. Они пустят галеру на воду и вынесут свой "вердикт".

"Из-за проблем с транспортировкой, вместо положенных 17 метров в длину, нам пришлось остановиться на 15 метрах. Иначе, не сможем привезти. В случае с акуаскьа, напротив, мы сделали ее больше, чем строили тогда. Это нужно было, для того чтобы посетителям не было в ней тесно", - уточнил художник.

По пути в Абхазию они собираются сделать остановку в Майкопе и показать абхазскую галеру своим друзьям из Адыгеи. Судна пустят на воду в озере Рица.

3698

Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Георгий Чачба: наследник престола, писатель и изгнанник

5081
(обновлено 17:43 17.09.2021)
Первый абхазский писатель, сын последнего владетельного князя Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе родился 175 лет назад в селе Лыхны.

Георгий Чачба-Шервашидзе родился в 1846 году в семье последнего владетельного князя Абхазии генерал-адъютанта Михаила Шервашидзе и Александры Георгиевны Дадиани.

Sputnik, Бадрак Авидзба

Защитник абхазских интересов

Георгий Михайлович Чачба-Шервашидзе – первый абхазский писатель, поэт и публицист. Он писал на грузинском и русском языках произведения, носившие национальный характер и ставшие неотъемлемой частью абхазской литературы.

Сухум 1908.
© Фото : из архива Анзора Агумаа

Георгий Чачба не писал на родном языке не потому, что не знал его - в тот период не было национальной литературы, отсутствовала литературная и творческая среда, в которую он мог бы влиться как один из писателей и поэтов, утверждает Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа.

"Георгий Чачба был незаурядной личностью и в истории, и в культуре нашего народа. Его судьба была тяжелой, особенно после Лыхненского восстания 1866 года, когда ему пришлось жить вне Абхазии, большей частью в грузинской среде. Он прекрасно владел абхазским, грузинским и русским языками. На грузинском и русском он писал свои художественные произведения. В те времена в Абхазии еще не было творческой и научной среды", — рассказал Ласуриа.

В грузинской среде его уважали и чтили как абхаза, так как он часто выступал защитником абхазских интересов и интересов народов Кавказа.

Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.
© Foto / public domaine
Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.

Георгий Чачба за свою жизнь написал не так много стихотворений, из них самым любимым для абхазских читателей стало произведение "Уарада", переведенное с грузинского языка на абхазский Народным поэтом Абхазии Багратом Шинкуба.

"Его стихи прекрасны, особенно хочу отметить то, которое перевел Баграт Шинкуба, это бессмертное "Уарада", где он выразил свою любовь и свое горе из-за разлуки с Абхазией", — добавил Ласуриа.

Все произведения, написанные Георгием Чачба, были переведены на абхазский язык поэтом, литературным критиком Борисом Гургулия.

Георгий Чачба был хорошо образован, помимо абхазского, грузинского и русского, он владел турецким, английским, французским, немецким языками.

Академик Симон Джанашиа отозвался о стихотворении "Уарада" как о шедевре, зародившемся на почве "глубокого чувства и понимания своеобразия родной среды".

Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.
© Foto / Public domain
Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Наследник престола

В 1864 году Абхазское княжество было упразднено, и отец Георгия Михаил был сослан в Воронеж. В 1866 году народный сход, начавшийся 26 июля на историческом месте Лыхнашта, перерос в восстание, получившее в исторической науке название Лыхненское восстание.

Восстанию способствовало то, что в 1864 году Абхазское княжество было упразднено, к тому же на это время пришлось окончание Кавказской войны, и значительная часть горцев западного Кавказа была вынуждена покинуть свою родину. Еще одним фактором, способствовавшим народному волнению, стала попытка проведения крестьянской реформы царскими властями.

В разгар этого восстания 29 июля общественный деятель, поэт, сын последнего владетельного князя Михаила Шервашидзе-Чачба Георгий был провозглашен владетельным князем Абхазии. Однако восстание было подавлено войсками под командованием Кутаисского генерал-губернатора князя Святополка-Мирского.

Георгий был отправлен на службу в Оренбургское казачье войско, а затем в Одесский военный округ. В 1872 году он вышел в отставку, но вернулся на службу через три года.

Георгий Чачба был адъютантом наместника на Кавказе, а затем в чине штаб-ротмистра служил в лейб-гвардии гусарском полку.

Возвращение

Право вернуться на родину поэт получил лишь в 1905 году. До того времени он проживал вместе со своей женой, дочерью действительного статского советника Еленой Андриевской, в Грузии, где играл большую роль в общественной и литературной жизни страны.

Георгий Чачба-Шервашидзе скончался 19 февраля 1918 года. Накануне смерти он оставил "обращение к братьям-абхазам", в котором призвал народ оставаться единым, не разобщаться по наущению завистников и клеветников, защищая дорого доставшуюся свободу, не отдавая ее в чужие руки и держась за свою самобытность.

Читайте также:

5081
Теги:
георгий чачба
По теме
Невероятные приключения абхазского челюскинца Николая Чачба
Валентина Чачба рассказала, как отец охотился на белых медведей, чтобы спасти челюскинцев

"Дюна": возможно, последняя грандиозная кинопремьера в новейшей истории

100
(обновлено 11:10 17.09.2021)
Премьеру фильма "Дюна" много раз переносили. За это время все уже успели что-то услышать о картине, но не до конца понятно, что же ждет зрителя в момент релиза.

После ажитации на Венецианском кинофестивале (вне конкурса, но все же со звездами на красной дорожке) поступили противоречивые отзывы критиков. О том, почему выход в прокат одного полнометражного фильма так много значит для целой индустрии и что нужно знать об этой ленте перед просмотром, читайте в материале Егора Беликова для РИА Новости.

Подготовка к переезду на Арракис

Прежде всего "Дюна" — не совсем тот блокбастер, в смысле крупнобюджетный фильм, к которым зритель привык за последние несколько лет. Здесь режиссер Дени Вильнев (а он вообще не прогибается под изменчивый мир), несмотря на доступ к большим студийным бюджетам, не наводняет экранное действие бессмысленным и беспощадным экшеном и отсылками к предыдущим частям. Хотя это просто потому, что ранее подобных фильмов не было — этот первый.

Пусть студия Warner Bros. и мечтала, что благодаря правам на экранизацию могучего фантастического литературного цикла Фрэнка Герберта вырастет мультимедийная вселенная, Вильнев решил под зрителя по большей части не подстраиваться, а снять ленту в стиле классической — максимально неторопливой — киноэпопеи наподобие "Лоуренса Аравийского". И к этому нужно быть готовым.

Заседание герцога Атрейдеса

Сюжет романа в фильме упрощают, но все же пересказывают доходчиво. Наверное, в данном случае пригодится некий словарик терминов и понятий, которых в картине, посвященной разросшемуся на всю вселенную человечеству, слишком много.

Арракис — пустынная планета с тяжелыми условиями существования.

Меланж, специя — вещество (выдуманное, разумеется), которое добывают в песках Арракиса, психоактивное и очень ценное — как нефть будущего.

Шай-Хулуд — гигантский червяк, что водится на том же Арракисе и мешает добывать меланж.

Бене Гессерит — тайный женский евгенический орден, который ведет сложную работу по выведению юноши-пророка по имени Квизац Хадерах. Там же представителей знатных домов обучают дару убеждения — Голосу.

Атрейдесы — герцогский род, которому император однажды отдает в управление планету Арракис. Состоит из герцога Лето (Оскар Айзек), его наложницы и матери ребенка, состоящей в Бене Гессерит леди Джессики (Ребекка Фергюсон), а также подающего надежды наследника-тинейджера Пола (Тимоти Шаламе) — есть ощущение, что он и есть Квизац Хадерах. Все они переезжают на Арракис.

Харконнены — знатный и злодейский дом, ранее управлял планетой Арракис и попытается после назначения туда Атрейдесов вернуть себе при помощи нечестной многоходовочки эту кормушку.

Фримены — арракисские аборигены, живущие в пустыне, боготворящие Шай-Хулудов и потребляющие растворенный в воздухе меланж (вследствие чего посинели белки глаз). Среди них — загадочная девушка Чани (Зендая), которая постоянно снится страдающему от снотворческих пророчеств Полу.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Венецианский кинофестиваль. День третий

Если у вас все это уложится, дальше "Дюна" дается просто. Главным героем оказывается Пол, он становится заложником ситуации: именно его привилегированная семья попадает на мистическую планету, где можно неслабо подзаработать. С этим, правда, связан риск мести Харконненов — и еще сложно выстроить вменяемые отношения с фрименами.

К сожалению, всю эту изысканно придуманную Гербертом геополитику и философию в кино сводят к истории очередного избранного (вроде Гарри Поттера), который попадает в уникальные обстоятельства — по колено в меланжевый песок. Наверное, от "Дюны" можно было бы ожидать большего.

Меланжевая казна

И в этом, как кажется, главная проблема — возможное падение ниже уровня неоправданных ожиданий. Это в среднем неплохой фильм. Может, не лучший у Дени Вильнева, прославившегося умными блокбастерами, такими как "Прибытие" или "Бегущий по лезвию 2049". Все же лента завораживает (хотя бы иногда, в моментах) причудливой пустынной магией, эксплуатирует нашу извечную тягу к дальним странствиям, познанию неизвестных, наверняка чарующих, земель.

  • Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
  • Дэйв Батиста в фильме "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
  • Кадр из фильма "Дюна"
    © Foto / Warner Bros
1 / 3
© Foto / Warner Bros
Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"

Но, наверное, из "Дюны" не получится прорыва, хотя продавали ее мировой киноаудитории именно так.

В этом смысле "Дюна" вполне может стать последним мегаломанским проектом олдскульного Голливуда. Warner Bros. — одна из немногих студий-мейджоров, хотя бы пытающихся не меняться в угоду стриминговому буму. Впрочем, и там все чаще делают гибридные релизы, когда фильм сначала выходит в умирающих от недостатка аудитории кинотеатрах, а потом — онлайн в HBO Max.

Надежда студии — на то, что из "Дюны" вырастет целый франчайз, а ведь это не такое уж кино для всех. И если картина все же недособерет кассу, то, вполне возможно, и другие компании не решатся вкладываться в подобные проекты. Но все эти выводы делать придется через пару месяцев. А пока вполне стоит рискнуть и попытаться выручить "Дюну" из ее положения рублем — авось и вырастет из этого любопытная серия фильмов и сериалов.

 

100

Полет над Абхазией: соревнования по парашютному спорту

0
(обновлено 17:02 18.09.2021)
В аэропорту Бабушара в субботу 18 сентября открылись международные соревнования по парашютному спорту.

Соревнования ветеранов парашютного спорта Советского Союза, ветеранов боевых действий и парашютистов авиационных ведомств России проходят в двадцать третий раз.

В соревнованиях участвует порядка пятидесяти человек из Белоруссии, Казахстана, России. Как рассказал главный судья чемпионата Анатолий Сырныч, планировался приезд команд из Молдавии и Прибалтики, но из-за пандемии они не смогли этого сделать. 21 сентября будет проходить финал чемпионата на Площади Свободы в Сухуме.

"В супер-финале будут выступать самые лучшие парашютисты. Всего у нас будет три этапа, если будет погода, то 20 сентября будут еще прыжки в Ткуарчале", - заметил главный судья чемпионата.

В этом году в чемпионате впервые принимает участие и абхазская команда, которая представляет экстрим-клуб "Skycom", созданный два года назад.

Капитан абхазской команды Светлана Ильина сказала, что впервые представлять Абхазию на чемпионате по парашютному спорту очень ответственно, и все спортсмены готовы показать наилучшие результаты.

0
  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Парашютисты, представляющие Абхазию, Россию, Белоруссию и Казахстан приехали в республику, чтобы принять участие в соревновании ветеранов парашютного спорта.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В чемпионате принимают участие десять команд и около пятидесяти парашютистов.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В первый день соревнований в аэропорту Бабушеры спортсмены прыгали на точность с высоты в тысячу метров.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Главный судья Анатолий Сырныч наблюдает за приземлением парашютистов.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Судьи оценивают первые показатели участников чемпионата.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    По признанию спортсменов, погода выдалась благополучной для прыжков.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Приземление участника российской команды.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Парашютисты поздравляют друг друга с удачной попыткой.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Участники чемпионата – опытные парашютисты, за плечами которых сотни прыжков.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    В этом году в чемпионате впервые принимает участие и абхазская команда, которая представляет экстрим-клуб "Skycom", созданный два года назад.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    После прыжка парашютисты собирают снаряжения.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Если не будет дождя, то 20 сентября планируются прыжки в Ткуарчале.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Среди участников чемпионата немало женщин.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Соревнования ветеранов парашютного спорта Советского Союза, ветеранов боевых действий и парашютистов авиационных ведомств России проходят в двадцать третий раз.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    Организаторы планировали приезд команд из Молдавии и Прибалтики, но из-за пандемии они не смогли этого сделать.

  • © Sputnik / Томас Тхайцук

    21 сентября будет проходить финал чемпионата на Площади Свободы в Сухуме.