Советский и российский композитор, народный артист РСФСР Микаэл Леонович Таривердиев.

Абхазское вдохновение великого композитора: к 90-летию Микаэла Таривердиева

587
(обновлено 08:08 15.08.2021)
Выдающийся советский и российский композитор Микаэл Таривердиев родился 90 лет назад – 15 августа 1931 года.

Музыкант тесно был связан с Абхазией, в республику он приезжал каждый год, и по признанию его супруги, именно здесь он написал большинство своих произведений.

Микаэл Таривердиев написал музыку более чем к 130 фильмам и спектаклям, он автор множества песен и романсов, четырех балетов и опер, а также нескольких концертных произведений.

Таривердиева не стало 25 июля 1996 года, в день памяти композитора Sputnik Абхазия рассказывает, что связывало его с республикой.

Бадрака Авидзба, Sputnik

Все началось с Пицунды

В творчестве Микаэла Таривердиева многое связано с Абхазией, в республике композитор находил вдохновение для создания музыки, которая стала известна и любима не только в Советском Союзе, но и далеко за ее пределами.

Новый этап в музыкальном мире для композитора открылся в Пицунде.

Побывав в Пицундском храме, он услышал звучание органа в исполнении Людмилы Габрия-Галустян, начинающей тогда свою карьеру музыканта. Случайное впечатление стало началом его нового периода существования в музыке.

"Именно тогда, после этого впечатления, он написал свой первый концерт для органа "Кассандра", как будто предчувствуя драматическое развитие событий нашей истории, драматическую судьбу Абхазии, все, что происходило потом. Он всегда писал только то, что слышал внутри себя. Настал такой момент в его жизни, когда он стал слышать музыку внутри себя именно в звучании этого инструмента. С этого начинается поздний этап его творчества", — вспоминала вдова композитора Вера Таривердиева.

По ее словам, в Абхазии композитор написал очень много произведений, больше всего — в Сухуме.

А цикл на стихи Владимира Маяковского он пишет в Пицунде в 1959 году. Оригинала автографа нот не сохранилось. Зато чудом уцелела небольшая голубенькая нотная записная книжка с набросками и пометкой "К циклу "Памяти Маяковского".

"Удивительно приятно работается на берегу. Чудесно. И все-таки тоскливо мне что-то. Состояние, в общем, не очень новое, но его как-то заново остро чувствуешь. Грустно быть одному. А все-таки любопытно, как примут в Москве этот цикл. Неужели равнодушно. Цикады звенят, странно, никогда не замечал, что они звенят днем", — писал Таривердиев.

Великий классик

Заслуженный артист Абхазии, органист Лука Гаделия признается, что имя Микаэла Таривердиева очень значимое, в особенности для тех, кто играет на органе, - подавляющее большинство из них исполняют его сочинения.

"Он известен как композитор, который писал непосредственно для органа. Первое мое знакомство с музыкой Микаэла Леоновича произошло в детстве, когда я смотрел фильм "Семнадцать мгновений весны". Все мелодии на слуху, они узнаются с первых нот, позже мне стало интересно, кто же написал эту прекрасную музыку. Так я познакомился с его творчеством, потом были другие фильмы, где звучит его музыка, это "Ирония судьбы или с легким паром" и многие другие", - говорит Гаделия.

Лука Гаделия подчеркнул, что композиции, написанные Микаэлом Таривердиевым к кинолентам, гениальные и неподражаемые, при этом его камерная музыка не столь популярна.

"Наверное, она и не должна быть также популярна, как его кинотворчество. Все-таки оно направлено на широкую массу, а камерное творчество очень лиричное, интимное, интересное. Что касается органных произведений, то я их очень люблю, я играю и знаменитый концерт для органа "Кассандра", - рассказал музыкант.

Гаделия рассказал, что пять лет назад отмечалось сорокалетие Пицундского органа, на один из концертов пригласили супругу композитора Веру Таривердиеву.

"Концерт полностью был составлен из музыки Микаэла Леоновича, были и оригинальные произведения и транскрипции. В тот вечер прозвучал концерт для голоса и оркестра в моем переложении, который не звучал более тридцати лет, он был исполнен один раз при жизни Таривердиева в зале Чайковского. Дальше он ушел в забвение, ноты не были изданы, Вера Таривердиева предоставила мне партитуру, и я сделал органное сопровождение, которое мы исполнили с Кристиной Эшба", - поделился Лука Гаделия.  

С вдовой Макаэла Таривердиева абхазский органист познакомился на международном конкурсе, который традиционный проводится с 1999 года.

"Это конкурс имени Микаэла Леоновича, председателем которого является Вера Таривердиева. Мне, как молодому музыканту, естественно хотелось поучаствовать в конкурсе, на нем я удостоился специального приза "Вера, надежда, любовь", это было в 2009 или 2010. С тех пор мы с Верой общаемся, по возможности поддерживаем контакты. Хочу сказать, что конкурс прекрасный, на нем собирается очень много музыкантов, жюри международное. Это праздник музыки, когда забываешь о том, что это конкурс, что ты с кем-то соревнуешься", - заметил он.

Музыка, направленная к душе

Говоря об особенностях творчества Микаэла Таривердиева, Лука Гаделия подчеркнул, что многие композиторы XX века тяготели к математическим формулам в музыке, чего нельзя сказать о Таривердиеве.

"Композиторы тяготели к математическим формулам в музыке, к каким-то структурам, больше был аналитический склад. Это абсолютная противоположность Микаэлу Таривердиеву, он творил от сердца, и его музыка была направлена к человеку, к его душе. Даже в произведениях, которые звучат не в фильмах, а написаны для академических музыкантов, они все ровно абсолютно душевные, лиричные, мелодичные. Он гениальный мелодист и этот свой дар привнес во все свои сферы творчества", - подчеркнул музыкант.

Такая особенность связана с тем, что Таривердиев был открытым, душевным человеком, который очень любил жизнь, умел общаться, дружить.

"Он был кавказцем, у него был определенный дар экспрессии, эмоциональность. Поэтому, мне кажется, что тут все сложилось, поэтому он просто творил и писал ту музыку, которую чувствовал очень тонко", - сказал он.  

 Советский и российский композитор, народный артист РСФСР Микаэл Леонович Таривердиев.
© Sputnik / Борис Кауфман
Советский и российский композитор, народный артист РСФСР Микаэл Леонович Таривердиев.

Любовь к Сухуму

Микаэл Таривердиев с детства бывал в Сухуме. В семидесятые годы он стал ездить в Дом творчества композиторов "Лиле". В то время туда ездили Родион Щедрин и Майя Плисецкая, с которыми его связывала дружба.

В книге Таривердиева "Я просто живу" написано немало о его любимом месте — Сухуме, о том, как он проводил время в городе и какую музыку писал. Абхазия стала родным местом не только для самого композитора, но и для его семьи, именно в Сухуме была крещена его супруга Вера.

Семья проводила много времени в республике, отдыхая в Пицунде и Сухуме.

Рано утром 25 июля 1996 года Микаэл Таривердиев в последний раз вышел на балкон дома творчества "Актер" в Сочи и смотрел в сторону Абхазии. "Это был последний взгляд. Последний пейзаж. И это был его выбор. Место, откуда он ушел", — рассказывала вдова композитора.

587

Съемки полнометражного фильма про Чебурашку начались в Сочи

64
(обновлено 10:34 21.09.2021)
По сюжету картины, Чебурашка - не плюшевая игрушка, а настоящий мохнатый зверек, который живет в апельсиновой роще в далекой стране, чудесным образом он попадает в маленький город у моря, где его ждут удивительные встречи.

СУХУМ, 20 сен - Sputnik. Съемки полнометражного фильма про Чебурашку начались в Сочи, в нем герой предстанет в виде настоящего зверя, а не игрушки, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании "Централ Партнершип".

"Съемки долгожданной полнометражной истории про легендарного ушастого героя — фильма "Чебурашка" студий Yellow, Black and White и Start при участии киностудии "Союзмультфильм", телеканалов Россия (ВГТРК) и СТС — начались в Сочи. Для создания атмосферы сказочного безвременья авторы фильма выбрали живописные локации: парк "Дендрарий", морская набережная, санаторий "Орджоникидзе". Съемки также пройдут в Кисловодске и Пятигорске. После съемок натуры группа продолжит снимать в декорациях в Москве", – говорится в сообщении пресс-службы.

Режиссер картины - Дмитрий Дьяченко, который снял такие фильмы как "О чем говорят мужчины", "Кухня в Париже", "Последний Богатырь". Роль Гены, который в полном метре будет не совсем крокодилом, исполнит Сергей Гармаш.

"В простой истории про потерявшегося экзотического зверька заложено гораздо больше смыслов, чем можно ожидать. Это история о поиске семьи, друзей, но скорее, это глубокая история о родителях и детях, история о прощении. Сценарий получился смешной, остроумный и при этом очень трогательный. Я уверен, что этот фильм будет интересен и детям, и взрослым, особенно тем, кто жил в Советском Союзе, вырос с оригинальным мультфильмом про Чебурашку. Это фильм – дань памяти нашему детству, нашим родителям, дань памяти ушедшей эпохе", - сказал Дьяченко, которого процитировали в пресс-службе.

Гармаш в свою очередь отметил, что новый Чебурашка остался практически таким же, каким он знаком зрителям советского мультфильма.

"Пожалуй, это единственный аутентичный персонаж фильма, который из двухмерного анимационного пространства попадает в кино. Остальных героев играют люди, но отдельные черты персонажей и имена, думаю, многим покажутся знакомыми. Мне кажется, у нас получится необыкновенный проект, местами неожиданный, поэтому обязательно посмотрите его в кино", - добавил Гармаш.

По сюжету картины, Чебурашка - не плюшевая игрушка, а настоящий мохнатый зверек, который живет в апельсиновой роще в далекой стране. Удивительным образом он попадает в маленький город у моря, где встречает самых разных героев, среди которых необщительный старик, не умеющий разговаривать мальчик и его мама, странная тетя, которая хочет купить Чебурашку своей внучке, и многие другие.

Ранее пресс-служба "Союзмультфильма" сообщала, что полнометражный художественный фильм о Чебурашке планируется к выходу 1 января 2023 года.

64
Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Георгий Чачба: наследник престола, писатель и изгнанник

5592
(обновлено 17:43 17.09.2021)
Первый абхазский писатель, сын последнего владетельного князя Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе родился 175 лет назад в селе Лыхны.

Георгий Чачба-Шервашидзе родился в 1846 году в семье последнего владетельного князя Абхазии генерал-адъютанта Михаила Шервашидзе и Александры Георгиевны Дадиани.

Sputnik, Бадрак Авидзба

Защитник абхазских интересов

Георгий Михайлович Чачба-Шервашидзе – первый абхазский писатель, поэт и публицист. Он писал на грузинском и русском языках произведения, носившие национальный характер и ставшие неотъемлемой частью абхазской литературы.

Сухум 1908.
© Фото : из архива Анзора Агумаа

Георгий Чачба не писал на родном языке не потому, что не знал его - в тот период не было национальной литературы, отсутствовала литературная и творческая среда, в которую он мог бы влиться как один из писателей и поэтов, утверждает Народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа.

"Георгий Чачба был незаурядной личностью и в истории, и в культуре нашего народа. Его судьба была тяжелой, особенно после Лыхненского восстания 1866 года, когда ему пришлось жить вне Абхазии, большей частью в грузинской среде. Он прекрасно владел абхазским, грузинским и русским языками. На грузинском и русском он писал свои художественные произведения. В те времена в Абхазии еще не было творческой и научной среды", — рассказал Ласуриа.

В грузинской среде его уважали и чтили как абхаза, так как он часто выступал защитником абхазских интересов и интересов народов Кавказа.

Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.
© Foto / public domaine
Георгий Дмитриевич Чачба-Шервашидзе на костюмированном балу 1903 года.

Георгий Чачба за свою жизнь написал не так много стихотворений, из них самым любимым для абхазских читателей стало произведение "Уарада", переведенное с грузинского языка на абхазский Народным поэтом Абхазии Багратом Шинкуба.

"Его стихи прекрасны, особенно хочу отметить то, которое перевел Баграт Шинкуба, это бессмертное "Уарада", где он выразил свою любовь и свое горе из-за разлуки с Абхазией", — добавил Ласуриа.

Все произведения, написанные Георгием Чачба, были переведены на абхазский язык поэтом, литературным критиком Борисом Гургулия.

Георгий Чачба был хорошо образован, помимо абхазского, грузинского и русского, он владел турецким, английским, французским, немецким языками.

Академик Симон Джанашиа отозвался о стихотворении "Уарада" как о шедевре, зародившемся на почве "глубокого чувства и понимания своеобразия родной среды".

Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.
© Foto / Public domain
Георгий Михаилович Шервашидзе-Чачба.

Наследник престола

В 1864 году Абхазское княжество было упразднено, и отец Георгия Михаил был сослан в Воронеж. В 1866 году народный сход, начавшийся 26 июля на историческом месте Лыхнашта, перерос в восстание, получившее в исторической науке название Лыхненское восстание.

Восстанию способствовало то, что в 1864 году Абхазское княжество было упразднено, к тому же на это время пришлось окончание Кавказской войны, и значительная часть горцев западного Кавказа была вынуждена покинуть свою родину. Еще одним фактором, способствовавшим народному волнению, стала попытка проведения крестьянской реформы царскими властями.

В разгар этого восстания 29 июля общественный деятель, поэт, сын последнего владетельного князя Михаила Шервашидзе-Чачба Георгий был провозглашен владетельным князем Абхазии. Однако восстание было подавлено войсками под командованием Кутаисского генерал-губернатора князя Святополка-Мирского.

Георгий был отправлен на службу в Оренбургское казачье войско, а затем в Одесский военный округ. В 1872 году он вышел в отставку, но вернулся на службу через три года.

Георгий Чачба был адъютантом наместника на Кавказе, а затем в чине штаб-ротмистра служил в лейб-гвардии гусарском полку.

Возвращение

Право вернуться на родину поэт получил лишь в 1905 году. До того времени он проживал вместе со своей женой, дочерью действительного статского советника Еленой Андриевской, в Грузии, где играл большую роль в общественной и литературной жизни страны.

Георгий Чачба-Шервашидзе скончался 19 февраля 1918 года. Накануне смерти он оставил "обращение к братьям-абхазам", в котором призвал народ оставаться единым, не разобщаться по наущению завистников и клеветников, защищая дорого доставшуюся свободу, не отдавая ее в чужие руки и держась за свою самобытность.

Читайте также:

5592
Теги:
георгий чачба
По теме
Невероятные приключения абхазского челюскинца Николая Чачба
Валентина Чачба рассказала, как отец охотился на белых медведей, чтобы спасти челюскинцев

Такие обстоятельства: Бондаренко о квотах по вылову хамсы в осенне-зимнюю путину

0
(обновлено 11:12 21.09.2021)
О перспективах хамсовой путины в Абхазии и о квоте, рекомендованной к вылову в осенне-зимнюю путину 2021-2022 годов, в эфире радио Sputnik своим мнением поделился Альберт Бондаренко, президент Федерации рыболовного и охотничьего спорта республики.
Бондаренко о квотах по вылову хамсы в осенне-зимний период

Седьмая сессия абхазо-российской комиссии по рыбному хозяйству завершила свою работу подписанием протокола, в котором, в частности, определены объемы рекомендованного вылова хамсы в осенне-зимнюю путину 2021-2022 годов.

Общедопустимый улов на предстоящую хамсовую путину 31 тысяча тонн и рекомендованный вылов – 25 тысяч тонн при общем запасе в 90 тысяч тонн.

Решение седьмой сессии абхазо-российской комиссии по рыбному хозяйству вступит в силу после принятия постановления Кабинетом министров Абхазии.

"Мне кажется, это максимальное количество хамсы, которую можно вылавливать у Черноморского побережья, потому как еще с советских времен проводимые исследования говорят о том, что от общего объема можно вылавливать не более 25%. Ни в коем случае не больше, иначе поголовье хамса будет значительно уменьшаться, что у нас произошло два года назад, когда рекомендациями было выдано 22-25 тысяч тонн, а мы выловили 70 тысяч тонн. Один год море было полупустое. В прошлом году хамсовая путина как таковая не состоялась, потому что был перевылов хамсы, и не было остальной рыбы. Если мы не будем следовать правилам, мы увидим пустое море", - отметил Бондаренко.     

Президент Федерации рыболовного и охотничьего спорта республики поделился своим прогнозом на вылов хамсы на этот год.

"Я думаю, что в этом году вылов будет проходит так же, как и все остальные годы, потому что ни одного эколога,  который может контролировать количество выловленной рыбы, не присутствует на корабле. Ни один эколог никогда не присутствовал на заводах при отгрузке рыбы. Огромнейшее количество заводов нерентабельно, если каждому дадут по четыре или пять тысяч тонн. Чтобы завод проработал в ноль, им надо семь-восемь тысяч тонн переработать. Тут простая математика. Нужно умножить семь-восемь тысяч тон на количество заводов, и мы увидим ту квоту, которую они должны выловить, чтоб заплатить просто за свет, зарплаты", - сказал Бондаренко.  

Полную версию интервью слушайте в аудиофайле.    

0