Квитанция

Бюджет бюджетников: будет ли повышение зарплат в Абхазии качественным

3048
(обновлено 10:36 21.06.2019)
О том, кому в Абхазии поднимут заработную плату, кто останется в стороне и как к изменениям относятся сами работники, читайте в материале Sputnik.

Асмат Цвижба, Sputnik.

Повезет не всем

Уже в этом году работники государственных структур Абхазии могут рассчитывать на повышение заработной платы. Надбавка к зарплате произойдет по поручению президента Рауля Хаджимба в рамках Соглашения между Абхазией и Россией от 2015 года. Постановление вступит в силу после того, как предложенную Кабинетом министров поправку в закон "О бюджете" примут депутаты Народного Собрания.

По словам заместителя министра финансов республики Ирмы Амичба, изменения в первую очередь коснутся тех, чья зарплата не достигает принятых в Абхазии предельных значений.

"Если рассматривать заработную плату в районах, то она разная. Берется средняя зарплата по итогам 2018 года. У нас есть определенные целевые показатели, которые приняты в соответствии с соглашением. Там, где в 2018 году заработная плата была ниже установленных целевых значений, тем категориям мы повышаем заработную плату", -  объяснила она.

На увеличение зарплаты сотрудникам сферы здравоохранения будет выделено более 15 миллионов рублей, работникам культуры, искусства и СМИ – более четырех миллионов рублей. Зарплатные фонды физической культуры, спорта и молодежной политики пополнятся на два миллиона рублей, социальной политики - на один миллион рублей. Сумма дотаций местным бюджетам составит 87 миллионов 500 тысяч рублей.

Врачебные тайны

Предполагается, что в здравоохранении рост зарплат будет до 50 процентов. Начнут с районов, где средний оклад сильно отличается от столичных показателей.

Хирург-эндоскопист Инал Абашидзе работает в Гудаутской центральной районной больнице уже два года. Принимает пациентов ежедневно с 9:00 до 19:00, еще на нем семь дежурств в месяц. Оклад – 5 400 рублей.

По словам хирурга, о размере зарплаты при выборе профессии он не задумывался. Работать в медицине он мечтал с детства была. Окончив ординатуру и курсы повышения квалификации, молодой специалист вернулся в родной город, хотя предложения о работе поступали из краснодарских и ростовских больниц, где зарплата выше в несколько раз, чем в Абхазии.

"Думаю, молодежь должна возвращаться и помогать своей стране. Если мы все будем говорить, что у нас маленькая зарплата и бежать отсюда, то ничего хорошего здесь никогда не будет", - считает он.

Терпения хватает не всем, многие его коллеги не устояли перед привлекательными предложениями зарубежных работодателей.

Инал их не осуждает. С появлением собственной семьи работать, не думая о материальной стороне, стало куда сложнее. Пришлось искать подработку в столице. Хирургу удалось получить еще четыре дежурства в Республиканской больнице и прибавку к зарплате в 6000 рублей.

"Очень тяжело совмещать работу в двух местах, особенно в нашей профессии, но приходится, чтобы что-то заработать. Так делают почти все мои коллеги", -  объясняет он.

Работа в двух местах, 11 дежурств и чуть больше 11 тысяч в месяц. Часть зарплаты уходит в семью, другую "съедает" сезон свадеб – отказаться от приглашения нельзя.

- Ну, а как вы выкручиваетесь? У вас же маленький ребенок.

- А что делать? Как-то выкручиваемся. Помогают родственники, друг другу помогаем. Бывает, что занимаем до зарплаты, потом возвращаем.

Обвинять врачей в предоставлении платных услуг несправедливо, считает Инал.

"Я понимаю своих коллег. Если государство тебе не платит, то приходится самому выкручиваться, но это не должно влиять на качество профессии. Врач должен так же трепетно и ответственно подходить к пациенту", - добавил он.

По его мнению, надбавка станет приятным бонусом, но не сильно изменит качество жизни врачей Абхазии.

"Прогресс – это, конечно, хорошо. Но зарплата должна формироваться, учитывая современные абхазские реалии и менталитет. Хотелось бы, чтобы оклад соответствовал зарплатам соседних государств или был хотя бы 15-20 тысяч рублей. Чтобы мои коллеги не смотрели на пациентов с мыслью о том, сколько заработать", – считает он.

Амичба о повышении зарплат бюджетникам Абхазии: коснется не всех>>

Недетские проблемы

Чуть меньше повезло работникам сферы образования. Сотрудникам дошкольных учреждений стоит ожидать повышение в пределах 33-х процентов. Принцип тот же, первые на очереди - районы.

Студентка четвертого курса педагогического факультета АГУ Рузанна Кесян уже десять месяцев работает помощником воспитателя в гулрыпшском детском саде "Сказка". Ее месячный оклад чуть больше "медицинского" – 8 375 рублей. 

Работает она пять дней в неделю, на зарплату сильно не жалуется – у некоторых в Гулрыпше и того нет. Смущает Рузанну другая несправедливость.

"В Гулрыпше и в столице зарплаты сильно отличаются друг от друга. Но мы ведь ходим в те же магазины, одеваемся там же, пользуемся одним транспортом. Траты такие же, но зарплаты в центре примерно на 50 процентов выше. Непонятно, почему", - недоумевает она.

Переезжать в столицу за большей зарплатой девушка не стала – высокая конкуренция за место и от дома далеко. 

Рузанна замужем, воспитывает пятилетнюю дочку. В семье работает и муж, но совместной зарплаты супругов все равно не хватает. Основная часть бюджета уходит на продукты.

"Раньше у нас было свое мясо, теперь мы его покупаем. Моей зарплаты хватает максимум на то, чтобы сходить в магазин и купить продукты на неделю два раза. Большой плюс в том, что мы мало платим за свет и не платим за воду, так как живем в селе", - объясняет она.

Домашнее хозяйство и продажа мандаринов – подспорье для семьи. Но в этом году "оранжевый бизнес" не принес практически никаких плодов. Наоборот – пришлось потратить часть семейного бюджета на лечение деревьев от мраморного клопа.

На государство Рузанна не жалуется. По ее мнению, госструктуры делают все, что в их силах, чтобы улучшить жизнь населения.

"Но таких, как мы (работники дошкольных учреждений – ред.) много. Мы, конечно, хотели бы, чтобы зарплата была выше, но и медики работают за маленькую зарплату. Видимо, не получается, всем сразу на много поднять", - предполагает она.

Поднять выплаты: увеличится ли бюджет пенсионного фонда Абхазии>>

Большие надежды на новую зарплату воспитатель не возлагает.

"Думаю, одновременно с зарплатой поднимутся и цены на продукты. Может, сумма будет не существенная, но все же приятно", – добавила она.

"Пятерочка" для науки

А вот людям науки придется довольствоваться пятипроцентным ростом зарплаты.

"Лучше уж ничего не прибавляли, чем такую сумму", - настроена категорично научный сотрудник АбИГИ Астанда Хашба.

Астанда работает в АбИГИ десять лет. Начинала с оклада в 2500 рублей, сейчас получает 7000 рублей. Последний раз надбавка была более пяти лет назад.

У Астанды трое детей, двое из них дошкольники. Признается, что ее вклад в семейный бюджет практически не ощущается, вся надежда на заработок мужа.

"Моя зарплата хватает максимум на то, чтобы купить две пары обуви для детей. А если в семье наукой занимаются и муж, и жена, то будет очень сложно", - добавила она.

Свою профессию Астанда любит и бросать ее из-за низкой зарплаты не собирается. Но таких энтузиазстов в Абхазии остается все меньше. По словам Астанды, молодые ученые-аспиранты все чаще меняют профессию, уходят в туристическую сферу или частные предприятия. Не каждый может себе позволить заниматься любимым делом за 7000 рублей в месяц.

3048
Теги:
бюджетники

Проблемы в экономике и пути их решения: что обсуждали на круглом столе в Сухуме

165
Круглый стол, на котором обсудили экономические проблемы, состоялся в Сухуме 4 августа. О том, какие мнения прозвучали на встрече и какие пути экономического роста видят специалисты, читайте в материале Sputnik Абхазия.

В ходе встречи участники поделились своим мнением о современном состоянии абхазской экономики и что нужно сделать, чтобы она развивалась более эффективно.

Бадрак Авидзба, Sputnik

Пути развития 

Круглый стол открыл сотрудник Института экономики и права Ахра Аристава, который сообщил, что в связи с эпидемиологической ситуацией, было решено не проводить масштабного мероприятия с участием большого количества специалистов в области экономики.

"Я рассчитываю на то, что эпидемиологическая ситуация улучшится и мы в конце года проведем большую национальную экономическую конференцию. Тема нашего сегодняшнего круглого стола – это, какие меры мы можем предпринять, чтобы ускорить нашу экономику, что мы можем предложить", - подчеркнул он.

Специалист добавил, что уровень жизни, доходы населения, образование, медицина, наука в республике должны соответствовать стандартам, которые приняты во всем мире.

"С 2014 года, благодаря подписанному договору с Российской Федерацией, мы подключены к глобальному проекту – евразийская интеграция. Там договор не только с Россией, в преамбуле написано, что наша цель – интеграция в евразийское пространство. Наше государство должно соответствовать этим стандартам, и мы все хотим, чтобы стандарты доходов населения, образования, науки, культуры, обороны – соответствовали. Я считаю, что мы должны подумать, что мы можем предложить для того, чтобы выровняться с нашими соседями", - сказал Аристава.  

Затем, он предоставил слово руководителю общественной организации "Абхазское народное движение", бывшему министру экономики Абхазии Адгуру Ардзинба, который отметил, что задача по развитию экономики страны остается актуальной.

"Прежде чем говорить об экономическом развитии и о том, что мы хотим видеть впереди, время от времени нужно возвращаться к тому, с чего начинали. В рамках Советского союза мы просуществовали много лет, после его распада образовалось 15 стран членов ООН. Если взять ВВП на душу населения, то есть среди этих 15 стран, есть государства, где экономическая ситуация намного хуже, чем в Абхазии, это Таджикистан, Узбекистан, они заметно отстают даже от нас. Среди стран, которые имеют частичное признание, или вовсе не имеют признания странами членами ООН, то здесь Абхазия на первом месте, другие от нас отстают", - подчеркнул Ардзинба.

По его словам, это не говорит о том, что Абхазия достигла высокого уровня развития экономики, который мог бы устроить жителей.

"Номинальный ВВП на душу населения в Абхазии достигает порядка двух тысяч долларов США. Для сравнения, аналогичный показатель в Российской Федерации – порядка 11-12 тысяч долларов США", - заметил экономист.

Если Абхазия поставит перед собой цель увеличить экономическое развитие в четыре раза, то ей это удастся сделать, считает Адгур Ардзинба.

"Это реально учитывая нашу специфику, нашу экономическую составляющую. Развитие Абхазии ограничивают как внешние, так и внутренние факторы. На мой взгляд, мы не до конца избавились от внутренних ограничителей, для того, чтобы опускать руки и говорить о том, что есть внешние факторы, которые не дают нам развиваться. Внутренние ограничители связаны с рынком труда, системой образования, которая, к сожалению, пока не вполне дает продукт, который востребован на рынке труда", - сказал он.

Ставя перед собой задачу развития страны, необходимо параллельно заниматься и привлечением инвестиций, а также инвестициями в свое собственное население, чтобы оно было конкурентоспособным в новых условиях, отметил экс-министр экономики.

Неэффективные затраты и социальные сложности

Говоря о проблемах развития республики, директор Института экономики Заур Шалашаа сказал, что большую часть из них Абхазия может решить только при помощи стратегического партнера – России.

"В этом смысле я передаю мнение научного сообщества, системы Академии наук Абхазии, которая объединяет восемь научных центров и прежде всего АбИГИ. Когда заключают договора между Абхазией и Россией, наши власти недостаточно аргументированно доносят мнение нашего общества, в том числе научного сообщества", - сказал он.

Одним из факторов, который мешает эффективному развитию Абхазии экономист назвал раздутый чиновничий аппарат и аппарат судебной системы.

"Первое место занимает Абхазия по количеству судей на душу населения в сравнении с западноевропейскими странами, Россией, постсоветскими странами. В судебной системе и в чиновничьем аппарате очень много непроизводительных затрат мы производим. В этом плане мы не можем хвастаться, что у нас эффективное расходование бюджетных ресурсов", - сказал Шалашаа.    

Председатель комитета Народного Собрания по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам Натали Смыр оценила экономическое состояние страны как худшее за новейшую историю республики. 

"С точки зрения законодательства разработана стратегия развития Абхазии, там наши ученые все расписали, есть правила игры, по которым обязано жить государство. Экономику не надо развивать, ей не надо мешать развиваться, она развивается, когда все прописано, когда определены правила, нормативно-правовые акты", - заявила депутат.

Социальное положение граждан республики Смыр оценила как неудовлетворительное.

"Сейчас идет верстка бюджета на 2022 год, пенсия составляет 2500 рублей, прожиточный минимум – семь тысяч, минимальная оплата труда в бюджетной сфере начинается от двух тысяч и выше. Представляете, у людей есть две-три тысячи зарплата, хочу спросить, как должен жить человек? Сколько стоит сегодня ГСМ, ажиотаж на заправках. Нам предоставляли четкий план увеличения цены за один киловатт часов, было 40 копеек, есть термин, который часто повторяет президент – экономически обоснованная цена. Я хочу спросить, а что значит экономически обоснованная цена при пенсии в 2500 и при минимальной зарплате  в семь тысяч рублей, а как люди будут жить?", - задалась вопросом парламентарий.    

Натали Смыр считает, что необходимы инициативы по принятию законов, которые направлены на защиту граждан республики.

"Денежной единицей нашей страны признан рубль, у нас есть апсар, который является денежной единицей, но не находится в обращении. Банковская система относительно неплохо развита в Абхазии, есть и цифровые подписи, и документооборот налажен. Мы создали свою платежную систему "АПРА", она номинально существует, при этом денежное обращение у нас происходит наличными. Я считаю, что нужно было принять жесткое решение по безналичному расчету, когда ты расплачиваешься картой, деньги остаются в кассе, у тебя есть возможность проследить как происходят оплаты", - сказала депутат.

При десяти миллиардах в бюджете страны, проводить социальные проекты нельзя, поэтому она поддержала мнение Заура Шалашаа о необходимости оптимизации административного управленческого аппарата.

Бывший министр по налогам и сборам Абхазии Даур Курмазия считает, что налоговая политика государства должна основываться на теории с учетом опыта других стран.

"В Конституции нашей страны неоднократно говорится о социальном обеспечении населения страны, я считаю, что это и есть приоритет и это должно быть одной из важнейших задач государственной политики, в том числе налоговой. Можем ли мы позволить себе снижение налоговой нагрузки как инвестиционно привлекательную меру для развития экономики при том, что не можем обеспечить неснижение уровня доходов и исполнения социальных функций государства? Я считаю, что нет", - отметил он.

Одно из важнейших условий, налоговой политики, особенно в части предоставления льгот – принятие мер увеличение доходов граждан Абхазии, подчеркнул Даур Курмазия.  Для поднятия экономики Абхазии нужно пересмотреть правила взыскания налогов, считает он. 

"Представим себе, что некий гражданин получает доход 10 тысяч рублей, в частности наши преподаватели, которые выплачивают налог в 10%. Есть предприниматель, который извлекает доход в размере 100 тысяч рублей и выплачивает такой же налог в 10%", - говорит Курмазия.    

Он считает, что более справедливо и понятно для абхазского общества введение прогрессивной системы налогообложения, когда зарабатывающий больше, соответственно платит более высокий налог.

Во встрече принял участие действующий министр по налогам и сборам Абхазии Джансух Нанба, который отметил, что главная беда налоговиков состоит в том, что все еще отсутствует связка налоговой и банковской систем.

"Без этого как бы мы ни старались эффективности не будет. Это то, над чем мы продолжаем работать, я очень надеюсь, что с помощью нашего общества, которое может помочь консультациями, мы будем двигаться в этом направлении. Что касается казначейской системы, технологии, которые были использованы, позволили нам обрести достаточно серьезный государственный инструмент", - сказал Нанба.

До введения казначейской системы, министру финансов требовалось до одного месяца, чтобы получить объективную и достоверную информацию об остатках на бюджетных счетах районов и республиканского бюджета.

"Вы понимаете, что значит, когда в современном мире, когда человек управляет государственными средствами и у него нет достоверных сведений о том, где на каком счете какие средства, какие остатки, какие налоги остались и так далее. Сегодня система устроена таким образом, что все это находится в одном электронном пространстве. В режиме онлайн, каждый вечер происходит стыковка и загрузка банковских выписок в казначейскую систему, и уполномоченные на то специалисты, министр финансов, руководитель государства имеют возможность наблюдать, что произошло за день", - отметил он.

Круглый стол, на котором обсуждались вопросы, связанные с экономикой Абхазии, продолжался более двух часов, за это время его участники высказали различные мнения относительно путей, по которым могла бы развиваться экономика страны.

165

Названо число деклараций госслужащих, своевременно сданных в налоговую Абхазии

369
(обновлено 14:31 04.08.2021)
Закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и депутатами" с последними поправками вступил в силу 1 июля.

СУХУМ, 4 авг - Sputnik. В электронную базу данных Министерства по налогам и сборам Абхазии для дальнейшего опубликования на сайте занесены данные 774 декларантов. Об этом сообщается на сайте ведомства.

Обратились за получением логина и пароля для доступа к аккаунту в программе электронной базы данных 101 государственная организация.

Согласно закону, декларанты должны были сдать информацию в Министерство по налогам и сборам до 1 августа.

"Мы позволили отделам кадров получить доступ к определенной части нашего программного обеспечения для того, чтобы они могли внести в базу данных Министерства по налогам и сборам основные данные из деклараций", - ранее в интервью телеканалу Абаза-ТВ рассказал пресс-секретарь ведомства Георгий Габуния.

Он отметил, что на сегодняшний день "по некоторым объективным причинам" нет точных данных, сколько человек должны представить декларации. Известно только общее количество организаций".

Среди организаций, сдавших декларации в МНС - премьер-министр Абхазии, должностные лица и работники Аппарата Кабинета министров, Генеральный прокурор, должностные лица и работники органов прокуратуры, министр культуры, должностные лица и работники аппарата Министерства культуры, министр внутренних дел, должностные лица и работники органов внутренних дел и другие госорганизации.

Как рассказал на радио Sputnik Абхазия юрист Олег Басария, проблемы с реализацией закона "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и депутатами" есть и будут впредь.

По его словам, непонятно, как будет осуществляться проверка достоверности деклараций, так как сама процедура не прописана в законе.  

"Поэтому сложно говорить, какими механизмами будут пользоваться те структуры, на которые возложена эта обязанность. Я изначально высказывал мнение о том, что налоговая просто физически не справится с объемом той документации, которую им надо проверить. Я не сомневаюсь, что проверка будет выборочная - кого-то проверят, а кого-то нет. Еще вопросы вызывает качество проверки. Те, кого проверят, насколько эта проверка будет качественной, насколько действительно смогут собрать необходимую документацию", - отметил юрист.

Закон "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и депутатами" с последними поправками вступил в силу 1 июля. 

Согласно нему, должностными лицами признаются госслужащие, которые выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные и контрольно-надзорные функций. Именно эти категорий обязаны сдавать деклараций о своих доходах, расходах, об имуществе.

До 1 августа должностные лица и депутаты должны были сдать информацию в Министерство по налогам и сборам. Чиновник, который не подал декларацию или предоставил недостоверную информацию, согласно закону, может быть уволен и привлечен к ответственности. 

369

Учения ВМС США Large Scale Exercise 2021: хватит ли сил на Черное море?

0
(обновлено 19:35 04.08.2021)
Военно-морских сил США совершенно недостаточно для полного контроля над Мировым океаном, не говоря уже об "устрашении" главных противников в Европе и Азии на море – ВМФ России и ВМС Китая – силами 36 кораблей и трех дивизий морской пехоты.

Александр Хроленко

Соединенные Штаты 3 августа начали крупнейшие за последние 40 лет учения ВМС Large Scale Exercise 2021, которые охватывают пять военно-морских объединений (оперативных флотов), три соединения Корпуса морской пехоты США, и 17 часовых поясов. Задействованы 25 тыс. военнослужащих. Маневры продлятся до 16 августа.

По информации издания Stars and Stripes, мероприятия Large Scale Exercise 2021 (LSE) – первые в 21 веке корабельные и десантные учения американского флота, сопоставимые по масштабу с маневрами ВМС НАТО Ocean Venture 1981 года. В планах – отработка морских сражений на большом пространстве, поиск "противника" в океане, его обнаружение и уничтожение, включая условное применение ядерного оружия. Это возвращение к стандартам холодной войны, демонстрация "решимости и новых возможностей", сигнал России и Китаю о том, что Америка может одновременно воевать на нескольких фронтах. Точнее – "решать проблемы в Черном море, восточной части Средиземного моря, Южно-Китайском море и Восточно-Китайском море, сводя на нет усилия по ослаблению американских вооруженных сил".

В ходе LSE 2021 американские ВМС должны продемонстрировать гибкость разнообразных морских (DMO), экспедиционных (EABO) и прибрежных операций в оспариваемой среде (LOCE), а также готовность к ведению боевых действий высокого уровня. Предполагается, что американские моряки (и морские пехотинцы, которые ранее получили пинка в Афганистане) готовы сражаться с высокотехнологичным противником, противостоять ударам высокоточного оружия.

Американские стратеги считают, что можно "сокрушить изощренного противника" под единым командованием одновременными высокоточными ударами "из всех областей одновременно, включая воздух, сушу, море, космос и кибернетику". Обновленная концепция совместных боевых действий ВМС, вроде бы, учитывает и "спорную логистику" (уязвимость транспортных коммуникаций), с которой США не сталкивались со времен Второй мировой войны. С интересом понаблюдаем за воплощением замыслов и планов.

Легенды и реальность

Командующий 6-м флотом США вице-адмирал Джин Блэк ранее заявил: "LSE проверит наших командиров по всему спектру военно-морских операций от тактических до стратегических, интегрируя корпус морской пехоты, чтобы продемонстрировать способность флота проводить скоординированные операции от открытого океана до побережья".

И все же, у специалистов вызывает большие сомнения возможность американского флота силами 36 кораблей и трех соединений морской пехоты доминировать одновременно в Черном, Средиземном, Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, не говоря уже о Мировом океане в целом. По темпам, цифрам и качеству развития ВМС США отстают от потенциальных противников. "Голливудские" возможности американских авианосных ударных групп нивелируются противодействием авиации, субмарин, противокорабельных береговых ракетных комплексов и столь же эффективных средств ПВО-ПРО.

По данным западных аналитиков, военные флоты Китая и России имеют абсолютное количественное превосходство на море – 1380 кораблей и судов против 490 американских. Американские ВМС по количеству кораблей занимают лишь четвертое место в мире (490 единиц) – после военных флотов КНР (777 единиц), РФ (603 единицы) и КНДР (492 единицы).

По информации Пентагона, в составе ВМС находится 297 боевых кораблей, а у Китая – 335 надводных. Как бы то ни было, разница значительна. Если рассматривать суммарный тоннаж ВМС США, все не так плохо, но с учетом гиперзвукового высокоточного ракетного оружия, могущественных торпед, дальнобойных систем ПВО-ПРО России и Китая, американские авианосцы и ракетные эсминцы представляются легкими целями для гарантированного поражения. Напомню, гиперзвуковых ракет Пентагон не имеет.

Маневры LSE 2021 охватывают только ВМС США, но союзники и партнеры могут быть включены в будущие версии. Вероятно, "закрытость" американских маневров объясняется работой над ошибками, которые были допущены Пентагоном во время секретной стратегической игры (моделирования) в октябре 2020 года. По мнению заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джона Хайтена, осенняя игра "с треском провалилась", когда условный противник захватил инициативу в информационном пространстве, "отключил облако». Пентагон оказался не готов к действиям в децентрализованной среде. А высокотехнологичные вооруженные конфликты будущего удобной среды не обещают.

Путь в будущее

Начальник управления военно-морских операций ВМС США адмирал Майкл Гилдей вчера заявил, что маневры Large Scale Exercise 2021 позволят поэкспериментировать с концепциями ведения боевых действий, извлечь уроки на долгие годы. Интересен алгоритм подготовки к будущим битвам: «Концепция ведения войны станет основой всего, что мы покупаем, во что инвестируем, и она будет информировать о том, как нам сражаться».

Командующий Тихоокеанским флотом ВМС США адмирал Кристофер Грейди намерен в ходе учений LSE 2021 «развивать искусство и науку военно-морской войны», оценить экспериментальные технологии, использование объединенной боевой мощи нескольких военно-морских объединений – данных, оружия и платформ в спорных средах по всему миру.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли 2 августа заявил, что для подготовки к войне (которая неизбежна в силу исторической цикличности) Соединенные Штаты должны в ближайшие 10 лет освоить полсотни новых технологий, включая беспилотники с искусственным интеллектом.

На мой военно-морской взгляд, количество слов и пафос американских стратегов уводят в сторону от реальности глобального конфликта. Эксперименты и концепции явно преобладают над эффективностью боевых тренировок "на авиакрыле и подводных лодках, надводных кораблях и в киберподразделениях".

Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) ранее определил главные причины поражения в Афганистане: «Не хватает знания военной истории, существуют серьезные проблемы со стратегическим мышлением». Также упомянуты неспособность «связывать поставленные цели с требующимися усилиями», стремление создать «плацдарм против России, Китая и Ирана», «гордыня, обусловленная статусом сверхдержавы, обладающей военным превосходством». Вывод: военачальники и гражданские чиновники США «трагическим образом заблуждались».

Мне кажется, эта история повторяется в Мировом океане. Планы глобальных учений ВМС США Large Scale Exercise 2021 не учитывают реальности гибкого противодействия вероятного противника – с высокоточным ракетным оружием (не говоря уже о термоядерном). Кому-то кажется, что при виде американской авианосной ударной группы на горизонте все российские или китайские "туземцы на джонках" должны оцепенеть от страха, и немедленно сдаться этой громаде концепций и инвестиций. Однако, июньская бомбардировка по курсу британского эсминца-нарушителя российской границы вблизи Крыма показала, что будет с "доминированием" и "проецированием мощи" ВМС США "в спорной среде" в случае пересечения "красной черты" в Черном море.

Аналогичным образом смелых экспериментаторов Пентагона могут встретить в Южно-Китайском море и Восточно-Китайском морях – ВМС НОАК анонсировали проведение ряда учений, в том числе со своими авианосными группами.

Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram

0