Пробка на миллиарды: чем обернется блокировка Суэцкого канала

535
(обновлено 13:26 27.03.2021)
Севший на мель гигантский контейнеровоз полностью перекрыл Суэцкий канал, заблокированы почти 200 танкеров и сухогрузов.

В огромной пробке застряли 6,3 миллиона баррелей нефти, в том числе и российской — на 400 миллионов долларов. После того как судно стащат с грунта, нормальное движение придется восстанавливать несколько недель. Кто пострадал больше всего и как этот инцидент скажется на России, читайте в материале Натальи Дембинской для РИА Новости.

Перекрыл движение

Утром 24 марта контейнеровоз длиной 400 метров застрял посреди Суэцкого канала, обеспечивающего 12% мировой торговли. Несколько десятков танкеров и газовозов застряли в пробке.

© Видео Suez Canal Authority / Maxar Technologies / Associated Press / bloomberg.com / raex-a.ru

Пока вытащить судно не удается. Контейнеровоз Ever Given, принадлежащий тайваньской компании-оператору Evergreen Marine, следовал из Китая в Нидерланды и сел на мель. Течение развернуло его поперек канала.

Эксперты не исключают, что если маршрут не разблокируют за выходные, коллапс растянется на несколько недель. Это грозит мировой торговле огромными убытками. Собственно, потери велики уже сейчас. Подсчитали, что "самая дорогая пробка" в истории каждую минуту приносит 6,66 миллиона долларов убытка.

Миллиардные убытки

По данным Bloomberg, ежедневные потери из-за перекрытого канала — порядка 9,6 миллиарда долларов.

"Застряли по меньшей мере семь танкеров с 6,3 миллиона баррелей нефти — два к северу от контейнеровоза и пять — к югу", — сообщает South China Morning Post со ссылкой на аналитическую компанию Kpler. Brent стоит порядка 64 долларов за баррель, то есть в пробке — 403 миллиона долларов. А еще есть 15 судов с нефтепродуктами — нафтой (летучей нефтью), авиационным топливом, бензином. Десять стоят на юге, пять — на севере.

Суэцкий канал — ключевой маршрут транспортировки топлива с Ближнего Востока в Европу и США. Таким образом, пострадали прежде всего ближневосточные поставщики нефти и сжиженного природного газа: Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар.

Для России не критично

Застряла там и российская нефть — по предварительным данным, 2,6 миллиона баррелей на 160 миллионов долларов. Задержка этих 350 тысяч тонн в пути — сюрприз неприятный: деньги за заказы отечественным компаниям могут не поступить. А это недополученные бюджетом налоги. Однако для России Суэцкий канал все-таки не основной маршрут.

"Нефть мы отправляем главным образом в Европейский союз (по нефтепроводу "Дружба"), Китай и США. Через Суэцкий канал — небольшие объемы мелким потребителям в других странах либо то, что невыгодно транспортировать по железным дорогам", — поясняет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

"Для поставок в Азию есть трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО). Отдельные танкеры из Новороссийска проходят через Суэц, например, "Газпром нефти", но их доля в общем обороте — в рамках статистической погрешности", — указывает Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

А что с СПГ

На подходе к Суэцкому каналу заблокированы и три СПГ-танкера, обслуживающие "Новатэк": Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei. Вероятно, это не слишком повлияет на финансовые показатели основного российского поставщика сжиженного газа, однако может поднять цены в Европе и Азии, сообщил РИА Новости управляющий директор ИК "Универ Капитал" Артем Лютик.

Yamal Spirit, принадлежащий канадской компании Teekay, Clean Horizon и Yenisei River (владелец — греческая Dynagas) уже доставили СПГ потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе и возвращаются порожними, значит, о прямых потерях "Новатэка" говорить не приходится.

А вот "Газпрому" эта ситуация на руку, считает глава подразделения рынков газа и электроэнергии Rystad Energy Карлос Торрес Диас. Суэцкий канал — главный маршрут для Катара, одного из крупнейших производителей СПГ. В 2020-м через канал проходило по пять катарских танкеров в неделю.

Поскольку трубопроводный экспорт российского газа в Европу пока ниже максимума транспортных мощностей, наши поставки способны обеспечить рынку некоторую гибкость. Россия почти ничего не теряет от этого инцидента, подчеркнул эксперт.

В своих интересах

По словам Юшкова, перед российскими компаниями открываются дополнительные возможности. Поставщики с Ближнего Востока отрезаны от Европы, и там возникла потребность в альтернативе. Единственный вариант — российское сырье. И рост нефтяных котировок — Brent подорожала сразу на пять процентов — как нельзя кстати: доходы отечественных нефтяников увеличились.

"Наши танкеры, вставшие со стороны Средиземного моря, вполне могут развернуться и пойти в Европу. Рынок расширяется, а российская Urals, похожая по качеству и характеристикам на саудовскую нефть, также поднялась в цене", — указывает аналитик.

Дальнейшее развитие ситуации зависит от эффективности работ по вызволению Ever Given и решений судовладельцев: ждать им или же разворачивать суда. Так, например, транснациональная Hapag-Lloyd, специализирующаяся на контейнерных перевозках, рассматривает маршрут в обход Африканского Рога. Однако, уточнили в компании, это "на неделю дольше и дороже".

С другой стороны, полная блокировка Суэцкого канала подняла стоимость фрахта, и владельцы супертанкеров смогут заработать. С февраля они несли убытки из-за падения цен на морские перевозки.

Что дальше

Эксперты констатируют: cудя по всему, контейнеровоз глубоко зарылся в песок, раз буксиры не смогли сдвинуть его с места.

"Значит, надо как-то облегчить судно, и тут есть три пути: скачать с Ever Given балластную воду и топливо, снять контейнеры либо сделать и то и другое. Однако быстро это не получится — не сливать же топливо в канал и не сбрасывать же контейнеры на берег. Надо поставить на берегу емкости, и туда выкачивать. Для перегрузки контейнеров придется арендовать вертолеты либо привозить откуда-то краны и их монтировать. Все это потребует много времени и денег", — рассуждает независимый промышленный эксперт Алексей Хазанов.

Пока Ever Given на мели, цена на нефть может перевалить за 70 долларов. Однако этот эффект краткосрочный. Когда канал разблокируют, нефть, скорее всего, снова подешевеет из-за жесткого карантина в Европе и третьей волны коронавируса.

 

535

Замглавы экономразвития России: важно синхронизировать законодательство с Абхазией

354
(обновлено 17:10 16.04.2021)
Делегация представителей Министерства экономического развития и Министерства энергетики России находится в Абхазии с двухдневным визитом для проверки работ по Инвестпрограмме 2020-2022 годов.

СУХУМ, 16 апр – Sputnik. Крайне важным считает синхронизацию законодательств Абхазии и России заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров.   

"Здесь есть целый план мероприятий. Причем это касается всех ведомств России и Абхазии. Созданы рабочие группы. На сегодняшний день идет активная работа по организации взаимодействий и принятию нормативных актов для системной работы. На сегодня мы, наверное, более детально обсудили вопрос таможенного законодательства, который наиболее актуален ввиду принятия решений по синхронизации, позволит осуществить более активный товарообмен и расширит возможности по перемещению через пункты пропуска. И в целом экономическое взаимодействие, что, на мой взгляд, на сегодняшний день недостаточное", - сказал он.

Назаров также добавил, что таможенная служба России подготовила свои предложения по этой теме и достигнута договоренность с абхазскими коллегами о том, что они в кратчайшие сроки оценят эти предложения.

В ноябре прошлого года была утверждена программа формирования общего социального и экономического пространства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия по итогам встречи Аслана Бжания и Владимира Путина.

Читайте также:

354
Микрофон

Гражданин и начальник: Гагулия о продолжительности энергетического веера в Абхазии

387
Каков дефицит электроэнергии в настоящее время, за счет чего сократили веер и будет ли страна продолжать испытывать дефицит после ввода в эксплуатацию ИнгурГЭС, в эфире радио Sputnik Абхазия рассказал пресс-секретарь РУП "Черноморэнерго" Алхас Гагулия.
Гражданин и начальник: Гагулия о продолжительности веерных отключений электричества в Абхазии

Говоря о причинах веерных отключений, Гагулия напомнил, что зимой, в холодное время года, руководство предприятия "Черноморэнерго" приняло решение не ограничивать население в подаче электроэнергии.

"К этому времени мы подошли к необходимости ограничений. Отрицательную роль сыграл ряд факторов – это авария на "Кавкасиони", которая была починена, но почему-то осталась в резерве, и сокращение российской стороной поставок электроэнергии. Но мы отслеживаем факторы, среди которых потепление и снижение нагрузок, а также российская сторона пошла нам навстречу, видя наши жесткие ограничения, и чуть увеличила подачу электроэнергии. Поэтому было принято решение уйти от жесткого графика", - рассказал Гагулия.

Подробности слушайте в аудиофайле.

 

387

Плановая проверка: Минэкономразвития России осмотрело ход работ по Инвестпрограмме

0
(обновлено 22:40 16.04.2021)
Делегация представителей Минэкономразвития и Минэнерго России прибыла в Абхазию для проверки хода ремонтных работ, финансируемых за счет Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии.

В рамках поездки делегация во главе с заместителем министра экономразвития Сергеем Назаровым и министром экономики Абхазии Кристиной Озган 15 апреля посетила очистное канализационное сооружение, насосную станцию, осмотрела ремонт колоннады, набережной и парка принца Ольденбургского, а также подстанцию "Бзыбь-220" в Гагрском районе. Из перечисленных проектов в эксплуатацию уже сдана колоннада, практически окончены работы на набережной и установлен новый трансформатор на подстанции, который практически в два раза превышает мощность замененного аппарата. Ремонт канализационного сооружения все еще продолжается, проблема в смете, которую необходимо пересмотреть с учетом актуальных цен на сырье.

Во второй день визита делегация осмотрела объекты Инвестпрограммы в восточной части Абхазии, в частности, Ткуарчалскую больницу и сельхозпредприятие в селе Кындыг Очамчырского района.

Также в рамках контрольного визита состоялись переговоры в Администрации президента и в правительстве Абхазии.

0