Художник Леварса Бутба

Палитра жизни Леварсы Бутба

1482
(обновлено 14:23 21.02.2021)
О жизни и творчестве выдающегося абхазского художника Леварсы Бутба, а также воспоминания его друзей и членов семьи читайте в материале Sputnik в день рождения художника 21 февраля.

Sputnik

Вот такой он — Леварса

"Если бы Сухум остался без художников, писателей и культурных деятелей, Леварса в одиночку смог бы поддерживать атмосферу богемного очарования города", — с этих слов начал свой рассказ друг художника Ахра Бжания.

Леварса Бутба, как считает Ахра Бжания, видел то, чего не замечают другие. В своем сознании он переосмысливал все и создавал образы, которые надолго могли засесть у вас в голове.

"Суть творца заключается не в том, чтобы найти что-то абсолютно новое, а скорее в том, чтобы в такое многообразие внести что-то свое, интересное, особенное, со своей специфической окраской, и в этом Леварса сильно преуспел. Он был человеком энциклопедических знаний. Много читая Канта, Гегеля, Леварса в каждую картину заключал определенную философию, основанную не на его умозаключениях, а на настоящих глубоких знаниях", — рассказывает о друге Ахра Бжания.

Как считает Ахра Бжания, все жители Абхазии несут большую ценность в культурном смысле, а с уходом Леварсы Бутба культурный вес страны сильно просел.

"В творчестве он старался подвести все под определенную идеологическую базу. "Мир же находится в этом сейфе", — говорил Леварса, указывая на голову. Мы видим все, потому что мы так устроены, и так устроен наш мозг, который перерабатывает информацию и формирует определенный субъективный взгляд, а ему этот взгляд хотелось поправить, ведь мы можем быть другими, и, может быть, на другой мир нам интереснее будет смотреть, считал он.

С нами в экспедициях находились разные ученые, исследователи, доктора наук, которых трудно было бы чем-то удивить, но когда Леварса начинал говорить, они могли его слушать часами, открыв рот, помимо всего этого, он мог влиять на них, смешить, и равнодушным к нему остаться было невозможно. Человек с гигантской харизмой, вот таким он был", — улыбаясь, рассказывает Ахра Бжания.

Работа Леварсы Бутба.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Похищение Ахры и живая скульптура

Ахра Бжания познакомился с Леварсой Бутба в археологических экспедициях в 1980-х годах. И с того времени они стали дружить.

"У нас было много общих тем для разговоров: музыка, картины, искусство. Я часто к нему ездил, пока он учился в академии в Тбилиси. В его мастерской картины были повсюду: стояли в ряд у стены или были разбросаны на полу. Он много работал и находился в постоянном творческом поиске. Все картины Леварсы — это результат очень тяжелого творческого пути. Он подарил мне несколько своих работ, но, самое главное, он нарисовал мой портрет, которым я очень горжусь", — рассказал Бжания.

У Леварсы был портретный этап в жизни, и, когда он предложил меня нарисовать, я, конечно, согласился. Закончив мой портрет, он не стал мне дарить его сразу. Сначала необходимо было его покрыть лаком, чтобы портрет не испортился со временем, и для этого он отвез его в Тбилиси, в свою академию.

Спустя неделю он звонит мне:

— Ахра, ты не поверишь, нашу мастерскую ограбили и украли твой портрет, — радостно прокричал он.

— Что? Как? – удивился я.

— Ты не представляешь, как я рад. Это первая моя работа, которую украли. Значит, она была так хороша, что украли именно ее. Я покрыл ее лаком, поставил сушиться, прихожу утром, а ее нет, – все так же радостно сообщал Леварса мне о краже.

Портрет Ахры Бжания был потерян безвозвратно, но Леварса Бутба нарисовал ему в подарок еще один такой же портрет, который до сих пор висит у него на стене.

"Он нарисовал мой портрет во второй раз, и я повесил его у себя дома. Но одно ограбление ему все же удалось пережить. После войны я вернулся в свою квартиру, которая была абсолютно пуста, и на голой стене одиноко висел мой портрет, нарисованный Леварсой Бутба", — вспоминает Бжания.

В 1983 году Ахра Бжания решил поздравить Леварсу Бутба с днем рождения и отправился к нему в академию в Тбилиси.

"Мы были в хорошем настроении, повеселились, объездили весь город и, наверное, успели побывать везде. И он неожиданно предложил поехать в академию. Приехав на место, он завел меня в огромный зал, где сидело много людей, отрешенно рисовавших. Я немного смутился, не понимая, что происходит, а Леварса быстрыми шагами ушел куда-то в глубь зала, затерявшись среди всех этих художников. Я остановился между двумя статуями мужчины и женщины. И вдруг, присмотревшись к рядом стоящей женской скульптуре, я понимаю, что она… живая, обнаженная девушка, в этот момент, пребывая в небольшом шоке, я не знал, что делать, и застыл, немного растерявшись, когда услышал, как заливается смехом Леварса, который подстроил все это", — рассказывает Ахра.

Работа Леварсы Бутба.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Человек, который сделал себя сам

Леварса Бутба в пятом классе переехал из села Дурипш в Сухум. И после замужества сестры, в возрасте 16 лет он стал сам снимать квартиру и вести самостоятельную жизнь.

"Это трудно себе представить, вот такой мальчик из деревни, покоренный живописью и жаждой учиться рисовать, приезжает в город. Я помню его первые шаги в искусстве, мы познакомились с ним, когда он только поступил в академию. Леварса приехал на свои первые каникулы домой и, как человек из богемной среды, хотел занять себя чем-то интересным. Леварса интересовался историей и древностями Абхазии. Он был художником в наших экспедициях, но ходил со своим рюкзаком и вел раскопки вместе с нами", — рассказал Батал Кобахия.

Как вспоминает Батал Кобахия, Леварса Бутба был истинным абхазом, воспитанным на народных традициях и впитавшим много культурных ценностей.

"Он — один из немногих в этом непостоянном мире, который своих ценностей никогда не менял. Леварса был последовательным, и это отражалось в его доброте, терпимости к людям, уважении их пространства и точки зрения, но при этом он сохранял свое виденье во всех вопросах от политического устройства до культурного пространства. И на его сущность ничего не воздействовало, он был целостным как личность и как живописец", — вспоминает о друге Батал Кобахия.

Несломленный

Леварса Бутба многие годы мужественно и стойко переносил тяготы своей болезни, рассказал художник Алексей Шервашидзе-Чачба.

"Леварса был, как рыцарь, сильный и лучезарный. После всех мучений, скрипя зубами, он продолжал творить, не подавая вида, что ему тяжело или больно. Он обладал особенной манерой живописи, присущей только ему. Это очень ценится в мире художников, когда работу живописца узнают по почерку. У Леварсы было хорошее чувство цвета, меры и невероятная работоспособность", — рассказал о художнике Алексей Шервашидзе-Чачба.

После войны у Леварсы Бутба появилась новая живопись, и в холле антракта он организовал выставку, которая стала одной из первых грандиозных художественных выставок в послевоенное время в Абхазии, рассказал Батал Кобахия.

На выставке собралось много людей, ее также посетил первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. Несмотря на тяжелое время и отсутствие возможностей, мы все хорошо оделись и пошли на эту выставку. Там мы обсуждали искусство, живопись и фотографировались на фоне картин Леварсы. Мы нуждались в такой культурной инъекции после всех тягот, которые нам пришлось пережить во время войны, и он нам ее преподнес. Вот тогда он нам и показал свой удивительный город Сухум, который нас потряс, такой разрушающийся, но все еще целый, с очень красиво расписанной набережной и памятниками. И эти картины были похожи на нашу разодранную душу, но все еще сохранившуюся, как город на его картинах", — поделился воспоминаниями Батал Кобахия.

Работа Леварсы Бутба.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Как рассказывает Батал Кобахия, за два час до ухода Леварса Бутба планировал будущие выставки и говорил о том, что собирается начать новую работу, показывая эскизы другу Баталу.

"Самое удивительное, что я действительно верил ему и был уверен, что завтра он все это сделает. Мы даже обдумывали, как сделать так, чтобы ему легче было работать. Так и остался он у меня в памяти, болевшим, но несломленным, здоровым душой и головой, человек, который до последней секунды думал о жизни, о детях и о друзьях", — сказал Батал Кобахия.

 

Образ совершенной женщины

В живописи Леварсы Бутба присутствуют разные образы женщин. Но, по словам Ахры Бжания, образ совершенной женщины, которую он изображал в каждой своей картине, был образом его жены Аиды Джения.

"Они были прекрасной парой. Я даже присутствовал в тот день, когда ее забирали. Ему было 25 лет, а ей около 17 лет. Портрет его жены присутствовал во многих его работах. Его образ совершенной женщины, который он предавал в своих полотнах, я думаю, он писал с нее" — рассказывает Бжания.

По словам Батала Кобахия, Леварса Бутба — один из немногих, которому повезло жениться и прожить всю жизнь в любви.

"Говорить о своих чувствах не принято у нас, но как-то давно мне рассказывала Аида Джения, как в начале их совместной жизни даже стеснялась Леварсу, не знала, о чем с ним говорить. Но он сделал так, чтобы постепенно она стала частью его мира. И Аида верно и преданно все 20 лет была рядом и пережила с ним самые радостные и тяжелые моменты", — вспоминает Кобахия.

В доме у Леварсы Бутба каждый вечер собиралось всегда много друзей, вспоминает сын художника Лаша Бутба.

Он трепетно относился к своим друзьям, которых у него было много. Каждый вечер они собирались у нас дома и допоздна сидели. А он не мог писать картины в одиночестве, даже соорудив студию вне дома, он не смог там работать, говорил, что ему нужна домашняя суета и разговоры. С ним интересно было беседовать на любые темы, но он никогда не говорил со мной о картинах. Я к творчеству не тянулся, и он был только рад этому. "Живопись — неблагодарное дело", — говорил он, имея в виду финансовую сторону. Я помню, как он близко воспринимал мои неудачи, мне казалось, никто за меня так не переживает, как делал это он. Не знаю, перенял ли я от него что-нибудь, но надеюсь, хоть что-то, потому что для меня он был и остается эталоном, в первую очередь не как отец, а как человек", — вспоминает Лаша Бутба.

Работа Леварсы Бутба. Парус.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба. Парус.
1482

Стопроцентная загрузка: в Минтуризма Абхазии рассказали о начале турсезона

2
(обновлено 18:42 19.06.2021)
В Абхазии после снятия ограничений в самом разгаре летний туристический сезон. Согласно статистике, курорты Абхазии попадают в топ направлений для отдыха среди жителей России.

СУХУМ, 19 июн - Sputnik. Загрузка в объектах размещения туристов составляет около 100 процентов, рассказал в интервью радио Sputnik заместитель министра туризма Абхазии Астамур Барциц.

По его словам, на 11 июня Рицинский национальный реликтовый парк посетили 154 560 человек, 103 826 человек побывали в Новоафонской пещере.

"Это беспрецедентные показатели за всю современную историю туризма Абхазии. Они приближаются к показателям 2016 года, когда у нас была пиковая нагрузка. Думаю сезон пройдет благополучно, потому что бронь подтверждается на все лето", - сказал он.

По словам Барциц, Министерство туризма ведет проверку объектов размещения и туристических фирм на соблюдение санитарно-эпидемиологических рекомендаций.

"В ходе проверки мы все же видим, что наши граждане сознательно подходят к этой теме и соблюдают рекомендации - масочный режим, социальная дистанция, измеряют температуру при въезде",- сказал он.

Барциц отметит, что больше всего гостей приезжает в Абхазию из Краснодарского края, Москвы и Петербурга.

"Нам нужно доказать, что мы можем принимать гостей не только, когда границы других туристических стран закрыты, но и в другое время, когда проявляется конкуренция. Чтобы люди захотели к нам еще раз вернуться", - считает он.

По мнению Барциц, открытие авиасообщения России с Турцией не сильно скажется на турпотоке в Абхазии, так как люди уже оплатили путевки и не будут менять свои планы.

Читайте также:

2

Эксперименты с Искандером: эпический эскиз в РУСДРАМе

57
(обновлено 16:36 19.06.2021)
В РУСДРАМе продолжают готовиться к открытию фестиваля Фазиля Искандера, который в этом году обещает удивить зрителей эскизами спектаклей по произведению писателя.

Третий день творческой лаборатории "Сандро" проходит так же активно, как и предыдущие. Актеры и режиссеры "рассыпались" по разным углам театра и не теряют ни минуты, ведь эскиз спектакля нужно представить зрителю уже 21 июня.

Эпический Фазиль

Первым на сцене посчастливилось репетировать Антону Корнилову, который выбрал для постановки "Рассказ мула старого Хабуга". Поставить он его решил в брехтовском стиле, более известном как эпический театр.

"Мне кажется, что брехтовская культура, античный театр с хором, как действующим лицом, открытая природа игры мог бы очень хорошо лечь в этот рассказ", - считает режиссер.

В спектакле играют актеры РУСДРАМа Марина Сичинава, Саид Лазба, Кирилл Шишкин, Аманда Кварацхелия, Джамбул Жордания. По словам режиссера, при выборе актеров он прислушивался к директору театра Ираклию Хинтба, но важно для него было и желание самих артистов.

"Я рад, что так сложилось. Вообще, народу должно было быть больше, но в итоге столько, сколько нужно. Это принцип Щукинской школы", - сказал он.

  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
  • Режиссерская лаборатория - "Сандро"
    © Sputnik / Марианна Кубрава
1 / 6
© Sputnik / Марианна Кубрава
Режиссерская лаборатория - "Сандро"

Близкая история

На сцене настоящий творческий хаос – артисты по ходу изучают текст и движения, меняют манеру поведения и игры, по нескольку раз отыгрывают одну и ту же сцену – все должно быть идеально.

© Видео Марианна Кубрава
Эксперименты с Искандером: эпический эскиз в РУСДРАМе

В текст не подглядывает только Джамбул Жордания. Кажется, он уже давно вжился в образ Хабуга.  Еще при распределении ролей актер изъявил желание сыграть именно в этом отрезке.

"Из того, что было предложено, этот рассказ чуть больше греет меня. Но у меня не было приоритетов, я сказал, что готов ко всему. Все творчество Искандера пропитано нашей бытовой философией, и все герои мне очень понятны, потому что все лето я проводил в деревне и у меня были схожие наблюдения", - сказал он.

Джамбул отметил, что с режиссером работать комфортно и концепция понятна, но за такой короткий промежуток времени полностью вжиться в роль и показать все не удастся.

"Это эскиз и его нужно сделать убедительным. Это такой набросок, из чего может вырасти большой спектакль. В нашем эскизе только четвертая часть от всего рассказа", - сказал он.

Плоды этих и других репетиций в рамках режиссерской лаборатории можно будет увидеть на сцене РУСДРАМа 21 июня.

57