Астамур Барганджия

Эксперт: 11 сентября - дата, олицетворяющая человеческую жестокость

194
Во всем мире 11 сентября вспоминают трагедию 2001 года, произошедшую в Нью-Йорке, когда два самолета врезались в башни-близнецы, в результате теракта погибло более трех тысяч человек.

СУХУМ, 11 сен – Sputnik, Саид Барганджия. Безусловно, 11 сентября стало датой, олицетворяющей человеческую жестокость, и днем, когда непоколебимая вера миллионов американцев в полную защищенность США была нарушена, сказал специалист в области национальной безопасности Астамур Барганджия.

Он отметил, что истории свойственно искажаться, невозможно исключить разные толкования того, что когда-то имело место быть, но более трех тысяч ни в чем не повинных людей никто не в силах вернуть.

"Прошло 14 лет с того самого момента, как в США был осуществлен один из самых страшных терактов XXI века. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке два самолета врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра, еще один поразил штаб-квартиру Министерства обороны США. Четвертый преступники планировали направить на Белый дом, но авиалайнер Боинг 757 авиакомпании United Airlines, который выполнял рейс из Нью-Йорка в Сан-Франциско, разбился в Пенсильвании. Возможно,  и четвертый самолет достиг бы цели, если не героические действия экипажа воздушного судна и пассажиров", — сказал Барганджия.

Сегодня, как отмечает он, можно долго дискутировать о том, кто является автором этих бесчеловечных событий, приписывать их Аль-Каиде во главе с Усамой Бен Ладеном, олигархической элите, ведущей борьбу за углеводородные ресурсы Земли или отдельной группе политиков, но очевидно одно – до этих событий гражданам США было крайне сложно представить, что подобное в принципе возможно. 

"После этих терактов, терроризм для США стал самой важной угрозой национальной безопасности. Политика, которую начали вести США, стала заметно грубее, прямолинейнее  и агрессивнее. Выбор методов и инструментов внешней политики был всецело направлен на реализацию главной задачи – борьбу с международным терроризмом", — подчеркнул Барганджия. 

Как отметил специалист в области национальной безопасности Астамур Барганджия, уже в 2003 году было принято решение ввода войск в Ирак в нарушение международных норм, Устава ООН и договора НАТО о коллективной безопасности, и, что касается других членов Североатлантического альянса, беспокойство за свою безопасность побудило их встать на сторону Вашингтона в войне, объявленной террору.

© РИА Новости
Крупнейший теракт в мировой истории. Нью-Йорк, сентябрь 2001 года

194
Теги:
теракт, безопасность, Азия, Америка, Весь мир, Северная Америка, США, Абхазия

Россия предложила Западу большую сделку в Сети

32
(обновлено 15:46 31.07.2021)
Россия считает необходимым заменить Будапештскую конвенцию о компьютерных преступлениях 2001 года.

СУХУМ, 31 июл - Sputnik. С Будапештской конвенцией полностью согласны западные страны, однако он устарел и действующих правовых инструментов недостаточно. О деталях российской инициативы читайте в материале Ксении Мельниковой для РИА Новости.

Универсальное решение

МИД и Генпрокуратура вместе с другими профильными ведомствами подготовили проект универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью. Документ передал в ООН замгенпрокурора Петр Городов.

"Преступное использование ИКТ создает широкие возможности для осуществления других форм преступной деятельности, включая компьютерные атаки на объекты критически важной инфраструктуры, компьютерный шпионаж, сексуальную эксплуатацию детей в сети Интернет, терроризм, мошенничество, незаконный оборот персональных данных, отмывание денежных средств", — говорится в проекте.

Двадцать лет назад в столице Венгрии приняли конвенцию о компьютерных преступлениях. Под документом подписались США, Япония, Австралия, Израиль, а также страны — члены Совета Европы, кроме России.

В Москве не понравилась статья 32 о "трансграничном доступе к хранящимся компьютерным данным". Это позволяет спецслужбам проводить операции в компьютерных сетях других государств, не ставя в известность официальные власти. В России небезосновательно указывали на угрозу безопасности и суверенитету. Совет Европы впоследствии скорректировал документ, но Москва позицию не изменила.

Многие государства считают, что в киберпространстве не должно быть границ. В России полагают, что правительства разных стран могут устанавливать собственные правовые режимы, но при этом сотрудничать, соблюдая взаимный суверенитет.

К тому же Будапештская конвенция попросту устарела. Там, к примеру, речь идет всего о девяти возможных киберпреступлениях. А Россия выделила уже 23 категории. В том числе несанкционированный доступ к персональным данным, создание и распространение вредоносных программ, фальсифицированных лекарств, склонение к самоубийству, детская порнография, подстрекательство к подрывной или вооруженной деятельности, незаконный оборот оружия, реабилитация нацизма, оправдание геноцида или преступлений против мира.

Москва предлагает создать новые структуры и механизмы, как на национальном — круглосуточные контактные центры, так и на международном уровне — проводить конференции стран-участниц. Понадобится секретариат и международная техническая комиссия из 23 членов.

Не устает предлагать

Поддержат ли проект, пока не ясно. В 1998-м Россия с трибуны ООН первой предупредила мир о рисках киберпространства.

В 2011-м представила проект конвенции "Об обеспечении международной информационной безопасности", главная цель которой — предотвращение кибертерроризма и кибермошенничества, а также конфликтов в IT-пространстве. Не поддержали. Зато многие положения этого проекта вошли в документы, принятые в ШОС, СНГ и ОДКБ.

Шесть лет спустя Москва разработала еще одну конвенцию. И снова Запад был против. За двадцать лет там подогнали законодательство под будапештское соглашение, поэтому в Европе готовы говорить о его модернизации, но не замене.

В ООН при активном участии Москвы сформировали комитет по разработке конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях. На днях туда поступила копия российского предложения. К 2023-му может появиться глобальная конвенция. Так что не исключено, что основой этого документа послужит как раз российский проект.

"Мировое сообщество сталкивается с киберпандемией"

Россия открыта для сотрудничества в сфере кибербезопасности. Этот вопрос не раз обсуждали с США. Еще в 2013-м президенты Владимир Путин и Барак Обама договорились о взаимодействии в области информационно-коммуникативных технологий. Подготовили двусторонние механизмы для обмена информацией.

А на первой встрече Путина и Дональда Трампа американский лидер предложил создать двустороннюю экспертную группу для анализа кибербезопасности. Но, вернувшись в Вашингтон, передумал. Потом сотрудничество и вовсе прекратилось.

Противодействие киберугрозам обсуждали на недавнем саммите в Женеве, напомнил в статье для журнала "Россия в глобальной политике" министр иностранных дел России Серей Лавров.

"Откровенный и в целом конструктивный разговор (Джо Байдена и Владимира Путина) завершился договоренностью начать предметный диалог о стратегической стабильности при важнейшей констатации недопустимости ядерной войны, а также достижением пониманий о целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности", — указал глава МИД.

Однако между Москвой и Вашингтоном сохраняются глубокие противоречия, подчеркивает старший эксперт Центра перспективных управленческих решений, консультант ПИР-Центра Олег Шакиров. "Особенно по таким вопросам, как атрибуция в киберпространстве, возможность применения норм международного гуманитарного права к кибератакам. Это усугубляется все новыми примерами использования ИКТ в военных и разведывательных целях, публичными обвинениями и угрозами", — пояснил он в беседе с РИА Новости.

Двусторонние механизмы для обмена информацией имеются. "Но непонятно, как ими пользуются. Они конфиденциальные. Россия неоднократно предлагала США возобновить сотрудничество.

Есть и многосторонний формат, который развивается в разных организациях, главная из них — ООН. Добиться общего понимания государств того, как вести себя в киберпространстве, сложно. Это небыстрый процесс", — считает собеседник.

И все же стоит поторопиться. Москва прямо говорит, что мир сталкивается с самой настоящей киберпандемией. В 2019-м потери глобальной экономики от кибератак достигли 2,5 триллиона долларов. К 2022-му может быть и восемь триллионов. По прогнозам Сбербанка, из-за киберпреступников российская экономика в 2021-м недосчитается шести триллионов рублей.

32

Бывшая колония Запада требует вернуть оккупантов

81
(обновлено 16:42 31.07.2021)
Трудно представить более неуклюжее начало для дипломатического визита, чем у госсекретаря США Энтони Блинкена, впервые посетившего Индию.

Он первым делом провел разговор с "гражданским обществом", под которым в Америке подразумевают кого угодно в оппозиции к местной власти. Но даже эти оппозиционеры, как, впрочем, и принимавшие затем Блинкена высшие лидеры Индии, задавали — или держали в уме — главный для этой страны вопрос: зачем вы вывели войска из Афганистана, господин госсекретарь, пишет Дмитрий Косырев для РИА Новости.

Индийский взгляд на происходящее в мире всегда очень полезен, потому что уж слишком часто потом выясняется, что индийцы — со своего угла зрения — хорошо видят то, что другие поначалу считают пустяками. Внезапная пустота на том месте, где американские военнослужащие создавали иллюзию стабильности (а это и Афганистан, и Ирак) воспринимается в этой стране так, как если бы обрушилось небо. Но ведь небо не может упасть только над Индией, осколки заденут и еще кого-то, как минимум.

Российский взгляд на вещи понятен и остается таким давно: если в Афганистане всю территорию и всю власть захватит движение "Талибан"* (а это и происходит), то под угрозой — сначала страны Центральной Азии, а уже потом наши с ними границы. Однако это не главная для России проблема. Но вот как мыслит строго частное лицо — Ништа Каушики, профессор одного из индийских университетов, в газете, близкой к правящей в стране партии "Бхаратия джаната".

"Новое стратегическое сближение Пакистана, Китая и России уже происходит, и это окажет дестабилизирующее воздействие на страны Южной и Центральной Азии. При таком ходе событий Индии, возможно, придется пересмотреть все свои традиционные стратегии".

Сближение, о котором речь, — интересная штука. Несколько лет назад российская дипломатия начала очень аккуратно укреплять связи с Пакистаном, чему так же аккуратно помогал главный (на сегодняшний день) друг Пакистана — Китай. Сегодня эта долгосрочная инвестиция начинает приносить плоды. Движение "Талибан", как известно, имеет давние связи с пакистанцами, что помогает нынешней задаче Москвы и Пекина — попытаться договориться с талибами о минимальных правилах поведения в регионе. Например, о ненападении на соседние страны (к которым относится и Китай, и российские союзники в Азии) и в целом о недопустимости попыток экспорта джихадизма за пределы страны. При этом никто не питает к талибам особо нежной любви, хотя есть понимание, что это все-таки не "Исламское государство"*, а нечто чуть более приемлемое. Так же как приемлемым, для нас — по крайней мере, постепенно стал режим в Иране. Пакистан же во всей этой истории выступает посредником, гарантом, в общем, имеет свою выгоду, включая продолжение его участия в китайских планах создания инфраструктуры торговых путей через всю Евразию.

Индия тем временем не смогла урегулировать свою изначальную вражду с Пакистаном, который раньше натравливали на нее Штаты. Вдобавок отказалась участвовать в тех самых проектах Пекина. При этом фактический уход американцев из Пакистана и постепенное проникновение туда китайского влияния обострили неприязнь между Дели и Пекином. Пока президентом США был Дональд Трамп, нынешнее правительство Индии пыталось чуть-чуть сдвинуться в сторону Вашингтона, не превращаясь при этом в безвольный инструмент Америки по борьбе с Китаем. Но сейчас власть в Соединенных Штатах другая (вот и Блинкен сочувственно выслушивает всех недовольных внутренней политикой индийских властей), и — подлянка, сэр — Америка вообще оставляет надежды контролировать военным путем Ближний Восток и Центральную Азию. Сохраняет себе только задачу "сдерживать" Китай и в целом очень надеется, что Индия будет помогать в этой затее, вопреки своим экономическим и прочим интересам.

Кстати, одновременно с Блинкеном, поехавшим в Дели, в соседнюю Юго-Восточную Азию отправился министр обороны США Ллойд Остин. Причем объезжает он только те страны, где раньше мелькал хоть какой-то антикитайский настрой — Сингапур, Филиппины и Вьетнам.

И что теперь делать Индии? Упомянутый профессор дает фантазии карт-бланш. Надо заново обсуждать сложившуюся ситуацию с Россией, надо воздействовать на Пакистан через Иран (и снова подружиться с таковым, назло США), да хоть через Саудовскую Аравию, имеющую свой счет как к пакистанцам, так и к талибам. В общем, Пакистан надо разоблачать и изолировать. Но при этом не забывать о новых военных технологиях, включая искусственный интеллект, отражающие дроны, тактическое ядерное оружие и средства борьбы с подлодками.

То, что мы сейчас наблюдаем в этом регионе планеты, — хорошая иллюстрация к наступающему на нас миру почти без США (не говоря о том, что Европа тоже серьезным игроком в мировой политике выглядит все меньше).

Запад в целом и Америка в частности еще не ушли в себя полностью, они лишь оставляют пустоту в некоторых регионах типа Ближнего Востока и Центральной Азии. Они еще повыясняют отношения с Китаем, Россией или кем-то еще. Но в качестве предупреждения о том, каким может оказаться завтрашний мир, нарастающая пустота очень полезна.

Вспомним 2001 год (скоро "юбилей" сентябрьского гипертеракта бешеных исламистов в Нью-Йорке). Нам из Москвы тогда казалось, что логика двигает Запад и не-Запад к общим действиям против врагов цивилизации. Оказалось, что это только у нас была такая логика, а западники вместо того начали уничтожать свое общество — и сейчас заняты этим по уши.

Те же рефлексы проявились в ходе войны в Сирии: джихадизм — это пустяки. И вот получается, что теперь большие державы типа Индии ощущают себя временно одинокими перед той угрозой, которую Запад год за годом отметал в сторону как несущественную. Но это, повторим, только временно.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

81

Общее число случаев COVID-19 в Абхазии превысило 22 тысячи

271
(обновлено 23:16 31.07.2021)
Диагноз коронавирусная инфекция подтвержден у 172 человек из 595 протестированных в Абхазии.

СУХУМ, 31 июл - Sputnik. Общее число случаев коронавирусной инфекции с начала пандемии в Абхазии составляет 22083, сообщает оперштаб по защите населения от COVID-19.

Отмечается, что зарегистрировано 307 летальных случаев, выздоровели 17806 человек.

В Гудаутской ЦРБ находятся на стационарном лечении 169 пациентов, в тяжелом состоянии 39 человек, состояние здоровья 46 пациентов – средней степени тяжести.

© Sputnik / Леон Гуния
COVID - 19 в Абхазии

В Сухумской инфекционной больнице 42 пациента, 20 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Очамчырской ЦРБ - 26, в Гагрской ЦРБ – 49, 11 человек в тяжелом состоянии здоровья, в Ткуарчалской ЦРБ – 15 пациентов.

271
Темы:
Ситуация с коронавирусом в Абхазии