Шараф Маршан

Три родины одной семьи: история абхазского рода Маршан

1309
(обновлено 09:25 23.01.2019)
Представитель Абхазии в Сирии, репатриант Шараф Маршан поделился с корреспондентом Sputnik историей того, как его предки, представители княжеского рода Маршан из Цабала, были вынуждены покинуть свою историческую родину в конце XIX века, кем они стали и как вернулись домой.

Бадри Есиава, Sputnik

В поисках нового дома

Представитель княжеского рода Аюб Маршан из села Цабал был вынужден покинуть родину в 1878 году. Причиной этому стала тяжелая общественно-политическая ситуация в Абхазии после окончания Кавказской войны и притеснение со стороны царской России.

Об истории этой династии вспоминает правнук Аюба Шараф Маршан, который переехал в Абхазию вместе с семьей, когда началась война в Сирии. Сегодня он работает в Министерстве по репатриации.

Сначала семья Маршан попала в Турцию. Спустя некоторое время - в Сирию, где они обосновались. Тогда, вероятно, никто и подумать не мог, что обратная дорога домой для их потомков займет почти 150 лет.

© Foto / предоставлено Маршаном Маршан
Хамди Маршан

Его отец военнослужащий сирийской армии Хамди Маршан женился на девушке Коша хан Куджба. У них родилось четверо сыновей - Мамдух, Кемал, Шараф, Уалид и дочь Мукарам.

В те годы все выходцы с Кавказа жили в одном из районов Дамаска, но жаркий и сухой климат сирийской столицы был для них настоящим испытанием. Тогда старейшины поручили молодым найти более комфортное для них место, и выбор пал на предгорный район Эль-Кунейтра в 60 километрах на юго-запад от Дамаска. Было это примерно в конце 1890-х годов.

© Foto / предоставлено Маршаном Маршан
Мукарам Маршан

Вокруг Эль-Кунейтры представители кавказских народов образовали шесть сел. Семья Маршан разместилась в селе Мумсия, где жили только абхазы и абазины. Они в основном занимались земледелием и скотоводством. Были дружны и вместе давали отпор разбойникам, посягавшим на их имущество.

"Мы очень любили и уважали друг друга. Когда в соседней деревне была свадьба или похороны, мы туда ехали и помогали там. Мои родители говорили на абхазском языке, но так как представителей других народов было больше, молодое поколение утратило этот язык", - поделился Шараф Маршан, который владеет французским, турецким и всеми диалектами адыгейского языка. На абхазском языке он говорит с трудом, но хорошо понимает.

Жизнь и гибель Мамдуха Маршан

В 1932 году в семье Хамди Маршан и Коша хан Куджба родился сын, которого назвали Мамдухом. По воспоминаниям Шарафа, его старший брат всегда обладал качествами лидера и хорошо учился. Он с детства мечтал стать пилотом и, когда видел пролетающий в небе самолет, говорил, что его мечта непременно сбудется.

© Foto / предоставлено Маршаном Маршан
Мамдух Маршан

После школы Мамдух поступил в летное военное училище в Алеппо, где он познакомился с будущим президентом Сирии Хафезом Асадом – отцом действующего главы республики Башара Асада. Они сдружились.

Они вместе попали на курсы повышения квалификации в тогда еще советскую Киргизию, где Мамдух проникся симпатиями к коммунизму. Раньше он к нему относился негативно, но быт советских люди, их образ жизни и мышление пришлись ему по нраву. 

Во Фрунзе, киргизской столице, они провели полтора года. По возвращении в Сирию Мамдух поступил на службу в ВВС. Однажды в небе с ним приключилась интересная история, которая имела не менее интересное продолжение.

В тот день король Иордании Хусейн ибн Талал летел в Лондон через воздушное пространство Сирии, заранее не согласовав с властями страны свои планы. Мамдух и его товарищи совершали тренировочные полеты. Им поступил приказ сбить нарушителя. 

"Мамдух на своем самолете МИГ-17 догнал их и вышел с пилотами на связь. Он любил мужественных людей и всегда испытывал к ним уважение. Мамдух не стал стрелять в тот самолет и заставил пилотов повернуть обратно. После этого король Хусейн приказал сотрудникам посольства Иордании в Сирии узнать имя смельчака, развернувшего королевский лайнер", - рассказал Шараф Маршан.

Со временем Мамдух стал убежденным коммунистом, начал агитировать и искать единомышленников. За такие взгляды его уволили со службы. Без работы Маршан оставался недолго. В 1964 году его пригласили на службу в ВВС Иордании, куда он и переехал с сестрой Мукарам, которая уже там вышла замуж. 

Мамдух находился в Иордании три с половиной года, пока не началась война между Сирией и Израилем. Написав письмо королю Иордании и извинившись перед ним, Мамдух вернулся в Сирию.

Но на границе его арестовали сирийские спецслужбы за то, что тайно покинул страну. Спустя неделю его вызволил из тюрьмы, несмотря на сопротивление чиновников, Хафез Асад, который на тот момент был уже министром обороны.

Мамдуха Маршан восстановили в должности, и он отправился на войну. В первых воздушных боях он сбил два вражеских самолета. Весть об этом пронеслась по всей стране, и он стал национальным героем. 

В 1971 году Хафез Асад возглавил Сирию, а Мамдух Маршан занял пост начальника генштаба ВВС республики в звании генерал-лейтенанта.

В 1982 году на генштаб напали члены ультраправой партии "Братья мусульмане". Маршан жил напротив этого здания. Как только началась перестрелка, он взял автомат и вышел на улицу.

"Кто-то из его коллег сказал, что ему там не место, пусть разбираются солдаты. Мамдух поругал его и вышел. В это время подъехала машина, водитель которой вышел и начал убегать. Охрана его застрелила. Мамдух увидел, что в автомобиле бомба и начал всем кричать, чтобы уходили", - поделился воспоминанием Шараф.

Сам Мамдух не успел далеко отойти. Заминированный автомобиль взлетел на воздух. Взрыв был такой силы, что его тело так и не нашли. Семье удалось похоронить лишь найденные на месте теракта скрещенные кинжалы с его погонов и ствол от табельного пистолета.

Братья и сестра

Второй сын в семье Маршан Кьамал был журналистом и отличался своими оппозиционными взглядами. Состоял в запрещенной организации. Еще в молодости он переехал жить в Ливан, где вел передачу на местном телевидении.

Спустя несколько лет Кьамал перебрался в Иорданию и женился. Он умер восемь лет назад на 75 году жизни. Похоронен рядом с предками в Кунейтре, которую сейчас контролирует израильская армия. У Кьамала остались две дочери и сын. 

Самый младший из братьев Уалид Маршан достиг успехов в военном деле. Он был военным и общественным деятелем Сирийской Арабской Республики, генерал-майором, представителем абхазской диаспоры.

© Foto / предоставлено Маршаном Маршан
Шараф и Уалид Маршан

"Не могу сказать, что Уалид в школе был отличником, но он был очень шустрым и смышленым. Как и Мамдух, он тоже закончил военное училище и военную академию. В послужном списке есть немало подвигов", - отметил Шараф.

Он добавил, что во время арабо-израильской войны Уалид был командиром диверсионной группы. Вместе со своими боевыми товарищами он высадился на стратегической точке, которую сдерживал противник и успешно отбивал все атаки. Маршану и его группе удалось освободить эту территорию с минимальными потерями.

Карьера его пошла в гору. Уалида назначили начальником Службы безопасности по городу Хама, а затем по всей Сирии. Он два раза приезжал в Абхазию вместе с Шарафом - в 1982 и 1986 годах. Помогал соотечественникам во время войны в Абхазии. Внес вклад в признание суверенитета республики Сирией.

Уалид Маршан умер 17 октября 2017 года на 69 году жизни.

Из числа детей Хамди Маршан и Коша хан Куджба в живых остались только Шараф и его сестра Мукарам. Сейчас ей 81 год, она живет в Иордании. У нее шестеро сыновей.

© Foto / предоставлено Маршаном Маршан
Виссарион Аплиа, Шараф и Уалид Маршан

Врач по образованию Шараф Маршан был депутатом трех созывов Парламента Сирии и председателем Черкесского культурного центра в Дамаске. Он и его семья прибыли в Абхазию в 2011 году вместе с первой группой абхазов из Сирии.

1309
Темы:
Репатриация: проблемы и перспективы (131)
По теме
Человек с татуировкой звезды. Невыдуманная история Шарафа Маршан
Рауль Хаджимба почтил память Уалида Маршан
Памятник генералу Уалиду Маршан открыли в Сухуме

Искусство для каждого: как танцор из Турции занялся стрит-артом в Абхазии 

6707
(обновлено 10:36 26.05.2020)
Репатриант из Турции Кадыр Тванба - один из немногих уличных художников в Абхазии. В интервью Sputnik он рассказал о том, почему на стене работать сложнее, чем на холсте, и как к нему приходят идеи для рисунков. 

С репатриантом из турецкого городка Дюздже, молодым художником и танцором Кадыром Тванба мы познакомились в апреле 2018 года. К тому времени он жил в Абхазии чуть больше полугода, но уже был знаком активным пользователям Instagram, куда он выкладывал авторские рисунки абхазских пейзажей, к тому же уже солировал в нескольких номерах госансамбля "Кавказ".

Кадир Танба
© Фото : предоставлено Кадиром Тванба

Асмат Цвижба, Sputnik

Настенные фантазии 

Спустя год после нашего знакомства у Кадыра появилось новое увлечение. Творческие фантазии молодого художника уже "не вмещались" в холст, и он решил освоить стрит-арт. Первая работа - яркая желтая улитка на стене по проспекту Аиааира. Для проходящих это все лишь красочный рисунок. На самом деле, улитка - частый персонаж работ Кадыра. Художник ассоциирует ее с абхазами, которых насильственно депортировали на кораблях в страны Ближнего Востока в годы Кавказской войны.

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Желтая улитка на стене по проспекту Аиааира

"Дело в том, что если "посыпать" улитку солью, она практически моментально умрет. Люди, которые на кораблях переезжали в Турцию, были вынуждены пить морскую воду из-за нехватки пресной. Многие умирали", — объяснил нам Кадыр в 2018-м.

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Берлинский арт-проекте "Street Art Berlin”

По словам Кадыра, интерес к уличной живописи появился у него еще в студенческие годы на лекциях по настенной росписи. Позже художнику посчастливилось принять участие в берлинском арт-проекте "Street Art Berlin”, где он представил свою работу на тему махаджирства - портрет девушки в национальном абхазском костюме. 

На один рисунок у художника уходит в среднем семь дней. Кадыр признается, что рисовать на стене намного сложнее - она может быть повреждена или просто быть старой. 

"Но на улице у каждого человека есть возможность увидеть произведение искусства и таким образом быть ближе к искусству", - считает он.

Образы и идеи для будущего рисунка появляются сами собой - это отрывок из прочитанного произведения, событие, эмоция, музыка. Но большинство работ Кадыра посвящены истории Абхазии и махаджирству. Недаром последний рисунок под названием "Приветствие ласточки" был сделан на улице Убыхская. 

© Foto / предоставлено Кадыром Тванба
Работа Кадыра Тванба на одной из улиц города Сухум

"Наша культура содержит много элементов, которые можно отражать в искусстве. Искусство - язык, который обеспечивает мне диалог с сердцами людей. Именно таким образом я могу донести нашу культуру до большего числа людей. Когда я работаю на улице, то постоянно слышу в свой адрес: "Мы хотим видеть больше рисунков на улицах". До сих пор я никогда не слышал негативных комментариев. Улыбки на лицах людей стоят всей проделанной работы", - сказал он. 

© Sputnik
Процесс создания работы "Приветствие ласточки"

В планах у Кадыра новые уличные проекты. Секреты художник раскрывать не стал, но пообещал, что новые рисунки обязательно приятно удивят жителей Абхазии и заставят их взглянуть на стрит-арт с новой стороны.Спустя три года проживания в Абхазии Кадыр признается, что уже может легко общаться на русском языке и почти не чувствует языкового барьера. В этом ему помогли друзья из университета и ансамбля. 

Читайте также:

6707

Дом для архитектора: как репатриантка Шебнем Маршан нашла себя в Абхазии

6499
(обновлено 21:10 26.04.2020)
Архитектор из Турции Шебнем Маршан решила остаться в Абхазии навсегда, проведя здесь две недели. Что заставило ее вернуться на историческую родину и как сложилась жизнь репатриантки в Стране души, читайте в материале Sputnik.

Под Новый год несколько лет назад в центре столицы Абхазии открылась студия архитектуры и дизайна. Большие стеклянные витрины, яркие шторы и необычное освещение привлекали внимание всех прохожих.

Асида Квициния, Sputnik.

Последняя просьба отца

Репатриантка из Турции Шебнем Маршан живет в Абхазии уже больше пяти лет. Впервые она посетила историческую родину со своей семьей в 2013 году.

"В детстве родители много рассказывали о нашей исторической родине, в нашем доме часто звучала абхазская речь. Мой покойный отец Осман-Нури Маршан просил нас поехать в Абхазию, и мы решили выполнить его последнюю просьбу", - рассказывает Шебнем.

В Абхазии семью Маршан встретил представитель этого рода Дмитрий Маршан.

"Мы приехали ночью, сильно устали и пошли отдыхать. Мне трудно найти подходящие слова, чтобы описать чувства, которые я испытала, проснувшись утром. После пробуждения первое, что я сказала маме - мы должны жить здесь. Прошло семь лет с моего первого приезда, но я по-прежнему не могу забыть то утро в Абхазии", - рассказывает репатриантка.

© Foto / предоставлено Шебнем Маршан
Шебнем Маршан и Дмитрий Маршан

Новый дом

Проведя в Абхазии две недели, семья Маршан вернулась к своей размеренной жизни в Турции, но Шебнем твердо решила переехать на историческую родину.

Отец Дмитрия Зураб Маршан предложил Шебнем переехать в его дом и жить одной большой семьей.

Определившись с жильем, Шебнем решила работать по профессии и открыть студию дизайна в Сухуме.

В начале 2015 года она присмотрела себе здание под офис и приступила к реставрации, в 2016 году офис был готов.

"У меня не было проблем с переездом, но возникли сложности с общением. Я не знала русского, но немного понимала абхазский. В Стамбуле я ориентировалась лучше, чем в Сухуме, знала, как там все устроено, как устроить свою работу. В Сухуме даже после открытия я не рекламировала свою студию. Мне хотелось понять людей, их вкусы и предпочтения, что им нравится, а что нет", - вспоминает Маршан.

© Foto / предоставлено Шебнем Маршан
Студия архитектуры и дизайна

Реакция людей на дизайнерскую студию была "удивительной", говорит Шембнем. Местные жители оставляли положительные отзывы, что придавало сил и гнало прочь сомнения в правильности своего решения о переезде.

"Не буду скрывать, иногда я думала, правильно ли поступила. Но меня окружали хорошие люди, и они сильно меня поддерживали. Есть удивительный момент, которым я хотела бы поделиться. Я замечаю черты характера, свойственные мне, в людях, и понимаю, что они генетически заложены в абхазской нации. Этих особенностей темперамента нет ни у кого в Турции и за ее пределами. Встречая людей в городе, я вижу в них некий свет, что-то родное, это вдохновляет, и я понимаю, что поступила правильно, оставшись здесь. Мы похожи, и мне комфортно жить здесь", - говорит Маршан.

Из истории семьи Маршан

До махаджирства прадедушка Шебнем Хрипс Маршан проживал в высокогорном селе Цабал. Она рассказывает, что ее прадед не хотел покидать свою страну, но обстоятельства вынудили его уехать из Абхазии.

Хрипс переехал в Турцию со своей молодой женой и обосновался в городе Румели. Они прожили там много лет, у них родилось шестеро детей. Затем прадед Шебнем со своей большой семьей переехал в Стамбул. Дети Хрипса были уже взрослые, многие обзавелись семьями и разъехались. В тот период не далеко от Эски-шехира строилась абхазская деревня Дзюда. И уже дедушка Шебнем собрал свою семью и обосновался в этой деревне.

Шебнем подготовила к нашему интервью материалы о ее семье. Сестра репатриантки прислала в электронном виде книгу, где описывается родовое древо всех представителей фамилии Маршан. Это древо составил отец Шебнем, чтобы представители фамилии не теряли свои корни и продолжали поддерживать связь в Турции. В книге черным цветом выделены имена тех, кто родился в Абхазии до махаджирства, синим те, кто появился на свет уже в Турции.

© Foto / предоставлено Шебнем Маршан
Шебнем Маршан
"В фамильном древе обычно не пишут имена женщин, но мы решили написать, чтобы знать сколько нас и где каждый находится",  - отметила Шебнем Маршан.

На сегодняшний день в Турции проживает уже четвертое поколение семьи Маршан. Но семья Маршан продолжает соблюдать абхазские традиции и обычаи. Родители Шебнем старались сохранить родной язык и привить любовь своим детям к абхазской культуре.

"Наши родители часто рассказывали нам о нашем родовом селе Цабал. Мы соблюдали все правила абхазского этикета и хорошо знали все тонкости Апсуара. Нам объясняли понятие Аламыс, что мы лицо семьи и должны вести себя скромно и достойно. Чтобы сохранить абхазскую культуру, заключались браки только между абхазами. В нашем роду нет представителей других народов", - рассказывает Шебнем.

Абхазская жизнь

Шебнем родилась и выросла в Турции, училась в Стамбуле и долгое время работала в Италии, но нашла себя именно в Абхазии. Она мечтает построить здесь дом и перевезти в Абхазию всю свою семью.

В Абхазии Маршан занимается архитектурными и интерьер-дизайнерскими проектами, а так же реставрирует старинные сооружения.

Архитектор хочет больше работать с молодежью. У нее проходят стажировку молодые специалисты, которые недавно окончили университет.

"Молодые люди должны набираться опыта и искать больше возможностей и перспектив для своего развития", - говорит она.

Из-за своего графика Шебнем ограничена во времени, но, по ее словам, ей хотелось бы больше помогать молодым архитекторам и дизайнерам и делиться своим опытом, чтобы облик родной Абхазии был еще краше.

Читайте также:

6499

Гореть звездой: 30 лет назад не стало Виктора Цоя

0
(обновлено 11:32 15.08.2020)
15 августа 1990 года музыкант Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы "2Слока — Талси" под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги.

Согласно официальной версии, Цой заснул за рулем, после чего его "Москвич-2141" темно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом "Икарус".

19 августа он был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников; несколько фанатов даже покончили с собой.

Тысячи человек пришли на похороны Виктора.

0
  • © Sputnik / Галина Кмит

    Участники художественного фильма "Игла" киностудии "Казахфильм": режиссер Рашид Нугманов (справа), лидер рок-группы "Кино" Виктор Цой (слева) и актриса Нина Ильина (в центре) на кинофестивале популярных жанров "Золотой Дюк".

  • © Sputnik / Галина Кмит

    Лидер рок-группы "Кино", исполнитель одной из ролей в фильме "Игла", снятом молодым режиссером Рашидом Нугмановым, Виктор Цой на кинофестивале популярных жанров "Золотой дюк".

  • © Sputnik / Алексей Даничев

    Портреты солиста группы "Кино" Виктора Цоя, выполненные фотографом Сергеем Берменьевым, представлены на выставке "Звезда по имени Цой"

  • © Sputnik / Галина Кмит

    Солист рок-группы "Кино" Виктор Цой.

  • © Sputnik / Ольга Головко

    Прохожие у стены памяти Виктора Цоя на Арбате в Москве.

  • © Sputnik / Павел Лисицын

    Поклонники Виктора Цоя и группы "Кино" у памятной стены, открытой в честь Дня рождения музыканта в Екатеринбурге.

  • © Sputnik / Алексей Даничев

    Работа Виктора Цоя "Без - названия (Рок-концерт)" (конец 1980-х) и работа Андрея Медведева "Гагарин пати" (сверху вниз) на выставке живописи "Удар кисти. "Новые художники" и некрореалисты" в Санкт-Петербурге.

  • © Sputnik / Алексей Даничев

    Портреты солиста группы "Кино" Виктора Цоя, выполненные фотографом Сергеем Берменьевым, представлены на выставке "Звезда по имени Цой" в Санкт-Петербурге. Выставка была приурочена к 50-летию со дня рождения Цоя.