Антитело личное дело: от чего зависит стойкость иммунитета к ковиду

Исследователи расходятся во мнении относительно того, как долго сохраняются иммунитет к COVID-19 после того, как человек переболел вирусом.

СУХУМ, 24 апр - Sputnik. О том, как долго сохраняются антитела к коронавирусу и сколько их нужно, говорят разное. Одни исследователи отводят антительному иммунитету от ковида только три месяца, другие — полгода. Однако, как выяснили недавно сингапурские ученые, спорить тут не о чем. Подробнее читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Дважды в один коронавирус

Первые данные о продолжительности иммунитета к COVID-19 опубликовали в середине марта прошлого года. Тогда группа китайских ученых специально заразила SARS-CoV-2 четырех макак-резусов, вылечила их, а потом попыталась инфицировать снова. Ничего не вышло: животных защищали антитела. Правда, весь эксперимент занял не больше месяца, а между первой и второй попытками инфицирования прошло лишь 28 дней.

Примерно в то же время в разных странах мира подтвердили: антитела к SARS-CoV-2 возникают и в крови переболевших людей. Тесты выявляли их уже на десятый день после первых симптомов. Однако концентрация у пациентов была разная, и насколько долгим был иммунитет, ученые не знали.

Чуть позже немецкие инфекционисты выделили из крови заболевших 255 типов антител, 28 из них блокировали вирус. Их называют вирус-нейтрализующими.

“У вируса сложная структура, и его проникновение в клетку сопровождается выработкой антител как против шипикового S-белка, так и к другим его компонентам. Антитела против S-белка облепляют вирус и не позволяют ему проникать в клетки. Одновременно они могут цепляться за уже инфицированные клетки, если человек заразился, и помогать иммунной системе их нейтрализовать. Таким образом предотвращается масштабное развитие процесса. Другие антитела действуют иначе. Сформированный гуморальный иммунитет обеспечивают только вирус-нейтрализующие антитела”, — поясняет в разговоре с РИА Новости Иван Коновалов, доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ имени Н. И. Пирогова.

Именно такие антитела в центре внимания ученых всего мира. Как правило, речь идет об иммуноглобулинах класса G (IgG) — они считаются более специфичными и дольше сохраняются в организме. А вот IgM, хотя и синтезируются в организме практически с первыми симптомами инфекции, не очень улавливают вирус и достаточно быстро исчезают — за несколько недель после выздоровления. Третий тип иммуноглобулинов IgA во многом похож на IgM — они также вырабатываются в острый период болезни, а затем их уровень стремительно снижается. Однако IgA более избирательны и защищают от SARS-CoV-2 слизистые оболочки.

© Foto / Информационный портал "Ветеринария и жизнь"

Предполагали, что IgG сохраняются в организме около полугода. Однако в июле 2020-го в журнале Lancet вышла статья, авторы которой утверждали, что у 14 процентов пациентов эти антитела полностью исчезают уже через два месяца после выздоровления. Кроме того, пытаясь определить, сколько человек в Испании переболели ковидом бессимптомно, исследователи выяснили: вирус-нейтрализующие антитела вырабатываются не у всех.

Похожие данные и у китайцев. Изучив анализы 74 пациентов, переболевших ковидом, они выяснили, что IgG и другие вирус-нейтрализующие антитела остаются в организме на срок от месяца до трех. И меньше всего их у тех, кто перенес болезнь бессимптомно.

Сроки удлиняются

Однако американские инфекционисты из медицинского центра Маунт-Синай, наблюдавшие за 30 тысячами пациентов, обнаруживали вирус-нейтрализующие антитела и пять месяцев спустя после выздоровления. Как правило, у переболевших в легкой или умеренной форме. Этого было достаточно, чтобы защитить от повторного инфицирования или ослабить действие вируса, если человек заразится вновь.

По мнению британских исследователей, срок еще дольше — минимум полгода. Они проанализировали данные более 20 тысяч человек, чьи биоматериалы хранились в UK Biobank — большой базе генетических и медицинских сведений. Выяснилось, что у 99% переболевших COVID-19 в первую волну, антитела сохранялись минимум три месяца после выздоровления, у 88% их обнаруживали и спустя полгода.

Специалисты Медицинского университета Инсбрука (Австрия) в апреле попросили около девятисот добровольцев сдать тест на антитела к SARS-CoV-2. В ноябре анализ повторили, и у 90 процентов результат был положительным.

Шведские ученые из Каролинского института оценивали антительный иммунитет у 256 сотрудников клиники Дандерюда, которые контактировали с коронавирусными пациентами и сами перенесли инфекцию. У 96% антитела не исчезали в течение девяти месяцев после выздоровления. При этом рецидив наблюдался менее чем у одного процента. Значит, шансы повторного заражения крайне малы.

Правы все

Точку в спорах о стойкости нейтрализующих антител совсем недавно поставили сингапурские ученые. Изучив данные примерно пятисот человек, переболевших ковидом в первую волну, они поняли, что все предыдущие выводы верны.

Во-первых, IgG и другие вирус-нейтрализующие антитела действительно полностью исчезают в течение двух месяцев после выздоровления, но только у четверти пациентов. Во-вторых, уровень таких иммуноглобулинов практически не меняется на протяжении полугода, и это характерно для большинства. В исследовании сингапурцев подобная картина наблюдалась у двух третей участников.

Как отмечают авторы работы, уровень антител и их стойкость чаще всего коррелировали с возрастом и тем, насколько тяжело протекала болезнь. Как правило, у более молодых и относительно здоровых людей иммунитет был слабее и короче.

“Дольше всего в организме циркулируют иммуноглобулины класса G. Они в среднем сохраняются в организме три-шесть месяцев, но у некоторых пациентов действительно уходят раньше, особенно при легких формах заболевания. И предсказать динамику невозможно. Иными словами, у нас нет данных о том, какой уровень антител сильно защитный или слабо защитный. Просто клинически описаны случаи повторного заражения спустя примерно три-шесть месяцев после перенесенной инфекции”, — отметил Иван Коновалов.

И подчеркнул: исчезновение вирус-нейтрализующих антител в крови не означает, что человек полностью беззащитен. Тем более что случаи повторного инфицирования, как правило, редки.
© Foto / Информационный портал "Ветеринария и жизнь"

“Помимо гуморального иммунитета, который представлен антителами, существует клеточный иммунитет, тестами на антитела никак не определяемый. Это специализированные иммунные клетки, “обученные” и готовые к встрече с инфекционным агентом. Если коронавирус снова проникнет в организм, они очень быстро сами начнут производить защитные антитела, а также дадут команду лимфоцитам-киллерам, чтобы они распознавали и уничтожали инфицированные клетки”, — объяснил он.

Действительно, когда сингапурские специалисты сравнили Т-клеточный иммунитет между группами участников, серьезных различий не обнаружили. Значит, даже при исчезновении вирус-нейтрализующих антител из организма человек защищен от ковида.

Так же и с прививками. Как уточнил Иван Коновалов, вакцины активируют и гуморальный, и клеточный иммунитет. И если оценить эффективность последнего пока довольно сложно и затратно, то относительно вирус-нейтрализующих антител доказано: после вакцинации их чаще всего значительно больше, чем после перенесенной болезни.

Убивают все подряд: пользу от санитайзеров поставили под сомнение

(обновлено 09:22 11.05.2021)
Во всем мире резко выросла популярность антисептиков и других антибактериальных средств, результаты исследований говорят о том, что они защищают от коронавируса.

Но нужны ли санитайзеры в постпандемийную пору, пока не ясно. Подробнее об этом читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Польза очевидна

С самого начала глобального распространения COVID-19 Всемирная организация здравоохранения советует мыть руки с мылом или регулярно обрабатывать антисептиками. Это устраняет возможное загрязнение кожи микробами, а значит, перекрывает один из путей передачи инфекции.

Доказано, что мыло разрушает липидную оболочку вирусов, а остальное смывает вода — и все это примерно за тридцать секунд. Важно, чтобы пена, как отмечают специалисты, покрывала руки полностью, включая запястья и тыльную сторону ладони, проникала между пальцами и под ногти.

Антисептики убивают патогены примерно за такое же время. Спирт, который в них содержится, уничтожает 99,9 процента бактерий и вирусов. По крайней мере с близким родственником нынешнего возбудителя — SARS-CoV-1 — он справлялся хорошо. Инфекционисты считают, что эти результаты применимы и к SARS-CoV-2.

Спирт всему голова

Однако спирт не удаляет жир и грязь, а они, как показывают исследования, ослабляют действие антисептиков. Поэтому многие специализированные организации, в том числе ВОЗ, Роспотребнадзор и Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) советуют использовать их, только если нет возможности просто вымыть руки.

В эффективном санитайзере должно быть не меньше 60 процентов этанола, изопропилового спирта или н-пропанола. К сожалению, такой состав может привести к кожным раздражениям и аллергическим реакциям, а при частом использовании — к экземе и даже раку кожи. Некоторые исследователи добавляют к списку проблемы с сердцем и печенью.

Тем не менее есть работы, показывающие, что частое нанесение санитайзеров на руки не может воздействовать на внутренние органы. Ведь этанол — а именно с ним связано большинство негативных последствий — не проникает в организм сквозь кожу в достаточных для отравления концентрациях. Даже если человек регулярно пользуется антисептиками, содержание спирта в его крови минимальное — при условии, что он не пил алкоголь.

Выжившие и особо опасные

Согласно исследованию австралийских ученых, главная опасность антисептиков в том, что они способствуют появлению супербактерий — микробов, устойчивых к большинству антибиотиков и дезинфицирующих средств. Происходит это из-за мутирования внутрибольничных инфекций, которые в принципе "злее" обычных возбудителей. Однако механизм возникновения резистентности у всех микроорганизмов примерно одинаков.

Так, содержащийся в антисептиках спирт действует на наименее устойчивые патогены, а вот мутировавшие держатся до последнего. И если какой-то из них выживет, то передаст ген устойчивости при размножении. Клеточные мембраны у бактерий и липидные оболочки у вирусов могут стать неуязвимыми для этанола. Кстати, чтобы избежать этого, Роспотребнадзор рекомендует не вытирать следы антисептика с рук хотя бы 30 секунд после нанесения.

Сегодня уже известно о нескольких опасных супермикробах, появившихся из-за того, что в больницах врачи и медсестры часто пользуются санитайзерами. Прежде всего это энтерококки, вызывающие целую россыпь болезней — от инфекции мочевыводящих путей до менингита, а также кишечная палочка E. coli и синегнойная палочка, провоцирующая пневмонию и инфекции кровяного русла.

Всех без разбора

В норме на коже рук живут миллионы бактерий, вирусов и грибов. Большинство из них полезны: они выступают своего рода тренерами иммунной системы, защищают организм от возбудителей опасных инфекций и предотвращают аутоиммунные заболевания.

Однако санитайзеры не отличают хорошие микробы от плохих и убивают всех. А кроме того, сушат кожу рук, и образуются микроранки. Именно через них при следующей встрече патогены смогут пробраться в организм и запустить развитие инфекции — ведь защитников уже нет. К тому же есть риск, что в отсутствие полезных микробов активизируются вредные, устойчивые к действию спирта. В частности, антисептики не справляются с бактериями Clostridium difficile и норовирусами, которые вызывают тошноту, диарею и кишечные инфекции.

Зато их уничтожает обыкновенное мыло. Именно поэтому специалисты подчеркивают: санитайзеры нужны, только если не получается вымыть руки.

Кроме того, микробиом кожи — так называется совокупность живущих на ней микроорганизмов — непостоянен. Он непрерывно меняется в зависимости от того, с кем и с чем контактирует человек. Поэтому негативное действие антисептиков возможно только при частом и чрезмерном применении. А значит, после того как пандемия пойдет на спад, от их активного использования лучше отказаться.

Мировая пандемия коронавируса COVID-19

Определен победитель шахматного турнира в Абхазии

(обновлено 19:00 10.05.2021)
В турнире "Мемориал Чанба 2021" участвовали 39 шахматистов из всех регионов Абхазии и представители юга России.

СУХУМ, 10 мая – Sputnik. В Сухуме завершился шахматный турнир "Мемориал Чанба Ю.С. 2021" приуроченный к 76-й годовщине Дня Победы.

По итогам шахматных соревнований победителем турнира стал Сергей Миносян.

Лучшие результаты среди школьников показали Тристан Кварацхелия, Нестор Багателия, Даниел Полей.

Лучшие среди девочек - Сарида Лаквитава, Дарья Касьян.

Среди ветеранов - Борис Накопия, Константин Тужба, Леонид Пак.

Победителям и призерам были вручены денежные призы, кубки, медали, грамоты, а также книги - произведения классиков русской художественной литературы от Россотрудничества. Специальными призами были награждены ветеран шахмат Абхазии Энвер Хазириши и Герой Абхазии Алхазур Сулейманов.

На торжественном открытии участников поздравили и пожелали побед советник Президента Абхазии Рисмаг Аджинждал, начальник управления образования города Сухум Астанда Таркил, представитель Госкомспорта Жанна Зантария, старший референт Россотрудничества Борис Накопия, начальник департамента спорта Администрации Сухум Эля Хагба.

Президент Федерации шахмат Абхазии Константин Тужба поблагодарил гостей турнира за активное развитие детских шахмат в Абхазии.

Следующие соревнования в рамках фестиваля "Абхазия приглашает" "Сухум-Опен 2021" состоятся с 1 по 10 июля 2021 года. Федерация шахмат ждет гостей из всех стран СНГ.

Слушайте также:

Спортивная Абхазия
Американские военные на юго-востоке Афганистана

Американцы подбрасывают "афганскую бомбу" России?

(обновлено 10:18 11.05.2021)
Первого мая 2021 года Вашингтон официально начал вывод войск из Афганистана. В 2001 году США ввели войска в Афганистан для борьбы с талибами.

После того как в середине апреля Джо Байден сообщил о решении перенести дату полного вывода войск из Афганистана с 1 мая на 11 сентября, в стране все сильнее льется кровь — резкий рост насилия, погибшие исчисляются многими сотнями, пишет Петр Акопов для РИА Новости. Только 8 мая в результате взрыва в кабульском районе Дашт-э-Барчи погибло почти 60 человек, в основном школьницы 11-15 лет. Что происходит? Кто-то очень не хочет выводить войска — или, наоборот, кто-то подгоняет американцев, подталкивает к выходу? И что будет после их ухода?

Для России это не праздный вопрос: несмотря на распад СССР, у нас с Афганистаном, по сути, по-прежнему общая граница. Таджикистан, на который приходится большая часть бывшей советской границы с Афганистаном, входит в ОДКБ — то есть является нашим военным союзником. Узбекистан и Туркменистан, граничащие с Афганистаном, также входят в зону наших национальных интересов и нашей ответственности. Если в Афганистане разгорится полноценная гражданская война, дым ее пожарищ накроет всю Среднюю Азию, а в худшем случае и пламя перекинется на нее, ведь в Афганистане живут те же самые народы, что и во всех трех упомянутых бывших советских республиках. В России даже раздаются голоса, что вывод американских войск это не поражение, а чуть ли не диверсия против нас: мол, Вашингтон подобным образом отвлекает внимание Кремля на восток, где сейчас все загорится, и русским придется бросить все силы на тушение среднеазиатского кошмара. Может, нам вообще попросить американцев остаться?

Подобная псевдоконспирология смешна: американцы не добились в Афганистане ничего из желаемого (другое дело, что все их мечты изначально были нереалистичными или абсурдными).

Ликвидировали "Аль-Каиду"* — а у нее были полки и дивизии — или она была и остается сетевой организацией, связывающей различные структуры и группировки в разных частях исламского мира? Да, радикально настроенные группировки, но ведь оккупация американцами Афганистана лишь усилила ненависть к янки в исламском мире, то есть по факту сработала на рост влияния джихадистов.

Победили Талибан? Но он придет к власти в Кабуле в ближайшее время после ухода американцев: или мирным путем, как часть коалиционного правительства, или военным — и тогда уже единолично.

Американцы хотели из Афганистана давить на Россию и Китай (а также Иран), обустроить плацдарм для постоянного присутствия в ключевом регионе Евразии? Хотели, но для этого нужно было реально подчинить Афганистан и взять его под свой контроль — ничего подобного не произошло. Американцы будут вынуждены не просто уйти — в худшем случае им еще и придется вывезти с собой десятки тысяч афганцев, работавших на них. Тех самых коллаборационистов, пособников оккупантов — ведь именно так к ним относятся не только талибы. То есть позиции США в Афганистане будут не просто подорваны: они будут уничтожены.

Но ведь США после выхода хотят закрепиться в соседних странах? Вот и The Wall Street Journal в субботу сообщила, что в Вашингтоне "находятся в поиске региональных плацдармов для размещения войск и осуществления контроля над талибами после вывода войск из Афганистана". В число рассматриваемых вариантов входят как соседние страны, так и более отдаленные, например ОАЭ, анализируются возможности для размещения кораблей ВМС в Персидском заливе.

Байден уже обещал, что если "Аль-Каида"* или ИГИЛ* будут представлять угрозу для Америки или ее интересов в Афганистане, то Штаты нанесут авиаудары. Но американцы хотят иметь возможность для быстрого реагирования, ведь после 11 сентября (а поговаривают даже о середине июля) в Афганистане не останется ни американских, ни вообще каких-либо иностранных войск — и что делать в случае нападения на американское посольство (в котором хотят оставить до 1000 человек)? Высылать помощь из Пакистана? Далеко, да и отношения с ним все хуже, поэтому "самым предпочтительным вариантом для создания военных баз стали бы Узбекистан и Таджикистан, имеющие непосредственную границу с Афганистаном и в случае необходимости обеспечившие бы быстрое перемещение войск".

Но вот беда — помешать реализации американских планов могут Россия и Китай, отмечает The Wall Street Journal. Конечно, так и есть: никто не даст американцам закрепиться в Центральной Азии. После 11 сентября 2001 года Россия позволила Штатам создать базы в Киргизии и Узбекистане, но тогда и Россия была слаба, да и отношения со Штатами не находились в состоянии активного противоборства. Сейчас ни о каком, даже временном, закреплении американцев в Средней Азии не может быть и речи: после 20-летней оккупации Афганистана им придется полностью покинуть регион. Отвечать за безопасность которого будет созданный Россией и Китаем ШОС, в который теперь входят не только все центральноазиатские республики, но и Индия с Пакистаном, а скоро войдет на правах полноценного участника и Иран.

То есть Афганистан окажется полностью окруженным странами — членами ШОС, притом что у него самого есть только статус наблюдателя. Кабул не принимали в ШОС по совершенно объективным показателям: не может быть членом альянса оккупированная и лишенная полноценного суверенитета страна. Цель ШОС — поддержание мира в Азии, в первую очередь в Центральной. У ШОС пока что нет своих миротворцев, да и нет нужды вводить войска в Афганистан, менять одних оккупантов на других.

Афганцы уже больше сорока лет воюют друг с другом, а 28 лет — еще и с иностранными войсками. Нужно обеспечить политические условия для полноценного внутриафганского диалога и если не примирения, то хотя бы вооруженного, но мирного сожительства разных народов, политических, религиозных, племенных и клановых структур. Без внешнего, тем более атлантического вмешательства, но с активным участием (и влиянием) всех соседей и близких стран — России, Китая, Пакистана, Ирана и Индии.

Хотя и США тоже могут и должны принять участие в примирении афганцев между собой — вот только отношение к их сторонникам в Афганистане после вывода войск может оказаться препятствием для любого диалога. Как бы то ни было, главный груз ответственности за Афганистан после ухода американцев ляжет на ШОС и особенно на трех его участников: Россию, Китай и Пакистан (при всей сложности афгано-пакистанских отношений из-за разделенных "линией Дюрана" пуштунов). Это и в их интересах, и в интересах народа Афганистана. Сложнейшие разнообразные внутренние противоречия в Афганистане — не повод для того, чтобы махнуть на него рукой или огородиться от него военной стеной. Второе просто невозможно, а первое не отвечает интересам его соседей и великих азиатских держав, включая Россию.

Задача-минимум для ШОС — не допустить выплескивания афганской проблемы за пределы страны, на тот уровень, когда ей придется заниматься ОДКБ. А задача-максимум — подтолкнуть все афганские стороны к реальному примирению и строительству нового федеративного Афганистана. Мужественный и переживший столько горя народ должен наконец-то зажить спокойной, самостоятельной и мирной жизнью в своей горной стране. Не как в Швейцарии, конечно, хотя швейцарские кантоны тоже воевали между собой, причем последний раз совсем недавно по историческим меркам — в середине XIX века.

Афганистан не станет Швейцарией — и все попытки пересадить на его камни западные нормы лишь вредили стране — но он имеет полное право превратиться из очага напряженности для Центральной Азии в мирного соседа для всех его друзей. Надо только помочь афганцам вернуться к самостоятельной мирной жизни — для самих себя, а не во имя геополитических интересов и экспериментов чужих стратегов.

* Террористическая организация, запрещенная в России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.