Туринская плащаница.

Новые детали появились в споре вокруг Туринской плащаницы

(обновлено 09:06 29.08.2021)
Православные 29 августа отмечают праздник Нерукотворного образа Иисуса Христа. С реликвией часто ассоциируют Туринскую плащаницу — кусок ткани, в который завернули тело Христа после казни.

СУХУМ, 29 авг - Sputnik. Ученые давно спорят о подлинности артефакта. Последние открытия могут полностью перевернуть наши представления о самой значимой христианской святыне. Что выяснили исследователи, читайте в материале Никиты Бизина для РИА Новости.

Давние споры

О плащанице Иисуса Христа сказано во всех четырех Евангелиях. Согласно преданию, после воскресения Господа ее хранили апостолы.

В конце IV века реликвию перевезли в Константинополь, где она находилась до 1204-го, когда византийскую столицу разграбили крестоносцы. Следующие 150 лет хроники о ней молчали. Лишь в 1353-м святыню выставили для поклонения во французском Лире, а через десять лет перевезли в итальянский Турин.

Здесь она до сих пор. Что удивительно, долгое время о Туринской плащанице большинство католиков не знало. Пока ученые не начали спорить о ее подлинности.

В 1898-м фотограф-любитель Секондо Пиа запечатлел артефакт. Проявляя пленку, он разглядел отчетливое изображение человека со следами многочисленных увечий. На ткани их было почти не видно, и неожиданная находка итальянца произвела фурор. Шуму добавили выводы физиков через несколько десятков лет: тело человека отпечаталось на полотне из-за мощнейшего источника энергии, сравнимого с ядерной бомбой. Это соотносится с церковным преданием о воскресении Христа: в этот момент пещеру с его телом заполнил ослепительный свет.

Ошибка граверов

Но догадки физиков не раз опровергали. Уже более века ученые пытаются выяснить происхождение плащаницы. Так, специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Джон Джексон и Эрик Джампер в 1978-м проанализировали святыню с помощью трехмерного компьютерного моделирования. Полученное изображение отчетливо показывало наличие круглых выступов на веках изображенного на ткани человека. Предположили, что это следы монет, которые по древнему обычаю клали на глаза покойного.

Спустя семь лет профессор американского университета Северной Каролины Алан Вангер, применив новейшую на тот момент технику наложения поляризованного света, сумел прочитать надпись на круглом отпечатке от монеты: "кесарь Тиберий". Именно при этом правителе и распяли Иисуса Христа. Вангер сразу заявил о подлинности реликвии.

© Sputnik / Юлия Маковейчук
Туринская плащаница.

Но отпечаток монеты оказался с подвохом — греческую букву "каппа" в надписи заменили на латинскую "цэ", что противоречит многочисленным данным о римских деньгах. Оппоненты профессора тут же поспешили объявить эту подробность доказательством подделки.

Однако спустя пару лет исследователи обнаружили точно такие же — с ошибками — монеты. И выяснили, что фальшивые римские деньги были широко распространены в Палестине I века нашей эры. Казалось бы, неоспоримое доказательство подлинности плащаницы наконец найдено. Однако наука не стоит на месте — в запасе есть другие методы исследования.

Точный анализ, но много нюансов

Параллельно с дискуссиями вокруг монет в конце восьмидесятых ученые из Оксфордского университета, Университета Аризоны и Швейцарского федерального технологического института взяли четыре образца ткани для радиоуглеродного анализа. Выяснилось, что возраст образцов — между 1260 и 1390 годами.

Но научное сообщество скептически отнеслось к выводам коллег.

"Расчет, который используют при датировке ткани, гораздо неопределеннее, чем с твердыми образцами (например, костью) из-за большей подверженности текстиля воздействию внешних агентов (бактерии, плесень, грязь)", — объясняет в интервью Vatican Insider News руководитель исследовательской группы Паоло Ди Лаццаро.

Плащаница Иисуса Христа. Репродукция.
© Sputnik / Простяков
Плащаница Иисуса Христа. Репродукция.

По его словам, вызывает сомнение и то, как проводили анализ: все три лаборатории "неизменно отказывались предоставлять общественности точные данные".

Ученый напомнил еще об одном обстоятельстве: в 1532-м плащаница сильно пострадала при пожаре и ее пытались отреставрировать. Не исключено, что латали артефакт тканью XIV века. Эти образцы и могли взять для радиоуглеродного анализа. К тому же, указывает Ди Лаццаро, на точность результата повлияла загрязненность полотна.

Кровь настоящая

Более 20 лет ученые исследовали реликвию на наличие ДНК растений, животных и человека. В 2013-м результаты обнародовал профессор университета Падуи Джанни Боркачча.

"К артефакту, предположительно, прикасались многие люди, начиная от североафриканских берберов и восточных африканцев и заканчивая жителями Китая", — отмечает Боркачча.

Результаты этого исследования также неоднозначны. Скептики по-прежнему настаивают, что Туринская плащаница — искусная подделка поздних веков. Но в 2016-м их сомнения развеяли специалисты Института кристаллографии в Бари. Изучив с помощью электронных микроскопов следы крови и структуру ткани, они пришли к поразительному выводу: кровоподтеки — настоящие.

"Наночастицы, прикрепленные к льняным волокнам, подтверждают, что завернутый в погребальную ткань человек претерпел страдания", — заявил руководитель исследования Эльвио Карлино.

Но и это открытие не смогло убедить скептиков. К тому же, результаты исследования позже несколько раз опровергали.

Смертельный эксперимент

Например, итальянские судмедэксперты Маттео Борини и Луиджи Гарласкьелли провели необычный эксперимент на живых людях. Добровольцам делали надрезы на руках и ногах и прикладывали к ранам различные виды древесины и ткани, чтобы сравнить кровавые отпечатки с изображениями на Туринской плащанице.

"Анализ струйки из раны на предплечье показал: для получения того же рисунка, что и на плащанице, человек должен находиться в положении стоя с руками, поднятыми под углом от 80 до 100 градусов. Меньший угол, согласно общепринятому представлению о распятии, а также посмертное кровотечение из лежащего тела не соответствуют следам на ткани", — утверждают ученые.

По их мнению, Туринская плащаница — подделка. Ведь, как известно, римские воины не подвешивали распятых руками вверх. Однако и эти выводы подвергли критике. Итальянцы, по мнению других исследователей, не учли, что тело перед погребением омывали. Об этом, кстати, говорится в Евангелии.

К тому же исследователи упустили то, что Иисус уже был мертв как минимум час, когда его заворачивали в плащаницу. А это существенно повлияло на отпечатки кровоподтеков.

Новые подробности

Споры обострил биолог Жерар Вершуурен в середине нынешнего года. Он поставил под сомнения выводы ученых о том, что Туринская плащаница создана не раньше XIII века.

Специалист ссылается на данные анализа структуры ткани швейцарских коллег. Оказывается, способ, которым ткали полотно, был характерен именно для Палестины — в средневековой Европе о такой технике не знали. Узор, которым сплетена плащаница, очень похож на аналогичные образцы из крепости Масада в Израиле, датируемые I веком нашей эры.

"Результаты анализа убеждают меня в том, что это действительно та самая пелена, в которую завернули тело Иисуса Христа. Пятна крови, следы пыток — все это сложно нарисовать", — утверждает Вершуурен.

Позиция Церкви

Видимо, ирония судьбы в том, что любое научное открытие, касающееся Туринской реликвии, обречено быть опровергнутым. Вероятно, ученые никогда не придут к единому мнению. Но Церковь к этой проблеме подходит иначе.

"Католики не обязаны верить в плащаницу", — говорит РИА Новости католический священник Кирилл Горбунов. И напоминает слова папы Иоанна Павла II: "Туринская плащаница — это постоянная провокация, невозможно ни окончательно доказать, ни окончательно опровергнуть".

Но для научного сообщества вопрос подлинности реликвии с каждым годом — все острее. Ученые сходятся в одном: современный уровень науки пока не позволяет дать точный ответ.

Голикова спрогнозировала размер маткапитала на 2024 год

(обновлено 16:47 24.09.2021)
В настоящее время размер маткапитала равен 483 881 рублю, если в семье появится второй ребенок, выплачивается еще 155 550 рублей.

СУХУМ, 24 сен - Sputnik. Размер маткапитала на первого ребенка в 2024 году прогнозируется в размере 544 301 рубля, на второго – 719 274 рубля, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Об этом сообщает РИА Новости.

"В рамках федерального бюджета будет проиндексирован размер материнского капитала: в 2022 году в случае рождения, усыновления первого ребенка он составит 503 237 рублей, в 2024 году - исходя из того прогноза, который мы сегодня будем обсуждать - 544 301 рубль", - сказала Голикова на заседании Российской трехсторонней комиссии.

Она уточнила, что в случае рождения второго и последующего детей размер маткапитала в 2022 году составит 665 009 рублей, в 2024 году – 719 274 рубля.

Материнский капитал – мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок, с 2020 года право на маткапитал получают семьи с рождением первого ребенка.

Оплодотворенные яйцеклетки мыши в чашке Петри готовы для эксперимента. Работа центра геномного редактирования МГУ, где под руководством доктора биологических наук Петра Сергиева проводят опыты по изменению ДНК яйцеклетки мыши.

"Статистически достоверный факт": найдена причина тяжелого течения COVID-19

(обновлено 09:22 22.09.2021)
Тяжело и с осложнениями болеют коронавирусом те, кто в группах риска — пожилые или пациенты с хроническими недугами.

СУХУМ, 22 сен - Sputnik. С самого начала пандемии было понятно, что многие переносят коронавирус в легкой или средней форме. Однако в реанимацию попадали и совсем молодые, здоровые люди. Их состояние быстро ухудшалось, они много времени проводили на ИВЛ, некоторые умирали. Существует немало гипотез, почему это происходит, однако сейчас все больше подтверждений получает одна из них. Подробнее читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

Под ударом

Первые заражения коронавирусной инфекцией зарегистрировали в декабре 2019-го в Китае. Уже к апрелю 2020-го ученые установили группы риска, чьи представители тяжелее остальных переносили ковид и чаще умирали от его последствий. Прежде всего — пациенты с ожирением, хроническими болезнями сердца и диабетом. Хуже справлялись с COVID-19 и пожилые люди.

Кроме того, исследователи обратили внимание, что шансы заразиться выше у обладателей второй и четвертой групп крови (А и АВ). Во многих случаях их подключали к аппаратам ИВЛ и диализу. В целом они дольше лежали в отделениях интенсивной терапии, даже если вели правильный образ жизни и до ковида считались практически здоровыми.

Также, согласно сразу нескольким исследованиям, негативно на исход COVID-19 влияли генетические факторы. В частности, некоторые варианты гена APOE, связанные с предрасположенностью к болезни Паркинсона, почти в два раза повышали вероятность госпитализации. Примерно такую же опасность представлял ген SLC6A20, расположенный на третьей хромосоме. Он достался человеку от неандертальцев, которых защищал от опасных инфекций. Однако современным людям при встрече с SARS-CoV-2 помочь не мог.

Совместимость с коронавирусом

Участки неандертальского генома есть только у 16 процентов европейцев, и не все молодые пациенты с ковидом, оказавшиеся в реанимации, были их носителями. Потому ученые обратили внимание и на другие гены, связанные с работой иммунитета. Речь прежде всего о генах главного комплекса гистосовместимости — они кодируют человеческие лейкоцитарные антигены HLA (Human Leukocyte Antigen).

Эти белки показывают иммунной системе фрагменты чужеродных элементов, попавших в организм, в том числе — части белков патогенов. Иммунитет их атакует, и развивается защитная реакция организма.

Разновидностей генов HLA очень много. Нет двух людей, у которых они бы совпали, хотя у близких родственников наборы бывают похожи. Считается, что это помогает человечеству противостоять огромному количеству инфекций.

"Чем выше разнообразие этих генов, тем лучше. В момент, когда появляется опасность в виде неизвестного вируса, в популяции возникает устойчивость. То есть какая-то часть населения сопротивляется. Происходит движущий отбор: вымирают особи, более чувствительные к новой болезни, остаются те, кто менее ей подвержен", — пояснил в разговоре с РИА Новости доктор биологических наук Илья Манухов, заведующий лабораторией молекулярной генетики МФТИ.

Скрытый риск

В конце 2019-го такой новой напастью стал SARS-CoV-2, и логично было искать причины тяжелого течения инфекции именно в генах главного комплекса гистосовместимости. Одними из первых на них обратили внимание ученые из Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и ИБХ РАН. Они выделили несколько вариаций в генах семейства HLA, которые влияют на течение и исход COVID-19.

Речь идет об участках генома, связанных с работой Т-клеток и всей системы приобретенного иммунитета. Они отвечают за транспортировку фрагментов вирусных белков на поверхность клетки и их передачу в Т-клетки. Это позволяет организму вовремя распознать зараженные клетки и уничтожать их.

Исследователи сопоставили различия в структуре генов HLA и тяжесть симптомов болезни у пятисот жителей Москвы. Около ста умерли от последствий ковида. Ученых интересовали три подтипа генов главного комплекса гистосовместимости — HLA-A, HLA-B и HLA-C.

Выяснилось, что значительно больше шансов умереть от COVID-19 у носителей варианта HLA-A*01:01. А обладатели вариаций HLA-A*02:01 и HLA-A*03:01, наоборот, лучше защищены от неблагоприятных исходов.

Полгода спустя этот же коллектив ученых запустил портал T-cell COVID-19 Atlas (T-CoV), с помощью которого исследователи и медики смогут предсказывать восприимчивость людей с разными генотипами HLA к мутациям коронавируса и, возможно, прогнозировать тяжесть болезни.

В его основе данные о взаимодействии молекул HLA с пептидами сразу 11 штаммов SARS-CoV-2 — альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон, дзета, эта, тета, йота, каппа и лямбда.

Генетическая склонность к ИВЛ

Международная команда ученых обнаружила еще один вариант гена, усугубляющего тяжесть COVID-19 — HLA-C*04:01. Его носители, заболев, в два раза чаще оказываются на ИВЛ, чем обладатели других вариаций. К таким выводам исследователи пришли, сопоставив сведения о тяжести болезни у 435 пациентов из Германии, Швейцарии, Испании и США с различиями в их структуре генов HLA.

"Статистика не очень большая, но, скорее всего, правильная. То есть действительно такие аллели существенно повышают риск создания состояний, требующих подключения к ИВЛ. По подсчетам авторов работы, вероятность — 0,75. Это значение указывает, что такое не может быть случайным. Но в реанимацию попадают и с другими аллелями, хотя вероятность значительно ниже — 0,26", — прокомментировал статью Илья Манухин.

Исследователи объясняют это тем, что молекулы HLA-C*04:01 слабее удерживают фрагменты коронавируса, поэтому иммунные клетки хуже их распознают и атакуют. Как следствие, полноценный иммунный ответ разворачивается с опозданием, когда SARS-CoV-2 уже расплодился в организме.

Однако Илья Манухин относится к такому объяснению с осторожностью.

"Это не доказано. Они говорят, что, по-видимому, такой аллель хуже связывается с некоторыми пептидами SARS-CoV-2. А поскольку комплекс гистологической совместимости — это, по сути, иммунный ответ, то, соответственно, он срабатывает не так активно. Но, с другой стороны, у нас погибали люди в большей степени из-за цитокинового шторма. А он, наоборот, должен быть меньше в этой ситуации. В любом случае авторы зафиксировали, что некоторые аллели комплекса гистосовместимости приводят к тому, что человек слабо защищен от болезни. Этот факт статистически достоверный", — подчеркнул он.

Ученый отмечает: основываясь на полученных данных, стоило бы разработать тест или исследование, которое позволит предсказывать реакцию людей с разными генотипами HLA при инфицировании SARS-CoV-2. Тогда тех, кто попадет в группу риска, можно будет предупреждать, что они подвержены более тяжелому течению болезни.

Первую гонку этапа "Формулы-2" в Сочи отменили из-за непогоды

(обновлено 11:59 25.09.2021)
В Сочи продолжаются сильные осадки, объявлено штормовое предупреждение, на Красной поляне выпал 12-сантиметровый снег.

СУХУМ, 25 сен - Sputnik. Первая гонка этапа чемпионата серии "Формула-2" в Сочи отменена, сообщает РИА Новости со ссылкой на организаторов мероприятия.

Гонка должна была начаться в 10:30 по Москве. Старт заезда был отложен на неопределенное время, но позже было объявлено, что гонка перенесена.

Отмечается, что на автодроме приемлемые погодные условия, но из-за нелетной погоды в самом городе Сочи к месту проведения соревнований не могут прибыть вертолеты, которые в соответствии с регламентом необходимы для обеспечения медицинских служб. Накануне была перенесена финальная гонка чемпионата "Формулы-3".

В Сочи продолжаются сильные осадки. На Красной поляне выпал 12-сантиметровый снег.

Вторая гонка "Формулы-2" в Сочи также должна состояться в субботу.