Лекарства

Ученые открыли, когда одно из самых популярных лекарств ведет к раку

(обновлено 16:10 12.09.2021)
По данным сотрудников Сеченовского университета, за год потребление антибиотиков в стране выросло на 30 процентов.

СУХУМ, 12 сен - Sputnik. Рост количества потребления антибиотиков связывают с эпидемией ковида, однако специалисты отмечают: даже в более спокойные времена россияне склонны принимать эти препараты без назначения врача, например, при легкой простуде или вирусных инфекциях, когда это практически бесполезно, а вот здоровью может навредить. Согласно различным исследованиям, злоупотребление антибиотиками чревато сбоями в работе иммунитета, развитием рака и уменьшением продолжительности жизни. Подробнее читайте в материале Альфии Еникеевой для РИА Новости.

От мозгов до самых до окраин

Связь микроорганизмов, обитающих в человеческом кишечнике, с опасными заболеваниями доказали в конце 1980-х. Австралийские ученые продемонстрировали, что бактерия Helicobacter pylori — она живет в желудке у большинства людей — может вызвать рак при ослабленном иммунитете. Патоген размножается, возникает воспаление, и образуется злокачественная опухоль.

Доминирование в кишечнике тех или иных бактерий способно обернуться целым букетом болезней — от сердечно-сосудистых, аллергии и ожирения до психических, нарушений памяти и даже депрессии.

Микробиом нужно беречь смолоду: стараться питаться правильно, внимательно следить за здоровьем и ни в коем случае не заниматься самолечением. Прежде всего это касается бесконтрольного приема антибиотиков, которые с легкостью нарушают микробное равновесие в желудке. Порой даже одноразовое употребление таких препаратов на годы меняет микробиоту — ведь они действуют не только на патогены, но и на полезные бактерии.

Исследователи отмечали: чрезмерное увлечение антибиотиками в лучшем случае закончится диареей, в худшем — уменьшит устойчивость всей микробиомы к патогенам. В результате можно заработать кишечную инфекцию и спровоцировать воспалительные процессы. Те, в свою очередь, дадут толчок образованию злокачественных опухолей.

Помочь патогенам

Недавняя работа шведских ученых наглядно показывает связь антибактериальных препаратов с колоректальным раком. Между курсом антибиотиков и первыми симптомами болезни проходит пять-десять лет.

Исследователи проанализировали сведения о состоянии здоровья более 250 тысяч человек за 2010–2016 годы. Около 40 тысяч страдали раком толстой и прямой кишки, остальные выступали в качестве контрольной группы. Эти данные сопоставили со статистикой употребления антибиотиков с 2005 по 2016 год.

Выяснилось, что у принимавших антибактериальные препараты более полугода риск злокачественной опухоли в первой части толстой кишки — сюда пища попадает из тонкого кишечника — выше на 17 процентов.

Как отмечают авторы работы, антибиотики нарушают баланс микробиоты и патогенные бактерии вроде кишечной палочки (Escherichia coli) или клебсиеллы (Klebsiella pneumoniae) размножаются там, где обычно их подавляют другие микроорганизмы. В частности, в толстой кишке.

Для сравнения проанализировали также эффект от лечения гиппуратом метенамина. Этот антисептик борется с инфекциями мочеполовых путей, но не затрагивает кишечную микрофлору. Связи с онкологическими заболеваниями не обнаружили.

Минус годы

Вызванные антибиотиками изменения в кишечной микробиоте не только увеличивают риск заболеть раком, но и в целом могут негативно сказаться на продолжительности жизни. К таким выводам пришли австралийские ученые после серии экспериментов на мышах.

Животным в раннем возрасте давали антибактериальные препараты. Это снизило видовое разнообразие их кишечной микробиоты. Часть грызунов восстановила исходное микробное сообщество, в котором преобладали грамположительные бактерии из семейства Erysipelotrichaceae (Turicibacter). Его ученые назвали PAM I. В микробиоме остальных мышей (под кодовым названием PAM II) стали доминировать представители семейства Lachnospiraceae (Blautia и Coprococcus).

Через некоторое время после эксперимента кишечные микробные сообщества в обеих группах пришли в норму, однако бывшие обладатели PAM II отличались особой болезненностью. В зрелом возрасте у них фиксировали повышенную инсулинорезистентность и воспаление во многих тканях организма, в том числе в печени и мозге. Такие особи умирали примерно в два раза чаще, чем те, которые были повторно заселены микробиотой PAM I, даже несмотря на то, что все подопытные были из одного помета и подвергались воздействию одних и тех же антибиотиков.

Как указывают авторы работы, микробиом, повторно заселяющий кишечник после приема антибиотиков, может перепрограммировать иммунную систему млекопитающих с долгосрочными эффектами, в том числе влияющими на метаболизм и даже продолжительность жизни.

Это согласуется с результатами прошлогоднего исследования, когда выяснили, что применение антибиотиков в раннем возрасте, особенно для терапии недоношенных детей, связано с повышенным риском метаболических заболеваний, ожирения и аллергии впоследствии.

Впрочем, практически всех исследователи предупреждают, что речь идет лишь о корреляции между антибиотиками и теми или иными недугами. Антибактериальные препараты нужны, особенно при серьезных инфекциях, но назначать их должен врач. Нельзя ни в коем случае заниматься самолечением.

Как проходят выборы в Госдуму: заявление международных наблюдателей

(обновлено 15:25 19.09.2021)
О чем говорит отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию, в эксклюзивном интервью Sputnik объясняют члены Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Данара Курманова

В России проходят выборы депутатов в Государственную Думу. Впервые голосование длится три дня, причем отдать голос можно не только очно, на избирательном участке, но и онлайн.

Станет ли новый формат российских выборов тенденцией для всего СНГ? Влияет ли на процесс выборов отказ ОБСЕ направить своих наблюдателей в Россию и как можно расценивать заявление Европарламента насчет итогов выборов в Госдуму? Об этом в интервью YouTube-каналу "Sputnik на русском" говорят представители Межпарламентской ассамблеи СНГ (МПА СНГ) - заместитель председателя сената парламента Казахстана, координатор группы наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ Аскар Шакиров и заместитель руководителя секретариата совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, директор международного института мониторинга развития демократии Иван Мушкет.

Дело не только в пандемии

Нынешние выборы проходят в беспрецедентных условиях из-за пандемии, и Россия смогла обеспечить все необходимые меры безопасности для граждан, считает Аскар Шакиров.

"Те участки, что мы посещали, все оснащены, следуют строгому соблюдению карантинных мер. Мы опрашивали наблюдателей, знаем, что есть все средства защиты, санитайзеры", - заявил он, уточнив, что температуру на входах в участки измеряли не только избирателям, но и представителям СМИ, а также международным наблюдателям.

При этом стоит помнить: Россия начала разрабатывать закон об электронном голосовании еще до пандемии, и он прежде всего нацелен на совершенствование выборов, подчеркивает Аскар Шакиров. "Дистанционный формат надо рассматривать в разных ракурсах, не только с точки зрения пандемии, - говорит он. – Он предполагает защиту людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями, но полезен и для людей, находящихся за пределами страны, они тоже могут проголосовать. Инфраструктура соответствует предъявляемым требованиям, электронные бюллетени работают безотказно".

В думских выборах участвуют 14 политических партий, и Межпарламентская ассамблея СНГ встречалась с их представителями, рассказывает Иван Мушкет. "Мы задавали им вопросы, как они оценивают ход подготовки к выборам, как оценивают работу ЦИК, - объясняет он и добавляет: - Наш отчет говорит о том, что в целом работа проведена большая, масштабная".

Электронное голосование – будущий тренд СНГ?

Оценивать практику электронного голосования прежде всего должны сами россияне, считает Аскар Шакиров. «Но я выражу мнение всей нашей группы – этот опыт достоин изучения, - говорит он. – Современные тренды общие для многих стран».

Цифровизация развивается не только в России, но и в других странах, добавляет Иван Мушкет. "Мы давно живем в информационном обществе, у него свои вызовы, и мы в ответ развиваем различные технологии, - объясняет он и приводит в пример Молдову. – В этом году мы подготовили монографию "Цифровизация и выборы", изучили развитие современных технологий в этой республике. Также цифровые технологии развиты в Кыргызстане".

Но нужно признать: часть населения к электронному голосованию относится со скепсисом, уточняет Иван Мушкет. "Люди считают: опустить бюллетень в урну – это одно, а как голоса обработает машина? Поэтому дистанционное голосование будет развиваться и дат стимул другим странам Содружества. Но не думаю, что это будет быстрый процесс и завтра все начнут голосовать онлайн. Кто-то не так сильно разбирается в электронных устройствах, нужна будет разъясняющая работа с населением".

Зачем нужны три дня голосования

Поводом для широких обсуждений послужило и другое нововведение на думских выборов – впервые в истории выбирать депутатов в Думу можно целых три дня. Однако в этом нет ничего противоестественного, утверждает Аскар Шакиров.

"За это время можно охватить большее количество людей. Защищая права людей, мы имеем в виду, что надо защищать всех без исключения. А право на волеизъявление – это тоже субъект правозащитной работы", - говорит он.

С его мнением солидарен и Иван Мушкет.

"Временной отрезок позволяет проголосовать не сразу. Ведь, может, кто-то не успел за один день. Или человеку надо подумать, - рассуждает Мушкет. – За три дня он наверняка найдет время прийти и проголосовать, поэтому, на мой взгляд, эти нововведения эффективны и продуманы".

За три дня избиратели могут ознакомиться и с информацией о кандидатах в депутаты, полагает Аскар Шакиров. "Данные максимально доступны, и я был приятно удивлен. Один кандидат даже указал, что у него ранее была судимость – побег из-под стражи, - говорит он. - Мое первое впечатление – выборы организованы на высоком уровне. В первую очередь важен такой показатель, как явка. Посетили участок в Басманном районе Москвы вчера – более трети избирателей проголосовали к 11.30 утра. Сегодня были в Московском доме композиторов – там проголосовала практически половина".

Заявления Запада неприемлемы

В отличие от Межпарламентской ассамблеи СНГ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направить в Россию своих наблюдателей. Как считает Аскар Шакиров, такое решение вызывает сожаление.

"Выборы – это не только контроль за процессом их проведения, - поясняет он свою точку зрения. – Это и обмен мнениями, это выработка рекомендаций, которые могли бы быть полезны для других стран. Я, как представитель наблюдателей, могу сказать, что нарушения выявлены не были. Мы опираемся на общепризнанные нормы – это, в частности, Конвенция о стандартах демократических выборов в СНГ (Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств – Ред.)".

Во время предыдущих мониторингов выборных процессов Межпарламентская ассамблея СНГ обменивалась мнениями с европейскими партнерами, и шел диалог, рассказывает Иван Мушкет. "Их не пригласили, они не приехали – это их решение, но есть другой момент важный. Организация, которая культивирует ростки демократии, могла бы приехать и посмотреть, как выборы проходят".

Однако некоторые организации позволяют себе преждевременные заявления, говорит Мушкет, подразумевая Европарламент, который в своем докладе рекомендовал странам Европейского Союза быть готовыми не признавать результаты выборов в Госдуму.

"Надо приехать и сделать выводы, а иначе это неприемлемо из-за этических соображений. Многие политики уже об этом говорят, и наша группа обменивается своими мнениями. Да, я считаю, что это неприемлемо", - подытожил он.

Выборы в Госдуму - 2021

Россияне назвали идеальную продолжительность отпуска

(обновлено 12:11 19.09.2021)
Исследование проводили с 14 по 16 сентября, в нем участвовали 1,6 тысячи человек из всех регионов России.

СУХУМ, 19 сен - Sputnik. Четыре недели отпуска, по мнению большинства жителей России, идеальный срок для полноценного отдыха от работы, это следует из опроса сервиса SuperJob.

Три процента респондентов заявили, что им достаточно десяти дней отдыха, при этом 17 процентам требуется не менее двух недель.

Двухнедельные отпуска, по данным SuperJob, предпочитают люди младше 24 лет и зарабатывающие меньше 30 тысяч рублей в месяц.

19 процентов высказались за трехнедельный отпуск, 30 процентов — за четырехнедельный. Еще 23 процента опрошенных считают, что для полноценного отдыха им нужно больше месяца.

Ранее Ассоциация туроператоров Россиия сообщала, что самым дешевым из черноморских направлений по уровню стартовых для вылетов в конце сентября цен названа Абхазия.

Самый дешевый тур сюда с вылетом 19-25 сентября (10 ночей, перелет включен, питание завтраки) сейчас можно купить всего за 22 166 рублей на двоих.

На ноябрьские праздники россияне для отдыха также выбирают среди прочих направлений Абхазию.