Конюшня и буфет на колесах: как Олимпиада-80 поднимала советский автопром

135
Олимпийские игры в Москве в 1980 году вывели советский автопром на новый уровень – автозаводы нескольких республик Советского Союза конструировали и строили автомобили, опережавшие свое время. Какую уникальную технику создавали в СССР читайте в обзоре Sputnik.

Большинство машин, задействованного на XXII Летних Олимпийских играх 1980 года в Москве, было придумано и построено именно к этому спортивному празднику - в СССР попросту не было автотехники для перевозки спортинвентаря, обеспечения работы судейских бригад и прочих специфических задач.

Алексей Стефанов

Среди советских республик, работавших на Олимпиаду-80, были Латвия, Армения, Грузия, Украина и Россия.
В целом в Играх было задействовано 5400 автобусов, 350 микроавтобусов, 2100 легковых автомобилей, 2300 грузовиков. А непосредственно на обслуживании олимпийцев было занято 550 автобусов, 350 микроавтобусов, 1300 легковых автомобилей, 30 грузовиков и 240 специальных автомобилей.

Основная нагрузка - на латвийский "РАФ"

Наибольшее количество заказов на разнообразные специальные олимпийские автомобили получил завод "РАФ" - Рижская автомобильная фабрика. Инженеры-конструкторы создавали с нуля и дорабатывали старые модели "рафиков", чтобы получить судейские машины, машины-лаборатории, машины для перевозки инвентаря и спортсменов, тягачи для яхт и даже пассажирский автопоезд для Олимпийской деревни.

Самым известным из семейства рижских микроавтобусов стал "РАФ-2907", сопровождавший олимпийский огонь из Афин в Москву. Автомашина отличалась особым салоном – в задней части находился отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, системы принудительной вентиляции и пожаротушения. А в передней части микроавтобуса был установлен диван, письменный стол со стулом, имелись гардероб, холодильник и кондиционер.

© Foto / из архива Владимира Васильева
На прототипах Оргкомитета и судейских надписи, сделанные по трафарету, оставлены с перемычками. На серии перемычки закрашивали, буквы были цельные

От своего собрата "РАФа-2203", олимпийский "рафик" отличался еще и радиатором большего объема, а также электрическим вентилятором для его обдува. Это решение понадобилось, чтобы обезопасить "РАФы" от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 км/ч). При этом во время сопровождения спортсменов в багажном отсеке "РАФ-2907" постоянно горели три газовых горелки, от которых можно было зажечь факел в случае его затухания.

Еще одна удачная автоновинка - электрический "РАФ-2910", спроектированный и построенный для сопровождения представителями оргкомитета легкоатлетических марафонов. Если бы машина была обычной, бегунам пришлось бы дышать выхлопными газами. А так было комфортно и спортсменам, и оргкомитету – боковые двери располагались по обеим сторонам микроавтобуса, в салоне имелось два стола и поворотные кресла, которые облегчали работу судьям во время соревнований.

© Foto / из архива Владимира Васильева
Первый вариант автопоезда, который было решено доработать

Был построен и седельный тягач на базе обычного "рафика" под названием "РАФ-3407" - этот пассажирский автопоезд с двумя полуприцепами возил пассажиров по Олимпийской деревне. В каждом из полуприцепов было пять рядов пластиковых сидений, по четыре кресла в каждом, вагоны имели громкоговорители для объявления остановок и кнопки для вызова водителя. По окончании Олимпиады эти автопоезда переехали на ВДНХ, а один вернулся в Ригу и возил гостей Межапарка.

© Foto / из архива Владимира Васильева
Окончательный вариант автопоезда. Серийный автопоезд был в тех же цветах, что и машины оргкомитета, а первый вариант был голубой с белым и с темно-синим низом

Стоит отметить, что латвийские "рафики" собрались на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 "Волга", а затем на агрегатах ГАЗ-24 включая двигатель и коробку передач.

Ереван учился у Латвии

В том, что активное участие в постройке автомобилей к Олимпиаде-80 принимала Армения, есть и заслуга Латвии. К середине 60-х годов "РАФу" не хватало мощностей для производства развозных фургонов РАФ-977К, грузоподъемностью 850 кг, построенных на базе пассажирского РАФ-977Д. И в 1966 году модель передали недавно построенному заводу ЕрАЗ. А когда перед Олимпиадой встал вопрос о создании небольших грузовиков-рефрижераторов для перевозки продуктов, их разработкой занялись инженеры из Армении.

Автомобиль получился угловатым, в его производстве использовались двигатель от ГАЗ-24Д, а трансмиссия от "УАЗа", но со своей задачей – развозить по Олимпийской деревне продукты он справлялся хорошо. Мощности "холодильника" хватало, чтобы при уличной температуре + 35-40 градусов поддерживать в кузове от +5 до -10 градусов. В итоге летом 1980 года ереванские автомобили работали не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.


Грузия тоже не осталась в стороне.

Для Олимпиады-80 были задействованы и специалисты Кутаисского автомобильного завода, где с конца 1950-х годов выпускались седельные тягачи под маркой "Колхида". Они были далеки от идеала, из-за чего вплоть до развала производства в 2001 году про завод ходили обидные анекдоты, однако руководство страны решило, что именно на базе тягача КАЗ-608В "Колхида" должен быть построен автопоезд, а на базе ГКБ-9928 полуприцеп для перевозки лодок для академической гребли, байдарок и каноэ.

В итоге "Колхиду" собирали в Кутаиси, а полуприцеп был разработан силами ГКБ по автоприцепам в городе Балашов (Саратовская область) и изготовлен на украинском Ворошиловградском автосборочном заводе (позже - ОАО "Луганский автосборочный завод").

Бар-буфет прямо в автобусе

На крупнейшем в СССР заводе-производителе автобусов – "ЛАЗ" (Львовский автобусный завод) сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Салон был разделен на две части. Пассажирскую, в которой размещалось 14 поворотных кресел, телевизоры, видеомагнитофон и магнитола. Рядом с каждым креслом имелись складной столик для ведения репортажных записей, пенал для канцтоваров и подстаканники. И купейную, в которой восемь широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места.

© Foto / perevozki-stolitsa
Модель Львовского автобусного завода - ЛАЗ-5255, использовалась на Олимпиаде в качестве передвижного пресс-центра

Кроме того, в салоне были гардероб, санузел и бар-буфет. При этом автобус оснащался ярославским дизелем ЯМЗ-740. Этот автобус использовали для нужд пресс-центра.

При этом основной объем пассажирских перевозок на Олимпийских играх взяли на себя серийные междугородные автобусы ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р. Несколько сот машин построили специально для игр. Но до начала Олимпиады их успели обкатать.

От "улучшенного для Москвы" до "кинопередвижки"

Свой вклад в создание олимпийских автомашин внес и Павловский автобусный завод (Нижегородская область в РФ). На Играх работала партия автобусов ПАЗ-672УМ, причем буквы "УМ" расшифровывались как "улучшенный для Москвы". Интерьер, по мнению автоэкспертов, был на порядок выше имевшихся в те годы аналогов. Более того, была даже сделана полноприводная версия с двумя пассажирскими дверями и улучшенной отделкой - ПАЗ-3201УМ.

Инженеры Павловского автобусного завода создали для Олимпиады и новую передвижную телестудию - "кинопередвижку", получившую индекс ПАЗ-3916. Конструкторы работали в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий - на "ПАЗе" готовили кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, а в Кировограде монтировали телеоборудование. Примечательно, что в олимпийской серии "кинопередвижек" отсек водителя был наглухо отгорожен от рабочей зоны - прямой эфир времен СССР был делом государственной важности, и никто из кабины не должен был попасть в рабочую зону.

© Foto / из архива В. Богданова
Самой продвинутой телевизионной машиной на Олимпиаде-80 стал ПАЗ

Передвижные телевизионные станции были сконструированы и построены также на базе полуприцепа ОдАЗ-936 производства Одесского автосборочного завода с тягачом КамАЗ-5410 – под названием ПТВС-3ЦТ. И на базе фургона ЛиАЗ-5932 Ликинского автобусного завода - ПТС-ЦТ "Магнолия".

А еще на Павловском заводе к Олимпиаде-80 собрали передвижную медицинскую лабораторию с со всем необходимым оборудованием — ПАЗ-672ТЛ. Это были два спецавтобуса, вместе образующие лабораторный комплекс для обследования спортсменов. В первом была размещена аппаратура для медико-биологических обследований, во втором - кабинет для педагогических и психологических обследований.

Лошади, байдарки и каноэ

Построенные специально для Олимпиады-80 машины зачастую были первыми подобными транспортными средствами в СССР.
Как, скажем, специализированный автомобиль для перевозки лошадей КАвЗ-5982 на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 Шумерлинского завода в Чувашии. До него ничего подобного в СССР не было, а к Играм сконструировали фургон для перевозки пяти животных и 250-300 кг сена с отсеком для трех сопровождающих - ветеринара, конюха и тренера, причем, со спальными местами. Выпускал этот автомобиль Курганский автобусный завод ("КАвЗ").

© Foto / из архива В. Богданова
ЗИЛ-133Г1

Или автомобиль модели 3915 на шасси ГАЗ-53А для перевозки лодок, байдарок и каноэ, разработанный также в Шумерле. Сверху на фургон крепилась специальная ферма с ячейками в три ряда для лодок, внутри закрытый кузов был разделен на два отсека - для отдыха сопровождающих и лодочных комплектующих.

Так что с задачей – придумать и построить достаточное количество транспорта для XXII Летних Олимпийских игр Советский Союз справился.

135
Темы:
Олимпиада-80 (44)

Молодежная сборная Абхазии по футболу будет выступать в студенческой лиге России

75
(обновлено 17:46 06.03.2021)
Национальная студенческая футбольная лига России была создана в 2011 году при содействии Российского футбольного союза в целях развития спорта среди молодежи и выявления перспективных футболистов для участия в Универсиадах и других международных турнирах.

СУХУМ, 6 мар - Sputnik, Сария Кварацхелия. Молодежная сборная Абхазии по футболу будет выступать в студенческой лиге России, об этом корреспонденту Sputnik рассказал председатель Госкомитета по делам молодежи и спорту Джемал Губаз. 

"Почти 30 лет наша команда дальше Псоу не выезжала и не участвовала в официальных играх. Мы этот вопрос решили. Наша молодежная сборная будет участвовать в студенческой лиге России", - сказал Губаз. 

По его словам, это хорошая перспектива для юных футболистов Абхазии. Если раньше многие до 14-15 лет участвовали в чемпионате Абхазии, а потом приходилось уходить из футбола из-за отсутствия перспектив, то сейчас у них есть возможность проявить себя в студенческой лиге России, где будут российские тренеры, агенты, селекционеры. Кто-то из абхазских спортсменов может получить билет в высшие лиги в чемпионате России.  

В Госкомитете по делам молодежи и спорту планируют поставить возрастной ценз до 20 лет.

"Это самый перспективный возраст. Пока молодежная сборная не сформирована. Впереди чемпионат Абхазии. У всех есть равные возможности проявить себя и попасть в молодежную сборную, которая будет представлять страну в студенческой лиге России. Кто лучше себя проявит, тот попадет в команду, также у нас есть ребята, которые учатся в интернатах России. Они так же будут рассматриваться при формировании сборной", - подчеркнул Губаз. 

Пока точных дат начала игр по студенческой лиге нет. Сначала сборная Абхазии должна внести взнос, после чего ей предоставят регламент игр.  

Сезон Студенческой лиги длится в течение года. Все игры в 2021 году пройдут в Крыму. 

75
Пресс-конференция по итогам участия абхазской сборной по футболу в чемпионате Европы по версии СonIFA

Глава Федерации футбола Абхазии рассказал о планах развития спорта

617
(обновлено 13:26 05.03.2021)
Отчетно-выборная конференция Федерации футбола Абхазии, на которой президентом организации избрали Тараща Хагба, состоялась 2 марта.

СУХУМ, 5 мар – Sputnik. Развитие абхазского футбола должно проходить поэтапно, сказал в эфире радиопередачи Sputnik "Дополнительное время" новый президент Федерации футбола Абхазии Таращ Хагба. 

"Мы составили стратегический документ, это план развития абхазского футбола, где указано, что у нас есть на сегодня, чего нет и к чему нужно стремиться. Для реализации программы нужна финансовая помощь правительства. Что касается рабочих моментов, то в штате Федерации футбола должны работать квалифицированные люди и воплощать идеи, которые у нас есть", - подчеркнул он.

Хагба отметил, что его заместителем станет Анри Ашуба, представителем Федерации футбола Абхазии от ConIFA будет Гиви Тодуа.

"Он понимает, что такое футбол изнутри, с представителями организации. Кроме того, ему предоставляют определенную работу в ConIFA", – сказал президент ФФА.

Что касается внутреннего чемпионата, Таращ Хагба сообщил, что будет предпринимать все необходимые действия, чтобы он состоялся.

"Как представитель Федерации футбола, я должен быть убежден в том, что командам будут помогать, как это происходило раньше, то есть через местный бюджет каждого района. Они помогали футболу с финансовой точки зрения, я должен убедиться, будет ли такая возможность сейчас или же нет. После того как я буду понимать, что командам будет оказываться финансовая помощь, я буду встречаться с представителями команд, чтобы уже начинался тренировочный процесс", - подчеркнул он.

Также необходимо составить футбольный календарь, по которому будут проходить матчи чемпионата страны и игры за кубок.

"То есть очень много работы, которую нужно выполнить в течение месяца. Что касается инфраструктуры, то состояние наших полей оставляет желать лучшего, это проблема, которую нужно решить. Я понимаю, что решить проблемы футбола за год или два не получится, но всеобщими усилиями надо к этому идти. У нас есть один стадион, который находится в хорошем состоянии, это "Динамо", - сказал Хагба.

Несмотря на все сложности в отечественном футболе, Таращ Хагба не расценивает ситуацию в этом виде спорта как критическую.

"В 2016 году проведение чемпионата мира ConIFA было сказкой для нашего народа. Чемпионат проходил на высоком уровне, народ, как одно целое, забыв про политику и свои проблемы, болел за одну команду. Эта энергетика передавалась нам, футболистам, это реклама и престиж страны, то направление, через которое можно рекламировать Абхазию, давайте тогда развивать футбол", - заметил президент Федерации футбола Абхазии.

Согласно уставу Федерации футбола Абхазии, президент организации выбирается сроком на четыре года. Президента Федерации футбола избрали представители футбольных команд, ветераны отечественного футбола, президенты клубов и члены совета Федерации футбола. 

Таращ Хагба родился в 1991 году, и первые шаги в футболе начал делать в клубе "Нарт", затем стал выступать за "Гагру", после вернулся в "Нарт", а затем начал играть за столичное "Динамо".

В последние годы  Таращ Хагба выступает за гаргскую команду. Таращ Хагба - мастер спорта, он награжден орденом "Ахьдз-Апша" III степени за победу национальной команды страны на Чемпионате мира по футболу под эгидой ConIFA-2016.

Федерацию футбола Абхазии в разные годы возглавляли: Владимир Миканба, Валерий Аршба, Рафаэль Ампар, Геннадий Цвинария, Артур Миквабия, Леонид Дзапшба, Джемал Губаз, Руслан Аджинджал. С 2017 по 2020 годы организацией руководил Джума Кварацхелия.

 

617

Мадуро и его супруга привились российской вакциной "Спутник V"

12
(обновлено 19:14 06.03.2021)
Российскую вакцину от коронавируса "Спутник V" зарегистрировали более 20 стран мира, в том числе и Венесуэла.

СУХУМ, 6 мар – Sputnik. Президент Венесуэлы Николас Мадуро и его супруга Силия Флорес вакцинировались российским препаратом от коронавируса "Спутник V", сообщает РИА Новости со ссылкой на трансляцию в Twitter президента.

"Как я и обещал народу, я исполняю обещание… Моя первая доза, я вакцинировался", - сказал Мадуро.

"Спасибо!" - добавил он по-русски.

Российскую вакцину от коронавируса "Спутник V" зарегистрировали более 20 стран мира, в том числе и Венесуэла.

Вакцина создана на изученной и проверенной платформе аденовирусных векторов человека, важными преимуществами которой являются безопасность, эффективность и отсутствие долгосрочных негативных последствий.

Читайте также:

12
Темы:
Мировая пандемия коронавируса COVID-19