С Божьей помощью: как священнослужители работали на Олимпиаде-80

157
(обновлено 11:18 30.07.2020)
Накануне московской Олимпиады 1980 года предстояло решить непростую задачу: обустроить молитвенные помещения для спортсменов. Как работал религиозный центр Олимпийской деревни и почему некоторые священнослужители порой скучали в молитвенных залах - в материале Sputnik.

Мария Науменко, Лев Рыжков, Sputnik

Спортсмены заходили сфотографироваться

"По поводу советских спортсменов вопрос не стоял. Это все делалось по большей части для иностранных делегаций. Я не видел ни одного нашего спортсмена, кто бы подошел на благословение и участвовал в каких-то молитвенных действиях", - вспоминает настоятель Храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов, которому в 1979 году было поручено организовать молитвенные комнаты в Олимпийской деревне.

В культурном центре Олимпийской деревни в Москве выделили три зала размером 100 квадратных метров каждый. В одном из них совершались молебны для тех, кто исповедовал христианство (католики, православные и приверженцы различных протестантских течений), в другой - ислам, в третьей - иудаизм и буддизм. Представители некоторых религиозных структур были приглашены из-за границы. Для совершения обрядов подобрали 20 человек священнослужителей. Одним из них стал нынешний главный раввин России Адольф Шаевич.

Он отмечает, что к нему в молитвенную комнату спортсмены заходили только сфотографироваться - "ни разу не было такого, чтобы атлеты собрались помолиться".

"Все, кто приходил, удивлялись. Знали, что в Советском Союзе преследовалась религия, а тут вдруг в Олимпийской деревне целый религиозный центр. Для нас и самих было удивительно, неожиданно, что было принято такое решение", - признается Шаевич.

© Sputnik / Сергей Гунеев
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

То, что молитвенные комнаты не пользовались популярностью среди спортсменов, подтверждает и один из бывших руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов Вальтер Мицкевич.

"Это было довольно таким скучным дежурством. Немногие к нам приходили: прибежит какой-нибудь иностранный спортсмен, встанет на колени, помолится. В контакты особые мы с ними не вступали", - говорит Мицкевич, который в 1980 году нес службу в Олимпийской деревне.

Зато особый интерес к священнослужителям проявляли представители зарубежных СМИ.

"Приходили десятки журналистов - японцы, норвежцы. Фотографировали, брали интервью, задавали вопросы, как вообще в Союзе обстоят дела с религией. Многие из них жили в Олимпийской деревне, и постоянно крутились в культурном центре", - вспоминает Шаевич.

После утренних молитв шли смотреть телевизор

"Я молитвенную комнату делил с двумя буддийскими ламами. Каждое утро начиналось с того, что я молился в своей половине зала, они - в своей, а потом мы шли смотреть телевизор. Единственное, в центре было определенное количество спортсменов-католиков, которые часто ходили молиться", - рассказывает Адольф Шаевич.

"Вот побудут с утра мусульмане, затем запрут комнату - им все же интереснее пойти на стадион или еще куда-то", - добавляет Мицкевич.

Вальтер Артурович вспоминает, что католические священники прибыли в Москву из Литвы, и он всегда с любопытством наблюдал за их обрядами.

"Католиков было трое, в черных мантиях до пят. Они каждое утро, каждый день молились и вспоминали Голгофские страдания Иисуса Христа", - говорит Мицкевич.

По словам Шаевича, представители всех конфессий дружно общались между собой и каждый день делились впечатлениями о соревнованиях.

"Мы общались практически со всеми священнослужителями: православными, мусульманами. Мы, собственно, жили в одной гостинице, общение было тесным, обменивались впечатлениями. В основном шли разговоры о спорте", - подчеркивает Шаевич.

В вестибюле культурного центра стояли большие японские телевизоры, кроме того, экраны были и в ресторанах - по ним транслировали соревнования. Раввин отмечает, что, как большой любитель спорта, использовал любую возможность, чтобы отслеживать ход соревнований.

Шаевич вспоминает, что после Игр нужно было отчитаться "перед органами". И в Совете по делам религий при Совете Министров СССР он так и доложил: "Религиозных мероприятий не было, никто молитвенников (сборник молитв - ред.) не просил и не приходил".

© Sputnik / Сергей Гунеев
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

"В Олимпийской деревне не было никакой рекламы молитвенных залов. Нужно было все-таки большими буквами написать табличку: "Молитвенная комната", чтобы было ясно, что здесь храм. Этого не было. Как спортсмену понять, что это место для того, чтобы пообщаться с Богом, со священнослужителями?! Поэтому, в основном, придешь в деревню и не знаешь, куда ткнуться", - сетует Мицкевич.

Слова протестантского священнослужителя подтверждает и советский спортсмен-конник Юрий Сальников, который завоевал бронзу в личном первенстве на XXII Олимпийских играх в Москве.

"Я не видел молельные залы в деревне, и я туда не попал. Я и крещен, и в Бога верую. И если бы знал о молитвенных комнатах в деревне, то зашел бы туда. Говорю это искренне", - признается Сальников.

"В Москве в любой храм верующий спортсмен мог зайти, это не возбранялось. Но официально заявить, что я человек религиозный и участвующий в Олимпийских Играх - это тогда был нонсенс. Все молчали", - добавляет православный священник Николай Соколов.

Кинозал и сувенирные лавочки - как служители проводили досуг в деревне

Священнослужителям приходилось придумывать себе различные развлечения, чтобы скоротать время.

"Время-то тягостное, когда никто не приходит. Я довольно часто посещал кинотеатр, там крутили лучшие советские фильмы, и зал был всегда пустым", - говорит Мицкевич.

Еще Вальтер Артурович любил гулять по Олимпийской деревне с "чудесными парикмахерскими и разными сувенирными магазинчиками".

"Я с удовольствием приобрел в магазинах открытки с храмами, нашими достопримечательностями, с картиной Иванова "Явление Христа народу", - вспоминает Мицкевич.

Также в Олимпийской деревне постоянно устраивали по вечерам дискотеки и организовывали концерты с участием звезд советской эстрады.

"Приезжали наши ведущие артисты: Лев Лещенко, Владимир Винокур, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина. В обычное время на их концерты непросто было попасть. Там я познакомился Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Он с удивлением отнесся к тому, что раввин тоже есть в религиозном центре деревни", - говорит Адольф Шаевич.

"Я не забуду, как Зыкина пришла в молитвенную комнату и сказала: "Да, конечно, Бог есть, как нету Бога… Надо людям давать больше возможностей слышать о Боге". Это было так приятно слышать, что представитель нашей интеллигенции, культуры заявляет: надо учить людей морали, духовной нравственности", - вспоминает Мицкевич.

Соборную мечеть чуть не снесли ради олимпийской стройки

Московская соборная мечеть в 1980 году стала местом паломничества спортсменов-мусульман и официальных делегаций из стран Ближнего Востока. Однако накануне Игр религиозным деятелям пришлось бороться за это здание. Для строительства СК "Олимпийский" был снесен почти целый квартал исторической застройки. Эта участь грозила и мечети. Прецеденты были. Так, при возведении Олимпийской деревни была снесена православная церковь.

"Мой отец Абдулкадир Валитов писал во все инстанции. Мол, вы проводите спортивное мероприятие международного уровня. А когда приедут гости из арабских стран, куда вы их будете водить?!" - рассказывает имам мечети в Отрадном "Ярдям" Исмаил-хазрат Валитов.

К тому же, за мечеть вступились послы Египта и Саудовской Аравии в СССР. В результате, власти отменили свое решение о сносе.

"Во время Олимпиады в Московскую Соборную мечеть приезжали иностранные делегации и те спортсмены, у которых не было соревнований в определенные дни. Там вместе со всеми мусульманами-прихожанами они совершали намаз. Это было при мне, я видел это", - вспоминает советник председателя Духовного управления мусульман России Харис Саубянов.

Другой сын Валитова Ислам-хазрат утверждает, что в мечеть приходили и советские спортсмены.

Как служители попадали в Олимпийскую деревню

Для аккредитации в Олимпийской деревне Совет по делам религии должен был подобрать и подготовить "проверенных служителей культа православных и католических священников, лютеранских пасторов, раввина, имама, буддиста". Однако Мицкевич и Шаевич утверждают, что специальный отбор для служения в Олимпийской деревне они не проходили.

© Sputnik / Борис Приходько
Московская соборная мечеть.

"Именно благодаря Олимпиаде я стал Московским раввином. Я в 80-м году как раз получил раввинский диплом, вернулся после учебы из Будапешта. Я был первым раввином в СССР, получившим образование при советской власти. Поскольку я родом из Биробиджана (столица Еврейской автономной области в РФ - ред.), меня хотели отправить туда. Но тут случилась Олимпиада, и меня на это время оставили в Москве, дали поработать на Играх", - комментирует Адольф Соломонович.

К Играм из Америки в Москву прислали тысячи молитвенников

США бойкотировали ОИ-80, и американские спортсмены не приехали на Олимпиаду в Москву. Однако литература по иудаизму для молитвенного зала была отправлена из США специально к Играм.

"Мы именно к Олимпиаде получили из Америки от раввина Артура Шнайера по несколько тысяч молитвенников, пятикнижий Моисея, экземпляры Торы. В Союзе в связи с Играми нам разрешили принять большое количество религиозных изданий. Часть из них я привез и в Олимпийскую деревню. Православные и мусульмане, по-моему, тоже получили большое количество книг из-за рубежа", - рассказывает Адольф Соломонович.

157
Темы:
Олимпиада-80 (44)

Таращ Хагба избран президентом Федерации футбола Абхазии

990
(обновлено 20:06 03.03.2021)
Отчетно-выборная конференция президента Федерации футбола Абхазии состоялась во вторник 2 марта в Сухуме.

СУХУМ, 2 мар – Sputnik, Бадрак Авидзба. Таращ Хагба избран президентом Федерации футбола Абхазии на отчетно-выборной конференции ФФА во вторник 2 марта. 

Открыл встречу Джума Кварацхелия, возглавлявший Федерацию футбола Абхазии в последние годы, он передал слово председателю отчетно-выборной конференции Рафаэлю Ампар.

Рафаэль Ампар подчеркнул, что новому президенту организации, его заместителю и исполкому Федерации футбола предстоит провести много работы для того, чтобы этот вид спорта в республике развивался. Для этого необходимо решать проблемы, которые испытывают спортивные комитеты в районах страны. 

Он отметил, что на конференцию были приглашены 48 делегатов - это бывшие руководители Федерации футбола, ветераны отечественной игры, представители клубов. Из числа приглашенных на встрече присутствовали 25 человек, что позволяло провести выборы президента ФФА. 

После с речью выступил президент организации Джума Кварацхелия, который заметил, что, несмотря на сложности, руководство организации прилагало возможные усилия для того, чтобы поддержать футбол в стране. Кварацхелия пожелал новому президенту Федерации футбола Абхазии успешной и плодотворной работы.

© Sputnik / Томас Тхайцук
Отчетно-выборная конференция президента Федерации футбола Абхазии

Делегаты встречи единогласно поддержали кандидатуру Тараща Хагба на должность президента Федерации футбола страны.

В своем выступлении Таращ Хагба поблагодарил за оказанное ему доверие и сказал, что это новый этап в его жизни, и он приложит максимум усилий, чтобы добиться положительных изменений в абхазском футболе. 

Кандидатами на должность руководителя Федерации футбола Абазии стали двое – президент футбольного клуба "Нарт" Геннадий Цвинария, который в 2004-2005 годах уже возглавлял Федерацию, и футболист, чемпион мира по версии ConIFA-2016 Таращ Хагба.   

После, выступил кандидат в президенты ФФА Геннадий Цвинария, который сказал, что принял решение снять свою кандидатуру после того, как поговорил с другим кандидатом Таращем Хагба. 

Геннадий Цвинария заметил, что у Тараща Хагба есть большое желание изменить отечественный футбол в лучшую сторону. Это обстоятельство и молодость Хагба позволят ему достичь большего на этой должности, заметил Цвинария.

Согласно уставу Федерации футбола Абхазии, президент организации выбирается сроком на четыре года. Президента Федерации футбола избрали представители футбольных команд, ветераны отечественного футбола, президенты клубов и члены совета Федерации футбола. 

Таращ Хагба родился в 1991 году, и первые шаги в футболе начал делать в клубе "Нарт", затем стал выступать за "Гагру", после вернулся в "Нарт", а затем начал играть за столичное "Динамо". Сейчас Таращ Хагба выступает за гаргскую команду. Таращ Хагба - мастер спорта, он награжден орденом "Ахьдз-Апша" III степени за победу национальной команды страны на Чемпионате мира по футболу под эгидой ConIFA-2016.

Федерацию футбола Абхазии в разные годы возглавляли: Владимир Миканба, Валерий Аршба, Рафаэль Ампар, Геннадий Цвинария, Артур Миквабия, Леонид Дзапшба, Джемал Губаз, Руслан Аджинджал. С 2017 по 2020 годы организацией руководил Джума Кварацхелия.

990

Молодежная сборная Абхазии по футболу уступила команде из Ростова

331
Матч с ростовской командой стал четвертой товарищеской игрой национальной сборной Абхазии в рамках учебно-тренировочного сбора.

СУХУМ, 28 фев – Sputnik. Молодежная сборная Абхазии по футболу уступила команде Ростовского училища Олимпийского резерва в воскресенье 28 февраля. Об этом сообщает Госкомспорта Абхазии.

Подопечные Тамаза Бжания встречались с командой заслуженного тренера Абхазии и России Александра Тумасяна. Игра проходила в Олимпийском парке Сочи и завершилась со счетом 2:1, в пользу ростовчан.

Матч посетил председатель Государственного комитета Абхазии по делам молодежи и спорту Джемал Губаз, который поздравил Александра Тумасяна с награждением орденом "Ахьдз-Апша" III степени, указ о награждении подписал президент Абхазии Аслан Бжания 9 февраля.

"Поздравляю моего тренера - Александра Сергеевича с заслуженной наградой. Он всегда помогает спортсменам Абхазии и способствует развитию и популяризации спорта в нашей стране. В этом году благодаря ему семь юных абхазских футболистов были зачислены в Ростовское областное училище олимпийского резерва. Он всецело принадлежит спорту и готов в нужную минуту помочь", - отметил он.

В рамках учебно-тренировочного сбора молодежная команда Абхазии по футболу ранее встречалась с командой "Медик" из Сочи, которому уступила со счетом 4:0. Следующую игру команда провела с футболистами клуба "Сочи", в этом матче абхазские спортсмены оказались сильнее – 4:2.  Затем, сборная встречалась с дублем астраханского "Волгаря", игра завершилась со счетом 4:1 в пользу "Волгаря".

 

331

Лукашенко попросил у Путина дополнительные истребители: зачем ему Су-30СМ

0
Лукашенко попросил у Путина дополнительные истребители Су-30СМ. А то в НАТО совсем "обнаглели", считает белорусский лидер.

Самолеты альянса регулярно устраивают провокации у границ Союзного государства, российские "сушки" помогут защитить безопасность. О том, как в НАТО забыли об обязательствах по нерасширению на Восток, - смотри в нашем видео.

Он заметил, что опыт совместного патрулирования у стран уже есть – так было во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году в Минске.

"Дайте нам эти самолеты. Но на этих самолетах, как тогда, должны летать россияне и белорусы вместе. А баз достаточно, их не надо создавать, зачем деньги зря тратить <…> Лучше купить или построить новые самолеты для этого", – сказал президент Белоруссии.

0