С Божьей помощью: как священнослужители работали на Олимпиаде-80

130
(обновлено 11:18 30.07.2020)
Накануне московской Олимпиады 1980 года предстояло решить непростую задачу: обустроить молитвенные помещения для спортсменов. Как работал религиозный центр Олимпийской деревни и почему некоторые священнослужители порой скучали в молитвенных залах - в материале Sputnik.

Мария Науменко, Лев Рыжков, Sputnik

Спортсмены заходили сфотографироваться

"По поводу советских спортсменов вопрос не стоял. Это все делалось по большей части для иностранных делегаций. Я не видел ни одного нашего спортсмена, кто бы подошел на благословение и участвовал в каких-то молитвенных действиях", - вспоминает настоятель Храма святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов, которому в 1979 году было поручено организовать молитвенные комнаты в Олимпийской деревне.

В культурном центре Олимпийской деревни в Москве выделили три зала размером 100 квадратных метров каждый. В одном из них совершались молебны для тех, кто исповедовал христианство (католики, православные и приверженцы различных протестантских течений), в другой - ислам, в третьей - иудаизм и буддизм. Представители некоторых религиозных структур были приглашены из-за границы. Для совершения обрядов подобрали 20 человек священнослужителей. Одним из них стал нынешний главный раввин России Адольф Шаевич.

Он отмечает, что к нему в молитвенную комнату спортсмены заходили только сфотографироваться - "ни разу не было такого, чтобы атлеты собрались помолиться".

"Все, кто приходил, удивлялись. Знали, что в Советском Союзе преследовалась религия, а тут вдруг в Олимпийской деревне целый религиозный центр. Для нас и самих было удивительно, неожиданно, что было принято такое решение", - признается Шаевич.

© Sputnik / Сергей Гунеев
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

То, что молитвенные комнаты не пользовались популярностью среди спортсменов, подтверждает и один из бывших руководителей Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов Вальтер Мицкевич.

"Это было довольно таким скучным дежурством. Немногие к нам приходили: прибежит какой-нибудь иностранный спортсмен, встанет на колени, помолится. В контакты особые мы с ними не вступали", - говорит Мицкевич, который в 1980 году нес службу в Олимпийской деревне.

Зато особый интерес к священнослужителям проявляли представители зарубежных СМИ.

"Приходили десятки журналистов - японцы, норвежцы. Фотографировали, брали интервью, задавали вопросы, как вообще в Союзе обстоят дела с религией. Многие из них жили в Олимпийской деревне, и постоянно крутились в культурном центре", - вспоминает Шаевич.

После утренних молитв шли смотреть телевизор

"Я молитвенную комнату делил с двумя буддийскими ламами. Каждое утро начиналось с того, что я молился в своей половине зала, они - в своей, а потом мы шли смотреть телевизор. Единственное, в центре было определенное количество спортсменов-католиков, которые часто ходили молиться", - рассказывает Адольф Шаевич.

"Вот побудут с утра мусульмане, затем запрут комнату - им все же интереснее пойти на стадион или еще куда-то", - добавляет Мицкевич.

Вальтер Артурович вспоминает, что католические священники прибыли в Москву из Литвы, и он всегда с любопытством наблюдал за их обрядами.

"Католиков было трое, в черных мантиях до пят. Они каждое утро, каждый день молились и вспоминали Голгофские страдания Иисуса Христа", - говорит Мицкевич.

По словам Шаевича, представители всех конфессий дружно общались между собой и каждый день делились впечатлениями о соревнованиях.

"Мы общались практически со всеми священнослужителями: православными, мусульманами. Мы, собственно, жили в одной гостинице, общение было тесным, обменивались впечатлениями. В основном шли разговоры о спорте", - подчеркивает Шаевич.

В вестибюле культурного центра стояли большие японские телевизоры, кроме того, экраны были и в ресторанах - по ним транслировали соревнования. Раввин отмечает, что, как большой любитель спорта, использовал любую возможность, чтобы отслеживать ход соревнований.

Шаевич вспоминает, что после Игр нужно было отчитаться "перед органами". И в Совете по делам религий при Совете Министров СССР он так и доложил: "Религиозных мероприятий не было, никто молитвенников (сборник молитв - ред.) не просил и не приходил".

© Sputnik / Сергей Гунеев
Ирландские спортсмены, члены национальной олимпийской команды во время службы. Олимпийская деревня. XXII летние Олимпийские игры.

"В Олимпийской деревне не было никакой рекламы молитвенных залов. Нужно было все-таки большими буквами написать табличку: "Молитвенная комната", чтобы было ясно, что здесь храм. Этого не было. Как спортсмену понять, что это место для того, чтобы пообщаться с Богом, со священнослужителями?! Поэтому, в основном, придешь в деревню и не знаешь, куда ткнуться", - сетует Мицкевич.

Слова протестантского священнослужителя подтверждает и советский спортсмен-конник Юрий Сальников, который завоевал бронзу в личном первенстве на XXII Олимпийских играх в Москве.

"Я не видел молельные залы в деревне, и я туда не попал. Я и крещен, и в Бога верую. И если бы знал о молитвенных комнатах в деревне, то зашел бы туда. Говорю это искренне", - признается Сальников.

"В Москве в любой храм верующий спортсмен мог зайти, это не возбранялось. Но официально заявить, что я человек религиозный и участвующий в Олимпийских Играх - это тогда был нонсенс. Все молчали", - добавляет православный священник Николай Соколов.

Кинозал и сувенирные лавочки - как служители проводили досуг в деревне

Священнослужителям приходилось придумывать себе различные развлечения, чтобы скоротать время.

"Время-то тягостное, когда никто не приходит. Я довольно часто посещал кинотеатр, там крутили лучшие советские фильмы, и зал был всегда пустым", - говорит Мицкевич.

Еще Вальтер Артурович любил гулять по Олимпийской деревне с "чудесными парикмахерскими и разными сувенирными магазинчиками".

"Я с удовольствием приобрел в магазинах открытки с храмами, нашими достопримечательностями, с картиной Иванова "Явление Христа народу", - вспоминает Мицкевич.

Также в Олимпийской деревне постоянно устраивали по вечерам дискотеки и организовывали концерты с участием звезд советской эстрады.

"Приезжали наши ведущие артисты: Лев Лещенко, Владимир Винокур, Эдита Пьеха, Людмила Зыкина. В обычное время на их концерты непросто было попасть. Там я познакомился Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Он с удивлением отнесся к тому, что раввин тоже есть в религиозном центре деревни", - говорит Адольф Шаевич.

"Я не забуду, как Зыкина пришла в молитвенную комнату и сказала: "Да, конечно, Бог есть, как нету Бога… Надо людям давать больше возможностей слышать о Боге". Это было так приятно слышать, что представитель нашей интеллигенции, культуры заявляет: надо учить людей морали, духовной нравственности", - вспоминает Мицкевич.

Соборную мечеть чуть не снесли ради олимпийской стройки

Московская соборная мечеть в 1980 году стала местом паломничества спортсменов-мусульман и официальных делегаций из стран Ближнего Востока. Однако накануне Игр религиозным деятелям пришлось бороться за это здание. Для строительства СК "Олимпийский" был снесен почти целый квартал исторической застройки. Эта участь грозила и мечети. Прецеденты были. Так, при возведении Олимпийской деревни была снесена православная церковь.

"Мой отец Абдулкадир Валитов писал во все инстанции. Мол, вы проводите спортивное мероприятие международного уровня. А когда приедут гости из арабских стран, куда вы их будете водить?!" - рассказывает имам мечети в Отрадном "Ярдям" Исмаил-хазрат Валитов.

К тому же, за мечеть вступились послы Египта и Саудовской Аравии в СССР. В результате, власти отменили свое решение о сносе.

"Во время Олимпиады в Московскую Соборную мечеть приезжали иностранные делегации и те спортсмены, у которых не было соревнований в определенные дни. Там вместе со всеми мусульманами-прихожанами они совершали намаз. Это было при мне, я видел это", - вспоминает советник председателя Духовного управления мусульман России Харис Саубянов.

Другой сын Валитова Ислам-хазрат утверждает, что в мечеть приходили и советские спортсмены.

Как служители попадали в Олимпийскую деревню

Для аккредитации в Олимпийской деревне Совет по делам религии должен был подобрать и подготовить "проверенных служителей культа православных и католических священников, лютеранских пасторов, раввина, имама, буддиста". Однако Мицкевич и Шаевич утверждают, что специальный отбор для служения в Олимпийской деревне они не проходили.

© Sputnik / Борис Приходько
Московская соборная мечеть.

"Именно благодаря Олимпиаде я стал Московским раввином. Я в 80-м году как раз получил раввинский диплом, вернулся после учебы из Будапешта. Я был первым раввином в СССР, получившим образование при советской власти. Поскольку я родом из Биробиджана (столица Еврейской автономной области в РФ - ред.), меня хотели отправить туда. Но тут случилась Олимпиада, и меня на это время оставили в Москве, дали поработать на Играх", - комментирует Адольф Соломонович.

К Играм из Америки в Москву прислали тысячи молитвенников

США бойкотировали ОИ-80, и американские спортсмены не приехали на Олимпиаду в Москву. Однако литература по иудаизму для молитвенного зала была отправлена из США специально к Играм.

"Мы именно к Олимпиаде получили из Америки от раввина Артура Шнайера по несколько тысяч молитвенников, пятикнижий Моисея, экземпляры Торы. В Союзе в связи с Играми нам разрешили принять большое количество религиозных изданий. Часть из них я привез и в Олимпийскую деревню. Православные и мусульмане, по-моему, тоже получили большое количество книг из-за рубежа", - рассказывает Адольф Соломонович.

130
Темы:
Олимпиада-80 (44)

Дистанция для опытных: как пройдут соревнования "Swim Sukhum"

457
(обновлено 11:00 05.08.2020)
Заплыв "Swim Sukhum" проходит в Абхазии уже три года подряд и включает в себя соревнования по бегу с преодолением водных дистанций.

СУХУМ, 5 авг – Sputnik. Третий сухумский заплыв "Swim Sukhum" состоится в столице в субботу 8 августа, рассказал в интервью радио Sputnik президент Федерации триатлона Абхазии Борис Барциц.

По его словам, в этом году организаторы ввели новую дистанцию – 2700 метров и назвали ее "Сухумская бухта". Участникам этого заплыва предстоит проплыть от причала ресторана "Апра" к Мокко-пляжу. Он отметил, что если в этом году получится успешно организовать заплыв, то в следующем году будет открыта новая, еще более длинная дистанция.

"Если на дистанциях от 50 до 1000 метров принять участие могут все желающие, то на эту дистанцию будем допускать только тех, у кого есть опыт в плавании. Эта дистанция интересная и сложная, так как будет и сильное течение, и, возможно, волны", - рассказал он.

Для обеспечения безопасности на новой дистанции организаторы обратились к специалистам МЧС Абхазии, сухумскому яхт-клубу и столичному серф-сообществу.

"Если будут желающие, пишите и звоните нам. Мы подскажем, как можно помогать участникам этого заплыва. Чем больше поддержки будет на воде, тем легче организовать заплыв", - добавил Барциц.

Помимо дистанции "Сухумская бухта", организаторы подготовили две детские дистанции – плавание 50 метров плюс бег 100 метров, плавание 50 метров плюс бег 100 метров и заплыв в 50 метров.

Взрослые, также могут поучаствовать в заплывах на 100 метров плюс бег 200 метров, а также плавание 100 метров плюс бег 200 метров и плавание 100 метров.

Смотрите также:

457
Футбольное поле

"Ерцаху" обыграл "Самурзакан" в первом матче чемпионата Абхазии по футболу

368
В рамках 27-го чемпионата Абхазии по футболу будет проведено два круга по семь туров в каждом и по 21 игре за круг.

СУХУМ, 4 авг – Sputnik. В первой игре чемпионата Абхазии по футболу очамчырский "Ерцаху" обыграл галский "Самурзакан" со счетом 1:0, сообщил корреспонденту Sputnik директор Футбольной лиги Абхазии Виталий Федоренко.

"Игра проходила корректно, в первом тайме очамчырцы имели пять моментов, но не забили гол, у галцев был один момент, который они также не реализовали. Во втором тайме вторую желтую карточку получил футболист "Самурзакана", после чего его удалили. За это нарушение правил был назначен пенальти", - отметил он.

Ударом с одиннадцатиметровой отметки очамчыркий "Ерцаху" вышел вперед – 1:0. Мяч был забит на 82-й минуте, с таким счетом игра и завершилась.

В рамках чемпионата Абхазии по футболу будет проведено два круга, по семь туров в каждом и по 21 игре за круг. Так как в турнире участвует нечетное количество команд, одна команда будет пропускать тур.

В предыдущем 26-м чемпионате Абхазии участвовало шесть команд – "Нарт", "Гагра", "Рица" "Афон", "Самурзакан" и "Динамо" Сухум.

В сентябре 2019 года команды "Афон" и галский "Самурзакан" отказались выступать из-за финансовых проблем, после чего Федерация футбола посчитала нецелесообразным проводить чемпионат и Кубок республики.

Читайте также:

368

Первый с марта: возобновилось железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией

317
(обновлено 11:02 09.08.2020)
Поезда между Россией и Абхазией перестали ходить в конце марта в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

СУХУМ, 9 авг – Sputnik. Железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией возобновилось, 9 августа на железнодорожный вокзал столицы Абхазии прибыл поезд Санкт-Петербург-Сухум.

За полчаса до прибытия первого поезда, на вокзале собрались встречающие, которые не скрывали радости от этого события. Поезд доставил пассажиров на несколько минут раньше намеченного времени, вагоны не были переполнены людьми, в Сухум приехали несколько десятков человек, как рассказали проводницы, многие пассажиры сошли в Сочи и Адлере.

Среди пассажиров была Валентина из Твери, по ее словам, она с нетерпением ждала возобновления железнодорожных рейсов с Абхазией, так как для нее это самый удобный транспорт.

"Я приехала к своей знакомой, чтобы посмотреть на ваш очаровательный край, о котором много слышала. Он настолько красив и богат достопримечательностями, что многие люди в России хотят приехать в вашу республику. Я с нетерпением ждала поезда, так как он напрямую доставил меня из нашего города без пересадок", - подчеркнула она.

© Sputnik
Прибытие поезда Санкт-Петербург - Сухум

Ранее, заместитель генерального директора РУП "Абхазская железная дорога" Игорь Маргания сообщал, что согласно распоряжению правительства Российской Федерации по снятию временных ограничений на пересечение границы, РЖД предложило восстановить международное сообщение с Абхазией.

9 августа на железнодорожный вокзал Сухума пребудет поезд Москва-Сухум, который будет ходить ежедневно. С 15 августа в республику будет приезжать поезд Самара-Сухум. 

Помимо этого, РЖД планирует запустить туристический поезд Туапсе-Гагра.

Желознодорожное сообщение между Россией и Абхазией было приостановлено в связи с пандемией коронавируса, чтобы не допустить распространение инфекции.

Российско-абхазская граница была открыта 1 августа.

Читайте также:

 

 

317