Фрагмент Капитолия - здание Конгресса США в Вашингтоне. Архивное фото.

США и Китай могут вступить в конфронтацию, но могут избежать войны

57
(обновлено 09:39 19.10.2015)
Вероятность возникновения конфликтов между Пекином и Вашингтоном высока, события могут легко выйти из-под контроля и привести оба государства к войне, пишет The National Interest.

СУХУМ, 18 окт — Sputnik. Президент США Барак Обама и лидер КНР Си Цзиньпин не верят в неизбежность войны между Вашингтоном и Пекином. Однако, по мнению  политолога С. Н. Йаффе, на пути сосуществования двух государств на международной арене лежит множество "ловушек Фукидида".

Так называемая ловушка Фукидида — это ситуация, описанная древнегреческим историком Фукидидом в "Истории Пелопоннесской войны", когда обе стороны конфликта, Делосский союз (Афины) и Пелопонесский союз (Спарта), оказались заложниками "ловушки" — неизбежной войны, вызванной ростом Афинского могущества и страхом Спарты перед усилением Афин. Современные исследователи и теоретики международных отношений используют "ловушку Фукидида" для описания взаимоотношений между США ("управляющей державой") и Китаем ("восходящей державой").

Эксперт отмечает, что глава КНР Си Цзиньпин высказал отношение к этой теории, выступая в американском Сиэттле в рамках своего визита в США: "Такой вещи, как "ловушка Фукидида", не существует, но когда большие государства снова и снова допускают стратегические просчеты, они могут создавать такие ловушки для себя сами". Позже и американский президент Барак Обама заявил, что не верит в неизбежность войны между Пекином и Вашингтоном: "Соединенные Штаты приветствуют восхождение Китая, являющегося мирным, стабильным, процветающим и ответственным игроком на международной арене".

И Обама, и Си поспешили опровергнуть предположения о "неизбежности войны" между двумя странами, но, судя по комментариям двух лидеров, они не имеют четкого представления о том, что Фукидид понимал под "неизбежностью", считает политолог.

"Попадание в ловушку Фукидида само по себе не означает, что война неотвратима. Это означает, что напряжение в сино-американских отношениях неизбежно будет накаляться ввиду меняющегося баланса сил и появления привлекательных, но в то же время опасных трактовок "национального интереса", — отмечается в статье.

"Неизбежной войну сделал рост афинского могущества и страх, который этой вызвало в Спарте", — цитирует политолог "Историю" Фукидида.

По его мнению, затруднения при понимании "ловушки Фукидида" вызваны неоднозначностью трактовки греческого слова anankazo (от ananke — неизбежность, судьба, нужда, необходимость). "Объясняя предпосылки к началу войны, Фукидид последовательно выделяет могущество Афин, страх Спарты и необходимость, либо принуждение", — пишет Йаффе.

Термин "необходимость" (ananke) неоднократно появляется в "Истории Пелопонесской войны", замечает эксперт. Он относится не только к "необходимым" действиям сторон, но и к внешним силам — таким, например, как равновесие сил, но чаще всего он затрагивает сферу взаимодействия между двумя действующими силами. "Необходимость" также может быть применима в контексте их национальных интересов, под которыми могут пониматься не только стратегические обстоятельства, но и восприятие этих обстоятельств акторами.

"Пелопонесская война стала неизбежной (или, другими словами, необходимой), когда Афины и Спарта уже не видели ей альтернативы", — пишет политолог. По мнению Йаффе, США и Китай должны с особым усердием стараться избежать именно такого сценария в условиях особой взаимосвязанности их путей развития.

Изменение баланса сил между США и Китаем определенно повлияет на восприятие обеими странами своих национальных интересов, добавляет эксперт. С возникновением неизбежных конфликтов правящие элиты должны будут применить предельно аккуратные методы управления кризисами, поскольку события могут легко выйти из-под контроля. Стратегические интересы двух государств в этом случае будут артикулироваться гораздо жестче, а поле для поиска компромисса — сужаться. Именно такая динамика развития сино-американских отношений повысит вероятность "стратегических просчетов" и неизбежно двинет конфликт в сторону войны.

"Обама и Си были правы, отрицая неизбежность войны. Они могут попасть в другую ловушку Фукидида, если откажутся признать наличие глубоких противоречий, появления которых не удастся (и более того, уже не удается) избежать в связи с изменением равновесия в отношениях США и Китая", — заключает политолог.

57
Теги:
двусторонние отношения, международные отношения, воины, си цзиньпин, барак обама, Китай, США

Может ли Турция вытеснить Россию из Закавказья

16
(обновлено 10:03 01.10.2020)
Россия и Турция вместе уже добились очень многого — и еще больше могут сделать, если продолжат координировать свои усилия на мировой арене, считает автор РИА Новости.

Война в Карабахе может привести к потере нашего влияния в Закавказье — именно об этом все чаще говорят в России, одни с тревогой, другие (вечные борцы с русским империализмом) с надеждой. И если Россия потеряет, то приобретет, конечно же, Турция — поэтому, дескать, нужно решительно поддержать одну из сторон конфликта, предупредив турок о недопустимости вмешательства. Иначе все потеряем — Армения проиграет и разочаруется в России (и переориентируется на Запад), а Азербайджан убедится в эффективности турецкой поддержки и тоже охладеет к Москве. Турция же станет самой влиятельной силой на Южном Кавказе и начнет активнее ставить палки в колеса России на других направлениях, в первую очередь сирийском и ливийском. В общем, вернутся времена русско-турецких войн, пишет Петр Акопов для РИА Новости.

© Видео Ruptly, Sputnik, Министерство обороны Азербайджана, Администрация президента Азербайджана, Офис премьер-министра Армении

Эта концепция в целом ущербна и неправильна — Россия не будет никого поддерживать в этой бессмысленной войне и добьется ее скорого прекращения, не потеряв при этом влияния в регионе. Однако все эти страхи части нашей публики активно подпитывают громкие заявления турецких руководителей. Которые, в отличие от российских, не только не призывают к прекращению огня, но и всячески поддерживают Баку, попутно упрекая Россию. То Эрдоган скажет, что сейчас нагорнокарабахский конфликт должен быть решен раз и навсегда, а великие державы не должны давать ему советов по этому вопросу:

"США, Россия и Франция не могут решить этот вопрос около 30 лет. <...> Группа, называемая "минской тройкой", не решила эту проблему. Более того, она сделала все возможное, чтобы не решить эту проблему. Теперь они лишь умничают и временами угрожают. Пришло время расплаты. Азербайджан сам должен отрезать свою пуповину".

То министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявит, что "мы вместе с Азербайджаном и за столом переговоров, и на поле боя. Это не пустые слова. Какая бы помощь ни понадобилась Азербайджану, мы готовы ее оказать". А заодно и обратится "ко всей мировой общественности, в частности к ОБСЕ", с протестом против двойных стандартов:

"Сегодня мы сообща поддерживаем территориальную целостность Украины и Грузии. Это обоснованная и верная позиция. Однако когда дело касается Азербайджана, то Азербайджан, чьи земли были оккупированы, ставят на одну чашу весов со страной-оккупантом Арменией. Эта позиция в корне неверна и несправедлива".

То есть Турция напоминает России о своем непризнании Крыма, о том, что не поддерживает Россию в вопросе Южной Осетии и Абхазии, а теперь еще и игнорирует призывы Москвы прекратить подливать масло в огонь. Неужели Эрдоган решил перейти черту в отношениях с Путиным, поставить под удар русско-турецкое взаимодействие? Причем если после того, как турки в ноябре 2015-го сбили наш Су-25 , замороженные на девять месяцев отношения удалось восстановить, то новой ссоры они могут и не выдержать.

© Видео Ruptly, Sputnik, Министерство обороны Азербайджана

Нет, несмотря на всю воинственную риторику, Турция не хочет рисковать отношениями с Россией — и не будет вмешиваться в армяно-азербайджанскую войну. Сообщения о переброшенных из Сирии боевиках, как и об уничтожении армянского Су-25 турецким F-16, относятся к дезинформации. Однако политическое вмешательство Турции, конечно, есть — и оно уже приобрело внушительные масштабы. Зачем это Анкаре, чего она добивается?

Хочет вытеснить Россию с Южного Кавказа? Но это нереально — Кавказ несколько веков был зоной соперничества и столкновений России и Турции, по итогам которого он оказался в составе нашей страны. Распад СССР не означал ухода Закавказья из российской зоны влияния — даже сложные отношения, а потом и война с Грузией (не сумевшей принять того факта, что ее распад стал следствием развала СССР, которого она же активно добивалась) не лишили Москву контрольного пакета влияния в регионе. Да, Турция давно уже скупила половину Грузии, да, с Азербайджаном у нее "два государства одного народа" — но исторически, экономически и человечески все три республики очень плотно завязаны на Россию. Даже не имеющая дипломатических отношений с Российской Федерацией Грузия нуждается в России: живущие в России грузины, в том числе и владеющие крупным бизнесом, приезжающие русские туристы, внушительная российская собственность в самой республике. Да, Грузия пытается играть с НАТО — но географию не обманешь, а Россия категорически против вступления несостоявшегося государства в Североатлантический альянс. При этом Москве нет особого дела до ползучего отуречивания грузинской экономики.

Турция может и дальше усиливать свое влияние в Закавказье, но только не пытаясь делать ставку на вытеснение России из региона, не за счет игры на ослабление российских позиций. А именно последнее сейчас и пытается сделать Эрдоган. Поддержка войны в Карабахе нужна ему для того, чтобы Россия согласилась на совместную с Турцией работу по урегулированию карабахского вопроса. По сути, именно об этом и сказал Чавушоглу:

"Были предложения от нашего президента Путину, также проводились обсуждения с Лавровым, однако этот конфликт так и не нашел своего решения. Как мы вместе действуем в Сирии, так пытались и здесь, но не удалось. Говорят: пусть остановится война. Пусть. Нужно объявить перемирие, но при этом Армения должна уйти с оккупированных территорий. Говорится ли это? Нет. Тогда как вопрос будет решен? <...> Уже тридцать лет длятся эти переговоры, которые не приносят результатов. И ничего конкретного для решения вопроса они не предлагают. Мы спокойным языком пытаемся донести нашим партнерам эту информацию. Но говорить это лишь за столом переговоров недостаточно. Это как обращение к глухому. Поэтому важно вести подобные процессы и за столом переговоров, и на поле боя. Что мы и делаем. И мы уже много раз наблюдали пользу от такого подхода".

Глава турецкого МИД не видит противоречий — мол, если в Сирии сумели с Россией договориться, то почему здесь нельзя сделать так же? Нельзя — потому что в Сирии к моменту появления там России уже четыре года шла война, а в Карабахе она закончилась в 1994-м. Нельзя — потому что хотя Сирия относится к зоне жизненных интересов Турции точно так же, как и Армения с Азербайджаном относятся к российской зоне интересов, в Сирии Турция не имела решающего влияния. И не могла в одиночку ничего сделать — шла гражданская война, множились боевики ИГИЛ*, действовало немало других внешних игроков, включая Соединенные Штаты. Взаимодействие с Россией, укрепившей Башара Асада, было в конечном счете выгодно Турции, потому что помогало ей защитить свои интересы на севере Сирии. Но зачем Москве кооперироваться с Анкарой в Карабахе? Чтобы развязать войну, в которой Россия категорически не заинтересована?

© Sputnik / Пресс-служба Правительства Армении

Чтобы помочь урегулировать карабахский вопрос за столом переговоров? Однако появление Турции в качестве посредника или представителя Азербайджана лишь напугает армян. И самое главное: зачем России помогать укреплению позиций Турции в зоне наших жизненных интересов? Потому что турки и азербайджанцы — это практически один народ?

Но русские и украинцы тоже едины, однако Турция поддерживает ставку Запада на атлантизацию Украины. При всей положительной динамике роста самостоятельности Турции при Эрдогане, приведшей и к ослаблению ориентации на Запад, и к укреплению отношений с Россией (самым знаковым событием тут стала покупка С-400), Турция все еще остается членом НАТО. Альянса, явно направленного не просто на сдерживание России, но и на вытеснение нашей страны со всего постсоветского пространства. Турция хочет быть влиятельной силой на Кавказе в качестве национального государства, а не члена НАТО? Ну так это сейчас так, а что будет через десять лет? Или — если Эрдогана сменят верные атлантисты?

Вот когда Турция выйдет из НАТО и вступит, скажем, в Евразийский союз, тогда она окажется в едином пространстве с тюркскими народами бывшего СССР — тем же Казахстаном, а там и Азербайджан непременно подтянется.

Сейчас же Турция может поучаствовать в закавказской политике только одним способом — перестать призывать Азербайджан разрубить карабахский узел силой. Армяно-азербайджанский конфликт все равно не имеет военного решения, не говоря уже о том, что российское присутствие и влияние делает войну бессмысленной. Россия и Турция вместе уже добились очень многого — и еще больше могут сделать, если продолжат координировать свои усилия на мировой арене.

Было бы абсолютным безумием ставить под удар весь комплекс российско-турецких отношений из-за тяжелейшего, не требующего немедленного решения (да и не имеющего его) карабахского узла, и можно быть уверенным в том, что Реджеп Эрдоган на такое точно не способен. Громкие слова, но стратегическое видение (в первую очередь национальных интересов Турции), рациональные поступки и умение договариваться с Владимиром Путиным — вот что отличало 17 лет их взаимоотношений, ставших временем небывалого подъема российско-турецкой кооперации. Направленной в будущее — а не к попыткам переиграть итоги русско-турецких войн за Кавказ.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

16
Рейд миграционной службы

Первая группа граждан Узбекистана сможет покинуть Абхазию в начале октября

318
(обновлено 09:51 01.10.2020)
Около 400 граждан Узбекистана не могут выехать из Абхазии на родину из-за действующих на российско-абхазской границе ограничений на пересечение ее иностранцами.

СУХУМ, 1 окт - Sputnik. Первую группу граждан Узбекистана, в которую войдут женщины, беременные, пожилые и дети, планируется направить из Абхазии в Узбекистан в начале октября 2020 года, сообщает оперативный штаб МИД республики. 

Как говорится в сообщении внешнеполитического ведомства, около 400 граждан Узбекистана, находящихся на территории Абхазии, обратились в Посольство республики в России и Генеральное консульство в Ростове-на-Дону с просьбой оказать содействие в их возвращении на родину.

МИД Узбекистана повторно направил соответствующие обращения российской стороне для получения разрешения гражданам своей страны пересечь российскую границу для их репатриации на родину.

Отмечается, что остальные граждане будут возвращены в Узбекистан по мере получения разрешения российской стороны на транзитное пересечение государственной границы. 

Пересекать российско-абхазскую границу официально могут граждане России и Абхазии, а также граждане Донецкой и Луганской народных республик и жители Украины, имеющие прописку в ДНР и ЛНР. Граждане иных иностранных государств не имеют права пересекать границу в обоих направлениях.

Читайте также:

318

Саперы очистили полигоны после учений "Кавказ-2020" в Абхазии

9
(обновлено 11:24 01.10.2020)
Общая площадь очищенной от боеприпасов территории составила более 20 гектаров в горах и прибрежной местности.

СУХУМ, 1 окт - Sputnik. Саперы российской военной базы ЮВО в Абхазии очистили полигоны в Цабал и Нагвалоу от неразорвавшихся боеприпасов после проведенного практического этапа стратегического командно-штабного учения (СКШУ) "Кавказ-2020". Об этом сообщает пресс-служба ЮВО.

Военные инженеры обнаружили и уничтожили около 100 неразорвавшихся боеприпасов различного типа.  

В ходе поисков саперы были оснащены неконтактными миноискателями ИНВУ "Коршун", селективными переносными индукционными металлоискателями "ИМПС", а также защитными костюмами сапера ОВР "Сокол".

Найденные взрывоопасные предметы были уничтожены на месте.

Весь личный состав, задействованный в очистке полигонов от боеприпасов, прошел предварительную подготовку в специальных учебных центрах Минобороны России.

Всего на учениях СКШУ "Кавказ-2020", в течение прошедшей недели военнослужащими оборонных ведомств России и Абхазии было израсходовано более 20 тысяч боеприпасов крупного калибра и около 500 тысяч боеприпасов для стрелкового оружия.

Читайте также:

9