СУХУМ, 13 янв — Sputnik. Слова президента США Барака Обамы, который назвал Украину "государством-клиентом" России, вызвали недоумение в США.
В своем ежегодном обращении к конгрессу Обама заявил, что, несмотря на сокращение экономики, "Россия направляет ресурсы на поддержание Украины и Сирии — государств-клиентов", которые "ускользают из ее орбиты влияния". Слово "клиенты" отсутствует в тексте речи, распространенном перед ее началом, и стало импровизацией президента.
"Обама думает, что Украина — "государство-клиент" России? Неудивительно, что он не поставляет Киеву оборонительное оружие", — написал в Twitter колумнист газеты Washington Post Джексон Дил.
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер назвал высказывание Обамы о поддержке Украины "странной фразой". "Скорее уж Москва направляет ресурсы на дестабилизацию Украины", — предположил Пайфер.
Глава Фонда Карнеги за международный мир Эндрю Уайс высказал предположение, что Обама имел в виду поддержку Россией не нынешних, а прошлых властей Украины во главе с президентом Виктором Януковичем. Уайс считает, что назвать Украину "государством-клиентом" можно было тогда, когда Россия в 2014 году одолжила Украине 15 миллиардов долларов.
Конгрессмен от Иллинойса Питер Роскэм раскритиковал Обаму за непонимание международной политики. "Когда нашего друга и союзника Украину называют "государством-клиентом" России, это тревожный знак того, что нет понимания геополитических реалий", — заявил Роскэм в Twitter.
СУХУМ, 25 фев - Sputnik. Больше недели они не могут читать новости местных изданий через соцсеть. Противостояние интернет-компаний с Канберрой, как выяснила Галия Ибрагимова для РИА Новости, внезапно затронуло и Россию.
"Оттава в авангарде битвы против Facebook и Google. Мы не отступим, даже если технологические гиганты заблокируют весь контент. Канада пойдет дальше Австралии", — пообещал министр наследия Канады Стивен Гильбо, курирующий разработку закона о взаимодействии новостных интернет-агрегаторов с местными издателями.
Законодатели создадут так называемую канадскую формулу — свод юридических положений, обязывающий интернет-гиганты платить "справедливую цену" за размещение публикаций локальных СМИ. Гильбо пояснил: канадские журналисты давно бьют тревогу и жалуются на падение доходов из-за действий соцсетей и новостных агрегаторов.
"Если мы обяжем "большую двойку" — Facebook и Google — платить, то наши СМИ заработают дополнительно до 490 миллионов долларов. Обратная ситуация, особенно в условиях пандемии, чревата дальнейшим падением доходов и рабочих мест в медиасфере", — объяснил канадский министр.
Опыт Австралии, обязывающий Facebook и Google заключать сделки с новостными агентствами и отчислять им средства за контент, канадцы хотят взять за основу. Но, учитывая специфику местных СМИ, адаптируют "австралийский кейс" под себя.
Гильбо отметил и подход Франции к этой теме — более деликатный, в отличие от ультиматумов австралийских властей. Париж призывает "большую двойку" заранее договариваться с местными журналистами об использовании контента.
"Мы пока решаем, какая модель для нас лучше. Полагают, что скоро пять, десять, пятнадцать стран примут аналогичные правила. Пойдет ли Facebook на разрыв отношений с Германией или Францией так же легко, как с Австралией или Канадой?" — задался вопросом Гильбо.
"Австралийский случай", на который ссылаются канадские власти, всколыхнул медиаиндустрию в начале февраля. Канберра разработала законопроект, обязывающий социальные сети и поисковые сервисы платить СМИ за показ местных новостей. Документ под названием "Кодекс ведения переговоров с новостными медиа и цифровыми платформами" призывает "большую двойку" заключать с австралийскими СМИ контракты и выплачивать авторские гонорары. Бонусы полагаются даже за размещение ссылок на новостные статьи.
Facebook и Google сперва возмутились и обвинили австралийские власти в лоббировании интересов медиамагната Руперта Мердока. Он владеет ведущими СМИ в Америке и Европе, но наиболее весомые активы у него в Австралии. Мердок из Мельбурна, на родине ему легче отстаивать бизнес-интересы и влиять на власть. Пользователи соцсетей не раз язвительно называли австралийское правительство "подразделением медиахолдинга Мердока News Corp". Интернет-гиганты заявили, что магнат хочет нажиться на новом законе.
Австралийские власти пояснили: разработку закона ведут с подачи комитета по надзору за конкуренцией и потребительскими правами. Этот орган много лет наблюдает и оценивает, как Google и Facebook действуют на местном онлайн-рынке. В 2019 году его сотрудники представили доклад о том, как интернет-гиганты отбирают прибыль у локальных СМИ. Больше всего австралийских журналистов возмущает то, что рекламодатели отказываются от сотрудничества с медиа в пользу соцсетей и поисковиков, говорится в документе.
"Большая двойка" парировала: такая ситуация характерна для любой страны. Пользователи делятся на страницах новостями. Как правило, большинство ссылок — медиаконтент стран, откуда люди ведут аккаунты. В таком случае Google и Facebook во всех государствах присваивают себе доходы от рекламы, сделала вывод Канберра.
Законопроект прошел все этапы обсуждения и в ближайшие дни австралийские парламентарии планируют его утвердить. Правки возможны, но о серьезном пересмотре не может быть и речи, предупредили они. Google согласился на уступки: на той неделе он заключил трехлетний контракт с News Corp.
Мердок получит отчисления за выдачу в поисковике материалов собственных СМИ. Речь не только об австралийских медиа. Google добился права на использование контента ведущих американских и британских медиа, принадлежащих медиамагнату. Австралийские журналисты выяснили: за три года интернет-гигант заплатит News Corp до десяти миллионов долларов.
Facebook не уступил и пошел на обострение. Закон пока не принят, но соцсеть заблокировала австралийским пользователям доступ к новостям. Поделиться контентом местных СМИ они тоже не смогут. В бан попали страницы медучреждений и ведомств, отвечающих за ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Власти обвинили платформу в шантаже, но она объяснилась.
"Непонимание австралийских властей, как строятся отношения между Facebook и издателями, завело всех в тупик. Мы оказались перед выбором: выполнять странный закон или перекрыть доступ к новостному контенту на наших платформах в Австралии. С тяжелым сердцем мы выбираем последнее", — говорится в сообщении соцсети.
Временный компромисс все же нашли. Австралийские власти пообещали не давить на соцсеть и позволить ей самостоятельно договариваться со СМИ. Марк Цукерберг переговорами доволен.
Блокировка в Facebook австралийских СМИ неожиданно затронула и Россию. Так, главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля обнаружил, что все ссылки на публикации издания в соцсети попали в бан.
"Facebook ошибочно посчитал Russia Beyond австралийским изданием. Почему? Сложный вопрос даже для самой соцсети. Мы обратились в техподдержку, но долго дожидались ответа. Постили на странице издания мемы типа: "Facebook, выучи географию: Россия — это не Австралия". Подключили специалистов российского представительства. Но это мало помогло. Трафик просел на сорок процентов", — рассказывает Пуля.
Через неделю Facebook наконец ответил журналистам. Специалисты техподдержки признали ошибку, но пояснили: разблокируют ресурс не сразу, а после того, как бан снимут со всех австралийских СМИ. До сих пор, по признанию Пули, доступ к изданию закрыт, хотя австралийские власти и соцсеть пришли к компромиссу.
"Facebook проще перестраховаться и заблокировать все, что связано с Австралией. Единственное, что у Russia Beyond с этой страной общего, — один из наших админов несколько лет работал из Канберры. Сейчас он сотрудничает с нами из Венгрии. Но все эти детали мы указали на странице. Поэтому странно, почему нас приняли за австралийский медиаресурс", — недоумевает Пуля.
Старший научный сотрудник Института США и Канады Павел Кошкин полагает, что дискуссия между властями и технологическими гигантами обострилась после блокировки Дональда Трампа в Twitter и Facebook.
"Интернет-компании дискредитировали себя неоднозначной политикой. Кейс с баном Трампа показал государствам, что такое технологическое давление и цензура. По сути, частные компании отправили в политическое небытие бывшего президента и уничтожили его как информационную личность. Опасения австралийских и канадских властей связаны как раз с тем, что соцсети фрагментируют интернет. А это чревато политическими последствиями", — рассуждает Кошкин.
Бан Трампа подтолкнул государства объявить борьбу с монополиями цифровых гигантов, полагает собеседник агентства. "Джо Байден пытается отыграть ситуацию и говорит о доверии в интернете. Но конфликт слишком далеко зашел, и быстро объединить людей хотя бы в соцсети невозможно. Нужно общественное обсуждение. Причем участвовать должны все стороны: и политики, и интернет-гиганты, и пользователи".
Собеседники агентства сходятся во мнении, что пока конструктивный диалог о будущем между странами и интернет-компаниями не получается: все прибегают к шантажу. Но очевидно главное — власти продолжат очерчивать границы государств и в цифровом пространстве.
СУХУМ, 25 фев - Sputnik. Аналитики не спешат разочаровываться в "монете", объясняя падение обычной коррекцией на рынке. Стоит ли сейчас инвестировать в биткоин, читайте в материале Ирины Бадмаевой для РИА Новости.
Каждый день — рекорд. Шестнадцатого февраля биткоин преодолел психологическую отметку в 50 тысяч долларов. В воскресенье, 21 февраля, — 58 352 доллара.
Взлет начался, когда Tesla сообщила о закупке биткоинов на полтора миллиарда долларов. Криптовалюта тут же прибавила 23 процента.
Более того, производитель электрокаров заявил, что готов принимать оплату в "монетах". Однако, поразмыслив, глава компании Илон Маск назвал такие инвестиции "безрассудством".
"Когда у бумажной валюты отрицательная доходность, только дурак не станет искать что-то взамен. Биткоин — почти такая же ерунда, как и бумажные деньги. Ключевое слово — "почти", — написал он в Twitter. И уточнил, что действия Tesla не всегда отражают его позицию.
"Я не инвестор, а инженер", — подчеркнул Маск. Но слово не воробей. Капитализация биткоина подскочила до триллиона долларов.
Tesla не первая компания, сделавшая ставку на цифровую валюту. В прошлом году был большой спрос со стороны институциональных инвесторов. Самый яркий пример — MicroStrategy, вложившая в биткоины миллиард долларов. Страховая компания MassMutual запаслась "монетами" на сто миллионов.
"Покупка Tesla произвела психологический эффект, оправдав ожидания рынка. Стало понятно, что в условиях мягкой монетарной политики ведущих центробанков корпорации начнут размещать свободные резервы, находящиеся сейчас на счетах в банках и в наиболее ликвидных финансовых инструментах, в биткоины. Если входящие в индекс S&P 500 компании направят в криптовалюту десять процентов денежных резервов, она подорожает до 500 тысяч долларов, подсчитали в Ark Investments", — отмечает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.
Подогревают ажиотаж и международные платежные гиганты. Так, Visa анонсировала собственную систему для покупки криптовалют — продукт выпустят в конце года. Mastercard и PayPal тоже собираются развивать это направление. Предоставлять услуги по хранению цифровых валют намерены Deutsche Bank и Bank of New York Mellon.
На руку биткоину сыграла пандемия, многих лишившая стабильного дохода. "Стремительный рост, как правило, сменяется резким падением. Достаточно посмотреть на графики биткоина в 2014-м и 2017-2018 годах. Инвестировать на максимуме опасно. Но если все же решитесь, необходимо вкладывать лишь ту сумму, которую готовы потерять", — рекомендует Виктор Дорохов, преподаватель цифровой экономики в ИМЭБ РУДН.
Добыча биткоина — майнинг (подбор зашифрованного кода) — усложняется с каждым днем. И награда порой уменьшается вдвое — это называют халвинг. Третье такое событие за всю историю криптовалют произошло 11 мая прошлого года: теперь майнеры получают 6,25 биткоина вместо 12,5. А эмиссия "монет" ограниченна: их не может быть больше 21 миллиона.
Поскольку биткоин — высоко волатильный актив, коррекция неизбежна. Собственно, именно это сейчас мы и наблюдаем. Вечером в понедельник, 22 февраля, самая популярная криптовалюта подешевела почти на 17 процентов, до 46 тысяч долларов.
Однако адепты криптовалют уверены: биткоин отыграет свои позиции. Не исключено, что уже в этом году за "монету" будут давать 90 тысяч, указывает Эдуард Давыдов, партнер компании "NOA Circle".
Илону Маску коррекция биткоина влетела в копеечку. Точнее, в 15 миллиардов долларов — настолько упали акции Tesla. По данным Индекса миллиардеров Bloomberg, Маск утратил звание самого богатого человека на планете. Его опасения насчет "безрассудных" инвестиций оправдались. А реакция сотрудников на этот раз подвела.
"Каждый инвестор через некоторое время перепродает биткоин. В отличие от вложений в реальные финансовые активы, которые способны служить средством накопления, на криптовалюте можно лишь сорвать куш, зафиксировав прибыль на пике подъема.
Спекулятивная природа рынка криптовалют предполагает профессиональное управление. Поэтому там практически не осталось мелких игроков, а манипуляции крупных держателей сильно влияют на курс", — говорит Татьяна Скрыль, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Будущее биткоина очень туманно, считает собеседница агентства. Дело в том, что для него требуется очень энергоемкое оборудование. По последним расчетам, "монеты", находящиеся в обращении, потребляют около 78 терраватт в час — на уровне целой страны с населением 10-12 миллионов человек. Это вредит экологии. Поэтому, скорее всего, со временем "вредный" биткоин вытеснят более экологичные криптовалюты.
Наверное, самый убежденный противник цифровых валют — миллиардер Уоррен Баффет. По его словам, они "не имеют какой-либо фундаментальной ценности, ничего не производят, не предоставляют услуг". "С точки зрения ценности — это ноль… все, что дают криптовалюты, — это надежду на то, что в будущем кто-то заплатит за них больше, чем вы", — напоминает он.
Однако совершенно очевидно, что цифровая экономика невозможна без рынка криптовалюты. Другой вопрос — какое место займет на нем биткоин и насколько он будет стабилен.
В данный момент рынок криптовалют находится на историческом максимуме и оценивается в 1,57 триллиона долларов. Главный конкурент биткоина — Etherium, капитализация которого превышает 200 миллиардов долларов.
Также пользуется спросом токен биржи Binance. Кроме того, аналитики советуют присмотреться к VeChain, участвующему в совместных проектах с компаниями из классического финансового сектора.
"Нынешняя цена биткоина отпугивает частных инвесторов. Многие считают, что уже поздно вкладываться. Однако есть арсенал альтернативных криптовалют — так называемые альткоины. Стоимость большинства из них — меньше десяти долларов. Но не стоит забывать, что каждая "монета" — это технология, и прежде чем инвестировать в тот или иной актив, его необходимо изучить", — говорит Руслан Исмаилов, инвестиционный советник компании ООО "ПФО Холдинг".
Государству нужно следить за сверхприбыльными криптовалютами, отмечают аналитики. К слову, биткоин задумывался как децентрализованный инструмент хеджирования (страхования рисков) несовершенства банковской системы. "Однако, учитывая значение криптовалют в теневой экономике, их необходимо контролировать", — уточняет Эдуард Давыдов.
С 1 января в России официально разрешили покупать, продавать и хранить криптовалюту, но расплачиваться ею за товары и услуги нельзя. А 17 февраля Госдума одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий соответствующее налогообложение.