Дорогое удовольствие: Роскачество рассказало, какую икру покупать

320
(обновлено 11:56 28.12.2018)
Икра лососевых пород рыб, таких как горбуша, кета, нерка, семга, форель – особо ценный пищевой продукт.

СУХУМ, 28 дек - Sputnik. Эксперты Роскачества провели веерное исследование качества и безопасности икры лососевых рыб 29 популярных на рынке торговых марок. Испытания проводились по 32 показателям качества и безопасности, сообщается на официальном сайте ведомства.

Вся продукция – российского происхождения. Цена икры на момент закупки составила от 230,7 до 763,6 рубля за 100 граммов и от 317 до 1999,87 рубля за упаковку объемом до 490 граммов. Согласно результатам испытаний повышенным требованиям Роскачества соответствовала икра лососевых рыб только трех торговых марок: "Очень", "Тунайча" и "Globus".

Стандарт Качества

В России стандарт Роскачества не допускает содержания в икре антибиотиков, в том числе и потенциально опасных амфениколов, сульфаниламидов и хинолонов, которые могут незаконно добавляться в готовую продукцию. Стандарт Российской системы качества строго регламентирует содержание отстоя в упаковке – так называемого джуса (отстой, который образуется после разрушения икринок и вызван нарушениями в технологическом процессе).

Что в банке?

Из-за тенденции снижения потребления соли покупатели предпочитают малосоленую продукцию. Поэтому икру производят в основном с нижним пределом солености – 3,5–4% соли. В связи с этим готовая икра с точки зрения микробиологии является продукцией с достаточно высоким уровнем риска, требующая особых температурных условий при транспортировке и хранении. Иначе велик риск развития опасных для здоровья человека бактерий. К сожалению, в этом исследовании эксперты обнаружили нарушения по микробиологическим показателям:

  • бактерии кишечной палочки найдены в икре трех торговых марок: "Обкомовская", "Рыбный мир" и "Fine Life".
  • Повышенное количество микроорганизмов зафиксировано в икре шести торговых марок: "Каждый день", "Красное золото", "Купец", "Меридиан", "Обкомовская" и "Форвард-С".
  • Дрожжи найдены в икре пяти торговых марок: "Камчатское море", "Макаров", "Меридиан", "Обкомовская" и "Форвард-С". Дрожжи могут подпортить вкус продукта или привести к бомбажу: такая банка может вздуваться и самопроизвольно вскрываться.
  • Золотистый стафилококк обнаружен в икре трех торговых марок: "Камчатское море", "Красное золото" и "Обкомовская".

Выше перечисленная продукция не соответствует требованиям технического регламента "О безопасности рыбы и рыбной продукции".

Вместе с тем в исследованной икре не было плесени, сульфитредуцирующих клостридий, а также патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонелл. Плюс, что касается безопасности, в икре также:

  • Не обнаружены тяжелые металлы, источником которых могла бы стать морская вода и донные отложения, и пестициды.
  • Не нашли живых и мертвых личинок паразитов (гельминтов).
  • Не обнаружены следы и уж тем более превышения по антибиотикам тетрациклиновой группы, групп сульфаниламидов и хинолонов, а также левомицетина (экспертов в этом испытании интересовала рыба, выращенная в искусственных водоемах).

В икре одной торговой марки – "Купец" – эксперты обнаружили наличие уротропина. Уротропин применяли в качестве консерванта при производстве икры вплоть до 2009 года, однако в связи с гармонизацией международных требований уротропин был запрещен для использования при производстве икры зернистой лососевых рыб.

Консервы и консерванты

Чтобы лососевая икра не портилась и имела длительный срок годности, производители добавляют в нее консерванты (сорбиновую кислоту и бензоат натрия) и соль. Количество консервантов строго регламентируется техническими регламентами и ГОСТами на икру. Однако наличие консервантов обязательно должно быть вынесено в маркировку. Превышений по количеству консервантов мы не обнаружили. Однако, не смотря на отсутствие превышений по количеству консервантов, в составе икры "Курильская" не был указан бензоат натрия, который на самом деле присутствует в икре.

Вместе с химическими консервантами все производители используют натуральный и экономичный аналог – соль. В соответствии с ГОСТ 31794, оптимальный уровень содержания соли в икре составляет от 3 до 5% для 1 и 2-го сортов; по ГОСТ 18173 – 4–6 % для 1-го и 4–7 % для 2-го сорта.

Стандарт Роскачества установил универсальное, более жесткое требование к содержанию соли в количестве 3,5–5% от общей массы, вне зависимости от сорта. Во-первых, меньше соли – больше пользы для здоровья (есть рекомендации ВОЗ по нормам потребления соли в сутки). Во-вторых, много соли – это очень соленый продукт, мало соли – риск снижения консервирующего эффекта, а значит, роста микробиологии. Кстати, в ряде случаев испытания подтвердили последнюю гипотезу.

Требования действующего ГОСТа к количеству соли нарушили производители продукции девяти торговых марок: "Камчатское море", "Купец", "Макаров", "Морской царь", "Невод", "Обкомовская", "Путина", "Сахалин Рыба" и "Форвард-С".

Горбуша, кета, нерка: чья икра в банке?

Специально для гурманов и для того, чтобы понять, не обманывает ли производитель, когда указывает в наименовании икры более дорогой вид рыбы, а по факту кладет икру горбуши, специалисты ведомства провели генетические исследования и определили, соответствует ли видовой состав заявленному наименованию.

Результаты испытаний показали, что в большей части икры заявленный вид рыбы не отличается от фактического. Исключение составили продукты пяти торговых марок. Детально рассмотрим каждый конкретный случай:

В маркировках икры "Корсаков 1853" и "Сахалин Рыба" была заявлена горбуша, однако в этой икре обнаружили и ДНК кеты. Как известно, кета – более дорогая рыба, поэтому речь здесь не идет об удешевлении продукции. Возможно, это следовые количества икры кеты, попавшие в банку случайно при производстве.

В продукте под торговой маркой "Русское море", помимо заявленной икры нерки, также нашли ДНК другого вида рыбы. Опять-таки, это не похоже на нарочное удешевление продукции. Причины могут быть те же, что и в предыдущем случае.

А вот в икре "Камчатское море" и "Красное золото" подмена икры больше похожа на удешевление себестоимости продукта. В маркировке икры "Камчатское море" была заявлена нерка, а в банке по факту оказалась горбуша. Это явный обман потребителя. Горбуша при заявленной радужной форели была обнаружена и в продукте "Красное золото".

 

320
Теги:
икра
По теме
Роскачество дало советы по выбору игристого вина
Абхазские мандарины самые сочные: эксперты Роскачества нашли их с трудом
Идеальная креветка: Роскачество дало рекомендации по выбору
Здоровье дороже: Роспотребнадзор дал советы по выбору икры

Шафир: мы живем в эпоху, когда журналисты попадают под раздачу, как никогда раньше

31
(обновлено 20:18 11.08.2020)
Вице-президент Международной Федерации журналистов, секретарь Союза журналистов России, руководитель международного отдела СЖР Тимур Шафир прокомментировал радио Sputnik ситуацию с задержанием журналистов в Белоруссии.
Шафир: мы живем в эпоху, когда журналисты попадают под раздачу, как никогда раньше

9 и 10 августа в Белоруссии были задержаны российские журналисты, освещавшие выборы президента республики. В числе которых был и Семен Пегов - поэт, военный корреспондент российских федеральных телеканалов, который с 2008 по 2013 годы жил и работал в Сухуме в телекомпании "Абаза-ТВ", писал для изданий "Нужная газета", "Чегемская правда", "Новый день".

На задержание представителей СМИ отреагировали в МИДе России. Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова назвала действия белорусских правоохранителей непропорциональными в отношении российских журналистов. Союз журналистов России выразил решительный протест в связи с фактами задержания представителей российских СМИ в Белоруссии. Главный редактор RT и МИА "Россия сегодня" Маргарита Симоньян призвала власти Белоруссии и лично президента республики Александра Лукашенко освободить задержанных журналистов. Союз журналистов Абхазии также выступил с призывом к властям Белоруссии немедленно освободить журналистов, в том числе их бывшего коллегу Семена Пегова.

Вице-президент Международной Федерации журналистов, секретарь Союза журналистов России, руководитель международного отдела СЖР Тимур Шафир, комментируя радио Sputnik ситуацию с задержанием журналистов в Белоруссии, отметил, что накал агрессии в отношении представителей СМИ нарастает, и все больше вероятность того, что они могут попасть под раздачу.

"Мы сейчас находимся в ту эпоху, когда, благодаря в том числе новым технологиям, журналисты попадают под раздачу так, как никогда раньше. Кто бы мог сказать об этом полгода, год назад, что в Белоруссии произойдет такая ситуация, задерживают наших коллег, избивают, увозят в неизвестном направлении в непонятном состоянии. Мы находимся в очень тяжелый момент времени в этом отношении", - отметил Шафир.

31

Дорога перемен: какие реформы ждет Россотрудничество в этом году

129
(обновлено 22:00 11.08.2020)
Изменение названия, увеличение квот для студентов из СНГ и работа с известными артистами – лишь малая часть новой стратегии агентства.

Еще в конце июня этого года стало известно: руководителем агентства "Россотрудничество" назначен депутат Госдумы и тележурналист Евгений Примаков. В первый же день вступления на должность Примаков пообещал СМИ, что теперь ведомство ждут "большие перемены". Однако подробности раскрыл лишь 11 августа, в ходе своей онлайн-лекции. Sputnik рассказывает о самых важных деталях новой программы агентства.

Данара Курманова, Sputnik

Никакой мягкой силы

Прежде всего, новый глава "Россотрудничества" предложил партнерам агентства отказаться от термина "мягкая сила" - потому что, как признался сам, терпеть его не может.

"Это что-то непонятное и выдуманное не нами", - заявил Евгений Примаков в самом начале лекции. И пустился в объяснения: цель "Россотрудничества" изначально состояла не в применении силы, а в обеспечении международного комфорта и спокойствия. Через культурные и образовательные программы агентство создает благоприятные условия для развития как самой России, так и государств-партнеров.

Дальше – больше: по словам Примакова, "Россотрудничество" уходит и от идеи гуманитарного присутствия. "Это старый концепт, - пояснил свое решение руководитель. – Мы должны перейти от гуманитарного присутствия к гуманитарному влиянию, которое помогает сохранять мир".

В качестве примера такого влияния он привел трагедию в Бейруте, когда агентство впервые участвовало в отправке врачей на помощь пострадавшим. Данную акцию Примаков назвал символической и добавил: именно такие мероприятия способствуют, чтобы за рубежом к России относились более дружелюбно. Они показывают, что в действиях агентства нет никакой силы - лишь стремление к солидарности.

Работа в режиме нон-стоп

Прежде чем провести открытую лекцию, Евгений Примаков около месяца изучал работу "Россотрудничества" и пришел к выводу: реформы в агентстве нужно начинать с сети русских клубов.

"Они должны работать не от мероприятия к мероприятию, а постоянно, - заявил Примаков. – Это должна быть именно клубная система, чтобы участники могли прийти, когда вздумается, поговорить друг с другом, почитать книжки. Ведь эти центры за рубежом существуют именно для людей, которые нуждаются в общении с Россией".

По мнению Примакова, каждый клуб должен ориентироваться не только на молодежь, но и на более взрослые группы населения, ведь за границей проживает немало выходцев из СССР, близких уже к пенсионному возрасту. Причем каждой возрастной категории нужны индивидуальные активности.

"Нам не нужен формат мероприятий для галочки, когда гостей поят чаем", - сказал Евгений Примаков и призвал работников агентства максимально уйти от идей в стиле "День русской музыки" или "Праздник русского пельменя".

Однако в изменении режима работы русских клубов есть одна проблема. Многие русские центры находятся в зданиях посольств РФ, и просто так в них зайти нельзя. "Поэтому сейчас начнем работу с тех центров, в которых новую систему выстроить можно", - сказал Примаков.

Без знаменитостей не обойтись

Понадобится "Россотрудничеству" и грамотное продюсирование. Основной аудиторией агентства является молодежь, а молодым людям интересна поп-культура: современная музыка, книги, фильмы и сериалы. Через все это будущие студенты могут увлечься русской культурой в целом, считает Евгений Примаков.

По его мнению, важно знакомить молодежь с классикой. Но нельзя и сбрасывать со счетов увлечения и интересы, свойственные юности. "Мало кто начинал учить английский язык, чтобы в оригинале читать Шекспира, хотя такие люди тоже есть, - сказал руководитель агентства. – Для современных ребят язык – это прежде всего социальные и экономические возможности".

В связи с этим "Россотрудничество" должно приглашать больше знаменитых артистов на зарубежные мероприятия, сообщил Примаков. "Это должны быть люди, о которых говорят везде, - подытожил он. – А не только маленькие творческие коллективы, о которых будут говорить в такой же маленькой компании".

Все по-новому

Впрочем, само название "Россотрудничество" звучит не особенно молодежно и понятно для людей, не владеющих русским языком, полагает Евгений Примаков. Поэтому агентству нужен ребрендинг, и переименовать нужно не только само ведомство, но еще российские центры науки и культуры (РЦНК).

"РЦНК – это вообще ужасная аббревиатура, как и само слово "Россотрудничество". Иностранец его выговорить не в состоянии", - рассудил Примаков.

При этом ведомство сохранит официальное устоявшееся название - "Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству". Менять нужно лишь внешний бренд для нерусскоязычной аудитории. Русскоговорящих людей-то слово "Россотрудничество" не испугает. А создание нового названия для агентства повлечет за собой множество ненужных трат – как минимум, смену вывесок и официальных бланков. В конце концов, эти деньги можно потратить на что-то более полезное, считает Евгений Примаков.

Вообще, кажется, рациональность и экономия стали определяющими факторами в стратегии Примакова. Нанимать бренд-менеджеров для создания новой аббревиатуры он тоже не планирует. Вместо этого хочет устроить открытый конкурс, чтобы название агентства придумали студенты, когда-то поступившие в российские университеты через "Россотрудничество". Как объясняет эту идею сам Примаков, логика этого решения очевидна – никто не прочувствует концепцию бренда для проекта лучше, чем непосредственный участник проекта.

Упор на СНГ

Занимаясь новыми проектами, "Россотрудничество" не бросает продвижение российского образования, спешит заверить слушателей Евгений Примаков в конце лекции. "По указу президента РФ квоты по бесплатному обучению для иностранных студентов увеличат вдвое в ближайшие несколько лет. Сейчас их объем составляет 15 тысяч", - сказал он.

Более того, агентство стремится поддерживать любые образовательные проекты, связанные с Россией и русским языком, будь то крупный университет или провинциальный детский сад. "Даже если кто-то за границей во дворе создал группу и учит русские сказки, это уже прекрасно", - сказал Примаков.

Также "Россотрудничество" будет уделять больше внимания аналитике, чтобы еще лучше понимать, что интересует современную молодежь. Для этого агентство намерено кардинально изменить сайт. "Людям должно быть интересно следить за гуманитарной деятельностью России, а на наш сайт в нынешнем виде никто в здравом уме развлечения ради не полезет, - говорит Евгений Примаков. – Надо сделать его более читабельным".

Все эти действия, несомненно, требуют времени, так как агентство работает в жестких рамках – каждый проект нужно утвердить как минимум за год до старта. И тем не менее, глава "Россотрудничества" обещает, что благодаря нововведениям организация станет еще более открытой. "Это поможет бороться со старыми стереотипами, которые могли возникнуть у кого-либо в отношении нашего агентства из-за репутационных издержек, которые у нас по старой памяти, конечно, есть", - заключил Примаков.

129