Невиданное: российский спутник обнаружил неизвестные науке физические явления

CC0 / / Планета Земля
Планета Земля - Sputnik Абхазия
Подписаться
Спутник "Ломоносов" оборудован космическим телескопом для измерения энергетического спектра и химического состава космических лучей предельно высоких энергий с околоземной орбиты.

СУХУМ, 11 фев — Sputnik. Ультрафиолетовый телескоп, работающий на запущенном в 2016 году российском спутнике "Ломоносов", обнаружил в атмосфере Земли мощные световые "взрывы", природа которых пока остается неизвестной, рассказал в интервью РИА Новости директор НИИ ядерной физики МГУ Михаил Панасюк.

"С помощью телескопа мы получили более значимые результаты, чем ожидали. Похоже, мы натолкнулись на новые физические явления. Мы не знаем пока, какова их физическая природа. К примеру, во время полета "Ломоносова" на высоте нескольких десятков километров мы несколько раз регистрировали световой "взрыв" огромной мощности. А под ним все чисто, никаких гроз и облаков! Что вызывает "взрыв" — вопрос открытый", — сказал он.

Звездное небо - Sputnik Абхазия
Высокоэнергетический сигнал внеземного происхождения зафиксирован астрофизиками
Панасюк добавил, что вся земная атмосфера светится вспышками ультрафиолетового излучения, часть из которых ученым была ранее известна: это спрайты (электрические разряды в мезосфере и термосфере) и эльвы (большие слабосветящиеся вспышки в верхней части грозового облака).

Директор НИИ ядерной физики также сообщил, что фиксировать с помощью установленного на "Ломоносове" телескопа космические лучи предельно высоких энергий оказалось проблематичнее, чем предполагалось, так как атмосфера Земли сильно "засорена" иными вспышками.

Топ-7 небесных явлений, которые нужно увидеть в 2019 году>>

"Среди таких вспышек есть как природные явления, так и антропогенные — например, мы пролетаем над аэропортом и "видим" сигнальные огни. Наш телескоп регистрирует и огни городов, а также обнаруживает воздействие мощных радиостанций на верхнюю атмосферу. Все это нам, конечно, мешает в поисках следов космических частиц. Но мы научились выделять те природные явления, которые нам нужны", — рассказал Панасюк.

Космос - Sputnik Абхазия
Cпутник НАСА обнаружил две схожие с Землей планеты

Космический аппарат "Ломоносов" был изготовлен корпорацией ВНИИЭМ по заказу МГУ. Спутник был выведен на орбиту ракетой-носителем "Союз-2.1а" в апреле 2016 года во время первого в истории пуска с космодрома "Восточный".

"Ломоносов" используется для изучения транзиентных световых явлений (кратковременные вспышки) в верхних слоях атмосферы Земли и радиационных особенностей земной магнитосферы. Масса спутника составляет 625 килограммов. Спутник оборудован космическим телескопом для измерения энергетического спектра и химического состава космических лучей предельно высоких энергий с околоземной орбиты.

Млечный путь уже не тот: ученые показали новую карту нашей галактики>>

В ноябре 2018 года в работе научной аппаратуры спутника возникли проблемы, которые пока не решены.